Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Олехнович Ирина Борисовна

Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация
<
Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Олехнович Ирина Борисовна. Зависимая личность в современном российском обществе: формирование, проявление, социальная адаптация: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Олехнович Ирина Борисовна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет", http://www.sfedu.ru/].- Ростов-на-Дону, 2015.- 154 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования зависимой личности в российском обществе 21

1.1.Зависимая личность в социально-гуманитарном знании как предмет трансдисциплинарного дискурса 21

1.2. Методологический конструкт социально-философского исследования зависимой личности в российском обществе 37

Глава 2. Социальные условия формирования и формы проявления зависимой личности в российском обществе 58

2.1. Социальные условия формирования зависимой личности в российском обществ 58

2.2. Формы проявления зависимой личности в российском обществе 74

Глава 3. Социальная адаптация зависимой личности и социальные последствия ее поведения в российском обществе 92

3.1. Зависимая личность в контексте протекания адаптивно-дезадаптивных процессов как поведенческих практик 92

3.2. Проявление социальных последствий поведения зависимой личности и стратегии их минимизации в российском обществе 108

Заключение 126

Литература

Методологический конструкт социально-философского исследования зависимой личности в российском обществе

Теоретические и методологические аспекты исследования зависимой личности акцентируют внимание на выяснении содержания явления в контексте разнообразных подходов, места понятия в системе сопряженных концептов и конструктов социально-гуманитарного знания.

В условиях становления в современной России нового типа социальности меняется характер и содержание процесса самоидентификации и социальной адаптации личности, что не может не оказать влияния на все остальные параметры человеческого бытия. В итоге необходимость исследования смысла и значения изменений в системе «личность -общество» в условиях неустойчивого общества определяется как теоретическими интересами, так и насущными потребностями и обстоятельствами социальной практики.

Осмысление проблематики зависимой личности в социально-гуманитарном знании в первую очередь заставляет уточнить основные теоретические подходы исследования. При этом проблематика зависимой личности связывается с индивидуальным уровнем человеческого бытия и трактуется как трансдисциплинарная.

В отечественной социально-гуманитарной мысли сложилось направление трансдисциплинарных исследований, которое представлено трудами Л. Киященко и В. Моисеева. Основой философии феномена трансдисциплинарности провозглашается «парадоксальный опыт преодоления пределов, необходимый для разрешения экзистенциальных проблем жизненного мира» на основе личной ответственности субъектов, осознающих конечную природу своих представлений о добре и зле14.

Означивание зависимой личности в качестве предмета трансдисциплинарной парадигмы базируется на понимании дискурса как когнитивного феномена, включающего способы интерпретации, оценок, позиционирования субъектов, социальных взаимосвязей и объектов социальной реальности15.

Применение концепта «дискурс» позволяет расширить объем научного инструментария социально-философского осмысления общественных явлений.

Личность - это фундаментальное философское понятие, играющее важную роль как в социально-гуманитарных науках, так и в различных отраслях философского знания. Среди социально-гуманитарных наук можно выделить психологию, социологию, педагогику, для которых исследование личности имеет первенствующее значение16. Согласно Ю.М. Резнику, человека возможно представить в качестве многоуровневой системы, включающей одновременно биологический, социальный и психический уровни. При этом личность выступает в качестве одного из системных свойств человека. Личность есть человек в его социальном качестве и в совокупности его связей с данным социумом17.

Действительно, проблема личности рассматривается в различных теоретических и методологических ракурсах, но при этом не подвергается сомнению социальная природа личности. Социально-философский подход трактует личность как устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида в качестве члена общества или определенной социальной общности .

Герман Гессе полагал, что в основном свободу человек проявляет только в выборе зависимости.

В основе проблемного пространства изучения зависимой личности -понятие зависимости как состояния, связанного с определенным положением человека в системе социального взаимодействия и переживанием им подобного состояния.

