Введение к работе
Актуальность теш исследования определяется рядом современных социальных процессов. Среда них, прежде всего, назовем происходящее внедрение новых технологий в традиционные общества Востока, столкновение хозяйственной жизни ближневосточного, индийского и дальневосточного регионов с европейской эконома -ческой культурой и активное ее впитывание. Это наводит на некоторые размышления.
Начнем е того, что цивилизация как динамическая система родилась на Западе. Европзйский"человек экономический" - элемент раннебуриуазного социума, клал, безусловно, колоссальную традицию исторического бытия. Это. бытие и сформировало сознание новоевропейского человека. Продуктом развития западной цивилизации стала научно-техническая культура. Но парадокс заключается в том, что перше технические изобретения, вызвавшие революцию на Западе, были сделаны на Нортоне. Более того, между I веком до н.э. и ХУ в.н.э. китайская цивилизация была более высокой, чем западная с точка зрения эффективности приложения знаний. В математику - иеотъеилшое орудие науки - большой вклад внесли арабские ученые, но это не вызезло ускоренного развития восточных цивилизации. Ситуация сложилась таким образом, что сегодня народы с древнейшей а сложнейшей культурой импортируют технологию из стран более молодой и простой культуры. Речь, безусловно, не идет о приоритете, первенстве в технических изобретениях и научных открытиях; мы не хотим превращать область познания в ярмарку тщеславий. Напротив, это требует осознания особенностей взаимоотношения феномена техники с более широкими системами культурных значения, а значит, проблема, далеко не в потребительских ценноотях технологических артефактов. Это предполагает объяснение феномена техники из более широкого "иегатехнического"'горизонта человеческого бытия. По сути, мы рассматриваем технику в контексте мировоззрения, ценностей, традиция общества в целом. Сила влияния техники не является автономной, а (Тюрмируется в сочетании культурных ценностей и технологических систем. Здесь и возникает проблема внесения, передачи технологий в традиционные культуры, чьи системы
значений я культурная практика не всегда сочетаются с практикой и значениями шосимшс технологий. 'Это приводит к валене былых тотемов и символов социальной силы, власти.
Итак, актуальность теш для восточных; обществ усугубляет -ся тем обстоятельством, что технический прогресс как явление универсальное сталкивается с традиционными ценностями, институтами и приводит к самим разнообразиям последствиям. Наша позиция в этой случае, пожалуй, амбівалентна, поскольку последст -вия sth могут иметь как негативный характер, таї: л позитивный, последнее особенно связано с решением массовых проблем, игнорирование которых порою оказывается катастрофическим для традиционных обществ. И, наконец, актуальность темы потно обстоя -тельств, связанных с содаонультурщии процессами в мире, определяется такта глобальними проблемами современности, связанными, с ускорящшея развитием техносферы. Поэгогду осмысление феномена техника б бытии разных культур имеет в настоящее время важное аначение.
Степень разработанности теми.
Теоретический анализ феномена техники за последние десятилетия стал одной аз наиболеэ обсуждаемых в философской литературе тем, В отечественных, исследованиях уделяется внимание самым разкообразнші аспектам развития техники, техническому творчеству и технологическому мшена», инаэяарной деятельности и наі'чно-техішческому знании. Это работы таких авторов, как В.Г.Горохова, Е.А.Гусевой, Б.И.Ивазова, И.О.Игнатьевой, К.С.Шгрова, Е.И.Козлова, В.В.Чешэва, Е,А.11іагговалова, Ы.Л.Шубаса, Б.Ы.Резина, Г.М.їавризші, Б.Г.Юданд и маотах. других современных отечественных авторов.
Характерная черта зарубежной философии техника.- ее включенность з весь коаплекс современной проблематики. Модели информационного ( Д.Белл, Г.Стоуцер ) , телематического (Да.Мартяи), программированного (А.їурев) обідеотва имеют в больней степени, прагматический смысл. Но адекватно оценить технику, исходя оль-ко из научно-технических знаний, почти невозможно. едь техника, как утвэрадает Ортега-а-Гассет, это и система действий, посредством которых человек стремиться достичь 'осуществления внедри-родной программы, то еоть осуществления самого себя. Особенность
подхода к технике в зарубежной философия сегодня - это, пожалуй, выражение гуманистические я аксиологические отношения.
Длительную философскую традицию имеет культуркритика; нынешний ее образ в Германии определен немецким идеализмом и философией жизни. Причем, ее широкое воздействие обязано "эссе-истяческому изображению, в котором выразительные единичные наблюдения импрессионистически обрабатываются и смело, но убедительно объясняются". К культурно-критической аргументации прибегают преде всего такие авторы как P.a.Jtbger, H.j.Meye.', 5.Anders, К.Jaspers, Е. Fromm, L.Klades, M.Frish и др. Нельзя не упомянуть религиозно-мистический план рассуждения о технике. Это прежде всего З.Дессауэр, Д.Брикман. Ярким представителем антропологического подхода является А.Гелен. Для нас большой интерес представляет хайдеггеровское понимание сущности техники и его мысль о той, что всякая человеческая история сущ-ностно коренится в метафизике.
