Введение к работе
Актуальность темы исследования: Проблемы бытия человека являются предметом комплексного исследования всех наук о человеке. Каждая из них имеет своей целью изучение определенных сторон данного бытия. Когда мы обсуждаем проблемы существования человека, то так или иначе приходим к выводу, что человек есть нечто особенное, обладающее мышлением и действием, способностью управлять и быть управляемым.
Философия и управление - это те науки, в которых ставятся важнейшие теоретические и практические проблемы жизни человека, анализируется его разносторонняя деятельность на предмет лучшего и более приемлемого управления различными областями человеческой жизни. Сегодня явная специализация в изучении проблем жизнедеятельности человека обусловила появления специальных наук, которые гораздо глубже и шире рассматривают отдельные системы человеческого бытия.
Различие в предметах наук стало причиной и их сотрудничества и разделения. С учетом этого можно констатировать, что перед учеными встала такая актуальная задача, как определение места и роли этих наук с позиции их необходимости для общества. Это тем более необходимо, что при обосновании тесных связей между ними одновременно белее четко определятся способы их удовлетворения. При этом затраты на исследования могут значительно сократится. Какие же науки являются наиболее востребованными в управлении обществом? Возможно ли здесь какое - либо сотрудничество? Как удовлетворить социальные и иные потребности общества? Отвечая на эти вопросы, ученые породили дискуссии: 1) о руководстве и стратегии; 2) о планировании и тактике.
Уровень дискуссии этих двух сторон управления взаимно отличаются друг от друга. В первом случае споры вращаются вокруг проблем, решение которых имеет долгосрочный характер и зависит от мировоззрения общества и руководителя, перспектив развития социума, страны и государства. Во втором случае встают задачи по администрированию, проектированию и организации сотрудничества между различными ветвями науки, субъектами и объектами управления. Их реализация возможно с помощью той науки, которая способна охватить все формы организации и управления обществом. Это и есть наука управления, а наука, организующая данное управление, называется философией управления.
Первая рассматривает вопросы всеобщего и целесообразного управления, что
возможно в рамках философии, так как предметом философии является мышление,
основанное на всеобщих законах развития общества, природы и человека. Практически все
программы, применяемые государством или, например, крупной корпорацией, и политика в
обществе, так или иначе, имеют идеологическую направленность и находятся в сфере интеллекта человека. Здесь при постановке стратегических целей должны учитываться все аспекты жизни общества - убеждения, культура, политика, социальное положение, военные и геополитические интересы. Только с учетом этих особенностей и могут решаться задачи, поставленные в программах и проектах.
Таким образом, крупные планы и важнейшие намерения общества автор предполагает рассмотреть в сфере философского мышления, а программы и проекты их реализации в сфере управления. Руководители высокого ранга, которые реализуют директивные программы и проекты управления обществом, должны хорошо понимать, что в них необходимо учитывать стратегические цели, философию управления и мировоззрение граждан.
В развитых странах философия управления уже нашла свое место в обществе. На ее основе разрабатываются стратегические и долгосрочные программы развития страны, определяются эффективные формы и средства управления различными сторонами жизни общества. Однако в слаборазвитых, и развивающихся странах наука философии управления только начинает заявлять о себе. В этих странах стратегии постоянно меняются, необходимость научного управления игнорируется, курс развития государства с приходом новой политической элиты подвергается трансформации. Все это негативно воздействует на развитие этих стран.
В Исламской республике Иран господствуют исламская модель управления и исламская философия управления. Управление светская - религиозная по форме и содержанию эта модель отличается своей спецификой, уникальностью. С учетом этого исследование сущностных характеристик и проблем современной мировой философии управления, с одной стороны, и анализ светско - религиозной философии управления современной ИРИ, с другой, приобретают явную актуальность и значимость.
Степень разработанности проблемы: Исследования в области философии управления очень обширны и различаются использованными в них подходами к предмету анализа, целями и задачами.
Как известно, в мире нет единой концепции философии управления, а все имеющиеся отражают в себе философские позиции своих разработчиков и создателей. В XX - начале XXI вв. на Западе стала превалировать философия прагматизма и экзистенциализма. Соответственно в западной философии управления были представлены взгляды, мнения, идеи приверженцев этих философских направлений.
Повышению статуса этой науки способствовали работы ученых западных стран (в особенности американских) - П.Козловского, О. Шелдона, К.Томсона, Г.Нортона и др. В их
исследованиях преобладал прагматический и экзистенциалистский подходы: они считали человека средством достижения целей общества.
