Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Знаковая форма социальной предметности Захарова, Светлана Владимировна

Знаковая форма социальной предметности
<
Знаковая форма социальной предметности Знаковая форма социальной предметности Знаковая форма социальной предметности Знаковая форма социальной предметности Знаковая форма социальной предметности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захарова, Светлана Владимировна. Знаковая форма социальной предметности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Захарова Светлана Владимировна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Екатеринбург, 2010.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/39

Введение к работе

Актуальность проблемы. Сегодня не подлежит сомнению то, что знаки и знаковые системы имеют важнейшее значение для понимания человека и его действий. Именно этим обстоятельством объясняется актуальность проблематики знака и неуклонно возрастающий интерес многих наук к ее изучению.

Философия, как особая форма знания о человеке и мире также никогда не оставалась безучастной к проблеме знака. В настоящее время существуют различные направления в философском исследовании, связанные с бесконечными возможностями смысловой интерпретации природы знака и его сущности — семиотика, семантика, номинализм, герменевтика, неопозитивизм и др. Такие термины, как «знак», «символ», «модель» и т. п., принимают различные значения в зависимости от того, какое направления анализа выбирает исследователь.

Социальная философия изучает знак как важнейшее средство постижения человеком внешнего мира и регулирования общественной жизни. Символизм глубоко пронизывает всю человеческую деятельность - именно поэтому социально-философский анализ знака актуален и необходим.

В настоящее время значительно актуализировались проблемы влияния развивающихся знаковых систем на все сферы жизни общества, поэтому необходим социально-философский анализ формирующейся информационной цивилизации, ее основных признаков и тенденций.

Изучение тенденций в развитии знаковых систем может стать серьезным подспорьем в исследовании формирующегося информационного общества, так как смыслы, содержащиеся в общественном сознании, выражаются через разнообразные знаки, а изменения в смыслах познаются по реакции на них знаковой сферы. Так, к примеру, в социально-философской проблематике нашей эпохи как важнейшая выделяется проблема смыслового и содержа-

тельного несовпадения событий реальной жизни и их отражения в знаковой форме. Об этом явлении говорят как об утрате реальности. В знаковой системе это привело к появлению «симулякра», в котором нарушено классическое единство означаемого и означающего. Подобный сдвиг смыслов можно проследить и на примере естественного языка: через образование сочетаний, частотность употребления, искажения слов и т. д.

Кроме того, несмотря на достаточную разработанность семиотической проблематики, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, касающиеся генезиса, функций и эволюции знаков, их систематизации, места и роли в онтогенетическом развитии человека. Не исключено, что анализ современных тенденций в развитии знаковых систем может способствовать их разрешению.

Степень разработанности проблемы. В основе современного состояния проблемы знаковой формы социальной предметности лежит длительный путь изучения сущности и признаков знаков, а также разнообразных функций, выполняемых ими в обществе.

Впервые знак становится объектом философского исследования тысячелетия назад, когда мыслителями древности были сделаны попытки осмысления знака, природы его значимых элементов. Уже в то время возник вопрос о соотношении между знаком и вещью, который в древнеиндийской философии обсуждался некоторыми школами джайнизма и буддизма, а в Греции - такими корифеями философской мысли как Платон и Аристотель.

Исследования древнегреческих философов продолжил Августин (Боэций), который ввел понятие знака из-за необходимости различать вещи как они созданы Творцом и их конкретные воплощения, данные сознанию человека. Двойственный характер и вытекающее из него, по терминологии У. Ок-кама, «двойное познание» любого знака были глубоко усвоены научной мыслью Средневековья.

Научному анализу знака уделяется внимание в трудах многих известных философов Нового времени. Материалистическую линию в философии знака XVII - XIX вв. представляют Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Маркс; с позиций объективного идеализма знак рассматривали Г. Гегель и Г. Лейбниц; в рамках субъективно-идеалистической и агностической традиции -Дж. Беркли, И. Кант, Д. Юм.

От Аристотеля до Гегеля господствовало логико-категориальное истолкование природы знака. Сдвиг в понимании языковых реалий и, как следствие, знаковая интерпретация языка начинаются с Ф. де Соссюра. Именно он первым обратил внимание на социальную сущность и роль знаков.

