Введение к работе
Актуальность темы исследования. В герменевтической традиции по-ание характеризуется как онтологически укорененный способ человече-о бытия, что феноменально представлено в современной культурной 'ации. Сегодня самопонимание перестало быть результатом естественного ювления личности в культуре, но обнаруживает себя как результат эяженного усилия быть. И если философия продолжает осознавать себя как іременная эпоха, выраженная в понятии", она не может не отозваться на гакшую проблему.
Современная ситуация обнажает противоречие в существовании лично-
с одной стороны, современность поглощает самость, а с другой, - толкает
эвека к самоопределению, к усилению личностного начала. Представлен-
противоречие является социокультурным основанием актуальности имающего бытия личности.
Другая сторона той же проблемы состоит в том, что жизнь каждого опо-ювана пониманием произведений других, а смысл каждого из этих изведений опосредован культурным контекстом, который должен быть іеневтически восстановлен, иначе культура вытесняет человека не только :е окраину, но и на окраину собственного бытия. При этом под влиянием томов "ложного сознания" происходит деструкция самоидентификации, аруживается "человек без свойств". Человеческий индивид вынужден гь определенную герменевтическую подготовку, чтобы конституировать :сл из множественности интерпретаций с целью удержания собственной эсти и своего места в современной культуре.
Самопонимание наряду с взаимопониманием принадлежит к основ-[ модальностям "понимающего бытия" человека и, как таковое, установле-з качестве одной из основных тем герменевтики. Герменевтический подход іет как категориальный, так и экзистенциальный статус проблеме самопо-ания, отличая его от самосознания. Самосознание как непосредственная юсть индивида самому себе в своей непосредственности - одно из самых .озорных образований. Герменевтика полагает, что сегодня на место эсознания должно стать опосредованное самоинтерпретацией самопони-ие.
Помимо этого, идея самопонимания находится в русле культурно-)рического подхода. Если идея самосознания предполагает субъект-
объектный контекст, то идея самопонимания радикально конституирован контекстом культуры и конкретной культурно-исторической ситуацией. ] этом контексте самопонимание является не только и не столько практическ очевидностью Я- бытия, но и социально-историческим феноменом, требугс щим социокультурного осмысления. Этот вопрос предполагает, что отношени человека к предметному миру носит принципиально опосредованный харак тер, вырастает из онтологии культурных форм жизни и культурных произве дений человека.
Социально-философский статус рассматриваемых проблем заключаете в том, что проблема самопонимания носит социальный характер. Опытны; характер понимания обозначает возможность прийти к самоидентификаци; через идентификацию с Другим, через игру созданных воображением измене ний самого себя как Другого (ЖЛакан, П.Рикер, М.Бахтин), в контекст традиций, принимаемых личностью в Языке понимания себя (Г.Гадамег АЛотебня, Г.Шпет), на тождестве Я откладывается печать коллективны отождествлений, духовных и социальных связей (В.Библер, М.Бубер, К.Юнг^ Культурное опосредование психологического действия (знак, символ, текст определяется в своем наличном бытии институциональными структурам] общества в рамках нашей интерсубъективно значимой жизненной формі (Л.Выготский, СРубинштейн, Ю.Хабермас).
Таким образом, проблемная область (тема) исследования очерчиваете нами как область пересечения трех фундаментальных направлений мысли социокультурных оснований человеческого бытия, герменевтической пробле мы понимания и метапсихологической темы кризиса идентичности лично ста.
Степень разработанности темы. Фактически проблема самопонимани в философско - психологической традиции до сих пор не стала темой само стоятельных исследований в отличие от многочисленных иселедованиі проблемы понимания в различных контекстах и взаимопонимания. Это може быть связано с тем, что самопонимание действительно является процессом следующим за пониманием другого, и "скрывается в тени" этой более очевид ной проблемы. В то же время данная тема косвенным образом затрагивается трех различных направлениях европейской мысли.
Прежде всего, эта проблематика, развернутая в психоаналитической тра диции, касается вопросов психосоциальной идентичности личности (З.Фрещ А.Фрейд, КЛОнг, А.Адлер, Э.Берн, К.Роджерс, Р.Бернс, Э.Эриксон и др.) і
гтодов преодоления кризиса личности: психоаналитической герменевтике (.Шеллинг), структурном психоанализе (ЖЛакан), психодинамической рапии (Р.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазар), логотерапии (В.Франкл), геш-льттерапии (Ф.Перлз), психодрамы (Д.Киппер, Я.Морено, Д.Сакс, .Яблонски), психосинтеза (Р.Ассаджиоли) и др.
