Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современная эпоха отличается беспрецедентным ускорением темпов изменений во всех областях общественной жизни - в материальной технологии, экономике, политике, информационной инфраструктуре, отраслях духовного производства, в сферах коммунального быта, семейных отношений, морали и т.д. Наряду с неоспоримыми свидетельствами прогресса эти изменения заключают в сабе набор явных или латентных негативных последствий, предупреждение и ликвидация которых должны считаться важнейшим приоритетом современного обществознания. Для осуществления указанных прикладных социальных задач обществознзние нуждается в совершенствовании своего теоретического фундамента, оттачивании своего методологического и понятийного инструментария. Лишь на базе достоверного знания о структуре и механизмах функционирования социальной системы, закономерностях ее исторического развития возможно адекватно осмысливать причины возникновения тех или иных кризисных общественных явлений и выдвигать рекомендации по их устранению и опережающему пресечению.
Ускорение темпов' общественных изменений, кроме всего прочего, таит в себе опасность разрыва нитей социальной преемственности, прерывания "связи времен", утраты многих накопленных человечеством зэ его многовековую историю позитивных традиций, ценностей, форм жизненного уклада. Эта опасность со всей явственностью обнаруживается, в частности, в той ситуации, которую переживзют ныне все республики бывшего СССР. Резкая и радикальная ломка и преобразование социально-экономической, политической, идеологической структур в этих странах, как свидетельствуют факты» уже привела к разрушению и отвержению не только порочных, дефектных сторон былой общественной системы, но и многих существовавших в ее рамках положительных традиций, организационных форм, черт социально-нравственного уклада жизни людей.
Отмеченная ситуация придает крайнюю актуальность задачам адекватной оценки социального опыта прошлого, его ревизии и целесообразного сохранения в качестве основы дальней-
шей конструктивной социальной деятельности. Ведь свы исторический опыт нашей страны ужа со всей очевидностью и жестокостью продемонстрировал, к чему приводит революционный экстремизм в обращении с социально-культурным наследием.
Социально-философский анализ опыта как определенного общественного феномена, обеспечивающего историческую преемственность в развитии обществе, важен и необходим не только в силу его соответствия мировоззренческим- и прзктико-полити-ческим запросам времени, но и в интересах углубления социальной теории, "совершенствования ее познавательных средств.
Теоретическое осмысление сущности социального опыта, его взаимоотношения с опытом индивидов, источников его формирования и механизмов функционирования лежит в плоскости интересов многих общественных наук. Философский анализ данной проблематики призван содействовать интеграции специальнонауч-ных подходов к изучению феномена социального опыта и сопряженных с ним общественных явлений, создать должную методологическую бвзу для этих исследований.
Степень разработанности проблемы. В философской лите-
рэтуре, 38 исключением двух журнальных публикаций Я.К.Ребане, трудно назвать какие-либо работы, специально анализирующие социальный опыт. В определенном ракурсе - в связи с изучением механизма культурной традиции и генезиса культуры -этот феномен освещается в работах ряда авторов, посвященных проблемам теории культуры (И.А.Бзрсегяна, Э.С.Маркзряна, М.С.Кагана, К.С.Сарингуляна и др.). Этот ракурс рассмотрения проблемы важен и теоретически продуктивен, и он присутствует и в настоящей работе. Однако основной упор здесь лелеется на изучении социального опыта в аспекте взаимоотношения "общество - личность", э в этом ракурсе данная проблема до сих пор специально не исследовалась и затрагивалась лишь попутно, по ходу решения других проблем.
Индивидуальный опыт рассматривается нами как источник порождения и,одновременно, K8K форма-существования и проявления социального опытв. Между тем, в рэботах психологов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, М.Г.Ярошевский,
.'І,Пиаже, Г.Тард и др.), как правило, индивидуальный опыт рассматривается как сугубо внутрипсихическое духовное обрэ-
зование вне контекста его соотнесенности с -социальным опытом. С другой стороны, в работах многих философов, затрагивающих данную проблематику (Л.П.Буевз, Б.Н.Поршнев, Б.Т.Гри-горьян, А.М.Коршунов, В.В.Мвнтэтов, Т.Ярошевский и др.), просматривается противоположная крайность. Социальный опыт здесь гипостазируется, приобретает как бы самостоятельное существование, рассматривается в отрыве от процессов его по-рондения и развития индивидами. Эта тенденция присутствует в русле'чрезмерной социологизации сущности личности, ее предоставления в качестве некоего "обществе в миниатюре", в результата чего и индивидуальный опыт мыслится как своего рода слепок с универсального социального опыта. Тем самым остаются в тени механизмы инновационного обогащения социального опыта, базирующиеся на таких свойствах личности как автономность, самодетерминируемость, индивидуальность.
Настоящее исследование ориентируется на устранение отмеченных пробелов и недостатков путем выявления диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности социального и индивидуального опыта.
Цель и задачи исследования. Работа ставит своей главной целью выработку концептувльной теоретической характеристики социального опыта в его соотнесенности с индивидуальным опытом.
В связи.с указанной целью в диссертации ставятся и реализуются следующие задачи:
раскрыть значение социального опыта как одного из фвк-торов, составляющих механизм реализации объективных законов функционирования и развития общественной жизни;
выявить место и функции социального опыта в система общественных отношений и в процессах динамичного воспроизводства последних;
показать сущностную взаимосвязь социального и индивидуального опыта, выявить.моменты их тождественности и отличия;
асслэдовэть индивидуальный опыт в ракурсе вопросов об лоточниках и механизмах его детерминации;
определить кесто индивидуального опыта з структуре духовного мирз личности и, з чгссности, соотнести
- б -
его с феноменом обыденного сознания.
Научная новизна работы и ее основные результаты. В ходе решения вышеуказанных задач в диссертации обосновывается .ряд теоретических положений, являющихся самостоятельным вкладом автора в разработку рассматриваемых проблем и претендующих на научную новизну в их освещении. Укажем главные из этих положений:
-
социальный опыт представляет собой не только духовную предпосылку и основу актуальной деятельности людей, но и объективированный в сложивоейся системе общественных отношений результат их прошлой деятельности, задающих объективные условия и границы ее последующей реализации;
-
социальный опыт утверждает такое детерминативное отношение прошлого к настоящему и будущему состояниям социальной системы, сущностными характеристиками которого являются консерватизм, повторяемость и кумулятивность;
-
относительная автономность социального опыта от индивидуального основывается на возможности временного выключения этого опыта из актуального функционирования и его пребывания в потенциальном состоянии - в качестве информационного содержания предметно-знаковых средств коммуникации;
-
мировосприятие составляет тот компонент структуры индивидуального опыта, который является продуктом генерализации информации о мире на уровне обыденного сознания и представляет собой целостную систему обобщенных представлений о мире и человеке в их обоюдной значимости.
Практическое значение работы определяется'возможности ее использования в преподавании ряда разделов вузовских курсов по философии и культурологии.
Апробация работы.Основныв положения исследования доложены на научных конференциях проф.-преп.состава ЕрИНХ (1938-195 9гг). Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философий ЕрИНХ (декабрь 1991 г.) и заседании кафедры социальной философии и этики ЕГУ (1992, апрель).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.