Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная индийская медицина (аюрведа) и ее социокультурная трансформация Матвеев Сергей Александрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матвеев Сергей Александрович. Традиционная индийская медицина (аюрведа) и ее социокультурная трансформация: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Матвеев Сергей Александрович;[Место защиты: ФГАОУВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-коммуникативные основания а юр веды: история и современность 22

1.1. Санкхья как философско-коммуникативное основание аюрведы22

1.2. Идентичность аюрведы и ее социальная перцепция 37

1.3. Социально-мифологические детерминанты аюрведы 43

1.4. Посттрадиционная генерация смыслов аюрведы 65

Глава 2. Статус аюрведы в современном мире 91

2.1. Сущность и репрезентация современных представителей аюрведы 91

2.2 Аюрведа и ее перцепция в современном российском обществе 96

2.3 Противоречивость установок и результатов аюрведической деятельности и социометрическое исследование отношения общества к аюрведе 114

Заключение 125

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования

Встреча Востока и Запада привела к открытию многих культурных феноменов, вышедших впоследствии за пределы своей исторической ойкумены и испытавших на себе процессы инкультурации, гибридизации, модернизации. Одним из таких культурных феноменов является традиционная индийская медицина (аюрведа).

Актуальность исследования обусловлена социально-самоорганизационными процессами в области альтернативных медицинских технологий, одной из которых является аюрведа. Здесь можно отметить три аспекта актуальности:

  1. теоретический; в российской гуманитарной науке тема аюрведы представлена недостаточно;

  2. прикладной, то есть затрагиваемая проблематика позволяет ставить такие вопросы, как место аюрведы в современной индустрии благосостояния, ее воздействие на здоровье и продолжительность жизни россиян; допустимость и возможная опасность аюрведических практик;

2) глобально-эволюционный, что подразумевает коммуникацию Востока и Запада, взаимные процессы вестернизации и ориентализации на уровне практик оздоровления.

Тема диссертационного исследования располагается в социокультурном измерении традиции и модернизации, общественной статики и динамики, диалектике идеального и социального. Обладая исторически обоснованной популярностью в странах Юго-Восточной Азии, аюрведа постепенно приобрела формальную структуру и сейчас распространяется других частях света, включая порой разнородные практики («зонтичное» распространение).

Распространение аюрведы неразрывно связано с процессами, происходящими в современном мире. Происходит отмирание традиционных паттернов под воздействием процессов глобализации, культурного обезличивания, но также можно наблюдать и примеры тесной коммуникации представителей и носителей всевозможных мировоззрений, самобытного идеологического многоголосия.

Противоречивые тенденции технократизма и традиционализма продиктованы крупномасштабными трансформациями в убеждениях человечества. Аюрведа играет важную роль в мировоззренческих установках современности, ибо сфера ее влияния распространяется на мировую медицину в целом. Немаловажным представляется вопрос о правовом статусе аюрведы в

обществе и правомочность использования ее репрезентантами понятия «медицина».

Практическая необходимость изучения традиционной индийской медицины вызвана потребностью определения курса ее развития в современном обществе с учетом состояния современного здравоохранения в целом.

Степень разработанности темы

Первой докторской диссертацией по традиционной индийской медицине стала работа Г.А.Льетара «Очерк истории медицины индусов» (Essai sur l’histoire de la mdicine chez les Hindous) (1858 г., Страсбургский университет). Она предлагает введение в анализ и практику аюрведической медицины при помощи понятийного и категорийного аппарата, доступного в то время. Среди последовавших за ней работ по схожей тематике следует отметить труд П. Кордье «Исследования индийской медицины» (tude sur la medicine hindoue) (1894 г., университет г. Бордо).

В Германии среди пионеров изучения аюрведических принципов целительства можно назвать Л. Хильгенберг и В. Кирфеля, которые выпустили на немецком языке перевод «Аштанга-хридайя-самхиты» (“Vgbhata’s Ashtangahridaya samhit, ein altindisches Lehrbuch der Heilkunde aus dem Sanskrit ins Deutsche bertragen mit Einleitung, Anmerkungen und Indices”, Leiden, 1941).

В настоящее время академическое изучение аюрведы проводится в Национальном институте медицины аюрведы, National Institute of Ayurvedic Medicine (основан Скоттом Герсоном (Scott Gerson)); в Израиле – в Ридман-колледже, Reidaman Сollege (основан Салли Ридман (Sally Reidaman)).

