Введение к работе
Актуальность темы исследования""""
Познание ценностей даёт ьооможность получить новую информацию о сущности человека, и этот мотив, лежащий в основе данного диссертационного исследования, питает научный, публицистический и художественный интерес к ценностному сознанию личности. Его об-оо.т-ряют усилия сообществе построить новый мировой порядок, основанный на самоопределений й Приоритете личности. Новый етап осознания человечество!! своего единства" и мощные тенденции к интеграции, скромно обозначенные как Новое политическое мышление, противостоят деструктивным, во многом необъясним»! процессам дезинтеграции, национально-культурному изоляционизму, ведущему к реанимации неототалитарных режимов, Сложность маргинальной эпохи возрастает на фоне глобальных проблем. Все это актуализирует значение индивидуального выбора, духовных ориентации, ответственности личности за гуманистическое развитие цивилизации, обуславливают тревожное и динамичное состояние её ценностного мира.
Западная культура,- основана преимущественно на приоритете индивидуальных ценностей. Начальный этап перестройки в СССР был,как известно, так же ознаменован призывом "начать о себя", и важное значение имеет освоение общечеловеческих ценностей индивидуальным сознанием.
В силу вышеизложенного, объётом исследования является ценностное сознание индивидуального уровня или ценностное сознпние личности , и структура социального-индивидуального в качество приоритвтиш <
я Первый этап связан с именем Лисуса Христа,
- г -
стратегического направления. Они представляются наиболее перспек
тивными, хотя не" исчерпывай- всей сложности и глубины ценностно
го феномена. ' ' '
Степень научной разработанности проблемы.
Смещение исследовательского интереса с системкообразующей категории "ценность" на ценностное сознание личности свидетельствует о возрастании значения последнего и о неудовлетворённости марксисте кой методологией в изучеьии ценностей* в качестве сугубо социальных образований.
За отношением "социальное-индивидуальное* легко обнаруживается стараь как мир проблема "личность и общество". Но хотя перипетии отечественной истории говорят о драматизме и сложности этой коллизии, литературе доперестроечного периода с убывавшей эйфорией удавалось её разрешать за счёт механического соединения внешних воздействий со стихией индивидуально-сокровенного, ибо это были, как правило, оторванные от кизни, сугубо теоретические модели, ввдерашн іше в духе общей мифологемы.
Исследование механизмов социальной детерминации личности являє ся безусловным достижением философии и социологии /до начала 90-х годов/, но чрезмерная социологизация - основная её черта и недостаток. Преобладает акцент на общественные отношения, личности хе отводятся лишь роль объекта воздействия социальных сил, она трактуется как модифицированное социальной-культурной ситуацией общественное сознание, в лучшем случае - как совокупность социальных ролей. Социальные связи личности строятся на псёвдоколлективистской, конформистской основе.
Апофеозом социодогизации представляется так называемая "деяте-льностная" концепция личности, в которой личность выступает как бессодержательно-функциональная единица. Эта, по существу, пеобихё-
виористская концепция идеально соответствовала' потребностям бюрократической системы в максимальной управляемости людьми, превращении их в "говорящие орудия", обладающие функциональным сознанием, замкнутым на "рабочее место", лишенный гражданского кругозора.
Причины кроются не в апологетическом энтузиазме отдельных обществоведов, не в некорректности методологического инструментария, а в самом состоянии общественного сознания, в абсолютном господстве парадигммы - примата общего над личным. Нарушение диалектики социального-индивидуального объясняется самим видением проблемі; в тоталитарном обществе.
В серьёзных работах, рассматривающих механизмы взаимодействия социального и индивидуального-,, проблемы внутреннего мира личности анализируются лишь в самых общих чертах. В работах А.И.Арнольдова, И.С.Кона, М.И.Бобневой, С.А.Замошкина, С.Н.Иконниковой, И.И.Резвиц-кого, Э.В.Соколова, Т.А.Цуэьииной и других авторов исследуется социальные структуры общественного сознания.и структуры личности. Только Ю.А.Замошкин исследует собственно ценностное сознание, но н« на отечественном объекте.
