Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские проблемы развития национальной художественной культуры в условиях реформирования общества Базиева, Гульфия Джамаловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базиева, Гульфия Джамаловна. Социально-философские проблемы развития национальной художественной культуры в условиях реформирования общества : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Кабардино-Балкарский ун-т.- Ставрополь, 1998.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/4088-7

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возрастающая роль культуры в духовно-нравственном прогрессе общества очевидна. Ее значение усиливается в переходные периоды, когда в обществе поднимается уровень национального самосознания и в связи с этим, с одной стороны, активизируются позитивные процессы, связанные с более плодотворным развитием традиционных основ культуры, а, с другой - появляются различные негативные явления в сфере межнациональных отношений, абсолютирующие национально-особенное, которые препятствуют возрождению национальной культуры.

Актуальность темы исследования обусловлена противоречиями настоящего этапа развития российского общества. Будущее страны детерминируется не только степенью разрешения социально-экономических и политических задач, но и уровнем развития национальных культур, возможностью их гармоничного сосуществования и взаимообогащения в многонациональном государстве. Для понимания современных национальных проблем, смысла идеологии национальных движений очень важен научный анализ духовного опыта истории. Сохранение, возрождение, развитие национальной культуры требуют серьезного изучения и научно-объективной оценки всего комплекса культурного наследия, его влияния на современное развитие литературы и искусства.

Возросший интерес к традиционным ценностям культуры продиктован необходимостью восстановления исторической памяти народа. Ведь традиционная культура во всем многообразии своих элементов обладала огромным творческим потенциалом, представляя собой этнопсихологический и этнокультурный образ народа. В лучших произведениях национальной художественной культуры органически сливаются традиционное и

новое, национальное и общечеловеческое. Художественные традиции прошлого и новаторство художественных решений, опыт народного творчества и стилевые искания мировой культуры, включаясь в арсенал художественной культуры, расширяют ее диапазон, способствуют многообразию видов и жанров искусства. 1993 год был объявлен ООН годом коренных народов мира. В ряду неотложных мер по спасению культурной самобытности народов были разработаны крупные международные научные и культурно-охранные программы "Всемирное десятилетие развития культуры" и "Языки в опасности", различные проекты по сохранению памятников фольклора и литературы. В XX веке культура смещается в центр человеческого бытия, объединяя его различные сферы: производственную, социальную, нравственную. Уровень самосознания общества определяется уровнем самосознания отдельных индивидов. Предпосылкой для создания демократического общества может служить воспитание в каждой отдельной личности признания равноправия народов, уважительного отношения к национальным особенностям культуры, религиозным обычаям, языку. Важную роль в этом процессе играют те цели и задачи, которые ставит перед собой общество, насколько они 'оказываются ориентированы на человека. Развитие национальной культуры должно определяться гуманным национальным самосознанием. Рассматривая культуру как совокупность материальных и духовных сторон, следует отметить, что сегодня этническая специфика ярче всего проявляется в духовной сфере. В то же время, если духовную культуру рассматривать как систему, включающую в себя идеологию, науку, образование, художественную культуру и другие элементы, то именно художественная культура более всего сохраняет и развивает национальную форму. В диссертационном исследовании ставится задача рассмотрения

формирования и развития художественной культуры кабардинцев и балкарцев с точки зрения, современных реалий, происходящих в России и за рубежом. Страна, состоящая из представителей многих национальностей, нуждается в духовном обновлении, качественных изменениях в общественном и национальном сознании, без которых будет неосуществим путь дальнейших реформ и преобразований в устройстве общества в целом.

Степень разработанности темы. Культура -предмет изучения целого ряда наук : философии, истории, этнографии, литературоведения, искусствознания, эстетики и культурологии.

Изучением основ народной культуры одними из первых стали заниматься Д.Вико, И.Гердер, В.Гумбольдт. Особое место народной культуре отводили романтики: А. и Ф. Шлегели, Новалис, Ф.Шеллинг, Э.-Т.-А.Гофман, У.Вордсворт и др.

