Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Волонтерство как вид общественной деятельности в современной России: социально-философский анализ Попова Надежда Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Надежда Викторовна. Волонтерство как вид общественной деятельности в современной России: социально-философский анализ: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Попова Надежда Викторовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования волонтерской деятельности 16

1.1. Основные подходы к исследованию волонтерской деятельности в научном знании 16

1.2.Волонтерская деятельность в контексте социально-философского знания 43

1.3. Ценностные основания волонтерской деятельности 62

Глава II. Развитие волонтерской деятельности в современной России 81

2.1. Институционализация волонтерской деятельности в России 81

2.2. Критерии классификации волонтерской деятельности в современной России 100

2.3. Основные тенденции трансформации волонтерской деятельности в современной России: социальные эффекты и риски 120

Заключение 143

Библиография 149

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Динамичное
развитие социума, трансформация системы оказания гуманной помощи
нуждающимся, развитие института гражданского общества, распространение
ценностей добровольчества и признание его значимости для общественного
развития мировым сообществом, новые приоритетные области

государственной социальной политики определяют активное развитие волонтерства как вида общественной деятельности.

Сегодня волонтерская деятельность становится значимой тенденцией
социальной реальности современной России. Отмечается увеличение
численности субъектов волонтерства, активно развивается государственная
поддержка перспективных для социальной политики направлений

волонтерской деятельности, становятся многообразными и многоаспектными
формы ее функционирования, растет существенный вклад субъектов
волонтерства в экономику страны. Вместе с тем наблюдается и негативная
динамика, характеризующаяся неадекватным и неконструктивным

социально-партнёрским взаимодействием государства, общества и бизнеса с
волонтерскими объединениями, обесцениванием их потенциала и

использованием волонтерского ресурса для решения проблем социальной политики и бизнес организаций. Неоднозначны роль и место волонтерской деятельности в социальном пространстве современной России. Подобная ситуация требует теоретического анализа и актуализирует вопросы, связанные с социально-философским осмыслением волонтерства как вида общественной деятельности, уточнением его сущностных признаков, системы ценностей, роли и оценки результатов функционирования в современном социуме.

Социально-философский анализ позволяет дать целостное

представление о волонтерстве как виде общественной деятельности,
осмыслить процесс его институционализации, выявить специфику
трансформационных эффектов и рисков в современных российских
условиях. Изучение этих аспектов волонтерства вызывает несомненный
научный интерес, так как это позволит проанализировать тенденции
социальной жизни и выработать новые методологические подходы к ее
исследованию через изучение развития волонтерской деятельности. В
данном контексте научное осмысление волонтерства в современной России
может служить компонентом долгосрочного прогнозирования его

трансформации и политики государства, общества и бизнеса по отношению к субъектам волонтерской деятельности. Всё это будет способствовать определению социального и аксиологического статуса волонтерской деятельности, содействовать устойчивому конструктивному и гармоничному развитию социально-партнёрских отношений «субъект волонтерской деятельности – государство – бизнес – общество», позволит уменьшить их рискогенный характер и оказать позитивное влияние на снижение уровня социальной напряжённости.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию
волонтерской деятельности, истории ее становления, формам проявления,
анализу социальных функций волонтерства посвящены работы

отечественных и зарубежных учёных. В них, в частности, затрагиваются важные аспекты обозначенной в исследовании проблемы.

В рамках социологического знания волонтерство рассматривается как
социальный институт, содействующий оказанию гуманной помощи
нуждающимся лицам и группам. Социально-институциональные аспекты
волонтерства нашли отражение в трудах Н. А. Антиповой, Д. Вилсона,
Т. Ротоло, Л. А. Кудринской, А. А. Кузьминчук, Е. А. Луговой,

B. А. Лукьянова, С. Р. Михайловой, М. В. Певной, А. В. Шаповалова,
Е. Л. Шековой и др.

Волонтерство в педагогическом аспекте анализировалось в трудах
Е. В. Акимовой, Н. А. Антиповой, В. А. Болотова, Л. В. Болотовой,

И. Н Григорьевой, А. А Клепиковой, JI. Ф. Козодаевой, Л. П. Конвисаревой,
М. Р. Мирошкиной, В. В. Митрофаненко, Г. В. Олениной, М. С. Палехиной,
Ю. В. Паршиной, Г. А. Рошко, Л. Е. Сикорской, А. В. Старшиновой,

C. В. Тетерского, Н. М. Трофимовой, И. И Фришман, Н. В. Черепановой и др.

В рамках экономического подхода волонтерская деятельность изучалось Д. Вилсоном и М. Мьюзиком, Р. П. Колосовой, Л. А. Кудринской, И. В. Мерсиановой, А. В. Трохиной, А. М. Зинатупиным, JI. А. Карсевой, А. В. Починкиным, И. Л. Димитровым, А. О. Зайцевым, Е. Л. Шековой, Л. И. Якобсоном и др.

Исследование исторических аспектов волонтерской деятельности
осуществлялось такими учеными как И. В. Антонович, А. Н. Балакирев,
Е. А. Луговая, Ю. В. Паршина, С. Б. Синецкий, Н. Ю. Слабжанин,

Н. В. Тарасова, С. В. Тетерский и др.

В работах О. А. Антоновой, Н. В. Вязововой, Ю. А. Гилёвой,

Л. П. Конвисаревой, С. В. Тетерского, В. М. Толстошеиной и др.

волонтерство рассматривается как условие формирования социальной активности личности.

Проблемы осмысления ценностных оснований гуманного

деятельностного отношения индивида к окружающей действительности были
затронуты в истории философского знания Конфуцием, Мэн-Цзы,
Демокритом, Платоном, Аристотелем, Августином Блаженным, А. Данте,
Ф. Бэконом, Б. Спинозой, И. Бентамом, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локком,
И. Кантом, И. Г. Фихте, О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом,

А. Шопенгауэром, П. А. Кропоткиным, В. С. Соловьёвым, Н. К. Рерихом,
Л. Н. Толстым, А. Швейцером, Тейяр де Шарденом, Ж. Маритеном и др.
Среди современных философов к проблематике гуманного отношения в
социальной реальности обращались Л. В. Гомбоева, Е. М. Догадова,

А. А. Кудришина, Е. А. Кафырин, В. Т. Пуляев и др.