К популяризаторам аюрведы можно отнести такие имена как Д. Чопра, Д. Фроули, В. Лад, Р. Свобода. Д. Чопра одним из первых раскрыл сущность аюрведической традиции как преемственности религиозных представлений и медицинского опыта, указал на легитимность аюрведических врачей древности, обосновал возможность реального использования аюрведических методов лечения в современных условиях и разработал систему, основанную на древних представлениях. Основанный в 1994 г. Д. Чопрой (в сотрудничестве с невропатологом Д. Саймоном) Chopra Center for Wellbeing («Центр благополучия Чопра») активно внедряет аюрведические принципы в свою работу.

Исследованию литературных источников аюрведы, освещению основных моментов философии традиционной индийской медицины посвящена работа С. Ранаде и Р. Дешпанде (возглавляющего аюрведический колледж «Шарира крийя» в Пуне, Индия) «История и философия аюрведы», в которой авторы прослеживают развитие аюрведы от ее истоков.

По степени дисциплинарной разработанности аюрведы наряду с вышеупомянутыми лидируют такие популярные исследователи, как К. Циск (Kenneth Zysk), Вайдья Бхагван Даш (Vaidya Bhagwan Dash), М. Тиерра (Michael Tierra), А. Морнингстар (Amadea Morningstar).

Несмотря на пристальный интерес к традиционной индийской медицине, существует недостаток критических работ на тему аюрведы как в России, так и за рубежом. В России аюрведа представлена, главным образом, в трудах ее приверженцев: Ветров И. И., бывший проректор по научно-клинической работе Санкт-Петербургского Государственного Института Аюрведической Медицины, Суботялов М. А., профессор, доктор медицинских наук. Среди недавних научных трудов, посвященных аюрведической медицине, выделяется защищенная в 2015 г. диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук Суботялова М. «Традиционная аюрведическая медицина: источники, история и место в современном здравоохранении».

Методологической основой критического разбора аюрведических практик и саморепрезентаций послужили работы Аринина Е. И., который в своих работах представил социальную онтологию религии.

Историографический анализ традиционной индийской медицины дает основания полагать, что она не оставалась в стороне исследований ученых, но, вместе с тем, ее исследование существенно отстает от практических достижений непосредственно в рамках самой традиции. В отечественных исследованиях аюрведа упоминалась преимущественно в связи с бытовыми представлениями индийцев, их ритуалами и обрядами. Однако социальные аспекты аюрведического учения, ее репрезентативность в обществе, а также аутентичность и правомочность такой репрезентативности являются новыми проблемами, до настоящего времени практически не затрагиваемыми исследователями. Фактически только поставлена проблема легитимности аюрведического подхода к человеку, однако не дана характеристика его реализации в современном обществе (в частности, в обществе российском). О традиционной индийской медицине пока еще нельзя утверждать, что она является предметом комплексного анализа ученых и исследователей.

Объект исследования: традиционная индийская медицина (аюрведа) как специфический способ осмысления строения человека и формы взаимодействия его с окружающим миром – в свете мировоззренческих представлений индуизма и современной его социальной репрезентации в условиях России. Особое внимание обращается на феномен аюрведы как на социокультурное явление, отражающее сущностные особенности социокультурной среды.

Предмет исследования: сущностные социально-коммуникативные основания аюрведы, ее ценностно-смысловые ориентиры, специфика функционирования в современном мире, динамика ее существования.

В основу диссертационного исследования положено представление о том, что аюрведическая медицина представляет собой не просто исторический артефакт, но живую традицию. Высказана гипотеза, что в современных российских условиях аюрведа принимает формы бизнес-проекта, сочетающегося с пропагандой индийской философии и культуры.

В работе предложен обзор традиционной индийской медицины, показаны ее религиозно-философские истоки и современные формы существования, а также определены основные трансляторы аюрведического знания в России и дан анализ процесса социальной легитимизации аюрведического подхода в целом.

Цель исследования: провести подробный анализ социокультурной практики аюрведы и культургенетики ее развития.

Для достижения цели исследования рассмотрение феномена аюрведы в современном обществе проводилось в разрезе социально-философских установок, через анализ ее социокультурной динамики и определения легитимности представления аюрведы в России и ее репрезентантов. Немаловажное значение имеет превентивная направленность исследования – с учетом подчас бесконтрольного распространения деятельности организаций. Практически единственным способом информирования общества является научное общество, которое выступает в данном случае экспертом, ввиду того, что государственные структуры сняли с себя эти функции.

С целью реализации указанной выше цели в диссертационном исследовании определяются следующие задачи:

– выявить базисные, исходные положения функционирования аюрведы как социокультурной системы;

– определить социально-философские основания аюрведы, ее историческое развитие и состояние в современном обществе;

– раскрыть специфику имплементации аюрведических воззрений в социокультурную динамику;

– указать на ценностно-смысловые доминанты в первоисточниках аюрведы и их социокультурное значение;

– ответить на вопрос о преемственности в аюрведе на примере взаимодействия традиционной индийской философии (школы санкхья) и аюрведической практики;

– установить социальные формы аюрведы в современных российских условиях;

– определить формы модификации аюрведы в мировой культуре и выявить наиболее аутентичную модель ее передачи.

