Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Темпоральные аспекты этногенеза Крашенинников, Константин Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крашенинников, Константин Алексеевич. Темпоральные аспекты этногенеза : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.11 / Саратовский гос. техн. ун-т.- Саратов, 1993.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/3519-7

Введение к работе

А*Ії5їьнос^ь_т/»м^_и^сл^до^ания.. ^3 вРвменном этапе XX век характеризуется многоплановостью, лдпредсказуемостьв я чрезвычайной динаничностьп культурно-исторических и социально-экономических процессов» Именно оти процессы объективно подсказывает направления, в которых долмш идти философское осмысление оуяности я форм человеческого бытия н цивилизации.

Проблема культурного самоопределения, жизненного пространства-времени и социокультурного возрождения атносов становится сегодня одной иэ центральных в социалько-филосонз-коВ мысли, оотаваяоь при этом традиционной для всей истории человеческой культуры.

Существование человека на жизненном пространстве России я СНГ становится сегодня как би все более этничным. Массы наоеления, оостояине ия индивидов, в условиях резко изменив-; йнхея параметров ооциоэтнчческой среды, независимо от прея-: до суаествовавших установок на формирование и построение межэтнических отношении начинав! рассматривать лвбой феномен социальной н политической низки своей страны и ее непосредственного окружения иоклочительно через призьу эткич-ноотп.

Актуальность предлагаемой темы определяется необходимостью философского синтеза новых подходов к осмысление сло-жиняейея в современном российском общеотвэ этнокультурной ситуация, новой оценкой темпоральных факторов, обусловивших этногенез и взаимодейотвие относов.

Оформивзись пае в античной философии, идея втноса и том-поральностн этногенеза в той или шяок мере была представлена во всех философ-ких типах культурно-исторических опох. Однако, будучи ревенной однажды, она вновь озадачивает нас своей нерввонностьо, из перестает бить социальной п> фпяоеоф-окоп проблемой.

На смену былой, оказавшейся крайне уязвимой парадигме сосуществования в "братской семье народов" закономерно приходят жесткие реалии современности, В ситуации болезненного,

кризисного развития общества прежние пилнтико-правовие конструкции линь продуцируют все более явнуо неупорядочинность межэтнических отногаек/.й.

Россия, как и есє человечество конца XX века, переживает бурный всплеск того феномена, который в зависимости от идеологической установки можно называть либо ростом национально-'етннческого самосознания, интереса к свое л этнической истории происхождению, либо вспывкой национальной агрессии, "парадом ниционаливмов". В любом случае в ходе этого процесса существует составляющая, которая заставляет обеспокоиться: s межэтнических конфликтах ухе погибли и продолжают погибать тысячи и тысячи лвдой, принадлежащих к самым различным этническим общностям.

В сложившейся ситуации все пере больший количеством ло-дей, многие из которых никогда раньше и не задумывались ни о собственной этнической принадлежности, ки о национальности окруиазцих, встали представления иных социальных групп, выступавшие реальной угрозой, а порой и настоящей бедов, круто меняющей привычный жизненный хронотоп. Результатом межэтнических конфликтов становятся конфликты региональные, которые классифицируются конфликтологами как идеологические, этко-стереотипкые и политические. В этих конфликтах участвует уже не два, как первоначально, а несколько относов. Как никрг-да в послевоенной истории Европы,стоит вопрос о самом выливании, "экзистеьииальнси" существовании целого ряда этнических обиностей.

События последнего времени все более убеждает нас в том, что, наряду с экономическим и политическим факторами все большую, весомость в определении содержания межнациональных конфликтов приобретает фактор социально-психологическиИ. Национальная принадлежность чрезвычайно много значит для лв-дей: как только задевается их национальные чувства, '.онтан-но возникают плохо контролируемые реакции, проявляется агрессивность, коллективная ненависть, всегда чреватая трагическими последствиями. Политические лидеры хороао это понимает, но те не менее считаются с этим отнюдь не всегда.