Вопросы философского осмысления воспитания интересовали Б. П. Битинас, А. А. Муронова, А. В. Степашко и др., социального воспитания. – Л. К. Синцову.

Также следует выделить исследования отдельных авторов, в трудах которых нашли отражение различные аспекты изучения волонтерской деятельности:

- характеристика понятия, определение целей и задач, структуры,
функций, направлений деятельности и т.д. (Г. П. Бодренкова, В. А. Лукьянов,
Н. Ю. Слабжанин, Е. Ф. Скворцов и др.);

- изучение волонтерства как элемента социальной работы,
непрофессиональной деятельности, направленной на оказание помощи
социально уязвимым слоям населения, социальным группам и общностям
(Л. В. Болотова, Т. С. Еремеева, Л. К. Иванова, К. В. Кузьмин,
И. Ю. Менщикова, Е. А. Панова, Б. А. Сутырина, С. В. Тетерский и др.);

- выявление организационно-управленческих основ волонтерской
деятельности (Е. Н. Агапова, А. Б. Бархаев, А. Н. Кузнецова, Р. Р. Латыпов,
М. В. Певная, К. Бидерман, Р. Кроу, Т. Т. Щелина, К. В. Эйрих и др.).

Необходимо было проанализировать работы, в которых волонтерская
деятельность рассматривается в контексте деятельности молодёжи -
С. В. Алещенок, Е. Н. Денисова, Е. А. Захарова, Ю. К. Зимова, Л. И. Иванова,
О. А. Родина, В. П. Соломин, А. В. Лаврененко, Ю. В Сморгунова,

Л. А. Шибанковаи др.

В работах Д. Вилсона, Т. Роттоло, Б. О’Коннелла, А. В. Морова, М. Мьюзика, М. Саламона, Т. М. Трегубовой, К. Холмса, JI. Хастинга, Р. Кнаана, Ф. Ханди, Е. Л. Щековой и др. дан анализ организации волонтерской деятельности за рубежом.

Проведённый анализ разработанности темы исследования позволяет
констатировать недостаточность теоретического осмысления феномена
волонтерства как общественного вида деятельности. В частности, слабо
разработаны вопросы, содержащие социально-философский анализ

тенденций становления и трансформации волонтерской деятельности, ее ценностных оснований и социальных функций. Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект: общественная деятельность.

Предмет: волонтерство как вид общественной деятельности в современной России.

Цель исследования: выявить основные тенденции, социальные риски и социальные эффекты трансформации волонтерства как вида общественной деятельности в современной России

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

1. Осуществить анализ основных концептуальных подходов к
исследованию волонтерской деятельности в истории научного знания

2. Раскрыть сущность волонтерства как вида общественной
деятельности в рамках социально-философского знания.

3. Выявить ценностные основания волонтерства как вида
общественной деятельности.

4. Проанализировать этапы процесса институционализации
волонтерской деятельности в России.

5. Разработать критерии классификации волонтерской деятельности в
современной России.

6. Выявить основные тенденции трансформации волонтерской
деятельности в современной России, определить социальные риски и
эффекты ее реализации.

Теоретическая основа исследования. Базовыми для исследования
явились следующие концепции: ценностей (Л. В. Баева, М. П. Данилкова,
М. С. Коган, Л. Н. Столович, О. А. Голубокова); социальной деятельности
(Г. С. Батищев, В. Ж. Келле, А. В. Компанеец, Р. Ю. Соколов, Н. А. Тельнова,
В. П. Фофанов); социального риска (О. Н. Яницкий); социальной

трансформации (3. Т. Голенкова, Т. И. Заславская, Ю. А. Левада,

Н. В. Милявская, В. А. Ядов и др.).

Кроме того были использованы идеи, высказанные в трудах
М. В. Певной, С. В. Тетерского, А. В. Шаповалова, занимающихся

исследованием различных аспектов волонтерства в России.

Методологической основой исследования выступают

междисциплинарный, аксиологический, сравнительно-исторический,

деятельностный, системный и структурно-функциональный подходы. В
рамках междисциплинарного подхода волонтерская деятельность была
рассмотрена как комплекс структурных образований, находящихся во
взаимосвязи и взаимодействии. Данный подход позволил проанализировать
структуру волонтерства, его роль в жизнедеятельности общества, этапы
становления. Аксиологический подход дал возможность выявить ценностную
сущность волонтерства, его смысловое содержание как вида общественной
деятельности, обладающей гуманистическим потенциалом развития и
модернизации общества. Сравнительно-исторический подход в

совокупности с деятельностным подходом был использован в процессе
комплексного анализа тенденций становления и трансформации

волонтерства как общественной деятельности, выявления его исторических
традиций и роли субъекта волонтерства в этом процессе. Данный подход
также применялся в ходе сравнительного анализа различных научных
взглядов на становление волонтерства, особенностей его

институционализации и аксиологической природы в процессе исторического
развития общества. В рамках системного подхода рассматривались
структурные элементы волонтерской деятельности, характер их

взаимодействия и взаимообусловленности, в том числе в контексте
происходящих социально-экономических, социально-политических и

глобализационных процессов. Структурно-функциональный подход был использован при изучении исследуемого феномена с позиции определения его воздействия на социальное пространство современной России. Применение указанного подхода позволило выявить структуру волонтерства как вида общественной деятельности (ценностный фундамент, объекты и субъект деятельности, цели, мотивы, условия взаимодействия, средства

деятельности и т.д.), рассмотреть его в качестве важного элемента более широкой многомерной многоаспектной системы общественных отношений, определить функциональные возможности, раскрыть основные тенденции трансформации, выявить социальные эффекты и риски.

Достижение цели и задач исследования определило необходимость
использования следующих методов: анализ и синтез, индукция и дедукция,
абстрагирование и конкретизация, сравнение, типологизация и

классификация.

Научная новизна исследования:

  1. Раскрыта и обоснована природа, специфика и содержание волонтерской деятельности в рамках социологического, педагогического и экономического подходов, что дало возможность рассмотреть волонтерство с позиции различных аспектов, выделить его разнообразные функции и социальную природу.

  2. Доказано, что исследование волонтерства в рамках социально-философского знания позволяет рассматривать его как вид общественной деятельности, которой присущи следующие характеристики: общие (осознанность, целенаправленность интеллектуальная составляющая, духовное начало, активность, наличие субъекта и объекта, реализация в обществе) и специфические (добровольность, безвозмездность, социально-ценностная ориентация, гуманистический, консолидационный, педагогический, экономический потенциал, личное участие субъектов).

