Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Состояние и перспективы диалогового взаимодействия современных цивилизационных систем Масуме Махдави Мозафар

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Масуме Махдави Мозафар. Состояние и перспективы диалогового взаимодействия современных цивилизационных систем: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Масуме Махдави Мозафар;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социокультурные предпосылки и основания взаимодействия цивилизаций в современном мире

1.1. Категориальный статус понятий «диалога» и «конфликта цивилизаций» в контексте современных социально-философских концепций 13

1.2. Социокультурные основания поиска взаимодействия цивилизаций в контексте ученый мусульманских мыслителей: традиция и современность 26

1.3 Осмысление противоречий между традиционализмом и современностью как основания столкновения и конфликта цивилизаций 45

ГЛАВА II. Особенности взаимодействия цивилизационных систем в современном мире

2.1. Диалог цивилизаций и мировые культурные, политические, экономические блоки 88

2.2. Культурно - цивилизационная идентичность Ирана и стран Центральной Азии в условиях современности 114

Выводы и предложения 131

Список использованной литературы .

Социокультурные основания поиска взаимодействия цивилизаций в контексте ученый мусульманских мыслителей: традиция и современность

Чтобы лучше понять способы применения этого термина «цивилизация» целесообразно прежде описать и объяснить его значение. Автор «Ал-Мунджида» по этому поводу пишет: 1«u- l t 1 З Ь », т.е. перенять нравы населения городов. «Тамаддун» (цивилизация): город, ал-хизара»2, автор словаря Корана о термине «мадина» (город) пишет: «мадина», т.е. город. «Мудун» означает проживание. :Uj j jli JL j » « i (проживать на местности - проживание - проживать). По-видимому, город называют «мадина» в том смысле, что там проживают люди. Однако слово «тамаддун» (цивилизация), означающее выход от невежества и вхождение в человеческое общество и прогресс, по-видимому, является новым и современным значением».3 В Коране множественное число от слова «мадина» (город) применяется как «мадоин» (города): «ио ся і L OJ J іК№»(Так отправь Фараона в города на сборище).4 «В Священном Коране слово «мадина» упоминается четырнадцать раз, а слово «мадаен» три раза».5

Сегодня это слово превратилось в научно-культурный термин и обрело новое понятие, которое в буквальном смысле не так чуждо с его лексическом значении, поэтому в новом определении говорится: «Цивилизация буквально означает сотрудничество членов сообщества в социальных, экономических, религиозных, политических и других делах. В другом месте она означает приспособление к концепции этики и обычаев граждан».1 Ниже остановимся на некоторые значения слова «цивилизация» в различных источниках: 1. Урбанизация, в значение этики и обычаев граждан, «маданият» (урбанизация).2 2. Набор общих характеристик, существующих между более развитыми обществами. Комплексный набор человеческих обществ, в противоположность варварству.3 3. Набор социальных (религиозных, нравственных, научных, технических и художественных) явлений общества какой-либо из групп обществ.4

В арабском языке слово «тамаддун» (цивилизация) заимствовано из слов «мудун» (города) и «маданият» (урбанизация) в том значении, что человечество приступает в ее свете к созданию определенных обществ и урбанизируется. На английском и французском языках слово «цивилизация» (civilization) заимствовано из слова (civita), антонима слова «дикость», из слова (civiis), что означает урбанизацию».

Ходжа Насриддин Туси говорит: «Поскольку бытие человечества невозможно без содействия, а содействие не достижимо без консенсуса, следовательно, человеческий род нуждается в сообществе и такой тип сообщества, которого мы описали, называется цивилизацией, а слово «тамаддун» (цивилизация) заимствовано от слова «мадина» (город). А слово «мадина» означает сообщество людей, основанное на видах профессий и кооперативных ремесел… и это означает то, что говорят философы: «Человек по сути является цивилизованным, т.е. он естественно нуждается в сообществе, называемое «цивилизацией»

Теперь, когда термин «цивилизация» стала для нас понятным, рассмотрим всеобъемлющие определения этого термина в теориях ученых и социологов Запада и Востока.

