Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарское национальное движение в российском и мировом социально-историческом контексте : Социально-философский анализ Султанов, Фарит Мирзович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Султанов, Фарит Мирзович. Татарское национальное движение в российском и мировом социально-историческом контексте : Социально-философский анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11.- Казань, 2000.- 279 с.: ил. РГБ ОД, 71 01-9/31-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Демократизация советского общества, происходившая под лозунгом перестройки, ознаменовалась беспрецедентным ростом национальных движений. «Перестройка» коснулась и татарского народа, который в последние десять лет переживает бурный рост национального самосознания, национальной консолидации, стремится к новым формам свободной и полноправной интеграции в российское и мировое сообщество наций. Наиболее ярко это отразилось на первом этапе суверенизации Республики Татарстан — разворачивании национальных движений — при широкой активности партий и организаций татарской ориентации На этой волне появились такие известные общественные организации татарского национального движения как Татарский общественный центр (был основан в 1988 году), общество им ШМарджани (1988) Союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода» 1989) партия татарской национальной независимости «Иттиф,ак» («Союз» 1990) Молодежй центр исламской культуры «Иман» («Вера» 1990) комитет «Сувеоени тет» (1990) национальный парламент, - МиллГмедктис (S Всетатарскаяассоциация^

потения тТтяпскоГнГии уппочениГее rZnTncrZlZ.u и

uTLlZl T^nn^^^^r^^ I T4' Z TZZ ?ZZ flrl f 3Г?ИСИ,М0СТЬ> - неизбеж-

но активизирует элементы религии». Подобь-.е процессы мы наблюдаем в последние годы в России, что выражается в возросшем интересе к религии в целом и, в повышенном интересе к исламу в Татарстане в частности, где значительную часть населения составляют мусульмане-сунниты ханафитского толка и «исламский фактор» имеет тенденцию к «политизации».

' Кара-Мурза АЛ. Рациональное и иррациональное в политической идеологии в странах Тропической Африки // Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век. — М., 1985. - С.267.

мГоный конгресс татар (был созван по Указу' президенте Республике^Татарстан МШШаймиева 1992) и менее вГятель^ ные «СаГ ислаш («Чист.ый исТм» 1988) Исламски Тмокра тическая партия! (99П и м ПрограммньГе пнть, этих оіественньїхТоомиоований и' папт7й ZcLZTZll иГ пожденияZJclt ТГии ^SZTeeZ,n^rrZuZJ^

логии. В свою очередь, «националистическая идеология достаточ-

в этом плане для понимания современных социальных процессов в Республике Татарстан исключительно важно изучение взаимосвязи и взаимообусловленности национального и религиозного факторов в современном татарском национальном движении.

В контексте социально-философского анализа данной проблемы особую значимость приобретает сравнительное исследование проблем национального движения, национальной и государственной независимости, религии и политики, ислама и государства на мировом мусульманском Востоке.

Общеизвестно, что нельзя понять настоящего, не разобравщись _в прошлом, и в этой связи важно не просто знать «историю мудрости* страны, историю национальной самореф-лекции. национального самосознания и самопонимания, а понять, почему она была именно такой, а не иной. По указанной пру ине для исследователя представляет большой интерес и чение естории иатарского оационального овижения я вонтексте процесса становления и развития компонентов национального сознания татарского народа, исторических ступеней его «национальной идеи».

Мусульманская религия по-разному воспринимается различными слоями современного татарского общества, часто в качестве идентификации, способа самосохранения идентичности татар. Как и кто, в каких целях апеллирует к исламу в условиях современного социального и духовного возрождения в Республике Татарстан? Каковы взаимоотношения между национальным движением и современным мусульманским татарским духовенством? Ответы на эти вопросы важны для понимания характера соврем1нного этнонационального сознания "татарского народа и тенденций его развития Они являются также"' чрезвычайно актуальными^ для понимания нынешней социально-политической и религиозной ситуации в РТ как в познавательном, так и в практическом отношении.

Важна данная работа и для выявления основных тенденций движения от атеистической унификации общественного сознания к смене духовно-идеологических ориентиров на примере поликонфессионального и многонационального региона — Республики Татарстан.

Проблема «татарское национальное движение» специально, как особый объект исследования не изучалась, тем более с

точки зрения социально-философского анализа. До сих пор отсутствует целостная концепция исследования по татарскому национальному движению и исламу.