  3. Определено, что ценностные основания (благо, добро, свобода, милосердие, любовь, альтруизм, гуманизм, нравственность, благополучие) детерминируют социальную активность субъекта волонтерской деятельности, его мотивы, направления, виды, формы добровольной безвозмездной помощи на уровне общества, индивида.

  4. Выявлена взаимозависимость между:

- процессом институционализации волонтерской деятельности в России и
социальной политикой государства;

видами, формами, направлениями волонтерской деятельности и социально-политическими трансформациями в современной России;

видами, формами, направлениями волонтерской деятельности и способностью государства активно реагировать на изменяющиеся социальные условия.

  1. Выделены критерии классификации волонтерства и его виды в современной России.

  2. Доказано, что трансформация волонтерской деятельности является следствием социальной политики российского государства, появления новых тенденций развития общества. Выявлены и описаны социальные риски и эффекты реализации волонтерской деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ основных научных подходов к исследованию волонтерства позволил выделить и описать его основные характеристики как:

- социального института, являющегося неотъемлемым элементом
общественной системы (А. А. Кузьминчук, Л. А. Кудринская, Е. А. Луговая,
С. Р. Михайлова, М. В. Певная, А. В. Шаповалов, Т. Ротоло, Д. Вилсон и др.).

- механизма воспитания, образования, социализации, самореализации и
профессионального становления молодого поколения (Е. В. Акимова,
И. П. Григорьев, А. А. Клепикова, JI. Ф. Козодаева, Л. П. Конвисарева,

B. В. Митрофаненко, Л. Е. Сикорская, Ю. В. Паршина, М. С. Палехина,

C. В. Тетерский, Н. В. Черепанова и др.);

- экономического ресурса, формирующегося на основе безвозмездного
вклада субъектов волонтерства в решение важных социально-экономических
проблем (Л. А. Кудринская, И. В. Мерсиянова, А. В Трохина,
А. М. Зинатулин, JI. А. Карсева, Е. Л. Шекова и др.).

2. Волонтерская деятельность в рамках социально-философского знания
трактуется как социально-значимая общественная деятельность, основанная
на общечеловеческих ценностях, принципах осознанности, добровольности,
безвозмездности, выполняющая социальные функции, направленные на
изменение жизненных условий социального или индивидуального бытия.

3. Ценности волонтерской деятельности, являясь смысло-значимым и
наполненным субъективным переживанием стимулом и внутренним
регулятором, определяют мотивацию его субъектов, выбор их поведенческих
стратегий, функций, осуществляемых в современном обществе, и включают:

- моральные ключевые ценности (любовь, альтруизм, свобода, гуманизим,
нравственность и др.), имеющие определенную иерархию в результате
ранжирования, представленную индивидуальными, коллективно-групповыми
и общечеловеческими ценностями, диалектически соотносимыми друг с
другом;

- ценностные ориентации субъекта волонтерства, основанные на осознанном
ценностном отношении к бытию, зависящие от внешней социальной среды и
внутреннего мира волонтера и выполняющие определенные функции
(регулятивную, мотивационную, нормирующую, смыслообразующую,
интегративную).

Проведённый анализ волонтерской деятельности с позиции его
идеального образа позволил выделить такие его виды как «псевдоценности»,
«псевдоволонтерство». «Псевдоценности» - результат искусственно

созданной утилитарной материальной ценностной системы (ориентация на
потребление и накопление, получение удовольствия, повышение статуса,
продвижение по социальной и карьерной лестнице и т.д.).

«Псевдоволонтерство» - основанная на мотиве получения определённой личной выгоды осознанная и добровольная деятельность субъекта, осуществляемая без денежного вознаграждения, направленная на помощь кому-либо или общественное развитие.

4.Анализ процесса институционализации волонтерской деятельности в России позволил выделить определённые этапы в его развитии, различные формы как рефлексию конкретных фактов. Основными этапами институционализации волонтерской деятельности в России являются: 1)

формирование предпосылок к институционализации, национальных

традиций волонтерства (с IX по XIX в.); 2) становление и развитие
социального института волонтерства (сер. XIX – нач. XX вв.); 3)
институционализация волонтерства в рамках социалистической идеологии
(1917 - 1991 гг.); 4) развитие волонтерства в условиях демократизации
российского общества (с 1991 г. по настоящее время). Перспектива
дальнейшей институционализации волонтерства обусловлена

происходящими глобализационными процессами и проявляющимися негативными кризисными тенденциями социальной жизни.

5. Социально-философский анализ волонтерской деятельности в
современной России позволил осуществить его типологизацию по
следующим критериям: сфера деятельности, функции проявления, механизм
инициирования, форма институционализации, технологии управления,
деятельность объектов и субъектов волонтерства, ценностные установки и
мотивы, условия, детерминирующие участие в волонтерской деятельности.

6. Основными тенденциями трансформации волонтерской деятельности в
современной России являются: формирование новых стратегий волонтерской
деятельности, изменение мировоззренческих установок субъектов
волонтерской деятельности, активное использование государством
человеческого потенциала волонтерских организаций, развитие
инновационных форм и видов волонтерства, социально-партнёрского
взаимодействия с зарубежными волонтерскими организациями. К числу
рисков, являющихся результатом функционирования волонтерской
деятельности на макро- и микроуровнях, относятся проблемы межсекторного
социального партнёрства (государство - волонтерство, государство – бизнес –
НКО, общество – волонтерство); попытка определения стратегий развития
волонтерства в России без понимания его природы, сущности, учета
социальных эффектов и рисков и др.; формирование негативного отношения
у волонтеров к безвозмездной помощи и искажение ее сущностного
понимания; личной безопасности волонтеров и объекта помощи и др. К
социальным эффектам относятся: консолидация активной части населения;
развитие социально ответственной гражданской позиции; экономический
вклад в развитие страны; решение ряда социально важных проблем местного
сообщества, повышение качества жизни отдельных членов и групп
населения; личностный и профессиональный рост волонтеров и т.д.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты:

- вносят вклад в развитие современного социально-гуманитарного знания
(социальная философия, социология, педагогика и др.);

- расширяют и дополняют теоретико-методологический потенциал
социальной философии в исследовании общественной деятельности,
конкретизируют общую теорию социальной деятельности за счёт наполнения
новым содержанием философских концепций;

- способствуют проведению дальнейших исследований общественной деятельности, в том числе волонтерства, философами, социологами, педагогами и представителями других областей научного знания.

Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и реализации региональных, муниципальных программ, социальных проектов, ориентированных на развитие волонтерской деятельности, сохранения и признания его консолидационного и гуманистического потенциала, при подготовке лекционных курсов и семинаров по социальной философии, социологии, педагогике, экономике, политологии; при разработке программ социологических, педагогических и политических исследований проблем изучения стратегий общественного развития, экономического капитала, гражданского общества, социального благополучия населения, социального здоровья общества, социальной активности личности и др.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования нашли отражение в 32 публикациях (в т.ч. 4 статьи в сборниках научных трудов и научных журналах, рекомендованных ВАК, 3 учебно-методических пособия) и участии в научно-исследовательском гранте «Организационно-управленческое обеспечение социальной безопасности молодёжи в условиях трансграничья» в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ № 6.3634.2011.

Результаты проведённых исследований неоднократно представлялись
и обсуждались на научных конференциях международного, всероссийского,
регионального уровней в Волгограде, Благовещенске, Чите, Екатеринбурге,
Ростове-на-Дону, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане, Челябинске –
Костонае – Одессе, Москве, Бийске, Красноярске, Владивостоке. Среди них:
II Общероссийская научно-практическая конференция «Молодёжь и
формирование гражданского общества в России» (Волгоград, 5-6 октября
2006 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Волонтерское
движение как эффективная стратегия решения социально-педагогических
проблем российского общества» (Комсомольск - на - Амуре, 24-25 сентября
2009 г.); I Международная научно-практическая конференция «Мир, где нет
чужих» (Благовещенск, 27 апреля 2010 г.); III Международная научно-
практическая конференции «Педагогическая составляющая подготовки
специалистов по социальной защите детства» (Челябинск – Костонай –
Одесса, 5-6 октября 2011 г.); IV Всероссийский социологический конгресс
«Социология в системе научного управления» (Москва, 2-4 февраля 2012 г.);
Международная научно-практическая конференция «Дополнительное

образование детей: векторы развития» (Владивосток, 28-30 октября 2015 г.); V Международная научно–практическая интернет-конференция «Технологии социальной работы с различными группами населения» (Чита, 30 ноября - 5 декабря 2015 г.); VII Международная научно-практическая конференция «Экология. Здоровье. Спорт» (Чита, 18-19 мая 2017 г.) и др.

Структура работы. Диссертация состоит из «Введения», двух глав, включающих 6 параграфов, «Заключения» и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 168 страниц. Библиография включает 189 наименований.

Основные подходы к исследованию волонтерской деятельности в научном знании

Понятие «волонтерская деятельность» вошло в научный лексикон в конце XX в. Однако вопросы, связанные с оказанием безвозмездной помощи на добровольных началах нуждающимся, находились в центре внимания мыслителей и учёных разных эпох и разных областей социального знания.

Необходимо отметить, что в научной литературе отсутствует однозначное понимание изучаемого понятия. Понятия «волонтерская деятельность», «волонтер» (volunteering (англ.), volontaire (фр.) – доброволец, voluntaries (лат.) – добровольный) является часто употребляемым не только в англоязычных странах, но и во всём мире, в том числе в России. Сегодня существует несколько понятий, эквивалентных слову «волонтерство» – «добровольная деятельность», «общественно-полезная работа», «добровольная гражданская активность», «социально значимая деятельность». Некоторые авторы определяют данное понятие посредством перечисления различных признаков: «волонтерство» – это деятельность или работа, которая по доброй воле безвозмездно выполняется одним человеком для другого человека [23, с. 7; 116, с. 88] или сужают его до сферы социальной работы [96, с. 42]. В других работах волонтерскую деятельность понимают в качестве «деятельностной формы благотворительности» [13; 22; 28; 80; 129; 166], либо в качестве «основы для построения гражданского общества» [137; 163], «общественно полезной деятельности» [24; 62], «содержания досуга» [147], «вида социальной активности» [12; 37; 45; 75], «средства саморазвития молодежи (в т.ч. и студенческой)» [8; 48; 16; 106]. Также в научной литературе можно встретить следующую трактовку понятия «волонтерство»: «…средство удовлетворения потребностей добровольцев и организаций, занимающихся добровольной работой» [78; 55]. На наш взгляд, наиболее полное и современное понимание изучаемого нами понятия даётся Е.Ф. Скворцовым «…деятельность, основанная на принципах осознанности, инициативности, добровольности, бескорыстия, личного участия и нацеленности на развитие общества» [136]. Таким образом, если исходить из рядоположенных признаков, то волонтерскую деятельность можно интерпретировать как особый вид социальной деятельности, базирующейся на общечеловеческих ценностях являющейся носителем гуманистического и консолидационного потенциала, направленной на улучшение общественной жизни посредством личного, осознанного, безвозмездного участия субъектов помощи (волонтеров, добровольческих объединений).

Следует отметить, что прежде чем сформировалось современное понимание волонтерства, трансформация содержания данного понятия прошла несколько периодов развития. Так, в России до 90-х ХХ в. для обозначения бескорыстных действий, направленных на благо других людей, использовались такие слова как «милосердие», «агапе», «попечение», «благотворительность», «нищелюбие», «филантропия», «меценатство», которые определялись как высшая добродетель, исполняемая путём дел помощи телесных и духовных, деятельностная одаривающая любовь во благо ближнего. В русском языке для обозначения феномена социальной безвозмездной помощи также употреблялось понятие «призрение», глагольная форма которого «призреть» означает «опекать, заботиться о ком-то, отнестись к кому-либо с участием» [11, с. 5]. Призреть сироту или старика означало проявить беспокойство о благополучии нуждающегося, помочь ему, поддержать его. С развитием общественных отношений постепенно появляются понятия «добровольный» и «доброволец». Так, в толковом словаре В.И. Даля (1863 – 1866 гг.) «добровольный» трактуется как «произвольный, не принужденный, сделанный кем-то по своей воле, по своей свободе»; «доброволец» – охотник в рекруты по найму; беглец, бродяга». Таким образом, понятие «добровольный» рассматривалось в более широком смысле, включало военную тематику. В советский период понятие «добровольчество» стало употребляться в основном как «способ комплектования вооружённых сил путем зачисления на военную службу добровольцев» [54, с. 118]. Такое понимание данного термина в сознании людей ассоциировалось с военным прошлым страны, когда человек осознанно по своей доброй воле шёл на фронт. Также понятие «добровольный» отождествлялось с: 1) объединением людей в период Великой Отечественной войны, временем покорения целины и, строительства БАМа, когда добровольцы, помогая решению важнейших государственных вопросов, вносили существенный вклад в развитие страны; 2) добровольно-принудительной системой, активно развивающейся при социализме.

