Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Кузьмин Вячеслав Вячеславович

Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи
<
Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузьмин Вячеслав Вячеславович. Половозрастная динамика представлений о социальном времени у молодежи: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Кузьмин Вячеслав Вячеславович;[Место защиты: ГОУВОМО Московский государственный областной университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современное состояние научного изучения половозрастной динамики представлений о социальном времени у молодежи 16

1.1. Философские и естественно научные подходы к пониманию времени 16

1.2. Время как объект психологических исследований 32

1.3. Социально – психологические исследования представлений о времени в Российской и зарубежной науке .49

1.4. Выводы по первой главе 62

Глава 2. Методологические основы и технология изучения социальных представлений о социальном времени у молодежи 65

2.1 Разработка структурно – содержательной модели социальных представлений о социальном времени у молодежи .65

2.1.1 Исследование социальных представлений о социальном времени методом «свободного семантического описания» 65

2.1.2 Изучение социальных представлений о социальном времени методом «неоконченные предложения» 75

2.1.3 Исследование специфики социальных представлений о социальном времени в массовом сознании

2.2 Модель, методы и ход исследования половозрастной динамики социальных представлений о социальном времени у молодежи 90

2.3 Выводы по второй главе 101

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей и динамики социальных представлений о социальном времени у молодежи 103

3.1. Половозрастная динамика социальных представлений о социальном времени, полученная с помощью опросника «время» (Петрова Е.А., Кузьмин В.В. 2015) 103

3.2. Результаты исследования половозрастной динамики восприятия «временной перспективы» методом «опросник временной перспективы» (Зимбардо Ф. 1997) 116

3.3. Результаты исследования половозрастной динамики когнитивных и эмоциональных компонентов восприятия социального времени методом «Семантический дифференциал времени» (Вассерман Л.И. 2005) 119

3.4. Половозрастная динамика взаимосвязей структурных компонентов социальных представлений о социальном времени у молодежи 132

3.5. Типология различных социальных представлений о социальном времени у молодежи 138

3.6. Выводы по третьей главе 155

Заключение 159

Список литературы

Социально – психологические исследования представлений о времени в Российской и зарубежной науке

Далее, рассмотрим представление о времени у Аристотеля [4]. Порционно следуя Платону, Аристотель разворачивает анализ времени. Рассматривая космос как пространство вечное, он подвергает критике тезис о сотворении времени и, в связи с этим, Аристотель не рассматривает время как процесс вечный. Когда речь идет о вневременном бытии, он употребляет термин «всегда» вместо термина «вечно». В философии Аристотеля, время всегда обусловлено и рассматривается с позиции изменения или движения. Так же, Аристотель отмечает, что и само по себе время является движением и изменением, так как имеет число и может быть измерено.

«Так как время скорее всего представляется каким-то движением и изменением, то это и следует рассмотреть. Изменение и движение каждого тела происходит только в нем самом или там, где случается быть самому движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и при всем. Далее, изменение может быть быстрее и медленнее, время же не может, так как медленное и быстрое определяется временем: быстрое есть далеко продвигающееся в течение малого времени, медленное же мало продвигающееся в течение большого времени; время же не определяется временем ни в отношении количества ни качества. Что оно таким образом не есть движение – это ясно» [4, с. 215].

«Однако время не существует и без изменения. Ибо тогда не происходит никаких изменений в нашем мышлении, или, когда мы не замечаем изменений, нам не будет казаться, что протекло время, так же, как и тем ...» [4, c. 218].

Аристотель дает времени определение – «число движения», позже подобное определение будет встречаться у Декарта [42] и Лейбница [71]. Важно отметить, что, по Аристотелю, согласно его философии, время – не есть локальность одного объекта. Время в философии Аристотеля – это нечто всеобъемлющее. Рассматривая время как измеряемое число движения, Аристотель подчеркивает, что время непрерывно и несет за собой изменения от прошлого состояния к будущему, в чем собственно и заключаются особенности его измерения. Плотин [131], говорит о времени как о свойстве мыслящей сущности, наделенной умом. Понятие вечности у Плотина несколько разделяется с понятием время. Если время и ощущение времени присущи человеку познающему, то вечность — это свойство мира. «Время есть продукт созерцания, неразрывно связанный с душой, как вечность неразрывно связана с умопостигаемым миром…» [131, c. 469]. «Вечность и является источником времени, которое она наделила собственной активностью. И эта активность живет повсюду, потому что время неразрывно связано со всеми частями вселенной, подобно тому, как наша душа неразрывно связана со всеми частями тела» [131, c. 338]. Фома Аквинский [11], также разделял понятия время и вечность. Во-первых, он связывал это с конечностью времени и бесконечностью вечности. Он разделял взгляды Аристотеля на то, что время – число движения, и добавлял, что вечность – есть мера пребывания. И все предметы, имеющие некоторое изменение, подвергающиеся движению – есть временные, а не вечные.

