Введение к работе
Актуальность проблемы. Изменение общественной жлзни заставило вновь подойти к ряду, казалось бы, давно уже решенных теоретических проблем в рассмотреть их в свете идущих процессов. Одна из них - общественное сознание» особенности его функционирования в обществе. Важность указанной проблемы обусловлена рядом причин. Прежде всего она связеяа со спецификой общественного сознания, которое не толью отражает общественное бытие, но и организующе воздействует на него, то есть не только высвечивает сложившиеся отношения мезду людьми, но и оказывает формирующее влияние яа них. Проникнуть в особенности функционирования общественного сознания - значит сделать шаг в понимании духовной сферы общества.
Кроме того, реформирование общества в первую очередь затронуло общественное сознание. Наиболее активно развернулись процессы в правосознании и политическом сознании, изменилось отношение к религиозному сознанию и т.д. Словом, "мир идей" пришел в движение. Произошла смена парадигмы общественного сознания. В связи с этим возникла необходимость осмыслить те процессы, которые идут в данной сфере, рассмотреть влияние идеологии и общественной психологии ка область теоретического и обыденного сознания. Эго необходимо для того, чтобы представить целостную картину, характеризующую состояние общественного сознания, а такне виявить некоторые закономерности его развития..
Таким образом, проблематика научного исследования, связанная о анализом соогояния и функционирования общественного сознания, раскрывается как одна из актуальных тем в философском
осмыслении действительности.
По проблемам общественного сознания имеется обширная философская литература. Не одно десятилетие философы подробнейшим образом рассматривали содержанке, структуру и функции общественного сознания, мы имеем в виду работы А.И.Анищенко, Н.Б.Бикенина, А.И. Бурдиюй, М.Г. Гака, З.А. Грушина, В.Ж. Келле, М.Я.Коваль-зона, Н.Н. Козловой, Г.Я. Нестеренко, Т.Н. Ойэермана, Б.Я. Пукшан-ского.'В.А. Рнвдина, И.В. Суханова, А.К. Уледова, Б.А. Чагина, М.А. Шахзэдзяна, В.А. Ядова в других авторов.
В работах указанных авторов проанализирован круг проблем, имеющих "ажную общетеоретическую значиш оть. К их числу следует отнести рассютрение структуры общественного сознания, разработку гшсеологического и социологического подходов в изучении данного образования, анализ обыденного и теоретического уровней общественного сознания. Словом, многие вшшыо вопросы нашли свое освещение на страницах философских исследований.
Однако, как справедливо отмечалось в литературе, в теории общественного сознания накопилось немало положений, которые нуждаются в пересмотре и уточнении. Речь в сущности идет о двух моментах. Бо-первых, о - преодолении -тех идеологических штампов, которые, как догмы катехизиса,ючевали из одной работы в другую и, во-вторых, о.развитии плодотворных теоретических положений, которые выдержали проверку временем, но нуждаются в своем даль-' нейшем углублении.
Анализ литературы показывает, что к чиолу таких вопросов относятоя прежде воето те, которые раскрывают специфику функционирования общественного сознания. Они касается понимания общественного сознания как такого' . социального образования, которое
тесно связано со всеми проявлениями общественной жизни. В философии поставленную задачу решает, так называемый, социологический подход. При значительном количестве трудов, поовящанных данной теме, мы имеем известный дефицит в изучении взаимодействия обыдённого и теоретического уровней, общественного сознания через призму данного подхода. Исследование взаигодейогвия двух уровней общественного сознания, как правило, не идет дальше констатации общеизвестного факта о их взаимовлиянии и взаимопроникновении. И вопросы - как осуществляется это взаимодействие, каков его механизм? - остаются за рамками философских исследований.
Поэтому представляется необходимым вновь обратиться к проблемам общественного сознания с тем, чтобы показать диалектику взаимосвязи двух уровней общественного сознания и тем самым восполнить гот пробел, который существует в научной литературе. Зтлм объясняется выбор автором теми диссертации.
Цель диссерт ационной работы Целью работы является рассмотрение механизма взаимодействия обыденного а теоретического уровней общественного сознания. Обращение к этому вопросу выводит на дальнейшее изучение особенностей функционирования двух уровней сознания, на анализ самого общественного сознания в качестве неотъемлемой стороны всех проявлений социальной яизни. '
. Такая направленность исследования предполагает решение целого комплекса задач:
проанализировать имеюциеся в философской литературе взгляды на обыденное и теоретическое сознание;
обратить особое внимание на выяснение сущнооти и специфики двух уровней общественного сознания;
- подробно остановиться на изучении юханизма взаимодействия
уровней общественного сознания; '
- показать влияние идеологии и общественной психологии
на обыденное и теоретическое сознание.
Научная новизна работы заключается в следующем:
в диосертации предпринята попытка рассмотрения механизма взаимодействия обыденного и теоретического уровней общественного сознания. При этом данные уровни полагается в качестве взаимодополняющих образований, обогащающих друг друга;
в работе реализуется идея социологического подхода не только к обыденному, га и теоретическому сознанию. Последнее рассматривается как социальное образование, имеющее оригинальную структуру и выполняющее ванные общественные функции - коммуникативную, . интегративную / регулятивную;
взашодействие обыденного и теоретического сознания исследуется в широком диапазоне, учитывающем влияние как идеологии, так и общественной психологии. В этой связи предлагаются две модели - "логичзская" и "практическая" - для изучения особенностей указанного взаимодействия;
в исследовании обосновывается соложение о двух видах взаимосвязи мегчду обыденным и теоретическим сознанием: первый связан с непосредственным влиянием идей одного уровня на другой, второй - с опосредствованным влиянием, через конкретного субъекта деятельности (человека, социальной группы, слой и т.д.).
Положения, выносимые на з а щ и ту:
- общественное сознание есть неотъемлемая сторона социальной ,
жизни, нерасторжимо связанная со всеми ее проявлениями;
обыденное сознание как продукт системы общественных отно-иений наиболее полно южет быть рассмэтрено в рамках социологи-іеокого подхода;
теоретическое сознание как явление общественной жизни' црлжно быть исследовано не только о позиций гносеологического, но я социологического подходов;
обыденное и теоретическое сознание есть взаимодополняющие
я обогащающие друг друга образования, вызванные к жизни определенными потребностями и интересами общества.
Практическая ценность диссертации состоит в обращенности к тем вопросам, которые выдвигает практика общественной кизни. Очевидно, дет того, чтобы наметить подходы к изменению социальной действительности, необходимо основательно'разобраться в особенностях и закономерностях функционирования общественного сознания. В данном случае выяснение механизма взаигодей-отвия обыденного и теоретического уровней общественного сознания работает на реализацию ятой идеи.
Результаты проведанного исследования могут быть использованы при разработке конкретних, моделей преобразования нашего общества, в тех программах, которые предподнгаэт различные выходы на область идеологии и общественной психологии. Кроме того, они шгут быть учтены при разработке философских курсов по социальной проблематике.
Апробация и публикации. Основные .положения диссертационной работы пропита апробацию на научных конференциях голодах ученых Волго-Вятского региона (I987-I9S8 гг.); Всосовзгшх научных конференциях "Проблемы перестройки кышяения и психологии" (1988 г., 1990 г.).
?яд основных положений диссертация "зложен в 4 печатных -работах автора.