Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ супруга в сознании мужчин и женщин Республики Северная Осетия-Алания Доева Лейла Измаиловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Доева Лейла Измаиловна. Образ супруга в сознании мужчин и женщин Республики Северная Осетия-Алания: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Доева Лейла Измаиловна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет], 2017.- 208 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы исследования образа супруга в сознании мужчин и женщин 15

1.1 Социально-перцептивные образы и особенности их отражения в сознании человека 15

1.2 Социально-перцептивные образы супруга в семейных отношениях 24

1.3 Половозрастной и гендерный аспекты образа супруга, супружеских отношений и семейно-брачных установок 31

1.4 Традиционные представления об образах мужчины и женщины и их положение в брачно-семейных отношениях в Республике Северная Осетия –Алания 46

Выводы по теоретической главе 59

Глава 2 Программа и методы исследования 63

2.1 Цель, задачи, гипотеза, предмет и объект исследования 63

2.2. Программа и основные этапы исследования 64

2.3. Методы и методики исследования 65

2.4.Программа обработки полученных данных 72

Глава 3 Этнопсихологические особенности образа супруга в сознании мужчин и женщин Северной Осетии. Семейно-брачные установки 74

3.1. Отражение социально-перцептивных образов мужа и жены в сознании мужчин и женщин Осетии 74

3.1.1. Особенности и структура образов супругов в сознании мужчин и женщин Северной Осети 74

3.1.2. Особенности образа «идеального» супруга в сознании мужчин и женщин Северной Осетии. 89

3.1.3. Особенности Я-образа в сознании мужчин и женщин 101

3.2. Особенности образа супруга в сознании мужчин и женщин разного возраста, с разным «стажем» семейной жизни и количеством детей в семье 135

3.2.1. Сравнительный анализ различий образов супруга в разных возрастных группах 135

3.2.2. Сравнительный анализ различий образов супруга в сознании мужчин и женщин в разные периоды семейной жизни 146

3.2.3. Различия образов супругов в сознании мужчин и женщин, имеющих и не имеющих детей 158

3.3. Связь образа супруга и особенностей супружеских взаимоотношений в семьях с различным этническим составом 162

3.3.1. Представления о распределении ролей в семьях 162

с различным этническим составом 162

3.3.2. Образ супруга в сознании мужчин и женщин с разным уровнем

удовлетворенности браком в семьях с различным этническим составом 171

Заключение 179

Список литературы

Половозрастной и гендерный аспекты образа супруга, супружеских отношений и семейно-брачных установок

Тенденция перехода в настоящее время от патриархального типа семьи к демократическому, характеризующемуся правовым и экономическим равноправием мужа и жены обнаруживается в результатах исследований, проведенных в нашей стране. В России 15-30% женщин старше 30 лет считают главой семьи себя, а признают этот факт лишь 2-4% их супругов и 7% взрослых детей. Все чаще управленческие функции распределяются между супругами, а не концентрируются в руках одного из них. Однако, во многих семьях, главой семьи является мужчина, хотя иногда его главенство носит формальный характер. В ряде случаев роль главы семьи реализуется женщиной [266; 286]. Однако, существовавшие веками полоролевые стереотипы трудноискоренимы, а в традиционных обществах Кавказских народов оказываются особенно устойчивыми.

Т.Г. Поспеваловой при изучении ценностных ориентаций молодых людей в различных регионах нашей страны были получены следующие данные: свой выбор в пользу традиционной (патриархальной) модели семьи сделали 49 % юношей и 30 % девушек сделали, эгалитарную модель семьи выбрали 47 % юношей и 66 % девушек [214].

В исследованиях Т.В. Андреевой и Т.Ю. Пипченко (2000) было выявлено распределение ролей в семье. По мнению большинства женщин, за женой в семье закрепляются роли: воспитателя детей, хозяйки, «психотерапевта». Роль «добытчика» материальных средств отводится мужу в представлении 56% опрошенных мужчин и 50% женщин; обоим супругам -34% мужчин и женщин; женщине - 10 % мужчин и 16 % женщин [28].

