Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Дряева Элла Давидовна

Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах
<
Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дряева Элла Давидовна. Трансформация идентичности в современных коммуникативных средах: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Дряева Элла Давидовна;[Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова].- Москва, 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Идентичность как предмет социально-философского анализа14

1.1. Идентичность как теоретическая проблема: предметно-методологические основания исследования 14

1.2. Культурно-исторические типы идентичности и специфика современного этапа ее формирования 22

1.3. Индивидо-центричные траектории исследования идентичности 41

1.4. Социо-центричные траектории исследования идентичности 57

Глава 2. Идентичность в современных коммуникативных средах 69

2.1. Особенности современных коммуникативных сред 69

2.2. Соотношение «виртуального» и «реального» в современных коммуникативных средах 79

2.3 Сетевая и множественная идентичность как порождение современных коммуникативных сред 85

2.4. Потенциал формирования и развития идентичности в современных коммуникативных средах 94

Заключение 109

Список литературы 112

Введение к работе

Актуальность исследования. Глобальные изменения, произошедшие в начале XXI века, повлекли за собой качественное переосмысление роли коммуникаций во всех сферах жизни общества, возникновение новых типов коммуникативных структур и изменение роли коммуникации в развитии социума и культуры.

Объемы информационных потоков в современном обществе выросли
настолько, что в непрекращающемся процессе их воспроизводства и
потребления у человека возникают трудности с синтезом данных и
формированием целостного мировоззрения. Обилие стремительно

нарастающей информации оказывает влияние на когнитивные возможности человека, следствием чего является поверхностность её восприятия и трансформация самих способов организации информационных потоков в сознании человека.

Некоторые исследователи полагают, что современная культура
трансформировалась из «культуры книги» в «культуру экрана», что
существенно отразилось на особенностях мышления: сознание перестало быть
«универсальном» и стало «клиповым», опирающимся, прежде всего, на
эмоциональные, а не интеллектуальные познавательные средства1. Такой
переход можно охарактеризовать как замена мировоззрения мироощущением и
переход от рационального идеала познания к эстетическому, - переход,
который классическая культура оценивает, как регресс.2 Визуальный,

производящий преимущественно эмоциональное воздействие образ быстро

1 Термин “clip” в переводе на русский имеет следующие значения: «отрезок», «фрагмент», или «отрывок из
видеоряда». Одним из первопроходцев в изучении клипового мышления является французский социолог
А. Моль, который в работе «Социодинамика культуры» (1967 г.) отметил характерные черты культуры
(названной им «мозаичной») в постиндустриальном обществе.

2 См., напр., оценку эстетического познания («искусства») в третьей части «Энциклопедии философских наук»
Гегеля – параграфы 556-563.

схватывается и не требует дополнительного интеллектуального напряжения, поэтому образы, демонстрируемые с экрана, обладают особой властью над массовым сознанием. Именно телевизионная картинка «более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, то есть на способность человека самостоятельно мыслить»3.

Современные коммуникативные среды, основу которых составляет инфраструктура Интернета, представляют собой самоорганизующуюся, эволюционирующую систему и обеспечивают тиражирование новых культурных образцов, формируя, в конечном итоге, новый тип мышления и сознания. Так появляются новые понятия, представляющие пользователей Интернета, как жителей особого мира: «человек кликающий»4, «поколение большого пальца»5, «поколение с опущенной головой»6.

Фрагментарность, бессвязность и экспансивность новой электронной культуры действует на людей угнетающе, а тиражируемые электронными СМИ аттракционы7 позволяют временно отгородиться от личных и социальных проблем, скрыться в мире фантазий и иллюзорных переживаний.

«Поколение с опущенной головой» выстраивает кликаньем по экрану
свое пространство и время, которые связываются в целостность,
структурируются при помощи коммуникативных взаимодействий в новых
коммуникативных средах, функционирующих, преимущественно, на

инфраструктуре Интернета.

3 Межуев В.М. Феномен книги и национальное в культуре//Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -
М., 2001, с.98.

4 Определение введено В. Тарасенко. Автор исходит из того, что человек – существо прежде всего ручное, т.е.
действующее главным образом руками. «Человек начинается с пальцев и рук. Палец умнее, чем мозг. Палец
быстрее осваивает предлагаемое ему новое действо, а разум плетется за пальцем, создавая возможные
концепции и схемы объяснения». Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека
кликающего» // Обществ. науки и современность. – 2000. – №5. с. 113–115.

5 Современные подростки набирают одним большим пальцем SMS быстрее, чем взрослые вводят текст на
обычном компьютере. Поэтому подростков прозвали "поколением большого пальца".

6 В 2014г. общество немецкого языка (GfdS - Gesellschaft fr deutsche Sprache) опубликовало список слов года:
самых интересных, самых употребляемых и самых злободневных. Одним из них стало Generation Kopf
unten (поколение с опущенной головой). Интересно, что это «поколение» не имеет возрастных рамок. К нему
относятся все те, кто склонил свои головы над экранами смартфонов, планшетов, те, кто живет в них онлайн.