Декарт [42], говоря о времени, утверждал, что оно существует только субъективно, только в нашем мышлении, и мы сами определяем, как измерять длительность времени. В некоторых предметах, существует их объективная величина, но время не может быть объективно, оно есть модус мышления.

Спиноза [147] во многом поддерживал идеи Декарта о времени. Он говорил о том, что существует вечность – это характеристика, присущая Богу, и вечностью является тот атрибут, через который мы познаем бесконечное существование Бога. Длительность – есть способ познания пребывающих в действительности вещей. Но время – это субъективный модус действительности, а не длительность вещей. И этот модус служит для объяснения длительности.

Ньютон [117] вводит понятие «абсолютное время». Это линейное, абсолютное время, в которое невозможны никакие вмешательства. Такое время называется длительностью. Любое относительное, или кажущееся время – есть результат его восприятия или измерения, но не время само по себе.

Лейбниц [71], разворачивая свое учение о времени, говорит о том, что оно всегда связано с движением и изменением. И именно поэтому, время не может быть абсолютным. Время не может быть пустым и линейным, оно всегда связано с динамикой, развитием, изменением, сменой состояний и процессом: «Я неоднократно подчеркивал, что считаю пространство также, как и время, чем-то чисто относительным: пространство – порядком сосуществований, а время – порядком последовательностей» [61, c. 441-442].

Свой вклад в понимание времени внес Иммануил Кант [55]. В соответствии с философией Канта, время – ни что иное как форма созерцания, способ организации объекта и субъекта. По Канту, время «определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии» [55, c. 138]. «Время как созерцание не содержит ничего, кроме отношений, оно есть форма созерцаний» [55, c. 149].

Таким образом, по Канту, время – есть форма чувства внутреннего, а не внешнего. Время – это условие для возможности созерцания, фиксации, анализа и познания. Познать, как внешний, так и внутренний мир, возможно только через сознание, и здесь время является «…условием всех явлений вообще» [55, c. 138].

Исследование социальных представлений о социальном времени методом «свободного семантического описания»

Следует так же отметить тот факт, что в данной классификации нет нормы. Возможно это связано со страхом старения. Старость воспринимается как «сокращение будущего», и эта его особенность одинаково влияет на мужчин и на женщин. Однако мужчины представляют жизнь в старости как медленную и ненасыщенную, а женщины не дают однозначных ответов. Стереотип старости влияет на оценку продолжительности жизни сильнее на людей с экстремальным локусом контроля [158]. При этом, существует тенденция нарастания в обществе геронтофобных установок, падение авторитета старости и отчуждение между поколениями [141].

Но не только отношение к времени стоит рассмотреть, но и образ этого времени в социальном понимании. У студентов образ времени представляется как продолжительность рабочего дня. У профессионалов со стажем в 10 лет, образ времени – нечто уходящее, текущее, активное. У профессионалов со стажем работы более 10 лет – образ времени связан с осознанием перспективы ухода на пенсию, а также нехваткой рабочего времени [125].

С точки зрения взаимодействия с социальным временем, Резник Ю.М., [133] выделяет три группы индивидуумов: 1. Недеятели (потребители) – ведут достаточно пассивный, а иногда пассивно-деструктивный стиль жизни. Часто ориентированы на бегство от решения проблем. Так же, ориентированы на потребление, накопление и безопасность. 2. Эго-деятели (достижители) – ориентированы на формальные ценности. Следование ситуативным установкам, информационная «всеядность», стремление к быстрому исполнению дел. 3. Эко-деятели (созидатели) –стремятся к созиданию, равновесию с природой и социальной средой. Разделяют ценности социума, проявляют толерантность, принимают разнообразие мира. Ориентированы на самосовершенствовании [86].

Важно так же рассмотреть более длительные особенности социального времени. Нестик Т.А. утверждает, что распространение единой системы мер времени предполагает централизацию власти, и как следствие – утверждение единого стандарта времени, связано с насилием. В опыте России это видно на том, как предполагались попытки изменить социальное время в соответствии с идеологией, и сопровождалось это переписыванием истории [106].

