Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Филиндаш Елизавета Вячеславовна

Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи
<
Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиндаш Елизавета Вячеславовна. Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Филиндаш Елизавета Вячеславовна;[Место защиты: Государственный университет управления].- Москва, 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-психологическое одиночество в среде студенческой молодежи 11

1.1. Одиночество как социально-психологическое явление 11

1.2. Методологические подходы к изучению социально-психологического одиночества 29

1.3. Особенности социально-психологического одиночества в студенческой среде 43

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи 74

2.1. Выявление причин возникновения социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи 75

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи 97

2.3. Практические рекомендации по преодолению социально психологического одиночества в среде студенческой молодежи 143

Заключение 153

Список литературы 156

Методологические подходы к изучению социально-психологического одиночества

Сложность исследования данной проблемы объясняется также тем, что различные цивилизационные системы порождают диаметральные исторически сложившиеся социально-психологические формы одиночества и способы их переживания.

Например, модель цивилизационного развития Запада выдвигает на первый план ориентир достижения индивидуального жизненного успеха, который становится основополагающей потребностью каждой отдельной личности. Снабженный научно-техническим инструментарием человек получает возможность конструировать свое «Я» и среду своего обитания, исходя из утверждения материальных, телесно-гедонических ценностей (комфортность, максимальное потребление, повышение материального уровня жизни) в ущерб духовных.

Это типично не только для стран Западной Европы, но и для США, где одиночество признается существенной проблемой, связанной с тяжелыми переживаниями. Допуская, что человеку необходимо обособление, например, в период становления личности, общество отвергает людей, не умеющих справиться с одиночеством, считает их неудачниками. Более того, в США, где существует стереотипы имитирующего общения, порицаются все формы проявления негативных последствий одиночества. Таким образом, ведущим принципом западного стиля организации общества становится формирование философии индивидуализма, при этом феномен одиночества рассматривается с противоположных точек зрения; с одной стороны, как одно из обязательных условий становления личности, с другой - как признак неудавшейся жизни.

В современном российском обществе утверждается экономическое/ монетаристское мышление, основанное на культе западных ценностей, обусловливающих индивидуалистическую направленность сознания индивида. Можно утверждать, что принцип индивидуального успеха имеет ряд преимуществ, таких как стимуляция уверенности человека в себе, собственных силах. С другой стороны, эмоциональная сдержанность, отсутствие дружеской поддержки, человеческого участия, взаимопомощи - все это способствует развитию социальных, психологических, коммуникативных барьеров, которые препятствуют взаимопониманию, взаимодействию, общению людей, что инициирует возникновение одиночества как общественной проблемы.

Дефиниция «одиночество» трактуется неоднозначно. Затруднение определения термина вызвано тем, что одиночество как социально-обусловленное явление не имеет четко обозначенных критериальных признаков и осложнено факторами психических, индивидуально отражаемых сознанием переживаний.

В толковом словаре русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается предельно короткое определение понятию: «Одиночество - состояние одинокого человека» [106, С. 457]. В психологическом словаре находим развернутую трактовку: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей» [110, С. 248 - 249].

Наиболее полное и общедоступное определение дается в википедии: «Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации» [30].

Данная дефиниция позволяет рассматривать феномен одиночества в рамках социальной психологии, осознавать суть и причины неоднозначного эмоционального состояния человека, выделить две основных тенденции трактовки феномена одиночества - позитивную и негативную. Кроме того, приведенное определение допускает применение синонимов к слову «одиночество» - это «уединение» и «изоляция». Чтобы определить границы содержания интересующих нас понятий, обратимся к их этимологии. Одиночество в значении «человек, живущий один» коррелируется с понятием «одинокий человек». Е. Н. Климентьева дает определение этому понятию: «Одинокий человек как социальная категория - это не только те, кто страдает только от дефицита межличностного общения или ощущает себя неполноценным, но и те, кто получает помощь государственную или должен бы ее получать, но не воспользовался данной возможностью; обладает низким уровнем социальной идентичности (кризис идентичности), межличностного доверия, менее адаптирован к условиям общества, интернальным локус-контролем, низким уровнем удовлетворенности своей жизнью [70]. Анализируя данное определение, отметим, что второе положение - характеристика, описывающая группу людей, не воспользовавшихся полученной или ожидаемой государственной помощью, относится, скорее, к области социального управления, что выходит за рамки нашего исследования.

