Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Урбосфера: системно-семиотический анализ Касаткина Светлана Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касаткина Светлана Сергеевна. Урбосфера: системно-семиотический анализ: диссертация ... доктора Философских наук: 09.00.11 / Касаткина Светлана Сергеевна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Системно-семиотический подход к анализу города 37

1.1 Методы системного познания города в социально-гуманитарных исследованиях .37

1.2 Системные и семиотические теории в дискурсе подходов к городской проблематике 65

1.3 Системно-семиотические модели исследования города. Урбосфера 104

Глава 2 Концептуальный анализ города: практики осмысления 114

2.1 Системно-параметрическое исследование города .114

2.2 Взаимосвязь системных параметров с типологией городов .148

2.3 Поливариативность значений концепта города 170

Глава 3 Структурный уровень города в социально-философской рефлексии 180

3.1 Взаимосвязь «общество - город» в структуре города как системы 180

3.2 Отношение «человек - город» как элемент системности урбосферы 192

3.3 Принципы институционализации города 205

Глава 4 Субстратный уровень города: социально-философский анализ 211

4.1 Элементы публичного пространства в городе .211

4.2 Элементы приватно-субъективированного пространства города 243

4.3 Особенности реализации субстратного уровня города .258

Заключение .278

Список литературы 287

Список иллюстративного материала .337

Методы системного познания города в социально-гуманитарных исследованиях

Жизненное пространство большинства современных людей связано с городом. Конструирование социальной реальности в рамках существующей картины мира часто происходит сквозь призму восприятия городской жизни. «Город – воплощение возможностей человеческого рода. Город в пространстве социокультурной ситуации является символом для человека, своеобразным „домом бытия, моделью мира»140. Город в философских исследованиях -предмет внимания многих авторов с древнейших времен.

Представления о городе в зарубежной общественной мысли раскрыты на основе анализа исследований города в различные исторические эпохи. Специфика городской жизни рассматривалась в трудах ранних мыслителей, начиная с эпохи Античности. Сократ, Платон и Аристотель поднимали вопросы о нравственности в городском социуме, добродетели и справедливости. Исторической «почвой» идеального общества для философов были греческие города-полисы. Аристотель комментировал благоприятные условия городской жизни. Основополагающая роль города как центра цивилизации подчеркивалась мыслителем в сочинении «Политика»141. Город, как правило, должен был быть сориентирован на развитие всей государственной территории и соответствовать потребностям жителей, быть опорой в оказании помощи и иных коммуникациях. Удобное расположение городов по отношению к материку и морю было залогом успешного развития поселения. Аристотель раскрыл суть городской картины мира, акцентируя внимание на приоритетных вопросах жизни, связанных со здоровьем, условиями водоснабжения, состоянием воздуха, безопасностью, эстетикой, функциональностью планировки и застройки городов. Античный автор отмечал различия в расположении частных домов, указывая наиболее полезные особенности как для житейского обихода, так и для стратегического. В военном отношении более необходимой была та планировка, при которой чужие войска с трудом могли найти выход и трудно было бы в нем сориентироваться. В идеале город сочетал в себе и ту и другую планировку. Правильную планировку следовало придавать не всему городу, а лишь его отдельным частям и местам142.

Повседневность античного города во многом зависела от удобного районирования. Так, в «Политике» упоминается структура городского пространства, в котором обязательно должны быть здания, предназначенные для культа, «свободная площадь», торговая площадь, присутственные места для деловых потребностей и отдельно для повседневных дел. Городская жизнь подчиняется человеческому бытию, в котором взаимосвязаны «досуг», «война» и «мир». «Вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное. Предпочтение следует оказывать, исходя из той же оценки, что и для частей души и обусловленной ими деятельности: война существует ради мира, занятия - ради досуга, необходимое и полезное – ради прекрасного»143. Греческий город-полис был эффективным социально политическим организмом, представляющим собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры.

