Введение к работе
Актуальность темы исследования. Важным фактором общественно-политической жизни России в 1990-х годах стало движение казачества.
В условиях системного кризиса, сопровождающегося обострением межнациональных и межгосударственных противоречий, общим ростом нестабильности и социальной напряженности в стране, казачье движение можно рассматривать как показатель, характеризующий собой общее состояние российского социума в течение ряда последних лет. Идеологическим стержнем современного казачьего движения стала проблема возрождения казачества.
Несмотря на то, что возрождение казачества сразу же заявило о себе в общероссийском масштабе, особенно бурно этот процесс протекает на юге страны. Без преувеличения можно сказать, что проблема возрождения казачества оказалась сегодня в центре внимания населения Дона и Северного Кавказа.
В современных условиях казачество интенсифицирует деятельность, направленную на определение своего социального статуса, обретение самоидентичности и преодоление неоднозначности оценок по отношению к себе со стороны различных слоев российского общества; стремится восстановить социально-историческую целостность казачьего организма и культурные основания жизненного уклада казаков.
Наиболее актуальными и требующими к себе пристального внимания со стороны научной общественности представляются проблемы, касающиеся общего хода казачьего возрождения, определения внутренней природы этого качественно своеобразного и уникального социально-исторического фенрмена. Наряду с этим возникает необходимость изучить особенности ментальных характеристик казачества, и это представляется тем более важным, что современное казачество существенно отличается от казачества старой России и его ментальность также значительным образом изменилась.
Особого внимания требует к себе и проблема, связанная с обоснованием новых системных качеств, характеризующих собой каза-
чество в его современном состоянии.
Весьма актуальной в свете сегодняшнего дня является проблема статусного определения казачества, одной из сторон которой выступает необходимость привести к оптимальному сочетанию социальный и правовой статусы казачества.
Возрождение казачества характеризуется не только конструктивными, но и деструктивными чертами, причем последние наиболее отчетливо обнаруживаются с середины текущего десятилетия. Возрастающие мощь и масштаб развернувшегося движения со всей очевидностью свидетельствуют о неизбежности признания значимости казачьего фактора в общественно-политической жизни России.
Масштаб изучаемого явления, значимость казачьих объединений на российской общественно-политической арене требуют прежде всего обратить внимание на три основных блока социальных противоречий, определяющих характер взаимодействия современных казачьих структур с другими элементами российского общества: с властью и властными органами, гражданским обществом и, наконец, с традиционными институтами казачества.
Необходимо также особо подчеркнуть влияние возрождения казачества на этнонациональные процессы в России. Так, на сегодняшний день казачество выступает одной из самых влиятельных форм массовой политической активности русскоязычного населения на Северном Кавказе.
Большой научный и практический интерес представляет анализ идеологии современного казачьего движения. Безусловно, внимание специалистов к проблемам казачьей идеологии в значительной степени возросло, и это связано прежде всего с тем, что соотношение и динамика идеологических ориентации в казачьем движении уже неоднократно, со времени возникновения последнего, претерпевали существенные изменения.
Что касается стратегического курса в государственной политике по отношению к казачеству, то и здесь проблемы, связанные с казачьим движением, не имеют достаточного концептуального обоснования. Что именно следует подразумевать под возрождением казачества? Означает ли возрождение казачества возрождение его
сословного статуса, т.е. правового состояния, которым определялось казачество непосредственно к моменту его упразднения? Должно ли, с другой стороны, возрождение казачества пойти по пути дальнейшего этнического и культурного становления? Возможны ли другие варианты возрождения казачества?
На наш взгляд, только серьезные концептуальные обоснования, опора на методологию социально-философского анализа проблем казачьего возрождения смогут способствовать объективной интерпретации как самого процесса, так и всего того, что связано с объяснением существенной специфики современного казачества, выступающего на сегодняшний день в своем новом системном качестве.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на активизацию интереса ученых-обществоведов различного научного профиля к проблеме казачьего возрождения, круг исследователей, занимающихся разработкой методологических и социально-философских проблем возрождения казачества, все еще недостаточно широк.
В большинстве своем современные научные и научно-публицистические работы по казачеству посвящены исследованиям историко-культурного плана в данной области и, отчасти, изучению политико-правовых аспектов казачьего возрождения. Однако исследовательскую работу, связанную с проблемными вопросами истории и современного состояния казачества, сегодня затрудняет недостаточность в арсенале научной литературы обобщающих трудов по истории казачества.
Отметим, что основное содержание исследовательских публикаций по казачеству как в дореволюционный период, так и в первые десятилетия советского периода, было ограничено кругом проблем, связанных, в первую очередь, с задачами региональных исследований. Вследствие этого затрагивалась преимущественно специфика отдельных казачьих войск, изучались их происхождение и функциональные особенности. К числу таких исследований отнесем труды дореволюционных историков: К.А.Абазы, И.В.Бентковского, В.А.Потто, Ф.А.Щербины; в советский период - В.А.Голобуцкого, А.С.Минского, А.П.Пронштейна и др.
