Введение к работе
Актуальность темы, , исследования
Система образования определяет настоящее и будущее любого народа, любой страны. Цивилазационные процессы, в которые вовлечена ныне и Республика Корея, побуждают нас внимательно изучать философию образования выдающихся современных теоретиков, к числу которых принадлежит Джон Дьюи.
В Республике Корее менялось отношение к философии образования Дьюи, от восторженного до отрицательного, но в последние годы появилось немало практических попыток в школах разного уровня использовать его принципы обучения. Наблюдается некий Ренессанс его идей, хотя идеи эти используются подчас поверхностно, без ясного осмысления сердцевины его концепции образования - теории рефлективного мышления. Требуется исследовать новаторство теории мышления Дьюи и возможности этой теории американскшго образования на иной почве - корейской.
Знакомство с англоязычной литературой, посвященной творчеству Дьюи, позволяет сделать вывод о существенных противоречиях в оценке его философских идей и возможностей их практического применения в образовании, поэтому актуально воспроизвести с достаточной степенью аутентичности логику его идей, методологию его теории образования; это, на наш взгляд, актуально как для восточной, так и западной социальной философии.
Степень разработанности проблемы
Основная англоязычная и корейская литература по данной теме отражена в обширном списке литературы, который приведен в диссертации. Мы учитывали уже имеющиеся классификации литературы, данные в работах Керэлина Блахович и Рзнди Луи Гувера.
Блахович пытался сопоставить рефлективное мышление Дьюи и экзистенциалистское мышление Хайдеггера; Гувер указывал на связь философии Дьюи с учением о психологических типах Юнга.
Имеется также литература, использующая философские идеи Дьюи в практике преподавания отдельных учебных предметов. Наиболее значительны в этом отношении исследования Бритмана о прикладном значении философии образования Дьюи для эстетического обучения, работы Майораны об обучении менеджменту на основе концепция Дьюи о критическом-мышлении. Представляют интерес также диссертация Валери Кэро-
лин Бин. методические разработки Ричарда Голдберга и Рут Альмы Коскалы.
Среди источников, на которых строилась в значительной степени диссертация, нельзя не назвать ту литературу, которая определила три периода применения теории Дьюи в Корее, они выделены нами и отражены далее как при формулировке новизны диссертационного исследования, так и при изложении содержания диссертации.
Дели и задачи исследования
Само по себе исследование теории рефлективного мышления Дьюи могло бы составить цель исследования, однако мы ставили перед собой не чисто историко-философские задачи, а социально-философские и в определенной степени учебно-прикладные, определяющие стратегию и методологию системы образования, соответствующую современным запросам цивилизациоиного развития общества и личности.
За основу были взяты прежде всего два тома Дьюи: "Как мы мыслим" и "Логика", где изложены принципы его рефлективной теории мышления, однако в необходимой для целей диссертации степени анализируются и другие работы Дьюи, в частности, "Демократия и образование", "Человеческая природа и поведение", "Реконструкция в философии". "Поиски несомненных фактов".
Учитывая большой объем работ Дьюи и разнообразие дискуссий, которые вел он сам, а также его сторонники и противники, наше исследование имеет сознательные ограничения. За пределами диссертации оказываются оценки Дьюи как прагматика, ибо на зту тему имеется достаточно добротная литература. Его философская позиция проясняется лишь в той степени, в какой она касается рефлективного мышления, его анализа прогрессизма и философии образования.
Целью диссертационного исследования было также проследить распространение идей Дьюи в Республике Корее и оценить степень их эффектившсти в современном образовании.
Методология исследования основана на критическом освоении европейской и американской традиции, но непосредственно и содержательно использованы методологические принципы, разработанные Дьюи.
Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на зашиту
- В диссертации предпринята попытка дать новую интерпретацию философии образования Джона Дьюи в качестве основы формирования
способностей мышления, при этом теория рефлективного мышления рассматривается как методология.