Духовным наследием античной городской цивилизации можно считать понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав участия в городском (государственном) управлении. «Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. … Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность»144. Римский период античной философии связан с дискуссиями о городе республиканского значения - Риме. О его достоинствах, положительной специфике, отличиям от полисов Греции рассуждал Цицерон145. Античная общественная мысль породила многие урбанистические вопросы о структуре города, о социальных процессах городской жизни, перешедшие в социально-философские дискуссии современности.

В раннем средневековом обществе философскую концепцию, проецирующую особенности городской жизни, можно представить благодаря творчеству Августина Блаженного. Духовный мир широких слоев населения в средневековом прошлом опирался на почву религиозного мировоззрения. Философия Августина наиболее полно изложена в сугубо богословском произведении «De civitatae Dei» (О граде Божьем). В нем Августин пишет о Церкви как городе божьем на земле (Церковь воинствующая) и городе божьем на небе (Церковь торжествующая)146. Принцип общественной жизни городов, по Августину, можно связать с идеей равенства и ответственности людей перед Богом за свои дела. По его мнению, Град Земной имеет свои особенности, которым радуются люди. Тем не менее он находится в плену пороков, «а если, приняв в соображение условия и общую судьбу человеческих дел, он более тревожится возможными в будущем несчастными случайностями, чем превозносится прошлой удачей, то тем более победа его – смертна. Ибо он не может, пребывая, постоянно, вечно властвовать над теми, кого смог подчинить себе победой»147. Религиозная доктрина, диктовавшая устои мировоззрения средневековых христиан, прочно доминировала в особенностях городской жизни. Идея города у А. Блаженного выражена как единство Града душевного (личности, имеющей свое тело) и единство Града духовного (культуры, имеющей свое символическое тело), как отмечает С.А. Смирнов. По христианской традиции, город есть единство Града Небесного и Града Земного, в нем воплотилась идея сотрудничества человека и Бога148. Городская жизнь средневековых европейцев была строго канонизирована. Формы общественных отношений были регламентированы церковью. Средневековое общество сформировало новые мировоззренческие приоритеты, выразившиеся в элементах схоластики, что отразилось в появлении университетов, сыгравших одну из системообразующих функций в эволюции городского пространства. Социальная мысль Средневековья, косвенно повлиявшая на формирование повседневного мировосприятия горожан той поры, нашла выражение в трудах Фомы Аквинского149. В его произведениях есть материалы о реконструкции социальной структуры феодального общества, в том числе городского. При исследовании философских и социально-экономических взглядов средневековых авторов стоит положиться на идеи Ю. Майки, который обратил внимание на определенные различия, характеризующие города и другие виды поселений. Он отметил, что многие города являлись самостоятельными структурами, где формировались и сохранялись особые объединения - коммунальные городские системы, цеха, гильдии и др.150. Формирование межличностных отношений горожан по вопросам общественной нравственности проходило под влиянием взглядов канонистов. Томистская метафизика рассматривала бытие как понятие и как сущность. Жизнь измерялась категориями, связанными со стремлением к добру и к духовному благу, нравственному порядку. Средневековый город являлся феноменом цивилизации.

Жизнь средневекового города, спроецированная в произведениях средневековых авторов, – комплекс специфических общественных связей, факторов единения и конфликтов, присущих общинам горожан, их самосознанию и правосознанию151. Средневековые города представляли собой пространства, в которых отразилась суть феодальных отношений в совокупности с религиозными, социальными и нравственными особенностями эпохи.

Во времена Ренессанса философская мысль была посвящена особенностям городов-коммун, ставших очагами культуры эпохи Возрождения. «Возникающая не на университетской кафедре и не в монастырской келье, а в самой гуще общественной жизни итальянского города философия гуманизма вполне осознанно связана с новыми общественными слоями»152. Суть городской проблематики прослеживается в произведениях Д. Боккаччо153, К. Салютати154 и др. Взгляды горожан эпохи Возрождения были ориентированы на воплощение ценностей, направляющих человека по пути к гуманизму. Приобрела популярность гражданственная направленность смысла жизни - убеждение в том, что она дана в распоряжение людям, а их собственная задача - использовать ее в соответствии с природными законами добра и справедливости. В обществе утвердилось не пассивное приятие божественной истины, а творческая активность человека во имя общего блага и земного счастья людей155.