К концу 80-х и началу 90-х годов ХХ века были образованы первые некоммерческие общественные и благотворительные организации. Понятие, содержание и формы волонтерского труда в современной России начинали формироваться одновременно с зарождением третьего сектора. В этот период понятия «доброволец», «добровольчество» стало трактоваться как «добровольный», т.е. совершаемый по собственному желанию, а не по принуждению.

В конце последнего десятилетия XX века - начале XXI века в России наряду с понятием «добровольчество» стало употребляться и понятие «волонтерская деятельность». А.В. Шаповалов [169, с. 21] связывает это с несколькими факторами: во-первых, влиянием англоязычной литературы, посвящённой вопросам менеджмента волонтерских программ и некоммерческих организаций, массово переводимой на русский язык; во-вторых, налаживанием в нашей стране международных контактов, в том числе и реализацией первых совместных с зарубежными организациями негосударственных международных программ. А.В. Шаповалов разделяет точку зрения М.В. Певной относительно того, что большее международное развитие получило именно понятие «волонтерство», а не «добровольчество». Такая ситуация может быть объяснена следствием глобальности использования данного термина. Но, тем не менее, А.В. Шаповалов констатирует и тот факт, что представители некоммерческого сектора (менеджеры добровольческих программ, организаторы добровольческих движений) также употребляют термин «доброволец».

В связи со сложностью, масштабностью, многоаспектностью и неоднозначностью проявления волонтерства в жизни социума актуализируется необходимость целостного исследования его общественной природы в контексте многообразия социальных связей в рамках интегрирования различных междисциплинарных походов. В науке сложились традиционные толкования волонтерства, на основании которых представляется возможным выделение социологического, педагогического, экономического подходов.

Социологический подход. Изучение волонтерской деятельности в контексте различных социологических теорий позволяет получить предметное представление о волонтерстве как значимом виде социальной деятельности, являющимся неотъемлемым элементом общественной системы, оказывающим влияние на ее развитие и зависимым от ответного воздействия данной системы. В рамках социологического подхода становится возможным анализ специфики деятельности социальных субъектов (волонтеров, волонтерских общностей), характер реализуемых ими общих и специфических социальных функций и ролей, приобретаемых в процессе оказания помощи нуждающимся и разрешения проблем социума. Анализ различных социологических теорий способствовал осуществлению целостного, системного и разностороннего изучения волонтерства с позиции институциональной теории, теории социального действия, теории социального обмена, теории рационального выбора, символического интеракционализма, теории социальной безопасности.

Изучение волонтерства в рамках институциональной теории в социологии (Д. Вико, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен, Н. Смелзер, Г.В. Осипов и др.) позволяет рассмотреть волонтерство через выделение определённых норм, правил, ролей и статусов, являющихся регулятивными элементами сферы социального взаимодействия. В представлении классиков социологической мысли: О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и др. – социальные институты выступали как элементы, поддерживающие порядок в обществе. К. Маркс рассматривал социальные институты как исторически сложившиеся структуры, становление и развитие которых детерминировано производственными отношениями. Согласно позиции М. Вебера, социальный институт – это сообщество, форма общественного объединения, основанное на рациональных установлениях и аппарате принуждения (например, церковь и государство) и базирующееся на основе принципа объективных данных (индивид становится участником социальных действий из-за своего происхождения, места пребывания или рода деятельности) [33, с. 537].

Ценностные основания волонтерской деятельности

Сегодня одной из важных проблем является поднятие социального и аксиологического статуса волонтерства. С одной стороны, в условиях глобализации и развития современного мира можно наблюдать тенденцию к активному росту волонтерской деятельности, а с другой - актуализируется проблема обесценивания труда волонтеров и волонтерства как важного социального феномена. Это связано с тем, что в общественном сознании добровольческая помощь воспринимается не только как значимая для общества деятельность, основанная на гуманном начале, но и может носить эксплуататорское и деструктивное отношение («бесплатная рабочая сила», «добровольно принудительная деятельность», «стартовая площадка для карьеры» и т.д.). И.А. Климов [74, с. 4] отмечает, что активность волонтеров-добровольцев широко используется в разнообразных «низовых инициативах», в протестных действиях, разного рода мобилизационных кампаниях, деятельности некоммерческого сектора. Поэтому необходимость повышения аксиологического статуса волонтерской деятельности очевидна. Аксиологическое понимание волонтерства – важный аспект в развитии данного вида общественной деятельности. Это связано с тем, что ценностная составляющая, являясь сущностной основой волонтерства, способствует его реализации на более совершенном духовном по своему содержанию уровне развития и препятствует формированию «…потребительского отношения к использованию добровольческого труда различного рода организациями и фондами» [136, с. 5]. Безвозмездность и добровольность волонтерской деятельности являются лишь одними из признаков, а не сущностью волонтерства. Ценность волонтерства имеет более глубокие основания, которые заключаются в осознанной готовности субъекта к осуществлению добровольного безвозмездного акта помощи во имя высоких гуманистических идеалов, уважительного отношения к истории и культуре народов, высоком уровне моральной, социальной и правовой ответственности, знании и соблюдении традиций и культурных ценностей.

Аксиологические представления в научном знании о волонтерстве носят фрагментарный характер, но при этом его социальная значимость отмечается отечественными и зарубежными исследователями. Волонтерская деятельность представляет собой эффективный инструмент, обладающий огромным консолидационным, гуманистическим, педагогическим потенциалом, позволяющим решать социальные, экономические, культурные, экологические проблемы посредством всемирной интеграции неравнодушных членов общества. Безусловно, не стоит недооценивать и роль волонтерской деятельности в решении экономических проблем стран. Вклад волонтеров в экономику существенен и исчисляется миллиардами рублей. В связи с этим сохранение и развитие волонтерства – это один из важных элементов благополучного развития общества.