Выявление феномена зависимой личности в качестве предмета междисциплинарного дискурса обусловлено тем, что в настоящее время в научном познании сформировался комплекс представлений, рассматривающих область зависимостей как отдельную сферу знания.

Зависимость может быть как негативная, так и позитивная. Негативная зависимость выступает в том числе и в качестве психического заболевания,

В условиях, когда в современном российском обществе наблюдаются кризисные явления на самых различных уровнях социального существования, далеко не каждому индивиду удается реализоваться через успешную социальную адаптацию.

Соответственно, в целях восстановления психологической комфортности и эмоционального равновесия индивид способен прибегать к искусственному изменению состояния своей психики. В поисках вариантов защиты от дискомфорта он нередко прибегает к практикам, связанным с аддиктивным (зависимым) поведением.

Практики подобного поведения выступают в качестве одного из видов девиантности, что отражает стремление индивида уйти от действительности, измененив свое психическое состояние через прием психоактивных веществ или же сосредоточив свое внимание на определенных видах деятельности, отличающихся девиантным характером. При этом он с течением времени в силу ослабления воли уже не способен противодействовать погружению в зависимость19.

Социальные условия формирования зависимой личности в российском обществ

Зависимая личность реализуется в виде непреодолимой, неконтролируемой, чрезмерной, нарастающей подчиненности своего выбора внешним ложным целям, что препятствует выбору собственных целей. Возникновение принципиально нового переживания реальности выступает в качестве основополагающего критерия зависимости. Подобное состояние искусственной, суррогатной реальности в психиатрической терминологии именуют как «особые состояния сознания» и «сумеречные расстройства сознания»79.

Стоит согласиться с теми авторами, которые полагают, что пока отсутствует единая точка зрения по поводу возникновения и развития зависимостей, не прослеживается закономерность между конкретной совокупностью причин и параметрами зависимого поведения, не выявлена связь между видами зависимости и аддиктивным поведением в целом .

Однако очевидно, что возникновение зависимости и, соответственно, зависимой личности в социокультурных обстоятельствах взаимодействия индивида и общества обусловлено совокупным действием довольно широкого спектра условий, факторов, обстоятельств, которые вызывают, провоцируют, усиливают и поддерживают подобное состояние. Е.С. Балабанова исходит из того, что основными компонентами модели зависимой личности являются ее генезис; когнитивные, мотивационные, эмоциональные и поведенческие характеристики; негативные и позитивные следствия отношений зависимости .

В целом социальные условия генезиса зависимой личности проявляются на различных уровнях социального и личностного существования .

Зависимость формируется постепенно, захватывая человека все больше и больше, а зависимое поведение перерастает в поведение патологическое при наличии определенных обстоятельств и факторов. Детерминанты вовлечения в зависимость фиксируются в координатах соотношения личностных особенностей зависимых индивидов,

Что толкает человека к зависимости? Почему патологическое влечение начинает выступать как самодовлеющий и господствующий мотив поведения, вытесняя иные интересы и мотивы активности человека, что ведет к утрате количественного и ситуационного контроля над поведением? Почему человек стремится «избежать реальности» посредством либо химических веществ (алкоголизм, наркомания), либо сильных эмоций, связанных с поведенческими пристрастиями (азартные игры, компьютерная и интернет-зависимости, шопинг, работоголизми т.п.)?

Человеку вообще свойственно погружаться в фантазии и иллюзии, скрываясь от трудностей социальной и психологической адаптации. Действительно, одни с головой погружаются в работу и превращаются в трудоголиков, чтобы не ощущать внутренней пустоты и избегать ощущения бессмысленности, другие - приобщаются к наркотикам, третьи - смотрят кино, четвертые -заняты чтением художественной литературы. Люди ходят в музеи и на выставки, сталкиваясь с виртуальной реальностью предметов искусства, люди погружаются в виртуальное интернет-пространство, что все больше присуще человечеству, которое постепенно перемещается в координаты мира, связанного с виртуальной реальностью .

