Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена своеобразием этапа рззшгпш российского оошесгвз. Переход к пивилизациоииой лоїике разшггня. ориентация на построение правового государства и последовательное формирование іражданскою общества заметно актуализировали проблему політіческоіі культуры сі7ленчества как предмет философского анализа. Динамизм социальных процессов, обострение противоречий социальных групп и политических сил, острота возникающих а обществе кризисных ситуаций ведут К принципиальному изменению содержания политической культуры, что отражается на характере и видах деятельности студенческой молодежи.
Постановка вопроса о качественном обогащении политической культуры предъявляет высокие требования к общественным наукам, призванным выработать глубокую и всестороннюю теоретико-методологическую интерпретацию содержания политической культуры.
Необходимость исследования и совершенствования содержания политической культуры объясняется тем, что нет ни одного принципиального вопроса, который можно было бы решить без учета общечеловеческих ценностей, не приобщившись к мировой культуре.
Философская разработка проблематики политической культуры значима для формирования такого мировосприятия студентов н организации ах деятельности, которые смогут послужить преодолению переживаемого кризиса, вызванного особенностями современного общественно-экономического в социально-политического развития. Эта установка придает должный вес и самой теме и теоретическим построениям автора.
Политическая культура является специфической сферой человеческой деятельности. Она возможна лишь между свободными, равноправными ответственными людьми, личностями н индивидуальностями. В диссертации раскрывается сложная структура мира политического, показывается, что политическая деятельность, общение, культура - взаимосвязанные в взаимопроникающие аспекты субъективного бытия человека. Они имеют отношение ко всем проявлениям его жизни : процессам становления и развития человека как личности, взаимному притяжению и взаимному отчуждеїіию людей, взаимодействию социальных общностей в структур, конкретным формам выражения противоречий, обогащению интернационалистических В патриотических чувств.
В рамках политической культуры человеком осуществляется осмысление а выбор идеалов, ценностей, пелеполагание не просто на основе усвоения знаний.
почерпнутых из учебников, но осмысления и переживания личного жизненного опыта. Переживание судьбы дает динамическое, энергетическое начало поиску знаний и ценностей. Поэтому политическая культура студенчества как определенное качество бытия интегрирует мысль, знание и чувство. Следовательно, эта проблема " жизнетворчества". Формирование политической культуры студенческой молодежи - сложный процесс обретения "совести" как внутренней основы самоопределения молодого человека. Совесть - категория нравственная, а нравственность является определением уровня политической культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека. В этом проявляется и защитная функция политической культуры.
Политическая культура любой группы самодеятельного населения, в том числе и студенчества, ее формирование и преобразование трудно поддающийся управлению процесс и в силу этого нуждающийся в постоянном изучении, отслеживании. Без анализа состояния социально-философских особенностей политической культуры студенчества невозможно понять внутренние детермииаты, логику поведения этой группы молодежи, а следовательно прогнозировать ее . отношение к обществу, государству, процессам реформирования. Это требует от философской и политологической науки не допустить отставания теории от практики, обеспечить своевременное изучение этого феномена.
Степень научной разработанности щюбяеммы. Политическая культура является объектом изучения многих наук гуманитарного цикла: социальной философии, политологии, социологии, теорию государства и права, социальной психологии и других. Каждая из них выделяет свой аспект изучения. Несмотря на интенсивность исследований нельзя утверждать, что выработано общепринятое понимание политической культуры, обозначены объективные критерии для ее определения, классификации и систематизации.
Для анализа политической культуры важное значение имеют труды отечественных ученых в области методологии социального познания : B.C. Барулина, B.C. Горшкова, ВЖ. Келле, A.M. Коршунова, Ю.К. Плетншсова, В.П.Кохановского, П.А. Ранкова и других. Общетеоретические вопросы политической культуры в целом рассматривали Г.А. Антипов, А.И. Арнольдов, Е.М. Бабосов, ЭЛ. Баталов, В.Е. Давидович, КХА. Жданов, Н.С. Злобин, Е.М. Кейзеров, А.Н. Кочергин, В.П. Макаренко, В.М. Межуев, А.П. Чередниченко, В.Ю. Шпак и другие авторы. В их работах выделяется предметная область исследования, даются методологические ориентиры, характеристики понятий "политика","культура" и "политическая культура", социальные функции этих
понятий, рассматриваются факторы их формирования. Политическая культура социальных групп к этносов иследованы в работах Н.М.Блннова, М.С.Джунусова, В.Т.Лнсовского, Ю.П.Ожегова, А.И.Шендрика. Ф.Э.Шереги, В.А.Шегорцева, С.И.Эфендиева и других. В последние годы различным аспектом политической культуры посвящены докторские и кандидитские диссертации Н.А.Блохина, С.Р.Брыль. Л.Г.Вардашш, Л.Е.Григоренко, Махош Чклла.