Взаимосвязь системных параметров с типологией городов

Согласно принципам взаимодействия города с другими территориями по присущим ему параметрам открытости, коммуникативности, автономности и зависимости, существуют города с теми или иными преобладающими концептуальными особенностями.

Исходя из особенностей территориальной идентичности городского пространства, можно отметить города, различные по величине и отношению к провинциальности и столичности. Города многолики, многогранны. По параметру формальных признаков величины и численности существуют разные типы городов. Мировые практики идентификации городов, различных по масштабам, численности и территориально-административным особенностям, проявляются в определении городов-полисов, городов со статусом «сити», городов-государств. На современном этапе опорный каркас городов мира разрастается. Существуют тенденции мегалополизации, при которой численность городов увеличивается за счет экстенсивного прироста городских территорий вдоль ключевых магистралей. Мегалополисы представляют собой очень протяженные зоны сплошной застройки вдоль базовых трасс страны, что характерно для США. Европейский формат городов остается традиционым: столица и ряд промышленных центров страны – мегаполисы, а остальные города являются важными носителями традиционных укладов европейской культуры.

К российской специфике применим традиционный ряд городов по численности населения: крупные, средние и малые города. К примеру, существуют критерии разделения городов в Российской Федерации по численности жителей: «малые города - до 20 тыс. жителей; средние города - от 20 до 100 тыс. жителей; большие города - от 100 тыс. до 250 тыс. жителей; крупные города - от 250 тыс. до 500 тыс. жителей; крупнейшие города - от 500 тыс. до 1 млн жителей; города-миллионники - более 1 млн жителей»444. Е.Ю. Агеева упростила эту классификацию до трех типов городов, чаще встречающихся в практическом смысле: крупные (или большие) города с населением свыше 100 тыс. человек, средние города - 20 - 100 тыс. человек, небольшие (или мелкие города) - 5 - 20 тыс. жителей445. Г.М. Лаппо приводит классификацию городов по численности: малые с численностью до 50 тыс. жителей, средние – 50 - 100 тыс., большие – 100 - 250, крупные – 250 - 500, крупнейшие – 500 - 1 млн, города-миллионники - свыше 1 млн446. Данная типология дополняется «полусредними городами», численность которых варьируется в пределах 20 - 50 тыс. человек.

В составе городов России, по данным за 2016 г.447, находилось 34 крупных поселения, 20 крупнейших городов и 15 городов-миллионников. Спецификой приведенных рейтингов также явились аналитические сведения о малых, средних и больших городах страны. В этот диапазон попадают все малые города и моногорода России.

Типологически малые города нашей страны представляют собой поселения с численностью до 50 000 человек с характерным для провинциальной территории образом жизни, архитектурно-планировочным каркасом и тенденциями социального характера: усиленным общественным контролем и активностью межличностных контактов их жителей. Малый город подразумевает собой небольшой населенный пункт, в котором живет несколько десятков тысяч человек, в них сосредоточены ключевые ресурсные центры жизнеобеспечения для ближайшего района, учреждения и предприятия государственной службы.

Средние города - это поселения, в которых проживает несколько сотен тысяч человек. Как правило, такие города имеют градообразующее предприятие и более развитую сферу услуг, чем в малом городе. Группу средних городов обычно составляют моногорода. Моногорода развиваются благодаря хозяйственной спецификации территории, связанной с определенной сферой промышленности или услуг, с особыми закономерностями жизни в индустриальных центрах. «По подсчетам Независимого института социальной политики, в нашей стране насчитывается только 150 - 160 монопрофильных городов с живыми предприятиями. В остальных муниципалитетах, когда-то имевших статус моно, бывшие градообразующие предприятия уже не играют решающей роли в экономике города»448. Жизнь индустриальных центров часто проявляется в социально-экономических проблемах, трудностях социокультурных и гуманитарных вызовов современности. Разновидностью успешных современных крупных городов можно назвать индустриальные парки, специально организованные для размещения новых производств территории, обеспеченные энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями.

