Введение к работе
Актуальность темы исследования
Развитие социальной философии требует как разработки концептуально-проблемного содержания, так и анализа конкретного вклада, вносимого в нее выдающимися мыслителями различных стран. Теоретико-Философское и конкретно-практическое наследие М.К.Ганди представляет собой одно из наиболее значимых явлений б общественно-политической жизни и социокультурном комплексе XX века.Актуальность темы настоящей диссертации определяется местом и ролью, которую гандистская философия играла и продолжает играть в различных аспектах собственной практики так внутри Индии, так и б международных связях этой страны. Кроме того, гандкстокое мировосприятие оказало достаточно сильное влияние на складывание некоторых социально-философских концепций не только в Индии, но и на Западе.
Поскольку социально-философские идеи Ганди определили во многом ход национально-освободительного движения в Индии, повлияли на складывание политических, экономических, идеологических концепций современной Индии, а также определили развитие общественных наук (особенно философии) в этой стране , представляется важным исследовать мировоззренческие установки Ганди, их Формирование, предпосылки становления Ганди как мыслителя и политика. Столь же важным представляется рассмотрение соотношения и взаимозависимости социально-философских (теоретических) и политических (практических) аспектов его деятельности в динамике общественных процессов, имевших месте в Индии в первой половине XX века. Рассмотрение этих проблем в контексте социально-политической практики дает возможность не только более полно представить совокупность социально-философских и религиозно-зтичеких идей Ганди (находящихся в нераздельном единстве), но и с достаточно степенью достоверности охарактеризовать современную социально-политическую практику в индии и перспективы ее развития, преемственность идеологических концепций, представленных в современном мире, и их генетическое восхождение через гандизм к культурным архетипам древней и средневековой Индии. Идеи Ганди, в частности, его социально-философские взгляды, зачастую в опосредованном виде
и толкований, сейчас становятся стержневыми концепциями во многих социальных теориях.Это и обуславливает актуальность к перспективность социально-философского исследования мировоззренческих установок М.К.Ганди.
Состояние и степень изученности -темы. Социально-политическая деятельность и философские воззрения М.К.Ганди были объектом научного исследования еще в эпоху борьбы Индии за национальную независимость как неотъемлемая составляющая всего многокомпонентного комплекса идеологических, экономических, религиозных, этических идей длительного исторического периода, охватившего почти сто лет индийской истории. Поэтому понятно,что в контексте исторических событий личность и мировоззрение Ганди рассматривались в тесной связи с теми или иными событиями в политике, в которых он принимал непосредственное участие. Таким образом, он характеризовался главным образом как идейный вдохновитель и лидер антиколониальной борьбы. Позднее складывается точка зрения о том, что роль и значение Ганди значительно шире, чем рамки национально-освободительной борьбы, поскольку его идеи продолжали оставаться идейным фундаментом социально-политической практики в индии и после достижения независимости. Иными словами, появилась необходимость перейти от дескриптивного подхода в изучении феномена гандизма к философско-анадитичеекому обобщающему исследованию, способному представить все грани и компоненты мировоззрения Ганди, а также свести их в определенную систему, в которой нашли бы место все аспекты гандизма, касающиеся и общественно-политической практики Ганди, и его теоретического наследия, и роли и места гащшстекмх идей в современности.
