Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Григорян Татевик Вартановна

Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ)
<
Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ) Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорян Татевик Вартановна. Соотношение естественных и социальных факторов формирования феноменов гуманности (социально-философский анализ): диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Григорян Татевик Вартановна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет"].- Чита, 2015.- 164 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования факторов формирования гуманности 15

1.1. Понятия «гуманность» и «гуманизм» в социальной философии 15

1.2. Философские подходы к исследованию факторов формирования гуманности 28

Глава 2. Развитие представлений о факторах формирования гуманности в истории философии 41

2.1. Представления о факторах формирования гуманности в истории зарубежной философии 41

2.2. Представления о факторах формирования гуманности в истории отечественной философии 53

Глава 3. Система факторов формирования гуманности 80

3.1. Естественные факторы формирования гуманности 80

3.2. Социальные факторы формирования гуманности 94

3.3. Диалектическое единство естественных и социальных факторов формирования гуманности 108

3.4. Формирование феномена гуманности в истории человечества 120

Заключение 136

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глобальные тенденции развития современного общества трансформируют нравственные качества человека. Человечество достигло высокого уровня прогресса в науке и технике, однако далеко не всегда человек чувствует себя уверенным в завтрашнем дне. Возрастает количество локальных конфликтов, существует риск перерастания их в конфликты глобальные. Рост терроризма, возрождение фашизма являются реальностями начала XXI века. Особую тревогу вызывают отношения в детской, подростковой и молодёжной среде, где «модным» становится выкладывание в Интернете роликов с коллективным избиением ровесников, а также бомжей, стариков. Такое поведение носит антигуманный характер.

В создавшейся ситуации наука должна ответить на два важнейших вопроса: в чём причина сохранения антигуманности в общественных отношениях, и каковы условия необходимой гуманизации общества? Актуальным аспектом решения обоих этих вопросов является проблема факторов формирования гуманности. Сегодня необходимо проанализировать все факторы гуманизации общества: как социальные, так и естественные, как внутренние, так и внешние, выявить ведущие факторы, раскрыть их связи и взаимовлияние.

Большое значение в осмыслении современных механизмов гуманизации общества принадлежит социальной философии, выполняющей мировоззренческую, гуманистическую и общекультурную функции. Именно социальная философия, выходящая на высший уровень обобщения данных естественных и социальных наук, способна выявить целостную систему факторов формирования гуманности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования гуманности является одной из актуальных в современной социальной философии, хотя она была поставлена гораздо раньше. Основную трудность для анализа представляют различия во взглядах исследователей на гуманность, обусловленные не только методологическими, но и мировоззренческими, идеологическими, культурными причинами и отражающие их личный опыт.

Долгое время в западной и отечественной философии понятия «гуманность» не существовало. Философы использовали близкие по значению понятия, такие как «нравственность» и «человечность». Некоторые философы стремились определить факторы формирования человечности. По Аристотелю, главным источником человечности является государство. Римские стоики (Л. А. Сенека, М. Т. Цицерон и другие) полагали, что источником человечности является аскетическая мораль в отношении человека к внешней природе и внешнему социальному окружению.

Философы эпохи Средневековья (Августин Блаженный, А. М. Боэций, И. Д. Скот и другие) главным фактором формирования человечности называли божественное влияние. Лишь тем, кто следовал нравственным нормам, предписанным свыше, гарантировалась вечная жизнь после смерти.

В эпоху Нового времени Э. Э. К. Шефтсбери, Т. Пейн, Д. Юм полагали, что природа человека добрая и что нравственность является врождённой,

человек способен получать истинные наслаждения от добродетельности. Важный вклад в понимание гуманности внесли такие зарубежные философы эпохи Просвещения, как К. А. Гельвеций и П. А. Гольбах. Они считали, что решающее значение в формировании гуманности имеют воспитание и социальная среда, опирающиеся на естественные потребности человека.

В XIX веке интерес к проблеме факторов формирования гуманности связан с резкими экономическими и социальными переменами. К. Маркс и Ф. Энгельс единственной предпосылкой возникновения гуманности называли установление общественной собственности на средства производства. Э. Дюркгейм полагал, что естественное начало в человеке постоянно противостоит социальному. А. Бергсон, напротив, утверждал, что социальное заложено в естественной природе человека. Выделив два вида морали, П. Тейяр де Шар ден был убеждён в том, что гуманного человека формирует общество.

В 50-х годах XX столетия в рамках персонологии оформилась новая область научного знания, получившая название гуманистической психологии. Учёных, разрабатывающих гуманистическую теорию личности (3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Р. Чалдинга, К. Юнга и других), объединяет то, что они выделяют стремление к максимальной самореализации и самоактуализации в качестве источника гуманности. Многие зарубежные учёные XX - начала XXI веков (Г. Д. Биеста, X. Дж. Блекхэм, А. Т. Графтон, С. Кохен, Л. Н. Моррисетт и другие) в качестве главных факторов формирования гуманности называют воспитание и социальную среду. Видные представители течения социобиологии (К. Р. Докинз, Э. О. Уилсон и другие) утверждают, что естественные и социальные факторы, в частности, гены и мораль, инстинкты и культура в значительной степени влияют на формирование нравственных качеств человека.