Современная ^сиходинамика проясняет то обстоятельство, что этническое созньние обладает огромной энергетической 4

иоцьв. Диалектика исторического процесса такова, что изменения, молниеноскасказивапийёсп на жизни народов, в течение долгого времени подготавливается исподві ъ, незаметными сдвигами, происходящими на протяжении десятилетий пои действием глубоко лежавих пластов этнического сознания. В связи с этим обстоятельством этническое самосознание, трансформированное в этноцентризм (в том числе оценочный), а такие групповая этническая агрессивность становятся сейчас вижнай-оиии этнопсихологическими проблемами, требувиими общвкаучной ',: философскоп рефлоксп!.

В ситуации гітирпческп осознанной необходимости нз» .іє-ния этнокультурной политики во имя спасения хотя бы существующего баланса этнических отношений и одновременного отсутствия глубоко разработанной научно-теоретической базы осуае-ствлания социальной залиты естественного пространственно-временного континуума этносов реэко повышается роль научного осмысления механизмов этнического развития. Угроза глобальных кризисов межэтнической я внутри-^этиичоской жизни, затра-

птпяпеш* ггямк оґтїіЛгШ чатъъАцапкого С^^ОТВОВЙНИЯ Д?Л?6Т На—

отоятельно необходимым согласование, гармонизации существующих научных представлений о механизмах осуществления этнического поведения.

Кризис этнических и межэтнических отношений стал в определенной отре такке и кризисом теорий относа, национальности, утротивиих способность адекватно представлять явления этнической реальности и, тем более, прогнозировать поступательный ход этнических и межэтнических процессов оовргченности.

Вопросы этнического и этничности, жизненного пути в времени этноса оказывайся в центре философской гуманистической проблематики. На г шестку дня выходит в том числа проблема коррекции ряда положений традиционных подходов к категория этноса и разработка концептуальных основ тенпбралънооти етногенезе.

Степень_азработанности_проблемы1 Литература советского периода развития российской науки об отяоео представляет собой в достаточной иэро "разведенные" по научный дисциплинам работы, не создавшие целостного ыевдисцигшшарвого представ-г

леиия об этносе как самостоятельной системе.

Представители советской этнографической иолы - В.П.Алексеев, Ю.В.БромЛеВ. В.Н.Козлов, внесшие неоспоримый вклад в становление и развитие этнологической проблематики, склонны рассматривать этнос как феномен в первую очередь социальный.

Диаметральной противополокностьо являетоп естественноис-торический подход к феномену относа и к процессу этногенеза как к природному процессу, представленный в трудах 1.Н.Гумилева.

Культурологический подход свойствен работам по этнологической проблематике З.С.Маркаряна. Идет оживленная дискуссия по вопросам перспектив развития самой этнографии и соотношения этого понятия о термином "этнология".

Другое ^облемное поле диссертационного исследования связано с темпорологией социального анализа. Здесь диссертант опирался на исследования авторов, в работах которых темпо-ральность приобретает культурно-историческое значение. Эт-» работы В.А.Канке, Н.Н.Трубникова, В.Н.Ярской.

Взгляд на томпоральность как комплексное учение о временных процессах присув работам Я.Ф.Аскина, М.Л.Ахундова, Ю.Б.Молчанова. Существенно для вскрытия семантического содержания проблем становления социального значение j-artoT С.И,Замогильного, В.П.Каратаева, И.Г.Козина,, В.Н.Мекуева, В.Б.Устьянцева. А.А.Овсянникова, Л.Г.Ротмана.

В диссертационном исследовании использованы работы зарубежных аторов, посвященные проблемам взаимодействия индивида и социума - Дж.Горера, М.Кид, вопросам соцкоэтодогии -Р.Ардри, КЛоренца, Н.Тинбергена, теории национального характера и этноствреотипиэвцив У.лнппмана, В.Хелльпаха, П.Хофштеттера, теории когнитивных способностей Дж.Марголиса. Кроме того, автором использовано классическое наследие по исследуемым проблемам: труды В.И.Вернадского, Н.ОЛосскогс, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Г.П.Федотова, 3.Фрейда, О.Л.Флоренского.

Все более близкими становятся философские проблемы человека, его этнического бытия, темпоральности п социокультурного хронотопа.