Деятели российской культуры: И.С. и К.С.Аксаковы, В.Г.Белинский, В.И.Даль, Н.В.Гоголь, П.В.Киреевский, А.С.Пушкин, А.С.Хомяков, П.Я.Чаадаев отстаивали понимание культуры как проявление национальной самобытности , призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка. Проблемам развития культуры, а также таких социальных феноменов, как "национализм", "национальное самосознание", уделяли большое внимание философы: В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Г.В.Плеханов, Н.С.Трубецкой и др.

В советский период в трудах А.Г.Агаева, С.Н.Артановского,А.И.Арнольдова,В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, М.Т.Иовчука, Л.Н.Когана, Ю.В.Бромлея, Г.Д.Гачева, Г.И.Ломидзе, В.М.Межуева и др. давались методологические ориентиры, характеристики понятий "культура", "национальная культура", "национальное мышление", "национальный характер" и т.д.

Взаимовлияние и взаимообогащение различных культур, проблемы преемственности рассматриваются в работах С.А.Арутюнова, Ю.В.Арутюняна, М.М.Бахтина, П.М.Рогачева, В.С.Библера, Э.А.Баллера, В.В.Ванслова, Л.М.Дробижевой, Н.С.Злобина и др. Вопросы развития народных промыслов и народного искусства, а также национального стиля в профессиональном искусстве явились предметом изучения в исследованиях Б.М.Бернштейна, Г.К.Вагнера, А.С.Данченко, Л.А.Дьяковой, А.С. Кишева, Б.Х.Мальбахова, М.А.Некрасовой и др.

Проблемы развития культуры в Кабардино-Балкарии были в центре внимания работ: Ю.Н.Асанова, В.М.Батчаева, Б.Х.Бгажнокова, А.М.Гутова, А.Я.Кузнецовой, Б.Х.Мальбахова, С.Х.Мафедзева, Г.Х.Мамбетова, Х.Х.Малкандуева, З.М.Налоева, Р.У.Туганова, Р.Х.Хашхожевой, Х.И.Хутуева, Ф.А.Урусбиевой, Е.Н.Студенецкой, СМ.Червонной, и др.

В зарубежной культурфилософии большое значение придавалось проблеме "омассовления культуры", ее "заката" и кризиса, она рассматривалась в трудах А.Камю, Ортеги-и-Гассета, О.Шпенглера, В.Вейдле, Г.Марселя и др. Наряду с этой проблемой зарубежная философия изучала процесс мифологизации искусства (Р.Вагнер, Л.Леви-Брюль, Ф.Ницше, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Юнг, Т.Элиот и представители французской школы "новой волны" Р.Барт, Р.Гароди, К.Леви-Строс, Э.Фишер и др.)

В настоящее время, несмотря на достаточную теоретическую разработку темы, ее нельзя назвать исчерпанной. Недостаточно изучены и проанализированы механизмы функционирования национальных форм культуры в условиях реформирования общества. Многие утвердившиеся ранее выводы о культуре, национальной по форме и социалистической по содержанию, устарели.

Выбор темы диссертационного исследования продиктован необходимостью научной разработки проблематики развития национальной культуры с гармоничным сосуществованием ее традиционных и современных форм.

Методология и основные источники исследования. Методологической основой диссертационного исследования является научный принцип историзма и диалектический подход к анализу взаимосвязи социальных структур, форм сознания и явлений культуры. Теоретической базой послужили фундаментальные труды классиков науки по философии, культурологии, истории, искусствознанию. В работе использовались также результаты изучения диссертантом процессов развития художественной культуры в Кабардино-Балкарии. К основным теоретико-методологическим положениям как инструменту конкретного анализа следует отнести: определение истоков формирования традиционной культуры и ее места в современных культурных процессах, характеристику профессиональных форм, художественной культуры, а также выявление сущности культуры как важного фактора гармонизации межнациональных отношений.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть основные закономерности развития национальной художественной культуры в условиях реформирования общества. Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

осуществить целостный культурно-исторический анализ;

выявить особенности традиционной художественной культуры и роль культурного наследия в развитии современной национальной культуры;

определить основные принципы формирования национальной художественной куль-

туры;

проанализировать способы внедрения инноваций в культуру этноса и их противоречия;

рассмотреть детерминанты современного развития национальной культуры;

подчеркнуть роль культуры в гармонизации межнациональных отношений.