Огромное значение проблемам формирования нравственности и гуманности придавали многие русские мыслители: А. Ф. Бестужев, Н. М. Карамзин, Н. И. Новиков, И. П. Пнин, А.Н. Радищев, М. М. Щербатов и другие. В частности, А. Н. Радищев говорил о влиянии природных (климат, почва, флора, фауна) и общественных (форма государственного правления, просвещение) особенностей на благополучное развитие общества и человека.

Проблемой определения природных и социальных составляющих формирования близких гуманности феноменов, - альтруизма и нравственности, - в середине XIX - начале XX веков плодотворно занимались такие русские философы, как П. Л. Лавров и П. А. Кропоткин. П. Л. Лавров считал, что в основе нравственности лежат неизменные законы природы. П. А. Кропоткин, основываясь на фактах поведения животных, схожих с человеческим альтруизмом, обосновано заявил, что человеческий альтруизм имеет естественные предпосылки. Более того, в работах данных авторов, особенно у П. Л. Лаврова, выявлено соотношение влияния природы и общества на формирование нравственности и альтруизма. Русские мыслители, утверждающие религиозный гуманизм (С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, В. С. Соловьёв, Н. С. Трубецкой и другие), видели в страхе перед Богом действенное средство, сдерживающее насилие и способствующее формированию гуманных отношений. Русские революционные демократы

анализировали гуманность исключительно с материалистической позиции, тесно увязывая её с социальными правами человека на достойную и счастливую жизнь. Установление такой жизни, по мнению Н. А. Добролюбова, А. С. Изгоева, П. Б. Струве, Н. Г. Чернышевского возможно только в коммунистическом обществе. Таким образом, в русской философии проблема формирования гуманности занимала одно из ведущих мест.

Новый этап интереса к проблеме гуманизма и гуманности в России связан
с современной социальной философией. Важное место здесь занимают идеи
И. Т. Фролова, посвященные теме гуманизма. И. Т. Фролов считал, что для
развития общества и человека необходимо, чтобы научный и технический
прогресс, особенно в области генетики, евгеники, генной инженерии и
клонирования, опирался на принцип гуманизма. Ряд исследователей
(А. А. Барбаков, И. М. Борзенко, В. А. Кувакин А. А. Кудишина,

М. Г. Курбанов, Л. А. Швачкина, Р. Б. Урусова) исследуют проблему возникновения идеи гуманизма и различные проявления гуманности (учение, идея, аксиологический принцип социального бытия, одухотворяющий идеал, «культивированная проекция человечности», принцип жизни). Другие авторы выделяют разновидности гуманизма: Э. Ю. Соловьёв - нравственный и юридический гуманизм; И. Ф. Смольянинов - практический, этический и теоретический гуманизм. Поскольку феномен гуманности тесно связан с нравственностью, большую роль играют работы Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова, в которых анализируются талион, «золотое правило нравственности» как этапы становления нравственности.

Предметом исследования современных российских учёных, как правило, выступают лишь отдельные факторы возникновения гуманности. Одни авторы (А. В. Козенко, О. Г. Кочетков и другие) анализируют природный мир, космическое пространство; вторые (С. А. Пастушный, Е. И. Ярославцева и другие) - биоритмы человека, генотип; третьи (А. Н. Асмолов, М. Л. Бутовская и другие) - социальный статус, степень образованности; четвёртые (В. Ж. Келли, Б. Г. Юдин и другие) - разум, являющийся результатом интериоризации внешних социальных факторов.

В связи с социальными, политическими, экономическими изменениями в мире, с новейшими научно-техническими достижениями, в последние десятилетия появились новые направления в гуманизме, зачастую кардинально отличающиеся от классического светского гуманизма. Это трансгуманизм (Н. Бостром, X. Моравес и другие), постгуманизм (У. Хейпинг, М. Ямпольский и другие), экогуманизм (Г. Бурнеко, К. И. Корепанов и другие), убунту -южноафриканская гуманистическая философия (М. Гарви, Д. М. Туту и другие).

Таким образом, философия со временем постепенно обогащается новыми подходами к изучению гуманности и факторов её формирования. Тем не менее, о полной изученности этой проблемы говорить ещё рано. Во всех вышеуказанных работах проблема гуманности рассматривается лишь в каком-то определённом аспекте, не проведён целостный анализ. В философии отсутствуют работы, посвященные комплексному изучению естественных и социальных, внешних и внутренних факторов формирования гуманности, их

диалектической связи.

Всё вышесказанное определило объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает феномен гуманности.

Предметом изучения являются естественные и социальные факторы формирования феномена гуманности.

Цель исследования осуществить социально-философский анализ естественных (внешних и внутренних) и социальных (внешних и внутренних) факторов формирования феномена гуманности в их целостности и системности.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются:

  1. раскрыть содержание понятия «гуманность» и уточнить его соотношение с понятием «гуманизм»;

  2. определить теоретико-методологическую основу исследования факторов формирования гуманности;

  3. провести историко-философский анализ зарубежных и отечественных представлений о факторах формирования гуманности в ракурсе методологии соотношения естественного и социального;

  4. выявить внешние и внутренние естественные, внешние и внутренние социальные факторы формирования гуманности;

  5. проанализировать диалектическое единство естественных и социальных факторов формирования гуманности;

  6. определить место гуманности в процессе развития общественных отношений.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве теоретической основы диссертационной работы используются труды российских философов: П. Л. Лаврова, П. А. Кропоткина, Г. Н. Гумницкого, исследующих факторы формирования гуманности с позиции соотношения в них природной и общественной сторон; И. Т. Фролова и А. А. Гусейнова, анализирующих в рамках комплексного учения о человеке этапы становления нравственности.