Интересен и тот факт, что распределение ролей в семье зависит от формальных особенностей. По данным исследования Л.Ш. Иксановой (2001), мужчины и женщины, состоящие в незарегистрированных браках придерживаются менее традиционных взглядов и как правило, ориентированы на эгалитарную семью: мужчины считают, что супруга не должна ограничивать себя хозяйственно-бытовыми ролями, а женщины - что материальное обеспечение семьи должно ложиться на плечи обоих супругов одинаково, что значительно расходится с представлениями мужчин и женщин, состоящих в законных браках [116].

В исследовании Лагениной Т.Б. был изучен образ главы семьи в представлении молодых людей. Подавляющее большинство представителей мужского пола (86,9%) считают образ главы семьи традиционно мужским, обладающим следующими качествами: ответственный, надежный, уверенный, умный, сильный, способный зарабатывать деньги, заботливый, волевой. Оставшиеся 11,9% полагают, что главой семьи может быть и мужчина и женщина, если они обладают характеристиками: лидер в семье, забота о детях, доброта, обеспечивает семью материально, надежность, решительность. И всего 1,2% опрошенных мужчин представляют главой семьи женщину: надежную, сильную, заботящуюся о муже и детях, умную, уверенную [171].

При этом, значительно меньшее количество девушек представляет главу семьи как внимательного, сильного, зарабатывающего деньги, верного, любящего жену и детей, умного и надежного мужчину(32%); 38,7% девушек считают, что главой семьи могут быть как мужчина, так и женщина, если они надежные, зарабатывающие деньги, добрые, любящие, заботящиеся о семье и 10,2% респонденток видят во главе семьи независимую, умную, волевую женщину [171].

Образ хорошей жены в представлении большинства девушек описывается характеристиками: добрая, ласковая, заботящаяся о муже и детях, умная, любимая мужем, красивая женщина.

Представители мужского пола в своем большинстве представляют хорошую жену как верную, заботящуюся о муже и детях, вкусно готовящую, красивую, непьющую, некурящую женщину.

Другим важным вопросом, испытывающим влияние гендерных особенностей, является отношение к детям.

Исследование репродуктивных установок молодых людей, проведенное в нашей стране (2006 г) показало, что независимо от пола, материального положения и уровня образования, большинство опрошенных (54%), предпочитают двухдетную семью, 23% - трехдетную, и лишь 12% выбирают однодетную семью, в то время, как в действительности она является самой распространенной. Однако значительные расхождения в этом вопросе были выявлены в разных возрастных группах. Оказалось, что молодые люди в среднем планируют иметь меньше детей, чем поколение их родителей. Подавляющее большинство молодых россиян (78%) предпочитают малодетную семью. Кроме того, было установлено, что со временем растет число молодых людей, которые считают брак пережитком прошлого. Меняются ценностные ориентации современной молодежи: повышение значимости образования, материального успеха, карьеры, личной свободы влечет за собой ослабевание ценности семьи и детей [194; 240].

Мужчины и женщины по-разному относятся к рождению сына или дочери, особенно, когда это отношение детерминировано культурными традициями в обществе.

Так, в некоторых культурах, в том числе и у народов Северного Кавказа, больше радуются рождению сына – продолжателя рода, помощника отцу и опору родителей в старости, в то время, как дочь считается финансовым пассивом, так как за нее при замужестве придется давать приданое.

Традиционные представления об образах мужчины и женщины и их положение в брачно-семейных отношениях в Республике Северная Осетия –Алания

В ходе исследования обобщенных образов супруга, нашло подтверждение наше предположение о том, что образ супруга в сознании женщин осетинок во многом схож с образом супруга русских женщин, имеющих мужей - осетинской национальности, и значительно различается с образом супруга в сознании из семей, где и муж и жена-русские (таблица 9).

Как мы можем видеть из таблицы, описание образа супруга в сознании осетинок осуществляется в большей степени высказываниями маскулинного характера. Как уже было отмечено ранее, этот образ не сильно отличается от образа супруга в представлении женщин второй выборки. Общими для них являются такие характеристики, как надежный (81%-67%), мужественный (73%-83%), сильный (67%-83%), добрый (55%-75%), заботливый (47%-33%), властный (46%-33%), гордый (44%-50%), умный (44%-33%), ревнивый (31%-50%), требовательный (28%-42%), настойчивый (25%-42%), трудолюбивый (24%-33%), красивый (21%-42%).