7 Термин введен С.М. Эйзенштейном для обозначения единицы членения информационного потока с точки
зрения производимых им психофизиологических эффектов (эмоциональных откликов) – см.: Эйзенштейн С.М.
Монтаж аттракционов. "Леф", М., 1923, № 3.

В.В. Миронов сравнивает общение в Интернете с виртуальным карнавальным шествием, где маски на собеседниках позволяют говорить всё что угодно, вне зависимости от своего социального положения, пола и т.д, выбирать себе ту роль, которая является наиболее привлекательной для этого человека в данный момент. «Блестящим условиям для нарастания и закрепления карнавала становится Интернет. Общение в Интернете – это виртуальное карнавальное шествие, со всей его атрибутикой. Вместо собеседников – маски, которые позволяют говорить все что угодно, включая оскорбления и пр. Интернет переводит реальную жизнь в виртуальный карнавал, значительно продлевая время его действования»8.

В отличие от реальной жизни (за пределами новых коммуникативных
сред), где социальная роль человека определяет его статус и положение в
обществе, в Интернете пользователь сам выбирает для себя эту роль,
формирует некую Интернет-идентичность. Возможность нахождения в
нескольких «реальностях» одновременно, предоставляемая новыми

коммуникативными средами, приводит к возникновению множественной идентичности. Пластичность идентичности (демонстрация определённой «маски» в зависимости от ситуации), подавляющее влияние СМИ на мировосприятие и миропонимание человека обостряют проблему подлинности и целостности личностной идентичности индивида.

Вследствие данных обстоятельств появляется потребность в осмыслении процесса трансформации идентичности в специфических современных условиях, ключевой особенностью которых в контексте воспроизводства когнитивных процессов являются новые коммуникативные средства и информационные среды. Переход к системе жизни в мире, где существует более одной реальности (пусть мы пока еще и различаем «реальную» и виртуальные реальности, но весьма показательно уже то, что мы называем эту последнюю именно «реальностью», а не фантазией или миражем), сопряжен с

8 Миронов В.В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. – 2010. – № 3. С.16-17

неизбежными социо-когнитивными изменениями, призванными сформировать у индивида такую «культуру себя», которая обеспечит как соответствующую множественности сред обитания множественность «Я», так и психологически необходимое единство «Я» и не даст ему потеряться в многообразии предписанных и самостоятельно простроенных ролей.

О растущем интересе и высокой актуальности проблемы идентичности для научного сообщества недвусмысленно свидетельствует и стремительный рост числа публикаций по этой теме. С 1960-х по 2000-е количество публикаций, в которых термин «идентичности» (Identity) присутствует в заголовке или ключевых словах, выросло в 49,5 раза, - при том, что в целом рост числа индексированных научных публикаций за этот период составил только 7,4 раза;9 соответственно, публикационная активность вокруг проблемы идентичности росла примерно в семь раз быстрее, чем общее число учтенных в различных базах цитирования научных публикаций.

Однако, несмотря на устойчиво нарастающий в последние 60 лет интерес
к проблеме идентичности, способы идентификации человека в

социокультурном пространстве Интернета на сегодняшний день остаются не проясненными и слабо изученными.10 Одновременно актуализируется потребность в выяснении того, насколько соответствуют эти способы объективным психологическим потребностям человека в поддержании единства «Я» и психической целостности.

9 Vignoles L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: Toward an Integrative View of Identity // Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012, p.3. 10Весьма красноречивыми в этой связи представляется тот факт, что в две крупнейшие хрестоматии по проблемам идентичности и личности не вошло ни одного материала, специально посвященного влиянию интернета, социальных сетей и новых медиа на формирование идентичности – см.: Handbook of Identity Theory and Research. Vol.1&2. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer, 2012; Handbook of personality: Theory and research. Ed.: John O., Robins R., Pervin L. The Guilford Press, NY, 2008.

Степень изученности проблемы

В научный лексикон понятие «идентичность» вошло благодаря работам Э. Эриксона, рассматривавшего процесс формирования «психосоциальной идентичности» в ходе становления личности11.

Несмотря на то, что понятие «идентичность» вошло в научный оборот лишь во второй половине XX в., истоки интереса к проблеме можно обнаружить еще в Античности. Так, например, проблема тождества и индивидуального своеобразия исследуется в работах Платона, Аристотеля, Цицерона 12. В эпоху Нового времени интерес к исследованию идентичности усиливается в связи с растущей значимостью проблемы субъекта. Классическая парадигма в исследовании проблемы «Я» представлена в философии XVII -XIX в.в. К ней, прежде всего, нужно отнести работы Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса и др13.

В работах К. Поппера, В. Хесле, Э. Гидденса, Р. Баумайстера, М. Серто и др. осмысливается кризис идентичности, обусловленный культурой позднего модерна. Среди отечественных ученых, внесших вклад в развитие концепции идентичности, следует выделить Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, И.С.Кона, В. А. Лекторского, Ф.Т.Михайлова, Л.В. Скворцова, Е.В. Шорохову, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна14.

11 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. Работа впервые была опубликована в 1968 г.,
однако основные контуры своего подхода к пониманию идентичности Э. Эриксон отчетливо прописал уже в
существенно более ранней работе – см.: Erikson E. Childhood and Societe. N.Y., 1950.

