Введение к работе
Актуальность темы и с с л е д о в а н к к.
Все народа Чеглди, любой этнос - малый пли большой, относя-"дпііся я "примитивным" пли стоящий на современном урськи развития -ценность для мирового сообщества, так как каждая этническая культура содеряат исторический, пласт народного опыта, а ко^бинэтя отнических культур составляет содержанке общемировой культурі/.
Любая этническая единица представляет собой по отношению к сбцвызровому уровню элементарную "клетку", содершцую в себа і. , дабор признаков культурного организма в целом. Этнос - скстег.-.а самодостаточная, способная к саморгзвитіго, гармоничность которого необходима для мирного, нормального существование как отдельно взятого этноса, так и всего мирового сообщества, зависящего от уровня кеаэтшческих контактов. В мировых этнических процессах объективно существует две противоположные тенденции - интеграция л центробежное движение. Последняя тенденция - стремление зі носа ;: обособлении, самостоятельности - особенно заветна, гаї; как обычно сопровождается политическими, а иногда и военныул конфликтами. Ш наблюдаем это в странах Бостонной" Европы /бывшем СССР,. Югославии, ЧСФР/, видим на лрнмрре Кснрды, Индии, Шри-Ланки и т.д.
Сегодня этнос заявляет о себе как об одном из важнейших субъектов исторического развития, преследуя цели сохранения собственного своеобразия и условий, гарантирующих его: здесь пре>да всего имеются в виду государственный, политический, экономический аспекты. Зачастую попытки решить эти проблемы реализуются сейчас з с.ор:,'.о "парада суверенитетов".
3 ^амоопределекии этносов в настоящее время можно выдельть две'стороны: формальную и сущностную. Первая предполагает проїзде всего внешгою стороіг/: отделение в административном плане, дости-езнно определенной автономия. Вторая сторона предусматривает реализацию возросшего уровня этнического самосознания через актуализацию своей этнической, культуры»
Ношо предположить, что несмотря на неопределенность-теьуще-го момента, вторая, сущностная сторона одзряиг исторический верх, потому что структура общемировой этнической культуры исмыслика без союзничества и взаимной лодцерякя её единичных элементов. Пс крайней мере, об этом свидетельствует весь предшествующий общемировой опыт духовного развития человечества.
Пропасен обновления и демократизации, начавшиеся в наизй стране с середины 80-х гсцов, обнажіли проблемы полиэтнического государства. Господствующая многие годы административно-командная система определила своеобразную национальною политику, направленную на получение этнически однородного общества /"советский народ"/'. Б стнкчееккн культурах были нарушены естественно идущиэ процессы их развития. Деструктивные процессы охватили многие сферы: зто клеаэтек деформаций или насильственных изменений среды проливания этносов, воишнгариотской территориальной полигики, уничтожения и размывания генофонда, разрушений традиционно-бытовой культуры, образа жизни, системы ценностей, нарушений функционирования ровного языка,
Бое ото привело к взрыву копившихся долгие годы этнических проблем. Рос? этнического самосознания, воплощенный в идее саш-т-лбособленпя, в стромлений нить "своим народом" проявішся как у крупных этносов - украинцев, литовцев, узбеков, так и у немногочисленных по составу - гагаузов, якутов и т.д. Еелание этносов за^кнут-їся на себе, причем часто во всех сферах - политической, окономичоской и культурної! - евддетзльство крайне неблагополучной ситуации >с; жизнч. У некоторых дажз стоит вопрос жизни или смерти: itiii бороться за сохранение своей самобытности, то есть за существование как этнической, единицы, пли ассимилировать с более много-, численннм соседом.
Постановка проблемы. Этнические проблема сС'Стазляа'х1 одну из вагяойшах частей современного исторического процесса. Попытка подменить их решение вопросам административного обновления и государственной суверенности только отодвигает проо'-лемы вглубь, При этом они неизбежно встают с новой остротой и решаются уке на стихийном уровне, чреватом социальный! конфликтами.