Методологическая основа исследования

В диссертационном исследовании использованы распространенные общенаучные и общелогические методы. Из общелогических следует отметить анализ, синтез, классификацию, аналогию, абстрагирование, обобщение. Всестороннее изучение вопроса подразумевает использование методов комплексного познания гуманитарных дисциплин: типологического, сопоставительного, проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, структурно-функционального, системного.

Прибегая к феноменологическому методу, предложенному Э. Гуссерлем, автор получил возможность отделить изучаемый предмет от установок обыденного сознания и свойственных ему представлений. При анализе аюрведических положений данный подход дал возможность выявить внутреннюю смысловую нагрузку той или иной составной части аюрведической доктрины.

Социально-философский подход позволяет избавиться от односторонности в отношении рассматриваемых вопросов и процессов, протекающих в пространстве междисциплинарного дискурса. Интеграционные установки современной медицинской науки начинают творчески использоваться специалистами – с учетом научно-философского мировоззрения и методологии.

Эмпирическую основу исследования аюрведы составляют факты-события, факты-знания и факты-источники. К фактам-событиям можно отнести результаты наблюдений, проведенных автором во время поездок в Юго-Восточную Азию. К фактам-знаниям допустимо отнести сообщения отечественных и зарубежных средств массовой информации, которые дают возможность прослеживать динамику медиатизации аюрведических представлений в обществе. В качестве фактов-источников диссертационного исследования были выбраны древние тексты: веды, упанишады, сочинения по аюрведе.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы, посвященные изучению древнеиндийской медицины: И. Ветрова, М. Суботялова, К. Циска, труды, затрагивающие основные моменты индийской философии: Ф. Кёйпера, С. Радхакришнана, С. Шивананды, С. Дасгупты и других.

Для изучения философского базиса аюрведы были изучены древнеиндийские источники, такие как веды, упанишады, пураны, философские тексты «Махабхараты».

Плодотворным дополнением для проводимого исследования явились собственные разработки: определение мифологической составляющей духовной традиции, определение метафизических архетипов аюрведы. На основании изучения работ различных авторов об основаниях аюрведы, автором были описаны онтологические и социально-философские положения аюрведического учения. Дать характеристику процесса легитимизации аюрведы в современном мире позволили решения Всемирной Организации Здравоохранения и современные законодательные акты Российской Федерации.

Были использованы значимые работы отечественных специалистов по аюрведе, М. Суботялова и И. Ветрова, подчеркивающие факт признания аюрведы в современном обществе как закономерную ее ассимиляцию, связанную с духовным обновлением общества, осуществляемым на основе сакральных текстов и преданий.

Теоретическая база диссертационного исследования основывается на позициях исторической значимости и последовательности, объективности, рациональности и системности. Важнейшую роль при изучении медицины – тем более, медицины нетрадиционной, индийской – играет философия науки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– установлены традиционные основания аюрведы в индийском социуме;

– осуществлена контекстуализация древних аюрведических текстов;

– критически проанализированы культурные архетипы в развитии аюрведы;

– был осуществлен анализ традиционной индийской медицины в ее социокультурном контексте, определяющем акцентуацию тех или иных положений;

– рассмотрено конституирование аюрведы в российском обществе;

– очерчены социальные формы аюрведы в современном российском обществе;

– рассмотрена систематичность аюрведы и трансгрессивность ее развития в современном обществе.

В рамках диссертационного исследования был осуществлен и введен в научный оборот перевод на русский язык оригинальных текстов Древней Индии («Самаведа», «Махавайрочана-сутра», «Трипура-рахасья»), написано несколько монографий, посвященных аюрведической медицине, и выполнен ряд переводов трудов известных индийских авторов (Э. Кришнамачарья, Бхагаван дас, Шри Ауробиндо).

Характер и степень научной новизны совершенной работы воспроизводят основные положения, выносимые на защиту:

  1. Социально-философский базис аюрведы тесно смыкается с положениями санкхьи – одной из философских систем Древней Индии, которая выступала научным фундирующим базисом.

  2. Современные практики традиционной индийской медицины, аюрведы, являют пример того, как традиция может подвергаться модернизации и глобализации.

  3. Стандартизация аюрведической практики в России на данный момент находится пока еще в зачаточном состоянии.