12 Платон. Диалоги: Феаг, Первый Алкивиад, Второй Алкивиад, Ион, Лахес, Хармид, Лизис / Пер. с греч. Вл.С.
Соловьева. М.: Академический Проект, 2011.; Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль,
1975. Т. 1. С. 65–367.; Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993.

13 Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. в 2т. - Т. 2. М.: Л.: Мысль, 1989.; Кант И.
Антропология с прагматической точки зрения. / Избр. в 3 т. Калининград, 1998; Кант И. Критика чистого
разума. - М.: Эксмо, 2006.- (Антология мысли); Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф., Соч.
Т.З; Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42; Фихте И.
Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. - М., 2000; Шеллинг Ф. Философские исследования о
сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Предуведомление). 1809 // Шеллинг Ф.В.И.
Соч. в 2-х т. - М.,1989. Т.2; Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1994; Фейербах Л. Сущность
христианства/Избр.филос. произв. в 2-х т.- Т.2.- М., 1955. и др.

14 Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980; Ильенков Э.В.Что же такое личность? /С чего
начинается личность. - М., 1983; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991; Кон И. С. В поисках себя.
М., 1984; Кон И. С. Открытие Я. М., 1978; Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание.- М., 1980;
Ф.Т.Михайлов. Загадка человеческого Я. М., 1976; Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное
самосознание. - М., 1983; Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. -

Становление идентичности как психологической категории

осуществляется в работах таких исследователей как 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г Юнг, Э. Фромм, Ж.Лакан, Э.Эриксон, Дж. Марсиа и др.15

В социологической традиции исследование проблематики идентичности связано с понятиями «роль» и «социализация» и отражено в работах И. Гоффмана, Р. Мертона, П. Бергера, Т. Лукмана, П. Бурдье и др16.

В связи с тем, что данное исследование имеет своим предметом способы идентификации человека в пространстве новейших коммуникативных сред, то в контекст работы попадают вопросы о сущности культурного пространства, сформированного современными медиа, и специфике коммуникативных сред, созданных на базе инфраструктуры Интернет.

Исследование трансформации общества под воздействием современных средств коммуникации осуществлено в работах Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Р. Барта, Ю. Кристевой, Н. Лумана, а также В.В. Миронова, М.Г. Шилиной, А.В. Назарчука, А.Ю. Антоновского, А.А. Костиковой, Л.В. Скворцова и др.

Среди диссертационных работ, уточняющих формирование

идентичности, ее структуру, функции, становление можно выделить исследования Т.В. Канаевой, Л.Ф. Косенчук, И.А. Зверевой, Л.С. Батаниной17.

В последние годы начинают появляться исследования, связанные с воздействием на процессы идентификации таких новых, но характеризующихся

М., 1989; Проблемы психологии личности: Сов.-фин. симпоз.- М., 1982; Социально-психологическая

динамика в условиях экономических изменений. - М., 1998; Выготский Л.С. Психология развития человека. -

М., 2003; Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993; Леонтьев А.Н. Деятельность.

Сознание. Личность. - М., 2004; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973; Рубинштейн С.Л.

Бытие и сознание. Человек и мир - СПб., 2003, и др.

15 Прекрасный обзор истории и актуального состояния проблемы идентичности в психологии см.: Handbook of

Identity Theory and Research. Vol.1: Structures and Processes. Ed.: Schwartz S.J., Luyckx K., Vignoles L. Springer,

2012.

17 Канаева Т.В. «Структура и функционирование социальной идентичности как результат взаимодействия субъектов» 2008г., Косенчук Л.Ф. «Персональная идентичность в условиях сетевой Культуры: философско-антропологический анализ» 2014г., Зверева И.А. «Персональная идентичность в условиях сетевой культуры: философско-антропологический анализ» 2010г., Л.С.Батанина «Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества» 2004г.

растущей значимостью коммуникативных сред, как социальные сети . Появился ряд работ, рассматривающий влияние на формирование идентичности блогов19. В ряде статей рассматривается влияние компьютерных игр на формирование идентичности20.

Однако влияние культурных трансформаций на идентичность в современных условиях пока не нашло достаточного отражения в научных исследованиях, в связи с чем возрастает актуальность изучения воздействия новых средств коммуникации на процессы идентификации.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является личностная идентичность индивида, вовлеченного в современные коммуникативные среды.

Предметом исследования выступают процессы трансформации личностной идентичности, связанные с вовлечением в современные коммуникативные среды и изменением механизмов воспроизводства идентичности.

Целью диссертационного исследования является выявление специфики формирования идентичности в современных коммуникативных средах.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

сопоставить основные подходы к исследованию идентичности и обозначить специфику социально-философского подхода к ее изучению;

раскрыть базовые социокультурные механизмы и условия формирования идентичности;

18 Тихонов О. В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида / О. В. Тихонов // Вестник
Казанского Технологического Университета (Вестник Технологического Университета). – Казань, Изд-во
КНИТУ 2012. – Т. 15, № 22. – С. 196–199.

