Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ Хорасанской цивилизации Шаур Абдул Кудус

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаур Абдул Кудус. Социально-философский анализ Хорасанской цивилизации : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1996.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вопросы цивилизации всегда были актуальными вопросами социальной философии, но особую актуальность они приобрели в наше время. С одной стороны, формируется единая мировая цивилизация, происходит процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, все больше и больше углубляется сотрудничество во всех сферах общественной жизни, средства массовой коммуникации дают возможность получать информацию из всех уголков земного шара. С другой стороны, наблюдается резкая поляризация в уровне жизни народов мира. В странах Запада постоянно развиваются производительные силы, создается все больше и больше богатств, повышается жизненный уровень народа, тогда как в развивающихся государствах миллионы людей голодают. Они лишены элементарных жизненных средств.

Из этой сложной ситуации многие философы делают вывод о том, что в будущем возникнут конфликты между цивилизациями, которые в конечном итоге приведут к гибели всей мировой цивилизации. Все это свидетельствует о том, что философский анализ цивилизации представляет собой особую актуальность в нашу эпоху. Нужно раскрыть единство и многообразие цивилизаций, их общие и отличительные черты. Но это возможно лишь в том случае, если будут исследоваться различные исторические формы цивилизации.

Актуальность темы нашего исследования определяется так же тем, что в литературе до недавнего времени категории цивилизации и культуры рассматривались как синонимы. Поэтому еще раз надо вернуться к этим двум важнейшим категориям социальной философии. Кроме того, многие исследователи начали абсолютизировать цивилизационный подход к историческому процессу и отвергать формационный. В этой связи актуален анализ соотношения и этих категорий социальной философии.

В связи с формированием единой мировой цивилизации наблюдается своего рода возрождение европоцентризма. Прямо или косвенно утверждается, что Европа как бы является колыбелью мировой цивилизации и она

показывает путь развития для всех стран мира. Восток как-то игнорируется. Поэтому нужны глубокие социально-философские разработки, посвященные анализу восточных цивилизаций. Этим так же объясняется актуальность темы нашего исследования.

Степень разработаности темы. Как в отечественной, так и зарубежной литературе было немало работ, посвященных вопросам цивилизации. Они находились в центре внимания крупнейших исследователей. И здесь в первую очередь следует упомянуть труды А.Тойнби, О.Шпенглера, Л.Февра, А.Пеллетье, Ж.Ж.Гобло, П.Сорокина, М.П.Мчедлова, М.М.Мчедловой, Г.Т.Бокля, К.Х.Момджяна, В.С.Барулина, И.А.Гобозова, Ю.К.Плетникова, Ю.И.Семенова, Е.В.Боголюбовой.афганских ученых Абдул Хай Хабиби, Губор Гулям Магомеда и многих других. В этих работах раскрыты, правда по-разному, генезис и специфические особенности цивилизации.

Однако проблемы цивилизации настолько сложны и многоплановы, что поле их изучения и исследования фактически безгранично. Прежде всего это касается соотношения цивилизационного и формационного подходов к периодизации исторического процесса. Одни ученые, как отмечалось, абсолютизируют формационный подход и отвергают цивилизационный. Другие наоборот, признают только цивилизационный подход и отрицают формационный. Поэтому автор не оставил без внимания этот важнейший вопрос социальной философии.

Следует особо подчеркнуть, что многие исследователи главное внимание обращают на западную цивилизацию, что , очевидно, связано со сложившимися традициями в социальной философии и с бытующими стереотипами об "отсталости" Востока. Поэтому восточные цивилизации привлекают меньше внимания. Это особенно касается Хора/санской цивилизации. Надо сказать, что нет ни одной работы на русском языке, в которой был бы дан ее социально-философский анализ.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является социально-философский анализ Хорасанской цивилизации, предполагающий рассмотрение всех сфер (экономической, социальной, политической и духовной) цивилизации в неразрывном единстве. Для достижения этой цели, как нам представляется, необходимо решить такие задачи:

дать общий методологический анализ понятия цивилизации;

раскрыть генезис цивилизации, рассмотреть материальные и духовные предпосылки ее возникновения и формирования;

провести демаркационную линию между цивилизацией и культурой, показать, что они по содержанию очень близкие понятия, но тем не менее нельзя их полностью отождествлять;

провести такую же демаркационную линию между цивилизацией и формацией, подчеркнуть, что цивилизационныи и формационный подходы не противоречат друг другу. Они дополняют друг друга.

- дать социально-философский анализ Хорасанской цивилизации,
раскрыть основные этапы ее генезиса и формирования;

-показать роль различных факторов - экономических, социальных, политических, культурных, религиозных - в становлении Хорасанской цивилизации;

- раскрыть роль ислама в процессе формирования Хорасанской
цивилизации;

- выяснить сущностные черты Хорасанской цивилизации;

- показать роль Хорасанской цивилизации во взаимоотношениях Востока
и Запада.

Теоретическая и методологическая база исследования. В качестве теоретической базы выступают работы крупнейших философов и историков, внесших крупный вклад в разработку фундаментальных проблем цивилизации. Методологической базой диссертации является прежде всего принцип историзма, предполагающий рассмотрение любого явления с точки зрения его возникновения, становления и зрелости. Автор так же использует диалектику общего, особенного и единичного.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

это первая работа на русском языке, специально посвященная социально-философскому анализу Хорасанской цивилизации;

введена в научный оборот новая литература на персидском языке, что позволяет глубже раскрыть особенности одной из древних цивилизаций Востока;

- раскрыты материальные и духовные предпосылки возникновения
Хорасанскои цивилизации;

показана роль ислама в формировании Хорасанскои цивилизации;

дан анализ взаимодействия и взаимовлияния персидской, индийской и арабской культур;

- раскрыты сущностные характеристики Хорасанскои цивилизации.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Научная значимость работы состоит в том, что она представляет собой первое исследование, в котором дан социально-философский анализ Хорасанскои цивилизации. Тем самым она восполняет существующий в философской литературе пробел.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в общем курсе социальной философии, в специальных курсах, посвященных изучению цивилизации.

Апробация материалов диссертации. Автор на протяжении многих лет
вел занятия по философии в Институте общественных наук в Кабуле, а так же
в Педагогическом институте. Два года он работал в Институте философии
Академии наук Афганистана, где занимался непосредственно вопросами
Хорасанскои цивилизации и где неоднократно выступал с докладами по
проблемам анализируемой цивилизации. Результаты диссертационного

исследования нашли отражение в различных публикациях в Афганистане и России.