Степень разработанности проблемы. Национальное движение татарского народа берет свое начало с 1552 года — со времени завоевания Казанского ханства и в течении столетий облекалось в разные формы и выражалось различными способами и с этого времени интерпретация татарского национального движения (его возникновение и развитие) определялась политическими режимами, находившимися у власти в России. Идеология царского режима захват Казани объясняла геополитическими сЬакторами видя в казанских татарах наследников татаро-монгол. Советские идеологи считали присоединение Казанского края к России как акт поогрессивный для татарского народа В вышеназванных подходах несомненно присутствуют «рациональные зерна» но они не раскрывают сущности возникновения татарского национального движение Лишь с середины Гх годов ЮС столетия создГись условия для вполне объективного исследования истопи*^ становления и развития татарско-

В истории изучения социально-философских аспектов татарского национального движения можно выделить несколько блоков проблем.

Первый блок проблем — работы российских и зарубежных ученых, отражающие общетеоретические положения национализма в зарубежных национальных движениях. Это работы З.И.Левина, М.Т.Степанянц, А.В.Сагадеева и некоторых других ученых', а также коллективные труды «Философия и религия

' Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли (1917—1945). —
М., 1979; Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. — М., 1988;
Развитие общественной мысли на Востоке. - М., 1993; Степанянц М.Т.
Мусульманские концепции в философии и политике (XIX—XX вв.). — М.,
1982 Сагадеев А В Ш ар-Рахман Бадави и экзистенционализм в арабских
странах //Современная философская и совдмогаческая мысль стран
Востока -М1965 ^знери^мГ^бодЗмие BoctoL // Наука и
религия' - №2 -І9^1^^тСу^^ие^Гил^тЯ национально^
освободительного движения SI) - М ?990- Иванов ГЕ
&^ncZnw\ Тунисе — м 1971[Ахмедов А Социальная
дГтринимама - А Ш2 Фадеева ИЛ Концепция власТ„ на Ближнем
Востоке - М 1993 Уоі У Монтгомеои Влияние ислама на среднёве
ковую Европу - М 1976 МНТГМЄрИ- ВЛИЯНИЄ СрЄД"ЄВЄ

на зарубежном Востоке: XX век» (М.,1985) и «Ислам, религия, общество, государство» (М.,1984).

Второй блок проблем — исследования российских ученых, касающиеся истории распространения и развития ислама, главным образом, среди тюркских народов России (в том числе татар) в дореволюционной и советский периоды, а также деятельности исламских политических организаций, воздействия ислама на становление и развитие этнического сознания.'

Третий блок проблем связан с исследованиями о татарском национальном движении и конфессиональной специфике и с разработкой отдельных аспектов данной темы татарстанскими учеными.^ Если в научных статьях Я.Г.Абдуллина, Р.М.Амир-ханова в общем плане акцентируется внимание ком содержании татарской национальной идеологии на разных этапах национального движения,^ то в работах Д.Исхакова, посвященных исследованию становления и трансформации та-

' Малашенко А.В. Исламское возрождение в России. — М., 1998; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. — М., 1978; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Kopomeeea В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. — М., 1996; Тишков В. О нации и национализме // Панорама-форум. — 1997/1998. — №8. — С.104— 107; Ислам и этническая мобилизация: национальное движение в тюркском мире (под редакцией М.Н. Бубыло). — М., 1998.

^ См.: Абдуллин Я.Г. Татар халкы тарихында ислам Ьэм хэзерге заман (Ислам в истории татарского народа и современность) // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. В 2-х частях. -2 ч. — Казань, 1993. — С. 142—149; Амирханов P.M. Татарская национальная идеология: история и современность // Панорама-форум. - 1996.

№1 (4). — С.27-38; Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника. В 3-х томах. — М., 1998. Т.2. — С.11-38; Хаким Р. Сумерки империи. К вопросу о нации и государства. - Казань, 1993.; Султанов Ф.М. Татарстанда дини реформаторлык хэрэкэте (Религиозное реформаторское движение в Татарстане) // Татарстан.

1992. — №5—6. — С. 119—120; Ислам и национальное движение среди татар в 80—90-е годы XX века // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. - Казань, 1997. - С.275-280; Балтанова Г.Р. Мусульманские общины в Европе и России: общее и особенное // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан.

