Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные конфликты в современном мире Иванихин Алексей Александрович

Социальные конфликты в современном мире
<
Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире Социальные конфликты в современном мире
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванихин Алексей Александрович. Социальные конфликты в современном мире : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 2003.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/395-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологический анализ социального конфликта 12

I. Проблематика конфликта: исторический обзор 12

2. Социальный конфликт и его разновидности 56

Глава 2. Классовые конфликты современности 67

1. Сущностные характеристики социальных классов 67

2. Современная эпоха и классовые конфликты 80

Глава 3. Межэтнические конфликты и их проявление в современную эпоху .. 103

1. Причины возникновения этнических конфликтов 103

2. Типология, динамика и способы урегулирования этнических конфликтов 120

Глава 4. Политические конфликты в современном мире 140

1. Общая характеристика политических конфликтов 140

2. Терроризм как проявление политического конфликта 157

Заключение 177

Библиография 182

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Характерной чертой современной эпохи является глобализация, проявляющаяся в том, что цивилизации, народы и государства все более и более сближаются, но с другой стороны - не утихают конфликты, существуют противоречия между разными культурами и цивилизациями. Социальный конфликт - неотъемлемый процесс человеческой истории. В любой цивилизации постоянно существующие общественные противоречия проявляются в форме ожесточенных схваток различных сил, ведущих борьбу за приоритеты в принятии решений. Участниками этой борьбы становятся малые социальные группы, социальные классы, этнические общности и целые государства.

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели миллионов людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террористические акты, вооруженная борьба за власть, убийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в минувшем столетии до 300 млн. человеческих жизней.

Все это говорит о важной роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX века Россия является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным.

Трансформация российского общества усугубляет ситуацию конфликтирования в стране. Начавшийся переход от диктатуры к демократии резко усилил действие конфликтогенных факторов во всех без исключения жизненно важных сферах и социальных институтах российского общества. Практический опыт последних лет наглядно демонстрирует, как обострилась борьба за статус и ресурсы, права и влияние самых разных социальных

4 субъектов. Противоборство конфликтующих сторон то и дело принимает бескомпромиссные формы, оборачивается насилием и кровью, социальными взрывами и политическими переворотами, внутренними расколами социальных образований. Все это делает вполне понятным обращение к проблеме происхождения, развертывания, регулирования и разрешения разного рода конфликтных ситуаций в обществе.

В середине 90-х годов, по данным известного ежегодника
Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), наметилась
некоторая тенденция снижения общего числа крупных вооруженных
конфликтов на планете. Но в самом конце XX и начале XXI века мир потрясло
возросшее число кризисов, которые накладывались друг на друга и все более
усиливали социальное напряжение. И если события в Косово, в Чечне, в
Киргизии, в Узбекистане и других странах, по большей части и в рамках
традиций, были отнесены к межэтническим конфликтам, то акты
международного терроризма продемонстрировали изменение качества
современного социального конфликта, выдвинув проблему

межцивилизационного противостояния.

Глобализация вывела на арену большое количество новых действующих субъектов. В ряду международных экологических, правозащитных и других организаций нашлось место и для террористических организаций, а сам терроризм принял транснациональную форму. Исчезновение биполярного мира привело к ликвидации эффективных рычагов внешнего воздействия на конфликты.

Конфликтность современного общества - составная часть процесса глобализации. Несмотря на то, что глобализация - естественный, объективный процесс расширения взаимодействия культур, цивилизаций, народов, государств, реализующийся своеобразно в различных областях, это процесс противоречивый. Уже сегодня мы являемся свидетелями ярко выраженных цивилизационных различий и усиления дифференциации локальных цивилизаций, а некоторые исследователи считают столкновение современных

5 цивилизаций «осевой» проблемой начала XXI века \ Тем самым глобально ставится вопрос о конфликте цивилизации.