Если в толковании русского слова присутствует объективная данность физического существования человека, то, например, в немецком языке слово «Einsamkeit» трактуется как «особое состояние одиночества, которое проходит длительный период, например отшельничество, одинокое душевное состояние вдали от оживленного мира» [76].

Вероятно, это особое состояние следует понимать как психическое состояние, как один из возможных режимов жизнедеятельности человека.

Интересную поэтическую трактовку понятию предлагает литературный критик В. Каган в статье «Метафизика одиночества»: «Если пошутить с этимологией, то одиночество - одноочество: один-ок - одно око: лишающий мир объемности взгляд на мир». Он считает, что «к одиночеству, взывая о помощи, лепятся эпитеты: беспомощный, несчастный, подавленный, безысходный, покинутый, отчаявшийся, отчужденный, затерянный, тревожный, ужасный, тоскливый, смертельный» [64].

Особенности социально-психологического одиночества в студенческой среде

Имагинация предстает как реальность воображаемого бытия. Она утверждается в сознании человека как творческая энергия, со-твор-енное бытие, результат работы мысли. Таким образом, творчество, которое предстает как внутренне-экзистенциальная реальность -реальность созданного человеком мира, мира культуры, есть феномен, реализуемый в условиях одиночества. Один из столпов литературы XX века Ф.Кафка писал: «Для моей работы я должен быть ото всего огорожен даже не «как отшельник», ... а как мертвец» [68, с. 151]. Подводя предварительные итоги вышесказанному, отметим, что молодой человек живет в двух модусах бытия, реализуемых в общении и одиночестве: социальном и уединенном мирах.

С одной стороны, отсутствие общения, одиночество часто сопровождается плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одинокие люди, связи которых с окружающими ограничены, прерваны или разорваны, как правило, чувствуют себя несчастными. Одиночество сопровождается деструктивными проявлениями. Поскольку одинокие люди чувствуют себя психологически изолированными от остальных, считают себя не способными к межличностному общению, к установлению интимных отношений, таких, как дружба или любовь, они подавлены, находятся в депрессии, испытывают дефицит умений и навыков общения. Именно по этой причине такие люди считают себя малопривлекательными, скучными и ненужными. Подобные особенности нередко сопровождаются отрицательными аффектами: разочарованием, неудовлетворенностью, агрессией, злостью, печалью. В то же время одиночество не всегда приравнивается к социальной изолированности индивида: можно находиться среди людей и ощущать свою психологическую изоляцию. Сила испытываемого одиночества не определяется ни временем, в течение которого человек не общается с людьми, ни количеством контактов, ни социальными связями. Переживание состояния одиночества зависит не столько от реальных контактов и отношений, сколько от представления о том, какими они должны быть. Психологические проблемы, последствия социальной нестабильности, материальная необеспеченность, социальная и правовая незащищенность усложняют положение студенческой молодежи, для которой возрастной биологически заданной необходимостью является поиск близкого человека, выражение любовных чувств. Нарастание значения интимных привязанностей связано с психосоциальным процессом половой идентификации, который проявляется в освоении молодых людей своей половой социальной роли и принятии обществом этой роли. Данный этап психоонтогенеза студенчества сопровождается преодолением психологической зависимости от родителей/взрослых, характеризуется авторизацией социально-психологической индивидуации личности. Поиски единомышленников и спутников жизни, обусловленные возрастающей потребностью молодого человека в удовлетворении чувства интимности во взаимодействии с некоторыми людьми, осложняются в условиях отсутствия стабильности социального статуса студенчества.