  4. Применение аюрведического подхода в рамках лицензированной медицины требует стандартизации, которая противоречит социальной сущности аюрведы.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Традиционная индийская медицина как феномен общественного бытия требует для своего изучения разнообразных методов. В данном разрезе наиболее приемлемым является сочетание философских, культурологических и социологических подходов.

Классическая и народная медицина (к которой в России законодательно относят и аюрведу) представляют собой различные стороны одного социального феномена, базисом их совместного функционирования служит концепция взаимной комплементарности. По результатам исследования можно прогнозировать неуклонный рост значимости традиционной индийской медицины в современном обществе как профилактического и экософского инструмента.

Теоретическое значение диссертационного исследования предполагает использование его для вырабатывания новых синтетических стратегий осмысления аюрведы. Проведенная работа и результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности всестороннего активного изучения традиционной индийской медицины, ее принципов и значении в современном обществе.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве вспомогательных методических пособий для лекционных и семинарских занятий по философии, истории культуры, истории медицины.

Апробация результатов исследования

Положения и результаты настоящего диссертационного исследования были изложены в более чем 40 печатных работах, в том числе, 4 авторских монографиях, 12 коллективных монографиях, 9 статьях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть представлены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, научных статьях в других изданиях.

Ключевые тезисы, заключения и рекомендации диссертационного исследования были предметом обсуждения на кафедре философии и социологии Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Положения, выносимые на защиту, являлись предметом детального рассмотрения, были представлены и апробированы на 27 международных и всероссийских научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 200 наименований, в том числе 39 на иностранных языках, а также 25 Интернет-ресурсов, и приложения. Общий объем диссертации составляет 158 страниц машинописного текста.

Идентичность аюрведы и ее социальная перцепция

Санкхья занимается изучением исходных принципов бытия. В ней мир представлен двумя непроявленными началами: принципом Пуруши (можно соотнести с Я, духом, сознанием) и принципом пракрити (можно соотнести с материальной первопричиной). Проявленный мир есть следствие непроявленной пракрити. Понятие «пракрити» в санкхье (где она определяется как основание всего сущего24) не следует смешивать с пракрити Шанкары. По его утверждению, описание сотворения мира, данное в упанишадах, следует понимать как эволюцию мира из Брахмана с помощью его силы майи25, которая в некоторых священных писаниях называется пракрити (или «авьякта»), состоящей из трех элементов: саттва, раджас и тамас. Концепция указанных трех элементов получила развитие в идеологии постмодернистских течений, ориентированных на популяризацию аюрведы в обществе.

Пуруша считается пассивным принципом, это покоящееся и созерцающее начало, которое, тем не менее, обладает сознанием. Сознание и есть его сущность. Пракрити считается активным и независимым принципом, она деятельна и созидательна, однако лишена сознания. Пракрити понимается как единство противоположностей, начало и первопричина бытия произвольных объектов26. Составляют пракрити три гуны - качества материальной природы (или субстанциональные силы): 1) саттва (связана с благостью, чистотой, равновесием, гармонией, светом); 2) тамас (связана с тьмой, апатией, иллюзией, мраком, незнанием, сном); 3)раджас (связана с энергией, активностью, движением, страстью). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают. Это санскритский термин, который в буквальном переводе означает «веревка», а в более широком смысле «качество, свойство»27. Гуны пронизывают мир так же, как нити пронизывают ткань вдоль и поперек, однако они важны для понимания и макромира .

Гуны исконно пребывают в состоянии равновесия. Когда Пуруша встречается с пракрити, из этого проистекает нарушение их баланса. В результате пертурбаций происходит перераспределение гун, которые могут образовывать различные комбинации и таким образом организовывать феноменальный мир . Указанные философемы делают аюрведу одной из самой фундированной в философском смысле медицинской доктриной, сравнимой с текстами Гиппократа.

Аюрведа понимается как энергосберегающая система, система устойчивого развития с открытой базовой структурой. В современном обществе положения санкхьи функционируют в учении йоги. Учение санкхьи пересекается с йогой, составляя с ней одно целое. В «Бхагавад-гите» сказано: «Санкхья и йога - одно» (5.5) .

А. Пятигорский указывает на фактическое совпадение многих положений йоги и санкхьи; разница выражается лишь на терминологическом уровне (например, касательно тезиса, что мироздание существует только постольку, поскольку существует психическая активность, а причиной мира провозглашается неведение) .