Высказывания упрямый, вспыльчивый, строгий, ответственный, хороший отец, щедрый, грубый сменились у респонденток второй группы на определения веселый, глава семьи, защитник, интересный, любимый, любящий. Интересно, что у 42% женщин этой выборки появилось в описании образа супруга высказывание традиционный. Данный факт может служить подтверждением выдвинутого нами ранее предположения о том, что мужчина осетинской национальности, создав семью с женщиной славянской национальности, стремится к соответствию своей семьи нормам, правилам, обычаям и традициям своего народа. Этим же может объясняться и столь высокий процент женщин, подчеркивающий в образе своего супруга такое качество, как требовательность.

Гораздо более ярко выражены различия образа супруга в сознании осетинок и женщин русской национальности в третьей выборке. Среди характеристик, оказавшихся общими для обеих групп оказалось лишь 6 определений: сильный, добрый, заботливый, умный, ревнивый, красивый. Высказывания надежный, мужественный, властный, гордый, упрямый, требовательный, вспыльчивый, строгий, настойчивый, ответственный, хороший отец, трудолюбивый, щедрый, грубый оказались замененными описаниями понимающий (59%), нежный (56%), любящий (48%), уступчивый (44%), мягкий (41%), общительный (41%), ласковый (37%), внимательный (33%), привлекательный 33%), любимый (30%), верный (26%), веселый (26%), доверчивый (26%), искренний(26%), многие из которых противоположны первым.

Полученные результаты позволили нам заключить, что образ супруга осетина в сознании как осетинок, так и русских женщин представляется более маскулинным, более жестким и авторитарным. А образ супруга в сознании русских женщин характеризуется большей лояльностью, умением понимать другого человека и взаимодействовать с ним, мягкостью и эмоциональностью, что отразилось в результатах нашего исследования по методике С. Бем (Таблица 10).

Из таблицы видно, что средняя величина индекса IS супруга в представлении женщин осетинской национальности меньше -1, что указывает на выраженную маскулинность образа, индекс IS заключен в пределах от -1 до +1, что говорит об андрогинности.

У большинства женщин, участвовавших в исследовании, количество положительных определений в образе супруга значительно больше, чем количество отрицательных. В среднем, положительных характеристик 67,4%, амбивалентных - 16, 5%, отрицательных 14,9%. Однако в первой выборке в высказываниях двух женщин встречается равное количество положительных и отрицательных характеристик (по 8 положительных и 8 отрицательных из 20), и еще у троих - число отрицательных характеристик в образе супруга превосходит количество положительных.

Таким образом, в образах супругов у мужчин и женщин имеются схожие компоненты: основным элементом структур образа супруга оказались характеристики социальной сферы, сохраняют свои ранговые значения интеллектуальные характеристики, конвенциональные и метафорические высказывания, но наблюдаются и гендерные различия: образ супруги мужчинами представляется как эмоциональный; образ супруга женщинами -как волевой.

В образах супругов у мужчин и женщин из семей, в которых оба супруга осетины по национальности, в тех, где муж-осетин, а жена-русская, и семей, где оба супруга – русские, отмечаются и сходство, и различия. Образ супруги в представлении как осетин, так и русских, характеризуется выраженностью социальных, эмоциональных, телесных и мотивационно-волевых качеств, однако, образ супруги русской национальности в представлении осетин - более деятельностный, в то время, как в образе жены - осетинки больше интеллектуальных характеристик.

Выраженные различия наблюдаются в образах супруги у мужчин осетинской и русской национальности: осетины, по сравнению с мужчинами русской национальности, в описании супруги дают больше телесных характеристик, а волевых - меньше; образ супруги в представлении осетин характеризуется большей фемининностью, чем в сознании русских мужчин.

Методы и методики исследования

Подробнее проанализировать ранги компонентов Я-образа в общей выборке испытуемых позволят таблицы приложения 10, 11, 12.