В пяботах автогюв, ставіних классиками отечественной сясислог»*:1 /С.Ф.Анисимов, Г.Д.Бандзеладзе, Г.А.Буачидзе, Г.П.Вшлецов, И.С.Кч-ган, В.П.Кобляков, Б.Д.Парыгин, З.Д.Подгорный, В.П.Їугаринов и др./ глубоко рассматривается природа ценностного, в частности, стру?:тура субъектно-объектного отношения. Ценности высшего уровня трактуит ся как имевшие общечеловеческую природу /Г.П.Выжлецов/, либо как результат интерсубъективных процессов /Г.Нечаева/. Глубоко проелр-кизавтея социально-индивидуальные, субьектно-объек^ные связи в фунг ционировании фори ценностного сознания /Л.М.Архангельский, О.В.Еут кевич, А.В.Гулыга, О.Г.Дробницкий, В.Г.Иванов, И.Кпямкин, Н.И.Кро-ковский, D.A.Левада, Ё.Г.Плимак, Н.В.Рыбакова, Л.Н.Стйлович, Д.Ы.Уг ринович и т.д./.
У педагогов-новаторов, пожалуй, в наибольшей мере, звучит обеспокоенность за формирование личности человека-творца. Но и они убеждены в том, что "В человеке нет ничего, чего бы не было в обществе" /Э.Ильенков/, и поэтому озадачены аффективным воздействием на личность социальных ценностей.
У О.Г.Дробкицкого классическая постановка проблемы социального и индивидуального в ценностной свелась к отражению социальных цонностей неким безличным сознанием.
В целом, и в хороших работах проявился избыток социологизма и недооценка системы и роли индивидуального. В итоге, отсутствуют исследования, в которых последовательно рассматривалась бы роль индивидуального в конституировэнии и функционирования ценностного мира личности. Восполнить образовавшийся вакуум призвана настоящая работе.
Цели и задячи исследоиания определяются вышеизложенным. Цель работы - выявление тех характеристик ценностного сознания, которыми оно обладает в личностном измерении. На наш взгляд, именно этот масштаб содержит наиболее существенный свойства ценностного. Подобное возможно на фоне сравнения специфики ценностного сознания и диалектики социального-индивидуального на различных уровнях субъект-ности. Отсюда — задача; рассмотреть социальное-индивидуальное как основополагающую структуру ценностного мира личности в генезисе, функционирования и формировании ценностей. Особого внимания заслуживает изучение статусе ценностей в духовном сознании личности.
Методологическую основу ксследован-ия составляют но утратившие своей актуальности принципы историко-материалистической диалектики, социального детерминизма, а также методологические достижения современного обществоведения, в частности, антропологической филосефе-жой традиции. Одной из важнейенх сопутствуют* эадаЦ кик раз является выяснение степени применимости марксистской методологии в изу-
чении природи ценностей и реализация современных подходов. Научная новизна-диссертации"ссс"7пит~в~слсдут;;ем:
1. Осуществлен псиск иотокгш проблематики в классическая n.:~^i>o.v.>i
литературе в "дояксиояоппескоП" период. Проаначизировяні с вр"«е!'!' "
американская социологии, установлен» и показаны два принципиальных и4--*
правления.
2. Определены грчншш применяемости илорпко-материалистической мето
дологии, сохраняющая своп значиипот«~ п*м? ~6^"p'.!Si:;i;i ойЫальнч-пра-
::циолиі .ічнпкон осногц цсіг!іос-;ноіо, когда ценности обслуамвают деяте
льность. Духовные ценности выводятся нами из субстанциальных сущност
ных характеристик человека и трактуются не только как определенный"
уровень отношения человека с социумом, но и как форма связи человека
со Вселенной. Ценности практические, в том числе, и ценностные ориен
тации связываются с праксиологическим, экзистенциальна; урпг.ттгм,
ценности духовные - с подлинной сущностью человека.
