Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философское наследие античности в восточнославянской духовности Средневековья (XI - первая треть XVII в.) Егоркин, Владимир Георгиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егоркин, Владимир Георгиевич. Социально-философское наследие античности в восточнославянской духовности Средневековья (XI - первая треть XVII в.) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11.- Санкт-Петербург, 1995.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы

Становление и развитие культуры восточных славян испытывало разнообразные няния во взаимодействии с культурными традициями иных времен и пародов, эрчески преобразуя их в соответствии со спецификой этносоциальных условий, швных запросов общества. В средние века в оркестре таких взаимосвязей весьма летную роль играл длительный и нелегкий процесс освоения восточнославянской «даюстыо социально-философского наследия античности, поражая своей глубиной, ожностыо и оригинальностью коллизий.

Между тем вопрос о наследовании духовным миром Древней Руси социально-гаософских богатств античности до сих пор является наиболее плохо изученным и, к следствие, дискуссионным. Долгое время русским вообще было отказало в факте шествования самой их философской мысли в эпоху Средневековья, причем отказано к зарубежными, так и отечественными учеными, одни из которых считали, что сская философская мысль зарождается лишь в дискуссиях славянофилов и западни-в, а другие ошибочно полагали, что вся философская культура допетровской Руси была дошным «невешасием». Такое отрицание сопровождалось и отвержением нашей ховности от античной философии - общепризнанного источника современнойфнлософ-ойшісшнамногихконтинентахземногошара (Ф.Томсон, Г.Г.Шпет, АЛ.Галактионов, Ф.Никандров и др.), - что породило в свою очередь ложные выводы о неполноценности лучшем случае о вторичности) всего социокультурного опыта восточных славян, о обходнмости для них слепо копировать исторические пути других народов.

Таким образом, античная философия признавалась культурной субстанцией совре-нного западного интеллектуализма. Что касается генетической связи русской мысли гаследием античности, то эта проблема остаетсяне решенной до сейпоры. Мы далеки утверждения, что она вовсе не поднималась на страницах исследований средневе-вой культуры Руси, однако фундаментальной научной разработки данного предмета куда не существует, что обусловливает актуальность и перспективность разносто-ннего ее изучения как исторически закономерного, хронологически длительного олюционного процесса передачи социально-философского материала античности, ансформирующегося применительно к конкретным социокультурным условиям сточиославянского регаоиа, духовность которого входила в систему византийского авославия, что, в свою очередь, детерминировало специфику восприятия ею не лько философского рационализма, но также эллинского и эллинистического газма, давшего начало богословским системам как в Западной Европе, так у южных восточных славян, послужившего впоследствии одним из источников русского лигиозного философствования.

Судьба античного социально-философского наследия в духовности Древней Руси ізволяет дать боле полную картину всей восточнославянской культуры Средневековья, ределить, с одной стороны, е? уникальность, а' с другой, - установить онтологическое гносеологическое родство с штгеллектуальными модусами западноевропейских s родов и снять таким образом вопрос об «ущербности» русского национального духа J вековой- его «обделенности» сокровищами античной философии.

Изучаемая в диссертации проблема актуальна не только в социально-философском, торико-философском, либо общекультурном плане. Современный переломный :риод исторического пути России настоятельно требует определения духовных

корпей русского социума, дабы различить традиции имманентно присущие ему и называемые «общечеловеческие ценности», в качестве коих нам пытаются навя: шаблонные формы тривиального прагматизма (а нередко и прямо антикультур; субстанции), призванные либо в качестве компенсатора отечественной духовної либо деструктирующие последнюю. Таким образом, осмысление восточнославянс духовности закономерным наследником античной социально- и общефилософс; культуры с необходимостью утверждает ее весомый статус в антронологичес: традиции, способствует повышению русского национального сознания.

Степень разработанности проблемы Интерес ученых к проблеме философского элемента античности в культ восточных славян пробуждается в конце XIX - начале XX вв. в ходе прежде вс историко-литературных и библиографических изысканий, недостатка в которых испытывала российская наука того времени, поэтому тема данной диссертации является совершенной новостью в отечественной научной мысли: она так или ин затрагивалась на страницах ряда работ. Однако об античных социально-философсі идеях в восточнославянской книжной культуре дореволюционные российские автс упоминают хотя и неоднократно, но вскользь, как бы мимоходом, в контекс интересующих их проблем; причем речь у них идет о неких общих античных знані (чаще всего мифологических). В этой связи характерны работы А.С.Архангельскс М.В.Безобразовой, А.Н.Веселовского, А.Галкина, В.З.Завитаевича, А.СЛаппо-Даї левского, ХЛопарева, Н.К.Никольского, Н.А.Скаблановича, М.Н.Сперанско Н.М.Сумцова, А.И.Соболевского, К.В.Харламповича. Для нашей диссертации исс. дования дореволюционных российских ученых главным образом важны потому, ч вогпервых, они замечают сам факт бытия культурно-философского материала анті ности в книжности Древней Руси, а во-вторых, - это публикация вербальных русск источников Средвековья, содержащих данный материал (многие из них не переизда доныне). Подлинным же первопроходцем в интересующей нас проблеме можно назв; В.Н.Перетца, историко-литературное исследование которого посвящено выявлен античного философского элемента в древнерусской «Пчеле» (в частности, сократив ко-платоновских и аристотелевских фрагментов). Однако следует отметить, что у само отсутствие в то время понятия «русская философская мысль Средневекові наложило отпечаток на выводы исследователя, который полагал, что сведен русского читателя об античной древности были весьма скудными, а это привело к тої что знакомство наших предков с философской литературой Древней Греции (и т более Рима) страдало односторонностью и тенденциозностью.

Справедливости ради мы должны выделить и труды русских историк В.О.Ключевского, Н.В.Костомарова, М.О.Кояловича, В.В.Нечаева, М.Д.Приселко; А.Е.Преснякова, С.М.С^ловьева, В Л.Уланова, которые дают обстоятельную сощ культурную характеристику условий, в которых осуществлялось освоение духовні миром восточных славян идей и понятий античной философии. Здесь же необходи упомянуть и фундаментальный труд митрополита М акария по истории русской церю тде характеризуется рад литературных произведений, содержащих интересующий и материал. Философско-методологическую основу изучаемой проблемы состави труды русских мыслителей ИА.Ияьина, К.НЛеонтьева, А.Ф .Лосева, А.А.Потебі П.А.Флоренского, а также произведения М.Хайдеггера и Х.-Г.Гадамера по проблем герменевтики, Г.Гегеля - по истории философии.

Вместе с тем следует отметить, что в пореволюционное время предмет дапного сертационного исследования долго оставался вне поля зрения отечественной юсофской науки. Исключение составляют здесь работы русских мыслителей, завшихся за рубежом. Это книга Г.В.Флоровского по истории византийского и ского богословия, выявляющие имманентную связь православной богословской ;ли и неоплатонизма, а также труд В.НЛосского по мистическому богословию точной церкви. В 60 - 80гг. исследование данной проблемы становится более енсивным. О проникновении античных философских идейна Русь пишут Н.С.Козлов .Б.Кобрин, появляется ряд историко-литературных трудов, так или инач^ ставящих блему взаимосвязи античной и древнерусской культур. Среди них необходимо ;ешітьработьіВ.С.Адриаповоіі-Перегц,Д.М.Буланина,М.В.Дмитриева,И.П.Еремипа, ^.Зимина, Д.СЛихачева, Н.А.Мещерского, Г.М.Прохорова, О.В.Творогова п др. і дают богатый материал для построения и понимания научной концепции нашего педования. Невозможно игнорировать и работы по истории науки и техники в сии, которые содержат интересный фактологический материал по теме данного сертационного исследования (Соколов М.В., Кузаков В.К.). Существенную помощь снимании предмета последнего оказали изыскания С.С.Аверинцева в области антийской философии, В.В .Бычкова - в византийской и древнерусской эстетике, СПетрова - в сфере философии диалога культур.

За последние годы опубликован целый ряд историко-философских исследований, ало которым положил труд М.Н.Тихомирова, впервые серьезно поставивший рос о действительно существующей, но еще не изученной области философского ешя - древнерусской философии. Это работы АА.Карташева, Г.Г.Майорова, [.Полякова, А.Д.Сухова, прот.И.Экономцева, диакона Г.Зяблицева, митрополита некого Филарета, С.СХоружего, рассматривающие вопрос об идеях античной гософии в древнерусской книжной культуре в общем контексте анігшза средневе-ой философии. Труды М.Н.Громова и А.Ф.Замалеева послужили отправной точкой концепции данного исследования о двух тенденциях в освоении восточнославян-й духовної! культурой социально-философских достижений античности. При чении теоретико-методологических вопросов проблемы невозможно игнорировать ысление древнерусскими книжниками греческих философских понятий и создание этой основе отечественной терминологии. Вот почему в диссертации уделяется чительное внимание рассмотрению данной проблемы. До сей поры не существует одного фундаментального философского исследования этой темы, тогда как в асти лексикологии, истории логики и русского литературного я^ыка уже имеются ьезные наработки Е.М.Верещагина, В.В.Колесова, П.С.Попова,Р.А.Симонова, Ї.Стяжкина. При раскрытии природы и особенностей трансформации категориаль-о аппарата античной философии восточнославянской духовностью автор опирался груды этих ученых.

Особо следует сказать об изучении украинскими н белорусскими учеными отечес-нной философской мысли эпохи феодализма, которые подчеркивают взаимосвязь демических курсов киево-могилянской профессуры и творчества деятелей западно-ской культуры XVIb. с идеями Платона, Эпикура, Аристотеля и др. (Дмитриченко -., Евдокимешсо В.Ю., Захара И.С., Кашуба М.В., Короткий В.Г. Литвинов В.Д., гик В.М., Подокнгян CO., Стратий Я.М. и пр.). В этих трудах устанавливается цность духовного наследия восточнославянских народов, обоснованная единством исторических судеб, что доказывает принадлежность таких мыслителей, как

Ф.Скорина, В.Суражский, Х.Филалет, И.Вишенский, М.Смотрицкий и др. к едиі системе восточнославлянской средневековой культуры. В эпоху, о которой идет р в диссертации, все они осознавали себя представителями русского этноса, неоднократно подчеркнуто в их произведениях. В последние годы опубликовг десятки статей в изданиях различного характера, так или иначе затрагиваюи изучаемую проблему.

Срединемноіггхзару6ежнькисследованийможноотметтга>трудьіД.Еркович,М.Дж; Э.Кенан, Т.Градсжжого, В.Ведера, Э.Тазбира, посвященных изучению отдельных асп тов восточнославянской духовности Средневековья, однако вопрос о трансформации в і социально-философских идей античности не рассматривается. Исключение среди ] составляют работы болгарских ученых (Ангелов Б.С., Цветков И.А.).

Слабая изученность проблемы питает почву для сохранения явно устареви сегодня европоцентристской оценки исследуемого нами феномена, открывает возм< ность негативных заключений и надуманных схем в процессе научного анал средневековой духовности восточных славян в ее взаимодействии с античной фило фией. Античный философский материал в вербальных памятниках восточнославя кой духовности рассматривается эпизодически, зачастую бессистемно (применител к контекстам интересующих авторов тем); без учета его социально-философск наполнения и роли как одного из логико-методологических субстратов восточное вянской мыслительной культуры. Зачастую остается в стороне, с одной стороны, ф; многовекового противостояния восточно- и западнохристианской культур, а с друг - то, что одной из связующих их нитей было наличие в обеих античного социаль философского материала, интерпретированного согласно специфике духовного ctj этих феноменов, что впоследствии дало возможность не только .взаимодействи изучаемом нами процессе, но и развития общекультурных связей, особенно в рега< польско-русского порубежья, где такие мыслители, как Ф.Скорина, И.Федорої А.М.Курбский развернули активную культурно-просветительную деятельность в > столетии. Это дает право говорить об интегративной тенденции в развитии восточн лавянской и западноеврепейской культур, наметившейся в ту эпоху. В фундамі данного процесса заложены специфически трансформированные в обеих социаль: философские идеи античности.

Безусловно, исследование интересующей нас проблемы стало бы невозможным тщательного аналша самих вербальных источников Средневековья, таящих в сі богатейший материал античной мысли, «спрятанный» зачастую в контексте социаль политических и богословских построений, - вот почему мы считаем необходим отдельно сказать и о них. Выбор источников определился степенью их изученност научной литературе, равно как и необходимостью анализа той или иной работ! соответствии с предложенной в диссертации концепцией развития двух тенденци освоении античных социально-философских идей. Таким образом, мы соередоточі основное внимание лишь на тех памятниках, в которых эти тенденции проявляю достаточно полно. Вместе с тем мы не утверждаем, что лишь этими источнике ограничен ареал распространения античного социально-философского материал древнерусской книжности, однако определенный объем диссертации не дает возмс ности включить весь корпус источников в поле исследования проблемы. Дабы избеж упреков в излишнем эмпиризме, либо в подмене содержательного изучения перепи ванием цитат, следует подчеркнуть, что средневековое многословие, разумеется, могло предвидеть требований настоящего времени, вот почему в процессе работы

смогли избежать цитирования значительных по объему текстовых фрагментов, ширное цитирование предполагают и основные методы исследования: фупкциональ-й анализ текста и философская герменевтика, позволяющие более адекватно крыть специфику трансформации в книжном слове Древней Руси идей античности.

Цель и основные задачи исследования Исходя из актуальности и неразработанности проблемы, диссертант избрал ее в [естве своего диссертационного исследования. Основная цель работы - создание юстного представления о феномене освоения восточнославянской духовностью ичного социально-философского материала, раскрытие его специфики, анализ логических процессов культуры на примере изучаемого явления. Полиаспекттюсть іблемьі, длительность исторической эпохи, в условиях которой осуществлялась люция данного предмета, многообразие источников и имен - все это побудило редоточить внимание на методологически важных вопросах, содержание которых крывается в четырех главах диссертации, показывая, с одной стороны, процесс лектического развития, а с другой, - единство и целостность различных проявлений ледуемого фепомена. Построение научной концепции предполагает взаимодейст-социально-мировоззренческого и теоретико-методологического подходов к объек-ісследования. В этой связи в диссертации решаются следующие задачи:

- устанавливается генетическое родство восточнославянской духовности Средневе-
ья с социально-философскими идеями античности;

- определяются пути освоения древнерусской мыслью античной философской
одологаи в наиболее важных ее аспектах: освоение категориального аппарата,
ровождающееся созданием отечественной социально-философской терминологии,
кже использование античной логики в древнерусских теоретических построениях;
анализируется социокультурная роль восточного христианства в изучаемом
омене;

рассматривается специфика последнего на славянском Востоке в сравнении с ідноевропейским опытом;

устанавливается периодизация в исследуемом процессе;

осуществляется анализ социально-мировоззренческой значимости античной фи-хрской методологии для эволюции восточнославянской духовности;

исследуется феномен интеграции восточнославянской духовности Средневековья встианской духовной парадигме;

раскрывается значимость изучаемого феномена в становлении и развитии )вной культуры восточных славян.

їаучная новизна исследования. Положения, выносимые на 'защиту

іасколько позволяет объем диссертации, раскрывается ретроспектива освоения >вным миром восточных славян социально-философского материала античности в сексте средневековой культуры, поднимаемая как творческий диалог двух духов-систем. Объединение социально-мировоззренческого и теоретико-методологичес-I подходов позволяет преодолеть полиаспектность проблемы и вычленить предмет ного анализа. Путем функционального анализа текстов, а также с помощью іеневтического метода, доказывается закономерная преемственность духовностью очных славян социально-философского материала античности и тем самым, во-:ых, предлагается понимание последнего как органического элемента древнерус-

ской духовной культуры, аво-ЕТорых, опровергается устаревший европоцентристе взгляд на обделенность данной культуры философскими знаниями античности. В э связи вводятся в научный оборот малоисследованные вербальные памятники воет нославянской культуры (в томчнсле работы В.Суражского, Х.Фнлалета, М.Смотрицк и др.).

Рассматривается феномен освоения древнерусской книжностью категориальи аппарата античной философии как единый процесс, что позволяет получить кош туально целостную картину взаимодействия античной социально-философской мы и восточнославянской духовности, где первая выступает в качестве общего отношению ко второму - особенному, - а в субъективном творчестве мыслите! книжников актуализировано единичное.

Диссертация представляет собой исследование, в котором рассматриваются гене и специфика изучаемого явления в рамках предлагаемой концепции развития д тенденций (логико-гносеологической и мистико-символической) на протяжении л тельного исторического времени, в котором диссертант выделяет два период соответствии с вектором ориентации восточнославянских мыслителей сначала византийский, а потом на западноевропейский опыт.

Изучается диалектическая взаимосвязь социально-политических взглядов воет нославянских авторов с социально-философскими идеями античности на оси осмысления первыми античной философской методологии. Осуществляется ана логико-методологического обоснования кішжниками своих идей в процессе теор« ческой полемики с западными интеллектуалами. Существо научных положен разрабатываемых в диссертации, заключается в установлении новых фактов и обос вании решения ряда вопросов социальной философии, истории русской философе мысли на примере анализа изучаемой проблемы.

В обобщенной форме выделим следующее:

  1. Со времени крещения Руси духовность восточных славян получила обширі доступ к социально-философскому материалу античности посредством перевода старославянский язык трудов каппадокийцев и Иоанна Дамаскина, позднее (с X/Vj] - (Псевдо-) Дионисия Ареопагата и исихастов, а также включения в культурный обо произведений древнеболгарской литературы, где античный социально-философс: материал представлен широко и разнообразно.

  2. Овладение восточнославянскими мыслителями таким материалом есть закс мерный факт становления и развития на Руси социально-философской мысли в цел Этот процесс осуществлялся в рамках двух взаимосвязанных тенденций - логи гносеологической и мистико-символической - на протяжении всего Средневеко] Его можно разделить на два основных периода: византийской ориентации (XI -1 XVI вв.) и овладения западноевропейским опытом (нач. XVI - кон. XVII вв.).

  3. С одной стороны, объект диссертационного исследования представляет со уникальный феномен, который отражает оригинальный путь сощюкультурной эво. ции Руси. С другой, - он тесно связан с византийскими источниками и через ни? только стал региональной модификацией христианской духовной парадигмы, н унаследовал социально-философские идеи Древней Эллады. С начала XVI в. постен но нарастали и к концу XVII в. достигли наивысшего подъема западноевропейс влияния. Поэтому, подчеркивая специфический характер данного процесса, н помнить, что он имеет общие черты с аналогичными явлениями в Западной Еврс Только в целостности этих двух сторон можно понять сущность изучаемой пробле

  1. Усилия восточнославянских книжников в осмыслении категорий античной шософия привели к тому, что к концу Хв. на Руси сложилась вполне разработанная стема социально-философских терминов. Однако изменившиеся исторические ловия (прежде всего влияние Реформации и Коптрреформации), выразившиеся в острешш многовекового противостояния западноевропейской цивилизации и вос-чнославянской культуры, обусловили переход апологетов православия от византий-о-ориентированных стереотипов трансформации античного материала к философ-ому дискурсу, где главную роль играл уже западноевропейский опыт Нового времеии. нный аспект рассмотрен диссертантом согласно предлагаемой концепции усложпя-цегося семантического структурирования в сочетании с диссоциативпо-ассоциатив-[м методом терминотворчества.

  2. Поиски восточнославянских мыслителей привели к органическому синтезу зантизма и западноевропейского опыта, начало которому положили Ф.Скорина и М.Курбский, а нашел он свое завершение в творчестве З.Копыстенского. Такой нтез создал перспективу развития трех ветвей восточнославянской мыслительпости: гословия, религиозно-философской мысли и светской рациональной философии. юрческий синтез византшкко-русской и западноевропейской моделей освоения циалыго-философского наследия античности стал бы невозможен без создания Скориной и особенно А.М.Курбским системы новых секуляризированных критери-. Эта важная сторона творчества отечественных мыслителей осуществлялась па базе ознания ими античной философской методологии.

  1. В конце XVI - начале XVII вв. в ходе полемики западнорусских православных торов с их католико-униатскими и протестанскими оппонентами произошло осмыс-нпе и латентное включение логико-философского материала античности (прежде его силлогистики Аристотеля) в восточнославянскую мысль, что воплотило и кончило переход от стереотипов древнерусского философствования к дискурсу звого времеии. Творчество западнорусских книжников оказало непосредственное ияние на изучаемый процесс в московско-русской мыслительной культуре.

  2. Вне зависимости от субъективной оценки объективно существует факт многове-«ого процесса освоения восточнославянской духовностью социально-философского следия античности, трансформированного в ней специфически и послужившего ним из действенных факторов развития отечественной социально-философской тсли. Таким образом, идеи античной философии есть органический элемент сточнославянской духовности Средневековья.

Научно-практическая значимость диссертации

Идеи, материалы и результаты диссертации способствуют формированию пелостно-и углубленного представления о развитии отечественной философии, о месте и роли личных социально-философских идей в эволюции духовного строя восточных авян, пониманию диалогических процессов в социокультурньгх системах и особенно гределешпо корней современной русской духовной культуры, обнаруживающей внее родство с социально-философским наследием античного мира, которое было дотировано на русской почве согласно запросам отечественной истории. Все это хрывает новые возможности для понимания проблематики восточнославянской (и в стности - русской) духовности, ее уникальности и ценности в истории мировой 'льтуры. На основе анализа изучаемой проблемы делается вьшод об исторической :обходимости духовного пути России, создавшей единственно дееспособную модель

бытия античной философии в социокультурных условиях восточнославянского р она Средневековья, объективированную в достижениях политической и культур жизни Российского государства.

Рассмотрение феномена античной философии как органического элемента cpej вековой духовности восточных славян во многом может прояснить и современ духовную ситуацию, когда под эгидой «общечеловеческих ценностей» России нав5 ваются квазикультурные явления, направленные на деструкцию ее как самостояті ной этносоциальной экзистенции. Вместе с тем теоретические положения диссерта осмысливают примеры подлинно творческого диалога культур, делая очевид невозможность всяческих искусственных, чуждых народному духу новообразоваї

Материалы диссертации находят применение в курсах по социальной философ истории русской философии, культурологии, служат методологическими ориентир в разработке отдельных аспектов истории отечественной философии и культурі также культурологии, используются в преподавании философии и мировой худоа таенной культуры.

Апробация работы

Теоретические выводы и положения диссертации были изложены в виде докла и выступлений на Всероссийской научной конференции «Русская философия: пре ственность и роль в современном мире» (Санкт-Петербург, 1992), 2-м Саг Петербургском симпозиуме историков русской философии «Русская философ новые решения старых проблем» (Санкт-Петербург, 1993), 11 Всероссийской кон ренции «Человек в мире диалога» (Санкт-Петербург, 1993), научной конферен «Жизнь. Смерть. Бессмертие.» (Санкт-Петербург, 1993), научной конфереы «Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке» (Сап Петербург, 1994), научной конференции «Социальная философия и филосос истории: открытое общество и культура» (Санкт-Петербург, 1994), 11 Междунар ной конференции «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 1994), Межд> родной научно-практической конференции «Польская духовность в контексте к) турной и научной жизни Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 1994), Междунар ных Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях «Опыт религиозной жизн ценности культуры» (Санкт-Петербург, 1994), доклады по теме диссертации бі сделаны на кафедре истории русской философии Санкт-Петербургского универсш и на кафедре философии Росийского государственного педагогического универсш им.А.И.Герцена. Основные идеи диссертации изложены в статьях и монограс] «Наследие античной философии в восточнославянской духовности Средневеко (XI - первая треть XVII вв.)». (Бийск, 1995).

Структура и объем диссертации В соответствии с содержанием и логикой материала текст, занимающий страниц, состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литерату включающего 464 наименования.