Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские воззрения П.А. Кропоткина Прежебыльская, Татьяна Германовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прежебыльская, Татьяна Германовна. Социально-философские воззрения П.А. Кропоткина : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В развитии социально-Философского знания важной значение имеет, с одной стороны, разработка его концептуально-проблемного содериания, а с другой стороны - анализ конкретного вклада, вносимого в него выдающимися мыслителями различных стран. Рассматриваемое с этих позиций научно-теоретическое наследие П.А.Кропоткина представляет собой одну ив оригинальных систем в мировой социальной Философии, имеющую не только историческое, но и современное значение, это обстоятельство предопределяет необходимость и актуальность специальных научных исследований мировоззрения и творчества выдающегося русского мыслителя, в том числе его социально-Философских воззрений.

До сравнительно недавнего времени исследования творческого наследия КрОПОТКИНа ВИЛИСЬ ПрОСВеТИТеЛЬСКИ И Б ОСНОВНОМ С ПОЗИЦИЙ ЄТО

критики. В последние годы появилась возможность, отбросив идеологические стереотипы, объективно и всесторонне изучать его подлинные взгляды, непредвзято определить его место в мировой и общественной мысли.

Большая часть жизни и деятельности Кропоткина связана с анархизмом, видным теоретиком которого он являлся. Анархия, в его понимании, отнюдь не тождественна хаосу и бессмысленному разрушению ранее существовавших общественных Форм. Это теоретически обоснованный социальный проект переустройства общества на принципах гуманизма, добра и справедливости. В то же время, как подчеркивал Еропот-

кин. "анархизм нечто больнее, чем простой способ действия или чем идеал свободного общества. Ои представляет собою, кроме того, философию природы, так и общества

Теория анархического коммунизма П.А.Кропоткина имеет серьезное Философское обоснование к содержит в себе какало ценных и до сих пор актуальных вдай. Особенно целесообразным, в условиях переходного периода в нашей стране, какется обращение к рассмотрению в концепции Кропоткина идей Федерализма. самоуправления, свободы личности, широкого использования народного творчества и инициативы, отрицания централизации, критика бюрократизма, которые не только звучат современно, но и содержат ряд интересных к позитивных моментов. Е сегодняшней обстановке разнообразной палитры мнений о путях выхода России на путь развития и расцвета, особенную актуальность приобретает исследование этики Кропоткина, роли нравственности в духовном обновлении общества, что практически мало изучено. Таким образом, исследование этого своеобразного феномена, особенно в плане социальной философии, смещение при этом акцентов на выявление истинного гуманизма учения П.А.Кропоткина, имеет безусловно актуальное и важное значение .

Состояние и степень изученности темы.

Обширное научно-теоретическое наследие п.А.Кропоткина, вся его многогранная деятельность, продолжавшаяся более пятидесяти лет. еще при жизни мислителя стали предметом изучения.' в существующем зарубежном и отечественном вропоткиноведении уникальная личность ученого--энциклопедиста и его поистине необозримое литературное наследие, насчитывающее более двух тысяч публикаций." укс давно подвергаются многочисленным и разнообразным исследованиям.

В нашей стране, ка родина ученого - изучение его творчества началось еще в 20-30-х годах, когда одновременно издавались (в основном переиздавались на русском языке) его главные произведения. Б течении

Кропоткин П.А. Записки революционера. -М..1965.-0.139.

См.;Обручав Б.А. П.А.Кропоткин // Природа. 1906.--N1.

Эльцбакер п. Анархизм.-Спб..1307.; Штаммлар р. Анархизм, теория и

критика. -СПб..1906; Лавров П.Л. Исторические письма.-Спб.,1870;

Акучин Д.Н. Е юбилею Кропоткина как ученого.//Русские ведомости.-

1912 N3 И др.

См.:Старостин S.В. П.А.Кропоткин (1342-1321).Зиблиографический указатель печатных трудов. Ч. і .2.--Е. ,1980.

мяогих лет мемориальным Кропоткинским комитетом "велась"большая "работа по подготовке к изданию 27-томного собрания сочинений ученого. которое (главным образом по идеологическим соображениям) не было осуществлено в годы сталинского режима. В целом, в этом период R советской литературе лишь эпизодически освещалась деятельность П.Л.Кропоткина, преимущественно как ученого-геограФа. геолога.