В Российской Федерации также изданы очень ценные работы по философии управления Г.В.Сорина, В. С. Диева, Г.И.Петрова и др.2
Российские ученые исследовали в основном аспекты философии управления персоналом в ситуационных, кризисных, переходных и региональных условиях российской действительности, что очень помогли нам в процессе исследования философии управления современного Ирана.
В Иране особенно активное изучение проблем философии управления началось в конце XX - начале XXI вв. Такие исследователи, как С. Аббосзодагон, А. Ризоиен, М. X. Зорей, А. Иктидори, X. Кухистони, М. Набави, С. Мусави, М. Оханчи, Г. Меморзода, В. Мироби, С Миркамоли, Мумин, Я.Мисбохи, К. Пархезкор, X. Рахмонсиришт, Т. Сириус, Т. Фойзи, А. Эмоми и другие теорию и практику управления обосновывали с позиции исламской философии и, отчасти прагматизма, жестко критикуя при этом экзистенциальный подход к данной науке.2
і
І
І 1 ] ]
-
Koslowski Peter. Elements of a Philosophy of Management and Organization Studies in economic ethics and philosophy. Illustrated. Springer, 2010. 212 p.;Sheldon, Oliver. The Philosophy of Management. California. University of California. 2007. 296 p.; Kenneth Thompson., Sheldon Oliver. The Philosophy of Management. New York. Rutledge. 2003. 320 p.; G. Norton, Bryan. A Philosophy of Adaptive Ecosystem Management. Chicago. University of Chicago Press. Nov 1, 2005.607 p. идр.
-
Г.В.Сорина. Философия менеджмента. Как это возможно?// Философия науки. Методология и история конкретных наук: Учебное пособие (книга для чтения).М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2007.С.431-448; B.C. Диев. Философия управления: проблемы,- подходы, тенденции// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия философия, 20П.Т.9,№1.С.5-15; Его же. Философия управления: область исследований и учебная дисциплина// Вестник Томского государственного университета. Серия: философия, социология, политология. 2012, №2(18); Г.И.Петров. Современная философия управления: становление и поиск и объекта управленческой деятельности в условиях коммуникативной онтологии социальности // Современная философия управления. М.: Наука, 2011; Сборник научных статей : Философия и управление: проблемы и стратегии Л1од.ред В.М.Розина. М.: ИРФАН, 2010. 347 с. и др.
3.См.: Аббосзодагон С. Основы школы управления.-Тегеран,1997; Али Ризоиён. Принципы управления. Тегеран, 1997; Его же. Основы управления и организации.Тегеран,2000; Зореии М.Х. Управление человеческими ресурсами.Кум,2007; Иктидори А. Организация и управление.Тегеран,2009; Кухистони X., Мусави С, Оханчи М. Человек в управлении.Тегеран,2000; Меъморзода Г., Масъуд А. Прикладное управление.-Тегеран,2007; Мироби В. Менеджмент. Основы и стратегия.Тегеран,2003; Миркамоли С. Философия управления.Тегеран,2013; Мумин X. Взгляд на управление.Тегеран,2008; Мисбохи Я.М. Предпосылки исламского управления.Тегеран,2006; Набави М. Исламское управление.Тегеран,2008; Оханчиён М. Предел управления.Тегеран,2007; Пархезкор К. Теории управления.Тегеран,2006; Рахмонсиришт X. Практика управления.Тегеран,2005; Саид Д. С. Основы управления социальные источники.Тегеран,2008; Сириус Т. Теория управления.Тегеран,1999; Файзи Т. Основы организации и управления.Тегеран,2004; Эмоми А. Принципы управления.Тегеран,2009 (все на перс, яз.)
Наиболее видным исследователем науки философии управления в Иране считается Мир Камоли Саидмухаммад,1 которому удалось применить в полной мере системный подход к изучению предмета этой науки. Однако сравнительно-аналитического и комплексного анализа сущностных характеристик современной исламской модели управления, базирующейся на исламской философии управления, в ИРИ еще не проводилось. Между тем современную науку философии управления ИРИ можно понять именно с помощью такого методологического подхода.
Цель и задачи исследования. Целью работы является изучение и обоснование комплексных связей и отношений между науками философии и управлении и их влияния на жизнь общества. Для ее реализации нами были поставлены следующие задачи:
- определить предмет, цель и задачи науки философии управления;
-обозначить место философии управления в социальной жизни общества;
-выявить критерии и особенности взаимовлияния философии и управления;
-определить границы взаимоотношений философии и управления;
исследовать диалектическую взаимосвязь и взаимовлияние философии и управления в современном иранском обществе;
дать критический анализ философии прагматизма и экзистенциализма по вопросам философии управления обществом.
