Введение к работе
Актуальность теми диссертационного исследования.
Экологическая проблематика, ее осмысление и пережива
ние является особенно чутким индикатором состояния культуры,
показателем ее болевых точек и значимых сдвигов. Ведь по
самой своей сути то, что принято называть экологической про
блемой, фокусирует в себе все базовые проблемы культуры: про
блему человека и его отношения к природе и к себе подобным,
испытание границ человеческих возможностей и человеческой
свободы, выбор ценностных ориентиров в настоящем и понимание
перспектив будущего и т.д. '.
При многофакторной неустойчивости, в которой оказалось человечество на пороге третьего тысячелетия, возможны раз-, личные варианты развития социоприродной системы. В .этой связи становится актуальным исследование путей предотвращения сползания к одномерному взгляду на это будущее с целью смягчить и, по возможности, затормозить лаиину техногенных и культурогенных последствий экологического кризиса, охватив- ' шего ныне практически все регионы планеты. Причем экологическая катастрофа, грозящая нам, сочетается с опасностью антропологической катастрофы, т.е. уничтожением человочес-. кого в человеке. Опасность того, что человечество вследствие одностороннего, противоречащего его собственным интереса!/!, оцениваемым с позиций исторической перспективы, осуществления преобразовательной деятельности уничтожает природную среду своего обитания, в настоящее время осознается многими. Необходимо только отметить, что существуют разные уровни отого осознания угрожающей человечеству экологической катастрофы.
И если аналитическая традиция, безраздельно господствовавшая до последнего времени, не способствовала достаточно целостному восприятию социопрпродного единства, то сегодня все отчетливее проявляются тенденции становления нового экологически ориентированного миропонимания. В этих условиях все больщую актуальность приобретает не только поиск и реализация новых способов оптимизации социоприродного взаимодействия, но и обращеііие к уже накопленному опыту, подоб-
ного взаимодействия, его воспроизводству в к аых условиях. Причем, как свидетельствует история человечества, казвдая эпоха выбирает себе в прошлом, иногда осознанно, иногда % стихийно, традиции, близкие ей по духу, служащие коррелятом 1 ее опыта. Именно поэтому выяснение роли традиций в развитии экологической культуры общества приобретает особую актуальность в условиях усиления экологического стресса, роста числа "экологических беженцев" и нарастания конфликтов из-за перераспределения истощающихся природных ресурсов.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена как потребностью практического решения вставших перед обществом экологических проблем, так и методологической необходимостью дальнейшей разработки теории взаимодействия общества и природы.
Степень разработанности проблемы.
В современной философской и специально-научной литературе рассматриваются различные грани проблемы взаимоотношения человека и природы. Особенно интенсивно увеличивается число работ, посвященных экологическим проблемам.
Анализируются теоретико-методологические аспекты, рассматриваются социальный статус и значение экологической проблематики в свете перспектив развития человеческой цивилизации, исследуется процесс "экологизации" сознания, фиксируется повышающийся статус экологического знания в системе наук о природе и обществе. В этом направлении плодотворно рабдтавт Э.А.Араб-Оглы, Л.И.Василенко, Ф.И.Гиренок, Э.В.Гирусов, А.А. Горелов, Р.С.Карпинская, В.П.Казначеев, АЗ.Кацура, В.Д.Комаров, И.Д.Лаптев, В.АДось.А.С.Мамзин, Ю.Г.Марков, Н.Н.Моисеев, Ю.П.Трусов, О.Н.Яницкий и др.
В работах С.А.Арутюнова, Е.Б.Бромлея, Н.С.Злобина, М.С. Кагана, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, А.Печчеи, Л.Уайта, А, Швейцера рассматриваются вопросы сближения культурологической и экологической проблематик, предприняты попытки рассмотрения феномена культуры в его соотнесенности с природой,! исследования специфических характеристик их взаимодействия, нашедшие свае отражение в. понятии."экологическая культура".
В работах Л.Н.Когана, А.Г.Маслеева, К.И.Шилина, других исследователей дается определение экологической культуры,
рассматривается ее структура, выделяются составляющие ее элементы. Вопросам формирования современной экологической культуры общества и личности посвящены диссертационные исследования Е.В.Никаноровой, Н.Н.Храменкова, В.В.Янча. Мировоззренческие аспекты становления современной, экологической культуры нашли отражение в работах Г.И.Ефимова, И.К.Лисеева и В.И.Стрельченко, Н.Н.Киселева, К.И.Шилина.
В последние годи появилось немало работ, связывающих корни современных экологических проблем с существенными свойствам! культуры, ее исторического развития, особенностями культурных традиций.
Теоретическими предпосылками анализа традиций во взаимоотношениях человека с природой, формирования современной экологической культуры общества и изучения экологического .-фактора в становлении, развития и отмирании культурных традиций явились многочисленные философские, исторические и этнографические исследования сущности и места традиций в историческом развитии человечества. Причем первые фундаментальные обобщения, касающиеся рассматриваемой проблемы, были сделаны еще в трудах Дж.Внко и И.Г.Гердера.