Но социальное время – не есть синоним исторического времени. Оно не движется по прямой, и, более того, имеет склонность к прерывистым и неподвижным скачкам [108].

Однако, на тот факт, что в понимание времени включено ощущение эпохи, и им детерминировано поведение людей, обратил внимание А.Я. Гуревич. Таким образом, мироощущение эпохи связано с ценностями и смыслами, которые не могут быть обособлены от времени, а напротив, относятся к нему с тем значением, которое придается всем другим категориям времени [41].

Таким образом, переосмысление прошлого и прогнозирование будущего – это важные факторы и условия самопознания, и осознания ответственности за свое время перед историей. И именно обретение ответственности является условием обретения своего времени [20].

Как следствие, составляющей социального времени, является время историческое, которое принципиально не равномерно, и эта неравномерность проявляется в плотности и разном ритме исторических событий. Так же, историческое время квантуется, и в нем очевидно выделяются следующие периоды: эпоха, эра, общественная экономическая формация. Подводя итоги параграфа, следует отметить остановиться на следующих особенностях:

Сегодня время рассматривается как социальный конструкт. То есть, воспринимаемое человеком время – это время коллективного человеческого бытия. Так же, именно время способствует развитию и протеканию социальной жизни. Более того, социальное время – исключительно социальное образование, не зависящее от физического времени. Но согласовать биологическое и социальное время, зачастую не представляется возможным, так как существует сила «принуждающего времени». Но ритм социального времени не постоянен. В зависимости от жизни общества, он способен ускоряться или замедляться. Управлять социальным временем можно на двух уровнях: это микроуровень и макроуровень. Существуют и другие уровни репрезентации времени: синхронизация биоритмов, языковые категории времени, планируемое время, культурное время. Длительность воспринимаемого социального времени и психологического времени обусловлена заполненностью временного промежутка.

Социальное время мы определяем как временная специфика существования социальных субъектов – человека, группы, организации, общества в целом. Социальное время характеризуется важными (значимыми) для конкретных респондентов в отдельном культурно-историческом периоде параметрами и одновременно универсальными маркерами, связанными физическими характеристиками времени.

Модель, методы и ход исследования половозрастной динамики социальных представлений о социальном времени у молодежи

Относительно представлений о составе времени (см. приложение №7, рис. № 2), значимых различий найдено не было, однако прослеживается слабая динамика: к 22-25 годам, у женщин ослабляется (а в последствии восстанавливается) ощущение чувства эпохи, а у мужчин – мгновений.

Представления о роли времени в жизни, несколько размыты, роли воспринимаются испытуемыми по-разному (см. приложение № 7, рис. № 3). На протяжении жизни роли имеют незначительные колебания, но только к возрасту 26-27 лет, появляется значимое различие: женщины больше воспринимают «организующую» роль времени, чем мужчины. Но время как «организатор» доминирует и у мужчин, и у женщин во всех исследуемых нами возрастах.

Ответы женщин на вопрос о влиянии времени на принятие решений разделились почти поровну с незначительной разницей. У мужчин доминирующим представлением являлось утверждение о том, что время, при достаточном его количестве, повышает качество решения (32%) (см. Приложение № 7, рис. № 4). С возрастом у мужчин эта позиция ослабевает, и развивается представление о том, что при дефиците времени ускоряется принятие решений. К возрасту 26-27 лет эта позиция становится доминирующей у мужчин, и имеет значительное отличие от позиции женщин того же возраста. Ускоряет при дефиците Облегчает при достаточном количестве Повышает качество при достаточном …

Относительно структуры современного социального времени представления женщин колеблются слабо, однако к возрасту 26-27 лет у мужчин значительно возрастает представление о том, что современное социальное время характеризуется переосмыслением прошлого (см. приложение № 7, рис. № 5)

Представления о параметрах времени, единой структуры и не имеют во всех подгруппах. Представление несет достаточно размытую структуру, но у мужчин, возрастает понимание времени как ценности и становится доминирующим в возрасте 22-25 лет, и сохраняется к возрасту 26-27 лет (см. приложение № 7, рис. № 6)

Рассмотрим представления о влиянии времени на человека. В возрасте 17 – 21 лет мужчины и женщины имеют доминирующее представление о том, что время имеет обучающее влияние на человека. У женщин этого возраста так же доминирующим представлением о роли времени является активизация человека. К возрасту 26-27 лет представление о «времени-учителе» резко падает, но возрастает представление о «времени-активизаторе» у обоих полов (См. приложение № 7, рис. № 7.)