Естественная убыль населения, «сжатие» городов стали характерной чертой небольших и средних городов. «К „сжимающимся относят города со значительной убылью населения, часто вызванной структурным кризисом городской экономики. Уменьшение размера города требует адаптации пространственной структуры, жилищного фонда, мощности и характера расположения сети объектов инженерной инфраструктуры, школ и больниц»449. Исследователи О. Волкова, А. Соколов и И. Терентьев утверждают, что в современной России насчитывается 1128 городов, в которых проживает 69 % населения страны. Согласно их расчетам, в 801 городе России население за последние 25 лет уменьшилось. Почти 200 городов потеряли более четверти своего состава. «За 1989 - 2014 гг. естественная убыль населения городов составила не менее 8,2 млн. Однако эта убыль компенсировалась миграцией из села и стран ближнего зарубежья, а также административными преобразованиями, когда сельские поселения включались в состав городов. В результате жителей городов стало больше на 3,7 млн. Но если не учитывать административные изменения, то прирост за 25 лет будет равен всего 0,9 %»450.

Описанное «сжатие» городов - пример российской урбанизации, связанный с ограничением концептуальных вектров развития многих провинциальных городских территорий, их экономической деструктурированностью.

Жизнь крупных городов, промышленных центров демонстрирует многие аспекты развития любого государства. Крупные города имеют миллионное население, развиваются за счет собственных ресурсов, обладают широкой градообразующй базой, большим пространством городской территории. Социально-демографические процессы в них выражаются сильнее. Экономические отношения там протекают динамичнее, а политические явления - разнообразнее. Спецификой жизни крупных индустриальных центров можно назвать маргинальность населения. Перспективность работы на промышленном объекте притягивает население своими возможностями. Под влиянием миграционных процессов происходит изменение социальных отношений на всех уровнях городской социальной структуры.

С момента промышленного переворота XIX в. большие города стали зоной экологического неблагополучия. Взаимоотношения природной и техногенной сред в пространстве российских городов выглядят противоречиво. Как правило, многие индустриальные центры развиваются за счет градообразующих предприятий, поэтому отказаться от источников экологических загрязнений практически невозможно. Однако общество пытается разработать программу мероприятий, сглаживающих развитие производства.

На данный момент современный крупный город представляет собой специфичное образование в экономическом, экологическом и социокультурном смысле. Общими проблемами жизни являются тяготы депрессивности крупных монопрофильных городов, экологическое неблагополучие территорий, маргинальность населения, противоречивые возможности организации досуга, проблемы трудовой занятости и духовного развития, преодоление которых зависит от целевой программы развития города, контролируемой муниципалитетом.

Мегаполис как крупный город, образовавшийся в результате объединения большого числа соседних малых населенных пунктов, занимает особое место в типологии городов. В XXI в. происходит мегаполизация урбосферы. Российскими мегаполисами принято называть крупные города с численностью населения, превышающей 1 млн. человек. Д. Визгалов отметил тринадцать российских мегаполисов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Уфа, Казань, Волгоград, Пермь, Челябинск, Омск и Ростов-на-Дону451. Их исследование в контексте мировых процессов глобализации, урбанизации, постиндустриализации - новый формат современного философского знания.

Во второй половине XX - начале XXI в. произошли радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Одной из мировых тенденций явилось увеличение численности городского населения больших городов. Такие города активно влияют на всеобщую динамику изменений государства. Мегаполис - это гигантский город, в котором проживает несколько миллионов человек. Каждый мегаполис имеет уникальные особенности, обусловленные историей его становления. Жизнь в мегаполисе формируется согласно запросам разных категорий населения, включает многие культурные тенденции, а также социально-экономические и политические особенности территории452. К примеру, жизнь российского мегаполиса проходит в условиях ограниченного пространства, отсутствия собственных природных ресурсов. Такие города обладают мощным административным и интеллектуальным потенциалом. Это определяет их постиндустриальный вектор развития.

