Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное и духовное развитие многонационального государства: пути консолидации народов в условиях независимости Легай, Александр Семенович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Легай, Александр Семенович. Социальное и духовное развитие многонационального государства: пути консолидации народов в условиях независимости : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 / Моск. гос. ун-т коммерции.- Москва, 1997.- 40 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-2/3544-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Период общественных
изменений, вызванных перестройкой, привел в 1991-1992 гг. к
образованию на территории бывшего СССР двенадцати республик Со
дружества Независимых Государств. Пять лет развития СНГ (1992-1996)
вьшвили в соцнально-философском плане ряд сложнейших проблем
социального национального и межнационального государственного
характера не говоря уже об острейших экономических проблемах
Среди них актуальная проблема социальных взаимоотношений'
социальной и духовной консолидации общественных национальных и
этнических п)Гп как внЗ народа определенного независимого
государства Ги мТждГдорическидлиїльно cbLГьши меЛу
соб^ародаГ соседе^сГн и всеми^анши СНГ "Гшедш^
долгий п^^вме^го об^енногГ^з^її прошедшими

Прежде всего, в условиях независимости обострились
противоречия во взаимоотношениях достаточно многих социальных и
национальных групп внутри отдельных государств и на уровне контактов
и отношений между целым радом стран СНГ. Практика показала, что
республики, подчеркивая приоритет коренной нации, провозгласили
свою особую миссию - главным образом независимого развития. Воп-
реки объективно действующей в мире в конце XX столетия тенденции
нарастания интеграционное и интернационализации вырванное из это
го общего процесса и обособившееся частное, а именно национальное
— встало над общим в большинстве республик над интеграционным и
интернациональным Этим была нарушена объективная диалектика соот
ношения общего и частного интеграционного и обособленного интерна
ционального и национального ТаТоГню^сиие^щТственной диалек-
тики ^ьшо обус^^
не обіТтив^ n^6.»"Z! сУЪпьти факторами,

В то же время в рамках национальной независимости не отбрасывается сама идея социального единения, духовного единства. Но это единство и единение постулируется главным образом вокруг своей, коренной нации. Отсюда и демократия, рыночные преобразования рассмат-риваются не как самоценности сами по себе, а как решающие средства движения к основной цели — независимому национальному возрожде-

нию.

Однако такая подмена частным общего не может иметь исторической перспективы и рассчитывать на успех. Ибо объективные потребности каждой республики, субъективные и объективные устремления каждого народа н массы реальных людей неумолимо подталкивают стихийно и все более сознательно к восстановлению дружественных связей между народами и людьми, к выведению их на качественно новый уровень интеграционного состояния и подъема социально-духовных взаимосвязей.

Весь многовековой евразийский опыт совместного развития народов, опыт советского развития, давший очень многое во всех отношениях для каждого народа, каждой нации, каждой национальной группы, при всех допущенных ошибках и недостатках, неумолимо изнутри и все с большей силой направляют реальную жизнь в республиках на выход из изоляции и замыкания, на развитие контактов с соседними и другими народами на сотрудничество и сближение народов как внути республики, так и во вне, между республиками.

Это характерно и для развития в последние годы Республики Узбекистан, анализу процессов в которой уделено специальное внимание. Богатый социологический, фактический материал подтверждает нарастание значения общесоциологических тенденций, тенденций интеграции, объединения и взаимопроникновения. Это реальный путь в будущее, в перспективу.

Достижение взаимопонимания и сотрудничества наций и народностей (и - атом смысле их определенного единства) — это, с одной стороны, ільно существующая потребность независимого государства в активизации интеллектуального и творческого потенциала народов, а с другой — путь к установлению в обществе национального согласия и гражданского мира. Без этих компонентов немыслимы экономические, политические и социальные реформирования, ибо основой прогресса общества выступает совместный труд представителей всех этнонациональ-ных общностей. И здесь весьма важно совпадение их заинтерссованности взаимопонимания и взаимоусттэемлеиия ЇІ этом слєяуєт л/сматриват:-» одну из существенных сторон в теоретической и практической значимости» пос^шен.іой в диссертации проблемы.