Постоянная тревога за будущее, материальная незащищенность, пролонгация времени обучения в связи с необходимостью постоянного повышения квалификации молодежи является причиной неуклонного уменьшения числа официально заключаемых браков, увеличения неравных по возрасту, социальному статусу и материальному положению союзов, переноса вступления в первый брак на более зрелый возраст. Эти явления выступают и следствием, и причиной общей неблагополучной демографической ситуации в стране.

Экономические и социальные проблемы, значительно возрастающие с созданием семьи, актуализируют негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Среди экономических причин в первую очередь можно назвать материальные трудности по обеспечению семьи во время ухода матери за ребенком, высокие цены на жилье, затраты на образование детей, и многое другое. Социальные причины отрицания брака в среде студенческой молодежи видятся в неприятии семейных принципов старшего поколения, преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; распространение разнообразных форм брака.

На языке официальной статистики и демографии в качестве одиноких рассматриваются именно люди, не имеющие семьи: неженатые и холостые, живущие вне брака, разведенные, вдовцы и вдовы и т.д. Прирост одиноких людей в первую очередь наблюдается среди молодежи, отмечают в брачном агентстве «Импульс» [136]. Причем, проблема одиночества все больше молодеет.

Известно, что семейные отношения в условиях современного общества претерпевают значительные изменения. В наше время все чаще поднимается вопрос о том, остается ли семья столь же значимым социальным институтом, как и прежде. К основным социокультурным предпосылкам трансформации семьи как социального института относят процессы индустриализации и урбанизации, которые все в большей степени вовлекают женщин в производственную сферу и, соответственно, в ряды рабочей силы. Этот факт ведет к снижению социальной роли мужчин, которая ранее была доминирующей. Другой существенной причиной выступает «сексуальная революция» - изменения в области интимных, сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, сопровождающиеся стиранием двойных стандартов в половой морали, признанием за сексуальными отношениями не только репродуктивной, но и рекреационной функции. На основе моделей взаимодействия с окружающими людьми П. Бергера и Д. Бьюдженталя была построена модель взаимодействия студенческой молодежи (Рисунок 1.).

Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи

Можно отметить, что очень часто чувство одиночества испытывают те респонденты, кто «очень редко (раз в несколько месяцев») общается с отцом -68% (см. Приложение 6. Таблица 17.). Студенты, которые «никогда» не общаются с отцом, испытывают чувство одиночества «очень часто» - 35,7%. Также, видно, что те молодые люди, которые очень часто общаются с отцом, не испытывают одиночества вообще - в 50% случаев. Это дает нам возможность утверждать, что отношения с отцом влияют на чувство одиночества, что подтверждает хи-квадрат (Таблица 9.). Молодые люди стремятся к общению с отцом, так как видят в нем человека, способного поддержать их в трудной ситуации, посоветовать, объяснить, оказать материальную поддержку без излишних нравоучений, т.е. оказать реальное содействие в любой жизненной ситуации.

Данные показывают, что 49% опрошенных не имеют никакой личной жизни (см. Приложение 6. Таблица 18.). Это говорит о том, что студенты в большинстве своем еще только формируются, как личности, учатся, развиваются, набирают необходимые навыки, чтобы понять, как им организовать свою личную жизнь. В силу возраста, проще говоря, в связи с недостатком опыта, очень трудно принять решение - кого хочется видеть рядом с собой, поэтому большинство студентов в личном плане одиноки. Студенты, которые находятся в несерьезных отношениях, составляют 9% опрошенных, что указывает на нежелание большинства вступать в связь без обязательств. В серьезных отношениях состоят 34% опрошенных, которые строят совместное будущее, имеют на жизнь определенные планы. Скорее всего, вступить в брак студентам, которые находятся в серьезных отношениях, не позволяет материальная сторона вопроса, так как желание сыграть свадьбу, а в дальнейшем жить отдельно - дорогостоящие потребности. Только 8% опрошенных состоят в браке, что совершенно логично, учитывая материальное положение, возраст, цели и задачи молодежи.