Проблемы динамики этнической культуры актуальны для мирового сообщества в целом. По мере становления цивилизации у интенсивно развивающихся народов идет процесс стандартизации и нивелировки этнической культуры. Это сказывается на этносе отрицательно, особенно если, как часто бывает, процесс форсируется извне. Тем самым цивилизация липается мкогоцвєтіш своей культурной мозаики.Сопутствуй общему объективно;,!]' процессу трансформации этнически мозаичного населения мира в единый народ "земляне", субъективные граница разрушении фиксируются этносом и через самосознание спо-
собстнуют консервации, сохранения, а иногда и возрождению утерян-ншс этнических признаков.
Этнические процессы в своем развитии требузт управления и координации. Это управление монет быть построено только на строго научных основах. Б настоящее время мы находимся в ситуации дефицита научннх средств, на основании которых .«.южно било би построить адекватное управление этническими процессами.
Известно, что общественные науки были лишены возможности объективного исследования проблем этноса и этнической культуры. Сегодня моено констатировать, что не один из "научннх" прогнозов, касающихся хода этнических процессов в стране, не подтвердился: мы пришли не к "интернационализации" - "сближению", "слиянию" народов страны в единый "советский народ", а к процессу формпрс:за-ния на территории СССР ряда самостоятельных государств, число которых имеет тенденцию к росту, а интеграция осложняется ыножест-вом различий, в том числе и этнических.
Для решения теоретических проблем, связанных с необходимостью научного управления этническими процессами в слоеный период перс-хода от социального экспериментирования к естественно-историческому процессу, необходим анализ таках исходных моментов, как проблема этноса, этнической культуры, её сохранения и "озровдешш.
Б этносе - системе динамичной, исторически развивающейся,постоянно, в тоі или иной мере, присутствуют два противодействующих начала; первое обеспечивается преемственностью культуры, что определяет .специфику этноса, как общности, отличной от других и характеризуется наличием этноинтегрантов, очень медленно нзмешш-!$ихся в историческом времени. Второе начато связано с инновацион-шм процессом, который присущ любой системе. Интенсивность IIHHO-іационних процессов непосредственно сказывается на устойчивости хаоса и степени трансформацій его культуры. На разных этапах нзни того или иного этноса эти два начала - устойчивость и инно-ации - проявляются в различной степени. Проблема феномена устой-авости этнической культури и факторов, способствующих этому на эне постоянно дейсгвущего инновационного процесса, нуждается в алкслении. Определение меры устойчивости и инновации в этничес->й культуре позволит выяснить путь наиболее гармоничного разви-я этноса. Круг данных проблем анализируется автором в диссерта-онной работе.
Научная новизна. Настоящее исследование обновляет понятие "этнос" в философском контексте: оно тлеет, безусловное преимущество перед традиционной схемой деления исторических общностей по с^ормационннм фазам на племя-народность-наїщ), отличаясь от последних своей универсальностью.
На территории бывшего Союза есть масса этнических единиц, принадлежность которых к нации или народности весьма проблематична. Демократические преобразования, способствующие возрастанию роли каждой этнической, единицы в историческом процессе современности, требуют поставить их в равноправный ряд, где нет соподчинения и оценочного оттенка. Понятие "этнос" по отношению к любой . этнической единице помогает этого избегать и исследовать социальные механизмы устойчивости этнических культур.
В работе сделана попытка анализа естественных и искусственных деструкции этнической, культуры, в частности, на примере этносов бывшего Союза. Теоретически новой является постановка проблем "пульсирующей этнячности", её свертывания под давлением идеологии и Бозродцения в период демократизации общества.
Исследование намечает некоторые пути возрождения этнической культуры. Поставлена проблема активности религии и церкви в вос-становлении'этно-конфесспональнок общности. Автор прослеживает. роль церкви и религии в жизни этноса.