В Я-образе женщин осетинской национальности социальные определения занимают первое место у подавляющего большинства женщин(95,04%), второе место у 4,96%. Эмоциональные характеристики на втором месте оказались у 78,51% и на третьем - у 9,92% женщин. Характеристики социального интеллекта на втором месте - у 9% и на третьем - у 54% респонденток, четвертом -16,53%. Волевые характеристики на втором месте - 5,79%, третьем - 19,83, четвертом -34,71, пятом и шестом у 17,36% и 14,05% соответственно, оказавшись, таким образом на третьем месте в усредненной структуре образа. Основная доля телесных характеристик оказывается на третьем (23,14%), четвертом (25,2%) и пятом (32,23%).

Интеллектуальные определения в основном занимают четвертое(19,83%), пятое (19,83%), шестое (22,31%), седьмое (18,18%) места, хотя у некоторых женщин они оказываются вторыми (1,65%) и третьими (6,61), а есть и такие, в структуре Я-образа которых занимают лишь восьмое (8,26%), девятое (2,48%), и даже последнее места.

Деятельностные, конвенционные и поведенческие определения имеют близкие ранговые показатели, однако, конвенционные характеристики респонденток более разнообразны и назывались 1-7 раз, в то время, как деятельностные и поведенческие по 1-3 раза.

Наименьшими по частоте среди высказываний оказываются метафоры и акизитивные определения. Большинство респонденток их ни разу не называет (95,8% и 62,8%, соответственно).

В данной выборке несколько уменьшается частота социальных определений и возрастает частота эмоциональных. Так социальные характеристики оказываются на первом месте у 83,3% женщин, на втором у 67%. Эмоциональные характеристики чаще остальных используют 33,3%, второе место им отводят 50% женщин, остальные 16,67% - третье место. Также несколько более значимыми оказались деятельностные характеристики, в основном, оказавшиеся на пятом (33,33%) и шестом (41,67%) местах. Также было отмечено, что конвенционные характеристики используются для описания Я-образа женщинами из второй выборки реже, чем первой.

Необходимо отметить, что, в третьей выборке, в отличие от двух других, часть женщин (7,4%) при описании себя использует большее количество мотивационно-волевых определений (до 9) и 3,7% - телесные описания. Волевые высказывания используются чаще, у большинства испытуемых занимая третье (40,74%), четвертое (22,2%) и пятое (22,2%) ранги.

Различия первой и третьей выборок становятся еще более контрастными.

Женщинами русской национальности , состоящих в браке с русскими мужчинами используется еще больше высказываний деятельностного компонента личности и значительно меньше - определений конвенционного.

Таким образом, мы можем заключить, что имеются этнически-обусловленные различия в Я-образах женщин по вышеописанным компонентам личности.

Количество конвенционных определений отрицательно коррелирует с количеством мотивационно-волевых (r = - 0,18 в первой и r = - 0,32 во второй выборке, уровень значимости 0,01 и 0,05, соответственно). Если брать во внимание, что конвенционные характеристики, использованные осетинками, в своем большинстве отражают семейные узы, то это подтверждает то, что они, описывая Я-образ, чаще идентифицируют себя с частью семьи и в этом случае меньшее внимание уделяют мотивационно-волевым характеристикам, чем женщины русской национальности, которые, напротив, в большей степени отождествляют себя с «субьектом деятельности», описывая себя в большей степени мотивационно-волевыми и деятельностными характеристиками. На наш взгляд, в этом противопоставлении находит свое отражение укоренившееся в обыденном сознании представителей кавказских национальностей, представление, согласно которому, женщина, в первую очередь является частью семьи: мать, жена, дочь, сестра, и при этом, мотивационно-волевые характеристики как правило, подавляются.

В таблице 37 приведены обобщенные Я-образы в сознании осетинок, русских женщин, имеющих супругов осетинской национальности и русских, имеющих мужей славянской национальности.

Из таблицы 37 видно, что обобщенные Я-образы осетинок и русских двух выборок (муж - осетин, муж - русский) во многом схожи. Однако в обобщенных Я-образах женщин разной этнической принадлежности отмечаются и существенные различия.

