Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Цыбикдоржиева Баирма Доржиевна

Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта
<
Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цыбикдоржиева Баирма Доржиевна. Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Улан-Удэ, 2003 162 c. РГБ ОД, 61:04-9/285

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Взгляды Вилли Брандта на социально-правовую сферу жизни общества 18

1.1. Эволюция понятия «социализм» в социал-демократических концепциях и программных документах СДПГ 18

1.2. Брандтовское понимание социального государства как средства осуществления социалистической государственности 38

1.3. Демократия как институт вовлечения человека в политические процессы 49

Глава 2. Социальные основы функционирования общества в концепции Вилли Брандта 59

2.1. Социально-экономическая обусловленность развития общества в концепции демократического социализма Вилли Брандта 59

2.2. Брандтовская концепция правового государства 71

2.3. Человек как объект социальной политики государства 83

Глава 3. Сущность и содержание мировоззрения Вилли Брандта в контексте современной парадигмы мышления 96

3.1. XX век как век социально-антропологической напряженности в мировоззрении Вилли Брандта 96

3.2. Проблема обеспечения безопасности человечества в контексте современности 109

3.3. Личность Вилли Брандта и ее роль в общественно-политической жизни современного общества 127

Заключение 146

Библиография 154

Введение к работе

Вилли Брандт, подлинное имя которого Герберт Эрнст Карл Фрам (1913-1992) - выдающийся политический и общественный деятель Германии, канцлер ФРГ с 1969 по 1974 гг., председатель социал-демократической партии Германии с 969г. по 1992г., председатель II Социалистического Интернационала с 1974г. по 1992г., председатель комиссии «Север — Юг» в Организации Объединенных Наций, лауреат Нобелевской премии мира (1971г.). С его именем связано зарождение политики мира и мирного сосуществования, сотрудничества и развития дружеских отношений со странами социалистического лагеря, прекращения гонки вооружения и ненасильственного разрешения конфликтов. Биографы называют Брандта идеалистом, человеком, придающим большое значение духовным силам, моральным ценностям, человеком, верящим в возможность построения гармоничного общества, в возможность найти новое решение, позволяющее урегулировать проблемы, стоящие перед человеческим обществом, не путем столкновения различных общественных систем, а нахождением некоего нового пути, «новых границ» взаимодействия. Ни в одном из своих произведений Брандт так и не определяет точно, в чем же суть этого нового пути. Он лишь каждый раз подчеркивает, что следует распознавать новое, постепенно приближаясь к нему на базе практических действий.

Актуальность темы исследования

Современность и своевременность данного исследования определяется, во-первых, потребностями основательного изучения социал-демократической концепции социально-правового государства Вилли Брандта; во-вторых, необходимостью преодоления негативного отношения к понятию «социализм», сложившегося в постсоветские годы, и обоснования основополагающих установок демократического социализма;

в-третьих, значимостью теоретических изысканий и практического опыта Вилли Брандта в различных областях политической и общественной жизни для развития гражданского общества, предотвращения напряженности, предупреждения экологической и антропологической угроз и мирного разрешения конфликтов.

Идеи «демократического социализма» по-прежнему остаются актуальными в современном мире, в том числе в нашей стране, как идея гуманного общества свободных и социально защищенных людей. Это не абстрактная теория, а выражение уважения к достоинству каждого человека, стремящегося к свободному раскрытию возможностей своей личности, и подчеркивание того факта, что это может быть достигнуто лишь в условиях демократии и терпимости.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что демократический социализм интерпретируется Брандтом по-новому, а именно с точки зрения современных условий развития общества. В этой интерпретации большое место занимает разработка двух проблем -проблемы соучастия, понимаемой как привлечение трудящихся к вопросам руководства обществом, и проблемы создания «нового качества жизни», основываясь на которые общество способно создать условия для развития социально-правового государства. .

Размышления Брандта о социализме как о демократическом обществе, о перспективах его развития могут служить отправным пунктом дальнейшей гуманизации человеческих отношений. Конечно, социал-демократам объединенной Германии и демократической России трудно сейчас преодолеть воздействие фальсификации понятия «социализм». Ложь о «реальном социализме» вызывала аллергию, даже отвращение людей к социалистическим лозунгам и идеям. Социализм стал отождествляться с банкротством коммунистических диктатур, крахом государственной экономической системы, произвола одной партии, преследованием

6 противников системы, массовыми репрессиями и тотальным господством одной застывшей в своих догмах и мифах идеологии.