Последовательный переход к социальному пониманию знаковости наблюдается в XX веке феноменологии и феноменологической социологии (Э. Гуссерль, П. Бергер, Т. Лукман и др.), в экзистенциализме (М. Хайдеггер), в неокантианстве (Э. Кассирер), в аналитической философии (Л. Витгенштейн), в постмодернизме (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр и др.).

Указанная тенденция характерна и для отечественной философской мысли. Социально-философский анализ знака существенно дополнили М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Н. Я. Марр, М. К. Петров, Г. П. Щедровицкий и др.

При анализе методологических проблем изучения знаковых систем мы опираемся на труды таких зарубежных философов как Г.-Г. Гадамер, Г. Гегель, Э. Гуссерль, И. Кант, Э. Кассирер, К. Юнг, а также представителей отечественной философской мысли - Л. А. Абрамяна, А. А. Ветрова, Э. В. Ильенкова, А. Ф. Лосева, В. В. Мантатова, И. С. Нарского, М. К. Петрова, Л. О. Резникова, В. М. Розина, И. А. Хабарова и др., психологов - Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, языковедов - Л. С. Бархударова, Э. Бенвениста, Л. Блумфилда, В. Гумбольдта, О. Есперсена, Б. А. Зильберта Ф. де Соссюра, P.O. Якобсона и др.

Одна из основных задач при рассмотрении проблематики знака - построение классификаций знаковых систем, так как каждый класс задает свой особый случай связи объекта изучения с выбранным контекстом. В работе используются систематизации знаков, предложенные М. В. Гамезо, Д. П. Горским, В. В. Кимом, Н. Г. Салминой, А. Ф. Полторацким и В. С. Швыре-вым, В. А. Штоффом и др.

Для рассмотрения современных тенденций в развитии знаковых систем большое значение имеют работы философов-постмодернистов, предложивших понятие симулякра для обозначения новых семиотических структур, все больше отдаляющихся от референтной реальности - Ж. Бодрийяра Ж. Деррида, Ж. Делеза и др.

Выяснению места и роли знаковых систем в современной культуре способствуют труды Д. В. Анкина, Р. Барта, И. Я. Лойфмана, Ю. М. Лотмана, М. К. Петрова, Ю. С. Степанова, У. Эко и др.

Семиотический аспект виртуальной реальности мы исследуем, опираясь на труды А.С. Горинского, В. А. Емелина, О. В. Катаевой, К. Н. Любу-тина и Д. В. Пивоварова, Л. А. Микешиной, Н. А Носова, М. Ю. Опенкова, С. И. Орехова, Е. Г. Прилуковой, С СХоружего и др.

Изменения в знаковых системах и появление новых средств массовой коммуникации влекут за собой изменения в обществе. Раскрывая тенденции, связанные с развитием информационного общества, мы опираемся на работы Д. Белла, Г. Дебора, Д. В. Иванова, М. Кастельса, В. А. Кутырева, Ж.-Ф. Лио-тара, А. С. Панарина, А. И. Ракитова Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса и др.

Объектом исследования является социальная предметность.

Предметом исследования является знаковая форма социальной предметности.

Цель исследования. Выявить роль знаковой формы предметности в современном обществе, установить тенденции ее изменений и возникновения

нового ее типа, который характеризует современное общество как информационное.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда основных задач:

  1. выявить роль и функции основных форм социальной предметности (телесной, вещной, институциональной и знаковой) как средств включения человека в систему деятельности и общественных отношений в различные исторические эпохи;

  2. показать ведущую роль знаковой формы социальной предметности в современном обществе на основе анализа ее исторического развития, признаков и функций;

  3. выявить сущность, свойства и функции виртуальной реальности, как нового типа знаковой формы социальной предметности, становящегося базовым в современном обществе;

  4. исследовать влияние объектов виртуальной реальности (симу-лякров) на смыслы и значения естественного языка (на примере русского языка);

  5. показать возрастание роли виртуальной реальности как нового типа знаковой формы социальной предметности в современных социальных коммуникациях, ведущее к формированию информационного общества.

Теоретические и методологические основы исследования. Методологической основой исследования знаковой формы социальной предметности в данной работе является синтез основных философских подходов: феноменологического, диалектико-материалистического, аналитического и др.