Лишь в 1960-70-е годы в исторической науке определяется тенденция к охвату истории казачества в целом. В этом направлении успешно работали известные советские историки Л.Б.Заседателева, А.П.Пронштейн, А.С.Минский.
В 1970-80-е годы происходит, в буквальном смысле этого слова, прорыв в изучении места и роли казачества в Октябрьской революции и гражданской войне. Наиболее существенный вклад в разработку данной проблематики внесли А.В.Венков, А.П.Ермолин, С.А.Кислицын, Ю.К.Кириенко, А.И.Козлов. В ряде диссертационных исследований последних лет, к числу которых причислим работы А.В.Лазарева и П.Г.Ленкова, продолжен научный поиск в указанном направлении.
В 1980-е годы появляются известные труду А.П.Пронштейна и Н.А.Мининкова по истории казачества, имеющие характер фундаментальных исследований социально-экономического и политического плана.
Необходимо подчеркнуть вклад, внесенный в исследование проблематики казачества рядом научных и научно-практических конференций 1980-90-х годов, причем большей частью теоретические изыскания этих конференций были ориентированы на анализ событий и фактов истории казачества. Следует также отметить две конференции, проведенные на базе СГПИ (ныне Ставропольский государственный университет) в 1992-93 годах, которые были посвящены теоретическим проблемам казачьего возрождения. В материалах, опубликованных по результатам работы данных конференций, встречаются интересные взгляды на характерные особенности и специфику феномена казачества.
Таким образом, критический обзор научных и публицистических материалов, связанных с исследованием казачьего возрождения, показал, что: во-первых, наиболее подробно на сегодняшний день исследована и исследуется история казачества. Однако, в работах исторического плана неизбежно затрагиваются и некоторые социально-философские аспекты проблем казачества; во-вторых, в свою очередь, социологические и политологические исследования казачества также содержат поиск методологических и социально-фило-
софских обоснований для анализа и систематизации результатов исследований; в-третьих, культурологический срез проблем казачества имплицитно подразумевает использование элементов социально-философского анализа в исследовательской работе. В центре внимания исследователей здесь находятся вопросы соотношения традиционных норм казачьего образа жизни с моральными ценностями, доминирующими в жизни современного российского общества; в-четвертых, собственно социально-философский аспект в анализе и интерпретации проблем казачества на современном этапе общественного развития, предполагающий рассмотрение явления во всей полноте его принципиально новых системных качеств, является на сегодняшний день наименее разработанным.
К числу работ, так или иначе выходящих на уровень социально-философского анализа, отнесем исследования В.Вырелкина, И.Го-ловлева, В.Зотова, П.Лукичева, А.Скорика, Р.Тикиджьяна и др. Эти специалисты ставят акцент на анализ наиболее спорных проблем истории казачества и делают выводы относительно путей и способов его нынешнего возрождения.
Диссертант считает, что имеется необходимость продолжить научные изыскания по проблемам возрождения казачества, в первую очередь, с позиций социально-философского знания. Сейчас, когда накоплен достаточно эмпирический материал, именно такой подход является эвристически ценным.
Предмет и объект диссертационного исследования. Предмет исследования в диссертации составляют проблемы возрождения казачества. Объектом изучения является сам феномен возрождения казачества в контексте социальных процессов в России в конце XX века.
Подобного рода дифференциация предмета и объекта исследования позволяет автору как можно более глубоко вскрыть принципиальные основания изучаемого феномена и, следовательно, сделать более точные обоснования в предметной области исследования.
Цели и задачи исследования. Обозначив предмет и объект исследования, автор диссертационной работы ставит главную цель: на основе глубокого социально-философского анализа, при исполь-
зовании всех имеющихся и доступных разнообразных теоретических источников отечественных и иностранных авторов, дать научно обоснованное, цельное представление о возрождении казачества. Конкретные задачи исследования предполагают:
с позиций социально-философского знания исследовать феномен казачества как в его исторической ретроспективе, так и на современном этапе истории;
исследовать правомерность самой постановки вопроса о возрождении казачества в соотношении его с этническим возрождением народов России;
изучить социокультурные и правовые механизмы реализации целей в казачьем движении;
представить научную аргументацию по вопросу о соотношении социального и правового статусов современного казачества;
- определить перспективы дальнейшего хода казачьего
возрождения и прогнозировать возможности социального развития
казачества в русле общих процессов демократизации и обновления
всех форм российской социокультурной специфики.
Методологической и теоретической основой диссертации явились достижения отечественной исторической и социально-философской мысли, а также ряд принципиально значимых в концептуальном плане научных положений зарубежной науки.
В качестве основного методологического подхода автор использует системно-эволюционный подход, который базируется на следующих принципах:
исследование того или иного социального феномена должно быть построено таким образом, чтобы исключить при этом возможность возобладания приоритета какого-либо из методических подходов;
альтернативность указанного подхода в рамках общей системно-эволюционной методологии должна обеспечивать наибольшую полноту и сущностный уровень исследования;
интеграция методологических подходов призвана обеспечить разнообразие типологий в анализе самого явления и прогнозировать его дальнейшее развитие в контексте той социальной реальности, в которую вписывается данное явление;
- системно-эволюционный подход не позволяет принимать
определенные теоретические конструкты за единичную конкретную
реальность, а должен ориентировать на глубокое последовательное
изучение реально существующего явления во всем многообразии его
качественных проявлений, связей и способов развития.
