Введение к работе
- з -
Актуальность темы исследования. Философская теория личноеги -предмет настоящего диссертационного исследования. Общим контекстом изучения проблемы является рассмотрение перехода от социокультурных аспектов современной теории личности к логико-гносеологическим аспектам.
Данная работа является междисциплинарной по ориентации и методологической по своему характеру. В связи с чем и область исследования расширяется в пределах нескольких гуманитарных дисциплин: психологии, культурологии, логики. На первый план выдвигается социокультурный комплекс вопросов, преодолевающий чрезмерную методологическую "психо-физиологизацию" предмета изучения. Поэтому проблема теории личности приобретает новые аспекты изучения и рассматривается в качественно ином контексте. В отечественных исследованиях традиционно приоритет отдается дедуктивным способам построения рассуждений. В этом случае предмет исследования заключен в рамках уже имеющегося континуума философских теорий и получает теперь новые аспекты осмысления. В настоящем же исследовании выбран путь индуктивного метода построения теории. Это обусловлено, прежде всего, несколькими моментами. Во-первых, фундаментальным основанием для данного исследования должна быть система знаний по философской теории личности, которая задала бы критерии и рамки традиции проводимого анализа. В философской литературе (отечественной и зарубежной) имеются различные подходы к изучению личности, чаще всего не претендующие на роль общей философской теории. С другой стороны, известны следующие методологические направления по указанной теме: деятельностное (В.А. Лекторский, М.С. Каган, А.Г. Спиркин, С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский), социо-биологическое (Б.С. Братусь, А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов, Гелен, Плеснер, Ландман), культурно-историческое (М.К. Петров, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ш. Бюллер, В. Барбу), систем-
нос (Л.Г. Станкевич, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева). Перечисленный здесь список далеко не полон, но уже и по нему можно судить о методологическом разнообразии проблемы личности, в этих условиях дедуктивность анализа привела бы к систематизации и дифференциации уже имеющихся знаний и, скорее всего, не позволила бы сконструировать, общую для всех направлений, философскую теорию личности. Заявленный же в теме аспект, указывает на свое опосредованное влияние по отношению к остальным формам развития личности - общественной, культурно-исторической, деятельностной и др. В связи с этим и возникает необходимость формирования теории частных исследований в единую систему знаний по установленному критерию.
Второе условие, подтверждающее необходимость индуктивных рассуждений, заключено в том, что теоретическое конструирование системного объекта - которым и является теория личности - основано на анализе частных фактов, наблюдений, суждений, которые организуются исследователем и иерархизируются, "укладываются" в качестве составных элементов целого. Поэтому в работе используется множество именно тех философских положений (интерсубъективность, рефлексия, социальное транслирование, стереотип поведения, исторический образ и пр.), которые в своей совокупности могли бы образовать систему -теорию личности, как объект философского анализа.
Третье условие продиктовано задачами исследования, которые в общем могут быть сведены к положению о поиске эвристического статуса самого понятия "теория личности". В связи с тем, что природа познания заключена в изначальной активности субъекта, воспринимающего "пассивную" среду через внимание и избирательную направленность в отношении к внешним раздражителям, то и познание самого познания может быть направлено от субъекта-исследователя к своему предмету исследования. Этот путь интенциональной предопределенности - от субъекта к объекту, от частных выводов познавательной прак-
тики к общей теории познания - и есть путь индуктивных рассуждении. Теория личности, как предмет настоящего исследования, заключена в контекст рефлексивно-интроспективного познания, механизмом которого является логико-гносеологическая практика.