Следует отметить интерес государственных и общественных институтов к волонтерской деятельности в 90-е гг. XX в., выраженный в комплексных мерах поддержки и развитии сети общественных объединений, направленных на решение острых социальных проблем индивида, общества и государства. Безусловно, данные организации и объединения неравнодушных граждан в своей деятельности ориентируются на определённые ценности: безусловная ценность жизни, свобода выбора, ориентация на благо другого, понимание важности общественного и индивидуального развития и т.д.

Подвергая анализу ценностные основания волонтерской деятельности, необходимо определиться с пониманием того, что есть «ценностное основание». Так, понятие «основание» трактуется как «достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли, деятельности» [112], «суждение или идея, из действительности которых необходимо вытекает действительность другого суждения или идеи (следствия): логическое основание или основание познания» [113], «исходное условие, предпосылка существования некоторого явления или системы явлений» [114] или «основание есть смысл, который принадлежит сущему как таковому, но он достраивается субъектом, его мышлением и иррациональным творчеством» [17]. Последнее определение, сформулированное Л.В. Баевой, мы берем за основу.

Далее определимся с понятием «ценность». Сегодня существует множество его интерпретаций: «…смыслообразующие элементы человеческой деятельности» [138, с. 3], от которых зависит ее направленность, выступающие связующим звеном между личностью, объективно необходимой деятельностью и обществом; «…особый сплав значений, определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время выражающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека» [150, с. 10]; «…явления действительности (факты идеального и материального мира), имеющие то или иное значение для общества, его групп или отдельных людей» [58, с. 20]. То есть в самом общем понимании ценность – это субъективное оценочное эмоциональное отношение к чему-либо, являющееся значимым и основополагающим при выборе целеустремлений индивидов и имеющим особое значение для общества.

Таким образом, ценностные основания волонтерской деятельности, исходя из аксиологической концепции Л.В. Баевой, представляют собой отражение значимости того или иного феномена для волонтера или общности волонтеров, выражающегося в ценностных мотивах и устремлениях, и являющегося ориентиром в их функционировании в системе общественных отношений. Если исходить из того, что волонтерство как общественный вид деятельности имеет свой собственный смысл, характеризуется динамичностью и способностью к самотрансформации и трансформации окружающей реальности, то его ценностным основанием является в соответствии с устанавливаемым смыслом или предпочтением обоснование причин динамичности, статичности и направленности. Рассмотрение ценностных оснований волонтерской деятельности позволяет обосновать то, почему волонтерство именно таково, каков его фундамент, к чему оно устремлено.

Чтобы проанализировать ценностные основания волонтерства как вида общественной деятельности, выявить его доминирующие ценности, структуру, необходимо обратиться к мировой исторической философской мысли и существующим в современной гуманитарной науке типологиям ценностей и аксиологическим концепциям.

Обращение к трудам философов различных эпох, чьи работы значимы для целостного анализа и определения аксиологической сущности волонтерства и его доминирующих ценностей, позволило выявить духовные ориентиры личной и социальной жизни, ценностные основания взаимоотношений между людьми. Так, в сочинениях китайских мудрецов (Конфуций, Мэн-Цзы) центральное место отводилось «милосердию» и «гуманизму». Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель с помощью понятия «благо» пытались объяснить ценностные аспекты существования человека в обществе, законы его гармоничного приспособления к меняющимся условиям, развития и сосуществования с объективным миром. В эпоху средневековья (Августин, М. Аврелий, Ф. Аквинский, Бонавентура, Дунс Скот, А. Миланский и др.) усилилось внимание к внутреннему миру человека, который наполняется высшими христианскими ценностями (вера, надежда, совесть, любовь). В эпоху Возрождения человек представлялся как высшая ценность, под благом понималось всё то, что может служить удовлетворению человеческих потребностей и их разностороннему развитию, гуманные отношения являлись основополагающими в процессе жизнедеятельности индивида. (Дж. Бруно, Л. Вала, А. Данте, Д. Манетти, Э. Роттердамский, К. Салютати и др.). Философские идеи эпохи нового времени расширили представления о взаимопомощи с позиции активности субъекта, «обусловленной разумно-волевыми факторами» [17, с. 16], ценности существования самого человека, справедливости, блага, важности сохранения существования каждого индивида (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Локк, Б. Спиноза и др.).

Представители эпохи Просвещения (И. Бентам, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Шефтсбери и др.) внесли свой вклад в изучение аксиологических проблем, связанных с добротой по отношению к другим людям, внутренней свободой, красотой индивида и окружающего мира, рассматривали социальную добродетель во имя человека и общества с позиций достижения нравственной красоты (А. Шефтсбери), наибольшего счастья (И. Бентам), настоящего блаженства (Дидро), самосохранения и сохранения рода (Ж.Ж. Руссо), выполнения воли Бога (Дж. Локк), свободы и саморазвития субъекта.

Институционализация волонтерской деятельности в России

В различные исторические эпохи развития человеческого общества существовали люди, которые нуждались в посторонней помощи, поддержке и защите: вдовы, нищие, престарелые, одинокие, лица с ограниченными возможностями, дети-сироты и другие. Ведущую роль в социальной защите и поддержке таких категорий нуждающихся должно было играть государство, разрабатывая и реализуя сильную социальную политику. Однако, как показывает история развития общества, усилий только лишь одной государственной власти не всегда оказывалось достаточно. Именно, поэтому во всё времена важную и значительную роль играла добровольная и безвозмездная помощь неравнодушных людей. В.В. Путин на Всероссийском форуме добровольцев (г. Сочи, февраль 2015 года) говорил о том, что добровольческие традиции имеют глубокие исторические корни в нашей стране. В выступлении подчёркивалось, что во всё времена люди различных сословий, взглядов и возрастов активно содействовали решению общественно значимых проблем в сфере здравоохранения, образования, культуры, экологии и бескорыстно служили Отечеству и людям. Волонтерство сегодня становится неотъемлемой частью нравственной гуманистической культуры, общественной нормой мирового сообщества и, по мнению отечественных учёных [81; 90; 91; 83; 103; 119; 169; 170; 188 и др.], выходит на институционализационный уровень своего развития.