В исторических и современных условиях изменений мирового социального пространства города варьируют свой концептуальный статус в зависимости от набора параметрических признаков, которые у них есть. Это выражается в типологии городов (таблица 1).

Отношение «человек - город» как элемент системности урбосферы

Исследовательский интерес к структуре системы города основан не только на изучении социума в контексте городской среды, но и включает философско антропологический подход к пониманию отношения «человек-город». Вопросы взаимодействия города и человека рассматриваются в исследованиях многих социальных процессов. Структурный уровень города как системы раскрывается в отношении индивида к городу. Взаимодействие субъектов со средой определяется в форматах «человек - город» и «общество - город». Многие принципы взаимосвязи личности, социума и городского пространства приобрели системно-семиотические ракурсы выражения в виде символов, метафор, конструктов и других рефлексивных значений. Отношение «человек - город» в пространстве урбосферы характеризуется пониманием различных модусов восприятия «города для человека».

Город существует как особый способ личностного бытия. Данный тезис раскрывается в ряде следующих положений. Человек воспринимает город как «естественную» среду обитания, рождаясь и развиваясь в нем. Город влияет на человека набором внутренних и внешних условий. В контексте внешних условий человек живет в городском пространстве под воздействием природно климатических особенностей расположения города, экологической ситуации в нем.

Среди внутренних «естественных» обстоятельств территории проживания ключевыми являются ее история, культура, техносфера, архитектура, инфраструктура. Их совокупность создает значимый для человека образ города, определяет устойчивые психологические, эмоциональные реакции в отношении к окружающему пространству.

Человек выражает свое отношение к городу. Социально-психологические аспекты взаимосвязи человека с городской средой многообразны. В городе происходят процессы идентификации со средой, что определяется в оценках его благополучия, качества жизни в нем. Люди реагируют на происходящее в городском пространстве своим пространственным поведением, категоризацией происходящего в эмоциях, мыслях, поступках. Социально-психологические потребности горожан и возможность их реализации в городской среде являются условием благоприятного отношения к городу и наоборот.

Человек зависит от города, его возможностей. Город - территория самореализации человека. Жизненный успех личности в современном городе зависит от степени освоенности среды, коммуникабельности с ее акторами, восприятия потенциальных городских ресурсов. Чем интенсивнее эта взаимосвязь и альтернатива источников развития, тем разнообразнее жизнь горожанина. От ограниченности возможностей города также зависит самоопределение человека в жизни. Условия городской среды влияют на здоровье человека, его настроение, интересы, деятельность.

Индустриализация с XIX в. сориентировала цивилизационное развитие общества в русле урбанизации. Современный человек - преимущественно горожанин, несмотря на существующие тенденции рурализации и сохранение пространств с традиционным укладом жизни. Город для человека стал местом реализации своих жизненных планов, перспектив, амбиций и желаний. С городом связываются человеческие судьбы, выстраиваются приоритеты личностного развития. Иногда складывается впечатление, что города «руководят» людьми, диктуют им стиль жизни. Даже при том, что человек сам не выбирает место своего рождения, окружающее пространство способно повлиять на его судьбоносные решения. Человек либо принимает город, в котором живет, либо нет. География городских пространств предлагает субъекту особые условия жизни, связанные с комфортностью, наличием необходимой инфраструктуры, реализацией духовного потенциала человека и пр. Внутренние миграции населения в стране демонстрируют степень развития городов, т.к. человек при переезде, словно индикатор, определяет качество жизни в том или ином месте. Город для человека раскрывается в восприятии общественных и приватных пространств. Под индивидуальным пространством личности в городе стоит понимать территорию ближнего окружения человека - его дом (жилое пространство, подъезд, двор). Информация о личном пространстве человека носит приватный характер, становится доступной тогда, когда человек сам решает оповестить мир об особенностях своей жизни. Уровень развития приватных урботерриторий является показателем социального благополучия личности, поэтому то, как оно выглядит, напрямую зависит от того, кто им владеет или распоряжается. Особая атмосфера городских дворов в своей совокупности способна передать личностные особенности местного населения. Этот фактор способствует сегрегации городов на районы, кварталы и части, в которых сосредоточиваются жители с различными возможностями, особенностями культуры, предпочтениями. Люди выбирают город для себя, формируют свое личностное пространство и реализуют себя в нем.