На основе анализа работ Дьюи установлено, что природное любопытство детей, их яркое воображение близки особенностям научного познания и задачей обучения ребенка с его ранних лет может быть развитие предпосылок научного мышления. Человеческое мышление, согласно Дьюи, не сводится к собственно познавательным, интеллектуальным способностям, а включает в себя сферу разностороннего поведения: игрового, этического, трудового и прочего, что предполагает развитийеребенка в разнообразных поведенческих ситуациях.
На основе исторически достоверных фактов в диссертации выявлены три периода воздействия идей Дьюи на систему образования в Республике Корее.
1. Первичное освоение, интерпретация и внедрение в образова
нии (1945-1965 гг.). Первыми проводниками идей Дьюи на корейской
земле были его непосредственные ученики, которые восприняли и про
пагандировали прежде всего психологию и этику философа, а практи
чески адаптировать идеи Дьюи к образованию Кореи пытался 0 ЧЬн-Сок
( Ок. CUon.- So к ) после его возвращения в Корею из США. в 1945
году. Это были идеи прогрессизма. демократизации обучения на осно
ве метода действия, они открыли путь новым тенденциям корейского
образования. Этому способствовала и Американская миссия образова
ния в Корее, и учрежденный институт по управлению образованием,
что стало одной из основ реформирования образования. Новые идеи
осваивались благопаря институту переподготовки учителей и минис
терству образования. В результате взгляды Дьюи оказались достаточ
но известными в педагогической среде и их внедрение поощрялось
организационными структурами образования. Однако было в Корее не
мало и критиков американизации образования - это касалось утилита
ризма, реализма и субъективного идеализма Дьюи, причем критика осу
ществлялась и с точки зрения национальных традиций, и с позиций
немецких школ философствования. Несмотря на энтузиазм многих сто
ронников Дьюи, его философия не обрела прочной почвы в этот период
и і«>гла легко исчезнуть, что и случилось, как только изменилась
социальная ситуация.
2. Застой и забвение (1966-1988 гг.). По мере развития тота
литаризма з Корее теория Дьюи стала рассматриваться как индивидуа-
- б -
яизм. либерализм, была под контролем правительства, а представители корейской академической педагогики стали относиться к ней с пренебрежением, то есть рассматривали ее как поверхностный практицизм, лишенный теоретической основы. Идеи Льюи в эти годы сохранились только в трудах отдельных ученых и в очень ограниченной сфере практического образования.
3. С 1989 года силами ученых, оставшихся верными идеям Дьюи и молодыми педагогами, осуществляется возрождение идей философа и их вторичное освоение. Книги, опубликованные этими учеными, а также значительное количество переводов с английского, посвященных Дьюи, позволили широко ознакомиться с философией образования Дьюи, Корейское общество изучения образования и другие научные общества поощряло освоение теории Дьюи. Восстановление Общества Дьтои в Корее будет, несомненно, способствовать изучению Дьюи в будущем.
На пороге XXI века влияние американской философии и самой организации американского общества представляет почти универсальную проблему и поэтому заслуживает внимания судьба идей Дьюи в Республике Корее (Южной Корее). Нельзя уйти от реальностей цивилизашюн-ного процесса, но не следует забывать о национальных особенностях обучения и воспитания, особенно в стере духовных традиций.
Научно-практическая значимость результатов исследования
Исследование нацелено непосредственно в практику образования и собственный опыт педагогической деятельности автора диссертации подтверждает эффективность выдвигаемых теоретических и практических методов обучения. Выводы диссертации могут быть использованы при подготовке педагогов, при чтении курсов по философии образования, при более углубленном освоении теоретического наследия Дьюи. Диссертация способствует конструктивному диалогу культур Запада и Востока, намечает один из путей практического сотрудничества Республики Кореи с Россией.
Апробация работы
Идеи диссертации отражены в публикациях как в Республике Корее, так и в России, они обсуждались на научных конференциях по философии и педагогике в Республике Корее. В качестве директора гимназии автор применяет методы рефлективного мышления в практике обучения и воспитания учащихся.
Структура, jado.Ta
Диссертация состоит из введения, трех структурированных глав, заключения, включающего обобщения и выводы, и списка литературы.