19 Горный Е. Русский LiveJournal: влияние культурной идентичности на развитие виртуального сообщества. //
Control+Shift: публичное и личное в русском интернете: сборник статей. Под ред. Конрадовой Н. и др. Новое
литературное обозрение, 2009. С. 109-130

20 Один из номеров философско-литературного журнала «Логос» был полностью посвящен индустрии
видеоигр. См.: Логос. Game studies. 2015. № 1(103). Том 25.

выявить характерные черты современных коммуникативных сред и определить их влияние на процессы идентификации;

зафиксировать новые механизмы и содержательную специфику формирования идентичности в современных коммуникативных средах.

Теоретико-методологические основания исследования

Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, позволяющие раскрыть специфику становления и развития понятия идентичности в эпоху глобализации. В диссертации используется метод сравнительного анализа понимания феномена идентичности в общественно-философской мысли, элементы интеракционного и феноменологического анализа, герменевтики, психоанализа, акторно-сетевой теории. Использование междисциплинарного подхода обусловлено характером феномена «идентичность», само становление которого сопровождалось активным участием различных наук - философии, социологии, психологии, истории и др.

Теоретический анализ проблемы идентичности в современных коммуникационных средах был осуществлен благодаря работам представителей отечественной и зарубежной научной мысли. Большое значение для исследования имели работы как классических, так и современных авторов: 3.Фрейда, Э.Эриксона, М.Кастельса, П.Бергера, Э.Гидденса, И.Гофмана, В.Хесле, Р.Баумайстера и других ученых.

Положения, выносимые на защиту, и их научная новизна

  1. В работе показано, что социальное существование человека предполагает постоянное воспроизводство процессов самоидентификации, актуальные результаты которых представлены в форме личностной идентичности.

  2. Установлено, что идентичность есть результат самоописания и самоопределения индивида в конкретной социо-культурной среде и

характеризуется двойной детерминацией: с одной стороны, она формируется индивидом «изнутри» за счет рефлексии и нарративизации различных форм личного опыта, а с другой – является проекцией социальных взаимодействий и результатом интериоризации готовых культурных форм.

  1. Показано, что современные коммуникативные среды выступают как новые формы существования индивида в социуме, что существенно трансформирует структурные и содержательные особенности процесса идентичности. Постоянное присутствие индивида в коммуникативных средах, построенных на основе телекоммуникационной инфраструктуры, деформирует его сознание, в котором превалируют фрагментарные нарративно-символические формы восприятия.

  2. В результате проведённого исследования показывается, что современный человек субъективным образом существует более чем в одной реальности и значимость этих других реальностей (наряду с реальностью как таковой) становится для него столь же важной.

  3. Показано, что результатом этого становится распадение целостности идентичности субъекта, которая, по существу, становится множественной идентичностью, причём баланс в такой системе двойной детерминации идентичности смещается в пользу субъективных средств конструирования индивидом представлений о себе. Оборотной стороной этого изменения является увеличение риска десоциализации индивида из-за снижения психологической значимости (давления «объективности») внешних факторов в системе восприятия себя.

Теоретическая и практическая значимость исследования

определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть
использованы для решения целого ряда проблем в области современной
социальной философии (информатизации общества, исследований

идентичности, формирования электронной культуры, влияния виртуальной коммуникации на человека). А также при разработке учебных программ, чтении лекций и спецкурсов по проблемам современного общества.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к
защите на заседании кафедры философии языка и коммуникации философского
факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Основные положения и результаты
диссертационного исследования были опробованы в процессе разработки и
ведения лекционных и семинарских занятий по курсу «Мультимедийные
технологии в коммуникации» на философском факультете МГУ им. М.В.
Ломоносова, разработки и ведения спецкурса «Новые медиа и сетевая
культура», получении и реализации гранта на проведение международной
конференции «Игровые компьютерные технологии в системе образования
«Game ON!» на философском факультете МГУ, реализации гранта
"Профессор МГУ онлайн", издании монографии «Имидж руководителя
образовательного учреждения в сети Интернет», выступлений на

международных и всероссийских научных конференций, в том числе Rhodes Youth Forum (Греция), India Youth Forum (Индия), New Paradigm of Education (NPE) — European Dialogue (Франция) и др.

Отдельные результаты исследования были опубликованы в научных статьях диссертанта, в том числе в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Структура диссертации отражает логику

Культурно-исторические типы идентичности и специфика современного этапа ее формирования

Несмотря на то, что в явном, терминологически оформленном виде проблема идентичности поднимается только во второй половине XX в., ее содержательное ядро – проблема тождества и содержания индивидуального «Я» - существенно старше и восходит к философии XVII в. Именно в этот период отказ от опоры на авторитет и от любого некритического отношения к знанию резко усилил интерес к устройству субъекта, который, правда, первоначально понимается не как конкретный телесный индивид, а как гносеологический абстрактный субъект (инвариантный центр познавательной деятельности). Несмотря на последовательное стремление к депсихологизации (универсализации) модели субъекта, все же именно методологические исследования Нового времени, отправной точкой для которых является человеческий субъект, закладывают основу для будущего интереса к человеку индивидуально-телесному и его психике.