Институционализация волонтерской деятельности представляется как «…образование института» [68] волонтерства, сознательно организованного, регулируемого и основанного на воспроизведении повторяющихся и наиболее устойчивых стратегий поведения, традиций, привычек, транслируемых из поколения в поколение. C позиции институционализации процесс генезиса волонтерства и его дальнейшего развития как социального института можно представить в виде ряда последовательно сменяющих друг друга стадий [158]:

- возникает потребность, удовлетворение которой требует консолидации усилий волонтеров, волонтерских общностей. Появление института волонтерства обусловлено неспособностью основных институтов государства своевременно удовлетворять существующие общественные потребности, предотвращать или исправлять влияние негативных социальных реалий на жизнедеятельность членов общества;

- формируются общие цели по удовлетворению какой-либо общественной потребности (например, решение конкретной острой социальной проблемы индивида, группы или общества);

- появляются социальные нормы и правила, формируемые в ходе стихийного социального взаимодействия посредством метода «проб и ошибок». В процессе общественного взаимодействия происходит определение места волонтерской деятельности в жизни социума, формируется ее идеология.

Идеология волонтерства представляет систему идей, санкционированных совокупностью общепринятых социальных норм и базирующихся на общечеловеческих ценностях: гуманность, добро, мир, жизнь, и других.

Идеология волонтерской деятельности, являясь носителем основополагающих убеждений волонтерства, определяет не только то, как члены общества должны относиться к тому или иному действию волонтеров, но и то, почему они должны действовать подобным образом. Именно через идеологию можно получить доверие у членов данного института и общества, поэтому всё действия должны быть идеологически выдержанны и соответствовать основным идеологическим положениям;

- формируются процедуры, связанные с нормами и правилами волонтерства. Появляются определенные ритуалы, корпоративные мероприятия добровольчества (весенняя неделя добра, день добровольца и т.д.);

- институционализируются нормы, правила и процедуры волонтерства, т.е. происходит их принятие, практическое применение, что находят проявление в виде Кодекса волонтера, устава волонтерской организации, методических рекомендации по развитию добровольчества и т.д.;

-устанавливаются системы санкций для поддержания сформированных норм и правил волонтерства, определяется дифференцированность их применения в отдельных случаях;

- формируется статусно-ролевая система волонтерства, охватывающая всех без исключения членов данного института, т.е. выстраивается определённая иерархия социального взаимодействия внутри института.

Завершение процесса институционализации волонтерства произойдет тогда, когда будет создана в соответствии с нормами и правилами чёткая статусно-ролевая структура, поддержанная большинством субъектов этого социального процесса. Под воздействием социальных трансформаций, изменялись масштабы и формы практики оказания безвозмездной добровольной гуманной помощи, корректировались цели, расширялись функции, появлялись новые объекты воздействия, формировались нормы, правила и статус волонтерства как социального института. Рассмотрим данный процесс подробнее.

Вопросы, связанные с развитием волонтерства в нашей стране, интересовали учёных разных отраслей знания. Сегодня в исследованиях можно выделить две точки зрения:

- исторической основой становления волонтерства стало развитие различных видов социальной помощи в период существования родоплеменных отношений (IX - X вв.) (И.В. Антонович, Е.А. Луговая, С.Б. Синецкий, Н.В. Тарасова и др.);

- волонтерство сформировалось в условиях становления гражданского общества (с XIX в.) (Л.К. Кудринская, М.В. Певная).

Первая точка зрения отражает наиболее часто встречающиеся мнения российских исследователей, которые обосновывают ее, опираясь на ключевые исторические события (развитие родоплеменных отношений с целью выживания, благотворительность в Древней Руси, принятие христианства, становление государственности, института церкви и частной благотворительности, революционный переход к советскому строю и, впоследствии, к демократическому государству). Согласно мнению сторонников данной позиции, феномен добровольчества исторически укоренён в российском культурном пространстве и на начальном этапе развивался в качестве одного из элементов социальной помощи. Согласно взглядам И.В. Антонович, «…добровольчество как разновидность благотворительной деятельности существовало на Руси испокон веков» [13, с. 80]. Е.Д. Максимов, анализируя древнейшие виды благотворительности на Руси, говорит о том, что помощь бедным была добровольным делом отдельных лиц, «…проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей» [91, с. 9-10].

Совершенно иной точки зрения придерживается М.В. Певная. Не соглашаясь с позициями, обозначенными выше, учёный выделяет ряд их слабых сторон: во-первых, отражены исторические социокультурные предпосылки возникновения различных общественно значимых видов деятельности, существовавших в нашем государстве, а также российских традиций благотворительности и милосердия; во-вторых, произошло смешение различных форм социальной помощи (государственного призрения, благотворительности, филантропства, социальной работы) и проявления гражданской активности; в третьих, выявилось синонимичное применение терминов «добровольческая деятельность», «волонтерское движение» «…при полном отсутствии в исследовательском контексте общности добровольцев как акторов, субъектов деятельности и т.д.» [119, с. 184-185]. М.В. Певная, разделяя данную позицию с Л.К. Кудринской [81, с. 15], приходит к выводу о том, что исторической основой становления добровольчества в России стали благоприятные социально политические условия, детерминирующие развитие самоуправления и общественную активность граждан. В связи с этим учёный при определении периодов институционального развития исследуемого феномена фокусирует внимание на следующих критериях: 1) включенность волонтерства в общественную жизнь россиян; 2) изменение характеристик добровольчества как элемента социальной системы, соответствующего экономическому и политическому состоянию развития российского общества в разные периоды.

Основные тенденции трансформации волонтерской деятельности в современной России: социальные эффекты и риски

Развитие человеческого общества отличается своей сложностью, неустойчивостью, неопределённостью и противоречивостью. Подобные аспекты находят отражение в разного рода научных представлениях о предпосылках, механизмах и закономерностях процесса развития общественной жизни в различные исторические периоды.