С. 171—173; Мухаметдинов Р.Ф. Тюркизм и религия // Исламо-христи-анское пограничье: итоги и перспективы изучения. — Казань, 1994. — С.50— 55; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.: в 2-х книгах. — Казань, 1998.; Тагиров И. Национальное движение: его прошлое, настоящее и будущее // Татарстан. — 1995. — №3—4. — С.4—10.

' Амирханов P.M. Татарская национальная идеология: история и современность // Панорама-форум. — 1996. — №1 (4). — С.29.

тарской нации, этнокультурных и этнополитических процессов в современном Татарстане, наряду с этносоциальными проблемами, рассматривается и вопрос о возникновении разнообразных неформальных групп и объединений, «становящиеся катализаторами общественного сознания», подчеркивается осознание лидерами национального движения, «значения исламских ценностей для татар».'

Татарский политолог Р.Хакимов, останавливаясь на исторических, юридических, этнических, экономических и географических основаниях складывающихся в России федеративных отношений, определяет особенности суверенитета Республики Татарстан и одной из особенностей считает совпадение религиозного фактора с этническим.'

Юзеев А.Н. подверг историко-философскому анализу татарскую религиозную философию конца XVIII-XIX веков (Курса-ви, Марджани, Насыри) и показал ее как предтечу татарского джадидского движения в начале XX века.^

Цель и задачи исследования. Целью настоящего иссле
дования является социально-философский анализ взаимодей
ствия различных факторов, особенно национального и религи
озного, в современном татарском национальном движении, отра
жение этого процесса в неоднородном, гетерогенном националь
ном сознании татар, а тгхже в идеологии и политике поли
конфессиональной многонациональной Республики Татарстан
Современные проблемы татарского национального движения
рассматриваются в российском и миdobom социально-историчес-
ком контексте. '

Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи;

—классифицировать основные течения, группировки и партии в национальном движении современного Татарстана, выявить их главные идеологические принципы, основные установки по проблеме соотношения религиозного и национального факторов;

' Исхаков ДМ. Современный национализм татар. — С. 15, 17; Проблемы становления и трансформации татарской нации. — Казань, 1997.; Модель Татарстана: «за» и «против» // Суверенный Татарстан. — Т.2. — С.89.

^ Хакимов Р. Асимметричность Российской Федерации: взгляд из Татарстана // Асимметричность Федерации. — М., 1997. — С.66.

' См.: Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.: в 2-х книгах. — Казань, 1998.

—определить исторические ступени становления и развития структурных элементов национального сознания татарского народа, основные факторы, влиявшие на изменения структуры национального сознания;

—выявить основные тенденции в развитии национальной идеологии и исламизма в мусульманских странах XX века и аналогичные тенденции в татарском национальном движении; показать общее и особенное в этих тенденциях;

—рассмотреть религиозный фактор в качестве существенного компонента идейно-политического развития современного многорационального Татарстана;

-раскрыть специфику ислама в современном Татарстане, значение этого фактора в сохранении самобытности татарской нации, в росте социально-политического и национального самосознания народа;

—исследовать пути и формы «модернизации» ислама в Республике Татарстан;

—определить причины, основные тенденции развития татарского национального движения в 80-90-е годы XX века;

—проанализировать процесс демократизации в РТ в контексте взаимоотношений национального движения, государства и религиозных объединений.

Методологической основой работы являются теоретико-методологические принципы исследования, накопленные в современной социально-философской и политико-социологической науках.

Наиболее важными методами и принципами настоящей работы стали: сравнительно-исторический, системный, проблемно-аналитический и теория факторов.

Автор не отрицает эвристической ценности марксистского учения, но рассматривает его как один из подходов, плодотворных при определении, главным образом, «экономического фона», на котором происходят исторические процессы.

В своих суждениях и выводах диссертант стремился избежать крайностей как узкого национализма, так. и великодержавного шовинизма, опираясь при этом на солидные теоретические разработки этих проблем в отечественной историографии.

Становление современного татарского национального движения и в определенной мере связь его с исламом являются

объективными процессами социально-исторической жизни та-тарстанского общества, вызванными результатом взаимодействия целого ряда общественных факторов и социальных групп. Так как социальная философия изучает общество и социальную жизнь в историческом развитии и имеет дело с социальной реальностью, то и предметом нашего исследования выступают общности и социальные группы — народ, нация, партия власти, лидеры национального движения, духовенство.