Теоретико-методологической базой диссертации являются теория развития общества на основе естественных и социальных предпосылок и методологический принцип соотношения социального с внешним естественным и внутренним естественным, разработанные Н. Д. Субботиной, позволившие выявить систему факторов гуманности (внешние и внутренние естественные, внешние и внутренние социальные) и проанализировать их диалектические связи.

Достижение цели и задач исследования определило необходимость использования общенаучных методов (анализа, синтеза, сравнения, объяснения, классификации) и принципов (аксиологического, детерминизма, развития, всеобщей связи, непротиворечивости), что обеспечило научность и достоверность полученного знания в рамках заявленной темы.

Методологической основой исследования выступают системный, сравнительно-исторический, диалектический и междисциплинарный подходы.

Системный подход позволил показать целостность феномена гуманности, выявить взаимодействие естественных и социальных факторов формирования гуманности в обществе и человеке. Сравнительно-исторический подход дал возможность осуществить социально-философский анализ становления и развития данного феномена, определить тенденции его изменения. Диалектический подход, учитывающий сочетание устойчивости и изменчивости социально-исторического развития, позволил определить факторы формирования гуманности в противоречивом единстве естественного и социального. Междисциплинарный подход позволил провести комплексный анализ предмета исследования.

Научная новизна заключается в следующем:

  1. уточнено, что понятие «гуманность» отражает человекоориентированное качество людей, проявляющееся в общественных отношениях, а понятие «гуманизм» обозначает идею, мыслительный конструкт, выражающий идеал поведения человека и общественных отношений, основанных на гуманности;

  2. обоснована необходимость применения в исследовании феномена гуманности теории развития общества на основе естественных и социальных предпосылок и методологического принципа взаимодействия социального с внешним естественным и внутренним естественным, позволяющих выявить систему естественных и социальных факторов формирования феномена гуманности;

  3. выявлены основные подходы к изучению естественных и социальных факторов формирования гуманности в истории зарубежной и отечественной философии на основе методологического принципа взаимодействия социального с внешним естественным и внутренним естественным:

- абсолютизация роли естественных факторов в формировании
гуманности;

- признание решающей роли социальных факторов в формировании
гуманности;

- учёт связи естественных и социальных факторов;

- принятие сверхъестественных факторов в качестве определяющих в
формировании гуманности;

  1. раскрыты внешние и внутренние естественные, внешние и внутренние социальные факторы формирования гуманности;

  2. показано диалектическое единство естественных и социальных факторов формирования гуманности;

  3. определены типы и этапы становления общественных отношений в зависимости от изменений отношений между человеком и обществом, и места в них гуманности: основанные на альтруизме, эгоизме и гуманизме.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Гуманность является феноменом, выражающим

человекоориентированное качество людей, которое проявляется в

общественных отношениях. Понятие «человекоориентированный»

характеризует все основные формы проявления гуманности (альтруизм,

толерантность, филантропия, справедливость, добродетельность, ненасилие). Гуманизм представляет собой идею, мыслительный конструкт, выражающий идеал поведения человека и идеал общественных отношений, основанных на гуманности. Идея гуманизма имеет мировоззренческий характер, провозглашает принцип абсолютной ценности человека.

  1. Теоретико-методологической основой диссертации являются теория развития общества на основе естественных и социальных предпосылок, и социально-философский методологический принцип соотношения социального с внешним естественным и внутренним естественным, дающие возможность исследовать процесс становления гуманности в ракурсе изменения соотношения естественных и социальных предпосылок развития общества и выявить систему факторов формирования гуманности, учитывая соотношение в них естественного и социального, внешнего и внутреннего.

  2. В истории зарубежной и отечественной философии выделяются подходы к изучению естественных и социальных факторов формирования гуманности: 1) признание решающей роли за естественными факторами -сострадание, эмпатия (С. Н. Булгаков, К. Р. Докинз, Р. Райт, А. Швейцер); 2) признание решающей роли за социальными факторами - воспитание (А. Ф. Бестужев, Н. И. Новиков), образование (В. Г. Белинский, К. А. Гельвеций), религия (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьёв), коммунистическая идеология (К. Маркс, Н. А. Добролюбов); 3) обоснование наличия естественных и социальных факторов и связи между ними (А. Н. Радищев, Л. И. Петражицкий, П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин); 4) утверждение о наличии сверхъестественных факторов - божественное вмешательство, влияние духов и прочих «высших», «потусторонних» сил (А. М. Боэций, Б. П. Вышеславцев, И. Д. Скот, П. А. Флоренский).

  3. Система факторов формирования феномена гуманности представляет совокупность внешних и внутренних естественных, внешних и внутренних социальных факторов. К внешним естественным факторам формирования гуманности относятся благоприятные климатические условия, большой запас пресной воды, чистый воздух, плодородные почвы, разнообразие флоры и фауны. Внутренние естественные факторы - эмпатия, родительский инстинкт, инстинкт коллективного самосохранения, здоровый гормональный фон и страх. Внешние для человека социальные факторы (культурные, политические, экономические) подчиняются социальным закономерностям общественного развития и зависят от конкретного этапа исторического развития. Внутренние социальные факторы - это факторы, заключающие в себе интериоризированное социальное: речь, труд, сознание, идеалы, нравственные ценности, стереотипы поведения, принятые человеком. Социальные (внешние и внутренние) и внешние естественные факторы изменяются вместе с изменением общества, а внутренние естественные остаются неизменными.