Таким образом, на рубеже тысячелетий проблемы войны и мира, социальных напряжений и конфронтации приобрели такую остроту, столь отчетливо продемонстрировали свое ключевое значение и вместе с тем опасность промедления в своем конструктивном решении, что стало совершенно ясно: у человечества нет другой альтернативы, кроме отказа от насилия, диктата, агрессии и перехода к культуре мира и согласия.

Проблемой социальных конфликтов занимаются социологи, конфликтологи, юристы. Однако данная проблема должна быть разработана на глубоко теоретическом, социально-философском уровне. Нужен комплексный социально - философский анализ. Такому анализу посвящена данная диссертация.

Предмет исследования. Предметом настоящего исследования является система экономических, политических, межэтнических, цивилизационных противоречий современной общественной жизни, выражающаяся в различных формах социальных конфликтов. Предлагаемое исследование представляет собой социально-философский анализ и описание социального конфликта как непременного атрибута общественных отношений.

Степень теоретической разработки проблемы. Целый ряд фундаментальных проблем теории конфликта рассматривается в контексте социальной философии. Первое место среди них занимает вопрос о природном единстве человеческого общества, второе - о его противоречиях. Научные исследования социальных конфликтов имеют давние прочные корни. И как бы ни открещивались современные философы и социологи от марксизма, нельзя забывать, что именно Карл Маркс является одним из признанных в мире первопроходцев в исследовании социальных конфликтов, а классовая парадигма является исторически первой парадигмой конфликтологии. Важно

1. См.: Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. С.24.

6 воспринять, осмыслить и попытаться применить к анализу социальной действительности все то интересное и ценное, что внесено в исследование социальных конфликтов такими широко известными в мире социологами, как Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и многими другими. Ещё более важно, опираясь на все это, развивать исследования в новой и необычной для нашего общества сфере гуманитарного знания - социальной конфликтологии.

Проблема конфликта не является достаточно разработанной в отечественной философии. Традиционно советскими философами исследовалась проблема противоречия. Считалось, что в социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, - явление очень редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов. С 60-х до начала 80-х годов для философии было характерно скорее эпизодическое обращение к проблеме конфликта. Да и в 90-е годы изучение социальных конфликтов стало прерогативой в первую очередь конфликтологов и социологов. Данной группой ученых и были заложены основы теоретической разработки проблемы социальных конфликтов.

Разработке мировоззренчески - методологических и общетеоретических проблем на протяжении последних лет посвящали свои работы Е.М.Бабосов, Е.И.Васильева, А.В.Дмитриев, А.И.Донцов, В.В.Дружинин, Ю.Г.Запрудский, Б.И.Краснов, В.Н.Кудрявцев, Л.А.Нечипоренко, Е.И.Степанов и другие. В своих работах, анализируя природу социальных конфликтов, их причины и субъектов, типологию и механизмы, методы предупреждения и разрешения, они вполне правомерно используют многие идеи из работ зарубежных исследователей, в особенности тех, что признанны классическими и получили в научной литературе широкий резонанс. Это прежде всего концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера, «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа, «общей теории конфликта» К. Боулдинга, «структурного насилия и структурных конфликтов» Й. Галтунга, «социологии конфликта» Л. Кризберга и других. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в

7 методологический анализ конфликтологической проблематики пока недостаточно вовлечен потенциал отечественной социальной философии и обществознания, накопленный в предшествующий период их развития.

