Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свободное время и его значение в жизнедеятельности современной молодежи Саидов, Бахтиёр Жамолович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саидов, Бахтиёр Жамолович. Свободное время и его значение в жизнедеятельности современной молодежи : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ташкент, 1996.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность псслсдоиапия. Прошло пять лет после приобретении Узбекистаном сноси независимости. Однако, как подчеркнул Президент Узбекистана Исл;ш Каримоп, "Протисдшис пять лет - для истории - мпгаисиьс, для нас же целая эпоха. Ибо за эти пять лет мы прошли путь, который другие страны проходят столетиями. Мы вынесли огромные испытания, преодолели неимоверные трудности. За нашими плечами, пожхтун, самый трудный, но и то же время самый отоетстпениын и созидательный период нашей жизни"'-

Выбранный Узбекистаном путь обнопления и прогресса на-пранлен на формирование социально ориентированной рыночной экономики, и наибольшей мерс отвечающей интересам республики и народа:

Однако, наряду с экономическими задачами, не менее важной является задача развития интеллектуального и духовного потенциала. В этой связи нельзя не согласиться с утер;:сцсніісм нашего Президенту "Экономические реформы могут лишь тогда получить успешное развитие, когда наш народ по-настоящему осознает себя ешбодным, когда он оспободится от тисков нужды и записимостн, выпрямится, вдохнет полной грудью, когда будут возрождены дух и обычаи предков, наши славные традиции. Только высокообразованные, крепкие и сильные духом люди могут осилить путь обнопления к прогресса"2. Но пес наши планы поииснут в ноздухс, если в «их не будет задействована самая активная, независимая, не обремененная прошлыми постулатами и догмами часть общестпа - молодежь.

Сейчас много и с обоснованной тревогой говорят о загрязненности экологической среды. Думается, что пора обратить серьезное внимание и на загрязненность духовной сферы! когда проникают в нашу жизнь культ праздности, насилия, коммерциализации культуры.

Отрадно, что вопросам духовности и республике уделяется большое внимание. Подтверждением служит организация Республиканского общественного центра "Духовность и просветитель- ^

1 Каримов И.А. Важнейшие задачи углубления демократических реформ на
современном этапе: Выступление на У1 сессии Олнй Мажлиса // Народное
слово. - 1996 г. 30 августа.

2 Каримов И .А. О приоритетах экономической політгкн Узбекистана. - Т.,
1994. - С.20.

ство". 4 сентября 1996 года Президент Ислам Каримов встретился с руководителями его правления. На встрече речь шла о поспитаний и утверждении у наших граждан высоких духовных качеств, воспитании молодежи и духе уважения богатого культурного наследия, исторических ценностей, любіш к Родине, преданности идеям независимости1.

Новый поворот в оценке значимости духовной жизни общества заставил круто изменить приоритеты, поднять роль духовной сферы, преодолеть ее недооценку. Упущениями в социально-культурной области во многом объясняется нравственная и духовная скудость, политическая неразвитость части молодежи, проявившаяся в период 70-80-х гг. Возросло количество молодых людей, дія которых смысл жизни сводился к материальному благополучию, наживе, потребительству.

Подобные негативные мвляенни в определенной мерс явились отражением заорганизованное свободного времени, низким уровнем удовлетворения досугоиых потребностей молодых людей. Отсюда становится необходимым исследование реальной взаимосвязи между оптимизацией свободного времени молодежи и ростом ее духовных потребностей.

В сфере свободного времени происходит становление многих социальных качеств личности молодого человека. Следовательно, досуг представляет собой временное пространство, и рамках которого может разливаться или деформироваться нравственный облик молодых людей.

Достаточно злободневным в современных условиях остается решение проблемы воспитания ответственного отношения молодых людей в выборе досуговых занятий, усложнившейся бесконтрольностью .и коммерциализацией очагов культуры, каковыми их можно назвать лишь условно (дискобары, видеосалоны).

Актуальность изучения и анализа структуры свободного времени, дуковных потребностей молодежи обусловлены тем,что именно на молодежь возлагаются надежды и ответственность духовного возрождения нации: "Молодежь с се талантами и жаждой знании - нот с кою начинается образование и постижение ду-ховностл"г.

' См.: Народное слово. - 19%. - 6 сентябри.

2 Каримов И А. Узбекистан - свой путь иОіюшісним и iipotpectu - Т, 1943 -

С.67. *

Степень разработанности проблемы. В социально-политической и философской литературе всегда прояплялся интерес к молодежной тематике вообще и к проблеме использования свободного времени в частности. Тем не менее, "в социологии свободного времени" существует много нерешенных шпросоп, спорных моментов. Прежде иссго это объясняется тем, что і) совре-менноіі литературе, посвященной этой теме, отсутствует единый югляд на его классификацию. Согласно исследованиям автора данной работы, бюджет времени делится на рабочее и «нерабочее, в рамках которого свободное время выделяется в самостоятельную категорию.

При этом необходимо обратить внимание на то.что нет достаточной четкости в разграничении содержания свободного времени и досуга. В работах некоторых ученых бывшего Союза свободное время структурно не разделяется, а отождествляется с досугом.что отчасти можно обменить целями и задачами исследования.

Автор данной работы, на основе исследохагай, убедился в том, что молодежной тематикой занимались многие ученые-об-щесгвоведы Узбекистана. Наибольший вклад внесли такие ученые, как: Абдулласв М.А., Абдушукуров Т.Р., Атамурадоп С.А., Валнсв А.К., Гсльдисва А.Ч., Исмоилов Б.И., Талибов И.Л., Таксанов А., Пулатон Х.П., Умурзакова О.П., Шайхова Х.А., Чо-рисв А.Ч., Юсупов Э.Ю.

В трудах М.АЛбдулласва, В.М.Тсрсхова, 3. Холмирзасвл основное внимание уделяется рассмотрению проблемы использования свободного времени молодежью1.

80-е годы отмечены работами ученых, которые проявили интерес к указанной проблеме. К ним с полным основанием можно отнести исследования И.А Абдуалнмова. Бутабасва М.Т., Валнс-

1 Абдулласв МА.Буш пакт иа їлахсішнг камолотн. - Т., 1979; Совет турмуш тарзипинг шаклланниліда буш вакшинг роли. - Т., 198!;Цсль жизни общестпа (в соанг. с Т.Г.Сааковой)// Философия: Учебное пособие, ч.П. Т., 1991; Ёшлар па б??ш пакт. - Т., 1993; Моыгавият ва порислик пакт ТИЗИМШБ1. - Т., 1995; Терехов. Воспитание сознания социальной отвез» сгпешюстн рабочей молодежи: Авторсф. лис... докт.филосо(1>ских паук. - Т 1991.

сой СИ., Норкулова Д., Ганзбулласва А.1.

Обретение независимости открыло путь к новым разработкам в молодежной тематике. Немало работ, и которых подняты вопросы нравственного воспитании, но что особенно отрадно, их не только отличают новизна темы, но и новые подхог ды к интерпретации проблемы.

Ангоры указанных работ сумели показать значимость к особую акту;иіьность возрождения духовности, духовной культуры. Они обращают внимание на то, что добиться этого чрезвычайно трудно. Нелегко протекает вхождение нашей молодой независимой республики в рынок. Может возникнуть превратное мнение, что сейчас мы должны заниматься только экономикой, а духовность, культура, возрождение традиций можно отложить на будущее. В названных работах обосновывается пагубность таких утверждении. Сейчас немедленно нужно бороться (не побоимся употребить это поднадоевшее слово) с тем, что может отразиться на духовном развитии нашей молодежи: наркомания, порнография, фильмы ужаса и насилия, правовой нигилизм, оторванность от своих национальных корней и традиций2.

' Абдуалимов И.А. Свободное время как объект фшюсофско-социо-логнческош анализа: Автереф. дис.... канд. филос.иаук. - Т., 1988; Сугабасн М.Т. Социально-экономические проблемы взаимодействия рабочего и свободного времени: Автореф. дис. ... канд. филос.иаук. - Т., 1989; Валиеиа СИ. Фактор времени в воспитании всесторонне развитой личносій: Автореф. дне. ... канд. филос. наук. Т., 1985; Норкулон Д. Свободное время -важный «рактор повывший» культурно-техническою уровня сельских тружеников в условиях разит ого социализма: Автреф. лис... канд.филос-наук. - Т., 1983; Гаизбуллаев А., Формирование ноли шческого сознании сельской молодежи в ушюьинх социализма: Апторсф. дис. канд.филос.наук. - Т., 1988.

2 Гельдиека АЛ., Национальная кулыура и личікіси.. - Т., 1993; Зарином С.З.Кержпер М.Ю. Профилактика правонарушений. - Т., 1993; Ахмедов Г.А., Кялиров М., Наркомания, нрссіуішость и откетснісішосії, - Т., 1993.

традно отмстить также, что интерес к этой тематике ие только не ослабсиаст, а, наоборот, позрастаст. Свидетельством этому могут служить диссертации А.Эшмамонова, С.А.Жураева, М.К.Исомо-па'

Однако в процессе изучения данной литературы выяснилось, что существуют аспекты, остапленные без внимания исследователей. К ним, по нашему мнению, следует отнести проблемы оптимизации сиободного времени как непрерывного условия развития духовных потрсбностсГі, іігормировання и развития духовного облика современной молодежи. Это н определіио ІІСЛЬ и задачи данной диссертации.

Цель и задачи исследовании. Целью настоящей диссертации является теоретическое, социологическое исследование содержания, форм, особенностей оптимизации использования свободного времени и определение его роли в жизнедеятельности современной молодежи.

Для достижения этой цели предполагалась постановка и решение следующих задач:

- уточнить сущность и содержание понятий "свободное время", "оптимизация свободного времени", "досуг молодежи", "духовные потребности молодежи", "нравственный облик молодежи", "жизисдеятслВость молодежи";

раскрыть реальное состояние процессов соотношения оптимального использовании свободного времени и нравственного развития молодых людей, его роль в жизнедеятельности молодежи;

эмпирически разработать показатели использования свободного времени молодежью в сферах досуга;

выявить особенности молодежи как субъекта досуговой деятельности;

' Эшамонов А. Роль трудового ююллсктнва в формировании и развитии культурного кругозора у работающей молодежи: Дис. ... кшід.филос.наук., Т., 1993; Жураеп С.А. Особенности формирования государственной молодежной политики Республики Узбекистан в переходный период: Автореф. дис. ... докт. политологических наук. - Т., 1994; Исомов М.К. Свободное время и развитие духовной культуры молодежи: Автореф. лис. .,. канд.. филос. наук. - Т., 1994.

показать особенность использования свободного времени молодежью и /словиях «хождения республики и рынок;

ішработать основные принципы, методы к средства .оптимизации свободного иремснм молодежи; .

в выделить резервы оптимизации свободного времени кик непременного условия развитии духовных потребностей;

в целях совершенстііоішшя работы социальных институтов,
занятых организацией досуга молодежи, дать практические ре
комендации по оптимизации использования свободного вре
мени молодежью дли повышении нравственности и духовности,
возрождения духовной культуры прошлого и традиций.

Методологические и теоретические ОСНОНЫ ІІССЛСДОШНИЯ. Эмпирические данные изяты из периодической печати, научных специальных социологических журналов, документов, архивов, стат.сборников, а также трудов ученых-историков, философов, социологов, юристов, писатслеіі.

Кроме того, нами были использованы труды Президента республики Ислама Абдуганисвнча Каримова, в которых большое внимание уделяется молодежной тематике и проблемам духовного возрождения, а также Указы Президента и Постановления правительства, касающиеся молодежи.

Проводились конкретно-социологические исследования среди молодежи реепублики(студенты, учащиеся, рабочие, сельчане).

Научная намила заключается is следующем: » во-первых, изучаются вопросы оптимизации свободою времени как фактора жизнедеятельности современной молодежи;

во-вторых, в новом свете исследуется особая социально-демографическая группа - молодежь;

в-третьих, уточнены и конкретизированы понятия "свободное время", "досуг", "духовные потребности" и "духовный облик молодежи", "жизнедеятельность молодежи", необходимые для характеристики се социальноюстатуса и роли в процессе строительства нового независимою государства;

в-четвертых, обоснованы необходимость и значимость духовного возрождения общества, его культуры и роль молодежи в этих процессах;

» в-пятых, разработаны основные группы социальных пока кислей оптимизации использования свободного времени молодежью;

п-шестых, выявлены и показаны имагисиые момсик.і і
использовании свободною bj«jmchh, связанные с вхождением і

рынок: коммерциализация культуры, бесконтрольность за деятельностью досугопых учреждений, наркомания, преступность;

н-седьмых, инеден п научный оборот материал конкретне-
социологических исследований. На осиопе эмпирических дан
ных изучены: уровни оптимального использования свободного
времени молодежью; взаимосвязь досуговой деятельности с
нравственным воспитанием; иерархия предпочтений молодых
людей к сфере досуга; резервы формирования духовных по
требностей и их возвышение, степень участия государства в
совершенствовании досуговой деятельности молодежи в
современных условиях;

в-восьмых, предложены практические рекомендации по опти
мизации использования свободного времени молодежью.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в обосновании и аналзе феномена свободного времени, значении его оптимизации и роли в жизнедеятельности молодежи.

Его основные выводы также могут быть использованы на занитих по философии (и разделах "Общественное сознание", "Культура и иивилнл.игтг"), по пал::то."сг;г;; (в разделе "Политическая культура"), по социологии (в разделе "Социализация личности"), по культурологии (в спецкурсе "Культура и личность"), а также в работе Республиканского центра "Духовность и п роспститсл ьспга ".

Выноды и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для оптимизации использования свободного времени и для повышения научной обоснованности прогнозирования и управления процессами духовного развития молодежи, воспитания нового типа личности.

Данные диссертационной работы могут быть также использованы в практике воспитательной работы среди молодежи и при подготовке рекомендаций по улучшению досуговой сферы госу-, дарственными, общественными и иными организациями.

Апробация исследования. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ касредры философии и профессиональной этики Академии' МВД Республики Узбекистан.

Диссертация обсуждалась на:

заседании кафедры философии и просрсссиоиальной этики Академии МВД Республики Узбекистан;

заседании кафедры социальных и гуманитарных наук Ташкентского хнмико-тсхнологического института;

заседании кафедры философии ТашГУ им.Мирзо Улугбска; научном семинаре при Специализированном Совете ДК. 067.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) философских наук; при Ташкентском государственном университете имени Мирзо Улугбска и рекомендована к защите.

Основные положения диссертационного исследования изложены на научно-теоретических конференциях; посвященной 75-летию ТашГУ (1995), на научно-теоретической конференции, посвященной 660-летию Ампра Тсмура (1995) и на научно-теоретической конференции, посвященной 600-лстию Мирзо Улугбска (1995), "Роль свободного времени во всестороннем развитии современной молодежи" (Ташкент, 1995); "Использование свободного времени молодежью и условиях рыночных отношений" (Карши, 1995), "Укувчи сшларнинг буш вактдаги ижодий фаодиятн'ЧКаршн, 1995).

По теме диссертации опубликовано: 1 брошюра, I статья в сборнике научных статей; 2 статьи на страницах областной газеты "Кашкадарыгнская правда" и 2 статьи на страницах республиканских журналов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав', заключения и списка литературы.