Испытуемые обоих полов в возрасте 17-21 года возлагают надежду на то, что в будущем человечество научится управлять временем. В возрасте 22-25 лет активность этого представления у обоих полов ослабевает и возрастает надежда на то, что человечество научится переводить назад биологические часы. При этом, у мужчин, возрастает представление о том, что в будущем время ускорится. В возрасте 26-27 лет у обоих полов сохраняется представление о возможности переводить назад биологические часы. Однако у женщин развито представление о том, что человечество научится управлять временем, у мужчин это представление полностью регрессирует к возрасту 26-27 лет (см. приложение № 7, рис. № 8).

Рассмотрим представления испытуемых о прошлом (см. приложение № 7, рис. № 9). У мужчин в возрасте 17-21 лет, доминирующим представлением о прошлом, является то, что оно было таким же как современное время. К возрасту 22-25 лет, это представление ослабевает, но усиливается представление о том, что время отличалось другим ритмом. К 26-27 годам, это представление снова ослабевает, а структура представления обретает размытый характер. У женщин в возрасте 17-21 года доминирующим представлением о прошлом является то, что оно отличалось другим ритмом. Это представление остается доминирующим у всех возрастных подгрупп.

Рассматривая суть времени, испытуемые обоих полов в возрасте 17-21 года, воспринимают время как возможности. К возрасту 22-25 лет, это представление ослабевает, и у женщин доминирующим становится представление о сути времени как ценности. Так же, для обоих полов в этом возрасте, становится значимым представление о сути времени как о ресурсе. К возрасту 26-27 лет, для обоих полов, значимым представлением становится ценность и ресурс (См. приложение № 7, Рис. № 10).

Самая точная поговорка о времени, с точки зрения испытуемых в возрасте 17-21 года – это – «Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь». Поговорка обозначает необратимость времени, и исключительную ценность времени. У обоих полов это представление остается значимым к возрасту 22-25 лет, но также, значимым становится следующее представление: «Время и камни точит». Такие показатели сохраняются к возрасту 26-27 лет у мужчин, но у женщин к этому возрасту не выделяется ни одного ведущего значимого представления (См. приложение № 7, рис. № 11).

Рассмотрим, как испытуемые воспринимают время. Подгруппы обоих полов возрасте 17-21 года, показали значимые результаты по представлению «Вчерашнего дня не воротишь». Здесь снова идет речь о необратимости времени. У женщин этого возраста, значимым является представление «как ни долга ночь, а рассвет будет». К возрасту 22-25 лет, это представление становится значимым и для мужчин, для женщин оно сохраняется. Только к взрасту 25-26 лет, представления обоих полов расходятся кардинально. Для мужчин, ведущим становится представление «вчерашнего дня не воротишь», которое полностью отсутствует у женщин того же возраста. Но у них ведущим представлением становится «Как ни долга ночь, а рассвет будет». (См. приложение № 7, рис. № 12).

Рассмотрим действия испытуемых, согласно поговоркам о времени. В возрасте 17-21 года, у обоих полов ведущим представлением о деятельности является «делу время, потехе час». В процессе взросления, у мужчин эта позиция ослабевает, а у женщин усиливается. Уже к возрасту 26—27 лет, для мужчин, ведущим представлением является «один утренний час стоит двух вечерних», это показатель того, как мужчины распределяют время для деятельности. Для женщин, ведущим показателем является «делу время, потехе час» (см. приложение № 7, рис. № 13)

Результаты исследования половозрастной динамики восприятия «временной перспективы» методом «опросник временной перспективы» (Зимбардо Ф. 1997)

В следующей группе женщин, составляющими времени являются сезоны, года, времена года. И в этой группе, прошлое воспринимается как позитивное. Возможно, это связано с некоторым отсутствием конкретики (дни, часы, минуты). Время воспринимается большими интервалами, и прошлое окрашивается позитивно и эмоционально окрашено (см. приложение № 16. Табл. № 5).

Так же, обнаружена группа, в которой женщины воспринимают время, как состоящее из эпох (более длительный исторический период). И в этой группе выявлена активная направленность на будущее. Будущее воспринимается объемным, структурным и ощущаемым. При этом, нет значимых связей с прошлым и настоящим (См. приложение № 16. Табл. № 6).