-
Установлено, что ценностное отношение к действительности как форма субъектно-объектнога ошоо.ения универсально для потребностей, интересов и цпчносте(1. Цєшіосіі выступают как идеальная .^орма процесса присвоения, -сак -'fopp-'a духовно-практического отношения. В рч-боте предчояена двухуровневая иерархическая структура духовно-практического отношения: практические ориентации, потребности, интересы следует рассматривать либо как ценности низшего порядка» либо вовсе относить к мотивацнонным процессам потребления, зачастую не нувдаюідимся в ценностях, а духовно-практические ценности и ценности духовные - процессам присвоения, не тождественным потреблению.
-
Субъектно-объектный подход правомерен и для трактовки ценностей личности или ценностей индивидуального уровня. Процессы присвоения,
а также мотивационные процессы являются тем механизмом", который преобразует ценности, возникшие на общечеловеческой или йнт'ерсубъектив-ной основе, в интимное, мотивирующее достояние личносги. Роль ценное-
- б -
і ей, состоит не в воспроизводстве деятельности, а в воспроизводстве
самого субъекта, носителя деятельностной энергии и вершителя деятель
ности. . -
Ь. Вияснена роль общесоциальных и конкретньк условий в продуцировании ценностей в той мере, в какой они выступают элементами социальной практики. Показано, что cbod подлинную роль ценностное сознание обругает в индивидуальном измерении, выступая средством индивидуализа-ц.!И, основой духовного мира личности, способом бытия свободы личности .і средством движения к ней.
(". Доказывается, что в духовном становлении личности велика роль са-иораэвития, которое разводится с самовоспитанием, соответствующим праксиологическому уровню. В отличие от прежних философских и педагогических подходов, в диссертации обосновывается роль саморазвития в формировании гармоничного духовно-ценностного мира личности на стадии зрелости.
7. В работе обозначена роль духовных ценностей в разрешении новых острых проблем социально-духовного развития, возникших на переломе исторических ЭПОХ.
Научно-практическая зависимость исследования связана с его науч
ной новизной. Работа может быть полезна как момент осознания челове
ком своей сущности и положения в мире. Философский и духовно-нравст
венный материал может оказаться значимым для тех, кто, как и автор,
находится между верой и неверием, осмысливая гуманистический потен
циал религиозных ценностей. Постановка вопросов, призиваючи* к поис
ку истин в сфере фундаментальных проблем личностного бытия, и пред
лагаемые решения, могут быть интересны слушателям философских семина
ров и студентам, использованы при чтении спецкурсов "Социология лич
ности" и "История и философия религии", "Проблемы духовно-ценностного
развития личности". V
Апробация работы. Теоретические положения, высказанные в диссер-
тации, неоднократно использовались автором в создании пробто.'Н'.';-; ситуаций на семинарах-И-лекционной пропаганде,"а такле обсут;;/-<,< і в научных публикациях, публицистических выступлениях в центрально:! печати, на Всесоюзных конференциях в Ленинграде и на екегодних вузовских научных конференциях, на методологических семинарах, в учебно-методических пособиях. В частности, апробация идей работы сч-л лась в рамках философского методологического семинара кафедры социа-'льно-гуманитарных наук Российского государственного гкдромстсор^л^--гического института, на заседании которой б марта 1992 г. бнла рекомендована к завете.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования и состоит из введения,'двух глав, заключения и библиографии, и соответствует основной концепции диссертации. Так, субординация глав отражает иерархическую структуру ценностного отношения: если первая анпл-лзіч1. ет ценности практического уровня, го нторзя - духовного; 9СЛ1" В "I ; вой главе исследуготся, в основном, общие социалыше характеристики ценностей, то Ео второй - индивидуальтае в динамике конкрэтащх социальных процессов и т.д.. Если ін-рвая глава, s основном, исходи."" из историко-материалистической методологии, пр.л"тическ;;-д<\ятельно " * ного понимания ценностей, то втирая глава, исследуо:>ая духовные Хир«к-теристики ценностного, знаменует; преодоление "праксиологического" видения цешюотей и переходит к более широкой методология.