Весьма основательную проработку в отечественной научной литературе получили концептуально-теоретические проблемы анализа социальных конфликтов в различных общественных сферах. В имеющихся публикациях их авторы, стремясь обеспечить адекватное осмысление, надежное прогнозирование и точную оценку этих проблем, а также отбор эффективных средств и способов их разрешения, большое место отводят тому, чтобы определить общие функции и место данных социальных конфликтов в обществе, раскрыть общий характер взаимодействия реальных конфликтующих структур. Специфические проявления этих функций и характерных черт социальных конфликтов в такой важнейшей сфере общественной жизни как производственно-трудовая прослеживают Ф.М.Бородкин, А.К.Зайцев, Н.МКоряк, Б.И.Максимов, И.М.Модель, Е.Л.Шершнева и др., межнациональные отношения - В.А.Авксентьев, Л.М.Дробижева, В.Н.Иванов, Э.А.Паин, В.Г.Смолянский, Е.А.Солдатова, В.А.Соснин, В.А.Тишков и др., внутренняя и внешняя политика и правовая деятельность - В.А.Глухова, А.В.Кинсбурский, В.Н.Кудрявцев, М.М.Лебедева, Л.Н.Тимофеева, Г.К.Трофименко, А.Н.Чумиков и др.

В разработке организационно-методических и технологических проблем отечественной конфликтологией также предприняты значительные усилия. В первую очередь следует отметить публикации В.И.Андреева, А.Я.Анцупова, О.Н.Громовой, А.И.Донцова, А.Г.Здравомыслова, Ю.Д.Красовского, М.МЛебедевой, В.А.Соснина, В.П.П1ипилова и многих других.

Адаптация всего богатого методологического и теоретического материала к насущным задачам отечественной социальной конфликтологии открывает возможность не только поставить последнюю на прочное мировоззренческое и общетеоретическое основание, интегрирующее в себе, наряду с зарубежными достижениями в осмыслении социальных конфликтов, собственный

8 познавательный потенциал, но и критически осмыслить этот потенциал и выявить те его аспекты, которые требуют корректировки и дальнейшего развития.

В целом большой и все возрастающий объем литературы в различных областях научного знания по проблемам социальных конфликтов ещё раз подтверждает актуальность и востребованность обществом данной темы исследования. Однако в общетеоретическом и методологическом отношении сегодня требуется дальнейшее обоснование и углубление содержания конфликтологической парадигматики как принципиальной основы для анализа любого типа социальных конфликтов современности. Необходимо проведение комплексного анализа теоретических проблем социальной конфликтологии.

В диссертационной работе автор стремился к синтезу конструктивных идей по разрешению социальных конфликтов.

Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования - социально-философский анализ социальных конфликтов в контексте глобализации общественных отношений.

Для реализации этой цели автор ставит перед собой следующие задачи:

  1. выявить общие социально-философские подходы к исследованию социальных конфликтов;

  2. показать становление философской концепции социального конфликта, определить уровень ее современной разработки и значимость с точки зрения научного и практического интереса;

  3. обозначить парадигмальные основания исследования и широту анализа социальных конфликтов, указать на особенности междисциплинарного подхода к их изучению;

  4. раскрыть действие конфликтогенных факторов во всех сферах жизни современного общества, выделить тенденции к глобализации социальных конфликтов и определить их роль в формировании целостного мира;

  5. уяснить природу и сущность разнообразных социальных конфликтов, их функции и механизмы действия, а также условия возникновения и

способы цивилизованного разрешения, содействующие стабилизации и

развитию общественных процессов и отношений; 6) выявить динамику развития и основные факторы, влияющие на

эскалацию и дезэскалацию конфликтов (прежде всего, межэтнических и

политических) на общесоциальном и региональном уровнях.

Теоретические и методологические основания исследования. Теоретической и методологической основой работы являются сложившиеся в философской традиции и современной конфликтологии представления о социальном конфликте как выражении социальных противоречий, обусловленных разнообразными объективными и субъективными причинами.

Тема исключает возможность применения какой-либо одной доминирующей позиции, определяющей теоретико-методологические основания исследования.

Методологическая база предпринятого исследования сложилась из:

- системно-функционального подхода, который путем анализа функций
социального конфликта помогает показать его место в структуре общественных
отношений, а также значимость в развитии современной цивилизации;

метода сравнительного анализа, который нацелен на выявление общего в различных подходах к проблематике социального конфликта, а выработанная классификация конфликтов содействует сравнительному изучению их существенных признаков, связей, отношений, уровней организации;

структурно-аналитического подхода, так как структурная модель анализа социальных конфликтов раскрывает их причины, динамику, форму;

исторического подхода, который позволяет показать особенности различных социальных конфликтов в их исторической ретроспективе.

