Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Соколов Александр Юрьевич

Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье
<
Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколов Александр Юрьевич. Влияние социального мифотворчества на трансформации идентичности немцев в Забайкалье: диссертация ... кандидата : 09.00.11 / Соколов Александр Юрьевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО Забайкальский государственный университет], 2016.- 189 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальное мифотворчество и идентичность российских немцев: теоретико-методологический аспект исследования

1.1. Влияние социального мифотворчества на диффузную этническую идентичность в полиэтническом регионе 14

1.2. Особенности идентичности в исследованиях российских и забайкальских немцев 39

1.3. Влияние социального мифотворчества на идентичность российских немцев 62

Глава 2. Социальное мифотворчество и идентичность немцев в Забайкалье Параграф

2.1. Социальное мифотворчество и идентичность немцев на территории Забайкалья в период XVII-XIX вв 94 Параграф

2.2. Социальное мифотворчество и идентичность немцев на территории Забайкалья в ХХ в .

2.3. Социальное мифотворчество и идентичность немцев на территории Забайкалья в XXI в .139

Заключение 166

Список литературы 169

Введение к работе

Актуальность научного исследования. Современные социальные процессы на территории Забайкальского края, происходящие на фоне глобализационной основы в условиях усиливающегося социального и экономического кризиса, способствуют утрате самотождественности как вида структурной определенности ряда социальных и этнических групп, что может привести к их последующему выбытию с территории региона. Например, сформировавшиеся в результате воздействия глобализации ценности и ориентации, связанные с возможностью переезда в Германию, являются факторами, ведущим к поиску новой идентичности немцев в Забайкалье, которые в регионе представляют не самое многочисленное, но одно из наиболее заметных сообществ. Осознание этой частью забайкальского населения себя в качестве части народа Германии, а также их возможная эмиграция актуализируют важность исследования, связанного с необходимостью понимания того, как формировалась и как формируется идентичность немцев на территории Забайкалья.

В основу исследования положено понимание идентичности немцев как сложного, социально конструируемого явления, ментальной структуры, связанной с ощущаемой человеком принадлежностью к этой социальной группе. Существенным является понимание релятивистского характера идентичности немцев, её зависимости от социальных условий и в первую очередь – от социального мифотворчества в отношении этой группы. Значение исследований формирования идентичности немцев в Забайкалье обусловлено необходимостью более чёткого понимания проблем сохранения немецкой культуры в условиях региона. Однако при наличии многочисленных работ о российских немцах проблема формирования идентичности немцев в Забайкалье ещё не была предметом специального социально-философского осмысления.

Степень научной разработанности темы. Проблемам

трансформации этнической идентичности посвящены исследования
социальной философии, философской антропологии, этнологии,

культурологии, социологии, лингвокультурологии и др. Формирование теории идентичности происходит в рамках обсуждения различных

аспектов социальной, культурной, гражданской и этнической

идентичности (Э. Эриксон, Б. Андерсон, С. Бенхабиб, Р. Брубейкер, Э. Геллнер, И. С. Кон, В. В. Коротеева, В. С. Малахов, Э. А. Паин, М.В. Силантьева, В. А. Тишков, Э. Хобсбаум). В последние десятилетия к изучению идентичности применяется философско-антропологический подход(О. А. Блинова, К. В. Веричева, И. В. Дуденкова, И. В. Лысак, Э. А. Орлова, А. Ю. Шеманов). Элементы идентичности рассмотрены в психологических работах (Е. П. Белинская, Дж. Берри, Л. Г. Ионин, В. Н. Павленко, В. Ф. Петренко, Ж. Пиаже, Л. Г. Почебут, Ч. Таджел,

A. Н. Татарко, Д. Тернер, Дж. Финни). Проблемы трансформаций
идентичности в контексте межкультурной коммуникации освещены в
рамках идей социального конструкционизма (Л. М. Дробижева,
Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец).

Ключевое значение среди этих исследований имеет анализ роли социальной мифологии в формировании социальной реальности и картины мира (М. Элиаде, Р. Барт, П. С. Гуревич) дополненный разработками социальной философии (А. А. Петрова, Н. Ц. Хантургаева), социальной феноменологии (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц), теории познания (М. К. Мамардашвили, М. Хайдеггер), теории мифа (Р. Барт, А. Ф. Лосев, К. Леви-Стросс); когнитивной лингвистики (З. Д. Попова, И. А Стернина), семиотики (Ю. М. Лотман).

Анализу процессов формирования германской идентичности
посвящены публикации ученых из Германии, в которых германская нация
понимается как этнокультурная и мультикультурная общность (П. Альтер,
Я. Ассман, В. Вейденфельд, К. Зонтхаймер, О. Данн, Г. Манн,
К. Мильборн, В. Й. Моммсен, Б. Нойман, Й. Ренн, Ч. Тейлор,
Ю. Хабермас, Ю. Штрауб, М. Швелин, К. Эмке, К. Ясперс). Вопросы

формирования идентичности современных жителей Германии затронуты в
исследованиях, представляющих периодизацию формирования

послевоенной германской идентичности (Б. С. Орлов, А. С. Кириллина,

B. П. Федоров, В. А. Бобров, Г. В. Грошева, О. М. Тюкаркина,
Е. Л. Кауганов, Н. В. Павлов, Г. Крейг, Н. Г. Беляева, И. В. Лебедева).