Город воспринимается моделью дома (домашней атмосферой), где есть приватно-субъективированные пространства - родные места, символичные территории. Город - деловое пространство, которое проблематизирует жизнь в нем в зависимости от решения рабочих вопросов. Город существует как сфера труда, объект, в котором находится рабочее место, источники трудовой активности. Город предлагает условия отдыха. При любых характеристиках личностного и социального бытия город является коммуникативным пространством, обозначающим многообразие форм общения. С другой точки зрения, город символизирует собой обновляющееся пространство, требующее индивидуального подхода при раскрытии его тайн и загадок. Такая практика постижения человеком города характерна для приезжающих в город людей - туристов, путешественников.

Структурный уровень системы города определяет модели человеческого поведения. Среди них типичными являются формы по характеру занятости: «человек - потребитель урбосферы», «человек - созидатель урбосферы», «человек отдыхающий», «человек - учащийся», «человек путешествующий». Все категории современны, и, как правило, большинство горожан в своей жизни синхронизируют статусные характеристики предложенных моделей городского человека.

Город является институтом социализации личности. Город для современного человека определяется средой не только проживания, но и социализации. Город создает условия для обеспечения преемственности поколений, культуры, традиций, посредством которых индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности. Социализация происходит под влиянием широкого набора социокультурных, политических и экономических тенденций. В целом, среди факторов социализации, определяющих формирование и активность личности, выделяют мегафакторы (планетарного уровня), макрофакторы (этнос, общество, государство), мезофакторы (тип поселения, субкультуры и пр.), микрофакторы (микросоциум)478. Специфической особенностью социализации жителей городов является влияние всех факторов, но в большей степени комплекса мезофакторов. Современные механизмы социализации в контексте городской среды связаны с процессами социальной идентификации, удовлетворенностью качеством жизни в городе, социокультурной средой, т. е. проблемами городской повседневности.

Повседневность в современном миропонимании считается одним из важных атрибутов социализации. Понятие городской повседневности включает в себя представление об инфраструктуре города, особой социокультурной среде, трудовых буднях и праздниках населения, развивающихся под воздействием региональных и общегосударственных изменений и являющихся пространством существования его жителей.

Повседневность обеспечивает человеку реальность, фактичность, мир обыденной жизни, будничность в противоположность праздничности. Реальность повседневной жизни – признаваемый всеми порядок, в котором типизируются различные частные перспективы479. Урбанизированный мир XX–XXI вв. представляет особые функции, перспективы городской жизни человека. Решение многих проблем повседневности зависит от уровня освоения городского пространства, от осознания его закономерностей и противоречий.

Городскую повседневность как ресурс «понимающей социологии» рассматривал Макс Вебер. Он предположил, что город способствует развитию индивидуальных черт личности в рамках городской повседневности480.

Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, одни из основателей современной урбанистической теории, признавали город живой целостностью, для которой характерны разные способы взаимодействия между людьми, девиантное поведение481. Город воздействует на психику человека, как указывал Г. Зиммель, порождая асоциальное поведение. Однако в метрополисе можно избежать жесткого социального контроля482. Н. Смелзер определил, что городская жизнь не представляет целостного единства, а существует в виде множества миров483.

Исходя из того, что город - институт социализации личности, можно определить его некоторые принципы. Городская среда первична для большинства людей XXI в., необходима как предпосылка для развития всех сфер жизни современного человека и общества. Повседневность горожан - сложный структурированный комплекс жизнеустройства, динамически развивающаяся система знаков, символов, характеристик городской жизни. Городское пространство - отражение социально-экономических, духовных и политико-правовых тенденций в обществе в целом, а также уникальный исторический, эстетический, психологический феномен и социокультурный концепт современного мира.