Выше названные методологические установки согласно принципу дополнительности стали базой основного подхода, используемого в нашем исследовании. В целом предлагаемое исследование носит междисциплинарный, интегративный характер, в нем осуществляется обращение к различным научным дисциплинам и соответствующим им методологическим приемам.

10 Научная новизна исследования заключается в следующем:

представлены концептуальные основы социально-философского анализа социальных конфликтов на примере классовых, межэтнических и политических конфликтов, доказано преимущество интегрального подхода к их изучению;

обоснован тезис о том, что социальные конфликты представляют собой сложный комплекс экономических, политических, цивилизационных, межэтнических и других процессов общественной жизни;

раскрыты особенности современных классовых конфликтов, проявляющиеся прежде всего в ходе глобализации;

выделены методологические аспекты изучения этнических конфликтов;

- показано, что межэтнические конфликты носят сложный многообразный
характер. В их основе лежат экономические, политические, психологические,
культурные и другие факторы;

сделан социально-философский анализ внутриполитических и межгосударственных конфликтов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется степенью заявленной выше новизны. В диссертационном исследовании автор дает всесторонний социально-философский анализ феномена социального конфликта. Это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и практического интереса Глобальные изменения, происходящие в современном мире, рост вооруженных конфликтов и национальной розни требуют не только социологических исследований и правовых подходов, но и глубокого философского осмысления.

Положения и выводы, обоснованные в диссертации, вносят вклад в укрепление интегративнои линии развития научного знания, нацеленного на теоретическое обоснование и изучение социальных противоречий, усиление ориентации философских исследований на практическое приложение научных данных.

Полученные диссертантом теоретико-методологические результаты позволяют более адекватно и глубоко описывать жизнь современного общества и его социальных групп (классов, наций). Проведенный анализ дает возможность зафиксировать новые черты современного этапа цивилизационного развития, особенности преобразования российского общества, трансформацию его социальной структуры.

Особое значение в своей работе диссертант уделил конкретно-историческому, целостному и системному подходам, основным положениям теории и методологии науки.

Практическое значение диссертации заключается в том, что результаты могут быть использованы в преподавании общего курса социальной философии, социологии, политологии, а также спецкурсов по социальной конфликтологии. Результаты исследования можно применить в разработке исследовательских и образовательных программ.

Проблематика конфликта: исторический обзор

Современная теория конфликта опирается на многовековую историю накопления и развития конфликтологических идей. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было предметом размышлений философов на протяжении тысячелетий.

Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. Древнегреческий мыслитель Гераклит настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых философов, кто указал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Враждующее соединяется, из расходящихся -прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» \ «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления нового в мире. «Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей и что возникает через вражду...»2.

Единственный всеобщий закон, царящий в космосе, - это «война - отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, Одних она сделала рабами, других - свободными» 3 . Эти слова Гераклита -одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Конфликты здесь выступают как непременный атрибут общественной жизни.

Если Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, то Платон рассматривал ее как величайшее зло. В учении философа получила свое развитие идея социальной дифференциации, из которой возникают конфликты. Согласно разработанной им этической трехступенчатой иерархии людей и их добродетелей: 1) в сословие низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетель мужества свойственна сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять государство (извне - отражать нападение врагов, внутри -при помощи охраны законов); 3) добродетелью мудрости обладают правители, которые определяют законодательство и управляют государством . Что же касается рабов, то они, по мысли Платона, не обладают никакой добродетелью и выпадали из числа лиц, способных принять участие в политической жизни. В этом выражалась позиция Платона, ратовавшего за аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угнетением.

Крупнейшим мыслителем Древнего мира, касавшимся проблем конфликтологии, был Аристотель. Его интересовали вопросы роли государства в преодолении возникавших между людьми конфликтов, важнейшим из которых были бесконечные войны. Он считал: «Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто ...живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; ...такой человек по природе своей только и жаждет войны» 2.