Д. Крамером и Д. Олстедом предложена концепция, где делается упор на связи зависимой личности с авторитаризмом. Именно в нем усматривается основополагающий фактор формирования феномена зависимости. Таким образом, предложена парадигма, связанная с «больной моралью». То есть зависимость - это болезнь морали84.

КотляровА.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006. [Режим доступа: http: // ra.wtexts.ru/]

Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость как феномен сознания и стратегий поведения населения современной России: Автореф. дисс. ...докт. социолог, наук. Нижний Новгород, 2006. По мнению других исследователей, аддиктивное поведение связано с «доболезненным этапом». Для того, чтобы оно перешло в болезнь, требуются определенные социальные, психологические и биологические факторы. К тому же в плоскости аддиктивного поведения не прослеживается формирование индивидуальной психической зависимости от психоактивного вещества .

С.Н. Дубинин, говоря о природе отклоняющегося поведения, характеризует его как совокупность результатов действия генетических факторов и социальных процессов, а также разнообразных отношений между людьми. В итоге подобное поведение определяется им как объективными социально-историческими трендами и социальными явлениями, так и субъективными проявлениями индивидуальных характеристик всякой конкретной личности в процессах ее развития и социализации и имеет глубинные зависимости от экзистенциональных проблем личности и перемен в ее духовно-нравственной эволюции86.

В нашем понимании причины - это совокупность индивидуально-биологических личностно-психологических и микросоциальных факторов, порождающих зависимый тип личности, которые и выступают в качестве оснований зависимого поведения.

Каковы же причины формирования зависимой личности? С какими индивидуально-биологическими, психологическими и микросоциальными условиями связано становление зависимого типа личности?

Индивидуально-биологические факторы связывают с генетическими, конституциональными и психобиологическими особенностями организма человека.

Здесь приходится вести речь о способности человеческого организма вырабатывать собственные, эндогенные, психоактивные вещества, участвующие в процессах формирования настроения вплоть до особых эмоциональных переживаний; о наличии специфических рецепторов, которые вступают во взаимодействие с различными видами психоактивных веществ. Так, злоупотреблению подобными веществами и развитию патологии зависимостей содействует наличие в силу определенных причин церебральной недостаточности.

Личностно-психологические факторы. В соответствии с подходом С.Н. Дубинина, девиантное поведение выступает в качестве достаточно широко распространенного личностного психологического феномена. Процессы формирования девиаций имеют непосредственные связи с внешними (социальными, социально-педагогическими, психолого - педагогическими) и внутренними (биогенетическими, психологическими) факторами и обстоятельствами .

Формы проявления зависимой личности в российском обществе

В пространстве социальной неопределенности существенную роль играют индивидуально-личностные механизмы поведения зависимой личности, связанные с мотивационно-потребностной сферой.

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева считают, что в основе зависимости человека лежат определенные базовые потребности, среди которых те, что связаны с чувством принадлежности, стремлением к власти, необходимостью быть свободным/свободной, стремлением к получению удовольствия.

Реализация данных потребностей в реальных процессах жизнедеятельности может столкнуться со значительными затруднениями и ограничениями, что вызывает чувство постоянного дискомфорта.

Применимо к мотивационно-потребностной сфере исследователи обращают внимание на переход гедонистической потребности в потребность к зависимости. Это обуславливает перестройку мотивационной структуры человека и переориентацию его волевого потенциала в сторону аддиктивных реализаций. Соответственно мотивационно-потребностная сфера при зависимом поведении характеризуется снижением мотиваций и потребностей к достижению целей. Происходит обеднение мотивационного поля, утверждается утилитарная система ценностных ориентации141.

Особенности мотиваций зависимой личности находят проявление в том, что в ситуации «выученной беспомощности» подобный индивид не способен более принимать решения и контролировать то, что с ним происходит142.