То, что касается собственно философской традиции изучения проблемы человека, то следует искать ее начало еще в "духовной революции" софистов и Сократа. Постулат Протагора: "Человек - есть мера всех вещей..." и девиз Сократа: "Познай самого себя", стали отправной точкой в длительном и сложном испытании человеческого рефлексивного мышления, его способности описать в системе понятий постоянно изменяющуюся действительность и определить свое место в ней. Однако даже после исторически длительных дискуссий и обсуждений проблема остается открытой и до настоящего времени. Особенно важно подчеркнуть тот момент, который касается самих понятий "личности" и "формирование личности". В отечественной литературе встречается одна категория, в той или иной мере, тождественная двум предыдущим -это "социализация". На основании чего делается вывод, что социум уже достаточное и необходимое условие для появления и развития личности как "преобразующегося" биологического вида, но при этом фактически игнорируется роль самопреобразования субъекта. Складывается порочное мнение, будто бы социальное качество "личность" имманентно присуще каждому человеку, попавшему под влияние социума. Но тогда ведь и снимается вообще проблема выделения категорий: человек - индивид, индивидуальность, личность, что уравнивает позиции индивіща и личности.
Для преодоления подобной двусмысленности истолкования категории "личность" возникла необходимость выделить философские основания для критериев личности и личностного роста.
Актуальность темы исследования предполагает обращение к малоизученному в отечественной и зарубежной литературе аспекту логико-
гносеологической практики субъекта, которая подчинена аксиологическс цели личностного самосовершенствования и самосознания. При решенп вопросов, связанных с установлением форм генезиса познавательнь структур и рефлексивного мышления, конструируется новый категориал] ный аппарат, отражающий особенности исторического и индивидуально! развития личности. Сюда относятся следующие понятия: "исторически тип личности", "социокультурный образ", "антропологическая парадигма "индивидуальный мир личности" и др.
В этом контексте естественной является связь философской тес рии личности с историей, психологией, культурологией. Каждая из укг занных дисциплин в настоящее время имеет собственную оригиналі ную позицию в отношении понимания категории "личность", что пру водит к своеобразной концептуальной полифонии. Дифференциация гуманитарных науках в данном случае ведет к разобщенности мнениі Идет поиск не только предмета дисциплин, но и возникает проблем определения в них статуса личности. Последняя уже является традици онно философской темой и именно философия на правах методологи ческого основания гуманитарного знания должна определить жестки позиции и категориальные ограничения данной области знания. Филе софская теория личности скорее всего и должна быть ориентиром дл вышеназванных дисциплин. В связи с чем исследование в данной об ласти могли бы стать дополнением к уже имеющемуся в данной сфер наследию философского знания.
Проблема исследования. Продемонстрировать возможность пере хода от социокультурных аспектов к логико-гносеологическим аспекта] -ч-чуир.нції-г-пнрменноі)_теории личности, позволяющую представить ис следование по проблеме личности в рамках системного анализа, опре делив концептуальный аппарат теории личности.
Степень разработанности темы исследования. Проблема личност является достаточно традиционным направлением гуманитарного ис
-7 -следования, однако имеющаяся отечественная и зарубежная литература не всегда предлагает целостные научные концепции, а иногда и подменяет их частно-научным изучением темы антропологического знания. Последнее выступает уже не в качестве синтезирующего междисциплинарного условия, но превращает эту тему "растворенной" среди узких специализаций.
С другой стороны, исследования по проблеме личности в качестве своего предмета выдвигают человека уже "априорно", являющегося личностью. Иначе говоря, большинство работ направлены на изучение уже сформировавшегося социального качества "личность" и выделяют различные аспекты проявления этого качества. Вопрос о генезисе личностного роста, в этом случае, снимается сам собой т.к. субъект-личность - это аксиоматический факт, установленный традицией отечественной науки. Тема социализации человека (довольно подробно, изученная в различных сферах гуманитарного знания) стала тем единственным основаїщем, на базе которого возможно было говорить именно о дальнейшем, но не начальном, процессе развития личности. В данном диссертационном исследовании проблема социализации не исключается, но рассматриваются более глубокие ее корни, обнаруживается сфера развития субъекта, направляющая саму социализацию. Такой сферой формирования личности является познавательная активность. Именно на основе первичной познавательной активности, субъект "позволяет социализировать себя" обществу. Поэтому, в отношении указаний методологических ориентиров в контексте данного направления, существует некоторая трудность. Кажется весьма сложным выявить адекватный концептуальный универсум в уже имеющихся исследований. И указать на ряд источников, полностью укладывающихся в рамки работы. Хотя, безусловно, нельзя не отметить, что к настоящему времени в различных сферах гуманитарных наук и философии создана достаточно солидная теоретическая база анализа, прямо или косвенно связанная с построением теории личности.