Санкхья исследует космическую эволюцию первичной реальности . Для обретения освобождения в качестве практических мер предлагается провести доскональный анализ 25 таттв. Под термином таттва понимается «суть, сущность, основание; категории»33. Все существующее категоризируется как набор 25 таттв. Концепция творения в санкхье воспринимается как некое движение, вызванное сочетанием Пуруши и пракрити, в котором Творцу места не отводится; при творении грубые элементы возникают из тонких34. Валеологическая культура не предусматривает развитие концепции Творца в аспекте применимости ее к направлениям человеческой жизни как руководство к здоровому существованию.

Необходимо заметить, что санкхья функционирует в двух разновидностях: атеистическая и теистическая, предполагающая существование высшего определяющего принципа35. Теистическая санкхья в качестве первопричины творения вводит Творца («Нужно признать всеведущего верховного бога»36). Теистическая санкхья не явилась критерием отношения к индивидуальному здоровью человека, поэтому идея Высшего Создателя в разрезе аюрведы не рассматривается. Сформировавшиеся впоследствии категории поздней санкхьи определили взаимосоотнесенность программ мышления, чувствования и поведения пациента, с точки зрения аюрведы.

Санкхья ориентирована на перечисление компонентов мироздания в их становлении от первоначал до всего многообразия мира объектов . Данная школа давала статус, обслуживала ожидания людей в отношении серьезности аюрведического подхода. Имеющиеся иные подходы не получили подобного обоснования, и социальная память их нивелировала. К их числу относятся локальные шаманские практики, китайская и тибетская медицина. Именно метафизические установки санкхьи оказались востребованным в сознании потребителя комплексом представлений, который впоследствии стал восприниматься как пройденный этап развития.

В учении санкхьи присутствует идея о наличии следствия в причине. Подразумевается реальное превращение причины в следствие, которые по своей сути являются тождественными . Такой подход находит отклик в аюрведических воззрениях о наличии «зерен» заболевания, могущих дать -при наличии благоприятной ментальной среды (направленности сознания) - рост заболеваний в человеческом организме, при этом немаловажное значение имеет социальное окружение человека, его статус в обществе. Так, гуны могут иметь генетическое обоснование, на основании чего можно определять генетическую диагностику (в ходе ме дико-генетического консультирования). Санкхью для аюрведы можно воспринимать как древнеиндийскую физику, химию, биологию. Все это дает возможность говорить об определенной социально-ментальной детерминации.

Санкхья придавала аюрведическим воззрениям определенный социальный статус. Основанием всей философской системы санкхья является учение о движении (пракрита). Сегодня идут поиски природных оснований народной медицины; их ищут в мудрости, сакральных текстах, силе веры. Одним из таких оснований может быть природа (пракрити). Изначальное движение не обуславливается никакой внешней причиной, поскольку материя не имеет ни начала, ни конца39. Аюрведа воспринимает вселенную как потенциально мудрое устроение жизни, что является следствием разумности ее причин. Ориентация на здоровый образ жизни членов социума выдвигает максимально возможную осуществление механизмов и резервов жизнедеятельности индивида, рассуждения о пракрите ориентированы на выявление факторов, которые способны содействовать поддерживать приспособляемость человеческого организма к внутреннему и внешнему окружению, эко- и социосистем.

Посттрадиционная генерация смыслов аюрведы

В настоящее время классические трактаты по аюрведе и комментарии к ним публикуются различными индийскими издательствами, охватывая достаточно широкий спектр корпуса литературы по данной тематике.

Таким образом, можно сделать вывод, что ценностно-смысловыми регуляторами традиционной индийской медицины являются, в основном, религиозно-мифологические тексты, которые упорядочивали всестороннее отношение человека к окружающему миру, подсказывая направления вектора социального денотата как систему аксиологических указателей, ориентированных, в первую очередь, на следование древним ведийским установкам. Направленное медицинское воздействие рассматривалось сквозь призму знакомых легенд и мифов, которые трактовались как система базовых ориентиров целителя, осуществляющего врачебное вмешательство, в большинстве случаев воспринимаемое как ритуализированная обрядовая практика. Подобная практика сохранилась и в наше время: идея замыкания жизненных отношений на культовой, обрядовой традиции, априорная потребность в которой очевидна.

Согласно учению Будды о срединном пути, ориентирующемся на балансирование между потворством мирским соблазнам и самоотречением, медицина обеспечивает средство поддержания здорового состояния тела, характеризующегося равновесием - как между телом и окружающей его средой, так и внутри самого тела. По учению буддийских сутр, страдание от телесной боли есть один из главных видов духкхи - муки, болезни, неудовлетворенности бытием как таковым . Первые буддийские монашеские общины (сангхи) обменивались информацией по различным вопросам бытия, в том числе информацией медицинского характера.