Исследуя ее на основе изучения реальных процессов в России, других независимых странах СНГ и особенно в конкретных условиях Узбекистана, диссертант пришел к убеждению, что национальное, социальное, культурно-духовное самоопределение и возрождение затрагивает практически все национальные и этнические группы во всех регионах

СНГ. Это обуслаалнваст иеобхолимость достнженил тесного социального взаимоденсчтвия, сотрудкичестпа и сближения народов, многочисленных наций п народностей.

Актуализация выдвииутой в диссертации проблемы исследования диктуется следующими важнейшими моментами и положениями;

во-первых, трудностями и сложностями переходного периода в становлении независимого государства и возникаюшими на этой основе острыми противоречиями и серьезными издержками негативного плана;

во-вторых, незавершенностью научно обоснованной концепции государственной национальной политики и отсугствнем законодательного акта о социально-правовом статусе малочисленных народов и нацменьшинств;

в-третьих, недостаточностью изучения особенностей проявления общественной психологии и сознания этионационалышх общностей, характера, содержания и паправленности движения за национальное возрождение и духовно-культурное самоопределение;

в-четвертых, поисками путей и механизмов упреждения конфликтных и конфронтационных ситуаций, сдерживания миграционного оттока некоренного населения за пределы республики.

В диссертации анализируются проблемы государственных гарантий и правовой защиты интересов всех этносоциальных общностей, соблюдения и реализации в реальной действительности прав и свобод наций и народностей, деятельности политических партий и общественных движений по обеспечению социального взаимодействия народов. Актуализация проблемы усиливается задачами построения в перспективе демократического и гражданского, справедливого и гуманного общества, что в стратегическом аспекте выдвигается как общая концепция нацио-нального развития.

Степень разработанности проблемы. Обзор и анализ социально-философской и общественно-политической литературы последних десятилетий показывает, что поставленная в диссертационной работе проблема и в союзном, межгосударственном, и в региональном масштабе не выдвигалась и не рассматривалась в качестве самостоятельной научной проблемы и научного исследования.

Следует отметить, что в научных монографиях и диссертациях советского периода, в том числе и последних лет, при анализе проблемы становления новой исторической общности — советского народа, проблем сближения наций и народностей, интернационализации экономической и духовной жизни, братства и дружбы народов затрагивались

вопросы о социальном взаимодействии, сотрудничестве и единстве народов. В трудах Э.А. Баграмова, А.И. Дорончикова, Р.Г. Абдулатипова, М.И. Куличеико, М.Н. Руткевича, Л.М. Дробижевой, Ж.Г. Голотвина, IO.В. Бромлея, Н. Джандильдина и других разрабатывались проблемы динамики национального и межнационального развития, новых явлений сближения и консолидации в социальной, национальной и культурной жизни. В целом к наиболее важным работам по национальной и межнациональной проблематике следует отнести, помимо названных авторов, также труды А.Г. Агаева, Ю.В. Арутюняна, М.Н. Губогло, А.Ф. Дашдамирова, М.С. Дхуиусова, СТ. Калтахчана, Л.В. Метелицы, М.М. Сужикова, Э.В. Тадевосяна и других.

Значительный вклад в этом направлении сделали и узбекистанские ученые. В монографических работах А. Абдурахманова, С. Гитлина, К. Расулова, С. Саидкасымова, Р. Рахманова, Ш.З. Уразаева, О.П. Умур-заковой, К.Х. Ханазарова, В. Терехова, A.M. Юнусова, Э. Ю. Юсупова, С. Шермухамедова и др. реализуются идеи интернационализации образа жизни наций, сближения их культур, быта и традиций единства национального и интернационального в духовной жизни, межнациональных отношений, формирования интернационалистского типа личности. 2В публикациях отражаются процессы и явления связанные со сближением наций и народностей, в том числе в системе ценностных ориентаний Опираясь на тезис о единстве политического эконо-мического и идеологического пространства авторы прослеживают закономерное возникновения общих черт в сознании и психшоши наций и народностей в интересах и потребностям^ ^Ц^шшшыГовтнос-

См.: Баграмов Э.А. Национальные проблемы в современных условкях. — М., 1988; Дорончиков А.И. Соцналистическаа интернационализация общественных отношений некоторые вопросы национального развития. — Киев, 1989; Абдулатипов Р.Г. Челоь нация, общества. — М.. 1981; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. М., 1980; Голотвнн Ж.Г. Единая семья советских народов. Социальное подство : сплоченность. — М., 1981; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: поис-. новых подходов. — М., 1988; Джандильдин Н. Единство интернационального i. национального в психологаи советского народа. — Алма-Ата, 1989; Социально-2 культурный облик советских наций. — М., 198ь.