Отправной точкой для развития психологии является философия Р. Декарта,64 эпистемологические идеи которого и ряд конкретных соображений относительно устройства человеческого индивида предопределили значительную часть подходов и дискуссий, существующих в науках о человеке вплоть до настоящего времени.65

Декарт не рассматривает проблему идентичности в явном виде, однако его антропологические представления весьма существенны для развития этого предмета и проблематизируют основания одного из важнейших компонентов структуры индивидуальной «Я-концепции» - тождества психического и телесного «Я».

Соответственно, проблема идентичности здесь принимает форму проблемы дуализма души и тела. Внешний наблюдатель представляет идентичность человека в виде телесной и поведенческой непрерывности, сам же человек руководствуется интуицией собственной психологической непрерывности (эта тема получит серьезное развитие в работах Дж. Локка и далее Д. Юма). По мнению Декарта, Cogito является центром самосознания и базисом тождества личности. Человек не растворяется во внешнем мире, всегда существует его мыслящее Я, cogito.

М. Мамардашвили трактует тезис Декарта «Ego cogito, ego sum», как «онтологическое уравнение или тавтологию»66, которое нельзя объяснить причинно-следственной связью: «...Бог существует, это - несомненно, потому что мы не могли бы что-то назвать Богом, если бы его уже не было в нас. То есть тот факт, что я называю что-то Богом, и есть действие этого Бога. Это тавтология»67. Такая тавтология рождается в области, в которой нет причин, чтобы что-то являлось основанием самого себя. По словам Мамардашвили: «Совершенными являются такого рода предметы, которые имеют своим основанием только самих себя»68. Получается, что в мире не существует совершенных предметов и более того, есть причины, чтобы их и не было. В этом контексте, человек сам по себе представляет собой «распад и хаос». М. Мамардашвили отмечает, что «...для Декарта существует точка интенсивности, когда можно преодолеть хаос. И эта точка интенсивности или переключающая точка есть «я», то есть тавтология «я»69. Ни Бог, ни вещь, ни человек не может обосновать бытие Я, оно ни в ком не нуждается для осуществления своей мыслительной активности. Единственная опасность для Я – подверженность заблуждениям, когда Я может принять чужое за свое. Эти состояния Я рождаются во внешнем мире и зависимы от внешних предметов. Таким образом, за картезианским «Ego cogito, ego sum» стоит понимание несомненности мышления, которое подтверждается самим актом сомнения, как актом мысли. «Мысль может блефовать, бытие - никогда ..., что и фиксируется наиболее очевидным образом в декартовском положении cogito ergo sum. Бытие есть, и этого ему достаточно. Я есть, но этого мне не достаточно, я к тому же желаю знать, что я есть, и это свое знание обнаруживаю при помощи самого этого знания (мысль). Таким образом, по существу мы лишь фиксируем не что иное, как тавтологичность нашего бытия, доказываемого простой ссылкой на мыслительный акт, производимый как факт нашего бытия».

В качестве самостоятельной проблемы персональная идентичность (понимая здесь как устойчивое тождество субъекта) была поднята в исследованиях Д. Локка и Д. Юма, для которых ввиду эмпирико сенсуалистских взглядов на познание, вопрос о тожестве субъекта оказывался принципиальным и не очевидным (в отличии от трансценденталистской традиции) вопросом как о возможности знания, так и о социальном статусе индивидуального субъекта, - в частности, персональной правовой и моральной ответственности.

По мнению Д. Локка, идентичность личности состоит в тождестве непрерывного сознания, а не какой-либо субстанции (вне зависимости от того материальная она или нет) - «одну и ту же личность образует не одна и та же субстанция, а одно и тоже непрерывное сознание»71. Так, например, Локк отвергал связь идентичности и души. Душа обладает бессмертием. И если мы представим, что идентичность задана душой, то это будет значить, что возможно перемещение душ. С точки зрения мыслителя, это абсолютно невозможно, т.к. тогда люди из разных эпох могли бы быть одним и тем же человеком.

Социо-центричные траектории исследования идентичности

Разрушение традиционной системы ценностей и упрощение качества информации приводит к нарушению пропорции между высокой и низовой культурой. Под высокой культурой в данном случае обозначается идеализированная часть культуры, требующая определенной подготовки при ее восприятии. Низовая часть культуры связана с традициями и нормами повседневной жизни. «Последняя, становится массовой не только по количеству вовлеченных в неё субъектов, но и по упрощенному качеству потребляемого продукта. В результате, доминирующим фактором оказывается, не смысл или качество продукта творчества, а система его распространения (тиражирования)»

В этой связи становится понятно стремление сегодняшней действительности к зрелищам. Большое распространение получают всевозможные шоу, форма коммуникации, представляющая собой «единое целое, в котором господствует не индивидуальное творчество, а реализуется принцип соучастия или одновременного участия. Участие — форма коммуникации без необходимости передачи какого-то смысла»120. Такого рода публичные представления рассчитаны не на осмысление, а на инстинктивные чувства и сиюминутные реакции толпы. Шоу базируется на правилах «асимметричной коммуникации».