  4. Все факторы формирования гуманности диалектически связаны между собой. Внутренние естественные и внутренние социальные факторы могут проявиться или, напротив, не проявиться вследствие диалектической противоречивой связи с определёнными внешними естественными и внешними

социальными факторами. Условием усвоения внешнего социального является количественное накопление внутренних естественных факторов (естественные потребности в понимании и принадлежности к группе, подверженность суггестии, механизм подражания). Внешние естественные факторы диалектически взаимосвязаны с психофизиологическими процессами в организме и способны породить тем самым внутренние естественные факторы, приводящие либо к гуманному, либо к негуманному поведению. Диалектическое единство, проявляющееся в воздействии социального (социальные условия бытия индивидов) на внутреннее естественное (инстинкт самосохранения, эмпатия, рефлексы) и внутреннего естественного на социальное, способствует формированию гуманности как социального феномена. Одновременно внутреннее естественное (агрессия, страх) подавляется внутренним и внешним социальным (религиозными представлениями, нравственными ценностями, правовыми нормами), тем самым социальное контролирует естественные потребности индивидов, стимулируя гуманное поведение.

6. В истории сформировались три основных типа общественных отношений в зависимости от специфики отношений между человеком и обществом, и места в них гуманности: 1) альтруистические, соотносящиеся с представлением о том, что человек существует для общества; 2) эгоистические, исходящие из представления о том, что общество существует для человека; 3) гуманные, основанные на признании того, что как общество существует для человека, так и человек существует для общества. Преобладание каждого из этих типов составило три последовательных этапа развития общественных отношений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие современной социальной философии, в её разделы: аксиология, история философии, философия истории; могут быть использованы в качестве методологической основы при разработке программ исследования по проблемам, связанным с феноменом гуманности.

Научные результаты диссертационной работы могут быть использованы для осмысления характера социальных преобразований, изучения перспектив и направлений развития российского гражданского общества.

Практическая значимость исследования. Положения диссертации могут найти применение при подготовке лекционных курсов по дисциплинам: «Социальная философия», «Социальная антропология», «Социология личности», «Культурология», в разработке спецкурсов, раскрывающих естественные и социальные факторы формирования гуманности.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в образовании, молодёжной политике, в деятельности системы социальной защиты населения, в деонтологии социальной работы.

Апробация диссертационного исследования.

Всего по теме диссертации опубликовано 35 работ общим объёмом около 13,58 п. л., среди которых 11 статей опубликовано в научных журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ, общим объёмом 4,32 п. л.: Гуманитарный вектор.

2011. №3 (31); Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1; Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. № 3 (67); Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (20); Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11 (25); Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (42); Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 07 (ПО); Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (43); Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (51). в 2-х ч. Ч. Г; Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (51). в 2-х ч. Ч. II; Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (53). в 3-х ч. Ч. П.

Основные положения и выводы диссертации, а также отдельные вопросы по теме исследования докладывались и обсуждались на вузовских, общероссийских и международных научно-практических конференциях: «Осенние научные чтения - 2011» (Украина, Киев, 2011); «Философия. Культура. Гуманизм: история и современность» (Оренбург, 2011); ежегодная международная научная конференция «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке» (Чита, 2011, 2012, 2013, 2014); «Молодая наука Забайкалья - 2011» (Чита, 2012); «Гуманитарные науки как ресурс развития человеческого потенциала в условиях динамично-меняющегося мира» (Чита, 2012); «Общественные науки» (Москва, 2012); «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Новосибирск, 2012); «Приднепровские социально-гуманитарные чтения» (Украина, Бердянск, 2012); «Appliedand Fundamental Studies» (USA, St.Louise, 2012); «Новейшие аспекты научных исследований начала XXI века» (Ростов-на-Дону, 2013); «Глобальные преобразования в научной сфере» (Украина, Горловка, 2014); «Культура, наука и искусство в истории и современности» (Казань, 2014); «Культура, наука и искусство в современном гуманитарном знании и художественном образовании» (Казань, 2014); «Современный этап развития общественных и гуманитарных наук в достижениях культуры и искусств» (Казань, 2014); «Proceedings of the 2nd International Congress on Social Sciences and Humanities (Austria, Vienna, 2014); «Научно-образовательное и культурное сотрудничество стран-участниц ШОС» (Чита, 2014); «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты» (Тамбов, 2014); «В мире научных открытий» (Таганрог, 2014); «Вопросы науки: воспитание добропорядочного человека и гражданина в современном обществе» (Воронеж, 2014); «Наука и современность - 2014» (Новосибирск, 2014); аспирантских семинарах и заседаниях кафедры философии ФГБОУ ВПО «ЗабГУ».

Структура диссертации. Диссертация состоит из «Введения», трёх глав, включающих 8 параграфов, «Заключения» и библиографического списка.

ю

Философские подходы к исследованию факторов формирования гуманности

Феномен гуманности охватывает всю многогранность жизненных устремлений и практических сфер деятельности общества и человека, будь то религия, культура, мораль, право.