В данном исследовании диссертант руководствовался также рядом других установок методологического характера, опираясь на соответствующую литературу, частью соглашаясь с предложенными принципами, иногда высказывая свою точку зрения.

В состав идеологии современных развитых религий входят, наряду с теологией, различными религиозно-философскими учениями, и социальные теории, излагающие позиции той или иной религии в отношении социальных проблем (собственности, наций, национальных движений, государства, реформ и т.д.). Диссертант разделяет точку зрения современного социолога Голубя В.Ф., считающего, что «всякую религию, которая на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни, необходимо рассматривать как сложное социальное образование»' с соответствующими социальными отношениями. Такое понимание религии в данной диссертации предполагает анализ ислаяа и национального движения в Татарстане в широком социальном контексте.

В современной социальночрилософской литературе понятие «социальные отношения», означающее отношения между субъектами деятельности (странами, государствами, нациями и т.д.) определяются как специфическое сочетание материальных общественных отношений и отношений идеологических^.

Для темы данной диссертации особую значимость приобретает анализ идеологического фактора. Диссертант рассмотрел идеологию партии власти Татарстана по отношению к национальному движению, партиям и религии: показал «центризм»

' Голубь В.Ф. Религия // Социальная философия. — М., 1995. — С.185.

^ Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества. — М., 1984. — С.104-106; Плетников Ю.К. Деятельность — способ существования социальной деятельности // Воронович Б.А., Плетников Ю.К. Категория деятельности в историческом материализме. - М., 1975. - С. 19.

идеологии татарстанизма' — стремление к сбалансированности этнических и религиозных отношений в республике, а с другой стороны предпринял попытку определить возможные перспективы этой идеологии в обозримом будущем.

В связи с тем, что в мировой и отечественной социально-философской литературе в содержание категорий «этнос», «нация», «национализм», «национальное движение» заложены разные смысловые оттенки, иногда даже противоположные, диссертант счел необходимым определить свою позицию в отношении их употребления.

Диссертант разделяет мнение большинства исследователей, которые утверждают, что этнос — это общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, основанная на принципе «крови». Непременным атрибутом этноса является этническая сегрегация, то есть этническое самосознание.^

В отличие от «этноса», категория «нация» трактуется по-разному. Одни ученые объясняют ее как некий архетип, воплощающий высшие ценности и составляющий основу государственности^, другие — как политическую общность или ^гражданство*, в основе которого лежит надэтнический принцип «совместного обустройства данной территории»^; третьи — как этнокультурную категорию и общность имеющую глубокие исторические корни социально-психологическую или даже генетическую природу ^,Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков вообще считает что категория «нация» «не имеет права на существование и должна быть

лишТ- политическийлозунг и сре^во шбтигіпшТ

1 Термин автором вводится в научный оборот впервые.

2 Кара-Мурза А. Между «империей» и «смутой». — М., 1996. — С.120;
Радугин А.А., Радуеин К.А. Социология. — М., 1999. — С.66—67; и т.д.

' Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991.

^ Сорокин П.А. Основные черты русской философской культуры. — М., 1990. — С.68.

' Кара-Мурза А.А. Между «империей» и «смутой». — М., 1996. — С.125.

' Губайдуллин Г. Умирает ли нация? // Панорама-форум. — 1997/ 1998. - №8. - С. 104-107.

' Тишков В. О нации и национализме // Панорама-форум. — 1996. — №1 (4). — С.23.

Диссертант, принимая во внимание существующие национальные реалии в Татарстане, полагает, что нация — это общность людей, объединенная общими интересами на этнокультурной основе.

Необходимо также отметить, что в настоящее время в Республике Татарстан партией власти проводится курс на создание региональной (территориально-гражданской) нации -татарстанской.'

Содержание категории «национализм» во многом определяется категорией «нация» и также имеет различную трактовку. В советской научной традиции «национализм» нес, как правило негативный смысл и рассматривался амбивалентно — как «один из принципов буржуазной идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и

межнациональной

вражды»^ и — как этнокультурный национализм, по которому национальная государственность мыслилась только как этнона-циональная государственность.

В европейских языках понятие «национализм» такого негативного значения, как в русском, не имел. Так, в одном из словарей «Ларусс» национализм определяется как . доктрина, отстаивающая главным образом право на исключительно национальные традиции и стремления.