. См.; Абдурахманов А. Диалектика преемственности в развитии духовкой культуры социалистических нации. — Т,. 1990: Гитлин С, Расулов К. Отстоять интернациональное единство народов. — Т., 1991; Саидкасымов С. Развитие советского человека: единство национального и интернационального. — Т., 1984; Рахманов Р. Интернационализм социалистического типа, личности. — Т.. 1981; Уразаев Ш.З. Государственно-правовые аспекты межнациональных отношений. — Т., 1989; Умурзакова О.П. Закономерности сближения быта и традиций советских нации. — Т., 1971; Ханазаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. — М., 1977; Терехов В. И5ггеркацкокализм образа жизни советского народа. — Т., 1988; Юнусов A.M. Интернациональное и национальное развитие духовных ценностей советского народа. — Т., 1987: Щермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. — М, 1974.

в последние годы многие публикации были посвящены осмыслению духовных и нравстненных начал в развитии этнонациональных общностей, истоков нацноначьного самосознания и психологии, псреоценке национального и интернационального в тралициях и обычаях, культурных ценностях.

Эти и другае авторы не ограничивают свои изыскания выявлением исторических корней духовности народов. В публикациях делается попытка органически увязать процессы национачьного возрождения с проблемами культурно-духовной консолидации наций и народностей на почве поиска близких и сходных черт и признаков в укладе и образе жизни социальных и моральных кодексах межгтл/шювых отношений и межличностных связей.

Ддя понимания происходящих в России и всех странах СНГ
общественных перемен в условиях независимого и суверенного развития,
что требует укрепления социальной сплоченности народов и государств,
важное значение имеет научная литература последних пяти лет. В ней
анализируются происходящие в общественной жизни перемены, проти-
воречия, конфликты, поиски согласия компромиссов что позволяет De-
альнее и диалектичнее раскрыть процессы, происходящие в националь-
но-региональной и всей общественной среде. К таким работам относятся
тотлы и публикации Н А Антона Л П Бvtchko А В Дмиттшева С Г
Кара-Мурзы ИЛ Каримова AM Ковалева ВН Киселев? Б П Ку-
рашвили ГВ Осипов! BС Семенова В Г Смолькова Жт'Тощенко
А.К.Улсдова,.В.Ф.Хал'ипоВаидрушх., , "' ,

Автор опирался на большой теоретический, аналитический и вместе с тем фактологический материал, который содержится в подготовленных большой группой ученых из Института социально-политических исследований Российской академии наук крупных коллективных монографических исследований по проблемам развития Российской Федерации в последние годы (1985-1996), а частично и в странах Содруже-

См.: Атамуратов С. Национальная культура и национальное самосознание в процессе обновления общества. — Т., 1992; Ьабаходжаев М.А. Межнациональные отношения в Республике Узбекистан. — Т., 1994; Наджимов Г.Н. Национальные традицин и культура. — Т., 1992; Нишанов М.Н. Обновление духовкой жизни нации. — Т., 1992; Мухаметбсрдысв О.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе. — М., 1992; Ходжнмурадов И.Р. Ислам и национальные цснностн (на узб яз.). — Т. 1993'Худобердыев И.'Ислам, личность и национальная психология (на узб. яз.). — Т., 1994; Шайхова X,, Назаров К. Общечеловеческие ценности и нравственное становление личности (на узб. яз.). — Т., 1992; Диалектика противоречий обществекного развития и пути их разрешения. — Т., 1992.

левых. Страницы автобиографии, размышления, позиция... Ответы на вопросы издательства. — м.: «Молодая гвардия», 1991. — 256 с.