Методологическую значимость для данного исследования имеют работы зарубежных политологов Г.А.Алмонда и С.Вербы, а также Э.Гельнера, Г.Ламбурха, А.Лейпхорта, И Шапиро, посвященные осмыслению разнообразных аспектов политической и гражданской культуры, становлению гражданского общества.
Проблематика, связанная с гражданской культурой, стала активно разрабатываться в последние годы отечественными исследователями. Это работы К.С.Гаджиева, А.Галкииа, Б.Я.Замбровского, М.В.Ильина, Б.И.Коваля, Н.П.Кочеткова, Ю.Красина, И.В.Кравченко, П.В.Одшщовай, С.Перегудова, В.Г.Смолышкова и др.
Проблема гуманитаризации современного общества, единства естественнонаучного и гуманитарного звания рассматриваются в работах В.И. Аршинова, Ю.В. Балашова, Ф.И. Гиренко, О.Д. Куракиной, Н.Н. Моисеева, И.Н. Пайковой, М.И. Панова, А.И. Панпенко и др.
К исследованию общеметодологических, философских, социокультурных аспектов традиционного образа жизни, как модели сбалансированной формы хозяйствования, наиболее отвечающей целям сохранения культуры, традиций, духовных ценностей, обращались П.А.Кропоткин, Л.Н. Панкова, Г, Торо, П. Фейерабенд, А.В. Чаянов.
Отдельные -вопросы этносоциологии, межнациональных отношений, специфики предотвращения яли разрешение межэтнических и региональных конфликтов в "ключе" данного диссертационного исследования затрагивались в трудах А.В. Авксентьева, Ю.Е. Бромлея, М.И. Гумилева, А.Б. Гербова, В.Ш. Нахушева, Р.Г. Подольского, М.В. Саввы, А. Салмипа, В.И. Чупрова, Р.Ю. Шакнайтиса.
Определенный интерес представляют публикации в специальном выпуске "Международного журнала социальных наук ЮНЕСКО", носящего название "Исследование международных конфликтов",
В диссертации учтен достигнутый уровень изучения различных аспектов традиционного образа жизни адыгских народов; элементов сбалансированного хозяйствования.
Вместе с тем нельзя считать тему "Политическая культура студенчества" исчерпанной. Недостаточно изучены и проанализированы механизм ее функционирования, особенности формирования политической культуры студенчества в условиях демократизации общества. Кроме этого, социально-философские аспекты политической культуры студенчества, особенно ее этносоциальные, как правило, оставались за рамками специальных исследований.
Не все утвердившиеся в социальной философии, выводы касательно политической культуры студенчества можно признать достаточно убедительными и обоснованными.
Таким образом, выбор темы диссертации продиктован ситуацией, сложившейся в теории исследования социально-философских проблем политической культуры студентов, практикой демократизации российского общества, необходимостью преодоления механизма торможения гуманитаризации учебного процесса, потребностью воспитания интернационалистских убеждений и патриотических чувств.
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является исследование мало изученных аспектов политичевсжой культуры студентов в период демократизации российского общества. ..
Достижение поставленной цели представляется возможным в ходе решения следующих исследовательских задач:
- осуществить теоретико-методологический анализ формирования и
развитие единой для всех социальных слоев общества политической культуры,
обосновать необходимость и закономерность ее наполнения достижениями
мировой политической культуры и интернационалистским содержанием;
дать теоретико-методологический анализ проблематики политической жультуры современного студенчества с учетом выдвинутых в последние годы зовых положений и концепций построевня социально - справедливого общества;
проанализировать существующие подходы к пониманию политической культуры и выявить специфику политической культуры студенчества;
раскрыть положительное влияние демократизации общественной жизни на обогащение гуманистического содержания политической культуры студенчества;
- показать особенности проявления противоречий между объективной
-ролью студентов в развитии общества и их социальным статусом;
- выявить основные формы диалектического сочетания интернациональных
я национальных интересов в формировании политической культуры;
?