Научная новизна диссертационной работы:
дано новое видение целей и функций науки философии управления;
обозначено место философии управления в социальной жизни общества;
выявлена диалектическая взаимосвязь философии и управления;
- проанализированы позиции прагматизма и экзистенциализма по вопросам
философии управления;
- даны сущностные характеристики исламской философии управления в современном
Иране (ИРИ).
Объектом исследования являются философия управления обществом и закономерности управления человеком и обществом посредством философской науки управления.
Предмет исследования - диалектическая связь философии и управления.
Методологические и теоретические основы исследования. В диссертации использован комплексный подход, как наиболее эффективный метод научного исследования при раскрытии сущности философии управления. Были применены диалектический,
.Мир Камоли Саидмухаммад. Философия управления. Тегеран.2013.(на перс.яз.)
логический, исторический, системно - структурный методы анализа. Исследование имеет описательный, объяснительный и излагающий характер, что помогает четко понять специфику двух важных направлений в науках о человеке - философии и управления. В исследовании также использованы результаты исследований западных, российских и иранских исследователей науки философии управления.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Согласно философии экзистенциализма, человек - существо свободное по сути, но несвободное от выбора. Разум не способен познать истину, он делает много ошибок. Человек находится в вечном кризисе, поскольку постоянно стоит проблема правильного выбора. Потребности человека, его стремления ради достижения достойной жизни являются приоритетными в управлении, поэтому управление, должно быть нацелено на то, чтобы человек имел свободу выбора в своей деятельности, в удовлетворении своих желаний и прихотей. Человек сам является вершителем своей судьбы, он сам себе Бог.
-
Философия прагматизма критерием истины считает полезность и выгоду. Согласно ей, человек производит идеи, воплощает их на практике, проверяет полезность деятельности. Между мыслью и деятельностью нет различия, и только та мысль может стать реальностью, которая может дать результат и принести практическую пользу. Но многообразие взглядов человека на проблемы порождает различные истины, что неминуемо ведет к релятивизму и плюрализму.
-
Классическая школа управления и школа человеческих отношений считает человека средством производства, но не целью общества.
-
В ИРИ господствует исламская философия управления, сочетающая в себе демократические институты власти и исламскую философию управления. Теоретические установки, нормы и законодательство исламской философии управления в современном Иране основаны на догмах ислама, изложенных в Коране, наставлениях (хадисах) пророка Мухаммеда (с.с), учениях шиитских имамов, теориях видных ученых-богословов, особенно Муртазо Муттахайри и основателя исламского государства Иран Аятоллаха Хомейни. В исламской философии управления считает не средство, а цель общественного развития.
На основе анализа философских школ и теорий управления обосновывается следующие тезисы:
- все, что человек задумал, то он и совершает, поэтому и между мыслительной способностью человека и его практическим действием существует непосредственная связь и отношение;
- философские взгляды являются результатом мышления человека, и школы
управления стремятся на основе созидательного мышления и посредством управления
людьми реализовать эти взгляды в системе управления;
- философия и управление неразрывно связаны между собой, и теория управления не
может существовать без опоры на философскую систему и философское мировоззрение;
философы, как сведущие в своей рациональной роли в напутствии человека, и порождают идеи, соответствующие условиям и состоянием общества, с целью улучшить положение человека в нем;
в теориях школ управления, посвященных сущности бытия человека, жизненным целям личности и общества, отражены наиболее приемлемые философские подходы, объясняющие принципы управления;
взаимоотношения философии и управления в существующих условиях социальной жизни определяются в первую очередь теми ценностям, которые господствуют в обществе.
важнейшая задача философии управления - определить, исследовать и объяснить границы и пределы отношений философии и управления.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Выводы работы можно применить в практических семинарах по философии управления, в преподавании науки управления, а также при написании работ по социальной философии, философии управления и науки менеджмента.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в наших выступлениях на научных семинарах, конференциях, посвященных 60-летию Академии наук Республики Таджикистан в 2011г. и Международному дню философии в 2014 году. По теме диссертации опубликованы 4 научных статьи в журналах, зарегистрированных в ВАК Минобрнауки Российской Федерации.
Структура диссертационного исследования определена его главной целью и основными задачами и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.