В постсоветское время часть исследователей, например Валерий Тишков, следуя одной из доминирующих концепций национализма в мировом обществоведении, оценивает национализм как «мобилизованную политическую программу, узурпирующую основополагающие индивидуалистические ценности и подчиняющую права человека коллективистскому служению нации, которая есть не что иное как конструируемая элитными элементами общность имеющая мало общего с «реальной» этнографией или с социологической реальностью»^.

Другие, в том числе диссертант, понимают под национализмом «политическое движение, стремление народа или лидеров к завоеванию или удержанию, в той или иной форме

' Хакимов Р. Сумерки империи. К вопросу о нации и государстве. — Казань, 1993.

2 Философский словарь. — М., 1981. — С.239.

3 Тишков В. О нации и национализме... - С.16.

политической власти»'. Такой подход к категории «национали ма» дает возможность уйти от оценочных определений рассмотреть национализм комплексно в его идеологически; политических, экономических, этнокультурных проявлениях.

Категория «национальное движение» — это конфликтны процесс высвобождения полиэтнических территорий из-под чинов» имперского давления Центра, предполагающий обретение пол! тической и экономической независимости и обеспечение лу» ших условий для сохранения и развития своей самобытно культуры.^

В .данной диссертации понятие «национальное движение включает в себя и понятие «национально-освободительно движение». Диссертант последнее понятие определяет ка процесс борьбы за обретение государственности и этот терми употребляется применительно только к истории татарског народа с 1552 года (падение Казанского ханства) по 1920 го (образование Татарской АССР).

Научная новизна работы. Диссертантом впервые:

проведен социально-философский анализ национальног движения в современном Татарстане как движения нeoflHOpo^ ного, гетерогенного, в котором участвуют различные течения группировки и партии с далеко не совпадающими идеологичес кими и политическими установками и принципами, в первуь очередь по вопросу об отношении к исламу как компонент; национального сознания татарского наоола и к формам ег< государственной самостоятельности В этой связи предложен классификация по разным основаниям течений и группировок внутри современного татарского национального движения; '

сделан вывод о том, что в настоящее время официаль пая национальная доктрина «партии власти» — татарстанизм как идеология межэтнической и межконфессиональной сба лансированности интересов и согласия народов, населяющи; Республику Татарстан, является идеологией, наиболее соответ ствующеи историческим реалиям и способствующей гармоничес кому развитию татарского народа и всех народов Республик!

' Дробижева Л. Национализмы в республиках Российской Федерации идеология элиты и массовое сознание // Панорама-форум. — 1997. — №1. — С.65.

' Крапивенский С.Э. Социальная философия. — М 1998. — С.349—351

Татарстан в рамках Российской Федерации как демократического государства. Вместе с тем диссертант пришел к убеждению, что доктрина татарстанизма нуждается в дальнейшем теоретическом обосновании с тем, чтобы гражданско-территори-альный принцип этой доктрины был более тесно увязан с этнокультурным подходом к обустройству Татарстана;

сделан вывод о том, что правые радикальные течения в современном татарском национальном движении и их идеологии, в которых делается главная ставка на принцип исламизма, оказались утопическими, оторванными от реальной действительности. Не получил широкого распространения в современном татарском национальном движении также тюркизм. По мнению диссертанта, в Татарстане может иметь перспективу, но лишь в неопределенном будущем, «евроислам», генетически восходящий к джадидизму. «Татарский ислам», считает диссертант, является словосочетанием, более полно и более тонко отражающим характер цивилизованного ислама, формирующегося в современном Татарстане;

выявлены исторические ступени становления и развития структурных элементов, компонентов национального сознания татарского народа, основные факторы, влиявшие на изменение структуры этнического и национального сознания;

проведен сравнительный анализ роли и места ислама в национальном движении татарского народа в контексте российской и мировой истории, особенно в контексте идеологии национализма и исламизма на российском и мировом мусульманском Востоке в XX столетии; проанализирована специфика проявления в татарском национальном движении общих тенденций национализма и исламизма характерных для мусульманских стран;

оспорена точка зрения, согласно которой национальное движение татарского народа начинает развиваться только на рубеже XIX—XX вв. в период формирования современной татарской нации;