Степень разработанности темы. Автор диссертации анализирует степень изученности проблемы в целом и ряде её важнейших аспектов. Специальных работ, посвященных данной теме, нет. Но при исследовании круга проблем, связанных, с этнической культурой, автор диссертации опирается на работы отечественных философов по теории культуры /Э.С.Маркаряна, З.М.Меяу-ева, В.С.Бполера, Н.З.Чавчааадзе, В,Е.Давидовича, Т.И.Ойзермака и др./. Прэемственнсстл культуры посвящены работы Э.А.Валлера, И.В.Суханова, В.К.Егорова, В.Д.Плахова и др. 3 поисках методологического подхода для рассмотрения сегодняшнего состояния этнических культур автор ориентировался на труды культурологов -' JJ.L!.Бахтина, Д.С.Лмхачева, А.Я.Гуревкча, Ю.В.Лотмана, В.Я.Проппа.
Эмпирическим материалом для исследования явились изыскания отечественны?: и зар/сглз-гых этнографов - Ю.Г.ї.Бромлея, Л.Н.Гумилева, С.Л.АруганоБа, В.В.Пкменова, С.А.Токарева, К.В.Чистова, Э.Тейло-ра, Б.Тернера, М.Мвд, К.Лебк-Строса.Д.Д.Фрезера и др.
- 5 -Задачи, исследования автор диссертации видит в следующем:
Рассмотреть этнос как систему, кмсщую объективные закономерности своего развития, право на стабильность в границах исторических перемен, имманентно заданную ценность для становления,развития и прогресса мировой культуры.
Проанализировать все види нарушении - естественные и искусственные вмешательства в этнические процессы, с вытекающими отсада последствиями как для локального, так и для мирового масштаба культурного развития человечества, а тачяе деструкцию мехашгзмов преемственности этнической культуры.
Выявить возможности восстановления этноса, реанимации утерянных элементов этнической культуры, каналов, по которым осущеста=-чется и может происходить их возрождение.
Практическая ценность. Цешюсть любых исследований в области теории, методологии и практики этноса,взятого в данном случае в качестве категории социальной философии связана с его необычайной сложностью и многообразием. На территории и в условиях бывшего Союза, этнос по объективности неизбежно, как всякая сверхсложная конструкция, потенциально содержит в себе предпосылки для возникновения межэтнических конфликтов с вытекаю-гдает отсюда противоречите! и их последствиями /Карабах, Молдавия, Прибалтика, Грузия/. Следовательно, любая исследовательская мысль о возмоздостях развития этноса, взятого, как комплексная едишща, дает 'дополнительную возможность решать круг социально-экономичес-ких проблем с привлечением трезвой оценки этнического фактора.
Предложенная ;нссертация способствует формировании теоретического подхода для разработки направлений этнического возрогде-ния в различных регионах России и бывшего С^лза. Результаты исследования применимы и л конкретной работе по гюшению проблем этнических культур, их развитию, сохранению и трансляции.
Некоторые положения возможно использовать в преподавании гуманитарного курса, а также нравственном воспитании студентов.
Апробация работы. По теме диссертации автором были сделаны доклады на научных конференциях молодых ученых Волго-Вятского региона /Я.Новгород. 1983, 1984, I9S9 гг./, на научно-теоретической конференции "Совершенствование межнациональных отношений в условиях перестройки" /Орджоникидзе, 1939 г./, все-
союзной научной конференции "Проблемы перестроііки мышления и психологии" /К.Новгород, 1990 г./, II региональной научной конференции "Проблеял исследования памятігаков истории и культуры Верхнего Поволжья". /Н.Новгород, 1991 г./. Автор выступил на II Соловецком общественно-политическом форуме "Культура и политика в современном игре" /Архангельск-Соловки, 1990 г./, а такке на всесоюзной научно-теоретической конференции "Особенности развития на-циональных культур народов СССР в условиях перестройки и обновления советского общества" /Ташкент, 1991 г./. По теме диссертации имеется 9 публикаций.
II. СТРУКТУРА РАБОТЫ