Более полное возвращение российскому народу памяти о великом соотечественнике, мыслителе и деятеле, началось лишь с 60-х годов. 3 дальнейшей, с 70-х годов, кропоткиноевдение переживало настоящий подъем, когда его личности, оригинальному мировоззрению посвящаются не только популярные работы, но исследовательские статьи, монографии , диссертации, переиздаются некоторые важнейшие труды ученого.

Впервые Философские воззрения П.А.Кропоткина были рассмотрены А.Д.Восичевым в книге об анархизме. Как историк Философии, автор выявил истоки и некоторые особенности мировоззрения русского мыслителя, но идеологическая эаданность работы предопределила не вполне объективную оценку его Философских взглядов. Белее подробный и глубокий анализ Философии Кропоткина содержится в Фундаментальном исследовании русской Философии А.А.Галактионсва и П.Ф.НикандроваТ Большое внимание авторы уделяют рассмотрению связи Философии мыслителя с развитием науки второй половины XIX - XX века. Но анализ его Философских взглядов на общество ограничивается в книго рассмотрением анархической интерпретации теории общественного прогресса .

В обстоятельной монографии В.А.Малинина о Философии революционного народничества"" значительное место уделено анализу Философских идей русского мыслителя, начинавшего свою революционную деятельность в кружке народников-"чайковцев". Автор на основе не только литературных, но и архивных материалов дает характеристику политической Философии Кропоткина, одновременно указывает на определенную противоречивость ого взглядов.

Философское миросозерцание Кропоткина всесторонне рассмотрено

См.:Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. -М.,1964.

См.:Галактионов А.А..П.Ф.Никандров. Русская Филомофия ХІХ-ХХ

веков.-Л.,3 970. 3

См.:Малинин В.А. Философия революционного народничества.~М.,1972.

з. к книге И.Я.Щипакова о философии и социологии народничества. Автор

последовательно анализирует Философское поникание ученым природы, его социологическую концепцию, нравственное учение (этику). Книга содержит ряд глубоких суаданий о самобытности Философии русского мыслителя, но его социальная Философия в основном рассматривается пол углом зракия, соответствия или несоответствия марксистскому пониманию общества.

Определенное вникание характеристика философских взглядов Кропоткина удалено з работах 3.А.Еаялера, И.Г.Лисренцеаича. в.А.Маркина. . Н.Ы.Нируновой, Н.Б.Пономареве., С.Ф.Ударц&ва, и др., в которых освещается либо в целом деятельность ученого, либо ее отдельные аспекты. Различные сторони деятельности и мировоззрения Кропоткина рассматривались тапка в диссертационных исследованиях З.А.Александровой, Л.Н.Бороздина, В.Н.Данилова, С.А.Мдоянца, Д.И.Пронявина, А.И.

3 Ракутова. С.И.Старостина, Б,Д.цыренова. Однако во всех этих работах

проблеми социальной Философии П.А.Кропоткина специально не исследовались. В последние годы появился ряд публикаций, в которых освеща-

Си.:Шипаноь И.Я. Философия и социология русского народничества.-

См.:Баллер Э.А- Кропоткин // Философская энциклопедия.-т.3.-м..

IS83,- Лиоренцевич И.Г. Кропоткин// Социологическая мысль в России.-Л..1978; Маркин В.А. Петр Алексеевич Кропоткин.-ы.,1985; Пирумова H.U. Петр Адексевяч Кропоткин.-М.,1972; Пономарев Н.Е. Критика анархистской концепции власти и современность.-Казань.1978; Ударнее с.ф. Кропоткин.-ы.,1989 и др.

См.:Александрова 3.А. Философские и общественно-политические

воззрения П.А.Кропоткина.--И.1937.- Бороздин А.її. Идеи утопического социализма п.А.Кропоткина.-ы. 1979,- Данилов В.Н. Социологический воззрения п.А.Кропоткина.-М.1970; Мдоянц М.Н. Философия анархизма в России второй половины XIX - начала XX веков. М.А.Бакунин, П.А. Кропоткин Шсторико-критичаский анализ) .-МЛ970,- пронякнн д.ії. Ре~ волюцонкс -анархическая доктрина П.А.Кропоткина (Крритячесвий анализ) . -л. 1977,- Ракутсв А.П. Критика иравстааішіск взглядов русских анархистов /М.Закункн, П.А.Кропоткин/.-55.1975; Старостин Е.В. Источники о жигни к деятельности П.А.Кропоткина.~Н.1972; Пнранов В.Д. П.Л.Кропоткин и "первый" позитивном .-М.1992.