Во-вторых, обширное поле исследований посвящено социокультурно-у образу современности и проблеме личности, вынужденной своими усилия-і преодолевать радикальную необеспеченность, отчужденность и непонима-іе своего существования, представленное произведениями классической ялософии (Й.Канта, ГХегеля), философии символического (Э.Кассиррер, Лотман), "философии жизни" (Ф.Ницше, Г.3иммель, А.Швейцер), психо-:ализа (З.Фрейд, К.Юнг, ЖЛакан), феноменологии (Э.Гуссерль, .Мамардашвили), экзистенциализма (К.Ясперс, Ж.П.Сартра, М.Хайдеггера), шософии культуры (Й.Хейзинга, М.Бахтин, В.Библер). Истолкование планов шомена самопонимания в отечественной философско-психологической лсли начинается с исследования понимания смыслового содержания предме-в материальной и духовной культуры и преобразования личности в действии «имания и усилии стать "Я" из вещи природной "вещью" культурной .Аверинцев, М.Бахтин, В.Библер, ЮЛотман, Л.Лосев, М.Мамардашвили, Потебня, Г.Шпет).
Становление идеи самопонимания обогащается аспектом духовно-актического освоения мира личностью, обусловленного общественно-торическими формами практики в широком социокультурном контексте .Выготский, АЛазурский, АЛеонтьев, СРубинштейн и др.). Так поиск чностного смысла мотивирует ответственный поступок, преодолевает лько "разумность" поступающего мышления, обеспечивая не-алиби бытия чности и нравственную перипетию (М.Бахтин, В.Библер).
Наконец, это классическая проблема понимания, представленная мно-ми направлениями философской мысли. В данном исследовании самопони-ния мы придерживаемся феноменологической герменевтики, оставляя за еделами нашего внимания по меньшей мере пять контекстов термина внимание": методологический, когнитивный, логический, лингвистический, имуникативный. Подробный обзор этих направлений осуществляют О.В. валевская, В.В. Знаков.
В феноменолого-герменевтическом аспекте самопонимание - способ лествования, равный интерпретирующему бытию. Такое определение
4 самопонимания становится возможным после прививки герменевтики і феноменологии, осуществленной П.Рикером. В философской герменевтикі (ФЛІлейермахер, ВДильтей, Г.Гадамер, М.Хайдеггер) психологически* формы понимания отличает индивидуальность, ситуативность и невоспроиз водимость другим. Но поворот к понимающему бытию "предчувствовался' как в недрах европейской рефлексивной философии, которая следует аристо телевской традиции созерцательного рационализма (Р.Декарт, И.Кант ПГегель), так и в феноменологии Э.Гуссерля, где при условии редукции (илі epoche) описывается смысловая жизнь сознания.
Если психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан и др.) обозначил присутст вие человека в бытии на импульсивном уровне еще до сознательного еп усилия, выраженное в символах, то экзистенциальный опыт обнаружь внутреннюю жизнь Я на пределе и состояния человека в стремлении к этом] пределу (СКьеркегор, КЛсперс, Ж.П.Сартр, В.Франкл, Ж.Батай, Г.Марсель А.Бретон, Ф.Достоевский, Л.Толстой, Ф.Тютчев и др.). Понимающее быта также обогатилось идеей "безличного и до-личного" трансцендентальноп поля, формами интенциональных переживаний в нашем сознании других "я (ЖЛ.Сартр, М.Бубер, М.Бахтин). Не вычленяя специально процедуру самопо нимания, в европейской философии осуществляется поворот от идеи самосоз нания к идее самопонимания.
В онтологической герменевтике М.Хайдеггера "понимание" - подвижна основа человеческого бытия, событие, и поле трансцендентальной субъектив ности онтологизировано посредством Языка. В философской герменевтике Г. ГЛГадамера опора на нерефлексивный опыт превращает понимание в универ сальный феномен - изначальный способ человеческого "в мире", связанный < особой лингвистической структурой опыта и языковым характером мира Понимание конкретизируется как условие непрерывности, интерсубъективно ста, связанной с его коммуникативно-языковым аспектом. Это сближае герменевтику Гадамера с идеями В. фон Гумбольдта, отчасти АЛотебни Л.Выготского, Г. Шпета.
В современной отечественной философско-психологической мысли не которые герменевтические ориентации проблема понимания получила процессе анализа мировоззренческой традиции герменевтики (П.Гайденкс В.Калиниченко, В.Кузнецов, А.Михайлов, Г.Тульчинский, СТягунон В.Филатов и др.), в анализе междисциплинарного подхода к пониманиь (А.Брудный, В.Лекторский и др.), в методологических проблемах интерпрета
5 ции и творческой основе понимания в интерпретации (А.Баженов, Ж.Бекбосынова, Л.Доблаев, А.3алевская, С.Нахратова, А.Соколова, А. Слав-жая и др.). Интерсубъективная основа понимания освещается в исследованиях взаимопонимания (А.Бодалев, В.Знаков, В.Мясищев, Н.Обозов и др.).