В социально-философском анализе знаковой формы социальной предметности применяется логический метод, структуру которого задают онтологические, гносеологические и праксиологические основания. Системный подход дает возможность через свои принципы, понятия и представления отразить знаковую форму социальной предметности, ее системные характе-

ристики, требует рассматривать знак не в изолированном виде, а только во взаимодействии с другими знаками в рамках определенных знаковых систем - будь то естественные национальные языки, языки жестов, научные и машинные языки и т. п.

Наряду с основополагающими методами философского познания предмет исследования вызывает необходимость использования критических и аналитических методов современной лингвистики и философии языка. Так, структурный метод применяется при рассмотрении сущностных характеристик знаковой формы предметности, метод герменевтики необходим для объяснения символов, метод лингвистического анализа используется при исследовании влияния искусственных семиотических систем на выражения естественного языка и т. д.

Теоретической основой диссертации являются работы как отечественных, так и зарубежных исследователей проблемы знака и социальной предметности.

Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту:

  1. В каждый исторический период развития общества одна из форм социальной предметности (телесная, вещная, институциональная и знаковая) занимает ведущее положение в силу выполняемых ею функций, направленных на удовлетворение разнообразных человеческих потребностей.

  2. В современном обществе на лидирующие позиции выходит знаковая форма социальной предметности вследствие существенного расширения ее социальных функций (прежде всего функции коммуникации как деятельности по обмену информацией), обусловленного созданием принципиально новых семиотических средств (компьютеров и других современных средств массовой коммуникации).

  3. Принципиально новым типом знаковой формы социальной предметности, возникающим в результате развития знаковых систем в современном

обществе, является виртуальная реальность. Виртуальная реальность может рассматриваться как особая символическая реальность, несущая в себе такие признаки знаковой формы предметности как интерсубъектность, делающая ее социальным средством коммуникации, двойственная природа, проявляющаяся в единстве и сложном взаимодействии материального и идеального, произвольность (а в случае с виртуальной реальностью - отсутствие) связи с референтной реальностью и системность как выражение действительных связей и отношения между предметами и явлениями. Вместе с тем, виртуальная реальность характеризуется специфическими свойствами, значительно расширяющими социальную значимость знаковой формы предметности, такими, как интерактивность, иммерсивность, реификация и др.

  1. Использование технологий виртуальной реальности приводит к проникновению объектов виртуального дискурса (симулякров) в естественный язык, которое иллюстрируют такие явления как редукция структуры языкового знака до бинарных оппозиций, характерных для компьютерной коммуникации, возникновение «устно-письменного языка», семантические сдвиги на уровне слов и словосочетаний и др.

  2. Зримое возрастание роли семиотических систем и технологий виртуальной реальности в современных социальных коммуникациях приводит к формированию информационного общества, в котором деятельность по обмену знаками становится ведущей. Среди основных тенденций, связанных с возникновением информационного общества называются интерактивность, виртуализация, глобализация на основе вестернизации, персонализация и др.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Материал диссертации и ее основные выводы могут способствовать более глубокому пониманию природы и роли знаковой формы социальной предметности в социальных процессах на глобальном и локальном уровнях.

В практическом плане материал, который содержится в диссертационном исследовании, может быть использован:

для дальнейшего изучения сетевых средств массовой коммуникации и виртуальной реальности как социально-философского явления;

в семиотических исследованиях, прежде всего в сфере СМК, рекламы и политических технологий;

для исследования влияния новейших инженерно-семитических реальностей на смыслы и значения естественного языка;

при чтении как основных социально-философских курсов, так и спецкурсов, соответствующих данной тематике.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в материалах научных и научно-практических конференций «Судьба России: образование, наука, культура» (Екатеринбург, 2000), «Культура и цивилизация» (Екатеринбург, 2001), «Мировоззрение как социокультурный феномен» (Екатеринбург, 2002), «Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъективности личности в высшем профессиональном образовании» (Екатеринбург, 2006), «Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности» (Екатеринбург, 2008).

По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 3,2 печатных листа, в том числе 1 статья в журнале перечня ВАК.

Основные теоретические положения диссертационного исследования обсуждены на кафедре философии Российского государственного профессионально-педагогического университета, диссертация была рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы из 140 наименований. Общий объем работы составляет 157 страниц.