D современной научной литературе предпринято множество , попыток определить сущность культурных традиций. И если до , недавнего времени последние сопрягались с доиндустриальными этапами развития человеческой цивилизации, то в последние годы в работах С.Н.Артановского, Э.А.Баллера, В.В.Власовой, Э.С.Маркаряна, В.Д.Плахова и др. получила поддержку расширительная интерпретация традиции как универсального механизма культуры, благодаря которому происходит восприятие, кумуляция и передача социально значимого опыта, в том числе эко-культурного. В восьмидесятые годы в исследованиях Э.Г.Абрамян, . В.Н.Афониной, Ю.Н.Давыдова, А.И.Зеленкова и П.А.Водопьянова, Э.С.Маркаряна, Н.Н.Моисеева и др. нашли отражение попытки , рассмотреть роль и действие культурной традиции как способа", организации связи человека (общества) с природой. Однако,' ;. следует подчеркнуть, что специальных всесторонних научных , 'исследований этой проблемы нет.
Недостаточно исследованы пути, средства, механизмы вое-!; производства и передачи экокультурноро опыта как одной из
основных предпосылок развития современной экологической культуры и коэволюции природы и общества. Мало внимания уделяется в литература мевдисциллинарным исследованиям проблемы становления и развития современной экологически ориентированной картины мира, осмыслению роли традиций в этом процессе.
Цель и основные задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является рассмотрение противоречивой природы традиций в развитии социоприродных процессов и их роли в формировании современной экологической культуры.
Достижение поставленной цели осуществляется постановкой и решением следующих взаимосвязанных задач:
исследовать теоретические и методологические принципы анализа традиции в развитии экологическое культуры общества;
рассмотреть генезис и развитие фундаментального взаимоотношения "общество-природа", роль традиции в социокультурной детерминации этого взаимодействия;
выявить особенности становления и развития современной экологической культуры;
исследовать диалектику традиций и новаций в развитии экологической культуры общества;
определить роль и значимость традиций в экологическом воспитании как. одном из условий формирования экологической культуры.
Методологические основания, теоретические и эмпирические источники.
В настоящей работе диссертант опирался на исследования в различных областях знания, затрагивающие проблемы вэаимо- . действия природы и общества.
При анализе проблем, исследуемых в диссертации, привлекались труды классиков философской мысли с древнейших времен до настоящего времени. Автор опирался на труды виднейших представитіЕІлей современной науки, использовал монографические работы, диссертационные исследования, материалы научных конференций по проблемам экологии, личные беседы автора с учеными и опыт решения некоторых задач из числа рассматриваемых в диссертации.
Важнейшими основаниями, оказавшими определяющее влияние
на логику и направленность исследования, явились идеи "гуманизации" социоприродного взаимодействия; органического единства природного и социального» неразрывности мира природы и мира человека; интеграции естественных, технических и гуманитарных наук как необходимого условия решения жизненно важных проблем человечества, в том числе и экологической.
Результаты и научнал новизна исследования.
На защиту выносятся следующие результаты исследования, содержащие элементы научной новизны:
рассмотрены теоретические и методологические принципы зализа традиции в развитии экологической культуры общества, а основе которых лежит представление о культуре как специфическом способе человеческой деятельности и культурной традиции как одном из важнейших ее механизмов, благодаря которой осуществляется заьфепление, хранение, трансляция и трансфор-уаїція социокультурного спита;
раскрыта диалектика становления и развития представления о взаимодействии общества и природы, определена роль традиций как одной из важнейших социокультурных детерминант отого взаимодействия;
исследованы особенности становления и развития современной экологической культуры, выступающей как качественная характеристика социоприродного взаимодействия с точки зрения современных экологических требований, включающих в себя не просто совокупность приемов природопользования, не только основные типы отношения человечества с природой: предметно-практического, духовно-практического и духовно-теоретического, но и меру их соответствия научно обоснованным норкам и требованиям общей к социальной экологии;
обоснована необходимость синтеза экокультурньс: традиций и новаций различных эпох и народов как условия развития экологической ттультуры общества і
определена сущность экологического воспитания как приобщения личности к окологически ориентированным традициям, превращения их в его внутренний мотив поведения, свободно избираемую им программу экологической деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы проведенной работы,, положения и выводы, еде-
Данные в ходе исследования, расширяют и уточняют наши представления о специфике взаимодействия в системе "общество-природа", о роли экологической культуры в этом взаимодействии, о влиянии традиций на процесс стгловления и развития современной экологической культуры общества и могут быть учтены в дальнейшей разработке этих проблем.
Основные положения исследования могут найти практическое применение в совершенствовании системы экологического образования и воспитания.
Теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы в преподавании курса философии, при подготовке и чтении спецкурсов для слушателей и специалистов естественного, технического и гуманитарного профиля.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные положения и результаты работы обсуждались на Санкт-Петербургской кафедре философии Российской Академии Наук, нашли свое отражение в опубликованных статьях и тезисах докладов, в выступлениях автора на межреспубликанской научной конференции "Самоорганизация в природе и обществе" (Ленинград, 1988), на Пятой Всесоюзной школе молодых ученых-политологов "Политика и экология" (Москва, 1989), на конференции "Философские проблемы социальной экологии" (Москва, 1989), на Втором Соловецком общественно-политическом форуме (Архангельск - Соловки, 1990), на Всесоюзной конференции "Человек в мире диалога" (Ленинград, 1990).
Материалы диссертации использовались автором при проведении занятий с аспирантами и соискателями институтов и учреждений Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге.
Структура и объем диссертации.
В соответствии с содержанием и логикой материала текст, занимающий 158 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 261 позицию.