В решении этих задач автор стремился обосновать выводы, сформулировать теоретические обобщения, выдвинуть конкретные практические рекомендации, которые содержали бы новые решения и способствовали дальнейшему развитию национальной художественной культуры.

Научная новизна. Новизна данной работы определяется как предметом исследования, так и переменами в обществе в связи с осуществлением радикальных реформ во всех сферах.

Элементы научной новизны содержатся:

в анализе культуры как основной формы жизнедеятельности человека и общества, важной сферы формирования духовного облика личности;

в выявлении значения традиционных ценностей в развитии современной национальной культуры;

в изучении роли национального самосознания в развитии национальной художественной культуры;

в исследовании профессиональных форм художественной культуры и особенностей их развития в современный период;

в подчеркивании возрастающей роли культуры в гармонизации межнациональных отношений;

в утверждении необходимости гуманизации всех сфер культуры.

На защиту выносятся следующие концептуальные положения:

1. Национальная культура - это
органическая составляющая мировой культуры,
представляющая собой синтез национально-
особенного, инонационального и общечелове
ческого, переработанного и освоенного нацио
нальным. Развитие национальной художественной
культуры отражает не только изменяющуюся
действительность, но и эволюцию эстетического
мышления, уровень художественного сознания,
сформированного предшествующим опытом народа.
Культуру нации следует рассматривать не в
качестве признака, отличающего один народ от
другого, а как фактор, выражающий устойчивость,
целостность национальной общности. В
современных условиях национальная культура
выступает импульсом духовного роста нации,
гарантом ее полноценного развития и" гармонич
ного взаимообогащения с другими культурами.

2. Плодотворное развитие национальной
художественной культуры невозможно без
изучения, сбора и сохранения традиционных
ценностей нации. Культурное наследие является
источником формирования национальной культуры.
Отрыв от традиционных духовных ценностей
вызывает аморфность и эклектичность сознания
народа. Национальная культура не может успешно
развиваться, не используя в своих целях всего
ценного, что содержится в предшествующей
культуре. Культурное наследие - активная
составляющая современной национальной культуры.
Это связано с глубоким чувством историзма,
свойственным современному мироощущению в целом.
В настоящий период, характеризующийся процессом
ассимиляции и исчезновения культур малочислен
ных народов, развитие традиционно-национального
в культуре приобретает особенное значение.

3. Усиленная интернационализация привела
к превращению национальной культуры

традиционного типа в новую форму. Этот процесс сопровождался механическим переносом инонациональных элементов в культуру этноса, игнорированием традиционного как устаревшего, косного. Прямой, непосредственный перенос инонационального опыта без соответствующей трансформации, без творческого приспособления к условиям и опыту национального художественного сознания приводил к слепому подражательству, к созданию произведений литературы и искусства низкого художественного уровня. Между тем, произведения подлинно национальные создаются лишь тогда, когда они возникают как естественное выражение идеалов и духовного уклада народа. В связи с этим изображение жизни народа, разработка национальной тематики становятся одним из непременных условий сложения национальных художественных школ.