ства Независимых Госуларств. Это труды: «Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994)». — М.; Акадсмая, 1994. — 384 с; «Социальная и социально-политическая ситуация а России: анализ и прогноз (1994 год)». — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995. — 165 с.;«Соцнальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года)» — М.: Академия, 1995. — 288 с.- «Новый курс России: предпосылки и ориентиры. Социальная и социально-политическая ситуация в России Год 1995-й» —М: Академия 1996 - 330 с ; «Трансформирующиеся общества: цели и пути» - М : РИЦ ИСПИ РАН, 1996 ~322 с

Серьезный научно-исследовательский материал по обобщению
произошедших в последние годы социально- политических и духовно-
культурных изменений в России и странах СНГ был проанализирован
автором диссертации по коллектинным трудам, подготовленным государ
ственно-патриотическим объединением «Духовное наследие» — «Совре
менная Русская Идея и Государство». — М.: «Обозреватель» 1995 —
181 с, Российской академией диалектико-системных исследований и
разработок — «О путях выхода России из социально-экономического
кризиса (Анализ и концепция)» Второе доп и перераб издание — М :
«Система» МОС-ДИС, 1995. - 265 с и Всероссийским научным
обществом социологов и' демографов, Институтом социально-
политических исследований РАН - «Россия накануне XXI века.
Выпуск И». М., 1995. 555 с.

Значительным подспорьем в исследовании избранной диссертантом сопельной проблематики явились публикации Межпарламентской Асса леи государств-участников Содружества Независимых Государств, а именно — «Вестника Межпарламентской Ассамблеи» и «Информационного бюллетеня», прежде всего за последние 1994-1996 гг.

По вопросам развития политической системы, современной по
литической власти и различным'вопросам политики автор опирался на
интересные, во многом постановочные и в чем-то спорные исследования
и работы последних лет Т.А. Алексеевой, Г.К. Ашипа, А.А. Галкини,
Ю.Г. Запрудского, В.Н. Макаренко, М.Н. Марченко, А.С. Панарина,
И.К. Пантина, В.П. Пугачева, Г.Н. Сердкжова Е.Б Шестопал В 10.
Шпака. Ценными являются публикации чаще всего в виде статей, мно-
гих исследователей по различным конкретным вопросам политической
жизни в России и странах СНГ, роли в ней политических лидеров по
литических партий и движений ,

в области проблем духовного развития народов, культуры и
нравственности, их взаимовлияния, взаимообогащения и сближения, ро
ли в этом интеллигенции диссертант опирался на обширную научную
литературу по проблемам духовности, культуры, цивилизации, науки,
просвещения, нравственности, релнгаи, важнейшим ценностям и чертам
образа жизни, помыслов, устремлений людей. Наработки в культуроло
гической области огромны, и выдающийся, заметный вклад в них внесли
известные ученые С.С. Авершшсв, А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, М.М.
Бахтин, Н.Л. Бердяев B.C. Бнблер, В.В. Ваислов, Л.С. Выготский, Н.В.
Гончаренко ЛII Гумилев 10II Давыдов В В Журавлев Л.Я. Зись,
НС Злобин ЭВ Ильенков МПЬшЛН Коган Д С Лихачев АФ
Лосев Юм'Лотман А В Луначарский ЭС Марками ВМ Межуев
Б С Мейлах ЛН Митрохин МФ Овсянников ЭЮ Соловьев ВИ
Толстых и другие авторы в нашей стране и за рубежом.3 , . .

Выход из проблем культуры на проблемы цивилизации, выбора собственного цивилизацнонного пути развития для России, вообще евразийских стран, входящих в СНГ, стат характерен для многих последних работ культурологов, философов, социологов, политологов, хотя ранее цивилизацнонная проблематика была уделом специальных исследований, как, например, у МЛ. Мчедлова.

Осмысливая и оценивая в совокупности изученные и проанализированные соискателем научные публикации, автор специально выделил те из них, в которых изыскания опираются на феномен национальной государственной независимости. Отдельные