Как объект исследования феномен гуманности отличается тем, что он, во-первых, находится в сфере интересов различных отраслей знаний (философии, педагогики, психологии, правоведения и других), что предполагает наличие разнообразных подходов в его изучении. Во-вторых, гуманность имеет как научное, так и литературно-художественное осмысление. Если философское осмысление данного феномена строится на всеобщих понятиях, то литературно-художественное - на оригинальных образах, героических подвигах и «воодушевляющих» идеалах.

В то же время, данный феномен лежит в основе одного из современных научных подходов - гуманистического подхода, суть которого заключается не просто в описании положительных содержательных моментов сфер жизнедеятельности, и не только в формировании идеальных представлений о гуманном отношении человека к самому себе, обществу и природе, но и в анализе гуманных межличностных отношений, где человек выступает наивысшей ценностью.

Опираясь на имеющееся наследие мировой философской мысли, попытаемся определить значение понятия «гуманность» и его соотношение с близкими понятиями: «гуманизм», «человечность» и «нравственность», а также раскрыть роль этих понятий в социальной философии.

В соответствии с этимологическим словарём русского языка1, ясно, что латинское слово «homo» («человек») послужило основой образования латинского слова «humanus», которое в переводе на русский язык означает «человеческий», «человечный», «человеколюбивый», «просвещённый», «гуманный», а латинское слово «humanitas» - «человечность», «человеколюбие», «гуманность».

Стоит отметить, что такие слова, как «человечность», «человеколюбие», «гуманность» употреблялись ещё в древнем Китае, что находит своё подтверждение в древнем письменном памятнике «Лунь юй», в котором учениками Конфуция зафиксированы изречения своего учителя. Гуманность («жэнь») у Конфуция (551-479 гг. до н. э.) выступает в качестве этико-социального феномена, основанного на ритуале («ли»). Гуманность - это духовная составляющая человека, которая внешне проявляется в виде соблюдения ритуалов. В основе ритуала лежит почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим по возрасту людям и благожелательное отношение к младшим. Анализируя этику ритуала Конфуция, А. А. Гусейнов пишет: «Гуманная основа ритуала реализуется в том, что он обеспечивает согласие в обществе, преодолевает конфликты, смуту» . Именно ритуалы, с позиции Конфуция, обеспечивают согласованную жизнь между всеми людьми. Гуманность, по мнению древнекитайского мыслителя, апеллирует к принципу долженствования. Поэтому можно сказать, что Конфуций под гуманностью понимал нравственно-ритуальное поведение. трудность, как нам представляется, во многом вызвана длительным влиянием, а в некоторые исторические периоды и преобладанием в сознании русского народа, христианского мировоззрения над светским. Поэтому многие русские философы и богословы считали религиозное сознание главным и единственным условием нравственности в обществе. О гуманности в светской трактовке отечественные философы до начала XIX века писали немного.

Среди русских философов одним из первых трактовку понятию «гуманность» дал В. Г. Белинский (1811-1848): «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием»8. Тем самым философ подчёркивал, что если человек совершает какой-нибудь хороший поступок по отношению к родственнику или постороннему, это однозначно говорит о доброте и человеколюбии данного человека, но не свидетельствует о его гуманности, так как гуманным может называться только тот человек, который сознанием, а не только под воздействием эмоций, чувств или аффектов, контролирует своё поведение. Как видим, В. Г. Белинский несколько различал данные понятия.

В современной отечественной философии много внимания уделяется понятию «гуманизм» и недостаточно понятию «гуманность». Например, в четырёхтомной лексикографическом труде «Новая философская энциклопедия» (2010 года) нет ни понятия «гуманность», ни понятия «человечность». В «Философском энциклопедическом словаре» (2000 года) дано следующее толкование гуманности: «Гуманность - человечность, идеал различных направлений гуманизма, поэтому понимаемый по-разному. Главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему

Если обратиться к толкованию понятия гуманности в английских толковых словарях («The concise oxford dictionary of current English»10, «Webster handy college dictionary»11, «Словарь современного английского языка»12 и других), то стоит отметить, что в них представлено несколько толкований данного феномена: как качество человека, человечность, благосклонность, сострадание, доброта, литература и философия, изучающая культуру людей. В частности, в «Webster s third new international dictionary of the English language unabridged» написано, что гуманность - это «совокупность признаков, которые отличают человека от других существ, ... существенное человеческое качество или характер» [перевод наш].

В философии существуют разные подходы к соотношению понятий «гуманность» и «человечность». Ряд авторов (А. В. Петрихин, А. Н. Фатенков и другие) разграничивают данные понятия. Дифференцируя понятия «человечность» и «гуманность», А. В. Петрихин пишет: «Человечность - это "первый благородный порыв", прекрасный и чистый от любых примесей субъективизма (включая и полученный им ранее опыт), принадлежащего лицу его осуществляющего в жизнь. Гуманность же - осознанная самоактуализация, направляющая человечность, учитывающая факторы сложившейся ситуации. ... Гуманность, таким образом, это осознанная, осмысленная, если можно так выразиться, "зрячая" человечность»14. А. Н. Фатенков, связывая гуманность с моралью, а человечность с нравственностью, отмечает, что «мораль требует послушания, почитания общественного мнения, преклонения перед ним. Нравственность проистекает из ответственности, в первую очередь - перед самим собой»15.