Подобная связь буддизма и медицины облегчала распространение нового учения в Индии и приводила к практикованию медицины в крупных монастырях (вихарах), и далее - в другие части азиатского региона. Брахманизм впоследствии ассимилировал медицинские воззрения, введя их в социо-религиозный контекст и традицию интеллектуального мышления.

Буддийский ученый Нагарджуна (IV-V вв.), создал подробный комментарий к работам по аюрведе (в частности, к «Сушрута-самхите») и способствовал ее распространению среди современников.

Буддийские монахи, не признававшие ведийских авторитетов, тем не менее, взяли на вооружение индийскую систему целительства и успешно применяли ее в повседневной жизни. Данный факт является свидетельством того, что аюрведическая медицина не связывалась с тем или иными религиозными традициями, даже с ведийской, в рамках которой она, собственно, и зародилась. По мнению исследователей, именно буддизм и интерес к физиологии благоприятствовали развитию медицины . Буддийские монахи, обращая особое внимание на собственное здоровье, а также на здоровье окружающих их людей, они весьма скептически относились к магической стороне народной медицины, воспетой ведами, и ориентировались больше на практические стороны терапии.

Наряду с традиционным для аюрведических представлений набором первых факторов человеческого тела, состоящим из трех компонентов (согласно теории тридоши) - воздуха (соответствует вате (ветру)), огня (соответствует питте (желчи)), и воды (соответствует капхе (флегме)) буддийская медицина добавила четвертый компонент - землю.

По инициативе Нагарджуны получила развитие расашастра (аюрведическая алхимия). Адепты расашастры разрабатывали теорию и практику особого приготовления серы, ртути и иных полезных металлов и веществ. Ввиду особого значения ртути расашастра превратилась в особую область сокровенного знания (одно из значений термина «раса» - «ртуть»,

БэшемА. Цивилизация Древней Индии, /пер. с франц. ГавриловойЕ. Екатеринбург, 2007. С. 318. «піастра» - «знание, наука, область исследования»). Известные труды по расашастре: «Расендрачудамани» (ХІІ-ХПІ вв., указывается способ получения сплава меди, цинка, свинца и олова при помощи ртути); «Раса ратнакара», «Расарнава» (XII в., здесь указывается, что ртуть характеризуется божественным происхождением и представляет собой семя Шивы; сочетание ртути и слюды избавляет от нужды и смерти), «Расапракаша судхакара» (XIII в., исследование природы цинка), «Расаратна самуччхая» (XIII в.)199, «Расарнава кальпа» (XI в., рассматриваются методики превращения с помощью ртути низкопробных металлов в серебро и золото, что дарует долголетие, омоложение тела, излечение от болезней), «Расакальпа» (XIII в.; здесь содержатся описания минералов, металлов, возможности их вероятного «разрушения») и другие. В настоящее время из обихода аюрведистов ртуть исключена, тем не менее, упоминания о ней придает процессу целительства определенный настрой значительности, избранности, таинственности.

В «Танджуре» (комментарии к «Канджуру») пять томов (из 225) отведены рассмотрению медицинской проблематики. В 118-м томе «Танджура» присутствует корпус индийских работ по медицине, которые переведены с санскрита на тибетский. Данные работы приписываются Нагарджуне200. 120-123 тома «Танджура» представляют комментарии врача из Кашмира Чандрананданы на работу Вагбхаты «Аштанга-хридая-самхита» (которая также входит в компендиум буддийских текстов).

Аюрведа и ее перцепция в современном российском обществе

Современные аюрведические установки не имеют одной идеологической базы; порой происходит синтез противоречивых установок, поэтому единого учебника по аюрведе не существует. Так, один из значимых современных популяризаторов аюрведы Д. Фроули пытается сочетать аюрведу и йогу: «Люди, вникающие в терапевтический аспект йоги, по существу, приобщаются к аюрведе из-за исторического родства двух систем. По мере развития терапевтического аспекта йоги, обязательно раскрываются ее связи с аюрведой... Йога традиционно преподавалась, используя терминологию аюрведы, особенно для объяснения физического воздействия и полезности для здоровья различных асан. Подобно этому, аюрведа использует язык йоги и ее понимание психики и тела для психологической и духовной составляющих ее лечебных практик»254. Подобные попытки связать йогу и аюрведу представляются весьма сомнительными, а подчас не выдерживающими критики. Аюрведические рекомендации вытекают из индивидуального подхода к человеку, который учитывает конкретный тип конституции человека, йогические же положения ориентированы на положения о присущих абсолютно всем людям качеств и свойств, а также причин ухудшения здоровья, что берется за основу очистительной практики («Невежество - это поле для всех других: спящих, слабых, прерывающихся или активных» ).