Пиблер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. — М.; Прогресс, 1991; Еиблер B.C. От наукоученкя к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991; Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры //Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. — М.: Столица, Г991; Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. — м., I993; Бромлей Ю.В. Мировая культура: традиции и современность. —"М., Г991; Ильенков Э.В. Философия и культура. —ТЯ.: Полнтиздат, 1991; Котожеков Г.Г. Генезис национальной культуры. — Абакан, 1991; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991; Лотман Ю.М. Избранные статьи. — Таллин, 1992; Межуев В.М. Наниональиая культура и цивилизация //Освобождение духа. — М.: Политиздат, 1991; Митрохин Л.Н. Философия религии (опыт истолкования Марксова наследия). — М.: «Республика», 1993. — 41Ь е.; Петров М.К. Язык, знак, культура. — М. 1991; Романов В.Н. Историческое развитие культ)ры: проблемы типологии. — М.: Наука, 1991; Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. — М., Iv91; Самосознание европейской культуры XX века; мыслители Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991; Сорокин П.А. Человек., цивилизация. общество. — М., 1992; Тойнби А.Дж, Постижение истории. — М., 1991; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М„ 1992; Этноязыковые функции культуры. — М.; Наука, 1991; Взаимодействие культур Востока и Запада. — М.: Наука, 1991; Россия и Запад: взаимодействие культур (круглый стол) //Вопоосы философии. — 1992. — № 6; Давыдов Ю.Н. Две бездны — два лица России //Вопросы философии. — 1991. — № 8; Лихачев Й.С. Русская культура в современном мире //Новый мир. — 1991. — № 1; Лобковиц Н. Христианство и культура //Вопросы философии. — 1993. — № 3; Панарин А.С. Проект для России //Знамя. -— (993. — № 7; Панчекко А. О специфике славянсхой цивилизации //Знамя. . 1992. — № 9; Россия, которую мы сберегаем (дискуссия) //Новый мир. — 1993. — № 1' Айзатулин Тамерлан. Между молотом Европы и наковальней Азии //Родина. — 1993. — № 5-6.

положения исследователей, полученные ими в ходе изучения поставленных проблем, имеют существенную теоретико-методологическую значамость для данной диссертационной работы. К числу их относится вывод К.Х. Ханазарова о том, что «национальная идеология отнюдь не означает и не может означать сплочения только одной нации, именем которой названа республика, вокруг собственных внутринациональных проблем. Наоборот, на ее плечи ложится громадный груз ответственности за сплочение всего народа, всего населения».^ Ценно и заключение A.M. Юнусова, который утверждает, что независимое государство должно «в первую очередь обеспечить устойчивое межнациональное согласие и полное гражданское взаимопонимание, что является основой единения народов... выработки в национальной политике приоритета правового начала над национальным, приоритета демократических ценностей над национальными».7

В ходе обсуждений и дискуссий высказываются различные точки зрения. Например, С. Гитлин и К. Расулов считают, что «ни одна республика, ни крупная, ни маленькая вне Союза не будет ни сильной, ни процветающей».8 Я. Уманский и А. Арапов делают вывод, что «возможно и реально постепенное формирование в многонациональном государстве Узбекистан государственной, правовой, социально-экономической и культурологической общности. Экономически развитое, правовое и социальное государство будет интегрировать все национальные группы». Анализируя происходящие в Казахстане процесс!.! р Джаагужии нелает твводы ,то ообретение Казахстаном статуса суверенного государства создает предпосылки для возникновения на месте межнационального сообщества людей, населяющих республику,

новОГО КОНСОЛИДИООВсШНОГО образования».1^ '

В понятие социального единства народов в условиях независимости диссертант вкладывает определенное и субъективн'^. диалектическое содержание.

6 Ханазаров К. Истоки независимости Узбекистана. // Народное слово. — 1993. — 26

7 мая.

Юнусов A.M. Вопросы национального единства в условиях демократии. В сб. тезисов «Мустакил Узбекистон фалсафа ва хукук факларининг долзарб муаммолари». — Т.,

8 ГитлшГс.','Расулов К. Отстоять интернациональное единство народов. — Т., 1991. —

4 Уманский Я., Арапов А. Диалоги об этнической политике: Узбекистан и Центральная
ІОАзия. — Т., (994. —Сбб, , ^

Джангужин Р. Обретение обретенного. Культура, сознание, политика. //«Звезда Востока». — 1994. — № 1-2. — С. 206.

Объективное — НС в смысле утверждения о наличии нолпой
социальной однородности общества в условиях независимых государств.
Различия между социальными грунпами имелись и в прошлом, они
сохраняются и теперь, даже нередко усиливаются в связи с расслоением
между богатыми и бедными. Речь идет, с одной стороны, о во многом
общих истоках хозяйственной, экономической деятельности
большинства людей и социальных групп, связанных в среднеазиатских
республиках и в Казахстане прежде всего с работой на земле. Эта
хозяйственная основа составляет как бы их один большой дом и одно
хозяйство что определяет и ггоимерн\то схожесть их социального
положения социальных интересов С одной стороны у подовляющего
большинства людей входящих в социальные группы сохраняются
давние и прочные трудовьютаадиции -уважение к труду семейному
совместному или Глее шитому коллективному общинному Это
гаїГ^етГс^н^ их схожести в

Такое социальное совпадение, единство проявляются не однозначно, а диалектично. Социальное размежевание трудовых и нетрудовых групп совмещается со сближением и укреплением единства между трудовыми группами населения, составляющими большинство. Такие тенденцини социального сближения, интеграции имеют место, и именно это социальное сплочение и взаимодействие больших масс людей дает основание говорить об определенном социальном единстве многих групп людей.