Проводя сравнение с карнавалом, важно отметить, что шоу строится по отношению к эгалитарной культуре извне, и если карнавальная культурная представляет собой пример культурных различий, то шоу унифицирует и обезличивает культуру. Втягивая человека в ограниченное жизненное пространство, функционирующего под эгидой конвенциональных кодов

власти и массовой культуры, шоу делает человека зависимым от него121. И здесь обнаруживается то обстоятельство, которое отмечают многие исследователи: медиакоммуникация создает виртуальную реальность. «Мультимедиа ... делают виртуальность нашей реальностью»122. С этим связан феномен «реальной реальности», который переживает человек, погруженный в медиа сети. Тем не менее, стоит оговорить, что виртуализация не всегда связана с применением компьютерных технологий. «Виртуализация..это любое замещение реальности ее симуляцией/образом -не обязательно с применением логики виртуальной реальности»123.

В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема «виртуального», которая является предметом исследования на протяжении последних лет в различных областях знания (физики, психологии, философии и др.).

Современная философская литература заимствовала термин «виртуальная реальность» из компьютерного мира. Вторая половина ХХ века ознаменовалась бурным развитием информационных технологий. Произошла информатизация всех сфер человеческой жизни от повсеместного пользования компьютерами до автоматизированной системы управления и электронного правительства. В 1970-х годах компьютерный художник Майрон Крюгер использовал для своих работ название «искусственная реальность». Затем это понятие подхватил разработчик программного обеспечения Жарон Ланье124, сделав реальность «виртуальной»125.

В качестве самоосознающего философского направления проблема виртуальности рассматривается в теориях постмодернизма конца ХХ века, исследователи пытались найти определение, произошедшему столкновению научно-технического прогресса и культуры, переходу от «производственного» социального порядка к «воспроизводственному».

Существует несколько линий в обсуждении «виртуальной реальности»: инструментальные - трактовка виртуальной реальности как артефакта, порождаемого конкретной приборной системой. Такого рода исследования отождествляют виртуальную реальность с компьютерной графикой, максимально приближенной к реальности, а также технологиями «погружения», усиливающими «подлинности» переживаемых в виртуальной реальности ощущений за счёт определенных технических средств. «Виртуальная реальность - это технология трёхмерного информационного взаимодействия человека и компьютера, которая реализуется с помощью комплексных мультимедиа-операционных средств. При этом для человека создаётся в реальном времени иллюзия непосредственного вхождения и присутствия в искусственном (мнимом) мире, сформированном на базе вычислительных и программных средств. Для представления человеку объёмной визуальной информации в таких системах используются средства трёхмерного отображения. Для создания эффекта касания или перемещения пользователем предмета виртуального мира применяется механизм биологической обратной связи тактильного типа. Таким образом, виртуальная реальность создаёт у человека ощущения, которые дают ему основание считать и быть уверенным, что он находится в реалистической трёхмерной виртуальной среде, и что он может успешно физически взаимодействовать с трёхмерной виртуальной средой»126.

Представляется интересным подход исследователей А. Крокера и М.Вэйнстейна, которые под виртуальностью подразумевают новый тип отчуждения: «An alienation of the «human» through the flesh is required to put virtuality into being»127. (Отчуждение человека через плоть определяет существование ВР). Виртуализацией ученые называют отчуждение человека от собственной плоти в процессе пользования компьютерными технологиями, при этом человек превращается в подключенное к сети тело («wired body»), обладающее лишь виртуальной биологической формой и нервной системой. Крокер и Вэйнстейн пишут: «the wired body is the (technoid) life-form that finally cracks its way out of the dead shell of human culture»128. (Подключенное тело является техноидной формой жизни, которая наконец «пробила» мертвую скорлупу человеческой культуры). На наш взгляд, данный подход, абсолютизируя принципа опосредованности виртуальной реальности компьютерными технологиями, заметно редуцирует сферу применимости теории.

Соотношение «виртуального» и «реального» в современных коммуникативных средах

В виртуальной среде создана целая инфраструктура, учитывающая психофизиологические и социальные особенности индивида. В Интернет-среде, благодаря ее техническим новациям, актуализировались практически все грани человеческой жизни. Мы постараемся исследовать каким образом духовно-этический потенциал человека оказался транслирован из мира константной реальности в мир виртуального пространства. Одновременно с этим мы рассмотрим возможности позитивного влияния Интернета на повседневную жизнь человека.

М. Эпштейн поднимает вопрос останется ли «всегдасущий» человек человеком в прежнем смысле? Будет ли он также любить и вдохновляться в новой коммуникативной среде? «По сравнению с накалом противоречий нового всечеловека, биотехновида, может показаться мелкой борьба в душе "всечеловека" ставрогинского, карамазовского или даже пушкинского типа. Можно ли обладать скоростью света или подвижностью волны - и сохранить тоску по дому? Можно ли проникать взглядом в подкожную жировую клетчатку, в строение внутренних органов - и одновременно наслаждаться прикосновением к коже другого существа? Можно ли знать о другом "все" -и одновременно любить его? Можно ли быть информационно прозрачным для других – и одновременно сохранить чувство стыда, застенчивость? Как быть и вполне машиной, и вполне человеком, не убивая в себе одного другим? Если видеть будущего человека как возможность новой гармонии и новой трагедии в отношениях между организмом и механизмом, между рожденным и сотворенным, то мы находимся лишь на первом подступе к этой гигантской фигуре, для которой тесен будет масштаб шекспировских и гетевских трагедий»167.