Прививка герменевтики к феноменологии и психоанализу, осуществленная П.Рикером, позволила найти точку отсчета понимающего бытия личности і производных формах. Самопонимание у П.Рикера - выявление личностного :мысла в интерпретационном акте, в котором взаимосвязаны семантический шан с рефлексивным и экзистенциальным. В структурном психоанализе :амопонимание обеспечивается лучшим пониманием функции логоса, пре-фащением "пустой речи" в полную личностного смысла (ЖЛакан). В юнимающей коммуникации, диалоге самопониманием достигается различение Я и печати коллективных отождествлений (КХХабермас), в позиции шенаходимости - не-алиби бытия и обнаруживается "чуждость чуждого" М.Бахтин).
Многочисленные психологические исследования пытаются устранить >решь в анализе субъективных и объективных компонентов понимания. В «временной отечественной психологии предлагаются к анализу разные іспектьі развития "само-"(сти), связанные с приближением к ее пониманию: :амопознание, (И.Кон, О.Мотков, Ю.Орлов, В.Столин), самоопределение В.Сафин), самоотношение (С.Пантелеев), самоутверждение (Н.Цыбра, Шикитин, Н.Харламенкова), саморазвитие (Т.Чернявская, Г.Цукерман), :амопреобразование (А.Евстифеева), самовоспитание (Л.Рувимский) и др. )днако поворот к самопониманию осуществляется весьма осторожно: обсуж-(аются аспекты, близкие к понятию, но не развиваются. Авторы исследуют шные стороны само-созидательной возможности индивида, но все они осуществляются посредством самосознания.
Особенное значение для самопонимания составляют исследования связи «флексии и понимания, рассматриваемые как компоненты, как альтернатив-[ые методы анализа сознания, как факторы творческого развития ИМалисова, А.Огурцов, С.Палаги и др.). Базовым понятием авторов работ о «флексии также является личностное самосознание, но экзистенциально-уховный план личности при этом остается незатронутым.
Многочисленные зарубежные исследования философско-
сихологических проблем обретения человеком самого себя в век информаци-нной цивилизации полагают самопознание творческой способностью
6 сознания к освоению внутреннего и внешнего мира (Berner J., Pearce, Josiep Chilton, Van Dijk T. A., Kintsch W.), где самосознание связано с самоотожде ствлением (Richard М. Restak) и проявляется в конкретном "Я", бесконечном конечном. Самовосприятие личности в ее самоопределении осложняете действием психологических защитных механизмов личности (Rosenber Morris). .
Таким образом, мы констатируем, что если проблематика "само"-(сти): понимания в единстве идеи самопонимания и "заботы о себе" в европейско философской мысли находится в становлении (ЖЛакан, П.Рикер, М.Фукс Ю.Хабермас), то в отечественной философско-психологической мысли эт встреча еще не произошла, хотя подготовлена спонтанным становление аспектов самопонимания.
На сегодняшний день статус проблемы самопонимания в аналитике че ловеческого бытия можно обозначить следующим образом: эта проблем почти всегда "имеется ввиду", но не называется. Анализ встречи герменевтик и" психологической практики подводит к выводу: психология вынужден выделить свой интеграл из исходной философско-методологической целостне сти герменевтики - самопонимание. Задача современной социальной филосс фии и психологии состоит в том, чтобы вернуть герменевтике непонятого е индивидуального субъекта.
Предмет исследования: становление идеи самопонимания в контекст современной социокультурной ситуации
Цель исследования: показать место идеи самопонимания в аналитик человеческого бытия в контексте современной социокультурной ситуации определить возможности идеи самопонимания как методологической основі практики преодоления кризиса идентичности.
Это предполагает решение следующих задач:
выяснить, как современная культурная ситуация определяет кризи идентичности человека, непонимание им самого себя;
проследить, как на смену философской идеи самосознания приходи идея самопонимания;
выявить основные современные философские и методологически подходы к проблеме самопонимания;
Н исследовать сущность самопонимания и специфику его планов: семаї тического, экзистенциального, рефлексивного;
И раскрыть становление идеи самопонимания в отечественной философ-;о-психологической традиции;
И обрисовать в парадигме самопонимания классические проблемы ил-озий сознания; раскрыть возможности развития самопонимания для преодо-:нии кризиса личности;
И обосновать творческий потенциал «конфликта интерпретаций» сихоаналитической, феноменологической, эсхатологической) в развитии імопонимания и в восстановлении целостности личности в психотерапезти-:ских практиках.
Методологическая основа исследования. Исследование осуществля-ся в единстве историко-генетического, структурно-функционального, гноменологического и герменевтического методов. С помощью историко-нетического метода рассматриваются идеи и концепции, связанные со ановлением идеи самопонимания. Структурно-функциональный метод шравлен на выявление единства и преемственности в развитии семантиче-:ого, экзистенционального и рефлексивного планов самопонимания, сопос-вление в различных авторских позициях элементов самопонимания, несущих ^нкциональную нагрузку: предпонимание, понимание, герменевтический >уг, самоинтерпретация, интерсубъективность, вживание, объективация, [енаходимость.
Идея самопонимания, воплощающая единство феноменологической и рменевтическои интерпретаций, как методологическое основание ряда :ихотерапевтических технологий реализует конструктивную работу с [чностными смыслами бытия человека в ситуации его кризиса (логотерапия, иходинамическая терапия, гештальттерапия, психодрама, психосинтез), еноменолого-герменевтическая парадигма позволяет рассмотреть творческие оптимистические возможности самопонимания в отношениях пациент-рапевт, как символически (знаком, символом, произведением) опосредован-.гх и вписанных в герменевтический круг "Я" -"Другой". На защиту выносятся следующие положения.
-
Основная особенность современной ситуации личности - противоре-te между отчуждением Я от себя феноменами вещного мира и "ложного знания" массового общества и вынужденной необходимостью к усилию щимания своего Я.
-
Становление идеи самопонимания в европейской философской мысли [ет через преодоление круга субъект-объектной проблематики.
-
Эта идея обосновывается в феноменологической герменевтике кш длинный, но достоверный путь к себе, к своему желанию и усилию быть конституированный культурным произведением (знаком, символом, текстом человека. Самопонимание становится местом творческого конфликта интер претаций: психоаналитической, феноменологической, семантической.
-
Феноменолого-герменевтические идеи, развиваемые европейской фи лософией на пути к самопониманию, оказались идентичными отечественно! философско-художественной и философско-психологической традиции, ГД( произошло спонтанное исследование экзистенциального, семантического рефлексивного планов самопонимания.
-
Самопонимание как процесс соотносим с ответственным поступком утверждающим не-алиби бытия личности и нравственную перипетию. Этапь развития самопонимания (предпонимание, понимание, самоинтерпретация сопоставимы с архитектоникой поступка и эстетическим созерцанием вживанием, объективацией, вненаходимостью.
-
Оптимистические и творческие возможности в развитии самопонима ния содержит «конфликт интерпретаций»: психоаналитической, обращенной і археологии субъекта, феноменологической (в духе Гегеля), обращенной і грядущему смыслу, эсхатологической, обращенной к Единому. Обогащенш «конфликтом интерпретаций» в психотерапевтических практика; (психодинамической, логотерапии, психодраме, психосинтезе) позволяс субъекту, минуя дискурс власти терапевта, найти личностный смысл, пред ставленный в его творческом произведении, построить позитивную идентич ность, преодолеть экзистенциальный кризис, обрести духовные силы.
Научная новизна исследования:
показана связь современной социокультурной ситуации с экзистенци
альным неврозом личности и необходимостью развития культуры самопони
мания для преодоления кризиса личности;
раскрыт смысл идеи самопонимания как нового творческого этапа і
развитии человека и выявлена специфика планов самопонимания: семантиче
ского, экзистенциального, рефлексивного;
исследован творческий потенциал «конфликта интерпретаций» в раз
витии самопонимания и в восстановлении целостности личности в психоте
рапевтических практиках;
в показана новаторская роль отечественной философско психологической мысли в постановке проблемы самопонимания.
Научно-практическая значимость результатов исследования. Итоги исследования могут быть использованы как для построения учебных курсов по проблемам социальной философии, философской антропологии, так и для использования идеи самопонимания и творческих возможностей «конфликта интерпретаций» в психотерапевтических практиках, разработки идеи самопонимания для развивающих образовательных программах.
Апробация диссертации. Основное содержание отражено в девяти статьях, в трех методических пособиях и двух курсах, содержание которых апробировано в течение пяти лет в практической психолого-педагогической деятельности автора: "Развитие самопонимания в ранней юности", "Развитие :амопонимания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста", которые являются частью исследовательского проекта в рамках гранта РГНФ № 96-03-04622, "Программа и методические рекомендации к курсу культурологии "Способы интерпретации культурного Текста", "Программа іедагогической психологии" для психологического факультета ДВГМА.