Полученные данные говорят о том, что «очень часто» и «часто» одиночество испытывают молодые люди в количестве 66,7% (см. Приложение 6. Таблица 19.). Это говорит о том, что отсутствие личной жизни усиливает ощущение одиночества. Студенты, которые никогда не испытывают чувство одиночество, женаты или замужем - 21,4%. Примечательно, что студенты, которые женаты или замужем, отсутствуют в категории людей, которые испытывают одиночество «очень часто». Это говорит о том, что семейные отношения искореняют ощущение одиночества. Серьезные отношения так же способствуют тому, что студенты никогда не испытывают чувство одиночества, а несерьезные приводят к тому, что чувство одиночество становится навязчивым. Действительно, когда в личной жизни существует неопределенность, это усиливает чувство одиночества. Связь между наличием отношений и ощущением одиночества подтверждается критерием хи-квадрат (Таблица 10.).

Большинство молодых людей имеют несколько друзей в группе - 44% опрошенных (см. Приложение 6. Таблица 20.). Те, у кого много друзей и знакомых, с которыми они периодически общаются, составляют 30%. Один близкий друг есть всего у 10% опрошенных, а 17% респондентов ни с кем близко не общаются. В целом, видно, что студенты достаточно общительны.

Большинство молодых людей не ограничиваются общением с одним человеком. Наблюдаемая тенденция показывает, что студенты стремятся развивать коммуникативные и лидерские навыки, расширять круг знакомств, учиться получать пользу и удовольствие от общения.

Данный рисунок показывает, что студенты, которые имеют много друзей в группе, с которыми они периодически общаются чаще других не испытывают чувство одиночества никогда - 50% опрошенных (см. Приложение 6. Таблица 14.). Те же респонденты, кто ни с кем близко не общаются, даже не попадают в категорию людей, кто никогда не испытывает одиночество. Правда, они не попадают и в категорию людей, которые очень часто испытывают чувство одиночества. Также стоит обратить внимание, что не прослеживается сильной зависимости между студентами, у которых есть несколько друзей, с которыми они тесно общаются, и чувством одиночества - везде стабильно высокие показатели. Видно, что 33,3% студентов, которые общаются близко только с одним другом в группе, испытывают одиночество «очень часто». Это говорит о том, что общение с одним близким человек не всегда может снизить уровень чувства одиночества. Критерий хи-квадрат (Таблица 11.) показывает, что наблюдается существенная взаимосвязь между общением с одногруппниками и чувством одиночества - чем чаще человек общается в группе, тем повышается вероятность снижения степени одиночества.

Полученные данные дают возможность понять, что респонденты, у которых много друзей вне группы, «никогда» не испытывают чувство одиночества -41,7%, «очень редко» такие люди испытывают одиночество - 38,5%, а в графе «очень часто» студенты, у которых много друзей и знакомых, вообще не присутствуют (см. Приложение 4. Таблица 23.). Самый высокий показатель среди студентов, которые ни с кем близко не общаются, находятся в графе испытываемого одиночества «часто (раз в неделю»). Самый высокий показатель студентов, которые «очень часто (каждый день)» испытывают одиночество, имеют несколько друзей. Наличие одного близкого друга не присутствует на графике в разделе «никогда». Это свидетельствует о том, что один друг не гарантирует полного отсутствия чувства одиночества. Интенсивность общения вне группы, действительно, влияет на ощущение одиночества, что подтверждает критерий хи-квадрат (Таблица 12.).

Практические рекомендации по преодолению социально психологического одиночества в среде студенческой молодежи

Значимость организации доступных для молодежи культурно-досуговых мероприятий трудно переоценить. Во многих западноевропейских странах существует практика свободного посещения музеев представителями всех возрастных групп, в том числе и студентов. В России периодически снижаются цены на билеты в отдельных музеях и театрах для студентов, но ценовая политика на государственном уровне не осуществляется. Неоправданно высокими остаются цены на билеты для посещения студентами кинотеатров, выставок, музеев, клубов и пр. В этом смысле актуализируется необходимость снижения цен на них и создания системы скидок и акций для молодого поколения.