Социал-демократия возникла как особая альтернатива капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем установления диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Некоторые социал-демократы признавали также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Но в реальной жизни социал-демократия отвергла эти установки, признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. Партии социал-демократической ориентации институционизировались, стали парламентскими и внесли существенный вклад в интеграцию рабочего движения в господствующую систему.

Социал-демократы ранее также считали, что общественная собственность на средства производства явится средством для достижения целей социализма. Но для них эта идея означала всегда одновременно уважение достоинства человека, его гражданских прав, социальную справедливость, свободу выражения мнения, равноправие полов, этнических и религиозных меньшинств, мир и взаимопонимание между народами. После принятия Годесбергской программы социализм стал означать для социал-демократов не столько теоретически сформулированную общественно-экономическую систему, сколько задачу постоянного стремления к свободе, справедливости законными, парламентскими средствами, отвечающими духу времени. Так родилась знаменитая формула трех С — «свобода, справедливость, солидарность».

Несомненный интерес представляют взгляды Брандта на отношения с Советским Союзом как на политику сотрудничества. Существенным

элементом восточной политики являлось не просто установление добрососедских отношений, а также поиск новых форм сотрудничества, развитие которого может способствовать деидеологизации в том смысле, что будут отыскиваться новые формы такого сотрудничества. Следовательно, экономическое сотрудничество и сокращение вооружения, дополняя друг друга, могут создать новую действительность на двух уровнях и предотвратить возможность любого конфликта.

Новая парадигма мышления, явившаяся результатом глобальных изменений, происходящих во всех областях жизни человека, требует более гибкого отношения к проблемам охраны окружающей среды. Взгляды Вилли Брандта на то, что не только общественные, но и политические события, происходящие за пределами одного государства, влияют на состояние окружающей среды во всем мире, лежат в основе его концеции налаживания всеобщего европейского и международного сотрудничества в области защиты окружающей среды, поскольку проблемы загрязнения окружающей среды становятся независимыми от общественных систем.

Изучение взглядов Брандта по принципиальным вопросам международной политики и общественного устройства представляется важным для обоснования его концепции мирного разрешения конфликтов и преодоления социально-антропологической напряженности. В этой связи особый интерес представляет его трактовка понятия «мир» и «мирное сосуществование». Брандт понимает мир не просто как состояние отсутствия войн. Мир для него — широкая философская категория, это нарождение новой общности, где существует единство интересов человека и народов, где, по его словам, слиты воедино совесть, ответственность и где обеспечена демократия. Этот мир, эту новую общность, полагает Брандт, надо организовывать, учитывая при этом, что само понимание мира все время будет расширяться. Задача политики в этих условиях заключается в том, чтобы научиться мирным, ненасильственным способом преодолевать

конфликты. Брандт связывает свою ненасильственную концепцию с пониманием сущности человека. Он неоднократно подчеркивал, что человека надо принимать таким, как он есть, с его достоинствами и недостатками, что его нельзя насильно втиснуть в какую-то определенную общественную систему и уж тем более попытаться изменить его с помощью этой системы.

Объектом данного диссертационного исследования являются особенности и сущность социал-демократической теории как социально-философской проблемы.

Предметом исследования в рамках данной работы выступают социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта.

Степень изученности темы

Литература, посвященная исследованию социал-демократических идей

Вилли Брандта в России, к сожалению, представлена достаточно скромно. Творчество В. Брандта привлекло к себе внимание в 70-х годах прошлого столетия в период потепления отношений СССР и ФРГ и после визита Брандта в Москву 12 августа 1970 года для подписания договора о сотрудничестве. Брандт был единственным политиком так называемого капиталистического мира, который стал настолько популярен в СССР, что некоторые из его произведений были даже переведены на русский язык. И это имело место при всем том, что 70-е и 80-е годы характеризуются как период «холодной войны» и «железного занавеса».

Изучение теоретического наследия Вилли Брандта в России

представлено трудами Б.С. Орлова. В них дана попытка систематизации

основных направлений деятельности Вилли Брандта и представлен ряд его

некоторых переведенных статей, в которых он дает характеристику

. концептуальным ценностям демократического социализма.