Проблемы социализации человека в современном городе существуют повсеместно. Социализация, будучи важным процессом, является первичным звеном в цикле человеческого развития484. Она составляет фундамент целостного процесса социальной эволюции человека, а пространство социализации (в том числе город) - исходный компонент этого явления.

Особенности реализации субстратного уровня города

Реализация субстратного уровня города происходит в формировании городской среды, наполнении ее социально-бытовыми элементами, без которых невозможна жизнь в городе. Предметная наполненность городов определяет их особенности, в том числе и по типологическому характеру. Субстрат системы города зависит от концепта и структуры, а также влияет на них.

Величина города как параметрический признак концепта системы города раскрывается в субстратном значении размерами его территории. Крупнейшие города (мегаполисы, агломерации) имеют обширную площадь, дорожно-транспортную систему, развитый комплекс социально-бытового характера, кластер производственных мощностей, широкую селитебную зону, систему микрорайонов и центральных мест. Согласно теории центральных мест, величина города соизмеряется особыми точками пространства в виде населенных пунктов, способных удовлетворить потребности населения в ключевых товарах и услугах. В качестве базовых элементов совокупности центральных мест применяется категория «городские микрорайоны». Чем больше в городе формальных микрорайонов, тем больше величина города. Данный вывод построен на результатах исследования большого города как самостоятельной системы центральных мест, в котором апробирована методика количественной оценки величины центральных функций пространства путем интегральной оценки ключевых социально-экономических показателей 554. Среди показателей, формирующих параметр величины города, значатся компоненты количественной оценки центральных функций большого города: «численность официально занятых работников»; «общее количество номеров в гостиничном фонде»; «доля людей, занятых в сфере транспорта и связи»; «доля людей, занятых в финансовой и страховой деятельности»; «численность лиц, обслуженных при центрах социального обслуживания»; «доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях от общей численности населения»; «численность профессиональных сотрудников учреждений культурно - досугового типа»; «средняя нагрузка на одного преподавателя общеобразовательных учреждений»; «плотность учреждений высшего профессионального образования»; «общий оборот розничной торговли»; «общая площадь торговых предприятий»; «плотность предприятий бытового обслуживания населения»; «плотность учреждений здравоохранения», а также «плотность учреждений, предоставляющих услуги в сфере красоты» и другие показатели 555. Субстрат города взаимосвязан с характеристиками центральных мест, влияющих на масштаб городского пространства.

Средние и малые города формируют опорный каркас территорий, в них доминирует жилая застройка, в меньшей степени развиты производственные мощности, сохраняется природный ландшафт и историко-культурная среда. В городах данного типа центральных мест немного. Среди них важнейшее значение занимает центр города. Субстратные элементы центра малых и средних городов связаны с исторической застройкой, корпусом административных зданий, площадями и скверами. В малых и средних городах обычно располагаются объекты агропромышленного производства, предприятия перерабатывающей промышленности, структуры лесного хозяйства. Учреждения, отвечающие за сохранность историко-культурного наследия, выполняют одну из градоформирующих функций их среды. Величина физического пространства небольших и средних городов может быть несоизмеримо мала по сравнению с величиной духовных, историко-культурных масштабов их субтратных характеристик.

Открытость города обусловливается такими субстратными признаками его среды как свобода передвижения субъектов в ней, безграничность визуализации, свобода информационных, человеческих, культурных, экономических, политических потоков. В истории развития российских городов XX века создавались большие открытые пространства для проведения мероприятий массового характера: выступлений, минитингов, шествий. Строительство стадионов, площадей, концертных залов происходило в условиях «открытия» городов при освоении массовой культуры. Проявление элементов массовой открытости пространства города стало эффективным механизмом, предопределяющим его внедрение в постурбанистическую культуру.