Помимо этого, диссертант опирается в своем исследовании на принцип единства исторического и логического методов анализа, что позволяет, в свою очередь, охватить изучаемый феномен во всем многообразии и многофакторности его специфических проявлений.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
разработаны теоретико-методологические основания исследования возрождения казачества;
исследована сущность казачества как одного из уникальных феноменов мировой и российской цивилизации;
проанализированы с позиций социально-философского знания вопросы современной практической политики в отношении казачества;
исследована проблема соотношения социального и правового статусов современного казачества и определены способы и возможности их оптимального сочетания;
выявлены особенности и динамика развития самосознания казачества в современных условиях;
раскрыта специфика социокультурной жизни северокавказского казачества и определены наиболее адекватные сегодняшним реалиям возможности ее развития.
Тезисы, выносимые на защиту
-
Возрождение казачества стало одним из наиболее значимых компонентов социально-политической жизни постсоветской России. Становление новой России невозможно без возрождения казачества, которое являлось атрибутивным элементом российского государства практически на всех этапах истории.
-
Социально-философский подход к проблеме возрождения казачества позволяет вскрыть основную суть феномена казачества, открывает возможности исследования его уникальной специфики, что, в свою очередь, позволяет определить наиболее рациональные способы решения проблемы возрождения казачества.
-
Уникальность феномена казачества обусловлена целым рядом объективных факторов, под воздействием которых на протяжении нескольких столетий протекал процесс формирования казачьей общности. Этническая и культурная самобытность в сочетании с традициями сословной, военно-корпоративной организации у казаков, скрепленные силой казачьего духа - вот тот набор специфических компонентов, своеобразный синтез которых позволяет рассматривать казачество как один из уникальных феноменов мировой цивилизации.
-
Движение за возрождение казачества, заявившее о себе в начале 1990-х годов, являясь прямым следствием реформирования российской государственности, в значительной мере было обусловлено обострением национально этнических проблем в бывшем СССР и протекает в контексте этнического возрождения в нашей стране. В правовом аспекте, однако, реальный процесс возрождения казачества можно определить как квазисословное возрождение, что во многом обусловило нарастание как социальных, так и политико-правовых противоречий вокруг казачьего возрождения.
-
Настоящий процесс возрождения казачества представляет собой способ становления принципиально новой социальной общности, системное основание которой определяется как этническими, так и сословными характеристиками. Этот синтез этнического и сословного в казачестве обусловливает уникальность и системное своеобразие казачьего социального организма.
-
Именно системная целостность и системная уникальность казачества может послужить базой для определения особого правового статуса казачества в современном российском государстве.
-
Проблемы современного казачества концентрируются вокруг того, что так или иначе связано с особенностями самосознания этой культурно-этнической общности. Поскольку самосознание и психология современного казачества крайне противоречивы, это соответственным образом влияет на остроту противоречий в современном казачьем Движении и обусловливает целый ряд деструктивных проявлений внутри упомянутого движения.
-
Ввиду того, что вес и значимость казачьего фактора в проб-
лемах региональной политики на сегодняшний день достаточно велики, следует соответственным образом откорректировать подходы центральных и местных властей в решении проблем возрождения казачества. Принимая в расчет, что казачье возрождение в России в своей основе исходит из опыта прошлой целесообразности, следует четко дифференцировать положительный потенциал казачьих традиций от устаревших норм казачьего образа жизни.
9. Возрождение казачества не должно приходить в противоречие с современными тенденциями развития российской экономической, социально-политической и культурной жизни, ибо оно является одной из неотъемлемых частей возрождения России в контексте мировой истории XX века.
Практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы могут использоваться в качестве теоретической базы в определении направлений практической политики в отношении казачества, при разработке проектов документов государственных органов власти, в разработке платформ политических партий и организаций, различных общественных движений.
Определенный интерес материалы диссертации представляют для средств массовой информации, с чьей помощью представляется возможным сформировать адекватный образ современного казачества.
Теоретические выводы диссертации могут быть широко использованы при разработке специальных и факультативных курсов как в системе высшего, так и среднего образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы изложены в 6 публикациях общим объемом 0,75 п.л.
Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на XIX Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993 г.), на II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы возрождения казачества» (Ставрополь, 1993 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе» (Ставрополь, 1994 г.), Российской межвузовской конференции «Истоки духовной культуры каза-
чества» (Ставрополь, 1996 г.), XLI научной конференции преподавателей и студентов СГУ (Ставрополь, 1996 г.), региональной научно-практической конференции «Современные проблемы региональной безопасности» (Ставрополь, 1997 г.), а также на заседаниях кафедры философии и кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета, на аспирантских семинарах.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключение. В конце работы помещены примечания и библиография, включающая ,&3 наименований. Общий объем работы АРб" машинописных страниц, в том числе -/У/ страниц текста.