в значительной степени по-новому истолковано соотношение факторов формирования идеологии татарского национального движения и национального самосознания татарского народа. Соглашаясь в принципе с распространенным в литературе тезисом о том, что три фактора — исламизм, тюркизм, национализм являются как бы историческими ступенями «созревания»

национального сознания, автор рассмотрел эти факторы на фоне и в контексте других факторов, влиявших на содержание и форму национального самосознания татарского народа (фактор географический, связанный с жизнью предков казанских татар-булгар и современных татар в волжском регионе; фактор геополитический, международно-политический, связанный с контактами Булгарии, затем Золотой Орды и Казанского ханства с древней Киевской и средневековой Московской Русью, с народами Средней Азии, Ближнего и Дальнего Востока; факторы внутрироссийские и советские, влиявшие на национальное самосознание татарского народа в период вхождения Татарстана в состав Российской империи и Советского Союза, а также антропологический, экономический и социокультурный факторы);

прослежены меняющиеся соотношения степени влияния различных факторов на национальное самосознание татарского народа и показано, что ислам, сыграв решающую роль в становлении национального самосознания татарского народа на ранних этапах истории, на рубеже XIX—XX веков вступил в противоречие с влиянием фактора тюркизма и этническим фактором «татаризм* в момент формирования современной татарской нации;

отстаивая тезис о том, что мусульманская религия воспринимается татарами в качестве символа национальной идентификации, способа сохранения своей идентичности до рубежа XIX-XX вв., диссертант оспаривает концепции исследователей и публицистов, которые переоценивают значение религиозного фактора в национальном самосознании татарского народа в новейший период его истории;

введены в научный оборот ранее неизвестные, особенно архивные материалы, а также малодоступные документы современных движений и партий в Татарстане.

Основные положения, которые выносятся на защиту: 1. Современное татарское национальное движение представляет собой неоднородное, гетерогенное движение, в котором по разным основаниям выделяются течения, группировки и партии: умеренные, радикальные, светские, клерикальные, исламо-центри-стские, а также течения и группировки сепаратистские. Наиболее перспективным, по мнению диссертанта, является умеренное течение — Татарский общественный центр (ТОЦ).

2. Опыт национального движения последних лет показал
утопизм радикальных, клерикальных, исламо-центристских и се
паратистских течений, партий и группировок. В татарском
национальном движении все более берет вверх умеренное,
светское течение, ориентирующееся на гармоническое развитие
татарского народа и всех народов Республики Татарстан в
рамках Российской Федерации в духе Конституции Республи
ки Татарстан и Договора о разграничении предметов ведения
и взаимном делегировании полномочий между органами госу
дарственной власти Российской Федерации и органами госу
дарственной власти Республики Татарстан.

3. В настоящее время и на обозримое будущее официальная
национальная доктрина «партии власти» — идеология татарста-
низма является идеологией, наиболее соответствующей истори
ческим реальностям; однако эта доктрина нуждается в даль
нейшем теоретическом обосновании, с тем, чтобы ее граждан-
ско-территориальный принцип был тесно увязан с этнокультур
ным подходом к обустройству Татарстана.

4. Историческими ступенями формирования и развития
этнонационального сознания татарского народа, его структурны
ми элементами являются не только такие факторы как
исламизм, тюркизм и национализм (татарский патриотизм), но
также компонент «всеобщего сознания татарского народа»,
связанный с влиянием русского и западноевропейского факто
ров, а также советского фактора, влиявших на национальное
самосознание татарского народа в период вхождения Татарста
на в состав Российской империи и Советского Союза.

5. Историческое развитие татарского народа поступательно
вело к изменению соотношения структурных элементов в
этнонациональном сознании татар. Ислам как наднациональный
религиозный фактор, сыгравший решающую роль в становле
нии национального самосознания татарского народа на ранних
этапах истории, на рубеже XIX-XX веков вступил в противо
речие с влиянием суперэтнического принципа тюркизма и
этническим патриотическим принципом татаризма Понятие «умма»
(религиозная общность) стало вытесняться понятием «миллят»
(нация), что означало выдвижение на первый план собственно
этнического компонента национального сознания.

  1. Сравнительный анализ татарского национального движения и национальных движений мусульманского Востока позволяет зафиксировать общее и специфическое в национальном движении татар. В первую очередь, речь идет о возникновении противоречия между принципом исламизма и принципом национализма (патриотизма), между суперэтническим принципом арабизма и тюркизма и тем же принципом национализма. В современном татарском национальном движении тюркизм не получил широкого распространения.