С изменением политической ситуации в конце 80-х и в начале 90-х гг. вновь возродился интерес к социал-демократическим идеям. Среди работ, посвященных данной проблеме следует выделить труды В.А. Артемова,

И.М. Ладыжникова, Е.Л. Петренко, В.Ф. Русалеева. Значение этих работ заключается в том, что впервые в отечественной науке дается анализ основных ценностей германской социал-демократии и впервые идеи демократического социализма рассматриваются в качестве альтернативных коммунистическим идеям.

Основной теоретической базой исследования мировоззрения Вилли Брандта стали труды самого Брандта, написанные им в различные периоды его политической и общественной деятельности и посвященные актуальным вызовам времени. Характерной чертой его творчества является то, что в любом из периодов своей деятельности Вилли Брандт обращается к самым злободневным проблемам современности и анализирует сложившуюся ситуацию не только с позиций того времени, но и в перспективе ее развития на последующие годы. Прозорливость Брандта как политика, как теоретика, несомненно, придает его мышлению концептуально-стратегический характер. А это делает его труды неисчерпаемым источником для исследования, в т.ч. философского, и ценным достоянием для последующих поколений. Его труды не поддаются формальной периодизации, но их можно условно разделить на несколько тематических направлений.

Первое направление — это характеристика демократического государства в понимании социал-демократов, обоснование понятия «демократический социализм» и его основных ценностей, таких как свобода, справедливость и солидарность, это брандтовская концепция правового и социального государства, а также обоснование необходимости проведения реформ и экономических преобразований и их взаимосвязь с социальными проблемами общества.

Второе тематическое направление творчества Брандта связано с обоснованием его политики разрядки и обеспечения безопасности в Европе, мирного разрешения конфликтов и мирного сосуществования

государств с различными формами правления, обеспечения мира и понимания благодаря политике договоренности и улучшения сотрудничества с государствами Восточной Европы.

Несомненный интерес представляют его работы, посвященные проблеме предотвращения экологической и антропологической катастроф. В своих трудах Брандт анализирует причины возникновения экологических проблем в мире, обосновывает необходимость совместного решения этих проблем и пути выхода из сложившейся ситуации посредством разумного использования ресурсов и создания международных институтов контроля над окружающей средой. Кроме того, Брандт обращается в своих статьях к проблеме бедности и голода в странах «третьего мира», опасности экспорта конфликта Восток - Запад в развивающиеся страны и необходимости оказания помощи этим странам с целью создания политического и социального равновесия в мире.

В специальную группу могут быть выделены работы зарубежных авторов о Вилли Брандте и его политической и общественной деятельности, о его взглядах на развитие политики со странами Восточной Европы. Среди них важное место занимают работы Э. Бара, П. Бендера, Б. Энгхольма, К. Айзеле, Г. Шельгена, А. Ульриха и др.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается всоциально-философском осмыслении социально-правовых, экономических, политических и общественных взглядов Вилли Брандта, взятых в их внутренней взаимосвязи и целостности, в выявлении и исследовании философских оснований его мировоззрения, зиждущегося на принципах социал-демократии, а также в анализе и определении основных тенденций развития политической мысли Брандта (т.е. по сути — философии его политики) под влиянием политических, социальных и экономических условий развития общественного бытия и мышления.

11
Особое внимание уделяется, с одной стороны, исследованию
социально-правовых аспектов мировоззрения Вилли Брандта,
характеризующихся, прежде всего, своей соотнесенностью с его моделью
развития правового государства, а также исследованию категорий
экономического и социального развития общества, являющихся основными
признаками социального государства, и, с другой стороны, исследованию
проблем обеспечения безопасности, ненасильственного разрешения
конфликтов и предотвращения социально-антропологической

напряженности не только в отдельном государстве, но и во всем мире.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих исследовательских задач, призванных высветить различные аспекты социальной философии Брандта:

обосновать и рассмотреть значение ироль развития социально-правового государства;

определить основные критерии функционирования социально-правового государства;

выявить механизмы обеспечения социальных и правовых гарантий для граждан во всех сферах жизни общества и определить пути решения социальных и правовых проблем;

проанализировать основные категории демократического социализма, прежде всего - понятия свободы, справедливости и солидарности и рассмотреть их характерные особенности;

показать с современных позиций необходимость расширения демократии и охарактеризовать принципы построения гражданского общества посредством демократических принципов;

провести сравнительный анализ социалистических и коммунистических взглядов на развитие общества благосостояния;

определить конкретные меры по достижению социальной справедливости в обществе и роль каждого человека в процессе построения гражданского общества;

исследовать социально-антропологические изменения, вызванные конфликтом Восток-Запад, и установить неприемлемость экспорта проблем Севера на Юг;

показать необходимость обеспечения мирного сосуществования народов (разрядки напряженности между Востоком и Западом) и безопасности человечества в рамках новой парадигмы мышления;

особо показать роль Вилли Брандта в политической и общественной жизни современного общества, влияние его личности на процессы мирного урегулирования конфликтов.