В субъективном смысле понятне социального единства народов носит многообразный характер, проявляется в широком спектре. Независимое государство и его лидеры стремятся сплотить воедино многочисленные нации и народности не только на общенациональных, духовных, нравственных, религиозных основах, но и объединить их общей социальной идеей единых для всех общественнх преобразований, ведущих к общей социальной судьбе народов Отсюда произывы к общественному социальному согласию общественному договору Сотрудничество и консолидация национальных и этнических групп во имя совмCстEых действий преобразований на благо rnrуnancTRa и конкретных социальных гоупп рассматриваются поэтому как шаги к социальному сточений, народа и социальной ^остностииед"Гтву наций и нардов.

Употребление во множественном числе слова «народов» выражает, на взгляд автора, диалектику внутреннего и внешнего

развития стран СНГ. Внутри независимого государства речь идет о духовном, социальном сплочении и единении внутри народа многочисленных национальных и этнических груші, особенно когда речь идет об Узбекистане. В Казахстане же существуют два больших национальных образования, казахский и русский народы, объединяемые понятием казахстанский народ. Диалектика культурного, духовного, социального взаимодействия распространяется, далее, на народы близлежащих стран СНГ и буквально на все из них. Духовная и социальная взаииотяга характерна не только для славянских народов, но также народов славянских и тюркских, многие века проживающих совместно и совместно делающих свою социальную и культурную

оіїедщїїнше в памкТсНГи создавшие на огромных просторах

бол шоТ с вїи^о и неповтао^ твилизаЗ^^^З
трудТнаїї! вми^е неповтаРимУЮ Цивилизацию, равную которой

Именно в таком философски сложном, диалектико-противоречивом виде, а не прямолинейно и однозначно, в диссертации рассматривается проблема социального единства народов. Оно по мнению автора, в перую очередь характеризует соответствующий уровень качественного состояния общества, меру межнационального взаимопонимания и взаимодоверия, взаимоуважения и взаимотерпимости. Это своего рода масштабный согласительный компромисс наций и народностей в реализации целей и задач построения справедливого и гуманного правового и гражданского общества

Ь социально-философском смысле раскрываются позиции, взаимоотношения и действия в современных условиях основных национально-этнических общностей, и прежде всего народов как самых крупных из них, в рамках как независимого государства, конкретно Узбекистана, так и между ними, в системе СНГ. Единство с позиций научной диалектики всегда есть соединение разного различного,' противоречивого, а то и противоположного. В нынешних условия; разъединившихся независимых государств важно проанализиров,,. объективные и субъективные процессы внутри народов отдельных государств и между ними с точки зрения их направленности то ли на усиление их общения взаимоотношения единения в рамках целостных общественных и конх'ретных социальных LnZ то ли наоборот на даТнейшее разъединение и изоляцию другТдТа «Дружба народов» всТдавыражГа woe объективное и субъективнее взаимообщение и

значительное общественное — социальное, наниональное и духовное — единство разных и самобытных народов.

Исследование нынешних переходных, трансформирующихся реальностей позволило прийти к выводу, что у большинства народов, как совокупности субъектов в рамках данных объективных общностей, зреют и нарастают устремления, тенденции н действия в пользу и в направлении укрепления совместного общения, взаимоотношений, действий, широкого социального единения. Это единство рассматривается как решающее средство выхода из возникших кризисных ситуаций острых противоречий и решительного поворота к общенациональному духовному, экономическому, социальному возрождению и подъему.

Объектом исследования являются нации и народности, социальные и этнические группы, тенденции их взаимоотношений, культурные традиции и духовные ценности. Исследованы на опыте разных народов проблемы сближения и размежевания социальных и национальных групп, их единение и противоборство, интернационализма и дружбы, фажданства и языковой политики.