  2. В современном Татарстане складываются благоприятные возможности для формирования цивилизованного ислама. Вряд ли в «Татарстане имеют перспективу исламский фундаментализм и традиционализм, а тем более такая одиозная форма как ваххабизм. Вместе с тем, диссертант считает, что лишь в неопределенном будущем имеет перспективу «евроислам* — джадидизм, который пропагандируется в настоящее время некоторыми лидерами татарского национального движения. Диссертант выступает за татарский (российский) ислам, т.е. за ислам, связанный с обычаями и культурными традициями, менталитетом татарского народа, формировавшимися в ходе многовековой истории совместного проживания татарского и русского народов в составе российского государства.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации позволяют глубже понять преемственность и своеобразие национального сознания татарского народа и дают возможность привлечь внимание политиков, ученых, общественных деятелей, духовенства к национальной идее в современной России и, в частности, в Республике Татарстан; помогают осмыслить и обобщить практику решения национальных и религиозно-этнических проблем в поликонфессиональной и многонациональной Республике Татарстан.

Идеи и основные выводы исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке концепций национальной идеологии, национальной государственной политики как в Республике Татарстан, так и в целом в Российской Федерации, при разработке концепции государственно-церковных отношений, при определении конкретных подходов ко внутренней государственной политике. Научные результаты могут быть использованы преподавателями вузов, учителями в научно-

педагогической работе, учеными при подготовке обобщающих трудов по истории татарского народа и Татарстана, народов мусульманского Востока, Российской Федерации.

Предполагается также, что лидеры национального движения, мусульманское духовенство. Духовное управление мусульман Республики Татарстан учтут результаты и проведенной диссертантом работы в своей будущей деятельности, при решении актуальных общественных проблем в регионе, при подготовке программных документов, определяющих взаимосвязь религии и национального вопроса.

Материалы, обобщения и рекомендации автора могут способствовать дальнейшей разработке исследований, связанных с выявлением места и роли национальных и религиозных факторов в духовной жизни общества.

Источники. Диссертантом привлечен к исследованию обширный материал по проблемам социально-философской, политико-социологической мысли вообще, истории татарской общественной мысли, в частности; но основное внимание диссертант уделил источникам малоизученным и еще не введенным в научный оборот. Это — материалы съездов, Программы и Устав Татарского общественного центра, «Татар кануны» (Основной закон татарского народа) «Милли меджлиса» («Национального парламента»), программа и материалы съездов партии татарской национальной независимости «Иттифак», Союза татарской молодежи «Азатлык», программа молодежного центра исламской культуры «Иман», архивные документы, официальные документы государственных органов Республики Татарстан, выступления руководителей республики, лидеров национального движения. Духовенства. В приложении к диссертации помещены документы из личного архива автора, за подлинность которых он ручается.

Хронологические рамки исследования охватывают время с булгарского периода (922 год —официальное принятие ислама булгарами — предками татар) по 80—90-е годы XX века, который представляет собой период объявления Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, возрождения татарского национального движения и ислама в России. Территориальные рамки диссертации связаны не только с Республикой Татарстан, но и с другими республиками и областями Российской Федерации, где проживает 2/3 татарского населения.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в монографиях «Хер фикер юлында» (На пути свободомыслия. — Казань, 1986), «Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность» (Казань, 1999) и в нескольких десятках статей. Общий объем опубликованных автором научно-исследовательских работ по теме диссертации составляет свыше 50 печатных листов.

Выдвигаемые автором выводы и идеи были изложены на международной тюркологической конференции «Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность» (Казань, 1992), на межрегиональной научно-практической конференции «Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан» (Казань 1993) на международном научном семинаре «Христиано-исламское пограничыгТтория и современность перспективы» Казань 1993) на всероссийской научной конференции «Казанское востоковедение: традиции современность перспективы» (Казань 1996) на межрегионГьномсимпозиуме «Татарское национальное движение: сТвременнТть и Грспективы» (Казань

Материалы диссертации легли в основу учебных программ по истории религий и истории татарской общественной мысли для общеобразовательных татарских школ нового типа, при написании учебного пособия «Ислам в истории татарского народа» (1999).

Структура диссертадии. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.