Цивилизацию можно рассматривать как «процесс постепенной эволюции человеческой мысли и действия по отношению к познанию и приобретению в природе и обществе в определенном контексте культуры, религии и морали в конкретный исторический период», другими словами: «комплекс достижений, человеческого творчества и инноваций в научной, политической, экономической, социальной, культурной, религиозной, моральной и других областях». Но то, что мы видим сегодня, например, спутники, Интернет, современные телекоммуникации, технологии, межконтинентальные самолеты, гигантские корабли, роскошные автомобили, стильная одежда и т.д. - все являются атрибутами, т.е. какое либо общество может иметь все, но может являться не цивилизационным. Ученые - социологи заявляют, что цивилизация представляет собой сочетание безопасности, культуры, порядка и свободы».

Нам представляется интересным также осмысление соотношение понятий «цивилизация» и «диалог». Относительно цивилизации и диалога цивилизаций выдвинуты различные взгляды и идеи, но необходимо вкратце остановиться на сути понятия диалога цивилизаций и его основных понятиях и предположениях, чтобы лучше и правильно понять теорию «диалог цивилизаций».

В чем же заключается суть и истина диалога цивилизаций? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует ответить на следующие вопросы: Кто является участниками диалога цивилизаций? Что является целью диалога? Нет каких-либо сомнений, что фиксация диалога цивилизаций не являются фактическими, а являются виртуальными (метонимиями), ибо диалог в действительности не приемлемо к документированию людей и цивилизация не является физическим лицом. Нет никакой необходимости в знании категорий или критерий, которых философы-интеллектуалы выдвигают для очеловечивания такого создания с тем, чтобы понять -цивилизации не являются созданиями, способными вести диалог друг с другом. Неизбежно, когда речь идет о диалоге цивилизаций, то подразумевается диалог людей, принадлежащих к различным цивилизациям или имеют чувство принадлежности к ним. В диалоге цивилизаций люди, принадлежащие или имеющие чувство принадлежности к различным цивилизациям, ведут друг с другом диалог.

Осмысление противоречий между традиционализмом и современностью как основания столкновения и конфликта цивилизаций

Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий философ, родился в городе Бланкенбурга и получил свое образование в области математики, философии и истории цивилизации на основе и в здании Восточной цивилизации и выпустил свой историко-философский шедевр под названием «Закат Запада» в 1918 г.

Шпенглер написал свою знаменитую работу в области философии истории, в которой на основе историко-социальных исследований подвергает анализу современные цивилизации мира с самого начала их возникновения до нынешнего века. Он пытается осветить путь всех культур и на этой основе прогнозировать трансформации всех нынешних культур и цивилизаций.

В дополнение к разъяснению всех социальных и исторических событий и преобразований, а также их анализа и интерпретации перед (духовной) культурой и (материальной) цивилизацией, од прогнозирует также возникновение и падение цивилизаций в конкретном (тысячелетнем) периоде и в особенной географической ограниченности.

Он также считает, что преимущество материального элемента “цивилизации” над духовным элементом “культуры” может привести к гибели цивилизации. Таким образом, согласно его утверждению, культура предшествует цивилизации. Описание, которое Шпенглер дает в отношении нынешней Западной цивилизации (84 лет назад), отчетливо видно по его следующим словам, “конец жизни каждой великой культуры характеризуется каменным храмом «глобального города». Народ той культуры, благородная сила которого является воспитанником земель, степей и пашен Родины, оказался в тисках животного, которого создали сами (т.е. города), становясь их покорным слугой, в конечном итоге оказывается объектом охоты».1

Теорию “Закат Европы” он излагает в своей единственной важной одноименной книге, написанной и опубликованной в 1918-1922 гг. В своей книге он осуществляет попытку доказать, что каждая культура имеет свою уникальную «душу» или уникальный художественный стиль, все культуры проходят жизненный рост и распад, что является сопоставимо с биологическим циклом живых существ. При анализе истории Западной Европы, Шпенглер утверждает, что европейская культура вошла в заключительный этап своего существования, что в основном является периодом развития, основанным на технологии и политике. Этот труд Шпенглера вызвал широкую дискуссию и споры, повысил его репутацию во всем мире.