Аристотель рассматривал человека в качестве гражданина (политического существа), являющегося частью государства, которое выступает организационной формой преодоления конфликтов между людьми.

Деление людей на тех, кто властвует, и тех, кто должен подчиняться, он относил к естественным законам природы и считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого - господином, а отсюда вытекает, что конфликт представляет собой естественное состояние общества, в котором господин должен обращаться со своим рабом как с «говорящим орудием». Важнейшие источники конфликтов, с его сточки зрения, коренятся в имущественном неравенстве людей и в неравенстве получаемых почестей .

Аристотель обращает внимание не только на неравенство, но и на его несправедливую меру. С развитием государства возрастает своекорыстие и тщеславие как причины конфликтов. Стремление к богатству и почестям (славе) руководителей государства вызывает рано или поздно недовольство со стороны простых граждан и становится причиной переворотов, довольно частых в городах-государствах Древней Греции. То обстоятельство, что руководители государства заботятся прежде всего о себе - главная причина политических конфликтов (из-за власти и почестей). Она приводит в конечном итоге к таким формам власти, как деспотия (тирания), при которой все граждане насильственно подчиняются властителю. Аристотель один из первых обратил внимание на психику человека как источник конфликтов: «Причиной распрей, - писал он, - бывают также наглость, страх, превосходство, презрение, чрезмерное возвышение; с другой стороны - происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характеров»2.

О причинах и результатах столкновений в обществе много размышлял философ-материалист древности Эпикур. Он считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-нибудь людей жить в мире и согласии. Мыслитель призывал своих соотечественников следовать законам, не совершать преступлений, особенно преступлений против человека, призывал поступать так, «как если бы кто-нибудь за тобой смотрел, то есть вырабатывать чувство ответственности» 3. Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял классик политической мысли эпохи Возрождения Николо Макиавелли. Он исходил из того, что всегда была и будет существовать угроза конфликта между властителем и народом, между различными государствами. Одним из источников социального конфликта мыслитель считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти.

Сущностные характеристики социальных классов

Исходя из того, что классовая парадигма является исторически первой в конфликтологии, рассмотрение конфликтов в современном мире мы начинаем с конфликтов социальных классов.

«Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически» - этими рассуждениями более четверти века назад начал свой очерк «О происхождении неравенства между людьми» Ральф Дарендорф \

Существование социальных классов мы и сегодня можем принимать за аксиому, потому что они существуют в действительности.

Классы как большие социальные общности людей являются наиболее представительным звеном социальной структуры. Каждому типу общества в зависимости от способа производства соответствуют свои определенные классы. Причиной возникновения классов явился объективный процесс разделения труда, в ходе которого формировалось и закреплялось отношение определенных групп людей к собственности, определялись их положение и социальный статус. Основным критерием при дифференциации классовых общностей является их отношение к собственности (владение, пользование, распоряжение), выступающие как «фундаментальная точка отсчета для анализа социальной структуры»1. В каждом обществе классы являются «продуктом отношения производства и обмена, словом экономических отношений своей эпохи»2.

Ленин был глубоко прав, когда говорил, что общественные явления можно понять, только подходя к ним с позиций классов и классовой борьбы. Однако сама проблема классов нуждается в изучении и понимании.

Социальный класс - одна из центральных проблем социальной философии, которая до сих пор вызывает разноречивые мнения. Чаще под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и зарубежные социологи и философы.

Первыми о классовом строении общества задумались античные философы. В «идеальном» государстве Платон разделил общество на 3 класса: философов или правителей, стражей (воинов), земледельцев и ремесленников. Вслед за ним Аристотель также вьвделял три класса, отдавая при этом предпочтение средним слоям рабовладельцев. «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими»3. Однако идеи классовой теории сформировались уже в конце XVIII в. Превращение учения о классах в самостоятельное научное направление стало возможным благодаря появлению социального метода анализа, основным постулатом которого служил примат общества над индивидом.