Представления о факторах формирования гуманности в истории зарубежной философии

Гуманистическая направленность философско-политического трактата «Поучение» (1117) заключалась в том, что Владимир Мономах (1053-1125) взаимоувязывал идеальный образ правителя с принципом справедливости. Он был сторонником организации общественного устройства по принципу справедливости, утверждал необходимость установления высокого уровня взаимной ответственности между простыми людьми и государственными деятелями.

Абсолютную человечность, по мнению древнерусского философа, в себе заключает только Бог. Человечность Бога проявляется, прежде всего, в его человеколюбии. Владимир Мономах считал, что Господь наставляет людей на совершение добрых поступков, покаяние, милостыню и победу над врагами. Гуманистическим содержанием пронизана следующая его фраза: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души. ... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. ... Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, -то пищей или питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. ... Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите» . Данное высказывание даёт основание утверждать, что Владимир Мономах провозглашал гуманистическую идею, суть которой заключается в том, что ни один человек не имеет никакого права лишать жизни другого человека, даже если тот является самым плохим и злым из людей. В своём произведении «Поучение» Владимир Мономах ключевую роль отводил взаимоотношениям между людьми (внешний социальный фактор), признавал общеобязательными человеколюбие и сострадание (внутренний социальный фактор). Учитывая то, что, согласно современному пониманию, сострадание Хрестоматия по истории философии (русская философия): в 3 ч. М: ВЛАДОС. 1997. 3 ч. С. 24. основано на эмпатии, можно утверждать, что в высказывании Владимира Мономаха имплицитно представлен и внутренний естественный фактор человечности.

Максим Грек119 (1470-1556) считал, что целомудрие, человеколюбие, воздержание от удовлетворения плотских страстей, аскетический образ жизни способствуют развитию человечности. Особенно ярко его гуманистическое мировоззрение проявилось в суждениях о необходимости провозглашения за человеком права на свободу и ответственности за действия и бездействия. Максим Грек утверждал, что церковь и государство должны служить на пользу обществу. В частности, церковь наделяет верующих людей «неложным благоразуем», а государство обеспечивает своих граждан внутренней и внешней безопасностью. Право на свободу, ответственность, просвещение со стороны церкви - всё это внешние социальные факты человечности.

Близкие и ещё более гуманные взгляды спустя два века высказал Феофан Прокопович (1681-1736), у которого наблюдается синтез богословских и философских воззрений на мироустройство. Он настаивал на равенстве в правах, свободе и обязанностях между мужчиной и женщиной, не ограничивал количество повторных браков, осуждал жестокое обращение с крепостными и многое другое. Мыслитель утверждал, что добрый человек - это всегда счастливый человек, а основной предпосылкой возникновения счастья считал материальную обеспеченность. В силу этих взглядов, материальные богатства, труд и личные заслуги у него получают нравственное осмысление. Феофан Прокопович полагал, что источником зла является зависть к успехам ближнего и гордыня. Поэтому он считал важным распространять религиозные верования, которые являются носителями духовных богатств: «Произнося великия изветы благочестия, различныя плоды духовныя; в благополучии благодарствие,... подобающая добродетели» . Следовательно, внутренние социальные (труд) и внешние социальные факторы (религия) оказывают

Его современник Василий Никитич Татищев (1686-1750) считал, что природа человека зла, следовательно, он отрицал внутренние факторы человечности, но много внимания уделял внешним социальным факторам. Говорил о необходимости с раннего возраста развивать в ребёнке умственные способности и укреплять в нём силу воли. Он придавал большое значение принципу общественной полезности, где человек представлен в качестве существа, имеющего права и обязанности перед государством, а последнее, являясь продуктом общественного договора, должно служить на благо народу. Не только государство с его «писанными» законами, но и церковь, с позиции В. Н. Татищева, функционируют для достижения единой цели - всеобщего благополучия и благоразумия, где «высшее благополучие» он определил «как спокойность души или совести» . Но это вовсе не значит, что люди должны пассивно себя вести, ожидая принятия управленческих решений от государства и церкви. Каждый человек должен развивать свои умственные способности, так как неразумность - это источник зла и невежества, а мудрость выражается в том, что «зная разницу добра и зла, первое приобрести, а другого избежать могли» . Причём под добром В. Н. Татищев понимал «такое обстоятельство, через которое мы можем истинное наше благополучие приобрести и сохранить». Следовательно, В. Н. Татищев видел в государстве и церкви источник благополучия, которые являются внешними социальными факторами, а в мудрости и доброте - источник благоразумия, являющиеся внутренними социальными факторами.

Представления о факторах формирования гуманности в истории отечественной философии

Влияние внешних социальных факторов на формирование гуманности является важным, хотя и недостаточно изученным вопросом. Общеизвестно, что любой индивид объективно принадлежит к определённым коллективам, имеющим внутреннюю естественную обусловленность (раса, этнические черты внешности и другие) или внешнюю социальную принадлежность (семья, субкультура и другие). Для того чтобы показать свою этническую связь, от человека не требуется никаких усилий. А чтобы продемонстрировать социальную принадлежность к определённой семье, субкультуре (аристократы, хиппи, рокеры и другие) и тому подобное, человек должен изучить и перенять нормы и стили поведения, характерные для той или иной группы.

Отождествление себя с определённым социальным эталоном, будь то со звездой шоу-бизнеса, футбольным кумиром, родителем, может, как способствовать, так и препятствовать формированию гуманности. А вот такие группы, как террористические организации (Алькаида и другие), банды (скинхеды и другие) и иные, пропагандирующие насилие, месть и смерть, однозначно относятся к внешним для человека социальным факторам, препятствующим формированию гуманности.