Йошихиро Фрэнсис Фукуяма родился 27 октября 1952 года, является американским философом, политическим экономистом, главой Международного экономического развития Университета Джона Хопкинса и автором книги «Конец истории и последний человек”. Он известен выдвижением теории о «конце света».

Теория о конце истории. Теория «Конец истории» Фрэнсиса Фукуяма была выдвинута в 1989 году и в 1992 году была изложена в книге «Конец истории и последний человек». Таким образом, теория о конце истории была выдвинута Френсисом Фукуяма, американским ученым. Согласно этой теории период после Второй мировой войны либеральные демократические ценности распространились по всему миру и по словам Фукуямы сегодня либеральная демократия, особенно после распада советской системы, обрела форму доминирующего и господствующего потока, в которой все страны и сообщества должны подчиниться им. При этом последний предел усилий и борьба различных цивилизаций, в конечном итоге, выступили в форме идеологии либеральной демократии. Следовательно, представление относительно более лучшей и соответствующей политической системы в качестве альтернативы или замены этой системы не существует.

Фукуяма недавно опубликовал еще одну книгу под названием «После неоконсерваторов». Ее главной темой является американская внешняя политика после 11 сентября 2011 г. В своей 200-страничной книге он рассматривает исторические корни, эволюцию неоконсервативной мысли и объясняет, почему он считает себя выше неоконсерваторов и почему он отказался от своих предыдущих теорий. Жак Деррида, французский философ, рассматривает учения Фукуямы в продолжении наивных оптимистических убеждений Маркса и преобладающей философии во всей истории ХIХ века, основанной на исторической линейности. Для Деррида угнетение, бедность и голод представляет собой синтез либеральной демократии, с точки его зрения нельзя накладывать проблемы Запада на плечи других, потому что сам Запад является основным виновником несправедливостей. С точки зрения Деррида, теория Фукуямы завершится однополярным миром, и в наибольшей степени является гидрофобной и авторитарной

Диалог цивилизаций и мировые культурные, политические, экономические блоки

Христиане также не считали себя жителями западной или христианской цивилизаций и не имели такое описание своего исторического положения. Эти понятия являются современными понятиями, а такие современные понятия часто являются продуктом Западной мысли и культуры. Мы, мусульмане и население Востока приняли эти понятия и с их помощью анализируем историю. Для анализа истории понятие «цивилизация» не представляет собой сакральност. Если история будет рассматриваться сакральной, как того видели некоторые последователи религий, то не будет использоваться понятие «цивилизация». Такое введение сделано для того, чтобы подчеркнуть – как только мы будем обсуждать исламскую и западную цивилизацию, то это означает, что мы вошли в сферу западной мысли».

Доктор Суруш добавил: “Второй момент заключается в том, что цивилизации не имеют сущность, не имеют природы, не относятся к естественным типам. Цивилизации имеют дело с договорными вопросами, наподобие партии, профсоюза. Хотя они являются гораздо более сложными и далеко весомее и больше, в принципе они заслуживают такого решения и пользуются такой ситуацией. Именно поэтому границы цивилизации являются неустановленными и зависят от договора историков и философов. Без детальной ссылки на теорию профессора Хантингтона, я просто напоминаю, что при определении западной цивилизации он не включает в нее ортодоксальное христианство. Католическое христианство и протестантское христианство включены в его определение западной цивилизации, но ортодоксальное христианство (православие) - нет. Такого рода добавления, сокращения, увеличения и уменьшения неизбежны. Тот, кто говорит об исламской цивилизации и тот, кто говорит о западной цивилизации, тот неизбежно считается из числа таких договорившихся, ибо цивилизации по своей сути не имеют какой либо определенной природы, и, как я сказал, они не посланы Всевышним». 1