Английский политэконом А. Смит указывал на существование трех основных классов в «каждом цивилизованном обществе: капиталистов, земледельцев и рабочих. Различие между нами обусловлено источниками дохода. Землевладельцы живут на ренту, капиталисты - на прибыль с капитала, рабочие - на заработную плату»1.

Французский философ Ж. Мелье относил к классу богатых феодальную знать, духовенство, банкиров, откупщиков и др., а к другому классу -крестьянство. Согласно Г. Мабли, собственность разделяет людей на два класса - богатых и бедных 2.

Французскими историками О.Тьерри, Ф.Гизо и О.Минье была предпринята попытка объяснить историю, в частности историю французской революции, с точки зрения борьбы классов. Уже в начале своей литературной деятельности Огюстэн Тьерри указывал на «борьбу классов и интересов» в Англии, как одно из главных последствий завоевания ее норманнами. Революционное движение в Англии XVII в. изображается им как борьба третьего сословия с аристократией» 3. Политическая деятельность Гизо «еще ярче обнаруживает его классовую точку зрения. Он сам говорит в своих «Воспоминаниях», что упрочение господства средних классов было неизменным его политическим стремлением» 4.

Следующий этап в развитии идеи общественных классов представляет деятельность Парижского социологического общества начала XX в., в котором

І.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.1. М.; Л., 1935. С.220 -221. принимали участие Э. Тард, Р. Вормс, Ж. Лагарф, Е. Де Роберти, М.М. Ковалевский и др.1 У Э. Тарда социальный класс - это группа индивидов, занимающих одинаковую ступеньку на социальной лестнице. По мере исторического прогресса классовые различия, по Тарду, сглаживаются, а число профессий растет. Созданная их усилиями концепция получила название теории классов на основе социальных рангов.

Весьма плодотворные идеи высказывал французский социолог Рене Вормс. Вормс предлагал понимать под социальным классом совокупность индивидов, ведущих одинаковый образ жизни, имеющих в силу одинаковости своего положения одинаковые стремления и одинаковый образ мыслей. Классы выделяются по богатству, власти, престижу, воспитанию, образу жизни и т.д. Для него класс - это единство двух измерений - профессии и социального ранга (предпочтение Вормс отдавал второму) 2.

Особую роль в развитии учения о классах сыграли немецкие социологи. Видным представителем теории возникновения классов на основе разделения труда и образования являлся немецкий социолог Густав Шмоллер. Он выдвинул многокритериальную теорию классов (профессия, место в системе разделения труда, доход, собственность, образование, политические права, психология, раса). Ключевыми признаками (независимыми переменными) классообразования выступали первые два критерия, а неравное распределение собственности и доходов - второстепенными, зависимыми3.

На иных позициях стоял известный немецкий социолог Вернер Зомбарт. Вместе с Г. Ганзеном он разработал теорию исторических наслоений. Каждый класс являет собой слепок хозяйственного уклада соответствующей эпохи.

Вторая половина XX столетия вносит свои коррективы и в систему критериев определения социального состава классов. Происходящие сдвиги в технологических и организационных основах информационного общества вызывают и соответствующие изменения структуры собственности. Если ранее, как правило, отношения владения, пользования и распоряжения средствами производства, характеризовали социальный статус одного лица, то в настоящее время происходит разделение этих правомочий собственника между различными индивидами. Это является одной из причин того, что фактор собственности определяется как необходимое, но недостаточное условие для идентификации классовых границ.

Причины возникновения этнических конфликтов

Межэтнические конфликты возникают как в развитых, так и в отсталых государствах.

В XX веке процесс утверждения новых национальных государств прошел под знаком почти повсеместного возрождения этнического сознания и роста национализма.