4. Современная национальная художествен
ная культура характеризуется повышением
интереса к традиционным ценностям культуры, к
фольклору, мифу, обрядам, историческому
прошлому. Й как следствие - взрыв
"неофольклоризма", мифологизация и ритуализация
искусства. Привнесение этих черт в ткань
произведения имеет большое историко-культурное
значение. Мифология и фольклор - изначальные
представления народа об исходных нравственных
основаниях человеческого бытия, позволяющие
раскрыть специфику духовного роста нации.
Процесс развития художественной культуры связан
не только с возникновением новых произведений,
но и с открытием старого, таким образом
расширяется и углубляется отражение мира в
искусстве, создаются новые содержательные и
стилистические формы.

5. Совершающиеся культурные преобразо
вания требуют выработки новых идеалов, новой
системы' ценностей. В основу современного
мировоззрения должен быть положен активный

гуманизм, провозглашающий идеи мира, добра, социальной справедливости. Высшее гуманистическое назначение культуры состоит в активном преобразовании мира и человека в нем. Гуманизм культуры заключается в ее участии в формировании самосознания народа, осознания ценностей национальной и мировой культуры. Гуманистическое мышление способствует утверждению общечеловеческих ценностей, так как связано с интеллектуальным плюрализмом, идейным многообразием и духовной свободой. Гуманизация всех сфер культуры, возвращение общественных отношений к проблемам человека, ориентация на личность могут открыть принципиально новую страницу в истории каждой нации и народности.

6. Современность характеризуется расшире
нием географических границ в системе культурных
связей, когда духовная преемственность идет не
только по вертикали (от поколения к поколению),
но и по горизонтали (межнациональное общение).
В этой связи культура выступает как важный
фактор гармонизации межнациональных отношений.
Плюрализм культур и межкультурный диалог имеют
свои основания в сущности общества. Потребность
народов в культурном общении, стремление к
духовному обогащению и взаимопониманию должны
служить становлению нового типа общественных
взаимоотношений. Необходимо повышать содержа
тельный уровень межнациональных контактов в
области культуры и других сфер общества.

7. Реформирование общества диктует
необходимость разработки определенной культур
ной политики с учетом особенностей регио
на. Важное практическое значение приобретает
изучение путей повышения социальной эффектив
ности культуры, ее влияния на все стороны жизни
общества.Встает целый ряд фундаментальных
теоретических проблем, связанных с изучением
прогнозирования в культуре, определением

закономерностей динамики духовных запросов, основных тенденций развития художественной культуры. В разработке государственной культурной политики необходимо учитывать опыт развитых стран мира. Новое политическое мышление должно впитывать в себя опыт всех народов, обеспечивая тем самым взаимообогащение и развитие разных культурных традиций. Расширение роли культуры в общественной жизни, возникновение ее новых видов, а также засилье "массовой культуры" требуют особого отношения к проблемам развития национальной культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Выводы, предположенные в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего анализа проблем развития национальной художественной культуры, повышения ее роли в формировании национального самосознания и гармонизации межнациональных отношений. Результаты диссертационного исследования могут быть включены в чтение общих специальных курсов по культурологии и философии., а также по истории Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования докладывались на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: "Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации" / Элиста, 1993 / , "Репрессированные народы: история и современность"/ Нальчик, 1994 /, "Светские и религиозные аспекты нравственности в России: история и современность"/ Пятигорск, 1995 /, научно - теоретической конференции, посвященной 5 0-летию Победы в Великой Отечественной войне / Нальчик, 1995 /, "Национальное возрождение России: теория и практика" / Ростов-на-Дону , 1996/, "Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры" / Нальчик, 1996 /,"Мир на Северном

Кавказе через языки, образование, культуру" / Пятигорск, 1996, "Биосфера и человек"/ Майкоп, 1997 /, межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной 8 0-летию со дня рождения К. Кулиева / Нальчик, 1997 /.

Главные выводы и принципиальные положения диссертации были изложены автором в 9 тезисах, опубликованных в сборниках материалов конференций. Объем публикаций 1,0 п.л.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр КБГУ и сектора этнологии ИИФЭ КБНЦ РАН и была рекомендована к защите.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объём работы 160 страниц.