Историографический обзор трудов, накопленных по теме российских
немцев, дан в библиографических указателях и справочниках

(В. Э. Кригер, Т. Н. Чернова-Дёке, И. В. Черказьянова). История изучения российских немцев начинается исследованиями конца XIX-начала ХХ в. (А. Клаус, В. Л. Дедлов, М. П. Ковригина, Г. Г. Писаревский, Я. Дитц, К. Э. Линдеман). Значительный вклад в изучение проблематики российских немцев внесли представители исторической науки Германии (А. Айсфельд, А. Каппелер, И. Фляйшхауэр, Ф. Шиллер, К. Штумпп).

Исследовательские работы современных отечественных авторов дают описание и оценку немецкого переселения в Россию (А. А. Герман, Т. С. Иларионова, И. Р. Плеве, Г. Вормсбехер, А. А. Дульзон,

A. С. Кирилина, Л. Л. Рыбаковский, О. А. Степаненко, С. Оболенская,
О. А. Блинова, А. Р. Бетхер, Е. А. Брюхнова, Н. Э. Вашкау,
Т. С. Иларионова, В. С. Курске, Е. В. Магицкая, В. С. Мелентьева,

B. П. Овсянников, Н. В. Овсянникова, Т. Б. Смирнова, Е. Р. Роот). Среди
этих работ выделяются те, которые посвящены история немцев в Сибири
(Э. Брендстрем, С. С. Букин, Т. Я. Иконникова, Н. П. Огановский,
Ф. Сластухин, Г. Чешихин, Л. Н. Малиновский, В. И. Бруль, П. П. Вибе,
А. К. Вормсбехер, И. В. Нам, В. Н. Шайдуров, Д. Я. Резун, В. И. Матис,

A. А. Шадт, И. Шлейхер).
Изучение немцев на территории Забайкалья долгое время протекало

в контексте общего интереса к истории и культуры региона, что отраженно в библиографических описаниях (В. Ф. Балабанов, М. В. Константинов). Первые описания немцев в Забайкалье появляются в середине ХХ в. Они посвящены немцам-декабристам и их потомкам (В. Ф. Вагнер, Н. Д. Димова, М. И. Дычко, Г. А. Юргенсон, Е. Э. Казаков). Особое место занимают работы посвященные немецким ученым (А. М. Буровский,

B. И. Гохнадель, В. Ф. Гнучева, Г. П. Дементьев, П. С. Колчинский,
К. Г. Михайлов). Группа авторов посвящает свои публикации немцам
периода гражданской войны (В. А. Кондратьев, В. Н. Подустов,
А. Ш. Кадырбаев, С. И. Попов и Г.В. Черкасов, Л. Юзефович). Научный
интерес вызывают исследования военнопленных немцев (К. В. Кухтина,
И. О. Овчинникова, Л. М. Спирина, А. И. Чащин, Дж. Кланте, Х. Эпстейн).
Кроме этого анализируются проблемы немцев в течение советского
периода (Г. А. Жеребцов, Э. Р. Барбашина, В. Ф. Баумгертнер,
Л. П. Белковец, А. Рудкевич, А. И. Савин).

Вопросы возрождения культуры немцев Забайкалья посвящены
работы современных исследователей (А. В. Жуков, К.-Б. Митупов,
А. О. Баринов, С. В. Васильев, Т. В. Паликова, Н. Е. Дроботушенко,
А. В. Озорнина). Отметим, что проблемы этнической идентичности
немцев, проживающих в Забайкалье разобщено, недостаточно

исследованы. В частности, мало изученными являются вопросы
формирования факторов этнической идентичности российских немцев.
Кроме этого малоисследованной является проблема социальной
конструируемости региональной идентичности немцев посредством
социальной мифологии. Заслуживает внимания вопрос о соотношении
идентичности забайкальских, российских и германских немцев.

Обращение к этим вопросам позволит создать более глубокое представление о феномене идентичности современных российских немцев.

Объект исследования – идентичность немцев в Забайкалье.

Предмет исследования – влияние социального мифотворчества на трансформацию идентичности немцев на территории Забайкалья.

Цель диссертационного исследования – выявление специфических особенностей трансформации идентичности немцев под воздействием социального мифотворчества. Цель определяет содержание следующих

задач:

1. Дать анализ методологии исследования идентичности российских
немцев и охарактеризовать роль социального мифотворчества в процессах
ее конструирования.

2. Осуществить сравнительный анализ исследовательских работ,
затрагивающих проблему конструирования немецкой идентичности;.

3. Охарактеризовать состояние идентичности немцев на различных
исторических этапах в контексте влияния на неё фактора внешнего
мифотворчества, обусловленного условиями развития российского и
германского общества.

4. Подвергнуть анализу социокультурные механизмы и условия
формирования идентичности немцев на территории Забайкалья и
рассмотреть значение социального мифотворчества на процессы
восприятия и самовосприятия немцев в течение XVII-ХХ вв.

5. Выявить специфику процесса конструирования идентичности
немцев, выявить значение мифотворчества в Забайкалье в течение ХХ в.