Происхождение и природа этничности вызывают споры, но ее значимость как организующего начала политической жизни и эмоционально-мобилизирующая сила находят все большее признание. Немаловажно, что в отличие от прошлого этнические размежевания обнаруживают сегодня чрезвычайно высокую конфликтогенность.

В середине 90-х годов в мире полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов имело межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости.

Помимо уже существующих конфликтов, ещё" более многочисленными на почве этнополитических противоречий являются латентные очаги напряженности. Особую озабоченность многих исследователей вызывает положение этнических групп, подвергающихся дискриминации и выступающих за свои права. Так, согласно подсчетам Т. Гарра, в мире насчитывается 233 значительных по численности этнических групп, которые подвергались дискриминации и были организованы для политического противостояния . Сведения о количестве этнических общностей, которые в той или иной степени подвергаются дискриминации, свидетельствуют о существовании очень большого числа потенциальных конфликтных зон во многих странах мира. И хотя вряд ли все эти зоны превратятся в открытые, а главное, масштабные конфликты, перспективы снижения деструктивного влияния этнического фактора на внутриполитическую стабильность пока не внушают оптимизма.

Причиной национальных конфликтов являются национальные ценности (язык, религия, история, традиции, символы и т.п.), стремление народов к сохранению и развитию своей природокультурной идентичности в борьбе с другими народами, претендующими на те же национальные ценности. В национальных конфликтах национальные ценности приобретают самодовлеющую ценность. Суть патриотизма - стремление сохранить духовную, культурную и природную основу существования данного этноса. Суть же национализма состоит в пропаганде превосходства одной нации над другими 2. Это стремление часто приобретает форму экспансии вовне и наталкивается на сопротивление иных наций.

Национализм - естественная основа многих межнациональных конфликтов, независимо от того, какие субъекты в них участвуют - индивиды, этносы и нации, социальные институты или социальные организации.

Национализм проявляется в идеологической, политической, экономической, военной борьбе за национальные ценности. Эти конфликты называются национальными, так как главной потребностью и интересом является национальная потребность и интерес, психологически и идеологически чрезвычайно сильный. Предметом этих потребностей являются национальные ценности и интересы.

Национализм - это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другими, «проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов» \ Ксенофобия - ненависть к чужому -составляет один полюс национализма, другим его полюсом является предпочтение только своего. В национализме дискриминируемого этноса выражается прежде всего его стремление покончить со своим приниженным положением 2.

Под этническим конфликтом следует понимать социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и ценностей, а также целей различных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами и государством. «Этно - национальные конфликты - это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности» 3. Чаще всего такого рода конфликты происходят между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве4.

Отличительные особенности национальных конфликтов - длительность, эскалация, ожесточение, стремление к достижению националистических целей любой ценой, бескомпромиссность, значительные человеческие и материальные жертвы \ Это со всей очевидностью подтверждает противостояние арабов и евреев, курдов и турок и т.п.

Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. Именно в этих условиях находятся основные причины возникновения межэтнических конфликтов. Соответственно в зависимости от причин и целей этнические конфликты можно типологизировать и систематизировать.

В основе любого этнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которых можно выделить главные и второстепенные. Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие этнических конфликтов, к настоящему времени установлены некоторые общие причины их возникновения.

Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов друг к другу. Например, «кризис советского федерализма, выразившийся в жестких этнических конфликтах второй половины 80-х гг., в частности на Кавказе вызван, главным образом, спорными территориальными вопросами и невозможностью перекройки границ по этническим критериям иначе, как насильственными средствами» \ Такие конфликты возникают на межгосударственном, межрегиональном, местном уровнях. Мотивы территориальных притязаний могут быть разными, например. - обусловлены историческим прошлым этносов, например, наличием исторических, культурных, культовых и других памятников этноса на определенной территории; - нечеткостью демаркаций существующих границ или проведение новой демаркации между этносами, если ранее таких границ не было; - возвращение на историческую родину ранее депортированного этноса (например, между осетинами и ингушами, крымскими татарами и др. народами Крыма); - произвольное изменение границ. В наше время процесс обретения государственности отдельными этносами активно развивается, что неизбежно влечет за собой претензии на территории других этносов или отторжение части территорий других государств. А поскольку все большие этносы давно представляют собой территориально организованные общности людей, то любое посягательство на территорию другого этноса воспринимается как покушение на само его существование. И историческое исследование вопроса о причинах этнических конфликтов позволяет сделать вывод, что территориальные споры и претензии являются важнейшими среди них.