Гипотеза исследования В условиях новой парадигмы мышления важное значение имеет социально-философское обоснование социал-демократических воззрений Вилли Брандта на формирование социально-правового государства и на обеспечение мирного сосуществования народов и эколого-антропологического равновесия во всем мире.

Методологическая и теоретическая основа исследования Методологической основой диссертации явились методы социально-философского и историко-философского исследования. Важное методологическое значение для анализа социально-правового государства как основы демократического социализма имели работы В. Брандта, Г. Шмидта, Б. Крайски, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля. Кроме того, для достижения цели исследования были использованы методы сравнительного и системного анализа, которые позволили раскрыть объективную природу и сущность понятия «социализм» и преодолеть' различные формы фальсификации и дискредитации данного понятия.

Теоретической базой диссертационного исследования явилась, прежде всего, концепция демократического социализма, представленная в произведениях Вилли Брандта. А также идеи, выработанные социал-демократическими партиями Германии, Швеции и Франции и представленные в программных документах этих партий.

Несомненную теоретическую и методологическую ценность представляют работы немецких социал-демократов Э. Бернштейна, К. Каутского, К. Шумахера, а также российских исследователей социал-демократической мысли Б.С. Орлова, В.Ф. Русалеева, И.М. Ладыжникова, В.А. Артемова, Е.А. Самарской, И.К. Пантина.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

В результатае изучения взглядов Вилли Брандта на современное общество обосновано понятие демократического социализма. Исследования позволили определить, что социал-демократические идеи свободы, равенства и солидарности могут быть полновесными реалиями только в демократическом обществе.

На основании философского анализа концепции социально-правового государства Вилли Брандта делается вывод, что характерной чертой демократического государства является синтез экономической свободы, социальной защищенности и справедливости. Определены основные критерии функционирования правового государства. Рассмотрены механизм обеспечения правовых гарантий и пути решения правовых проблем с точки зрения Вилли Брандта. Тем самым, по мнению Брандта, должна подтверждаться идея гармонии личности и общества.

В результате целостного анализа основных категорий демократического социализма, а именно - понятия свободы, справедливости и солидарности, установлено, что Брандт связывал их с утверждением соответствующих условий жизни людей, с прекращением всякой дискриминации, с равенством прав личности, с возможностью каждого самостоятельно принимать решение.

В диссертации раскрываются детерминирующие основы экологической и антропологической напряженности в понимании Вилли Брандта и пути их преодоления; установлена взаимосвязь и взаимообусловленность человеческого фактора, современных технологий и уровня развитости государств.

С позиций социально-философского анализа идей Брандта доказывается, что преодоление бедности в странах «третьего мира» может способствовать достижению стабильности и созданию рабочих мест как в развитых, так и развивающихся странах, росту их ресурсов, экономическому и социальному выравниванию, экономической и политической независимости.

На основании последовательного анализа концептуальной постановки проблемы .обеспечения безопасности и мирного сосуществования государств, предложенной Вилли Брандтом, делается вывод, что отказ от применения силы и правильное отношение к действительности являются главными факторами обеспечения мира.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения общим объемом 162 страниц, а также списка использованной литературы, включающего 109 наименования работ на русском и немецком языках.

В первой главе раскрывается сущность понятия «демократический социализм» в понимании ведущих классиков социал-демократического движения как Лассаль и Бернштейн. На основе анализа взглядов Маркса и Энгельса и критического осмысления теоретических взглядов социал-демократов и Вилли Брандта дана трактовка природы социализма. Доказывается, что социализм является осуществлением демократии, что демократическое и социальное общество обеспечивает осуществление и дальнейшее развитие правового и гражданского государства. Кроме того, раскрывается суть основных демократических ценностей как свобода, справедливость и солидарность и дается характеристика социально-правового государства в понимании Вилли Брандта.