Тем самым Эпштейн сравнивает философию и эстетику начала философии конца и смерти (как смерти человека, так и смерти автора) и противопоставляет гедонистическому чувству завершенности и полной исчерпанности, которая отразилась в приставке «пост-»: постмодернизм, постиндустриализм, постгуманизм, посткоммунизм и т.д. Эпштейн отмечает появление нового поколения людей, которые настроены на освоение новых психо, инфо- и биореальностей. В его понимании процесс компьютеризации является процессом очеловечивания техники и переступания человека за границы своего биологического начала.

В Интернете выстраивается особое культурное поле существования человека. Для того чтобы гармонично существовать в этом новом типе культуре необходимо понимать законы его развития. В этом мире достижение бытия не является чем-то предопределенным, а требует огромных целенаправленных усилий для непрерывного развития. Как и прежние формы культуры, Интернет-культура нуждается в четких этических границах. Человеческое бытие обретает целостность через гармонизацию личностных мотивов, актуализацию всех жизненных стремлений и их реализацию в творчестве, результаты которого могут удовлетворить экзистенциальные потребности человека. Как пишут Джаред Коэн и Эрик Шмидт, в ближайшее время состоится «переход от ситуации, когда личность формируется оффлайн и позднее проецируется в сеть, к созданию онлайн-личности, которая затем воплощается в реальном мире, окажет огромное влияние на граждан, государства и компании. И от того, как удастся решить Эпштейн М. Протеизм. Манифест начала века [Электронный документ]. - Режим доступа: Литературно-философский журнал.URL: http://www.veer.info/07/v7_proteism1.html Дата обращения: 20.03.2016. проблемы конфиденциальности и безопасности личных данных, будут зависеть границы человеческой свободы»168.

Обретение идентичности может проходить в два этапа. На первом этапе человеку необходимо погрузиться в межличностные коммуникации. В процессе общения человек приобщается к социальным ценностям и нормам, развивает эмпатию. На втором этапе необходима целенаправленная деятельность, направленная на раскрытие внутреннего потенциала – поиск смысла жизни и т.д. В Интернет-общении доминирует интерсубъективная коммуникация. В стихийном порядке возникают группы, посвященные различного рода интересам. К их числу можно отнести наличие огромного количества групп по интересам в социальных сетях (любители мыльных пузырей, спать на прохладной стороне подушки, лопать шарики и т.д.). Несмотря на интенсивность общения в таких группах, их значимость для развития идентичности является незначительной. Что касается реализации второго этапа обретения идентичности в Интернет-пространстве, то здесь возникают свои сложности. С одной стороны в Интернете человек имеет доступ к любым произведениям искусства, ресурсам образовательной и научной ценности, с другой отсутствие контроля предоставляет полную свободу выбора деятельности, которой человек хочет заниматься. Такая свобода чаще всего влияет деструктивно, т.к. подталкивает молодых людей (самых активных пользователей Интернета) увлекаться развлекательными ресурсами, предпочитая их умственно-духовной деятельности по собственному саморазвитию. Когда человек подходит ко второму этапу он уже имеет некоторый багаж экзистенциального опыта, который позволяет постичь ему свою сущность как единое целое. Виртуальная среда не способствует накоплению такого экзистенциального опыта, который может

Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2013. -С.44 привести к запросу осознания человеком своей сущности. В виду полной анонимности выражение глубоких эмоций и чувств замещается поверхностными эмоциями, развлекательные ресурсы отвлекают человека от вопросов истинного смысла жизни.

Рассмотрим подробнее механизм обретения идентичности в Интернет-коммуникации и попробуем сравнить его с процессами, происходящими в субстанциональной реальности.

Если в реальности par excellence, как мы пришли к выводу в первой главе, человеку необходимо приходится активно воссоздавать свою идентичность, то исследовав динамику процессов коммуникации в Интернете, можно сказать, что в виртуальной реальности человек теряет ориентиры и вынужден конструировать отношения и собственную идентичность.

Следующая особенность связана с трансформацией прохождения этапов в процессе самоидентификации индивида. В первую очередь человек должен преодолеть дихотомию «свой/чужой», от неприятия перейти к эмпатии и полной адаптации. Например, погружаясь в чужую культуру, человеку необходимо развить чувственное восприятие, чтобы правильно толковать межкультурные различия.