6. Исследовать различные аспекты влияния социального
мифотворчества на конструирование идентичности немцев и дать анализ
иерархии идентичностей немцев в Забайкалье на современном этапе.

Теоретическую основу диссертации составило сочетание

положений социальной философии, феноменологии, структурализма,
постмодернизма и конструктивизма к феномену идентичности,

включающих построение концепций и онтологических моделей, базирующихся на идеях неокантианской философии о конструируемой реальности.

Теория «жизненного мира» создает возможность проведения анализа конструирования повседневной реальности человеческой личности (Э. Гуссерл, К. Мангейм, А. Шюц).

Положения теории структурализма позволяют осуществить анализ
объективных, не зависящих от воли человека, глобальных «структур»,
определяющих состояние сознания отдельного человека и больших
коллективов. При этом идентичность представляется в качестве процесса
трансформаций личностных характеристик, развивающегося под

воздействием социального поля.

Теория социального конструктивизма использована для обоснования
идеи о взаимосвязи социальной структуры и группового сознания, в русле
которой рассмотрена модель конструирования субъективного мира,
посредством совмещения информационных, когнитивных и

коммуникативных структур (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, Ф. Фукуяма).

Теория социального мифа использована для обоснования

конструирующей роли мифотворчества в процессах формирования этнического сознания (П. С. Гуревич, В. Шнирельман).

Методология диссертационного исследования. Для выявления
общих и особенных аспектов формирования идентичности немцев в
Забайкалье использован историко-эволюционный метод, позволяющий на
основе сравнительно-исторических приемов описания установить

закономерности трансформации идентичности немцев.

При анализе эффектов социального влияния использован

интерпретативный метод, позволяющий подвергать критической

рефлексии феномены социального окружения. Исследование

конструирования идентичности группы при участии социального
мифотворчества проведено с применение таких методов, как наблюдение,
интроспекция, анализ, синтез, генерализация, восхождение от

абстрактного к конкретному.

Информационную базу диссертации составили документы,
справочные и биографические материалы и воспоминания отдельных
немецких семей, подготовленные местными краеведами немецкого
происхождения, такими как Л. В. Краус и И. А. Решта (Шифертейн).
Отдельной группой, имеющей значение как источниковый материал,
выступают публикации о немцах в газетах «Забайкальская новь»,
«Забайкальский рабочий», «Земля», и электронных информационных

порталах Rusdeutsch, «Мир и политика», «Zabkrai.ru», «Чита. Ру» и «Забмедиа». Представляемая диссертация является итогом сбора, обработки и анализа материалов выставки «История и культура немцев в Забайкалье», которая была организованной при поддержке Читинской городской общественной организации российских немцев «Хофнунг» и открытой в Забайкальском государственном университете в 2014 г. Работа по сбору материалов велась при информационной поддержке В. Яссера, координатора и консультанта Сибирского представительства Ведомства по зарубежным школам ФРГ (г. Новосибирск) М. Троицкого, координатора проекта по работе с российскими немцами в г. Чита.

Научная новизна исследования:

  1. Анализ методологии исследований идентичности немцев позволили установить, что в исследованиях, связанных со структуралистским и конструкционистским направлениями в социальной философии социальное мифотворчество выступает в качестве наиболее активного компонента идентичности, так как оно формирует ценностные системы, определяющие дальнейшее развитие, либо трансформации идентичности социальной группы.

  2. Сравнительный анализ в научной литературе проблемы конструирования идентичности немцев в России, Сибири и Забайкалье

позволил выявить, что российские немцы находятся вне предмета конструкционистских концепций, так как воспринимаются органичным элементом германской нации, не имеющим самостоятельной идентичности в рамках российского этнического поля.

3. Рассмотрение динамики формирования идентичности германцев и
немцев показало, что благодаря влиянию внешнего социального
мифотворчества, они формировали такую идентичность, которая
мифологически отражала особенности их восприятия у других народов.

4. Анализ социальных механизмов и условий формирования
идентичности немцев на территории Забайкалья в течение XVII-ХХ вв.
позволил выявить специфику их самовосприятия в регионе,
заключающуюся в том, что внешнее социальное мифотворчество
превалировало в самосознании выходцев из германских княжеств, которые
под его воздействием формировали социальную идентичность российских
немцев, т.е. людей, находящихся на службе у российского государства.

  1. Выявлена ведущая роль внешнего социального мифотворчества на процессы конструирования самовосприятия немцев в Забайкалье в течение ХХ в.

  2. Исследование деятельности немецких организаций в Забайкалье позволило выявить, что значимую роль в их организации играет мифологическое восприятие образа Германии, формирующее ценностный мотив, направленный на трансформацию идентичности российских немцев к идентичности западных немцев, которая реализуется методом «изобретения традиции».

Положения, выдвинутые на защиту.

1. Характерным явлением для полиэтнических территорий
представляется диффузная идентичность, которая конструируется в
контексте взаимодействия между внешним социальным влиянием,
распространяющим экстра образы идентичности группы и

внутригрупповым влиянием, которое конструирует интра-образы группы, представляющих её идентичность. На начальной стадии формирования группы она находится под влиянием образа «чужого», продуцируемого в отношении ее членов социальным окружением, которое определяет для членов группы их социальные функции и ограничения, указывающие на

то, что на этой стадии идентичность носит характер соционима. Впоследствии под влиянием взаимодействия между внешним социальным и внутригрупповым мифотворчеством конструируется ценностная система, направленная на развитие представлений о себе.