Вторая глава посвящена анализу обоснования .Брандтом социальных и экономических механизмов воздействия на государство в условиях демократического социализма. Раскрываются факторы, влияющие на экономический рост и повышение качества жизни. Обосновывается теория социального государства как институционального гаранта человеческого достоинства и выясняется роль и воздействие социальной политики государства на человека.

В третьей главе дается исследование методов предотвращения глобальной экологической катастрофы, предложенных Брандтом. Обосновываются способы обеспечения безопасности человечества и мирного сосуществования народов, а также раскрывается роль и влияние личности Брандта в истории социал-демократического движения и во всемирном масштабе.

В заключении формируются основные выводы по результатам исследования.

Теоретическая и практическая значимость.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут иметь методологическое значение при изучении социально-политических

16 процессов в современном российском и западном обществах, при обсуждении глобальных проблем современности, могут служить научной основой для дальнейшего исследования и разработки этой актуальной проблематики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учебных курсов по социальной философии и политической социологии. Основные положения, выносимые на защиту:

Социально-философский анализ брандтовской концепции правового государства показывает, что правовое государство обязано отстаивать права человека как личности, бороться за укрепление правовых свобод, развивать ответственность каждой личности за будущее, при этом право обеспечивает равновесие между различными силами в современном обществе.

Социальное государство рассматривается как институциональный гарант личности, основной задачей которого является осуществление всех ее гражданских прав, создание благоприятных условий для развития личности и общества в целом, а также систематическая ликвидация привилегий и улучшение индивидуальных жизненных шансов.

С точки зрения Брандта, война — это не средство политики, необходимо всегда искать пути мирного разрешения деструктивных позиций, идеологических противоречий, возникающих в обществе. Необходима взаимозависимая и солидарная деятельность всех государств,. Безопасный мир и выживание человечества возможны только благодаря политике «малых шагов» и конструктивного диалога.

Одной из форм противостояния человека и общества Вилли Брандт считал проблему обеспечения экологической безопасности. Не только

общественные, но и политические события, происходящие за пределами одного государства, по мнению Брандта, влияют на состояние окружающей среды во всем мире. Апробация работы

Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях ВСГТУ (2001, 2002гг.), а также изложены в четырех научных публикациях.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и экспертной группы диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Бурятском государственном университете 23 июня 2003г.

Эволюция понятия «социализм» в социал-демократических концепциях и программных документах СДПГ