проследить природу а характер проявлення национализма н шовинизма в студенческой среде и определить меры непримиримой борьбы с ними;
исследовазъ механизм воздействия процесса гуманитаризации высшего образования на становление политической культуры студенчества.
В решении этих задач автор стремился обосновать выводы, сформулировать теоретические обобщения, выдвинуть конкретные практические рекомендации, которые содержали бы новые решения и способствовали дальнейшему развігшю социально - философских основ обогащения политической культуры студенческой молодежи.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют философско-мировоззренческий плюрализм. системный метод и цивнлизационный подход. В диссертации использован метод диалектики логического и исторического. Теоретические обобщения и выводы опираются на обоснованные положения отечественной н зарубежной науки, в которых изложены исходные теоретические основы и научные прогнозы относительно главных направлений в развития политической культуры студенчества.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- представленная диссертация является одной из первых работ в которой
дан социально - философский анализ развития политической культуры
студенчества в условиях демократизации российского общества.;
обоснован подход к анализу политической культуры студентов как объекту гуманитаризации высшего образования;
в результате анализа имеющихся в научной литературе точек зрения диссертант подтверждает, что одним из главных и конструктивных ориентиров в преодолении низкой политической культуры студенчества является возвращение страны в мировую культуру и либерализация образования. Широкое обращение высшей школы к мировому культурному богатству является наиболее надежным путем повышения уровня политической культуры учащейся молодежи в целом;
основной задачей либерального образования должна быть, на взгляд диссертанта, формирование отношения индивида к власти. Именно здесь находит точка преодоления традиционной пассивности н здесь же возможно расположение точки роста будущего гуманитарного сознания;
в соответствии с целями исследования диссертант уточняет и по-новому трактует ряд устоявшехся положений общей теории политической культуры: подчеркивается необходимость десакрализацаи власти, важность соответствующей содержательной интерпретации базовых ценностных понятий
"Родина". "Отечество" и связанных с нравственными оценками повеления индивидов - "патриотизм", "верность", "гражданский долг";
- на основе общефилософского анализа обосновывается мысль о том, что
политическая активность возникает в результате специфической комбинации
двух условий: наличия в данном обществе творчества меньшинства и среды,
которая не слишком благоприятна, однако и не очень враждебна. Политическая
культура в этом случае основана на взаимодействии вызова и ответа. Если среда
умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, а общество
посредством своего творческого меньшинства отвечает на вызов н решает
проблемы. Политическая культура в этом случае находится в развитии:;
раскрыт механизм инстигуанализации политической культуры студенчества
- проанализированы проблемы традиционного образа жизни и
межэтнических отношений в контексте политической культуры студенчества;
выявлены противоречия и некоторые тенденции процесса становлення политической культуры студенчества на региональном уровнке;
даны практические рекомендации по совершенствованию политической культуры студенчества в единстве с этносоциальным и социокультурным аспектами его сознания в предметной деятельности.
В результате исследования автор выносит на защиту следующие концептуальные положения:
- политическая культура - это органическая, устойчивая составная часть
жультуры общества, его политической системы, отражающей отношения
разделения, распределения и функционирования власти в государстве и обществе.