В качестве историко-философской традиции исследования темы личности были взяты основные положения Платона, Августина, М. Монтеня, Р. Декарта, И. Канта, Фихте. Приоритеты работы в области философской антропологии устанавливались в контексте взглядов: М. Бубера, X. Хенгстенберга, X. Лауера, П. Лансберга; культурологических интенций М. Ландмана, Э. Ротхакера; структурного подхода К. Леви-Стросса.
Собственно философское направление в изучении проблемы личности в отечественной литературе представлено в анализе работ: Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С. Кагана, М.К. Петрова, А.Г. Спиркина, Л.П. Станкевича, В.П. Лекторского, B.C. Степина, Б.Т. Григорьян.
Ряд оригинальных решений в области исследования логико-гносеологической практики субъекта были использованы из работ: Л. Витгенштейна, П. Риккера, Б. Рассела, А.Ф. Грязнова, Е.Н. Войш-вилло, А.Н. Лой, P.M. Павилёниса, А. Тарского, Э.М. Чудинова.
Таким образом, современное состояние разработанности проблемы теории личности отличается многообразием подходов, которые имеют различные основания и вырабатывают альтернативный концептуальный аппарат. Совокупность таких подходов определяет новое перспективное направление в гуманитарном знании - современную философскую теорию личности.
Цель и задачи исследования. Основополагающей целью данной работы является разработка новой концепции развития личности с позиции реконструкции понятийного аппарата, предполагающего переосмысление форм и методов познания с использованием достижений в области современных гуманитарных наук. В соответствии с целью реализуются следующие конкретные задачи:
1. Исследуется историко-философская традиция формирования системы понятий о человеке, его месте в окружающем мире. На основе
анализа этапов и уровней развития познавательной сферы человека конструируется филогенетическая структура исторических типов личности, где отмечаются ментальные схемы поведения, историко-психологический контекст, социокультурный портрет и социокультурные смыслы личности.
2. Определяется содержание процесса формирования личности на
основе анализа логических, познавательных структур мышления. По
добный вид качественного изменения анализируется через функции
мышления, речи, деятельности. Исследование глубинных механизмов
овладения средствами коммуникации, правил жизнесуществования че
ловека в обществе, позволяют выделить ментальную схему - социокуль
турную программу развития. Суть их сводится к установлению поли
структурных отношений между субъектом и объектом. Генетический
анализ субъектно-объектного взаимодействия вскрывает интра- и ин
троспективный уровни становления познавательных структур мышле
ния, ответственных в акте самосознания за формирования внутреннего
мира личности, представленного в диалоге "Я - реального" и "Я - иде
ального".
3. Осуществляется систематическое исследование исторических
(социокультурных) и индивидуальных (логико-гносеологических)
структур формирования личности, которые представляют собой эле
менты системы - мир личности - нового объекта гуманитарного знания.
Изучение этой системы в рамках философии, приводит к установлению
антропологических парадигм, которые и предопределяют становление
теории личности в различные периоды времени.
4. Доказывается практическая значимость сделанных теоретиче
ских выводов по проблеме построения философской теории личности.
Предлагается новое осмысление некоторых направлений в области об
разования: психология исторических типов личности, креативное мыш
ление и самосознание, философские основания современной антропо-
логической парадигмы, особенности генетической организации логической практики, формировании личности в условиях современной системы образования, личность и правовое самосознание.
Методологические основы исследования. Методологическая основа диссертационного исследования существенным образом опирается на разработки в области философских направлений изучения теории личности, принадлежащее: Е.В. Черносвитову, М.К. Петрову, Л.П. Станкевич, B.C. Степину, А.Г. Спиркину, М.М. Бахтину. Общая программа диссертационного исследования опирается на идею построения познавательной практики, субъект-объектных отношений, отраженной в работах: В.П. Лекторского, А.Ф. Грязнова, А.Г. Кагана. В метатеоретиче-ском аспекте важное значение имели работы А.В. Брушлинского, Л.Я. Дорфмана, В.В. Попова, В. Шкуратова. Существенное влияние оказали работы зарубежных авторов: Z. Barby, Ch. Buhler, К. Lorenz. В диссертации использованы результаты, принадлежащие Б.С. Братусь, В.В. Зеньковскому, Н.В. Мотрошиловой, А.И. Ракитову.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой многоплановое исследование, включающее историко-философские, культурологические, методологические вопросы. Научная новизна определяется следующими результатами, полученными автором при решении обозначенных вопросов.
-
На основе ретроспективного анализа осуществлен переход от традиционных социальных и биологических факторов личностного роста, к нетрадиционным интроспективным оценкам первичной познавательной активности в характере личностного роста и опосредованными ею видами деятельности поведения, общения.
-
Предложенная историческая типология портретов личности~с~ учетом "шідекса" социокультурного времени определяется в соотношении к индивидуальным уровням рефлексивного мышления человека
Изучен гносеологический статус понятия "личность", рассмотрено его качественное отличие от психосоциального качества "личность".
-
Сформулированы концептуальные ограничения и требования, предъявляемые к адекватной философской теории развития личности. Проведен логико-гносеологический анализ интерсубъективности. Выстроен генетический ряд процесса перехода от интерсубъективного к интрасубъективному диалогу. Выявлен метатеоретический уровень диалоговых отношений между реальными субъектами, идеальными субъектами и диалог двух "Я" в рефлексивном мышлении личности.
-
Построена схема интеллектуально-познавательного освоения окружающей действительности в процессе усложнения субъектно-объектной взаимосвязи. Изучение проблемы отношений человека с окружающим миром построено в рамках анализа пространства жизнедеятельности субъекта, которое представляет собой целостную (единую) систему - "мир личности". Задаются условия возникновения данной системы, этапы формирования, критерии отличия и принципы расширения ее границ. Вводится понятие "открытой системы", отмечаются возможности ее развития как самоорганизующейся, развивающейся системы.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на публичную защиту, можно резюмировать в следующих тезисах:
-
Философская теория личности представляет новое решение проблемы антропологического знания. В ней исследуется генезис становления и развития личности в контексте филогенеза и онтогенеза. Познавательная активность представлена как основание изменения структур мышления, предопределяющих отношения человека с миром, в ходе которых и происходит социализация личности.
-
Генезис историко-философской мысли по проблеме человека эксплицирует динамику культурного, интеллектуального, психологического развития. Движущей силой преобразования мышления и деятель-
ностн субъекта является интенциональный характер познавательной активности. Познавательная активность направленная от человека к окружающему миру и наоборот, регулирует и опосредует социально-деятельностную сферу. Анализ филогенетического изменения познавательной практики субъекта коррелирует с его онтогенетическим изменением мыслительных операций, которые становятся основанием для развития личности.
-
Выделенные исторические типы личности обобщают теоретический образ человека определенного исторического периода; выражают особенности поведения, общения, деятельности субъекта; олицетворяют собой социокультурный портрет личности, указывающий на особенности ее менталитета, самосознания, свободы выбора и способа существования.
-
Анализ индивидуального развития личности начинается с акта овладения языком, который фиксирует устоявшиеся в культуре правила, смыслы и значения. Включенность индивида в процесс "социального кодирования" - усвоение и преобразование информации культуры - опосредует смену "стилей мышления" как системы стратегических правил жизнедеятельности субъекта. Отличие стилей мышления между собой и их чередование заключено в усложнении познавательных структур сознания. Они формируют на основе системы понятий картину мира и рефлексивный образ "Я" личности.
-
В исследовании рассматриваются причины, условия, возможности интерсубъективности. В работе использована субъектно-объектная парадигма логико-гносеологической практики, направляющая познава-тельную активность личности от уровня интраспективных отношений к интроспективному наблюдению. Обосновывается тезис, что формирование личности начинается в условиях диалога с другим субъектом, а образующееся в этом акте диалоговое пространство становится трансцендентным по отношению к реальному объекту и переносится во
- 13-внутреннее пространство сознания личности. На этом этапе возникает новый объект и субъект, имеющие рефлексивную природу, они утверждаются как два структурных элемента сознания личности - это "Я -реальное" и "Я - идеальное". Взаимодействие двух "Я" передает динамику развития личности, начинающуюся в сфере индивидуального самосознания и переходящую во внешнее пространство жизнедеятельности человека как личности.
-
Исследование исторической и индивидуальной закономерностей развития личности показьшает, что в научном познании возможно их объединение в качестве антропологической парадигмы, которая и задает критерии конструирования философской теории личности. Антропологические парадигмы определяют допустимые границы научного познания человека в различные исторические периоды и служат нормой самопознания личности. Делается вывод о том, что антропологические парадигмы претерпевают изменение и сменяют друг друга в исторической последовательности, что позволяет на их основе сформулировать философскую теорию личности адекватную определенному времени.
-
В исследовании задаются критерии построения современной философской теории личности с учетом индекса адекватной настоящему времени антропологической парадигмы. В центре изучения находится системный объект - "мир личности", понимаемый как эволюционирующая, саморазвивающаяся система. Структурными элементами такой системы являются: архитектонические единицы самосознания личности - "Я-реальное" и "Я-идеальное", структура предметной деятельности, социокультурная реальность, зафиксированная через "лингвистические коды" в сознании личности. Таким образом, система "мир личности" выдвигается в качестве содержания философской теории личности.
Практическая значимость исследования. Результаты и вывод! диссертационного исследования имеют практическое применение дл решения проблемы гуманитарного знания, методологии и философиі науки, для методологического обеспечения частнонаучных исследова ний по психологии личности, личности в педагогическом процессе, ста тусе личности в социально-политических движениях и исторически событиях. Философская теория личности может быть использована качестве теоретического основания вышеуказанных дисциплин. Содер жание диссертационного исследования найдет применение при чтениі курсов по философии, психологии, педагогики, культурологии, спец курсов по философской антропологии, когнитивной психологии, тео рии воспитания и обучения, правовой ментальности.
Апробация исследования. По содержанию исследования авторог сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступ лений на: XI Международной конференции по логике, методологии философии науки (Москва-Обнинск, 1995); Международном симпо зиуме "Wissenschaft und Weltgestaltung" (Germany, Leipzig, 1996); Bcepoc сийской конференции "Философия образования и традиции русско) школы" (Санкт-Петербург, 1995); Всероссийских конференция "Русская идея" (Хабаровск, 1995-1997); научной конференцш "Рациональность и проблемы познания" (Санкт-Петербург, 1995-1997) региональной конференции "Гуманитаризация современного высшеп образования" (Владикавказ, 1996); научной конференции "Современна: логика: проблемы теории, истории и применения в науке" (Санкт Петербург, 1996); Международной конференции "Смирновские чтения (Москва, 1997); теоретических семинарах и конференциях кафедры фи лософии Таганрогского государственного педагогического института.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование изло жен о на 160 машинописных страницах, включает введение, три главы
- 15-закяючение, приложение и литературу, содержащую 113 источников на русском, английском, немецком языках.