В салу виаесказадного для построения_адаіваїноа ноделя вгнооа как системы u представлення о механизмах стногенети-ческих изменений необходимо преодолеть определеннув односторонность специализированных представлений, создав адекватнив концептуальные средства их философского синтеза.

Вслратие проблемной ситуации э сфере отногенеза и ее социальная оценяа позвоялот определить и охарактеризовать этногенез а.а.% биосоциальный процесс и одновременно как вадо-опецифическув форму существования человека, социокультурный втйчччокий хроиотоп, фактор формирования "дуин народа".

Обрицает на себя внимание факт неразработанности їенпо-ральнои характеристика этногенеза, еі социокультурного хро-» потопа. Иеаду тем, философская интеграция кендисциплинарних. исследований времени могла бы з данной случае дополнить научные разработки по проблема» этноса, этничности, этнического сознания у этиовреыенн. Тем более, что конкретные позиция этнографов и этнологов а ах полевые исследования давт оерьез-ннй наторим для анализа теипоральных, ароиешшх аспектов

ЗТИИЧНОСТЯ. о ТО ОбуСДОВИДО Выбор ТЄЯІІ, HOC*vatiUB*J цвЛ'я Й

задач диссертационного исследования.

Уё^ lJ-2r5S!IH_Hc5232E21iHSz Характеризуя степень иссзедо-Уяшя ^.илосо^свах аспектов теипоралышств отногенеза, коїліо їїаззгь На но риаїкнньб в силу различных причин вопроси. Слоин-лась ситуация оторванности друг от друга различных вопросов соцнально-^илоси^киЯ интерпретации этногенеза.

Очевидна не^азраоотанность категории "этнический хронотоп',' "этновремя", научный статус их несправедливо занижен.

Задача ;.аосо.;скэй наук;: з отой связ:і - тзипвить наиболее jOiao тиыи^ал ьные тиндонннм в этногенезе и сделать их достоянием широкой иОдесгванносги. В связи с вышеизложенным основной цельо настоящего исследования являетоя обцетсЛрети-ческий философский анализ процесса этногенеза и его теипо- ' ріиьних х^рик-ю^истих, л также объяснение этноса как систй-ни я процыса з контьлить хронотопа в виде относительно само-стпятелыюго «<вномйна, а также его репрезентация в качестве

Ид-іад!,і,1И^:Ь!;і'.ОГ0 i'i\.a&~a ИССЛС; іВЗІІИЯ.

«.-jt-^uiaiija -г.л.гігириано «u тзирчэское атноиение к тра-диаииіімии теориям, .лиьзу от устаревших стереотипов, опирает-

ся на работы отечественных и зарубежках философов, психодогов, этнографов, историков, социологов к культурологов. Исходя из степени разработанности проблемы и целевой установки исследования в диссертационной работе поставлены следув-дне задачи теоретико-концептуального уровня:

- разработать методологический инструментарии исследова
ния: культурно-исторический подход, принцип взаимопроникно
вения природного и социального; интеграция междисциплинарно
го знания; синтез темпоралиотского и этнолсгического подхо
дов;

/ - де^иницировать понятийно-категориальный аппарат теории ' этногенеза, ввести в научный оборот понятия этнического хро-цэтояа и тампоральности этноса;

исследовать отруктуру и атрибутивные свойства этноса как формы существования человека;

раскрыть дихотомию агресоия-альтрунзм на уровнях этногенеза, мех- и внутрг-тнических отнояенкй.

На^чнаяновизна диссертационного исследования в целом связана о первичной постановкой, обоснованней в решением иа теоретико-методологическом уровне комплекса представленных задач, связанных с проблемой этноса и этногенеза:

дана попытка описания исследуемого феномена этногенеза как целостного и относительно самостоятельного - впервые в качестве специального идеализированного объекта философского исследования;

по-новому анализируется культурный хронотоп этноса;

предложена схема взаимодействия биологического, ланд-Еіафтного и социокультурного факторов в происхождении этно-систеыы;

впервые найдено содержательное пересечение проблемных полей социокультурного темпорализма и теории этногенеза;

разработано на новом концептуальном уровне понятие времени этноса.