Предметом исследования служит воздействие экономического и культурного процессов на консолидацию и сплочение народов стран СНГ, деятельность государства, политических партий и общественных движений, законодательная и правовая система с точки зрения их влияния на установление гражданского мира и согласия между народами.

Цель и задачи исследования. Исходя из сложности н противоречивости нынешнего общественного развития в странах СНГ основной целью диссертационной работы является социально-философское раскрытие процессов взаимодействия и консолидации социальных и ' национальных групп в рамках многонациональных независимых государств в направлении усиления их социального единения.

Для реализации указанной целевой установки в исследовании решаются следующие задачи:

— разработать методологическую базу исследования, в том
числе понятия «социальное единство народов», с учетом взглядов
мыслителей прошлого и современных разработок по вопросам
взаимоотношений наций и народностей;

— выявить региональные особенности развития
многонациональной и этнонациональной структуры, возможности

углубления демократической среды для достижения общественного согласия и гражданского мира между народами, органически взаимосвязанных единой исторической судьбой;

— определить ведущие факторы, обеспечивающие
межнационалыгую целостность народа, его консолидацию и солочение, а
также общеприемлсмую для единения наций и народностей систему
ценностей, идеалов, традиций;

— раскрыть диалектику социального и национального,
политическую и социальную содержательность движения
этнонациопальных общностей за национальное возрождение, культурно-
духовное самоопределение, степень моральной ответственности
коренной нации за психологическое самочувствие малочисленных
народов;

— выявить социальные корни противоречий в
межнациональной сфере, причины миграционного оттока
русскоязычного населения и представителей других национальных
меньшинств из республики и определить возможности использования
цивилизованных методов по упреждению конфликтных ситуаций,
смягчению межнациональной напряженности, устранению источников
дискриминации малочисленных народов;

— исследовать характер и направленность воздействия
экономического фактора и идеологии рыночных отношений на
содержание межнациональных связей, контактов и общения как на
внутрирес илиханском, так и на межгосударственном уровне;

исследовать деятельность государства, властных и исполнительных органов, политических партий и общественных движений, интеллектуального кадрового корпуса по стабилизации межнациональных отношений, достижению равновесия между общностями, становлению социального единства народов;

— проанализировать действенность и эффективное^.
существующих государственных механизмов по правовой защите и
гарантированности нациям и народностям развития их самобытно!;
этнической культуры, предоставлении им соответствующего
информационного пространства на национальном языке расширения
сферы доступное к историческому наследию собственного народа;

— обследовать уровень культуры, духовности и нравственности,
влияние граждхан на выработку отношений к государственному языку,
дружбе и братству народов представителями различных национальных и
этнических групп;

— предложить ряд конкретных рекомендаций теоретического, мстодологического н практического порядка но вопросам дальнейшего укреплен законодательной, правовой, демократической базы но гармонизации отношений между этнонацнональными группами и становлению социально-духовного единства народов.

Теоретическая и методологическая база исследования. В

основу изучения поставленных в диссертации целей и задач положен
социоально-фнлософскнй, диачсктнко-анапнтнческнй и сравнительно-
критический подход к современным явлениям, тенденциям и
закономерностям реальной действительности. С его помощью выявлены
особенности развития многонационального независимого государства,
сменяющего и обновляющего системы ценностей, идеалов, отношений.
Соискатель опирался в исследовании на прогрессивные идеи и взгляды
мыслителей Востока и Запада неординарные теоретические обобщения
выводы изложенные современны! специалистами-обществоведами
позитивные концепции" зарубежных ученых работы современных
политических деятелей. ,

Диалектика возникновения и развертывания противоречии
является важнейшим методом для понимания и раскрытия сложных
процессов в области национально-межнациональных отношений в
нынешнее переломное, неустойчивое время. Обстоятельно использованы
также научные наработки по диалектике объективного и субъективного
закономерного и субъективно-произвольного, исторически

традиционного и волюнтаристски навязываемого.