При отсутствии пограничных зон, при развитых путях сообщения, наличии в городе вокзалов, аэропортов, портов, сервисов туристических услуг открытость города расширяется. Средства, усиливающие открытость города, определяются элементами вовлеченности города в глобальное пространство. Развитие в городах признаков мировой экономики, расширение центров бизнес-услуг определяют степень открытости территории по направлению к типу «мирового», «глобального» города. Открытые города – информационные города, в которых потоки информации доступны людям. Технологии информационной среды города, городские сети определяют одновременно и открытость и медийность города.

Открытость города также связывается с прозрачностью работы муниципальных органов власти. Городские муниципалитеты подтверждают актуальность реализации концептуального параметра открытости города в его субстрате через систему общественных приемных, возможность обращений к городским властям через СМИ и другие городские ресурсы.

Открытие города происходит посредством силы культуры, искусства, творчества. Города раскрываются благодаря активности городских интеллектуалов, презентующих культурные события города. Выставки, концерты и иные духовные атрибуты городской жизни определяют степень открытости внутреннего городского мира. Чем больше признаков открытости городского пространства, тем активнее происходит развитие города, появление новых возможностей для его освоения.

Автономность города, связанная с концепцией управленческой и политической независимости, акцентирована на потенциальной свободе действий горожан, что определяется административным корпусом города, работой муниципалитета по собственным стратегическим программам территориального развития. Самостоятельность города, выраженная в конструктивной деятельности городского муниципалитета, является важнейшим параметром его самодостаточности во многих сферах жизни. Города обладают законодательными полномочиями, так как в правовом смысле понятие «автономность» обозначает компетенцию и возможность устанавливать нормы для своих территорий. В городах функционируют органы власти, регламентрующие нормативно-прпавовые акты по вопросам местного значения. Признаками автономности городского субстрата можно назвать все проявления свободы горожан, причем не только в политико-правовом смысле, но и в вопросах духовного самовыражения, социальной активности. Наличие в городе объектов различных социальных движений и общественных объединений харктеризует черты автономности городского развития.

Целостность (когерентность) города обнаруживает себя как в упорядоченной планировке и застройке, так и в результатах согласованных действий городского социума, направленных на улучшение территории. Целостность проявляется в единстве развития социально-культурной среды города, основанной на городской истории, городских традициях, единых практиках городской жизни. Целостность города в его субстрате рассматривается кластерным способом. Кластер культурной целостности города обусловливается комплексом его музейной, образовательной, театральной, библиотечной среды. Кластер экономической целостности города существует в единстве торгово-рыночных механизмов городского хозяйства (магазины, рынки, ярмарки, банки, транс-национальные корпорации и иные финансовые учреждения). Кластер социальных форм городского субстрата раскрывается учреждениями и организациями социального развития населения, социального обеспечения. Целостность в единстве мнения городского социума по решению значимых вопросов городской жизни является важнейшим структурно-субстратным призаком организации городской среды. Благодаря совместным усилиям субъектов городского развития существует возможность создать целостное восприятие о городе. От работы над этим комплексным принципом реализации городского субстрата зависит образ города, туристическая привлекательность, маркетинговые возможности и другие условия развития.

Структурированность представляет собой принцип согласованности частей города в вопросах административно-территориального деления (микрорайоны, районы, округа), во взаимосвязи городских пространств по разным вопросам городского развития. Хорошая структура планировки города позволяет ему быть доступной, понятной и конкурентоспособной средой для всех категорий населения. Структурированность городской среды проявляется в социокультурной сфере городского субстрата. Культурно-историческое пространство моделирует статус города в иерархии культурных территорий. Социальные коммуникации города структурируют городскую жизнь в вопросах проявления гражданской активности, в феномене института городских менеджеров, в деятельности разных видов городских товариществ и т.д. Информационная среда города организует структуру городских событий, новостей, городской рекламы. Структурированность города является мартичным процессом, так как постоянно появляется необходимость перестройки и реорганизации, создания и формирования новых городских полей, пространств, уровней городской среды в физическом и духовном смысле.