- 1 - "

ются некоторые аспекты-научного наследия П.Л.Кропоткина..

Как видно иг! сказанного, изучению научного к теоретического творчества Кропоткина, в том числе) его общефилософского мировоззрения, посвящена значительная литература. Б связи с анализом его анархической деятельности определенное освещение получили в опубликованных работах его политическая философия и нравственная концепция. Вместе с тем следует отметить отсутствие в литературе специальных исследований о социальной Философии русского мыслителя. В этой ракурсе не подготовлена не. только крупны» работа на диссертационном уровне, нет даже отдельных статей. Между тем научное исследование всей совокупности Философских взглядов Кропоткина на общество и его историю, движущие силы и пути развития, соотношение природного и социального, общества и личности и другие проблемы имеет важное теоретическое значение, позволяет обьемнее и шире представлять е целом Философское миросозерцание выдающегося русского мыслителя.

Цель и задачи исследования.

Учитывая сказанное, диссертант видит цель работы в том, чтобы, исходя из текстологического изучения произведений Кропоткина и анализа его общефилософского мировоззрения, раскрыть концептуальное содержание и основные идеи его социальной Философии. Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:

  1. рассмотреть научно-теоретические предпосылки Формирования и эволюции Философского мировоззрения Кропоткина .-

  2. систематизировать и проанализировать всю совокупность представлений мыслителя об общество, его структуре, законах развития;

  3. выявить его основную Философскую концепцию исторического процесса и общественного прогресса,-

  4. показать место и значение нравственных идей в социальной Философии Кропоткина;

  5. раскрыть гуманизм как определяющую черту социально-Философского учения.

См.:Влауберг и.и. Выбор в твоих руках // Вопросы Философии, 1991.

-N 11; Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли

в России-// Вопросы Философии, 1991.-N 8,- Королева-Коноплянская Г.И.

Идеи Федерализма в политической теории русского анархизма.-// ж-л

Социально-политический, 1995.-N3.

Методологической и теоретической основой диссертации является диалектический анализ истории общественно-Философской мысли, в частії-ости его принцип единства научной объективности и конкретно-исторического подхода, имеющий принципиально-ва&ное значение в исследование теоретического наследия различных направлений и школ в Философии. В исследовании конкретного текстологического материала также использованы общенаучные принципы познания, особенно принципы системности, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др. В работе использованы труды классиков Философии, исследования отечественных авторов о жизни и деятельности Кропоткина, о развитии науки. Философии, народнического и анархического движения во второй половине XIX - начала XX века.

Научная новизна исследования.

Данная диссертация представляет собой первое диссертационное исследование существа социальной Философии Кропоткина - ее концептуального содержания, гуманистической направленности, научного значения

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:

подробно охарактеризованы научно-теоретические источники и основные этапы развития социальной Философии Кропоткина;

раскрыто социально-Философское понимание Кропоткиным общества, его структуры, сущности и происхождения государства;

на базе конкретного текстологического изучения произведений Кропоткина дан целостный анализ его социально-Философской концепции исторического процесса и общественного прогресса;

показано место и значение нравственности в исследовании Кропоткиным сущности человека и общественного идеала;

обосновано положение об определяющей гуманистической направленности его социально-Философского мировоззрения.

Научно-практическая значимость работы.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении Философского наследия П.А.Кропоткин его понимания и интерпретации проблем социальной Философии. Содержание и выводы диссертации могут также найти применение в общетеоретических специальных курсах Философии, в частности по истории русской Философии

-y-

Основные идеи диссертации докладывались я оОсуздали'_ъ на методе логических евкикарах и Шгучно-практичйских к.он-Т'Зрйцциях fc БПШ і 1393г. І994Г) . а также в двуу. опг/бликсьанних научных статьях.

Диссертация обсуждайj .; сдабрсна на саес-иишш каФедры философии (декабрь 1395г) и экспертной группой специализированного совета

К.113.36.01 ПО ЭаШИТЙ ЛГЇСССрТСЦІІЙ їіа СОИСКАНИЕ УЧСКОЙ ОТцЛсйИ л-ciH-

дпдата Философским наук гіри Бурятской государственном университете.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.