Социум (или субсистемы, входящие в его состав), согласно позиции П. Штомпка, не способен существовать в неизменном состоянии, и поэтому его существование возможно только при условии, что внутри социума «…что-то происходит, протекают какие-то процессы» [174, с. 27]. Сама социальная реальность – это динамика, поток изменений, обладающая такими характеристиками, как интенсивность, скорость, ритм и темп. Социальный процесс, по П.А. Сорокину, представляет собой разновидность «движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», изменения изучаемого объекта в течение определённого времени» [141, с. 97]. О.В. Казаку, Ю.А. Тюрина понимали под социальными изменениями «…фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в патернах культуры, структуры и социального поведения» [145, с. 66], которые могут происходить на различных уровнях (макроуровень, мезоуровень, микроуровень), определяться воздействием различных факторов (природная среда, социальная организация и технология, население, конфликты из-за ресурсов и ценностей, поддерживающие ценности и нормы, инновации). Учёными также была выделена структура социальных изменений: 1) количество элементов в системе (размер социальной группы, ее численность); 2) наличие подсистем (число подразделений, социальных групп); 3) взаимосвязь элементов (социальные связи, взаимодействия, обмен), функций, окружения.

Категория «социальная трансформация» является сложным понятием, сущностное осмысление которого расширяется по мере развития общества. Сами трансформационные процессы объективно определяются системным кризисом существовавшего ранее типа общественной организации, отличаются сложностью и повышенным уровнем социального риска, взаимосвязью с процессом глобализации [15]. Н.В. Милявская, говорит о том, что социальная трансформация – это не просто изменения сущностного содержания функций общественной сферы, а сами условия оптимизации изменений, которые предполагают заранее заданную и формируемую меру ожидаемых изменений [100]. В процессе подобного формирования идёт отбор наиболее важных и перспективных качеств, свойств и происходит приспособление общества к изменениям среды через создание проектов, программ, целей, технологий, разрешений противоречий и т.д.

В связи с этим, согласно позиции автора, сам процесс социальной трансформации включает процессуальность, которая выражается в бытии самого субъекта и одновременно обосновывает процессуальность и синтез динамики общественного содержания. Анализ и выявление общих свойств и принципов социальных трансформаций общественных явлений позволяет более адекватно исследовать социально-историческое развитие и преобразование общества, при этом уточняя соотношение планомерного и стихийного, субъективного и объективного, оптимизируя сам процесс изменений. Благодаря изучению социальных трансформаций может быть спроектирован сам путь преобразований общества и уточнено пространство связи возможного и реального. Социальные трансформации являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, компонентом общественных отношений и явлений.

Согласно утверждению Р. Дорендорфа, «…любой элемент общества причастен к изменению» [145, с. 66]. В частности, волонтерство не только являлось ответом на социальные изменения в различные исторические периоды, но и само оказывало влияние на развитие тех или иных социальных явлений. На преобразовательную сущность волонтерской деятельности в процессе решения социально значимых проблем индивидов и общества, а также саморазвития субъектов волонтерства обращали внимание М.В. Певная, Н.В. Черепанова, В.А. Шаповалов и ряд других учёных. Сегодня в связи с высокими темпами развития волонтерства и усиливающейся его ролью в общественном развитии становится важным «…понимание природы внутренних и внешних трансформаций, затрагивающих самих добровольцев, их деятельность и ту среду, в которой она реализуется…» [119, с. 4]. Исследование тенденций трансформации волонтерства позволяет изучить наиболее глубинный уровень произошедших и происходящих изменений в процессе формирования, становления, развития и функционирования данного вида социальной деятельности в различные исторические периоды. Переход к новому через новообразованные, более актуальные для современных реалий форм социальной безвозмездной помощи является показателем движения от изживших себя общественных отношений, социальных ролей, ценностей и целей к более прогрессивным и инновационным.

Сложность анализа трансформации волонтерской деятельности обусловлена переходом самой России от одного качественного состояния социальной системы к другому. Переходное состояние – это пограничная зона всего трансформационного процесса, характеризующаяся неустойчивостью, неопределенностью, состоянием хаоса и др. В связи с этим особенности процесса трансформации волонтерской деятельности следует рассматривать с учетом специфики перемен, переживаемых Россией на всём протяжении общественного развития. Возникновение традиционных форм помощи, становление новых видов поддержки населения и развитие института волонтерства происходило на фоне общественных преобразований, являлось ответом на вызов времени и усиливалось социальным, техногенным, экономическим и политическим кризисом переходного времени, его неопределённостью и сдвигом ценностей.

Трансформация волонтерской деятельности представляется как процесс, происходящий на различных уровнях (макроуровень, микроуровень) и состоящий из определённых этапов, сменяющих друг друга: предпосылка к трансформации (влияние объективных и субъективных факторов), сама трансформация (появление нового вида волонтерства) и последствия (социальный эффект, социальный риск) от произошедшей трансформации.

Макроуровень – это уровень государства, который включает следующие этапы трансформационных изменений: 1 этап – появляются идеологические, социально-экономические, политические основания для перехода в новое общественное состояние, формируются мировоззренческие установки субъектов трансформации (прогрессивных для своего времени индивидов), на основании которых совершаются определённые действия, приводящие к трансформации и появлению нового вида волонтерской деятельности; 2 этап – переход волонтерской деятельности в новый, более совершенный вид социальной деятельности, актуальный для новых условий государственного и общественного развития; 3 этап - появление позитивных или негативных социальных эффектов (формирование или изменение социальных институтов, смена мировоззренческих установок населения и др.).

Микроуровень – изменения, происходящие на уровне личности (субъекта волонтерства и благополучателя). Н.В. Милявская считает, что субъект «отрывается» от реального мира в его настоящем, что находит выражение в критическом отрицании существующей реальности посредством осмысления желаемого, изменении целей и ориентиров. В итоге время бытия субъекта расходится со временем бытия общества, в котором он живёт, что и запускает процесс общественного сдвига. При этом целевые и ценностные аспекты культурно-мировоззренческих установок эпохи создают условия для осуществления трансформаций, выражающихся в позициях социальных субъектов.

Трансформация осуществляется по этапам: 1 этап – смена мировоззренческих позиций субъекта; 2 этап – определённые действия субъекта, направленные на желаемые изменения в обществе или в бытии благополучателя; 3 этап – получение социального эффекта (трансформация личности самого волонтера, повышение качества жизни благополучателя, изменение его мировоззрения и т.д.). В связи с этим можно отметить, что наряду с изменением личности волонтера происходит изменение ключевых характеристик самой волонтерской деятельности и осуществляются определённые изменения в социуме.