Далее в этом же тексте, например, указывается: «Согласно аюрведе, мы все обладаем разными индивидуальными конституциональными типами психики и тела. Требования в пище, физических упражнениях и образе жизни будут различны для каждого типа»256, в то время как учение йоги основывается на схожести организмов различных людей, а сами асаны подаются как универсальные.

Оригинальность, уникальность йога-терапии при лечении различных болезней подчеркивается такими современными авторами, как Свами Шивананда, Д. Коултер, Р. Мишра. Иогическая методика самосознания предполагает полное отстранение от физического мира , что плохо коррелирует с аюрведическими взглядами. Наряду со ставшими уже традиционными выпадами в адрес обычной медицины у адептов йоги содержатся восхваления именно йогических методик, которые совершенно не учитывают ни тип конституции, ни иные аюрведические постулаты, а эффективность лечения определяется не индивидуализированными программами здоровья, но выполнением тех или иных йогических действий . Более того: зачастую у современных авторов наблюдается тенденция отказываться от использования метафизических понятий (нади, прана, чакры) и описывать терапию в научных терминах259.

Несколько утрированным представляется и тезис Фроули о том, что тибетский буддизм «в лечебной части своего учения опирается на аюрведу»260. Даже не касаясь «лечебной части учения тибетского буддизма», можно отметить, что хотя можно найти немало параллелей тибетской и индийской медицины, корни первой просматриваются, скорее, в китайской медицине, характеризуясь вместе с тем такими уникальными практиками, как уриноанализ (диагностика по моче), пульсовая диагностика, шаманские практики, которые свойственны исключительно тибетской медицинской школе.

У современных авторов наблюдаются также расхождения в отношении определения конституциональных типов, рекомендуемых специй и так далее. Так, в работе «Аюрведическая кулинария» У. и В. Лад людям пита-конституции сначала рекомендуется чай с анисом, но далее утверждается, что анис таким людям противопоказан261. Предлагаемые рецепты полезного питания в аюрведической литературе даются чаще всего директивно, без отсылки к какой-либо использовавшейся системе, что подвергает сомнению их валидность. Результативность многих рекомендаций невозможно проверить, статистические данные, показывающие процент успешно проведено аюрведических терапий и сеансов, отсутствуют. Подобный обскурантизм, как нам представляется, может быть вызван исторической детерминацией аюрведы. Медицинские проблемы общества диктовали и формировали выраженные направления аюрведической деятельности.

Один из существенных элементов - токсикология. В «Ригведе» и «Атхарваведе» присутствует значительное число гимнов, которые посвящены детальному изображению медицинских мероприятий при укусах животных и насекомых262. Однако эффективность большей части подобной терапии, основанной на заговорах и рецитации сакральных гимнов, в данном случае представляется весьма спорной.

Немалый интерес вызывала у целителей фармакопея - мастерство приготовления медицинских снадобий, в особенности из растений и плодов. «Атхарваведа» изобилует ссылками на лекарственные травы и растения, а также на препараты, которые из них получают. Обычай приготовления растительных лекарственных форм связан с поклонением божествам соответствующих деревьев и растений. Среди самых известных божеств можно назвать богиню Арундхати и бога Куштху. К божеству по имени Куштха, которое олицетворялось одноименным растением (латинское название: Saussurea lappa), шли за поддержкой при болезни такман (лихорадке): «Высшая по имени ты, куштха, высший по имени твой отец. И якшму всю ты изгони, и лихорадку сделай лишенной сока!» (V, 4, 9)263, к лакше (латинское название: Laccifer lacca) - для защиты от ран: «Кто тебя пьет, живет, ты спасаешь человека, ты ведь носительница всех и лоно людей» (V, 1,2)264.

Использование лекарственных трав, особенно произрастающих в Юго-Восточной Азии, - основной фактор культурной диффузии в аспекте внедрения аюрведы в современное общество. При культурном заимствовании индийских снадобий, консервированных средств, способах коммуникации целителя и пациента, допустимо говорить о чисто утилитарном использовании аюрведической франшизы, поскольку, согласно, аюрведическим канонам, лекарственные препараты консервированию не подлежат.

Богатая мифология, окружающая траву куштха, указывает на другое известное растение ведийского периода - сому, широко применявшееся во время религиозных церемоний. Сома именуется братом Куштхи, а его домом почитались горы Гималаи, обитель богов265. Применение лекарственных растений вместе с мантрическими призывами к божествам можно считать стремлением сообщить большую результативность классическим церемониям целительства. От лекаря было нужно не только познание в области терапии, но и - подчас даже в большей степени - в сфере проведения сакральных ритуалов, дававших возможность проводить обряды изгнания демонических сил и сущностей, которые воспринимались как одна из главных причин функционального расстройства.