Пытаясь постичь проистокд технологии, это важно для нас и в методологическом и в теоретическом плане, мы предложили сценарии осмысления техника как ритуала я магии. Обнаружить сколько-нибудь полновесных концептуальных работ на эту тему не удалось. В целом, мы опирались на таких авторов, как Д.Фрезер, 3.Фрейд, М.Элиаде, А.Валлон, А.Гелен, В.Топоров, В.Розин.
Центральная проблема нашего исследования, а именно техника в парадигме Восток-Запад, не стала еще объектом системати- . ческого теоретического анализа в нашей литературе. Многие конкретные проблеми, относящиеся к теме, была предметом интереса ряда исследователей. Мы опирались прежде всего на Дж.Нидама, Ы.Вебера, С.Прайса, Л.Мэмфорда, А.Гелена, Ст.Лема, М.Отоя, М.Петрова,.Г.Горохову, И.Вейнберга, В.Малявина и др. В целом же, приходиться признать эту проблему фактически неразработанной.
Вышесказанное позволяет определить главную цель исследования: используя Фялософско-антропологЕческую, культурологическую методологию, выявить основные факторы и условия,опреде^
1 Stock Н. Einitihrung die Philoeophie der Technlk. Darmstadt, 1991. S. 31.
лившие технический прогресс в Европе и "технологический застой" на Востоке. Это предполагает, в свои очередь, философское рассмотрение феномена техники в традиционных и индустриальных обществах. Сама попытка соотнести феномен техники с ценностяші, традициями и культурой вообще, имеющими отношение к предельным основаниям человеческого бытия, представляется плодотворной. Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
обнаружить происгоки технологии на ранних'стадиях цивилизации, когда "древо техноэволвции" было более или менее одинаковое на всем зешом ааре;
установить основные предпосылки и причины специфики технологического развитая Востока;
проанализировать причины становления научно-технической культури - продуктом развития западной цивилизации.
Методологические принципы исследования. Б решении поставленных задач, автор исходил из культурологической, антропологической и философскойштрадиция. Концептуальными источниками послужили труды как великих мыслителей прошлого, так и публикации современных авторов. Введенный М.Вебером принцип религиозно-культурной детерминации социально-экономического развития является одной из важных -методологических моделей для познания специфик технологического развития Востока и Запада я , прежде всего, в плане соотношения ценностей а хозяйственных сфер.
Наиболее вашими теоретическими полоненнями, претендующими на научную новизну, являются следуицие:
феномен техники впервые рассмотрен в контексте альтєі>-нативных форы ее генезиса а развития с учетом особенностей "восточных" цивилизаций, тогда как традиционно предметом анализа выступала "западная" технологичность}
предложена оригинальная трактовка первобытных форм человеческой деятельности: магии и ритуала как техники анимизма;
~ проанализировано влияние культурной онтологии философских принципов а ценностей человеческих сообществ на "технологический застой" Востока;
- на основе применения теоретических разработок Макса Ве
бера к осмыслению проблем современного развития, проведена ана
логия мевду конфуцианской и протестанской этиками в их влия-
яии на дух предпринимательства;
предпринята попытка переосмысления веберовского положения об отсутствии этической мотивации духа предпринимательства на Востоке;
на основе, исследования'взаимоотношений традиции и модернизации сделан вывод о необходимости более гибкого', пластичного отношения к традиции как фактору развития современности;
выявлен ряд тенденций технического прогресса Запада, детерминируемых не только его историческим бытием, но и поисками рациональных универсалий;
продемонстрирована связь некоторых аспектов дизайна с архетипами технической деятельносм человека, что открывает новые возможности для проектирования предметной среды,
Натчно-ггоактическая значимость исследования связана с элементами его научной новизны. Материалы и результаты работы могут быть использованы в разработке культурологической проблематики, в подготовке отдельных тем вузовской программы курса философии, а таете спецкурсов по философии техники и социальной философии.
Апэобашм. Диссертация обсудцалась и была допущена к защите на заседании кафедры соцаальной философии философского факультета СЇЇ6ГУ, Основныэ пояояеяяя работы обеуздались на теоретических семинарах аспирантов философского факультета; представлены на научных конференциях: " Картина мира как феномен культуры" ( Уфа, 1992 г.) , "Преемственность и общественный прогресс"( Архангельск, 1932 г.) ."Философия техники и инженерная деятельность" ( Пермь, 1992 г.) , "Интеллект и вшивание. Системный подход" (Самара, 1993 г.) .
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования; диссертация состоят из введения, двух глав, заключения и списка основной литературы по тема.