Общими для женщин осетинской национальности и женщин русской национальности, являющихся женами мужчин осетинской национальности оказались такие качества, как добрая (69%, 42%), мягкая (55%, 58%), заботливая (45%, 33%), женственная (45%, 58%), нежная (по 42%), скромная (38%, 58%), уступчивая (34%-42%), доверчивая (32%, 25%), веселая (30%, 33%), ответственная (28%, 42%), хозяйственная (28%,33%), спокойная (27%, 33%), красивая (по 0,25%).

У женщин второй выборки появились такие характеристики, как любящая (67%), терпеливая (42%), аккуратная (33%), трудолюбивая (33%), верная (25%), внимательная (25%) и интересная (25%), и не были названы определения умная (использованные 34% осетинок), понимающая (28%), преданная (28%), привлекательная (28%), обидчивая (27%), ревнивая (27%) и искренняя ( названные 25% женщин первой выборки).

Ряд характеристик, отраженных в Я-образах осетинок имеет близкие ранги в Я-образах русских женщин третьей выборки, среди них: добрая (63%, 69%), заботливая (48%, 45%), нежная (42%, 43%), веселая (30%, 33%), понимающая (28%, 33%), хозяйственная (28%, 33%), преданная (28%, 26%), ответственная (28%, 26%), ревнивая (27%, 33%), красивая (25%, 48%), однако есть высказывания, повторяющиеся со значительной разницей частотности: умная (34%, 63%), (25%, 48%). Следует отметить, что в списке качеств Я-образа женщин третьей выборки опускаются названные осетинками качества: мягкая (55%), женственная (45%), скромная (38%), уступчивая (34%), доверчивая (32%), ответственная (28%), привлекательная (28%), обидчивая (27%), спокойная (27%), искренняя (25%) и появляется большое количество определений, не использованных женщинами осетинской национальности: трудолюбивая (44%), честная (37%), настойчивая (33%), сильная (33%), активная (30%), отзывчивая (30%), упрямая (30%), любящая (26%), что на наш взгляд наглядно отражает разницу Я-образа осетинок и Я-образа русских женщин. Я-образ, описанный осетинками характеризуется большей эмоциональностью, мягкостью, гибкостью, уступчивостью, способностью понимать другого человека и взаимодействовать с ним, большей фемининностью, Я-образ женщин русской национальности - большей настоятельностью, силой, упорством и активностью.

У всех женщин, участвовавших в исследовании, количество положительных определений больше, чем количество отрицательных. В осетинской выборке положительных определений, в среднем, - 14, нейтральных - 4 и отрицательных - 2. В числе респонденток данной выборки есть женщина, число положительных характеристик у которой равно числу отрицательных (по 9 каждых). В выборке русских женщин, описывающих Я-образ, положительных определений, в среднем, - 15, нейтральных - 3 и отрицательных - 2.

В целом положительные характеристики в описаниях Я-образов женщин-осетинок составляют 70%, нейтральные 20%, отрицательные высказывания– 10%, в Я-образах русских женщин положительные - 74%, нейтральные 17%, отрицательные - 9% от общего числа определений.

Особенности образа супруга в сознании мужчин и женщин разного возраста, с разным «стажем» семейной жизни и количеством детей в семье

Семья, как и любая социальная структура, в процессе модернизации модифицирует семейные роли и взаимосвязи между ними. Динамика межличностных отношений в семье детерминирована трансформацией семейных ролей. Н.М.Давыдова обозначает значимость гендерного аспекта социологического знания о современном обществе в академических дискуссиях, ведущихся во всем мире. В ряду наиболее важных и интересных проблем находятся вопросы распределения власти (ответственности) внутри семьи и различного вклада мужчин и женщин в ее ресурсы.

Характер супружеских отношений во многом зависит и от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и их ролевых представлений. Согласованность ролевого поведения супругов определяется степенью соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли) [58].