Ї2ЕІЇЇ.*2_и_5Е55їїч.і5.ков значение философского анализа тампоральности этногенеза выражается в возможности использования его результатов в да. неишеи развитии концепций этногенеза и времени человека, в чтении лекционных курсов

8_СИеЦК/рС0Б ПО ц.'ИЛОСОфиИ, ЭТН0Л0ГШ5, психологии, социологии

я теории социальных технологий.

Апробация р_аботыА Основные положения н выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на силпо-зяумчх и совепчниях: "Актуальний проблеми молодешь- Российское согеззнке" (Гяратов, 1989), международной Ассамблей "Мололвнь и здоровье" LCapaTOD, 1991), международной Российско-немецкой симпозиуме ССараюв, 1992), Региональном секина-ре - совещании Федеральной служби занятости, секция "Проворя-вяз-амия" CCuparoa, 199. Псзогекия дгссвртацятт аомзднїїлчг* автором на творческих семинарах аспирантов СГГУ U99G-1992rr). Диссертация обсуядалась на заседании кафедри культурологии Саратовского государственного технического университета.

Основное содержание диссертации изложено в трех публикациях .

Сту_кту_р_а работьь Диссертация состоит из введения, двух . глав (четыре параграфа), заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ С0"ссНЛННН мептя

22_5ПеїІІіііі обосновнвается актуальность гс;:н и зсдозирання. аи.'ї-Гііьир^втся ве разработанность, раскрагазтся принципи ранения проблеми и ноли исследования.

ПоНая_г.5-лва "Зтпогопвз как форма суаоствованк.і челоЕс— -г,'' посэядана изучении с позиций культурно-исторического подход'» процесса ятно^єнеіичвских изменений как биоссцчаль- , азга ^eiioMsua. a a ru ао ароня как епеци^ичеслн человеческой ; форны существования. _пево!і_паага$е "Зтеоо рпк объект

Т"? ":<т>іос% его р^ноплэкозость п г чварск? "а олредз.тошшЗ культурно-исторический период, соотношение с родствегашня понятиями : "народ', "нация", "плеия", обосновнвается необходимость комплексности в подходе s постанова-проблем зрэ-

:,ан;ї отпзез :-' стнег'т.сза. Дичь на путл?, меяднецппяппарннх .їСї.'.едогаі'.ч'і. мак-иі-иуаіоі'Гіх кс-кпрзтнс-ошіцрйчєскїій лорзлчшй' ;!,іт~!:чпл, зсзисг.чіі яослэдуг.яче шіївграіШ-і :! обобадппе- па :;:^Т:»ь науччих тізвдЛ. Проблеми интеграции научного знаїпя постоянно уделялось внимание в работах В.П.Каратеева, B.C.

9 '

Стопина. Вместе о тем "сквозными примерами* тиков интеграции fстановятся междисциплинарные усилия по какой-либо отдельно І взятой проблематике ^проблема времени, проблема предвидения, ' проблема сознания н т.д.)» Кроме того, сама проблема монет 1 стимулировать синтез научных знаний, и именно такоьой, по нашему мненив, выступает проблема отногенеза в его темпораль-иом срезе. Ь параграфе анализируется такье поливариантнооть снятия "этногенез" в аооекте научной рефлексии. Этническое развитие народов - это не только и не столько простой рост народонаселения, в определенной территориальной, культурной и популяционяоя целостности, но и воспроизводство, модифицирование традиционной для данной этнической целостности модели культуры, находящейся в прямой зависимости от зтничоокой реальности, cytit.твующей в конкретном пространственно-временном континууме. Другой граньо этногенеза выступает структура ч ювеческой сущности, сложивааяся в данном этносе иа рассматриваемый период истории.

Национально-этническая специфика определенной этнической общности, находадая свое проявление аренде всего в многообразии видов человеческой деятельности, для своего понимания требует н соответственного многообразия форм н методов изу-чстая, многоплановости и многомерности подходов, ото обусловлено тем набором смыслов, который вкладывается в слова "лт-иоо", "народ", "народность", "национальность", "нация",' "ду-ва народа" различными культурами в ходе истории. , При этом образ времени в форме ритмичности так или иначе / присутствует во всех современных концепциях относа и этноге-1 неза: в этнографических теориях - это ритмы социальные, исторический, в парадигме естественноисторической - ото ритмы биосферные,космические. Идея этноса как "дуви народа", эт-: ногенеза в роли судьбы близка многим выдавшимся мыслителям -1 /от іебона до Гумилева, казненный путь относа предсть^е прн-іродно-исторической формой этнического времени, но вмеоте с {тем в определенной мере антропоморфной, очеловеченной, экзистенциальной.