При характеристике мотивационно-потребностной сферы зависимого поведения выделяются несколько групп мотивов. Во-первых, мотивы, связанные с противоречиями жизненного существования и переживаниями смыслоутраты. Во-вторых, мотивы, обусловленные социально-психологическими свойствами индивида. В-третьих, связанные с

По определению Н.В. Дмитриевой и О.В. Дубровиной, изменения мотивационной сферы личности выражаются в значительном сужении круга интересов и устремлений. Интересы и увлечения угасают, а поддерживающие их знания отходят на задний план. Таким образом, высшие интересы, связанные со сложной, опосредованной деятельностью, неизбежно приносятся в жертву. С течением времени эти процессы затрагивают и иные индивидуально-личностные интересы, связанные с познанием, с творческим полноценным трудом. По мере учащения аддиктивных реализаций респонденты переставали интересоваться общественной жизнью, значительно меньше читали книг, не посещали зрелищные мероприятия, хотя иногда просматривали газеты и журналы. С сужением круга интересов связано уменьшение разнообразия видов деятельности, ее нарастающее обеднение. Неаддиктивная деятельность сворачивалась, поскольку превращалась для аддикта в скучную, неинтересную, не способную принести удовлетворение144.

Ученые, давая характеристики «патологической склонности к азартной игре», обращают внимание на то, что ныне «страсть к легкой наживе» стала всеобщей, морально разрешенной и санкционированной обществом. Подобная склонность развивается, с одной стороны, под влиянием легализации и бесконтрольного процветания игорного бизнеса, с другой — вследствие высокого уровня социальной тревожности в ситуации избыточного социального неравенства.

Игровая зависимость основана на иллюзии быстрого обогащения. Игра тем самым выступает как своеобразная психологическая защита, способная сублимировать невзгоды и неприятности повседневного существования, содействовать уходу от сложных социальных реалий, вместо того, чтобы предпринимать что-либо конкретное и значимое для решения возникших проблем .

Эмпирические исследования мотивации игровой зависимости позволили зафиксировать наиболее распространенные группы мотивов, присущих категории азартных игроков. Во-первых, это мотивы, связанные с необходимостью получить острые ощущения. Во-вторых, это так называемая мотивация «убежища», когда игра выступает для человека, подверженного игровой зависимости, как «убежище», чтобы отвлечься от жизненных трудностей. В-третьих, это мотив, обусловленный необходимостью компенсировать социальный статус. Игра как бы позволяет таким игрокам обрести более высокий социальный статус, приобрести признание со стороны других людей, посвятивших себя игре. В-четвертых, это мотивация обретения и упрочения социальных связей, когда игра связывается с общением, с приобретением новых связей и т.п. В-пятых, это такая мотивация, когда человеком на ранней стадии игры руководит любопытство, а позднее он все более стремится как можно больше узнать о возможностях, тонкостях и особенностях игры146.

В социально-философском дискурсе адаптивная личность есть человек, обладающий способностями к оптимальной реализации своих внутренних возможностей и индивидуального потенциала при взаимодействии с социальной средой, поддержанию устойчивости личности в различных условиях социального бытия. Подобную личность отличает эмоциональная стабильность, чувство внутреннего и внешнего психологического комфорта; ощущение удовлетворенности собой и своим жизненным существованием.

Проявление социальных последствий поведения зависимой личности и стратегии их минимизации в российском обществе

В российской социальной реальности существенно изменились условия и пространство бытия человеческой личности в результате нарастающей сложности общества и обстоятельств социокультурного кризиса. Актуализация общественного внимания и научно-теоретического интереса к феномену зависимой личности обусловлена растущим многообразием и сложностью типов и путей общественного развития, а также противоречиями формирования нового типа социальности.