История социал-демократии самым тесным образом связана с историей рабочего движения. В основе первоначальной концепции демократического социализма лежала разработанная в середине XIX века Л. фон Штейном программа политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей данной традиции с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества. Эта идея была заимствована у Фердинанда Лассаля, который, в частности, сформулировал лозунг о государственной помощи «свободным индивидуальным ассоциациям рабочих», то есть производственным кооперативам. Отстаивая необходимость сохранения института государства, и полагая, что оно может служить интересам простых людей, Лассаль пишет: "Что такое государство, - спрашиваю я, и из немногих цифр вы увидите более наглядно, чем из толстых книг, ответ: ваша беднейших классов большая ассоциация - вот что такое государство! И почему ваша большая ассоциация не должна влиять поощряюще и плодотворно на ваши малые ассоциации? Ответ на этот вопрос вы можете в равной мере предложить тем, кто разглагольствует о недопустимости государственного вмешательства, кто такое требование связывает с социализмом и коммунизмом»1. Лассаль проводил различие между социализмом и коммунизмом. Как известно он был близок к Марксу, Энгельсу, знал их труды, и уж, конечно, «коммунистический манифест». Поэтому считал, что «коммунистический манифест» не мог в то время называться социалистическим, так как «под именем социалистов были известны, с одной стороны, приверженцы различных утопических систем: оуэнисты в Англии, фурьеристы во Франции, причем и те и другие выродились в чистейшие секты; с другой стороны, - всевозможные социалистические знахари, обещающие без всякого вреда для капитала и прибыли устранить все социальные бедствия с помощью всякого рода заплат. В обоих случаях это были люди, стоявшие вне рабочего движения, искавшие поддержки скорее у «образованных» классов. А та часть рабочего класса, по мнению Маркса и Энгельса, которая убедилась в недостаточности чисто политических переворотов и провозглашала необходимость коренного переустройства общества, называла себя тогда коммунистической. Это был грубоватый, плохо отесанный, чисто инстинктивный вид коммунизма; однако он нащупывал самое основное и оказался достаточно сильным, чтобы создать утопический коммунизм: во Франции — коммунизм Кабе, в Германии — коммунизм Вейтлинга. Таким образом, делают вывод Маркс и Энгельс, социализм был буржуазным движением, коммунизм — движением рабочего класса . В оценке капитализма Лассаль исходит из признания «железного закона заработной платы», которая, по его убеждению, всегда остается лишь на уровне рабочих. Выход из положения видел в том, чтобы «развести» заработную плату рабочих с предпринимательской прибылью путем создания производственных кооперативов. И поскольку одни рабочие осуществить это не в состоянии, им путем кредитной политики должно помогать государство. Отсюда один из главных стратегических выводов Лассаля — из государства — «ночного сторожа», каким видели его либералы, оно должно превращаться в социальное. Отсюда, в отличие от Маркса, совершенно иной политический вывод — не разрушать буржуазное государство, а совершенствовать его, чему в значительной мере должно служить всеобщее избирательное право, чего так энергично добивался Лассаль. Основную лепту в разработку основополагающих установок демократического социализма, ориентированного на постепенное реформирование общества, внес Э. Бернштейн. Главная его заслуга состояла в отказе от тех установок марксизма, реализация которых в России и ряде других стран привела к установлению тоталитарных режимов, что доказало историческую правоту основателя демократического социализма. Речь идет прежде всего об уничтожении до основания старого мира, установлении диктатуры пролетариата, непримиримой классовой борьбе, социальной революции как главном или даже единственном пути ниспровержения старого порядка. Отвергая идею диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн обосновал необходимость перехода социал-демократии «на почву парламентской деятельности, числового народного представительства и народного законодательства, которые противоречат идее диктатуры».

Социально-экономическая обусловленность развития общества в концепции демократического социализма Вилли Брандта

В декларации принципов Социалистического Интернационала, принятого в Стокгольме 1989 году, отмечается, что социальные задачи экономического роста не могут быть решены только при помощи механизма рыночной системы. «Законная функция демократической экономической политики заключается в стимулировании развития, улучшающего качество жизни и открывающего новые возможности»78. Исследование документов социал-демократической партии Германии и трудов Вилли Брандта позволяет утверждать, что качество жизни — это больше, чем материальное благосостояние, больше, чем рост экономики, больше, чем подъем валового национального продукта. Брандт считает, что эти понятия являются важными вехами повышения качества жизни современного общества и отдельного человека, однако не устраняют нарушения человеческого достоинства и не исключают подобного нарушения. Как раз там, где материальные пожелания удовлетворены, утверждает он, встает вопрос о справедливости. Подобный процесс затрагивает все без исключения промышленно развитые страны. Поэтому не следует обожествлять усилия, направленные на экономический рост, так как они могут привести к антигуманному материализму. Брандт предполагает, что заимствованный из прошлого столетия фетиш прогресса, отождествляемого с ничем не сдерживаемым промышленным развитием, с беспорядочно растущим производством потребительских товаров, с увеличением количества во всех областях, может привести к абсурду. Научно-фантастическая литература в ярких красках рисует абсурдность безудержного экономического развития, результатом которого оказывается «машинная культура», а ее творцы - излишними. Исходя из этого, Брандт делает вывод, что некритическая вера в максимизацию роста как ultima ratio всей политической и общественной деятельности не обеспечивает разумного будущего.

Результаты экономического роста также часто могут иметь пагубные, разрушительные последствия, особенно, когда в личных интересах не соблюдается социальная ответственность. Ни частная, ни государственная собственность сама по себе не являются гарантией экономической эффективности или социальной справедливости. Действия, ориентирующиеся на такое развитие, исчерпывают невосполнимые полезные ископаемые и прочие естественные ресурсы; ничего не меняют в ограниченности возможностей производить продукты питания в достаточном количестве для бурно растущего населения; приводят, если иметь в виду уже нанесенный ущерб окружающей среде, к опасностям, которые невозможно устранить, не изменяя привычек потребительского общества. Следовательно, делает вывод Брандт, необходимо через простую максимизацию роста придти к оптимизации роста. Но это проще сказать, чем сделать. Поэтому он предлагает установить четкие вехи новой ориентации политики, экономики и науки. При этом он понимает, что сопротивление этой новой ориентации будет значительным. Но иного пути нет, так как «...увеличение продукции, доходов и товаров не приводит автоматически к удовлетворенности, счастью, к большим шансам на развитие для каждого... На вопросы, стоящие сегодня, нельзя отвечать опытом вчерашнего дня. Бездеятельное упорство так же привело бы к катастрофе, как и слепой радикализм. Только политика реальных реформ может принять вызов нашего времени и ответить на него».