2. На фоне сравнительно полного исследования процессов,
связанных с немецким заселением отдельных территорий России, Сибири
и Забайкалье, а также их последующей адаптации, меньшее внимание
уделяется идентичности немцев. При этом в исследованиях
прослеживается фиксация исторической и социальной обусловленности
процессов трансформации идентичности немцев. Однако недостаточно
изученной остаётся проблема конструируемости и трансформации
идентичности немцев, как особого социального конструкта
сформированного под влиянием мифологизации.

3. В России восприятие немцев зависело от образа, создавшегося в
сознании населения априори в отношении людей, прибывающих с Запада,
говорящих на ином языке и несущих новшества, не всегда приводящие к
контролируемым последствиям. Под влиянием социального
мифотворчества выходцы из Германии стали принимать идентичность
немцев, носившей социальный характер и состоявшей в понимании немца
«Другого». Поэтому в мифологическом восприятии русских выходцы из
этой страны приобрели черты единого целого значительно раньше, чем в
их собственном восприятии.

4. Динамика формирования идентичности немцев на территории
Забайкалья в течение XVII-ХХ вв. показала, что под влиянием внешних
социальных мифологических образов, они долгое время воспринимали
себя как граждан, находившихся в Забайкалье по приказу российского
государства, на службе или как преступники, отбывающие наказание.
Ведущую роль в конструировании представлений у немцев о себе играло
взаимодействие интра-образов, оказывающих оптимизирующее влияние на
разные сферы жизни Забайкалья и экстра-представлений, в которых немцы
традиционно оценивались как «Чужой» элемент в этнической системе
региона. Особенностью этой идентичности был её социальный характер и
стремление после исполнения своих социальных обязанностей покинуть

регион, что привело к формированию традиции восприятия себя как временного населения в Забайкалье.

5. Конструирование идентичности немцев в Забайкалье в течение
ХХ в. проходило под влиянием социального мифотворчества, имевшего
политическое происхождение и определявшего периоды кризиса и
подъема самосознания немцев в Забайкалье. Вне зависимости от
содержания идеологических компаний они понимали себя как людей,
выполняющих социальные функции и привносящих значимый вклад в
развитие науки, культуры, образования и экономики Забайкалья. Однако
среди внешнего социального окружения они воспринимались, как правило,
в контексте образа «Чужого», который в периоды обострения отношений
между Россией и Германий, а позже между СССР и Германией, становился
образом «Врага».

6. Структура идентичности современного населения Германии
существенно отличается от идентичности немцев в Забайкальском крае.
Немцы в Забайкалье имеют самостоятельную историю, своё отношение к
языку, религии и традициям, которые понимаются как немецкие, но не
находят соответствия среди групп, проживающих в Германии. Однако
мифологизирующее влияние образа Германии, которое оказывает на
сознание немцев в Забайкалье, приводит к трансформации их ценностных
ориентаций и стремлению посредством изобретения традиции обрести
германскую идентичность. Её параметры не совпадают с параметрами,
которыми характеризуется искомая идентичность на территории
Германии, однако сам процесс поиска идентичности, невзирая на
мифологический характер, позволяет его участникам считать себя немцами
и служит поводом для смены гражданства.

Теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается:

- для теории социального конструктивизма в разработке идеи о
взаимосвязи социальной структуры и идентичности группы, в контексте
которой рассмотрена модель социального взаимодействия, где

нормативные структуры оказывают влияние на конструирование и
содержание субъективного жизненного мира. Таким образом,

идентичность представляет собой не явление, а процесс трансформаций

личностных характеристик, развивающийся под воздействием социального влияния;

- для теории социального мифотворчества в разработке идеи о том,
что в качестве ведущего элемента, конструирующего этническое сознание
выступает социальное мифотворчество, предполагающее

реструктуризацию системы ценностей группы посредством создания различных мифологических образов, в частности, для немцев в Забайкалье – образа мифологической прародины.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть
использованы в практике управления на территории Забайкальского края
для разработки мер по проведению профилактики и установлению
контроля над процессами взаимодействия с современными этническими
группами и организациями. Выводы исследования могут быть
востребованы при разработке организационно-управленческих решений
официальных и дипломатических структур Российской Федерации,
взаимодействующих с представительством Германии. Положения

диссертации могут быть применены при проведении этнографических исследований, социологических опросов, в образовательной практике.

Апробация работы. Выводы и положения диссертации

представлены на региональных и международных научно-практических конференциях: «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке» (Чита); «Общественные науки в современном мире» (Санкт-Петербург); «XLII Международная конференция, посвященная проблемам общественных наук». Итоги диссертации обсуждались на научно-методических семинарах кафедры философии ЗабГУ. Материалы исследования отражены в 6 авторских публикациях, в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Общий объем 3 п.л.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.