Она включает в себя отношения к политической власти различных социальных
ггрупп, общностей людей, в том числе студенческой молодежи, отдельных индивидов, осознание и освоение ими политических идей, ценностей н
реализацию их на практике. Политическая культура есть интегральный феномен, обусловленный не только наличной общественно-политической ситуацией, но и особенностями исторического развития, менталитетом народа, этносов;
- доминирующим, наиболее распространенным типом политической
жультуры в российском, переходном обществе выступает фрагментарная
^политическая культура. Она является отражением состояния раскола,
^противоборства, политических, социальных, этнических н региональных
^конфликтов, характерных для общества и государства;
- становление современной демократической культуры студенчества
невозможно без гуманитаризации высшего образования. Гуманитаризация
образования означает переход от технократически-технологической модели образования к образованию культурно-гуманизированному, что требует принципиального изменения содержания, структуры образования и прежде всего гуманитаризации естественнонаучного и технического знания;
в современных условиях политическая культура студентов может быть сформирована только снизу на основе демократических концептуальных установок, способных объединить людей, находящихся на разных координатах общественно-политической жизни;
полігшческая культура студентов достигает высшего уровня развития в процессе усвоения принципов интернационализма и патриотизма;
к числу элементов, характеризующих состояние и перспективы развития политической культуры, относятся межнациональные и этносоциальные отношения. Геополитические изменения на территории бывшего СССР, всеобщий рост национального самосознания, открытые и скрытые межнациональные конфликты выдвинули эти факторы в число важнейших составляющих, характеризующих реальный уровень современной политической культуры. В силу объективных я субъективных особенностей эта процессы наиболее остро протекают в молодежной, студенческой среде;
- исторические особенности развития народов Северного Кавказа
свидетельствует о том, что не все этносы могут получить государственность. Но
максимально благоприятные условия для развития культуры должны иметь все;
проблемы межэтнических отношений требуют объективно-беспристрастного изучения и немедленного использования их результатов в ходе гуманитаризации образования, воспитания политической культуры студентов. В сфере национальной политики необходима выработка решений, носящих опережающий характер, щ^едупреждаюших возникновение очагов напряженности, способствующих позитивному использованию социальных, политических и нравственных ценностей народов, традиционного образа жизни в становлении политической культуры;
- практическое значение политической культуры студенчества в
нормализации межэтнических и предупреждении конфликтов между
представителями различных этносов усиливается ее особенностями, которые
следуег целенаправленепо использовать в государственной, конфессиональной
политике, в учебном процессе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Целостный философский, социокультурный, и этносоциальный анализ феномена политической культуры позволяет определить возможные пути
совершенствования политической культуры студенчества в условиях продолжающегося усиления экономической, социальной и политической гетерогенности общества и государства.
Данные диссертации приобретают концептуальное и фактологическое значение, обогощающее основы научного направлення - региональную теорию политической культуры слоев и групп общества.
Рекомендации, полученные в исследовании, могут служить основанием пересмотра программы высшего образования в России с учетом его регионализации.
Диссертационная концепция может быть использована в качестве методологических ориевтиров развития этносов, возможности предотвращения межэтнических конфликтов, изучения перспективных компонентов сбалансированного способа хозяйствования, основанного на единстве традиционного и иновационного в образе жизни народов конкретного региона.
Отдельные результаты диссертации могут быть рекомендованы к практическому, использованию в деятельности политических партий, национально-демократических движений при разработке ими молодежной политики своих организаций, подготовке и внедрении в учебный процесс курсов в спецкурсов по социальной философии, политологии, социологии и другим дисциплинам.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на Всесоюзных симпозиумах, посвященных проблеме комплексного изучения человека / Краснодар, 1988, 1989 г.г. / ; Международной конфедерации "Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения" / Черкесск; 1991 г. / ; "круглом столе" по проблемам гуманитаризации естественнонаучного знания, организованном Центральным советом философских / методологических / семинаров при Президиуме АН СССР I Москва, 1991 г. / ; Всероссийском симпозиуме "Наука, философия, "личность" / Москва, 1992 г. /; Международной конференции 'Этика прав человека" / Москва, 1993 г. /; Международной конференции "Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции" / Москва, 1993 г. /; региональных конференциях " Легитимность политической власти" / Ростов - на - Дону, 1994 г. /; " Этнополитология : проблемы теории и практики" / Ростов - на - Дону, 1995 г. /.
По материалам диссертации были разработаны и прочитаны спецкурсы для студентов Карачаево - Черкесского технологического института: "Гуманитаризация высшего образования : вчера сегодня", "Межэтнические
онфлихты_в молодежь ", " Традиционный образ жизни черкесов и экологически Эхтансированная система хозяйствования".
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в етырех монографиях: "Общество. Политика. Студент". - Ростов - на - Дону, 992, "Политическая культура : этносоциальная н эхологнческая аспекты". -іосква. 1993, "Социально-философские проблемы формирования зкологк-еской культуры .молодежи ". - Черкесск, 1996, ( в соавторстве ), "Политика и олодежъ". - Черкесск, 1996, ( в соавторстве), в семи брошюрах, статьях и других убликациях автора общим объемом около 50 и.л..
Структура работы. Диссертация состоит из трех глав , заключения а шска использованной литературы.