Доктор Суруш в продолжении своей речи сказал: «В-третьих, цивилизации содержать в себя противоречия и внутренние конфликты. Нет ни единой целой и монолитной цивилизации. Консолидация не считается из числа столпов категорий становления цивилизацией цивилизаций. Ни одна цивилизация не является таковой. Сами подумайте, в самой Западной цивилизации мы сталкиваемся с диаметрально противоположными концепциями. Это означает, что цивилизация создала эти контрасты и переварила в себе. Социализм и капитализм являются продуктами этой же цивилизации. Номиналисты также принадлежат к этой цивилизации, а реализм или философский концептуализм являются продуктами этой цивилизации. Эндио-дуализм и кальктивизм относятся также к этой цивилизации. Эта цивилизация не основана ни на одном из них в одиночку, но она является матерью всех них. Исламская цивилизация также является таковой. Она никоим образом не является монолитной. Ни в коем случае идеального и идеального соответствия в ней не существует, что кажется. История исламской культуры полна противоречий и в ней появились противоречивые идеи и различные мнения настолько, что вызывает недоумение. Мы в исламской цивилизации имеем две школы калама: ашъария и муътазилия. Эта ашъария и муътазилия имели свои аналоги в истории христианской культуры и цивилизации; те большие разницы, которые существовали там, здесь существовали также в полном объеме».

Излагая четвертый момент о цивилизациях доктор Суруш сказал: “Прогнозы, которые делаются относительно цивилизаций, нарушают себя, т.е. отрицают себя. Сами рассудите, Маркс относительно Западной цивилизации сделал прогноз, что социализм распространится по всему миру и поглотить эту цивилизацию, особенно страны Западной Европы станут первыми регионами, которые будут поглощены социализмом. Но этот прогноз не состоялся. Причиной этого не являлось то, что Маркс плохо осознавал то, что происходил, а заключалась в том, что само объявление этого прогноза могло привести к тому, что определенные люди могли восстать против этого прогноза, что они и сделали, предотвратив его реализацию. Даже если мы и сделаем точный научный прогноз о столкновении или противостоянии цивилизаций, и когда этот прогноз афишируется, то он сам пытается отрицать себя, и то, что является источником оптимизма и надежды - это прогнозы станут причиной развития ряда серьезных дискуссий, будут концентрировать определенное внимание на определенные аспекты, устраняют игнорирования. Именно этот вопрос становится причиной того, чтобы предотвратить событие, происхождение которого было неизбежным»

Культурно - цивилизационная идентичность Ирана и стран Центральной Азии в условиях современности

Доктор Хасан Рохани, избранный президентом Ирана в 2013 г., вступил на политическую арену Ирана с новой целью (правительства благоразумия и надежды). Во главе своей программы он поставил взаимодействие и диалог с миром, сталь заниматься поиском путей выхода из политических и экономических проблем Ирана с Западом. При этом одну из важнейших основ его программы составили диалог и благоприятные отношения с западными странами. Он разработал стратегические цели, стратегии и приоритеты внешней политики страны на основе Конституции и документов, а также трех принципов: достоинства, мудрости, интереса. Дорожная карта внешней политики и основной текст программ одиннадцатого государства выглядят следующим образом: 1) Стратегические цели: 1. Сохранение независимости, единства и территориальной целостности; 2. Укрепление национальной, региональной и международной могущества Ирана и иранцев; 3. Укрепление отношений, сокращение напряженности и враждебности; 4. Поддержка обеспечения и повышения безопасности и национального потенциала; 5. Управление, сокращение и устранение международных, многосторонних и односторонних санкций; 6. Содействие устойчивому и целенаправленному развитию страны с учетом экономики как основы во внешней политике; 7. Выполнение эффективной роли в установлении мира и стабильности в регионе и в мире; 1. Основы и принципы внешней политики ИРИ:

Цели и стратегические приоритеты внешней политики ИРИ, направленной на достижение конструктивного взаимодействия с миром, основаны на следующих принципах: 1. Превращение статуса Ирана в международной системе в безопасный. 2. Изменение мирового имиджа Исламской Республики. 3. Разрешение конфликтов, реконструкция и реформа взаимодействия с эффективными международными и национальными интересами; 4. Нормализация и улучшение отношений с соседними странами, укрепление конструктивных отношений с невраждебными странами. 5. Многостороннее и одностороннее управление, сокращение и устранение международных кризисов. 6. Конструктивное влияние на глобальные события, особенно в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, предотвращение распространения оружия массового уничтожения. 7. Усиление вдохновляющей роли Ирана и поощрение подлинного диалога исламской революции, а также стремление к сближению между исламскими странами. 2. Стратегии конструктивного и эффективного взаимодействия с миром:

Следует отметить, что подход одиннадцатого государства в своей внешней политике, создание им взаимопонимания и укрепление национального консенсуса, умеренность и сотрудничество во внешней политике основываются на достоинстве, мудрости, добре и взаимодействии. Этот подход определен в контексте достижения целей Плана двадцатилетней перспективы ИРИ, укрепления национальной безопасности, устранения внешних угроз, расположения экономики и национального развития в качестве краеугольного камня в зарубежных отношениях, нейтрализации исламофобии и антииракской пропаганды, повышения авторитета и достоинства Ирана. На основании такого подхода для внешней политики определены четыре стратегии:

1. Объяснение дискурса нормализации в целях взаимопонимания и консенсуса на национальном уровне

Нормализация означает достижение баланса между идеалами и реальностью с целью ориентирования реальностей в направление идеалов. Дискурс о нормализации во внешней политике государства, решения и надежды представляют собой реалистичное, эгоистичное, сбалансированное, интеллектуальное движение в сторону диалога, конструктивного взаимодействия и взаимопонимания для продвижения достоинства, положения, безопасности и развития страны.

2. Создание согласованной и интеллектуальной внешней политики

Согласованная и интеллектуальная внешняя политика должна основываться на создании централизованной и скоординированной системы планирования и принятия решений о внешней политике; постоянное выявление угроз и возможностей для их своевременного использования, превращении угроз или сопротивлении им с целью обеспечения национальной безопасности и интересов; создании возможностей, устранении угроз, предотвращении угроз в сферах жизненно важных интересов; предложении проекта, основанного на национальной безопасности и главных национальных интересах в сфере внешнеполитических отношений.

3. Активное участие, конструктивное и эффективное взаимодействие

Активное участие, конструктивное и эффективное взаимодействие заключаются в следующем: создание, укрепление и углубление двусторонних и многосторонних отношений в целях укрепления национальной безопасности, продвижение национальных интересов, содействие и улучшение мощи, престижа, положения и роли в регионе и международной системе; теоретическое и дипломатическое сопротивление глобальной структуре, основанной на силе; активное и целевое участие в обеспечении международной и региональной стабильности и безопасности, управлении проблемами и кризисами для содействия глобальному доверию, обеспечению интересов национальной безопасности; укрепление процесса многосторонности, создание политических коалиций с союзниками и активное участие в формировании региональных и глобальных норм и правил в соответствии с исламскими и национальными интересами; активное взаимодействие со странами и институтами, эффективными в мировой экономике, и создание условий для сотрудничества с крупными экономическими предприятиями в целях развития, укрепления и стабилизации экономических отношений, привлечения зарубежного капитала, расширения рынка экспорта товаров и услуг, повышения конкурентоспособной силы Ирана; поддержка мусульманских народов, особенно угнетенного палестинского народа.

4. Расширение и углубление истинного Ислама и продвижение иранской идентичности

Расширение и углубление истинного Ислама и продвижение иранской идентичности достижимы при развитии иранской культуры и цивилизации, особенно географического региона Великого Ирана с целью интеграции и повышения иранской идентичности; использовании религиозных и культурных возможностей для развития и углубления истинного ислама, защите индивидуальных и коллективных прав иранцев зарубежом и укрепление иранско- исламской идентичности, создании необходимых условий для их участия в национальном развитии.