Противоречивость установок и результатов аюрведической деятельности и социометрическое исследование отношения общества к аюрведе

Изучение одного из культуртрегеров индийского мировоззрения, связанного с пониманием качества жизни и состояния счастья, - аюрведы, которая достаточно независимо действует на отечественном рынке, является предметом дальнейших исследований. Будучи интересным социокультурным проектом, который реализовывался в рамках парадигмы индийской философии, аюрведа в современную эпоху функционирует по иным законам (с учетом ассимиляции, аккультурации, при которых наблюдается изменение оригинальных моделей), сохраняя, тем не менее, свои референции. Законы рынка в консервативном, аграрном обществе действовали иначе; сейчас же, условия конкуренции диктуют появление такой формы продукта, при которой ориентация идет на создание модели быстрой продажи. Основные черты такой модели - динамичность, нерастянутость во времени, массовость, ориентированность на разные целевые аудитории. В этой связи встает вопрос о необходимости общественной аккредитации аюрведической деятельности, нормализации законодательной базы в ее отношении. Проблема обманутых ожиданий пациентов аюрведических клиник, фальсификации аюрведических положений и самоидентификации современных репрезентантов аюрведы требует решения. Таким образом, необходим пересмотр деятельности репрезентантов аюрведы, согласно Всероссийскому классификатору занятий, что обяжет акторов иметь медицинское образование и регулировать их деятельность в соответствии с нормами СанПиН, чего в настоящий момент не наблюдается. Пропедевты традиционной индийской медицины в России фактически претендуют на занятия медицинской деятельности, соответственно, установление для них законодательных норм по уровню образования, лицензированию и сертифицированию продукции. Вероятно, обсуждаемый в настоящее время Законопроект о легализации оккультно-магической деятельности сможет внести ясность в правовой статус аюрведы.

Можно предусмотреть и другую стратегию. Возможно, не все участники аюрведического рынка согласятся с таким правовым решением, поскольку оно увеличивает входную плату на рынок. Однако тогда следует честно отказаться от термина «медицина» по отношению к аюрведе, поскольку аюрведа - это практика целительства.

Мы полагаем, что для дальнейшего исследования темы актуально и интересно было бы рассмотреть особенности трансформации аюрведы в современных обществах (европейском, американском и других), и того, как социокультурные основы этих обществ накладывают отпечаток на традиционные индийские учения и медицинские практики, а также выявить общие моменты этих изменений-искажений, связанных с процессами культурной массовизации и глобализации. Это может составить тему отдельного исследования.

Тема данного диссертационного исследования оказалась достаточно сложной для исследования: потребовалось задействовать интервью с носителями, обращаться к источникам аюрведы, проанализировать большое количество литературы по выбранной тематике - как традиционной, так и современной, анализировать медиа-продукцию, которая выпускается аюрведическими компаниями, и так далее. Нерассмотренными остались характерные черты аюрведы в европейском, американском, постсоветских обществах. В настоящее время локализованные культурные практики претерпевают трансформацию, глобализации подвержены не только технологии, но, в том числе, и культурные практики (которые могут существовать независимо, как новые культурные тенденции), и этот вопрос может стать предметом дальнейших исследований.

Тем не менее, накопленный материал дает импульс к всестороннему изучению и ограниченному использованию аюрведической медицины, что согласуется с установками Всемирной Организации Здравоохранения. В России аюрведа может реализовать себя в повседневной профилактике, ЗОЖ-движении (поддержание функции сердечно-сосудистой системы, противодействие ОРВИ, контроль за весом, преимущественно, через растительную диету и так далее). В исследовании были сформулированы стандарты и требования функционирования аюрведы в российском обществе. Имиджевые моменты аюрведического знания в настоящее время используются в коммерческих целях, поэтому важно отделить ее практическую значимость от маркетинговых наслоений. Поддержание и профилактика здоровья, здорового образа жизни, - все это представляется важными задачами современности, решить которые допустимо и при помощи средств комплементарной медицины. Традиционная индийская медицина располагает уникальным ресурсом, который подлежит тщательному изучению и имплементации в систему здравоохранения. Социально-культурная трансформация аюрведы обуславливается стремлением акторов сохранить ее интегрированность, однако необходимость ее позицирования как рыночного продукта предполагает лицензирование и точную кодификацию как рода деятельности. Критический разбор современных оснований индийской медицины, организующих социальное пространство, поможет определить социальный уровень интегрированности аюрведы в современном российском обществе. Современная социальная реальность предполагает более адекватное устройство и функционирование аюрведических институтов (в том числе и на законодательном уровне), чем это имеется на сегодняшний день.