Вопрос главенства в семье рассматривается в двух аспектах: управления и власти. Эффективность распределения этих функций часто определяет уровень жизни семьи в целом. Безусловно, социокультурные различия и традиции накладывают свой отпечаток на распределение ролей и ответственности в семье в зависимости от типа общества, но есть и общие тенденции: дифференциация половых ролей в семье, как и в других социальных структурах в настоящее время утратила былую жесткость, однако, полученные нами данные свидетельствуют о том, что, несмотря на существенные изменения во внутрисемейных отношениях, в Северной Осетии они характеризуются сохранением традиционного разделения семейных обязанностей на мужские и женские. В таблицах 76 – 79 приведены результаты исследования внутрисемейных ролей в семьях с разным национальным составом по методике «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).

Воспитание детей Эмоц.климат в семье Мат.обеспе чение семьи - Организация развлечений Роль «хозяина» Сексуальный Организаци партнер сем.субкуль мужчины

Распределение ролей в семьях супругов осетинской национальности Из таблицы 76 и рисунка 5 видно, что взгляды мужчин и женщин осетинской национальности на распределение ролей в семье во многом схожи. Так, воспитание детей, по мнению обоих супругов, должно в большей степени реализовываться женщиной, так же, как и роль «хозяйки» и поддержание эмоционального климата в семье. На мужчину в представлениях супругов обоих ролей возложена функция материального обеспечения семьи, а роли «организатора развлечений», «сексуального партнера» и «организатора семейной субкультуры» реализуется обоими супругами приблизительно в равной степени. Некоторые расхождения нами были замечены в распределении ролей в семьях, где супруг - осетин, супруга - русская (Таблица 77). t-критерий Стьюдента -0,93732 0,53557 0,743934 1,318845 -0,79141 -0,23089 1,011182

В отличие от мононациональных осетинских семей, в смешанных семьях отмечается большая степень реализации функций «сексуального партнера», «организатора семейной субкультуры» и «организатора развлечений» женщинами. Воспитание детей, поддержание эмоционального климата в семье и роль «хозяйки», как и в осетинских семьях реализуются в большей мере женщиной, материальное обеспечение семьи отводится мужчине.

Основное отличие распределения ролей в семьях, где оба супруга представители русской национальности, касается функции материального обеспечения семьи (Таблица 78).

Распределение ролей в семьях супругов русской национальности Воспитание детей Эмоц.климат в семье Мат.обеспе-чение семьи Организация развлечений Роль «хозяина» Сексуальный Организация партнер сем.субкульт. мужчины Ср.значен 2,64 2,78 2,09 2,90 2,94 2,67 2,91

По мнению большинства мужчин этой выборки, данная обязанность должна быть разделена между мужем и женой, в то время, как женщины считают ее в большей степени своей функцией. Воспитание детей и поддержание эмоционального климата семьи, как и в предыдущих выборках, по мнению обоих супругов, должно осуществляться женщиной. Отмечается большее участие женщины в организации семейной субкультуры и организации развлечений, и меньшая реализация ею роли хозяйки, по сравнению с семьями, в которых оба или один из супругов - представитель осетинской национальности. Интересен тот факт, что роль «сексуального партнера» в большей степени отводится женщине, чем в представлении супругов осетинских семей, но, в меньшей, чем в смешанных.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в брачных союзах, где оба супруга представители осетинской национальности, доминируют традиционные особенности разделения семейных обязанностей на мужские и женские, отмечается консервативность брачных установок и реализации семейных функций. Синтез русской и осетинской культур в смешанных семьях оказывает несомненное влияние на формирование установок относительно реализации семейных функций, делая их менее консервативными по сравнению с мононациональными осетинскими семьями.

В таблицах 79-81 представлены полученные нами данные по результатам исследования семейных пар по методике Т.Лири.

В мононациональных осетинских семьях у мужчин выявлены: высокий уровень авторитарности, дружелюбности и альтруистичности; умеренный -эгоистичности, агрессии и подозрительности, низкий - подчиненности, зависимости. У женщин, напротив, высокий уровень подчиненности, зависимости, дружелюбности и альтруистичности, низкий - авторитарности, эгоистичности, агрессивности и подозрительности. Показатель по шкале доминирования у мужчин - высокий, граничащий с экстремальным, по шкале дружелюбия - низкий, в то время как у женщин по шкале доминирования низкий, по шкале дружелюбия - высокий (Таблица 79).