Источниковедческую основу исследования составили материалы
официальной статистики, результаты социологических опросов н
единовременных проблемных обследований, выборов и референдумов,
отчеты и информация органов государственной власти, труды
философов, правоведов, экономистов, социологов, политологов,
диссертационные работы, материалы науню-теоретических и научно-
практических конференций периодической печати
систематизированные эмпирические и аналитические материалы
диссертанта,

Научная новизна и практическая значимость исследования заключастся в формулировании социально-философской научной концепции о проблемах, противоречиях и путях достижения социальной консолидации и единства народов в современных условиях переходного периода и независимости государств СНГ. Более конкретные черты

новизны содержатся в следующих положениях и постановках, выносимых на защиту:

в выделении главных факторов духовного и социального сплочения народов целостного государства;

в разработке и предложении конкретных демократических методов и способов цивилизованного разрешения проблем межнациональных отношений и преодоления противоречий в данной сфере;

в постановке ряда новых положений, касающихся развития наций и народностей, условиям политической независимости и экономического суверенитета республики;

— в конкретизации научно-практических положений о
структуре и содержании государственной национальной политики, о
формах расширения полномочий и функций государства в решении
межнациональных проблем;

— в формулировании предложений и рекомендаций о путях и
методах преодоления социальных и национальных конфликтов,
достижения общественных компромиссов и грахданского договора.

В практическом плане материалы и результаты диссертационной работы могут быть использованы для дальнейшей исследовательской работы по проблемам социального взаимодействия и сотрудничества народов в современной общественной среде с ее национаг іми, региональными, межнационально-интернациональными особенностями, с учетом влияния на данные процессы политических актов, действий и бездействий.

В условиях нынешнего разгединения ранее объединенных государств методологическую значимость приобретает сравнительный анализ национальных, экономических, политических, культурных проблем в целом ряде стран, входящих в СНГ.

Предложенные в диссертации разработки могут б!
использованы для политичсско-практической деятельности. А именно,
для социально-философского обоснования ряда законодательно-
нормативных актов, для наполнения комплексных государственных
программ по социальному, культурному и духовному развитию наций и
народностей новым Элементно-компонентным разнообразием Они могут
служить теоретической основой при разработке межгосударственных
соглашений по регулировании вопросов гражданства миграций
культурных связей взаимообмена ценностями и тк ,

Даинад работа может быть использована в качестве учебпо-методнческого пособия при организации образовательного, профессионального н воспитательного процесса в вузах, техникумах, колледжах, гимназиях и общеобразовательных школах.

Апробация работы. Исследование выполнено на кафедре философии Ферганского государственного университета Республики Узбекистан. Результаты научного исследования, его идеи и основное содержание отражены в следующих монографиях: «Социальное единство народов в условиях современных трансформаций», объем 10,5 п.л., Москва; «Лтолл», 1996; «Узбеки за рубежом» (на узб. яз.), объем 5,67 п л Ташкент: «Фан» 1992; «Социальные проблемы труда» (на узб яз ) объём 6 5 Пл Ташкент: «Фан» 1995; «Социальное единство народов Узбекистана» "объем 9 6 пл ,Ташкент: «Фан» 1995- «Некоторые вотоосы ктос,а ЛилососЬш» (на узб яз) учебное пособие' объем 9 пл Фергана 1994 Помимо них по рассматриваемой теме'опубликовано свыше 20 брошюр и статей в научных сборниках и журналах.

Материалы диссертации были изложены на республиканской научно-практнческой конференции 1995 г. в г. Ташкенте (опубликованы тезисы выступлений), также на ежегодных научно-теоретических конференциях Ферганского госуниверситета. Диссертант периодически выступал с лекциями, циклами лекций и сообщениями по теме диссертации перед аудиториями гг. Москвы, Новгорода, Читы Российской Федерации и гг. Ташкента, Самарканда, Бухары, Ферганы Республики Узбекистан.

Автор диссертации принимал многократное участие в работе по оптимизации нацнонатьных отношений, в укрепленин социального единства наций и этнических групп на различных уровнях, являясь советником по национальному вопросу в областном хокимиатс и средствах массовой информации.

Диссертация обсуждалась: в мае 1995 г. на расширенном объединенном заседании кафедр философии, социологаи и политологан Ферганского государственного университета; в октябре 1995 г. на заседании кафедры фатософии Ташкентского государственного университета; в конце 1995 г. и в начале 1996 г. на заседаниях сектора Института философии Российской академии наук, где были высказаны предложения по ее расширению за счет анализа процессов в России и других республиках СНГ. В июне 1996 г. диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и социологии Московского

государственного уннвсрснтета коммерции, после чего существенно дорабатывалась по высказанным замечаниям.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы.