Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Философия книги 13
1.1. Понятие книги 13
1.2. Системно-структурный анализ содержания книги 29
1.3. Материально-конструктивная форма книги 44
Глава 2. Социально-философская сущность библиотеки как аккумуляции всемирно-исторической Мысли 63
2.1. Софийно-соборная сущность библиотеки 63
2.2. Диалектика содержания и формы библиотеки 83
Глава 3. Институциональная универсальность библиотеки 102
3.1. Библиотека как социальный институт: философско-исторический аспект 102
3.2. Концепция библиотеки информационного общества: социально-философский аспект 138
Заключение 162
Библиографический список
- Понятие книги
- Софийно-соборная сущность библиотеки
- Библиотека как социальный институт: философско-исторический аспект
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин.
Во-первых, современная эпоха ставит перед человечеством сложные проблемы бытия. Они во многом определяются постиндустриальным развитием общества, транснациональными процессами в области культуры, информации и образования, науки и техники. На этом фоне идут динамичные процессы демократизации современного российского общества, сопровождающиеся трансформацией и модернизацией одновременно всех социальных институтов. В это же время происходит трансформация привычной системы ценностей в сторону от традиционного коллективистского типа общества к индивидуалистическому обществу западноевропейского образца, определение нового положения России в геополитическом пространстве, поиски новой модели развития, соответствующей историческим вызовам новейшего времени. Деинституализация российского общества создает атмосферу социальной неуверенности, личной растерянности и незащищенности. Большая часть общества живет с ощущением зыбкости индивидуального и социального бытия. Все это актуально требует социально-философского осмысления сложившейся ситуации и возможность сценариев ее развития. ...
Во-вторых, самым надежным помощником в стремлении общества понять происходящее по-прежнему остаются книги, библиотека, в которой сосредоточены социально-практический и интеллектуально-духовный опыт человечества, теоретические знания, а одним словом - всемирно-историческая мысль. Общество переживает настоящий информационный бум и в связи с возможностями новых информационных технологий, и в связи с «жаждой истины». При этом все информационное пространство заполняется в основном за счет книгохранилищ, перерабатывая и/или воспроизводя посредством уже новых технологий хранящуюся в анналах библиотеки информацию, объемы которой ежечасно увеличиваются. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью осмысления социально-философского феномена библиотеки.
В-третьих, бурное развитие компьютеризации и информатизации российского общества сопровождается не только неограниченным пользованием видео и аудио продукции, доступом к Интернету, потреблением TV - производства и т. д., но и очевидным снижением этического, эстетического и даже интеллектуального потенциала общества. Доминирование развлекательного содержания информационной продукции в сочетании с ее упрощенными формами вступает в противоречие с количеством и качеством совокупного мирового «золотого» фонда библиотек. Более того, элитная часть общества, активно пользующаяся Интернетом, все реже берет в руки книгу, требующую сосредоточенности и времени. Вопрос о том, сохранится ли книга как целостность, «витает в воздухе». На фоне роста книжной продукции возникает ощущение, что «писателей» теперь больше, чем читателей. Но книга всегда кому-то предназначена. Возникает вопрос: сохранится ли «читатель» - человек, нуждающийся не просто в информации, но в книге - целостной и связной мысли? Высказываются прогнозы о конце «книжной культуры», о превращении библиотеки в центр интеллектуально-информационных услуг с соответствующей коммерческой деятельностью. Это тоже обусловливает социально-философский анализ книги и библиотеки.
Наконец, важнейшей чертой информационного общества является то, что теоретические знания и интеллектуальные институты превращаются в ведущие институты. В этом контексте актуален теоретический анализ социального института библиотеки. Современная библиотека далеко ушла от того вида учреждения, где только хранят, регистрируют и выдают книги. Универсальные функции библиотеки (кумулятивная, образовательная, просветительная и др.) в процессе модернизации дополняются новыми функциями, связанными с организацией и трансляцией информационных потоков в социальное пространство. Библиотека вырабатывает социальные технологии организации духовно-интеллектуального пространства, в том числе и коммуникативные, включающиеся в развитие ноосферы. Актуальность исследования этих процессов не вызывает сомнений.
Степень разработанности темы исследования.
Библиотека традиционно изучается в системе библиотечных наук. Библиотековедение - хорошо развитая самостоятельная область знания. Чаще всего библиотековедов интересуют конкретные вопросы: каталогизация, классификация книг, формы работы с читателем, сохранение и обновление библиотечных фондов и т. д. Библиотекой занимаются историки и с недавнего времени культурологи. Исторический материал по библиотекам обширен. Составлены фундаментальные описания отдельно взятых библиотек (Александрийской, Британской, библиотеки Соловецкого монастыря). Историками и культурологами достаточно хорошо изучены история книги и книгопечатания, жизнь и деятельность И. Гуттенберга и И. Федорова. Есть исследования по деятельности библиотек в конкретные исторические периоды. В области библиотековедения, культурологический и исторических проблем библиотеки успешно работают Н.В. Варбанец, Н. Вержбицкий, Т.В. За-харчук, B.C. Люблинский, Е.Л. Немировский, Б.С. Горбачевский и другие. Большой вклад в историю книги и библиотеки внесли Б.В. Сапунов, М.И. Слуховский, М.И. Щелкунов, И.Е. Баренбаум. В основном историки и библиотековеды рассматривают библиотеку по уже сложившейся традиции как книгохранилище.
Работы исследователей библиотеки можно условно разделить на группы: история отдельно взятых библиотек; история библиотек в конкретный период развития общества; история рукописной книги, отдельных книг и книги вообще. Это работы Л.И. Владимирова, М.Н. Глазкова, СП. Луппова. Многие работы посвящены самой библиотеке в хронологическом и типовом измерении. Среди них работы Б.П. Иванова, СИ. Вехова, Б.Ф. Володина, А.А. Гинкена, F. Milkau, R. Fe-hrle, Т. Birta. По истории библиотеки в России наиболее известны труды А.Г. Глухова, Е.И. Капржак, А.И. Ванеева, М.И. Слуховского, М.Н. Тихомирова, К.И. Абрамова, В.П. Леонова. Следует отметить, что фундаментальных трудов даже по истории библиотеки немного. В них библиотека рассматривается, как правило, в хронологическом порядке: по эпохам, по общественным формациям, по стадиям культуры или типам культуры. Например, библиотеки Европы, Древнего мира, народов Востока. Это работы О.И. Талалакиной, СП. Фунтиковой, Е.А. Лаппа-Старженецкой, В.И. Харламова. Работы, посвященные описаниям отдельных библиотек, очень интересны, насыщены фактами, именами, событиями.
Обращение в последнее время к библиотеке культурологов нельзя назвать активным. Такого рода работы относятся к истории культуры и рассматривают библиотеку с точки зрения социокультурной системы и соответствующих ей функций, традиций и обычаев, образования и просвещения, сохранения культурного и духовного наследия. В 1999 г. была защищена кандидатская диссертация Т.Б. Марковой, имеющая культурологический характер.1 Можно встретить определение библиотеки как культурного института.
Собственно по философии библиотеки научных работ нет. Исключение составляют труды Н.Ф. Федорова (1828 - 1903) и особенно его «Философия общего дела», а также уникальная в своем роде работа М.Н. Куфаева «Проблемы философии книги», написанная в 1923г. ив 1981г. переизданная. Н.Ф. Федоров создал, так называемый, богословско-естественно-научный проект объединения усилий всех живущих и будущих жить людей для общего дела воскрешения отцов, т.е. всего жившего ранее человечества. Библиотека заняла в этом проекте центральное место. Она осмысливается Н.Ф. Федоровым как книгохранилище, музей, храм, место бытия живой мысли и живого духа всех людей, которые когда-либо писали и/или о которых писали в книгах.
Многие идеи Н.Ф. Федорова воспринимались уже его современниками (B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, С.Н. Булгаков, Д.И. Менделеев). Они нашли также отражение в направлении философии, которое называют «русским космизмом» (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. Н.А. Умов, Н.Г. Холодный). Несомненна близость идей «Общего дела» и учения о ноосфере В.И. Вернадского. Более того, В.И. Вернадский непосредственно занимался изучением проблем упорядочивания и организации совокупной всемирно-исторической человеческой мысли. В его работах содержится множество идей об институализации информационного пространства (в современной терминологии), где приоритетное место отводится социальному институту библиотеки. Но идеи Н.Ф. Федорова, русских космистов, В.И. Вернадского имеют немного последователей, и тем более в направлениях, непосредственно касающихся философского осмысления библиотеки.
«Философия книги» М.Н. Куфаева - одна из редких работ, которая прямо касается темы данного исследования. М.Н. Куфаев, во-первых, обосновал назревшую уже в прошлом веке необходимость разделить библиотековедение (в его терминологии - эмпирическое изучение книги, библиотеки, архива и т.д.) и библиологию (в его терминологии - идеальное, теоретическое изучение книги, библиотеки, архива и т.д.). Во-вторых, М.Н. Куфаев определил круг философских проблем изучения книги и библиотеки, включая методологические, экзистенцио-нальные, феноменологические, социально-философские.1 В настоящее время потребность в философском осмыслении библиотеки испытывают сами библиотеч-ные работники, инициирующие обсуждения и «круглые столы». В феврале 2004 года в Калининграде состоялся семинар Международной библиотечной философской школы, поставившей цель разработки научной теории развития библиотек в информационную эпоху как центрального звена системы социально-информационных коммуникаций, способного транслировать полученное знание в широкие круги профессионального сообщества. Интерес к социально-философскому феномену библиотеки проявляют ученые, тоже пока на уровне обсуждения теоретических подходов к исследованию (Г.И. Рузавин, С.Н. Плотников, А.С. Панарин, В.М. Межуев и др.).
В трудах крупных ученых разных стран в XX в. в различной степени стави лись вопросы о библиотеке, книге, текстах, письме, авторстве, диалоге, дискурсе, профессиональной культуре. Поэтому в диссертации привлекались работы Э. Кассирера, Х.-Г. Гадамера, М. Фуко, Р. Барта, Х.Л. Борхеса, У. Эко, П. Сорокина, Й. Хёйзенги. В незначительной степени в диссертации использовались библиотековедческие работы, в которых хотя бы в качестве постановки проблемы возникали философские аспекты библиотеки. Привлекались к исследованию труды русских философов, для которых характерно глобальное видение человека и мира, а при этом в поле зрения оказывается и библиотека (П.А. Флоренский, B.C. Соловьев, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.).
Отсутствие отдельных философских работ по библиотеке, с одной стороны, подтверждает актуальность данного исследования, а с другой стороны, обусловливает постановку проблемы, цели и задач исследования.
Постановка проблемы. Формирование информационного общества, российские реформы и соответствующая модернизация всех сфер социальной жизни существенно меняют традиционные место, роль и функции библиотеки, в том числе российской. Какой должна стать библиотека обновленной России XXI века? Проблема исследования состоит в социально-философском анализе феномена библиотеки, позволяющем адекватно моделировать процессы институализации современного книжного пространства.
Объектом исследования является библиотека как универсальный способ институализации интеллектуально-духовного пространства, кумуляции, организации и сохранения всех видов информации.
Предмет исследования - библиотека как всеединая софийно-соборная книга бытия и совершенства отношений «человек-мир».
Цель исследования. Выявление и анализ социально-философской специфики библиотеки в процессе ее культурно-исторических трансформаций. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Раскрыть смысл и значение понятия книги.
2. Дать системно-структурный анализ содержания книги.
3. Выявить динамику материально-конструктивной формы.
4. Показать социально-философскую сущность библиотеки как аккумуляции всемирно-исторической мысли.
5. Раскрыть софийно - соборную сущность библиотеки через диалектику ее содержания и формы.
6. Воссоздать генезис социального института библиотеки и обосновать его институциональную универсальность.
7. Выявить социально-философские основы концепции библиотеки информационного общества.
Методологической основой исследования является: диалектика, ее принципы и система категорий, принцип единства исторического и логического, общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, идеализация и др., структурно-функциональный и системный подходы, некоторые методы теоретической истории и макросоциологии.
Новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые на материале отечественных и западных публикаций дан социально-философский анализ феномена книги, позволивший вывести следующее понятие: книга - это воплощенные в видимых знаках идеи, мысли и сведения, облеченные в прочную материально-конструктивную форму, обусловливающую их социализацию.
2. В результате исследования установлено, что социально-философский феномен книги продуктивно рассматривать как диалектическое единство социально-исторической информации, семиотической информации, духовно-идеальной информации и материально-конструктивной формы. Самой динамичной структурой книги является ее материально-конструктивная форма, наиболее восприимчивая к научно-техническим и технологическим модернизациям. При всех осо бенностях конкретно-исторических модернизаций она, в принципе, сохраняет адекватность первоначальному смыслу книги.
3. Показано, что стремление человечества «объять необъятное», представление, знание, осмысление бытия обусловило феномен собирательства (собора) книг, создания особого кумулятивного центра — социального института библиотеки как светской формы воплощения всеединой Софии. Кумуляция духовно-культурного опыта человечества в исторической ретроспективе и перспективе происходит в социальном институте библиотеке - всеединой соборной книге. Доказана продуктивность применения принципа соборности к теоретическому осмыслению социально-философского аспекта библиотеки, которая существует как социальный институт «собирания множества в единство», как «принцип связи и соединения» разрозненных во времени и пространстве, но запечатленных в материально-конструктивной форме мыслей. В современной терминологии речь идет о кумулятивном принципе бытия библиотеки.
4. Установлено, что стремление человека и общества сохранить запечатленное в многочисленных книгах соборное знание и самопознание отношений «мир-человек» в исторической ретроспективе и грядущей истории {соборную Софию) можно определить как процесс совместного и непрерывного писания одной общей книги, сконцентрированной в библиотеке. Эта смысловая сущность библиотеки позволяет применить к ее социально-философскому анализу ту же схему (матрицу), которая применена к анализу сущности и явления книги «вообще». Если принять за исходное определение «библиотека - соборная книга», то и продуктивно рассматривать библиотеку по аналогии с книгой как диалектическое единство материально-конструктивной формы и всех видов информации, запечатленных в интеллектуальном пространстве человечества. Схема раскрывает социально-философский аспект библиотеки как процесс кумуляции софийно-соборной «энергии» человечества и ее направленность в социальную реальность.
5. Установлено, что всечеловеческая мысль, разрозненная в пространственно временных границах мировой цивилизации и разнообразная по направлениям (упрощенно говоря, естественнонаучному, техническому, социально-гуманитарному) немыслима для постижения без упорядочивания, организации и оформления. Библиотека суть тот социальный институт, где происходит сакрализация креативного потенциала человечества, соборно-софийная мысль приобретает форму, т.е. упорядочивается и организуется так, чтобы сохраняться тысячелетиями и быть доступной человеку. Из книгохранилищ древнего образца, главной целью которых было накопление книжных богатств, библиотека путем эволюции превратилась в устойчивый социальный институт, упорядочивающий и организующий духовно-интеллектуальную сферу жизнедеятельности человечества -ноосферу (В.И. Вернадский). Социальный институт библиотеки осуществляет преемственность, трансляцию и продуцирование всемирной человеческой мысли в пространстве и времени.
6. Выявлено, что по аналогии с институтами собственности, семьи, власти, пенитенциарной системы, армии, церкви и т. д. продуктивно рассматривать в качестве социального института библиотеку как особую форму социального устройства обществом книжного и шире - информационного пространства и/или института собирания, хранения, отбора и систематизации продуктов духовного производства с целью их социализации в общественной практике. В процессе исторической эволюции социальный институт библиотеки окончательно сформировал (по аналогии с другими социальными институтами) систему функций и механизмов корреляции отношений власти и общества.
7. Установлено, что никакое знание не формируется без системы коммуникации, регистрации, накопления, трансляции, которая уже сама по себе есть форма власти и в своем существовании и функционировании связана с другими ее формами (М. Фуко). Понимаемая как всеединая и сакральная софийно-соборная мысль, библиотека всегда сохраняет автономию и от власти, и от общества: она никогда не дает исчезнуть никакой запечатленной в знаках и заключенной в материально-конструктивную форму мысли (даже парадоксальной и/или деструктив ной). Универсальный социальный институт библиотеки, имеющий разнообразные функции, владеющий всеобъемлющими и разносторонними знаниями, не только обеспечивает духовно-интеллектуальные потребности общества, но и оказывает существенное воздействие на поддержание его целостности и стабильности путем активной социализации накопленных идей и практик.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований по проблемам библиотеки и философского осмысления ее роли в информационном обществе. Полученные результаты могут быть также использованы в практике библиотечного дела в качестве теоретической базы современной модернизации библиотеки, прогнозирования тенденций ее трансформации в контексте культурного и технологического прогресса общества. Материалы исследования могут быть использованы в специальных курсах по философским, культурологическим, а также библиотековедческим дисциплинам.
Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования были изложены на 3-х Международных конференциях, на Всероссийских научно-богословских чтениях «Духовное наследие И.А. Ильина в судьбе России» (Екатеринбург, 2004) и ряде других научных и научно-практических конференциях.
Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на семинаре аспирантов кафедры философии ОмГУ (Омск, 2003), на семинаре аспирантов кафедры истории, философии и культурологии ОмГУПС (Омск, март 2004) и на заседании кафедры философии ОмГУ (Омск, 2004).
Понятие книги
Книга как предмет собственно философии мало изучена. Что есть книга «вообще» и каков ее всеобщий социально-философский смысл? В такой постановке тема книги очень слабо представлена в философской литературе.
Приступая к теме, зададимся вопросом: почему человек пишет книгу? Очевидно, он хочет что-то сообщить другим людям: мысли и переживания, идеи и приобретенное знание, собственное понимание явлений природы, общества, истории. Во-вторых, пишущий книгу человек явно предполагает не конкретного собеседника из своего окружения, которому он мог бы в устной речи передать желаемую информацию и собственное ее осмысление, а неведомого и неизвестного во времени и пространстве «иного» человека. Иначе говоря, автор книги предназначает свои мысли и чувства не одному или нескольким конкретным собеседникам, от которых хотел бы получить ответ и вступить в диалог, а многим неизвестным лично ему людям. Пишущий книгу человек подразумевает «иных», «других» людей, до которых запечатленное в книге творческое самоосуществление автора дойдет, преодолевая временные, пространственные, языковые, технико-технологические (от каменных скрижалей, современных электронных носителей до неизвестных в будущем средств) и другие границы. Еще Декарт писал: «Чтение хороших книг является как бы беседой с их авторами - наиболее достойными людьми прошлых веков, и при этом беседой содержательной, в которой авторы раскрывают лучшие из своих мыслей»1. К кому, например, обращался В.И. Вернадский, когда писал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет.... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?»1 Несомненно, что В.И.
Вернадский поставил философские вопросы о моральном возрастании и совершенстве человечества до «умения» пользоваться благами науки и техники для своего дальнейшего совершенства не только перед своими современниками, но и перед потомками. Эту же тему поднял другой русский философ Н.А. Бердяев в статье «Человек и машина», настаивая на том, что сама по себе техника - машина нравственно нейтральна. От качества человеческой культуры, по мысли Н.А. Бердяева, зависит, превратит ли человек машину в новый для себя культ, подчинится ей, станет рабом техники, позволит ей разрушить и уничтожить свой природный, социальный и духовный мир, а значит, себя самого как человека. Или же человек подчинит машину духовно-нравственному потенциалу человечества - культуре, и значит, научится использовать технику для созидательных целей, укрощая ее раз-рушительные возможности. Актуально этот выбор в отношении духовно-нравственной культуры встал в условиях информационного общества, предоставляющего человеку огромные технико-технологические возможности креативной (creatio - создание, порождение, творчество) деятельности.
Имманентным свойством книги является диалог с вечностью, что придает ей характер социального явления, выходящего далеко за пределы простого межличностного диалога или индивидуального монолога в глобальные отношения «человек - мир». Это означает, что книга содержит личностно-авторскую предназначенность кому-то изначально незнаемому. П.А. Флоренский отмечал, что «язык непременно предполагает двоих, а в действительности принадлежит всему человечеству. Уже и в письменности он хранит в себе дремлющую мысль, которую наш ум только воспроизводит при чтении». П.А. Флоренский развивает идею В. Гумбольдта о том, что, хотя язык имеет самостоятельное бытие и мало зависит от людей, действительную жизнь он получает только в употреблении между людьми, т. е. языку имманентна диалогичность, «дремлющая мысль» книги оживляется сознанием читателя как нарратив, информация, авторский дискурс . Книга в момент рождения уже предназначена другим людям, обществу в пространственно-временных границах, разомкнутых, открытых как в прошлое, так и в будущее.
Запечатленное книгой мироощущение, мировосприятие, миропонимание и не ожидает ответов, т.к. «мнения» современников - это только момент, мгновение в жизни книги. За пределами своего прижизненного бытия автор через книгу привносит свои мысли и идеи в социальную реальность, формирует её и так или иначе влияет, воздействует на неё. При этом выражающий свою мысль в виде запечатленного слова (книги) человек не может точно знать, какое именно влияние она сможет оказать на общество. Исключительно точно сформулировал социально-философскую сущность книги Ф.И. Тютчев, включая и социально-психологические оправдательные мотивы ее появления: «Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовется, /Но нам прощение дается, /Как нам дается благодать». Поэт и мыслитель соединил в теме «запечатленного слова» индивидуально-творческий и социальный аспекты, по существу обозначил место книги (запечатленной мысли) в системе отношений «человек - мир» как связующей среды-сферы (у В.И. Вернадского - ноосферы) между идеальным и реальным, трансцендентальным и социально-практическим мирами. Каждому человеку, по Ф.И. Тютчеву, дается благодать — сказать слово и прощение — за неточное или только приближенное изложение истинных смыслов. Сакральную смысловую нагрузку в социальную реальность в той или иной степени привносят все книги, растворяя в ней сакральные архетипы через образы, сюжеты, символы и сценарии. Значение книги «вообще» в трансляции сакральных смыслов через ассоциации мысленных и проговоренных образов и слов, в сакрализации среды обитания и всей жизнедеятельности человека и общества. Социально-философский анализ книги позволяет различить в ней важнейшую ее функцию и предназначение - сакрализации, освящения внешнего мира с целью преображения человека по образу Божьему. Адаптация, сакральных смыслов книги в социальной практике, способствует культурной и когнитивной (познавательной) эволюции человечества. Не только Священные Книги (Библия, Тора, Коран, Ригведа и т.д.) имеют сакральное значение. Но весь книжный мир - запечатленное в знаках и образах человеческое слово наделяет сакральным смыслом объекты, вещи и события внешнего бытия. Одним из замечательных примеров этого рода является диссертация И.А. Ильина о философии Г.В.Ф. Гегеля, в которой он стремился и обнаружил «основную идею, скрывающую в себе «главное», то существенное, во имя чего это учение вынашивалось».1 Все последующие труды И.А. Ильина последовательно раскрывают гениальные идеи великого немецкого философа о конкретности бытия Бога в мироздании, наполненном сакральным противоборством добра и зла.
Софийно-соборная сущность библиотеки
Рождаясь, человек вступает в мир, с которым ему предстоит выстраивать отношения, детерминирующие всю его жизнь. В узком значении окружающий человека мир - это конкретно-историческое этнокультурное и социальное пространство, которое даже при различных условиях и ритмах бытия все-таки вмещается только в одну человеческую жизнь. В широком значении окружающий мир - это вся доступная воображению Вселенная, весь Космос, вся Земля в их эволюции -биогенезе, антропогенезе и социогенезе. «Тысячью неуловимых нитей каждый из нас связан с окружающим нас обществом; по тысячам путей проникает влияние нашей мысли и наших писаний в жизнь», - говорил В.И. Вернадский на торжественном заседании в 1911 г. в речи «Общественное значение Ломоносовского дня»1. Человек XXI в., как и вообще человек времени исторического бытия, вступает в отношения с миром в узком и в широком значении, получает представления об огромности мира через книгу.
Опосредованным способом общения уже в древние времена было «предметное письмо». По утверждению Р.Ю. Виппера, люди каменного века «натирали тело краской и накалывали на нем рисунки», а в рисунках на костях и рогах, скалах и внутренних стенах пещер «приметливый и смелый дикарь изображал то, что стояло перед его глазами»2. Сегодня трудно представить цивилизованного человека, не бравшего в руки ни одной книги, не имеющего хотя бы начальное образование, даже неграмотные люди видят и знают книги как часть предметного мира и социальной реальности. О радикальном значении книги в истории Баренбаум И.Е., пишет, что «появление письма, а на этой основе письменности и книги сыграло поистине революционную роль в развитии человеческого общества» . Революционный скачок в развитии человечества, обусловленный книгой, состоит в открывшейся возможности с помощью книги выйти за пределы видимого предметного мира и перейти к качественно иному мышлению.
До появления письменности и книги человечество находилось на примитивном уровне развития, человек мыслил предметно, конкретно, мысль была непосредственно связана с различными эмоциями. Р.Ю. Виппер пишет, что начало человеческого искусства восходит к рисункам и вылепленным или вырезанным фигуркам, которые показывают «наблюдательный и верный глаз» и которыми «дикарь забавлялся, развлекая себя, красил, чем мог свою скучную жизнь», т.к. «служить какой-либо пользе они не могли»1. Человек древнего мира отображал конкретный видимый им мир и свое чувственно-эмоциональное отношение к нему. Книга, появившаяся вместе с письменностью, научила человека мыслить абстрактно, воспринимать мысль «иного» человека, включаться во всечеловеческий discourses, стать субъектом всемирного духовно-интеллектуального процесса. Книга стала «окном» из узко-предметного мира в широкий мир, не знающий границ, стала незаменимым транслятором культуры и средством общения.
В своем единичном явлении никакая книга не вмещает и не передает вселенскую неисчерпаемость информации, абсолютную полноту бытия мира. Каждая отдельная книга - отпечаток индивидуального сознания и степени понимания того, о чем пишет автор. Единичная книга запечатлевает и передает только частичный и относительный смысл в адекватных фазам социогенеза и культурогенеза словах и видимых знаках. Даже энциклопедические издания имеют характер относительности в интерпретации информации и ее смысла. Даже Священные книги сохраняют особенности авторского миропонимания: «десятисловие» Моисея, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исайи; евангелие от Луки, Марка, Иоанна, Матфея; Коран пророка Мухаммеда. Стремление человечества «объять необъятное» представление, знание, осмысление бытия обусловило феномен собирателъства (собора) книг и создания особого социального института - кумулятивного центра всеединой Софии (Sophia, мудрости) - библиотеки.
«Библиотека», дословно означает «книгохранилище». В разных языках это слово обозначает общее явление: книжный дом, книжный склад, книгохранилище и т. д. и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки - воссоединить частные учения, знания, опыт, размышления и т. д. в единый процесс постижения высших житейских и духовных истин. Это дает основания говорить о софийно-соборной природе библиотеки.Понятие «соборность» в философии B.C. Соловьева - один из структурно-смысловых элементов наряду с всеединством, учением о цельном знании, Софии, учении о Богоче-ловечестве. В нашем исследовании соборный характер и качество библиотеки приближен к соловьевской «соборности». С одной стороны, это не ограничивает библиотеку только церковными стенами, а с другой - представляет её центром скопления всеединой Софии знания.
Библиотека как социальный институт: философско-исторический аспект
Одной из форм институализации информационной реальности, в том числе и книжного пространства, является библиотека. Социально-философский феномен библиотеки раскрывается через диалектику ее сущности как всеобщей софийно-соборной книги, аккумулирующей всемирно-историческую мысль (рассмотренной в предыдущих главах) и явления в виде особого исторически устойчивого социального института. Под социальным институтом (institute - установление, устройство) принято понимать исторические формы организации и регулирования различных областей социальной жизни. Социальные институты возникали и формировались по мере необходимости упорядочивания отношений между людьми в процессе их усложняющейся жизнедеятельности. Изначально появляясь в виде некоторой совокупности общественных норм и социокультурных стереотипов, придающих устойчивость формам социального поведения, социальные институты эволюционировали и развивались вместе с человеческой историей. Именно через социальные институты реализуются системы норм и правил в различных областях жизнедеятельности людей. Социальные институты формируют поведенческие механизмы (в современной лексике - «игра по правилам»), приводящие социум от «хаоса к порядку», от бесформенности к форме, от беспорядочной стихии к относительной социальной гармонии и социальной устойчивости.
Понятие социального института перешло в философские и социологические науки из юридических наук, где оно обозначало совокупность юридических норм, регулирующих социально-экономические отношения граждан (институты собственности, брака, наследования и т. д.). В широком значении социальный институт - совокупность норм права в какой-то области социальных отношений, та или иная форма общественного устройства. По утверждению В.Н. Кудрявцева, любая исторически сложившаяся форма культуры представлена в виде коммуникации, закрепленной и нормативно оформленной в деятельности социальных институтов.
Исходя из этого, общество - это социальные отношения, оформленные системой учреждений и организационными формами в системе учреждений. Существенной характеристикой деятельности социальных институтов следует «считать ее направленность вовне, в социальную сферу, для удовлетворения потребностей общества»1. На наш взгляд, по аналогии с институтами собственности, семьи, власти, пенитенциарной системы, армии, церкви и т. д. продуктивно рассматривать в качестве социального института библиотеку как особую форму социального устройства книжного и шире - информационного пространства и/или института собирания, хранения, отбора и систематизации продуктов духовного производства с целью их дальнейшей социализации.
Рассмотренная в предыдущих главах социально-философская сущность библиотеки раскрывается как всеобщая софийно-соборная книга, запечатленная всечеловеческая, всемирно-историческая мысль. Эта сущность библиотеки является человечеству в виде книг на различных носителях информации (камне, дереве, папирусе, бересте, бумаге, электронных носителях и далее - пока неизвестных). Всечеловеческая мысль, разрозненная в пространственно-временных границах мировой цивилизации и разнообразная по направлениям (в простейшем виде - естественнонаучному, техническому, гуманитарному) немыслима для постижения без упорядочивания, организации, определенного оформления. Библиотека суть тот социальный институт, где соборно-софийная мысль приобретает форму, т. е. упорядочивается и организуется так, чтобы сохраняться тысячелетиями и быть доступной человеку - читателю («человеку читающему», по существу, тождественному «человеку мыслящему»).
За длительную историю существования библиотека прошла долгий и часто драматический путь превращения в устойчивый социальный институт, упорядочивающий, систематизирующий и дисциплинирующий циркуляцию информации символов, образов и смыслов мировой культуры. Своеобразием социального института библиотеки является, с одной стороны, определенная зависимость от конкретно-исторических событий и личностей, а с другой стороны, внешне незаметная, сакральная духовная автономия в контексте социально-исторического развития. Конкретные библиотеки (в виде учреждений и информационных фондов) имеют свою историю, жизнь и даже смерть (гибель и/или разрушение в войнах, стихийных бедствиях и т. д.). Кроме того, история библиотек любой страны - это история развития культуры субъектов истории - конкретных народов, которая в совокупности составляет всеобщую историю развития цивилизации, известную и постигаемую последующими поколениями, благодаря социальному институту библиотеки. Фонды конкретных библиотек переходят из одной эпохи в другую с определенными изменениями за счет прироста новой информации всех видов. В сущности, библиотечные фонды бессмертны, они никогда не исчезают совершенно и могут быть реконструированы, в том числе библиографически. Библиотеки существуют издавна, но только к началу XX в. сформировалось представление о библиотеке как сложной социальной системе. Это объясняется высокими темпами научно-технического прогресса в XX в. и в настоящее время. Развитие научно-технического потенциала общества воздействует на характер и содержание писательского труда (ученых, журналистов, литераторов и т. д.), издательское и полиграфическое производство, скорость обмена информацией, модернизацию средств коммуникации и другие технологии, связанных с библиотечным делом и социальным институтом библиотеки в целом.
Деятельность библиотеки всегда базировалась на письменно фиксированных нормах и ценностях культуры, их трансляции и обеспечении доступа к ним. Одной из функций социального института библиотеки является обеспечение преемственности человеческой мысли в пространстве и времени. Библиотека оказывается своеобразным зеркалом общества, его исторической памятью. Она есть образ материального и духовного мира в его развитии, границы которого открыты как в прошлую (в зависимости от успехов исторических наук), так и в будущую жизнь (провиденциальные идеи грядущего хранятся в анналах библиотек). Документальное собрание библиотек сравнивают с памятью человека (личности) и памятью общества. И.М. Сеченов специально проводил сопоставление и подчеркивал сходство устройства человеческой памяти и организации библиотечного фонда.1 О. Шпенглер отмечал, что египтяне, с такой тщательностью сохраняли свое прошлое в камне и иероглифах, что мы и теперь через четыре тысячелетия можем точно установить дату правления их царей.2 Библиотека дает возможность приобщиться к опыту прошлого и настоящего, к культурам различных стран, перелистать страницы драм и достижений человеческой истории.
Как отмечалось, библиотека появилась, когда накопленная масса исторического опыта и знаний превысила возможности человеческой памяти, их сохранение не могло больше обеспечиваться посредством устной традиции. Немногочисленные библиотеки древности были в основном дворцовыми или принадлежали духовенству (жрецам, священнослужителям и т. д.). Собираемые книги предназначались узкому кругу лиц. Отношение к этим библиотекам носило, как правило, культовый характер (знания для «посвященных») и перед ними не ставилась задача организации общественного пользования книгами. Предназначение таких пра-библиотек состояло в хранении информации различного вида, имеющей социально-прикладное и культурно-духовное значение. Найденные в Ассирии, в Нине-вийских развалинах глиняные пластинки с клинообразными надписями представляли собой «глиняную библиотеку», основание которой приписывается Сардана-палу (650 г. до н. э.). Более 30000 этих пластинок хранится теперь в Британском