Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сверхчувственное как социальный феномен Макарова, Марина Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Марина Николаевна. Сверхчувственное как социальный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ижевск, 2000.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/296-7

Введение к работе

Актуальность ' исследования. Применение категории

«сверхчувственное» в философии связано с размышлениями о способах постижения мира и о природе того, что постигается умом, но не дано нам в чувственном опыте. Сверхчувственное рассматривается как характеристика объектов и способов метафизического осмысления и используется в различных контекстах. Так, в рамках онтологической проблематики сверхчувственное понимается как потустороннее, трансцендентное «бытие само по себе», гносеологический подход предполагает анализ этого понятия как идеальной рационализованной модели реальности, этико-аксиологическая проблематика усматривает сущность сверхчувственного в мире духовных ценностей, определяющих поведение человека вопреки стремлению к чувственным наслаждениям. В религиозной и эзотерической философии сверхчувственное выступает как объект мистического знания и как определение этого знания. Многообразие толкований категории «сверхчувственное» обусловлено неоднозначным положением философской метафизики в системе современного знания. Многообразие познающих и действующих субъектов, усложнение социальных взаимосвязей приводит к взаимодействию различных способов мировосприятия, вследствие чего становится возможным сосуществование и взаимовлияние различных метафизических систем и картин мира.

Особенностью современной метафизики является смещение интересов из сферы недоступного человеку абсолютного бытия в область человеческой деятельности и порожденной ею социальной действительности. Это означает, что метафизические модели реальности понимаются как средства ориентации человека в мире и регуляции его поведения. Современные исследователи проблем метафизики признают ее социально опосредованный и динамичный характер, поскольку ее концепты воспроизводят не абстрагированный «мир в целом», а социальную действительность как сложноорганизованное и развивающееся целое, формирующееся и функционирующее посредством человеческой деятельности. Поэтому возникает необходимость пересмотра основных понятий метафизики, и прежде всего категории «сверхчувственное», прояснения ее роли в регуляции социального поведения. Эта необходимость впервые была осознана Кантом, который показал, что сверхчувственные свойства мира, выражаемые «идеями чистого разума», формируются в соответствии с целями человеческой деятельности, а сами идеи являются регулятивами деятельности, и только вследствие этого имеют право на существование. Однако особенность человеческой активности состоит в том, что механизмы ее регуляции выработаны не в процессе биологической эволюции, а в ходе социальной практики. Следовательно, способы и формы восприятия мира, взаимосвязь основных элементов его' идеальной модели обусловлены общественной жизнедеятельностью людей. В

этой связи аетуальным является осмысление сверхчувственного как социального явления, как продукта и компонента социальной системы, одного из ведущих факторов ее воспроизводства и изменения.

Социально-философский анализ категории «сверхчувственное» способствует решению проблем, касающихся роли идеального как регулятива социальной деятельности. В последнее время появляется много работ, исследующих сущность идеальных образов, целостных картин мира как форм социальной регуляции. Авторы этих работ убедительно показывают, что понятия «идеальное», «сознание» не могут выразить в полной мере сущность подобного рода феноменов, и признают необходимость разработки категориального аппарата, способного более адекватно представлять сущность объективно-идеальных образований, регулирующих деятельность человека и определяющих его миропонимание в рамках социального целого. Использование категории «сверхчувственное» позволяет рассмотреть эти феномены в единстве онтологического, гносеологического и этикс-аксиологического аспектов. Сверхчувственное как форма социальной регуляции раскрывается не просто как идеальный образ, отражающий социальную реальность, но и как способ бытия и воспроизводства этой реальности, основополагающие элементы которой «сверхчувственны», т.е. не представлены в чувственно воспринимаемой форме и опираются не на природные механизмы, а на социально значимые ценностные ориентиры.

Степень разработанности проблемы. Концепция сверхчувственного как регулятива человеческой деятельности берет свое начало в теории «активности субъекта» И.Канта, в которой представлены все основные значения категории «сверхчувственное» и обоснована его регулятивная роль в познании и практике. Идеи И.Канта были развиты представителями немецкой классической философии, главным образом, И.-Г.Фихте и ГБ.Ф.Гегелем. В философии Г.В.Ф.Гегеля объективные логические формы выступают как продукт акгивности духа, который на этапе рефлексии воспроизводит эту активность, вследствие чего становится возможным создание человеческой культуры.

Дальнейшее развитие этих идей мы находим в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Здесь «объективные мыслительные формы» представлены как продукты деятельности людей, с одной стороны, и регулятивы этой деятельности - с другой. Эти формы являются выражением чувственно не воспринимаемых н не поддающихся естественнонаучному объяснению свойств и закономерностей человеческой деятельности и окружающих предметов.

Идеи социальной обусловленности сверхчувственного и его роли в детерминации поведения становятся основой для философско-социологических теорий общества и культуры, представленных в работах Э. Кассирера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина, С.Л. Франка, К. Мангейма. В этих концепциях сверхчувственное, представленное в виде культурных форм, социальных идей, картин мира, ценностных систем

и форм социального знания, характеризуется не просто как отражение действительности, но, прежде всего, - как созданный обществом ориентир деятельности индивидов, условие самовоспроизводства социального целого. Для исследования сверхчувственного как социального феномена наиболее существенной является концепция М. Вебера. Идеи, репрезентирующие сверхчувственные объекты и свойства мира в его теории предстают как компоненты рационализованной картины мира, предопределяющей направленность общественной жизнедеятельности людей.

В отечестаенной философии советского периода уделялось недостаточное внимание исследованию объективных духовных регулятивов человеческой деятельности. Причиной являлась односторонняя интерпретация марксистской теории, согласно которой поведение людей в обществе и их сознание детерминируются способом экономического производства. Среди немногочисленных исследований этого периода, посвященных подобного рода проблематике, следует отметить дискуссию 70-80-х гг. по проблемам «идеального». В противоположность концепциям, рассматривающим идеальное как субъективный образ сознания (Д.И. Дубровский, Т.ГШалькова) или как некие объективно-реальные образцы, эталоны (М.АЛифшиц), Э.В. Ильенков, Э.Г. Классен, Т.П. Матяш, Д.В.Пивоваров трактуют идеальное как форму (способ) деятельности и вскрывают его социальную, культурную и историческую обусловленность. В работах современных исследователей - Ю.М.Бородая, С.Ш.Авалиани, В.В.Знакова, А.Ф.Зотова, В.Е.Кемерова, М.К.Мамардащвили, П.И.Смирнова и др. исследуются социально значимые идеи как формы регуляции деятельности в обществе. В социально-философской концепции В.Е. Кемерова сверхчувственное предстает как объект особой области знания -социальной метафизики и выступает как совокупность выявляемых за рамками непосредственного проявления картин и схем человеческой деятельности, а также социальных свойств предметов, включенных в эту деятельность.

В психологии проблему взаимосвязи деятельности и регулирующих ее образов и представлений, формируемых в социальной практике, рассматривали Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, Г.М. Андреева и др. Среди зарубежных социально-психологических концепций необходимо отметить теорию опосредованного действия Дж. Верча и концепцию социальных представлений С. Московичи;

Проблемы выявления механизмов социальной регуляции посредством идеальных образов, картин мира, ценностно-нормативных систем исследовались в работах М.С.Кагана, Т.П. Матяш, М.Полани, П.В. Симонова, П.Бурдье, П.И. Смирнова, С.С Гусева., Б.Я. Пукшанского и др., показавших, что понятие «сознание» не может выразить в полной мере содержания духовного компонента человеческой деятельности.

Отдельным видам сверхчувственных форм, опосредующих человеческую деятельность (ценностям, нормам, значениям), посвящены

работы О.Г. Дробницкого, М.С, Кагана, Г.Л. Тульчинского, ДА. Леонтьева, АА. Ручки, Д.В. Пивоварова, B.C. Степина, СП. Щавелева, М.М. Бахтина, Г.С. Кнабе, Д.В. Иванова, М.И.Бобневой и др. Авторы показывают, что все эти феномены могут быть адекватно поняты только в рамках определенных концептуальных систем, однако комплексный анализ сверхчувственных регулятивов деятельности является в настоящее время одной из актуальных и малоизученных областей социально-философского знания.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является феномен сверхчувственного. Предметом философского анализа является функционирование сверхчувственного в социальной системе и деятельности индивидов.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является философский анализ сверхчувственного как социального феномена. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

анализ основных аспектов сверхчувственного и определение категории «сверхчувственное»;

выявление роли сверхчувственного в человеческой деятельности и в социальной системе;

анализ способов социальной регуляции деятельности посредством сверхчувственного;

исследование основных составляющих сверхчувственного как компонентов целостной картины мира и осмысление их функций в социальной системе и деятельности индивидов.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологической базой для анализа проблемы сверхчувственного послужил деятельностный подход, согласно которому любое явление общественной жизни выступает как проявление деятельности, представляющей собою универсальный способ существования человека и общества. В соответствии с этим подходом сверхчувственное понимается как совокупность форм, регулирующих человеческую деятельность и формирующихся, функционирующих и развивающихся посредством деятельности. Этот подход берет свое начало в немецкой классической философии, провозгласившей принцип активности субъекта, и получает развитие в концепции К. Маркса. В отечественной философии деятельностный . подход разрабатывался М.С. Каганом, Э.Г. Юдиным, И.Ф. Вединым, В.П. Фофановым и др. В работах этих авторов обосновывается идея о том, что сущность человеческой деятельности необходимо искать в той сфере, где формируются цели и строится образ действительности какой она должна быть в результате деятельности. В этой связи полезными оказываются философские и психологические исследования, посвященные анализу образов и картин мира, формируемых в социальной практике и служащих для регуляции деятельности, в частности, социологическая концепция М. Вебера, психологическая концепция АН. Леонтьева, социально-философская теория В.П. Фофанова.

Другим важным принципом исследования сверхчувственного является принцип системности, разрабатываемый в современной философии и методологии науки Э.Г. Юдиным, А.Н. Аверьяновым, В.Н.Садовским, С.А. Кузьминым, В.Г. Афанасьевым, М.С. Каганом и др. Дифференциация различных видов и субъектов деятельности приводит к тому, что деятельность приобретает социальные свойства, т.е. рассматривается как взаимодействие субъектов, осуществляющих различные функции в социальной системе. Следовательно, сверхчувственные формы (ценности, нормы, значения) как компоненты социальной регуляции служат для приведения деятельности индивидов в соответствие с требованиями социальной системы как целого. Кроме того, само сверхчувственное рассматривается как целостное системное образование, т.е. как подсистема в рамках социальной системы, выступающая способом достижения целостности системы, регуляции протекающих в ней процессов. Основанием для выделения уровней сверхчувственного послужила концепция П. Сорокина, определившего ценности, нормы и значения в качестве родовых социокультурных явлений.

Научная новизна основных результатов исследования состоит в следующем:

Выявлены и исследованы основные аспекты категории «сверхчувственное», обусловленные различием концептуальных подходов к объекту метафизического знания: онтологического, гносеологического и этико-аксиологического. На основе деятельностного подхода разработана концепция «сверхчувственного», позволяющая рассмотреть этот феномен как способ регуляции деятельности, основанный на формировании моделей, образов окружающего мира, обладающих ценностно-нормативным содержанием.

Сверхчувственное рассмотрено как регулятив социального поведения, обеспечивающий приведение деятельности индивидов в соответствие с требованиями социального целого. Выявлены регулятивная, интегративная, конструирующая и транслирующая функции сверхчувственного в социальной системе, основной из которых признана функция регулятивная, позволяющая определить сверхчувственное как способ саморегуляции социальной системы.

Определены основные формы социальной регуляции посредством сверхчувственного, являющиеся одновременно способами существования сверхчувственного в социальной системе: теоретическая, выделенная га процесса деятельности и закрепленная в виде научных, религиозных, этических или идеологических систем, и обыденная, непосредственно вплетенная в структуру деятельности. Показаны взаимовлияние и взаимопереход этих форм, состоящие в постоянной циркуляции в социуме бессознательных и неосознаваемых компонентов регуляции.

Сверхчувственное представлено как системно организованная картина мира, определяющая способ мировосприятия и направленность деятельности социального субъекта. Выявлены и исследованы ценностно-целевой, нормативно-операциональный и предметно-символический уровни сверхчувственного. Процессы «ритуалгоации» и «виртуализации» современных социальных процессов проанализированы в связи с абстрагированием норм и значений от реализуемых ими ценностных оснований.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Теоретическая значимость работы состоит в построении концепции «сверхчувственного», способствующей пониманию идей, концептов, категорий, лежащих в основе целостности мировосприятия как социально обусловленных и служащих, главным образом, для регуляции поведения субъектов в социальной системе. Сверхчувственное как системно организованная картина мира представлено в единстве онтологического, гносеологического и этико-аксиологического аспектов. Понимание сверхчувственного как социально значимого регулягива человеческой деятельности позволяет реабилитировать метафизику, но уже на новом, социально-антропологическом уровне. В этой связи картина мира, как организующая социальную действительность, должна быть объяснена исходя из логики социальной позиции, на основе которой сформировалась эта картина мира в рамках социальной системы как целого. Выделение трех уровней сверхчувственного - ценностно-целевого, нормативно-операционального и предметно-символического позволяет производить многомерный комплексный анализ общественных явлений и процессов как реализующих социальные ценности, нормы и значения. Полученные результаты также могут быть использованы для чтения лекций по общей и социальной философии.

Апробация полученных результатов. Различные аспекты работы обсуждались на кафедре философии УдГУ, на научно-практических конференциях: I студенческо-аспирантской конференции ФСФ (Ижевск, 1996 г.), научных межфакультетских конференциях УдГУ (Ижевск, 1998 и 2000 гг.), третьей научной конференции «Российское государство; прошлое, настоящее, будущее» (Ижевск, 1998 г.), межрегиональной научной конференции «Бренное и вечное» (Великий Новгород, 1999 г.), международной научной конференции «Наука и гуманизм: планетарные ценности третьего тысячелетия» (Санкг- Петербург, 2000 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации представлен 121 стр. основного текста и 17 стр. библиографического списка, включающего 235 наименований источников.