Многие социальные институты провозглашают гуманные цели, задачи и, в определённой степени, регламентируют основные образцы должного уровня поведения. Например, семья должна взрастить в человеке любовь, уважение, преданность; государство должно привить чувство патриотизма, наделить своих граждан правами и обязанностями, свободой и ответственностью; церковь призвана дать возможность раскрыться духовной сущности человека; промышленное производство оттачивает мастерство, обучает правилам честной конкуренции и тому подобное.

Церковь как особый социальный институт и религия как форма общественного сознания, как сосредоточение духовных ценностей, являются важными факторами формирования гуманности.

Религия, провозглашая равенство людей перед Богом, тем самым выступает против преимуществ отдельных групп. Истинно верующие люди отличаются милосердием, состраданием, альтруистическим поведением. В то же время, религиозные нормы используют страх перед божественным наказанием, добиваясь гуманного поведения, о чём говорилось выше. Это может привести к вынужденному, не добровольному, формальному поведению, соответствующему нормам гуманности.

Профессиональная среда, относящаяся к внешним социальным факторам, также может, как способствовать, так и препятствовать формированию гуманности. В настоящее время не выявлена связь между профессиональной принадлежностью или безработностью, гуманностью или негуманностью. Безусловно, что синдром «выгорания», частые стрессовые ситуации негативно влияют на человека.

Гуманность предполагает признание в качестве наивысшей ценности -жизнь и здоровье каждого человека на Земле, а социальные нормы и институты должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий существования человеческого общества, способствующих личностному совершенствованию и социальному прогрессу.

Социализация человека в идеале не должна формировать стадность. Социализация должна быть обоюдовыгодным процессом для общества и человека. В цивилизованном обществе идеал гуманного человека, как правило, выражен в следующих основных моментах, приобретаемых индивидом в ходе социализации: проявление дружелюбия, соблюдение правовых норм, уважение традиций и тому подобное. Общение, и, прежде всего, добропорядочные внутрисемейные отношения, способствует развитию гуманности в человеке.

Неправильно было бы говорить о том, что благоприятные внешние социальные факторы однозначно способствуют формированию гуманных отношений человека к самому себе и людям. В этом мы убеждаемся не только в практической жизни, но и, читая мировую художественную литературу, в которой зачастую повествуется о героях, на которых оказывали влияние внешние естественные и внешние социальные неблагоприятные факторы, и, несмотря на это они охарактеризованы автором как гуманные личности. Зачастую такая картина прослеживается в противопоставлении людей, живших в одном и том же историческом периоде времени, но испытывающих на себе разное влияние внешних социальных факторов, причём эти факторы не всегда поддавались личному контролю, так как были обусловлены иными, внеличностными, причинами. При этом мы не отрицаем того, что если человека с рождения окружают преимущественно «тепличные» внешние естественные и внешние социальные факторы, они могут сформировать эгоистическую личность. Таким образом, внешние социальные факторы могут достигать успеха, если они действуют во взаимосвязи с внутренними социальными факторами.

Внутренними социальными факторами гуманности являются интериоризованные общественные правила, нормы, традиции, которые признаются человеком и включаются в его мировоззрение как руководство к действию. В состав внутренних социальных факторов входит практически всё интериоризированное социальное: речь, труд, интеллект, идеалы, стереотипы и так далее. Например, опыт гуманного поведения, стремление к профессиональному росту, осознание абсолютной ценности человеческой жизни, подражание добропорядочным кумирам и тому подобное облагораживают человеческую личность и наделяют её гуманными качествами характера. Напротив, вседозволенность, фанатизм, отождествление себя с аморальными кумирами и тому подобное способствуют деградации человека как личности, характеризуют его как негуманное существо.

Таким образом, внешними для человека социальными факторами гуманности являются: семья, церковь, государство; социальные условия бытия -культурные, политические, экономические; элементы общественного сознания: примеры гуманного поведения; «золотое правило нравственности», идея гуманизма. Внешние социальные факторы являются, на наш взгляд, ведущими факторами формирования гуманности; опираясь на внутренние естественные факторы, прежде всего на эмпатию, любовь, интериоризуясь в личности, они способны породить гуманные отношения в обществе.

Социальные факторы формирования гуманности

Складывается впечатление, что учёные сторонники трансгуманизма вошли в азарт и стремятся приобрести всемирную известность благодаря разработке очередного ноу-хау. Большую опасность вызывает их отношение к человеку не как к высшей ценности, к личности, а как к одушевлённому экспериментальному объекту, биологическому материалу. Вмешательство в природу человека, с нашей точки зрения, должно находиться под строгим государственным надзором и общественным контролем.

В силу того, что рамки диссертационного исследования не позволяют нам подробно охватить рассмотрение данной проблемы, однозначно трудно определить истинность и ложность той или иной позиции в определении гуманности трансгуманизма, но ясно одно - и сторонников, и противников трансгуманизма объединяет их стремление помочь человеку обрести счастье в жизни.