Потенциал формирования и развития идентичности в современных коммуникативных средах

Решением такой проблемы может быть некоторое целенаправленное ограничение присутствия в виртуальном пространстве. На этапе перехода из одной реальности в другую, человек осознает свои реальные потребности. Такой переход можно сравнить с переходом от сна к реальности. Будучи погруженным в Интернет-коммуникацию, человек теряет ощущение пространства и времени, тоже самое происходит во сне, где сон подменяет реальность. Но просыпаясь, человек понимает, что событий, произошедших во сне, в реальности не происходило, и воспринимает переход из одной реальности в другую адекватно. Для целостного восприятия самого себя человеку необходим момент «цифрового детокса»177 (период времени, когда человек сознательно отказывается от использования смартфонов, компьютеров, планшетов), когда человек может сконцентрироваться на самом себе и почувствовать опыт экзистенциального переживания, отсутствия самоидентификации и понимания, что все вокруг является «не я», а «я» это наше естество и природа. Моменты такой саморефлекции могут стать путем возобладания «быть» над «казаться», толчком для большей осознанности и виртуальном пространстве.

Следующая сложность на пути к осознанному построению идентичности в виртуальном пространстве являются всевозможные развлекательные ресурсы, образцы массовой культуры. Ввиду нерегулируемости массовая культура зачастую оказывается доминантной в Интернет-среде. Более того, артефакты массовой культуры устроены таким образом, что практически отсутствует возможность упустить их из виду. Один случайный клик мышью – и человек увязает в бесконечных эпатажных фотографиях и рекламных слоганах. Таким образом, легкий досуг начинает конкурировать с серьезными образовательными и научными ресурсами, до которых фактически человек может и не добраться. Возможно, образовательные ресурсы также должны привлекать яркими вывесками? Нам представляется, наука, и образование в виртуальном пространстве имеют огромный потенциал развития. С этим запросом связано появление игровых компьютерных технологий и таких порталов как, Coursera, Khan Academy, Пост Наука и другие. За счет использования новых форм представления информации, ее восприятия, анализа и осмысления, эффективность процесса обучения повышается в несколько раз. В процессе учебной игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. Важно отметить, что новые формы обучения не противостоят традиционному формату обучения, не противоречат современным педагогическим теориям, а дополняют их, т.к. базируются на принципе единства теории и практики, позволяя развивать и интегрировать имеющиеся навыки и умения.

Таким образом, свобода, как порождение новой коммуникативной реальности, приносит с собой множество позитивных новаций (в искусстве, образовании, науке). Она лишь требует четкой и грамотной координации ее ценностно-смысловых оснований. В этом смысле, Интернет на наш взгляд, является возможностью вслед за экономической и социальной интеграцией, реализованной в глобальном пространстве прийти к интеграции духовной и открытой решать общечеловеческие проблемы на общемировом уровне. В виртуальной реальности присутствует потенциал развития человека и главным вопросом становится этическое регулирование и включение человеческой осознанности для раскрытия его творческого потенциала. Обобщая итоги второй главы, подчеркнем, что проблема самоидентификации человека в новой коммуникативной среде представляется нам чрезвычайно актуальной, в связи с тем, что виртуальная среда постепенно становится имманентной средой человеческого существования. Как пишут председатель совета директоров Google Эрик Шмидт и глава Google Ideas Джаред Коэн, в следующем десятилетии количество виртуальных личностей превысит население Земли178.

В контексте исследования данной проблемы, автор обращается к специфическим особенностям Интернет-коммуникации и выделяет сущностные характеристики виртуальной среды (порожденность, актуальность, интерактивность, автономность. атемпоральность и внепространственность). Особенности виртуальной среды влияют на характер Интернет-коммуникации и порождают особые формы идентичности, такие как сетевая и множественная. Автор приходит к выводу, что в Интернет-среде глубинная самоидентификация личности подменяется самопрезентацией, а бытийность кажимостью, и предполагает, что традиционные формы идентичности будут смещаться в стороны новейших – сетевая, множественная. Автор анализирует преобразования в виртуальном пространстве и отмечает смещение интересов пользователей от общественных к частным, исследует изменения этапов, по которым происходит преодоление дихотомии «свой/чужой». В работе изучены возможные пути раскрытия идентичности теми средствами, которые предлагает Интернет-пространство.

Актуальность вопроса обретения идентичности в виртуальном пространстве связана с трансформациями, которые происходят в сегодняшней коммуникативной реальности. Трансформацию претерпевает сам процесс идентификации, по иному протекают этапы от неприятия к адаптации и интеграции, занимая гораздо меньший временной отрезок. Основой формирования сетевых сообществ становятся не пространственные или временные координаты, подобно реальной действительности, а те элементы, которые неразрывно связаны с личностными прагматическими интересами человека.

Нами были выявлены факторы, повышающие риск потери личностной идентичности и последующей деперсонализации и десоциализации индивида. В Интернет-коммуникациях личность отчуждается от экзистенциальных переживаний и онтологических основ бытия. Редукция эмоциональной компоненты и доминирование дистантных, абстрагированных от живого телесного человека форм взаимодействия приводит к отчуждению, потере чувствительности и разрушению эмпатии. Присутствует тотальное насыщение виртуальной среды образцами массовой культуры, подмена нравственно-этических ценностей человеческого бытия ценностями идеологии потребления, замена понятия ответственности понятием вседозволенности, отсутствие культуры общения и др. В связи с этим представляется необходимым исследование ресурсов, способствующих преодолению деструктивных последствий существования личности в данной среде.