Особенности идентичности в исследованиях российских и забайкальских немцев

Процессы возрождения этнического самосознания среди немцев на территории Забайкальского края, наблюдаемые в течение последних лет, отличаются противоречивостью, так как сформировавшиеся в результате воздействия глобализации ценности и ориентации1, способствуют тому, что многие начинают осознавать свою оторванность от прежней российской истории немцев и вступают на путь поиска новой идентичности. Это является основанием для проявления стремления немцев к публичному признанию своих этнических особенностей и связанных с ними прав на существование региональных немецких объединений, а также к реализации права развития собственных объединений, языка и на обеспечение возможности эмиграции2.

Однако данный процесс усложняется тем, что возрождение идентичности немцев сопровождается распространением в обществе опасений о том, что оно может вести к конфликтам группы с социальным окружением3. Дело в том, что со стороны обыденного сознания этнической идентичности приписываются онтологические свойства4. Возрождение идентичности немцев сопровождается социальными выступлениями, для которых характерно неприятие идентичности немцев как устойчивого сущностного явления, связанного с наличием неизменяемого внутреннего ценностного ядра, предполагающего наличие особой «немецкой души», «немецкого характера» или «немецкого духа»1. Антинемецкие выступления, проявление которых зафиксировано в прессе, имеют основанием внутреннюю убеждённость в том, что немцы в Забайкалье являются представителями сплочённой, внутренне однородной группы, все члены которой мыслят и действуют, имея в качестве ценностей антипатриотические установки, ориентированные на образы, традиционно связываемые в народном сознании с Германией2.

Поэтому, прежде всего, необходимо указать, что в современной научной и философской литературе под термином «российские немцы» понимают проживающих в России потомков выходцев из Германии, которые имеют общую историю, в наиболее широком смысле связанную с группой советских немцев, расселившихся сегодня в ряде государств СНГ3. В этом контексте российские немцы представляются единой группой, отличительной характеристикой которой является принадлежность как к российскому, так и к немецкому обществам4. Однако, как показывают данные многочисленных исследований, этнические группы не являются однородными в социальном, культурном, политическом отношении. Более того, опыт проживания немцев в России и драматические события, с участием советских немцев во времена Второй мировой войны показал, что социальное и политическое влияние на группы, имеющие одно и то же происхождение, но пребывающие в разных условиях, может определять

Говоря о складывании идентичности немцев в Забайкалье, мы соглашаемся с положениями М.Ф. Бендла, Э. Гофмана, А. Шюца, согласно которым идентичность представляет собой образ, связанный с практиками самоинтерпретации, проходящими в контексте социального взаимовлияния1. С этой точки зрения формирование идентичности – это открытый изменениям и никогда не заканчивающийся процесс2. В течение этого процесса идентичность формируется как придание смысла реальности посредством установления или переустановления определённых ценностей3.

Социальная идентичность отличается тем, что проявляется как рефлексия, возникающая в процессе отнесения себя к какой-либо социальной группе4. Большинство авторов считают, что процессы трансформации социальной идентичности имеют целерациональную детерминацию, используемую для достижения групповой сплочённости5. Например, о том, что трансформация ценностей изменяется в определённом направлении, говорит теория Ш. Шварца6. Этого же мнения придерживаются З. Бауман7, который доказывает, что обретение новой социальной идентичности может

Влияние социального мифотворчества на идентичность российских немцев

Отечественные исследователи впервые смогли обратиться к этой теме только после 1985 г. в связи с изменением политической ситуации в СССР и началом «перестройки». Однако до начала 1990-х гг. эта тема продолжала оставаться практически недосягаемой, так как продолжал действовать её негласный запрет1. В течение прошедших десятилетий отечественные исследователи активно изучают архивные фонды, публикуют документы, проводят анализ источников, свидетельствующих о судьбе российских немцев. В своем большинстве они не интересуются проблемами идентичности и социального влияния, направляя свое внимание на раскрытие разнообразных исторических аспектов истории немцев России. Так, исследовательские и популярные работы А. А. Германа2, Т. С. Иларионовой, И. Р. Плеве3, Д. Брандеса4, Г. Вормсбехера5, А. А. Дульзона6, А. С. Кирилиной7, А. Н. Фризена8, Л. Л. Рыбаковского9 дают описание немецкой колонизации в России на протяжении XIX и ХХ вв. Различные аспекты колонизации и жизни немцев в России рассматривались и защищались в диссертационных исследованиях О. А. Блиновой Вашкау1, В. П. Овсянникова2, Е. А. Брюхновой3, А. Р. Бетхера4, Е. Р. Роот5, Н. В. Овсянниковой6, В. С. Мелентьева7.

Для представляемой темы наиболее значимыми представляются разработки О. А. Степаненко8, В. С. Курске9 и Т. Б. Смирновой10, которые обращаются к проблемам идентичности российских немцев и обеспечивают науку сведениями о таких факторах конструирования идентичности немцев, как культура, семья, межнациональные отношения и историческая память. Одновременно с отечественными специалистами, проблемой этнической идентичности российских немцев занимаются ученые из Германии, среди которых наиболее заметны А. Айсфельд, В. Вайц, К. Кустерер, которые ведут мониторинговые наблюдения и анализируют трансформации ментальности, ценностных ориентаций и мировоззрения немцев России. Как доказывают все эти авторы, структура идентичности немцев характеризуется подвижностью и конституируется несколькими маркерами. Ведущим из них является, по их мнению, немецкий язык, или его диалекты, на которых говорят российские немцы. В условиях современной России, перестает быть только этноконсолидирующим и этнодифференциующим маркером, а становится самостоятельным символом, определяющим понятие о немецкости его носителя.