Вернёмся к современному состоянию светского гуманизма. Идея гуманизма на современном этапе выражается в представлении о равноправии людей в социальной жизни, которое закрепляется в различных нормативных документах, принятых на национальном и международном уровнях, регламентирующих права человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Например, рассматривая российское законодательство можно отметить, что в качестве принципа гуманизм чётко прописан в статье седьмой Уголовного кодекса Российской Федерации340 и статье восьмой Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации341. Основная суть реализации принципа гуманизма в российском уголовном праве на правотворческом и правоприменительном уровнях состоит в следующем: обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным правом; восстановлении нарушенных преступными деяниями прав и свобод потерпевшего; строгой регламентации мер наказаний за совершённое преступление, достаточных для исправления осуждённого; профилактике возникновения новых преступлений.

А. Ю. Внутских связывает развитие постиндустриального общества с возможностью осознания людьми «...фундаментальных отличий - общих возможностей прогрессивного развития индивидов, их групп и общества в целом». Эти отличия «могут стать основой для неантагонистических социальных взаимодействий и формирования такого отбора в социуме, который уже не будет генерировать неравенство, а станет механизмом всестороннего развития каждого человека, создающим равные возможности для всех членов общества» . На наш взгляд, такое утверждение утопично, так как эгоизм как естественное свойство человека всегда будет сохраняться и на индивидуальном, и на групповом уровне. В то же время А. Ю. Внутских прав в том, что возможности максимального раскрытия собственного потенциала должны иметь народы, проживающие не только в высокоразвитых государствах, но и во всех иных. Основная задача гуманности, по мнению учёного, в том и заключается, чтобы содействовать созданию общечеловеческой цивилизации, предоставляющей всем людям равные возможности.

На национальном уровне в настоящее время активно работают четыре ассоциации гуманистов: российская, американская, британская и европейская. В частности, Российское гуманистическое общество - это «... общество свободных и ответственных людей, разделяющих принципы светского, гражданского гуманизма» . Данное общество пропагандирует идею установления гражданского гуманизма, в основе которой лежит необходимость: истинного совершенствования общечеловеческой духовности; ориентированности по жизни на опыт и логичные рассуждения; защиты прав, обязанностей, свобод и личного достоинства каждого человека; утверждения в народе гражданственности. Представители российского гуманистического общества критически относятся к корпоративному мышлению, догматизму, антинаучным взглядам. Президентом данной научно-просветительской организации является Я. Б. Головин344.

В. А. Кувакин345, являясь членом Международного гуманистического и этического союза (МГЭС), отмечает, что гуманность является основным объектом исследования общества, обозначает данный феномен как высшее жизнеутверждающее начало в человеке. Он считает, что одно из важных достоинств гуманизма заключается в том, что он объединяет атеистов и религиозных людей, тем самым препятствует совершению многих негуманных поступков, связанных с религиозным фанатизмом, национализмом, терроризмом.

В международном праве особую историко-практическую значимость имеют Гуманистические манифесты, созданные в 1933, 1973 и 2003 годах. Важным событием в распространении идеи гуманизма является создание в 1980 году видным американским философом П. Куртцем, Совета по светскому гуманизму со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Эта светская гуманистическая организация разработала Декларацию светского гуманизма, в которой провозглашена необходимость этического воспитания подрастающего поколения, активного развития наук и так далее. Кроме того, в 2000 году П. Куртц издал политическую программу будущего человечества «Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму»346. В данной программе утверждается право людей на эвтаназию, совершение абортов, сексуальное просвещение учащихся младших классов, легализацию однополых браков и тому подобное.

Мы полагаем, что далеко не все права людей, провозглашаемые этим Манифестом, носят однозначно гуманистический характер. Это касается эвтаназии, права на совершение абортов, сексуального просвещения учащихся младших классов. Это говорит о том, что до настоящего времени в обществе не сформировано единое представление о том, какие общественные отношения следует считать гуманными, а какие нет. Дискуссии по данному вопросу продолжаются, и будут продолжаться. Поэтому человечеству необходимо определиться, что считать однозначно гуманным, а какие вопросы требуют продолжения дискуссии.

Таким образом, система факторов формирования феномена гуманности представлена внешними и внутренними естественными, внешними и внутренними социальными факторами. Естественные и социальные факторы формирования гуманности диалектически связаны между собой. Внутренние естественные факторы в большинстве своём способны проявиться или, напротив, не проявиться, только в контексте определённых внешних и внутренних социальных факторов. Причём, социальные факторы изменяются вместе с изменением общества, а естественные остаются неизменными.

Подводя итог анализу формирования гуманности в истории человечества, мы выделяем три основных типа общественных отношений: 1) альтруистические, соотносящиеся с представлением о том, что человек существует для общества; 2) эгоистические, исходящие из представления о том, что общество существует для человека; 3) гуманные, основанные на признании того, что как общество существует для человека, так и человек существует для общества. На первом, доцивилизованном этапе внутри сообществ преобладали альтруистические отношения, на втором, который продолжается и сейчас, существуют одновременно и отношения, основанные на альтруизме и отношения, основанные на эгоизме. Параллельно зарождаются отношения, основанные на подлинной (осознанной, не вынужденной) гуманности, учитывающие не только интересы окружающих, но и интересы самого человека. Поэтому в них проявляется в меру и альтруизм и эгоизм. Третий этап - преобладание гуманных отношений в обществе, которое можно рассматривать как идеал, к которому следует стремиться. Поскольку полный контроль социальных факторов гуманности над естественными сторонами поведения человека невозможен, постольку невозможно и наступление «эпохи всеобщего гуманизма».