Зависимая личность как социокультурный феномен, интегрированный в социальную реальность, обладает индивидуальными поведенческими практиками, социальной самооценкой, выбором траекторий жизненного существования. Каждый человек испытывает «нормальную» зависимость от различных жизненно значимых объектов и сущностей, например, привязанность к родителям и друзьям, зависимость от чувства долга, зависимость от доминирующего общественного мнения. Это - норма. Но в определенных случаях наблюдаются нарушения нормальных отношений зависимости. Люди сами уже не способны управлять своей жизнью. В сущности они живут и действуют под управлением уже своей собственной зависимости (или зависимостей). Склонность к чрезмерной зависимости порождает зависимое поведение. Именно эти сюжеты и интересовали нас в данной работе.

Все это вписывается в социально-философский подход, который позволяет выявить влияние сложного общества на комплекс социокультурных процессов в ситуации становления новой социальной реальности в пространстве культуры как совокупности символических программ мышления, чувствования и поведения людей, на формирование феномена зависимости на уровне личности.

Значимость и актуальность социально-философского дискурса определяется также тем, что феномен зависимой личности рассматривается не только применительно к отдельному человеку, но и к обществу в целом, которое в условиях становления новой социальной реальности порождает (или усиливает) факторы и причины, способствующие формированию различных форм и видов зависимостей, в том числе негативных и патологических, которые и интересуют большинство исследователей.

В ситуации кардинальных социокультурных изменений человеческая личность оказывается все более явно встроенной в разнообразные уровни и векторы социального существования, испытывающие воздействие «сложной современности», когда проявляются социальная неопределенность, социальная дезорганизация, отклонение от привычных норм поведения. При невозможности привычными средствами реализовать в пространстве социума и культуры свои цели, человек, оказавшийся в подобной ситуации, осуществляет целенаправленный поиск иных, в том числе девиантных способов удовлетворения потребностей, среди которых - различные формы и виды зависимости.

Позитивная зависимость превращается в форму социального существования, при которой индивид, воспринимающий реальность как дискомфортную, начинает избегать ее, вместо того чтобы попытаться изменить социальную данность, а в качестве способа подобного «ухода» он выбирает искусственно измененное состояние сознания. Растет число вовлеченных в разнообразные формы зависимости индивидов, сознание которых оказывается столь существенно зависимым от различных социальных и социально-психологических обстоятельств и факторов, что они не способны самостоятельно освободиться от зависимости, энергетика которой начинает превышать потенциал сознательного сопротивления личности, охваченной зависимостью. Так позитивная зависимость перерастает в негативную и даже патологическую.

Значимость изучения феномена зависимой личности определяется также тем, что современному российскому социуму присущи кризисные явления, формирующие в том числе индивидуально-личностное пространство зависимости, прежде всего, негативной и патологической. Тем самым модель как мыслительный образ онтологического явления перерастает в само это явление.

В обществе, которое отличается серьезными социальными деформациями и социокультурным кризисом, возрастают масштабы и глубина проявления разнообразных факторов, влияющих на становление зависимой личности. Далеко не все индивиды способны адаптироваться к новым условиям жизненного существования, успешно бороться с негативными влияниями. Различные виды зависимости начинают оказывать все более заметное воздействие на личность человека.

В результате исследования автор пришел к следующим выводам. Изучение зависимой личности в социально-гуманитарном знании имеет определенную историю и фиксируется в координатах социального познания на основе различных направлений и теоретических подходов, присущих клинической психологии, медицине, психиатрии, социологии. В итоге изучение зависимой личности является предметом трансдисциплинарного дискурса. Социально-философский подход определяет личность как носителя устойчивой системы определенных черт, отличающих индивида в качестве члена общества.

Проблемное поле изучения зависимой личности фиксирует такие аналитические ракурсы, как анализ социальной зависимости в качестве органической солидарности; подход, связанный с целерациональным аспектом социальной зависимости; интерактивная модель, в которой социальная зависимость выступает как «особый стандартизированный порядок», включающий фактор контроля поведения членов общности через «предписанное» социальное принуждение.