В отдельной характеристике нуждается выполненная на основании конструктивистского подхода диссертация В. С. Курске1, которая посвящена анализу множественной идентичности российских немцев. В. С. Курске обращает внимание и на такие формальные маркеры идентичности немцев, как наличие общей исторической судьбы и этнических организаций2. Важным теоретическим значением данной диссертации является разработка идеи подвижности структуры идентичности немцев и функций этнических организаций в процессе воспроизводства групп с множественной этнической идентичностью. Вместе с этим проведенная автором социологическая интерпретация концепта множественная идентичность проведена без учета того влияния, которое оказывают на идентичность окружающий социум посредством распространения в социальном пространстве социальных мифов, имеющих ценностное содержание.

На наш взгляд ценностное содержание мифов, которые проявляются посредством языковых форм и исторических повествований, является значимым фактором формирования идентичности. Именно они формируют ту «картину мира», которая влияет на осуществление выбора идентичности. Эта мифология может звучать на разных языках, и конструировать разные взгляды на одну и ту же этническую историю. Она может распространяться различными организациями, но именно её ценностное содержание составляет основу этнического мифа, который и является содержанием идентичности немцев в России. Это направление на наш взгляд могло бы существенно дополнить существующие представления о процессах трансформации идентичности российских немцев. Тем более, что история исследований этой группы даёт значительный материал, свидетельствующий о значении социального мифотворчества в процессах становления и трансформации немецкого этноса в России.

При этом необходимо отметить, что в настоящее время наиболее полным и точным исследованием социального мифотворчества, представленного набором представлений, стереотипов и фобий русского общества в отношении немцев периода XVIII- нач. XX вв. является работа С. В. Оболенской, сделанная на основе анализа периодики и мемуарной литературы. Автор рассмотрела проблему формирования и трансформации образа немца как врага России и сделала вывод о том, что ксенофобия по отношению к немцам периода первой мировой войны зависела от внутренних причин, связанных с поиском внутреннего германского враг, осуществляемых в это время с подачи официальной пропаганды1.

Теоретические разработки, осуществленные в этих работах, пока остаются невостребованными на уровне региональной истории немцев Сибири и Забайкалья, где основанное внимание уделяется характеристике социально-экономического развития отдельных групп немцев. Однако, материал, который дает эта история, может быть использован для раскрытия концепции, разрабатывающей тему влияния социального мифотворчества на идентичность немцев. К примеру, история немцев в Сибири, оказавшаяся в объективе науки позже, чем история российских немцев и впервые представленная в тексте «Сибирской советской энциклопедии» в 30-е гг. ХХ в., обеспечивает фактами, свидетельствующими о непростых взаимоотношениях между немцами и советским государством. Оно рассматривало немцев как потенциальную силу, могущую сыграть роль «пятой колонны» в наметившимся противостоянии с миром капитализма2. Об

Оболенская С. В. Германия и немцы глазами русских (XIX век). М., РАН, 2000. 210 с. Немцы // Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1933. Т. 3. С. 731. этом свидетельствуют описания Н.П. Огановского1, Ф. Сластухина, Г. Чешихина2, которые рассматривали развитие культуры у сибирских немцев через призму концепции капитализации хозяйства колонистов. Характерно, что отношение государства к немцам было в распространено и на исследования, и в течение периода от 30-х до 60-х гг. ХХ в. в связи с трагическим поворотом в судьбе советских немцев, немецкая тема оказалась под запретом, действие которого продолжалось вплоть их частичной реабилитации. Но и после этого публикации о немцах были очень редки, среди них можно назвать работы по истории сибирских немцев Л.Н. Малиновского, который концентрировал своё внимание на социально-экономическом развитии культуры немецких переселенцев3.

Социальное мифотворчество и идентичность немцев на территории Забайкалья в ХХ в

Этот процесс был также обусловлен необходимостью поддержки этнической политики ГДР, которая как отмечает А. Ассман, была сконструирована в рамках восточного политического блока2. Покровительство в отношении ГДР, а также чувство превосходства над побежденной Германией в целом влияло на смягчение отношения к «своим», репрессированным немцам3. Это проявилось в ликвидации системы спецучета, начале выпуска немецких газет и возобновлении радиовещания на немецком языке.

Велика роль Указов руководства СССР, в которых признавалось, что в действительности во время Великой Отечественной войны немцы своим трудом помогали победе Советского Союза, а в послевоенные годы активно участвовали в коммунистическом строительстве4. Но немцы ещё долго не могли возвратиться в места, откуда они были выселены, и были окончательно реабилитированы в 1989 г.5. К тому времени произошли изменения, которые, касались трансформации образа жизни немцев. Во-первых, выселение немцев и упразднение их автономной республики сформировали комплекс обиды, усугубившийся в связи с тем, что все народности, кроме немцев, выселенные в период войны со своих территорий, вновь обрели государственность. Во-вторых, у немецких граждан, переставших жить в условиях спецпоселений, наметилась тенденция к ассимиляции, так как они стали посещать русскоязычные школы и более тесно взаимодействовать с социальным окружением. Это привело к тому, что сохранение национальной идентичности теперь стало осознаваемой проблемой1. Изменения происходили на фоне того, что в обществе сохранялось общее мифологическое восприятие, в рамках которого о немцах продолжали говорить как о людях, связанных с преступлениями фашистов2.