Общая характеристика политических конфликтов

Современный период общественного развития характеризуется возрастающей ролью политики. «Политика - это такая сфера деятельности людей, которая, в сущности, пронизывает все стороны общественной жизни», оказывает глубокое влияние на их функционирование \ Экономические, социальные, духовные проблемы сегодня должны решаться в масштабах всего общества, - а многие из них - в международных масштабах требуют политического подхода, разработки ясной и четкой политической линии, организации усилий всего общества на ее реализацию.

Из всех сфер общества, пожалуй, самой насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.

В социально-политическом смысле совокупность существующих в обществе позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за доминирование в сфере экономики, политики, культуры и т.п. Существующая же в недрах политического поля борьба есть конфликт политический за установление доминирования (господства) в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию существующих властных структур, как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне.

Современные политические отношения претерпевают значительную трансформацию. Изменилась не только роль государств в современном мире, но и определяются абсолютно новые направления межгосударственного взаимодействия.

Рассматривая вопрос о роли современного государства, Р.Ф.Абдеев пишет, что «государство в новой цивилизации отнюдь не отмирает». Напротив, эта сложная самоорганизующаяся система, оно еще более совершенствует свою структуру» \ Сегодня именно государство, как базовый элемент политической системы, ответственно за сохранение целостности человеческого сообщества и обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

В современных условиях оно выполняет разнообразные функции. Так, с помощью административных структур, органов контроля и пресечения оно регулирует различные связи и взаимодействия между субъектами (личностями, социальными группами, странами, этносами и т.п.), структурируя социальное пространство таким образом, чтобы доля энтропийных процессов в социуме не превышало уровня, за которым начинаются системно - структурные дисфункции и становится возможным его распад. Но к сожалению доля внутриполитических конфликтов, являющихся ярким проявлением негативной тенденции в развитии общественных отношений, не уменьшается.

Конфликты, как отмечает французский философ Р.Арон, носят не только межгосударственный, но и внутригосударственный характер. Индивиды, группы, слои противостоят друг другу. В их отношениях всегда решающую роль играла и играет сила.

Политический конфликт представляет собой не что иное, как «разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов» 2. Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов.

Конфликты, сигнализируя, обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий.

Источники политических конфликтов коренятся в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в политической жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов, в принадлежности граждан к различным общественным группам и осознании ее (так называемые «конфликты идентификации») и, наконец, в наличии у людей разных ценностей и убеждений.

Вероятность конфликта намного меньше в государстве, где граждане убеждены, что деятельность органов безопасности способствует лучшей защите их жизни и собственности. Вероятность конфликта возрастает, когда значительная часть граждан убеждена, что органы безопасности их не защищают, а эксплуатируют или терроризируют.

Типология политических конфликтов весьма разнообразна \ «Здесь и противостояние отдельных политических деятелей, и взаимоотношения между властью и оппозицией внутри отдельной страны, и межгосударственные конфликты, и противостояние различных систем (или совокупностей) государств и т.д. Каждая разновидность, конечно же, специфична, хотя и обладает чертами, присущими и всем другим разновидностям»2.

В самой общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям: - с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего определяются внешне - и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и143 противоречий; - по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о (целиком или частично) институализированных и неинституализированных конфликтах (Л. Козер) , характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры); - по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хоты бы один способ нахождения взаимного согласия - П. Шаран); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс); - с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий.

Похожие диссертации на Социальные конфликты в современном мире