В рамках образовательно-воспитательной системы вузов следует акцентировать внимание на снижающих уровень ощущения одиночества молодежи направлениях работы, возможности которых изучены недостаточно и используются в крайне ограниченной мере. Отметим, что именно в высшей школе на стадии изучения проблем общечеловеческого порядка в системе гуманитарного знания и общения со специалистами высокого уровня происходит формирование личности молодого человека - будущего специалиста, гражданина, ответственного за свою собственную жизнь, настоящее и будущее своей страны. Важно создать централизованное руководство образовательной, спортивной и культурно-досуговой деятельности молодых людей. Это необходимо для организации сплоченности в рамках группы, курса, института, университета, системы городских вузов. В настоящее время предоставление излишней самостоятельности обучающимся в вузах молодым людям имеет негативные последствия: неумение распоряжаться своим временем, отсутствие успешных коммуникативных навыков, разобщенность, фобии, комплексы, зажатость и, как следствие, одиночество. Для решения этой задачи необходимо создать универсальную систему Центров, обеспечивающую организацию, агитацию, развитие, популяризацию образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельности молодежи. Это обеспечит непосредственное общение среди молодых людей; поможет развитию навыков коммуникации, будет способствовать созданию нового полезного и перспективного круга знакомств, повысит уровень духовного, культурного, интеллектуального развития. Основной задачей таких Центров станет выявление предпочтений молодежи, учет интересов и запросов молодых людей, а также создание новых и внедрение уже существующих, креативных форм общения.

Центр должен обеспечивать руководство, организацию и проведение основных видов молодежной деятельности вуза.

1. Студенческие научные конференции, фестивали, конкурсы. Это хорошая возможность дать молодым людям проявить себя в научной сфере, реализовать творческий потенциал, развить лидерские качества и познакомиться со студентами других вузов.

2. Спортивные мероприятия. Необходимо прививать любовь студентов к спорту посредством улучшения качества уже имеющихся спортивных помещений, а также, посредством создания новых спортивных площадок, таких как, например, бассейн, ледовая площадка для катания на коньках и хоккея и т.п. Важно выявлять предпочтения молодых людей в области выбора видов физической активности. Кроме того, студенты вуза должны принимать участие в спортивных межвузовых соревнованиях, что обеспечит расширение социальных контактов. Необходимо открыть спортивные секции, чтобы студенты могли заниматься спортом и в свободное от учебы время.

3. Работа кружков, секций, клубов по интересам. Такие клубы, например, клуб любителей литературы, будет помогать людям учиться выстраивать продуктивные коммуникации: аргументировано высказывать свое мнение, отстаивать позиции, делать выводы, приобретать поведенческие навыки. Это поможет каждому участнику расширить кругозор в рамках интересующего вопроса, найти единомышленников, приобрести новые знакомства.

4. Экскурсионные программы. В настоящее время благодаря развитию теории музейной коммуникации экскурсия является не только одной из ведущих форм просветительско-воспитательной деятельности, но и рассматривается в качестве специфического вида общения. Это общение имеет ролевой характер: участники диалогической коммуникации сотрудничают в рамках отведенных им регламента, действуя в роли экскурсовода или экскурсанта. Неподдельный, искренний интерес вызывают экскурсии, подготовленные силами студентов: пешие прогулки по городу, знакомство с историей дома, посещение музеев и выставок современного искусства и пр. Молодые люди получают возможность увидеть памятники старины, почувствовать дух ушедшей эпохи, ощутить пользу совместного времяпрепровождения вне стен вуза. В ходе экскурсии возникает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций, происходит обмен мнениями. Задача Центра - своевременно оповещать об интересных театральных постановках и музейных выставках, организовывать посещение музеев, выставочных центров, вводить в обязательную программу экскурсионную деятельность.