При этом, те женщины, которые воспринимают время, как состоящее из кризисов, воспринимают свое прошлое структурно, хорошо ощущают будущее, склонны эмоционально его окрашивать. При таком инструментальном подходе в данной группе отсутствует восприятие настоящего, и нет значимы оценок позитивных характеристик времени. Но такое представление о времени, в большинстве случаев связано с величиной возраста. (См. приложение № 16. Табл. № 7) При этом, возрастом обусловлено и снижение представление такой роли о времени, как «определяющая» (см. приложение № 16. Табл. № 8).

Женщины, которые воспринимают, что время ими управляет, ощущают настоящее как гедонистическое. Оно оторвано от прошлого и будущего, при этом единственная и ведущая цель в настоящем – получение удовольствия. Менее значимо, но в этой группе присутствует позитивная оценка прошлого, при этом прошлое определяется как структурированное (см. приложение № 16. табл. № 9).

В данной группе женщины чувствуют, что время расслабляет их при избытке. У них высокая ощущаемость прошлого, хорошая структурированность прошлого и сильная эмоциональная окраска прошлого. Так же, им свойственно ощущение структуры будущего, высокая ощущаемость будущего и величина будущего. Таким образом, женщины, часто сталкивающиеся с расслаблением от избытка времени, имеют положительные и объемные представления о прошлом и будущем. Им часто свойственно получение удовольствия от настоящего. При этом, в данной группе, значительно низкие значения по шкале «негативное прошлое». Учитывая большое количество значимых положительных показателей, следует отметить, что и в этой группе настоящее определяется размыто, и его значимость невелика (см. приложение № 16. Табл. № 10).

Важно так же отметить, что чем меньше возраст, тем чаще женщины не могут ответить на вопрос: «чем характеризуется настоящее время?» (см. приложение № 16. Табл. № 11).

Женщины, для которых современное время характеризуется быстрым ритмом, имеют отрицательные показатели относительно активности настоящего. Настоящее кажется им пассивным и тусклым. Так же, настоящее воспринимается мелким и незначимым, неэмоциональным. Восприятие быстрого ритма настоящего не дает возможности женщинам прочувствовать это настоящее (см. приложение № 16. Табл. № 12).

В следующей группе женщины считают, что настоящее время характеризуется нестабильностью. У них высокая направленность на будущее, значительная ощущаемость прошлого и высокая эмоциональная окраска будущего. При этом, нет значимых связей с положительными и отрицательными оценками времени. (см. приложение № 16. Табл. № 13)

Рассмотрим группу женщин, в которой доминирует представление о том, что современное время характеризуется особой ценностью. В этой группе настоящее воспринимается гедонистическим образом, что характеризуется некоторой оторванностью от будущего и прошлого и получением удовольствия от настоящего. Так же, группа характеризуется высокой ощущаемостью прошлого, пониманием структуры прошлого и его эмоциональной окраской. А также структурой и ощущаемостью будущего. Таким образом, понимание ценности времени, является коррелятом для положительного отношения к настоящему, будущему и прошлому, а также общему и частному, целостному восприятию (см. приложение № 16. Табл. № 14). В группе, где женщинам свойственно переосмысление прошлого, так же свойственно ощущаемость будущего. Возможно, это связано с перепостановкой целей. Так как повышаются представления об активности будущего и активности прошлого (см. приложение № 16. Табл. № 15).

Рассмотрим группу женщин, где ведущим представлением относительно времени, является то, что время часто расстраивает испытуемого. Именно у них развита ощущаемость настоящего. Так же развита ощущаемость и активность будущего (см. приложение № 16. Табл. № 16).

Обнаружена группа, в которой доминирует представлении о том, что в будущем человечество научится переводить назад биологические часы. У этой группы женщин снижены показатели фаталистического настоящего, оторванности от прошлого и будущего. При этом, высоко оценивается величина будущего и структура прошлого (см. приложение № 16. Табл. № 17).

В следующей группе женщин, где ведущей поговоркой о времени является «новое время – новые песни», было обнаружено восприятие прошлого как структурного времени, а также перцепция эмоциональной окраски будущего (см. приложение № 16. Табл. № 18).

При этом, в группе женщин, где ведущей поговоркой является «время летит и при закрытых дверях», значимым является показатель возраста. При повышении возраста, эта поговорка становится более значимой. Но период настоящего времени воспринимается как подчиненный воли личности, изменяющийся посредством принимаемых решений. При этом, возрастает ощущаемость будущего и структура будущего (см. приложение № 16. Табл. № 19).