Горбачевская перестройка, которая, как казалось, могла бы дать новое начало процессам возрождения немецкой идентичности в России, на деле привела к массовому выезду немцев в Германию, представшую не только в образе исторической Родины, но и земли обетованной для людей, переживающих непростые условия социального кризиса. Тысячи немцев, отправились «nach Vaterland», закрывая для себя последнюю страницу печальной истории «Russischen Deutsche». Тем более что Германия в те годы действительно открыла двери для своих зарубежных соплеменников, основанием чего стало усиление глобализационных процессов и объединение Германии прошедшее под лозунгом «Германия – единая Отчизна» 3.

Однако жизнь в объединенной Германии для немцев из России оказалось более трудным делом, чем ожидалось4, и причиной этого является разное понимание того, кем и каким должен быть гражданин Германии в различных областях Германии5. В сознании германцев региональная идентичность, представляющая регионы «малой родины», такие как Бавария или Саксония, до сих доминирует над общегерманской идентичностью1. Существуют и иные градации идентичности, так, например, разный опыт осмысления прошлого в ФРГ и ГДР, а также отнюдь не исчезнувшие после объединения глубокие различия между «весси» и «осси» сделали по-новому актуальным вопрос о единстве нации и о роли социального мифа в формировании и воспроизводстве германской идентичности2.

Дело в том, что социальный миф, который направлен на исторически сложившийся регион Германии с его культурными особенностями на сегодняшний день представляет собой единственный источник сохранения чувства единства и интеграции. Как показывает исследование Т. Саррацина, в Германии начался процесс активизации очень осторожных усилий, направленных на культивирование германской идентичности3. Патриотический миф получающий воплощение в политике консолидации германцев вокруг национальных ценностей, стал предметом изучения Ю. Хабермаса4. Как было отмечено в его трудах, а также в работах исследователей современной Германии, она реализуется в рамках государственных PR-компаний, которые по задумке авторов, должны продемонстрировать сильные стороны Германии и отличительные особенности германцев: богатство идей, страсть к творчеству, пророческое мышление. Таким образом, в Германии приступили к созданию и проецированию образа объединенной страны5, который начинает оказывать существенное воздействие на положение немцев в России, продолжающих испытывать противоречивое влияние со стороны социального окружения1. Трудности современных немцев заключаются в том, что население России чаще всего не знает истории немцев и живет под влиянием мифа о том, что немцы в нашей стране являются потомками пленных в годы Великой Отечественной войны. К ним проявляются недоверие, подозрительность, создаются препятствия в прописке, приеме на работу, продвижении по службе, зачислении в высшие учебные заведения. Все эти события приводят к усилению активности, направленной на переезд немцев на историческую родину2.

Со своей стороны Германия приступила к реализации программы широкой помощи немецким общинам в России, которые переживают процессы реорганизации устройства, и в которых на первый план выходят люди, принадлежащие к кругам, лоббирующим интересы русских немцев. Одним из ведущих видов поддержки является распространение Библии и духовной литературы. Обращение к лютеранству даёт многим немцам, которые ассимилировались с русскими, возможность доказать собственную немецкость3. Однако став гражданами Германии, немцы сталкиваются с проблемами интеграции в германское общество и национальной идентификации. Немцы, прибывающие из России в Германию, осознают себя «другими» и испытывают чувство изолированности4. В Германии же немцев из бывшего СССР называют или «Deutsche aus Russland» (германцы из России) или «Russischen Deutsche» («русские германцы»), особо не доступа: http://www.strana-oz.ru/2013/6/pamyat-identichnost-politicheskaya-kultura-i-poslevoennaya-germanskaya-demokratiya

Социальное мифотворчество и идентичность немцев на территории Забайкалья в XXI в

Для того, чтобы определять свою этничность, человек должен гордиться ею, и для этого у немцев на территории Забайкалья есть все основания. Современная ситуация возрождения идентичности немцев в Забайкалье служит подтверждением концепции Б. Ф. Поршнева о формировании позитивной идентичности группы 2. Почти за триста лет российского присутствия в регионе, немцы прославили себя участием во многих важных и ценных для России делах и событиях. Важно, чтобы об этом знало как можно большее количество российских граждан, и главным образом, самих немцев, но ещё более важны внешние контакты. Реальные человеческие контакты, это не только взаимодействие с коллегами по работе и встречи во время праздников и фестивалей, учёбы, совместном отдыхе, это ещё и взаимодействие с группами, понимаемыми как немецкие и находящимися за пределами региона3.