Социально-философские аспекты мировоззрения Ганди чаще всего рассматриваются на Западе с точки зрения социологии. Основоположником этого направления в исследовании гандизма был А.Тойнби.* Также гандизм рассматривается и в качестве действенного оружия для решения социальных конфликтов, при этом гандизм неминуемо наделяется характеристиками всеобъемлющей и универсальной социальной теории, как, например, полагала
* см.: Toynbee A. A Study of History,vol.V.L.,1946
Дк.Бондыоранг*. Однако есть и работы, б которых содержится исследование социально-философекой и общественно-политической деятельности Ганди с критических позиций,например.Дж.Минолт** показывает,что политическая деятельность Ганди вступает в противоречие с его воззрениями из-за имманентно присущей его идеям двойственности. Традиционное почитание Ганди в качестве лидера национально-освободительного движения и, что важнее, в качестве Отца Нации, мудреца и философа, явилось основой большинства индийских работ, посвященных Ганди и гандизму, а также современной индийской философии. Универсальный характер его учения представляется как заданность, при этом становится излишним вычленять отдельные аспекты его социально-философских воззрений. Напротив, более важным считается отметить единство всех сторон гандизма и их непротиворечивость, что приводит к пониманию его в качестве единого религиозно-этического комплекса, наделенного многими современными и одновременно непро-тиворечавдми традиционным характеристиками.***Неудивительно поэтому перерастание или трансформация уважения и любви к Ганди в своеобразна Форму религиозного почитания.
В отечественной литературе о гандизме (советского периода) наблюдается сочетание идеологически заданной критики мировоззрения Ганди с обстоятельным анализом его идей и практической деятельности. За последние годы наметилась тенденция к рассмотрению наследия Ганди как своеобразной мировоззренческой системы, предлагающейСеобый комплекс философских, идеологических и политических взглядов и методов, неотделимых от индийского национального культурного наследия. В работах А.Д.Литма-ка, Э.Н.Комарова, Р.А.Ульяновского, О.Б.Мартышина.А.А.Празаус-
* см.: Bondurant J.Conquest of Violence.The Gandhian
Philosophy of Conflict . L.,1961 ** СМ.: Minault Q. The Knilafat Movement.N.Y.,1982 *** см.: Датта Д. Философия Махатмы Ганди.М. ,1959-,Радхакришнан С. индийская философия, г.1,2.М.,1956-57; Mahadevan T.M.P.The Basis of Social,Ethical and Spiritual Values in Indian Philosophy - Essays in East-West Philosophy. Honolulu,1951; Tandon Vishvanath. The Social and Political Philosophy of Sarvodaya after Gandhiji. Yaranasi,1965
- 4 -каса* дается общая к конкретная характеристика воззрений и деятельности Ганди на протяжении длительного исторического периода, е качала его политической активности и вплоть до достижения Индией независимости. Особую значимость имеют те труды, б которых социально-философское и религиозно-этическое учение Ганди, составляющие неразрывное целое, рассматриваются б свете концепций структурного полиморфизма и полкваризнтности религиозно-философского комплекса индуизма, предлагаемых Р.Б.Рыбаковым и О.В.Мезенцевой, которые предприняли исследование гак-дистского неоведантизма.**
Современные исследователи гандизма приходят к выводу с том, что социально-философская "составляющая" мировоззрения М.К.Ганди настолько тесно связана с религиозной и этической, что практически не поддается вычленению и может быть понята только в составе целого, т.е., всего комплекса его идей и особенно в контексте его общественно-политической практики. Очень часто, возможно, почти всегда,некоторые чисто теоретические положения гандистской социальной Философия не могут быть правильно восприняты и поняты без учета влияния, которое эти идеи оказали на общественную практику, или, напротив, которое явилось следствием воздействия общественной практики на идеи Ганди. Таким образом, для исследования социальной философии Ганди совершенно необходимым представляется, ьо-первых,изучение всего комплекса социально-политических и экономических отношений в сочетании с традиционной духовной культурой, а, во-вторых, прослеживание воздействия социально-философских концепций гандизма на становление индийского национального самосознания, на идеологические и политические ориентации.
*см.: Комаров Э.Н,.Литман А.Д.Мировоззрение Мохаадаоа Карам-чанда Ганди ,М.,1969;Лктмак А.Д.Современная индийская философия. М.Д985;Мартышик 0.В.Политические взгляды Мо-хандаса Карамчанда Гандк. М.,1970; Ульяновский Р.А.Три лидера. М.,1986; Празаускас А.А. Зтнос, политика и государство Б современной Индии. М.,1990 ** см: Рыбаков Р.Б.Буржуазная реформация индуизма.М,,1981;Мезенцева О.В.Роль индуизма в идеологической борьбе совре-
Дель п задачи исследования. Учитывая сказанное, диссертант видит цель работы в том, чтобы, исходя из текстологического изучения произведений М.К. Ганди, анализа его общефилософского мировоззрения и практической (политической) деятельности, раскрыть концептуальное содержание и основные идеи его социальной философии, а также ее воздействия на общественно-политическую практику в Индии с периода борьбы за независимость и вплоть до настоящего времени.
Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
дать анализ мировоззренческих основ социальной философии Ганди, опираясь на исследование социальной, политической, экономической ситуации в Индии в XIX и XX веках;
показать, какое влияние оказали на складывание социально-философских концепций Ганди идея и практическая деятельность его предшественников-неоведантистов;
определить социально-философскую направленность мировоззрения Ганди, а также принципы, методы и формы практического воплощения его идей в социальную практику;
охарактеризовать роль и значение гандиегских социально-философских концепций для национально-освободительного движения в Индии и складывания современной индийской идеологии и политики , а такке для формирования коммуналистских движений и организаций.
Методологической и теоретической основой диссертации явля-етея диалектический анализ истории общественно-философской мысли, в частности, его приншш единства научной объективности и конкретно-исторического подхода, имеющий определяюще важное значение в исследовании теоретического наследия различных направлений и школ в философии . В исследовании конкретного текстологического и исторического материала также использованы общенаучные принципы познания, особенно принципы системности, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др. В работе использованы труды представителей отечственного и зарубежного востоковедения, в частности, его философского и индологического направления, в которых представлены социально-философекие принципы, по которым развивается изучение всех аспектов филссофско-индологического нап-
- б -
равления исследований, нредставлены теоретические разработки и концепции, касающиеся общих черт и особенностей духовной и политической культуры народов Востока, проблем соотношения и сосуществования традиционных установок и современности. Наг^ная новизна исследования.
Данная работа представляет собой первое диссертационное исследование сущности социальной философии Ганди - ее концептуального содержания, гуманистической направленности, научного и практического значения, а также ее конкретного пр&омления в общественно-политической деятельности в Индии.
В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:
подробно охарактеризованы мировоззренческие основы социальной философии Ганди, состоящие в восприятии им комплекса религиозных и этических идей индуизма;
исследовано влияние традиционных (архетипических) установок ведантизма и идей неоведантизма на складывание воззрений Ганди на общество и социальную практику;
на базе конкретного текстологического изучения произведений Ганди и изучения исторического материала эпохи борьбы Индии за независимость дан целостный анализ его социально-философских концепций, их религиозно-этического содержания и гуманистической направленности, исследовано соотношение и взаимосвязь принципов, методов и форм практического воплощения идей Ганди в социальную практику;
дана общая оценка роли и значения гандистских социально-философских концепций в развитии общественно-политической мысли Индии в ходе борьбы за национальную независимость и конкретного воплощения в формах социального протеста, проанализирована роль гандизма в формировании религиозно-обоеоблен-ческих концепций (коммуналкам) и в складывании идеи о "двух нациях", показано место гандизма в современной индийской идеологии и политике.
Научно-практическая значимость работы Материалы и выводы диссертации могут иметь значение при изучении духовной культуры народов Востока, особенно индии, при изучении современных социально-философских и социологических концепций, религиозной идеологии. Они могут также найти практическое применение при подготовке учебных пособий, семи-
наров и курсов по социальной философии и истории философии Южной Азии. В частности, результаты данного исследования были использованы при разработке программы учебного курса " История религий" в разделе "Религиозный универсализм"*. Апробация работы.
Основные идеи диссертации докладывались дважды на Всесоюзных школах молодых востоковедов в г.Москва (1988,1989 г.), а также в четырех опубликованных научных работах. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании Отдела востоковедения Бурятского института общественных наук СО РАН (февраль 1996 г.), на заседании кафедры философии БГУ (март 1996г.) и экспертной группой специализированного совета К 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Бурятском государственном университете. Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения и списка литературы.