Ku-шлексный характер теорий этноса и текпоралнзыа обеспечивает в том шел* создание адекватних концептуальних

средств для пооледувзего фэлооо^окого оннтеэа специализированных представлений и адекватной методологий дадьвайэвх доследовании структуры и атрибутивных овоаотэ этноса 9 аспекте »ешорадв*н&а

Етнос выступает объектом ивндиоцаплнизрного изучения, так как ви одна отдельно взятая наука не. может дать полнув его sap-тнау. Роль фзлоссфского анзлїза - связать воедино рам»ч-. UU8 "ракурсы" по принципу дополнительности. В итога предла- , гаеного синтеза ношо подучить орвдваритальнуа структурами модель этноса.

2iS!lJ:!LE&$ "Соогиоганаз баологнчсогогэ з ооцнокулъ-турного факторов а образовании этнического хронотопа" посэя-цен выяснении роальвого ооотновення факторов образования от- j начеокого хронотопа, а также анализу механизмов этничеоков | идентификации.

Соотнесение указанных факторов оказывается в премии связи о их роли в становления человека, то еоть согласуется с принципом взаимопроникновения природного и социального, и логич-иим представляется еихргякть тог з*е принцип з Лунлаизнтв концепции этногенеза. Здесь явно необходима объяснительная схема взаимодействия биологического, ландшафтного и социокуль-j тарного факторов в проиохоадении этносистеи. Географическое а экологическое половение этнической группы, например, аа-прянуо воздействует на такие текпоральные характеристики этноса, как биологическая продолжительность яизнн индивида и длительность продуктивного периода ого газна. Основи этнического поведения индивида, группы как ооотаалявчая этногена-тнческого процесса формировались в значительной каре под влиянием и в русле общих закономерностей органической эволз-цин. отническоо поведение оказалось одним из наиболее эмоционально окрааенных н построенных почти полностью на идентификационной механизме видов поведения. Вго корни не только в досоциалышх, ас я а догоминндннх формах существования гавого.

Устойчивая потребность а идентификации стала именно той J .(істог-яноп йоапїоя нитьо. которе соединила витальные, со-:іиьль:іив и идаильние потребности индивида. Здесь а находиї

опое проявление глубокая историческая основа в ваде прису-

!

цей человеку (как в родовом, так и в индивидуальном развитии) потребности в идентификация себя я этнической группа о природой, ее конкретными объектами в временем втническон "экзистенции",/темпоральностьа. Генеральным направлением развития большинства современных н известных науке дровнях культур является уход от типа системы о встественнопрнрод-11 сїі датериинацией в качестве главного системообразующего фактора к система с преобладанием социально-исторических факторов развития культуры. Вместе с тем природа остается "прв-сутстзуъчоН" в аазнн, культуре индивида, этноса, цивилизации в качестве объективно действующего фактора их существования и развития. Учитывая указанные моменты, прадотавляется края-ностьп пре брежение природной, биологической ОСНОВОЙ этнич-ностн в угоду абсолютизации ее социальной стороны. Исследуемый феномен этногенеза возможно описить в качества целостно-го и относительно самостоятельного, представив его на уровне теории в виде специального идеализированного объекта философского анализа.

г Фундаментом "зданая" этнической культуры является жиэ-/(нвнаый хронотоп относа. Подобно тому,как человек немыслим

ГВНО ВреМбНИ П вместе С Tea ЕК8ЄТ СВОЄ СОбсТВЭННОЗ ЕрвМЯ S3S-

I ш; а визиенне-пространство» отлет гз. атрибутами обладает j и относ- При зт"м пространство п временной ряд этногенеза явились определенным обобщающей фоном, на котором проявляется пероплетенве различных уровней темпоральности. Включение подчиненных форм времени в систему более высокого порядка предполагает обеспеченно обаей направленности течения этновремвни. Нологнтельная тенденция заключена, с нами точки зрения, в стремлении дополнить конкретво-научнув ар-гуыеитацив философский обоснованием необратимооти отничео-;' кого времена через категории становления (а значит, понятие / этио-тенеза), через момент иеопроделенности в настояяем. Пароход к казненному времени этноса - в единстве наличия и протекания, бытия н небытия.

Втоая_глава "Теипоральнссть втногенетвческого процесса" осуществляет сшггез тешоралистского із этнологического

подходов, дефиницируа концептуальный аппарат теории этноге-иеза. В_тетьви_пааги5е "Темпоральные представления в структуре тоорий этноса н этногенеза" рассматривается вопроси биосоциальной природы этиоврононц в аспекте его генеза, * раскрывается дихотония агрессия -альтруизи на уровне этногенеза, вводится в научный оборот понятие этнического хронотопа.

Взаимодействие природных и зароадагщихся социальных закономерностей создает оонову для взаимосвязи и взаииопроыик-л| кованая биологического н социального времени в едином про- I цессо антропосоцмозтноганаза. Время становления этноса л социума нельзя считать, соответственно, чисто биологическим либо чисто историческим. Логично обоз», чить оту переходнуо форму доисторического времени как бы аалеоэтновроманеи. Понятие палеоэтновремени показывает взаимодействие природного времени с наиболее ранней формой исторического вренаии н первичным уровнен его осознания, с учетом дополнительное и этих форм времени э обдей темпоральной структуре человеческой деятельности. Нормирование специфического этнонсторичзского > ритма вронани, а в цалом этнического хронотопа, создает пред-1 посылки разности темпов биологического и социального зреяо-ни, которые в пьриод становленая человека прибдизвіш и почті! из различается.

Гласными факторами этнических и межэтнических акции нвля-
:ітся «{.акторы эмоциональной природы, чувства, уеипоратничес-
дие колебания массовадиых эмоциональных реакций влияя? на
развитие "экзистенциальных" отношений внутри относа и отно
шений этноса а ымках этнокультурного хронотопа, с ого зтиті-
ческгім окружением. iir,2u биологические часы работай? и на
уровне одноклеточных, то такие механизмы отражения времени,
как восприятие "стрелы времени", осознание темпоральности t
и временности характерны только для исторического времг.и /
общественного «іеловека и являются результатами функциони- і
ровнния сознания, ііс яи первый тип времени предшествует гена - і
тчиескч времени истории, то второй тип возмован только в *

!і..-,аиіол обществе: в стадии становления этноса существуют «рімвдуточішй тил- времени - донсторичось-е время, палео-

время, тесно связанные с формами становления этноса и социума.

относ конституируется г плане осознания общности - и, в порву» очередь, общности временное перспективы, а существование этноса - s борьбе за время, в которуо входит и room -лктичоский аспект. Лвбая форма проявления этноса есть попытка расширить собственный пространственно-врвиеньой ареил, расширить своз существование, зачастую в ущерб другом образованиям. Именно в атом и состоит сущность этнической агрессии, хотя возможен и другой вариант ее проявление: по отношении к самому себе - в виде деструкции собственного этнического поля. Вместе с тем интегральные образования "^ено-ненологичаского созниывя" выступает и реально действует "ва поверхности исторического процесса как источники исторической деятельности людей независимо от своего раэловения на составные части... і. л некая априорная мотивация, подлежащий реализации проект, идеальноцелевое содержание, включав-дее и определенную, "внутреннее историчность" действия й ' "жизненное время" .

Основное проявление этнического чувства - чувство взаимности, в действии проявляется как активность в направлении расширения вмененного пространства-времени. Дихотомия агрессия-альтруизы мокет быть представлена в виде колебаний маятника мех- внутрнэтннческих отношений, связанных так&а с амплитудой колебаний отношений к собственной судьбо (от общей со всем этносом до представлявшейся в различной степени индивидуальной), а через представления о судьбе - с переживанием времени собственной жизни и времени атиоса.

НЁ!5!Е1ё!1_!1ЕЕ$_ диссертации "Время этноса" посиаден анализу понятия темпоральностн этноса с точки зрения его внутренней "экзистенции", но в сопряаенности с внешними временными ритмами этногенеза в развитии культуры. На основе разрабатываемой концепции времени этноса определяются про-I цессы формирования самосознания и самоназвания этноса, имев-'цие основой присущую человеку Ко природному суаеству и бно-

Манардашвили М.К. Форми и содержание иыаения. Тбилиси.-1970.- С.42-43.

логическом; объекту потробкооть в выделении собственного
пространства - времени. Ноли понятие "этнос" отракает реаль- ~-
инй объект, то у этого объекта наличествует свое простран
ство - время. Дать дефиницию этноса возможно только через
время. Культурный хронотоп относа детерминирует его прострел-?
ственно-врзменнуп структуру, й его атрибутивные свойства »

как комплекс отновзиий носителей этнического качества ЯВЛЯЕТСЯ условием хода этногенеза во времени. Восприятие н перени-вание времени, в частности, биологического возраста индивида и возрасти этноса участникам* процесса,иняивидои и этнм-

"Є?»ОЯ ГруППОД В ЦВМ ОХ ТЯГ*» ПрвЯСТвМЯПТСй ЧНВИОЯДИИИ ОТ

элементов структуры этноса, как в физиологическом, так в онтологическом смыслах.

Растяжение, транслирование себя в пространстве и вроменя \ через этиоо и этноса через себя, дает возможность говорить ' о коокичности процесса, о космическом времени этноса, и этногенез внотупает в качестве специфически человеческого спо-ооба реализации во времени гизнешюй космоплаиэтарной функций. Реализуется это посредствен установления, упорядочения евлзгй мззду различным» сторонами социоприродной дейотви-тольностн, биологическими н социальными формами времени.

Необходим поиск содержательного пересечения проблемных поде» социокультурного тоипоралкзка в теории этногенеза. В»аъ jturtHHO трансляция чоловзком себя сквозь вреня этноса ость саиопоредача индивида и личности в ходе воспроизводства й становления атнокудьтуры. Нуяио, видимо, говорить о санхроиа.ч существования этноса в ритпв рчкрокоска как частя космопланетарных процессов, в о временя микрокосма: локальны- исторические и природные связи как раз и готовят уникальность этнической культуры. Дризні ь многообразие в единстве взапмодеР'твуваях форм времени этногенвтических проиессов-эначит,сделать шаг в определения параметров существования этноса как пространственно-временной структуры, этнического хронотопа.

Социально-историческое время этноса оісазнвается няото-векторпни и системным, поіафенпчннм, само этническое вреня «сть фрагмент становления времени гіирового исторического процесса, вкличаваего в себя внутрвкввв связь вреяеня чело-

15 '

вока со временен культуры и социума, социальной память. Кроме того, социально-историческая форма времени относа образует систему взаимодействия со временен природних компонентов этноса. - геограсрическчн, биологическим, космологическим. Временные формы становняейся социальности и отечности как итоговый результат деятельности субъекта элиминируют неповторимость индивидуальных особенностей в единичной структуры индивида и содержат в себе историческое в очинённом, снятой виде.

На психологическом уровне темпорализи этногенеза предстает а форме цикличности поведенческих реакция, мессовидных психических явлений, маятникового цикла реакций о крайними точками " ^рессия" и "альтруизм", составлявцих один и тот же континуум, этнокультурный хронотоп. Именно эмоциональные проявления психики, ллбовь, сиипатнл является одним из факторов понимания, осознания индивидами общности этнического со-бытия, общности этновремени. Текпоральность этноса представляет собой определеннув форму ментальносте, касаияусся общности временной перспективы в бессознательном. В сознании же она репрезентируется через понятие времени как обще-этнического движения во времени.

В целом .тематика этноэдемени становится увязанной с обоо новакием и доследующим решением на теоретихо-методологичео-ком уровне комплекса представленных задач, связанных о проф леиой совершенствования и гуманизации этнокультурных социальных технологий, самих отнолений относов и национальностей и всей национальной политике.

В заключении подводятся итога проведенного исследования и обс-'ядаптся перспективи дальнейшей разработки проблемы.