Как показывает опыт истории, без этого внешнего взаимодействия, проявляющегося в регулярном прибытии в Забайкалье немцев из других регионов, либо из-за рубежа, то есть Германии, забайкальские немцы ещё не обходились, так как именно этот источник является традиционным фактором поддержания численности немцев, находящихся за Байкалом. При анализе причин современных миграций немцев из Забайкалья очень важно учитывать, что в истории немцы всегда стремились не только уехать, но и приехать в Забайкалье. Это место они всегда рассматривали как временную площадку для реализации неких программ, замыслов, либо для искупления наказания. Таким образом, в немецком сознании за этим местом закреплена некая мистическая роль, заключающаяся в том, что оно представлялось им в зависимости от обстоятельств не только адом, но и раем. Мифологический образ Забайкалья, как части Сибири, для многих немцев был нарисован царским правительством, которое понимало, что богатый природными ресурсами край нуждается как в старательных и грамотных работниках, так и управленцах, а также специалистах различного профиля, от военного до медицинского и научного. Русские, завоевав этот край для государства, зачастую просто не знали, что с ним делать, тогда приходили немцы, которые были не только толковыми исполнителями, но и людьми, на верность своему долгу и лояльность которых можно было положиться1.

Россия нуждалась в старательном и грамотном работнике, с которым обходилась как с дорогой собственностью. Немцев заманивали сюда тем, что обещали им щедрое денежное вознаграждение и земельные наделы. Кроме этого, традицией стало стремление российского государства собрать в Сибири в периоды смут и войн как можно большее количество немцев: военнопленных и отказавшихся от участия в войне, коммунистов и антикоммунистов, друзей России и врагов России. Немцы принимали участие в строительстве железных дорог, добыче полезных ископаемых и сырья. В целом эти факты служат основанием для складывания эпического полотна, повествующего об участии немцев освоении региона, которое служит позитивным основанием для этнической идентификации, однако вместе с ним сохранились и иные воспоминания. Это истории о ссылках и репрессиях в Забайкалье в сталинский и советский период.

При этом формирование современной идентичности немцев продолжает подвергаться социальным воздействиям. Период глобализации и распространение отношений, ориентированных на более широкое межкультурное взаимодействие, когда Забайкалье становится одним из коммуникационных субъектов мирового информационного пространства, открывает новые перспективы для немцев, также как и даёт новую надежду на то, что сюда по разным причинам будут прибывать другие немцы. Сегодня это главным образом касается выходцев из Германии, над которыми не довлеет миф о необходимости обретения утерянной, но прекрасной Родины, а многие, будучи выходцами из России, не могут обрести свое место на новой родине. Это связано также, что в эпоху информатизации актуализируются романтические идеи германцев о России, которые традиционно присуще этой культуре. Когда события, связанные с крахом тоталитарного Советского Союза открыли путь для реализации надежды на преодоление противостояния между Востоком и Западом, в Германии почувствовали, что у них есть возможность не жить в страхе перед соседом, а полюбить Россию и русских.

Эта тенденция, когда какие-то из граждан Германии могут не только приехать, но и остаться на какое-то время в Забайкалье, когда они находят здесь что-то, чего нет на их Родине, начинает пока ещё робко делать первые шаги. Так о простом человеческом счастье узнала в забайкальской глубинке режиссер О. Делан. Двадцать лет назад она эмигрировала в Германию, где реализовала свои творческие планы, но обрести счастья не смогла. Поэтому стала искать его в отдаленных деревнях Забайкальского края, куда регулярно возвращается к своим родственникам, результатом чего явился фильм «Ступай-ка, Ольга, домой, или Любовь по-сибирски»1. Одной из причин интереса к тому, как живут люди в Забайкалье, по словам О. Делан, было то, что более 90% её знакомых в Германии находятся в условиях одиночества, без семьи и детей, имея совершенно другие жизненные ценности: ценности мира потребления и культа наслаждений1. Личностный кризис привел женщину к предсказателю, также имевшему сибирское происхождение. Он то и посоветовал Ольге вернуться на родину, где согласно местным традициям, женщина без семьи считается неполноценной. Ольга решила снять фильм, основанной на идее сравнения различных миров, одним из которых является мир современной цивилизации, другим – мир традиций. Один – это мир Запада, другой – Востока. В этом сравнении противостоят комфорт и бытовые трудности, зажиточность и аскеза, бетонные мегаполисы, смартфоны, социальные сети и жизнь наедине с природой, без ориентации на карьеру и статусы.

О. Делан считает, что фильм должен быть интересен, прежде всего, забайкальцам, которые при всей ограниченности их возможностей, всё же обладают чем-то очень важным, что утеряно жителями Германии. «На примерах героев моего фильма, - говорит Ольга, - я хочу показать, что жизнь в деревне – это ценность, может быть даже и спасение в каком-то смысле». О. Делан утверждает, что стремится рассказать о возможности жить по-другому, что может стать основой для нового осмысления бытия2. Автор мечтает о том, чтобы этот фильм увидел западный зритель и чтобы люди в Германии узнали больше о регионе, о котором они до сих пор думают как о царстве вечного мороза и ГУЛАГА. Вместе с фильмами Делан на Запад проникает история другой жизни, других людей, ценностей, историй, в которых германцев привлекает загадочность, непостижимость и при этом насыщенность положительными эмоциями и конструктивным содержанием.