Экономический рост, по мнению Брандта, уже не может служить критерием прогресса. Он считает, что следует изменить отношение между политикой и экономикой. Нельзя считать, что политика хороша, если она способствует экономическому росту, и плоха, если подходит к этому росту с критической меркой. Конечно, политика не должна сдерживать экономический рост, но она должна его структурно изменить. Согласно концепции демократического социализма, такое изменение возможно достичь путем законодательства или мероприятий в самой экономике. При этом Брандт предлагает способ, при котором нанесенный ущерб окружающей среде форсируется производством именно таких продуктов, которые этот ущерб наносят в наименьшей степени. Поскольку благодаря новой технологии происходит быстрый рост производительности, необходимо, как предлагает Брандт, дать новое определение производственной деятельности. Он считает, что цель должна состоять в гуманизации труда за счет использования соответствующей производственной технологии и участия рабочих.

XX век как век социально-антропологической напряженности в мировоззрении Вилли Брандта

С точки зрения развития человека XX в. обнаружил целый ряд глубоких противоречий. Основным противоречием явилось отношение «человек — общество». Человек XX в., создав своим умом, своими руками мощные глобальные производственно-экономические системы, сам оказался в определенной степени в плену этих систем. Все это привело к тому, что у него развилось ощущение возросшей зависимости от мировой материально-технической системы, ожидание от нее непредсказуемых опасностей и угроз, причем угроз, затрагивающих сами основы человеческого бытия. Одной из таких угроз является прогрессирующая технизация, которая несет с собой невиданные возможности, но также и неведомые до сих пор опасности. Техника привела человека к той грани, когда вопрос сосуществования превращается в вопрос существования вообще. Техническая революция оказывает воздействие на состояние окружающей среды и структур управления ресурсами в течение жизни нынешнего поколения. Более того, последствия этих изменений будут ощущаться в мировых масштабах. Микроэлектроника, робототехника, военная технология, биотехника, генная инженерия изменят условия существования как индивидов, так и социальных структур в рамках мирового сообщества. Технология всегда развивается в зависимости от конкретных интересов и человеческих ценностей и должна быть поставлена под социальный контроль для того, чтобы позитивные возможности, предлагаемые новой технологией, использовались на благо человечества; для того, чтобы свести к минимуму опасность неконтролируемого развития событий и не допустить появления социально неприемлемой технологии.

Результатом глобальных изменений, которые происходят во всех областях жизни человека, явилась новая парадигма мышления, которая требует более гибкого отношения к проблемам охраны окружающей среды. Исследование деятельности Брандта в комиссии «Север - Юг» Организации Объединенных Наций показывает, что Вилли Брандт одной из форм противостояния человека и общества считал проблему обеспечения экологической безопасности. Он считал, что не только общественные, но и политические события, происходящие за пределами одного государства, влияют на состояние окружающей среды во всем мире. Он пишет: "Благодаря новому мышлению стало ясно, насколько опасен экспорт конфликта Восток-Запад не только для развивающихся стран, но и для собственных интересов безопасности". И далее: "Новое мышление повлияло на изменение сознания еще и в другом отношении. Не только опасное чрезмерное развитие промышленных государств отравляет мировой климат, но и слаборазвитость ускоряет глобальное разрушение окружающей среды. Эту мировую проблему невозможно решить только сокращением риска для окружающей среды, создаваемым промышленными государствами у себя дома. Тот, кто знает, что чистая необходимость заставляет миллионы людей третьего мира хищнически разграблять природу, тот, кто знает, что пустыни придвигаются все ближе, а тропические дождевые леса вырубаются радикально, тот не может уклоняться от глобальной ответственности, а наоборот, должен в интересах всего человечества вносить вклад в то, чтобы и на юге Земли стало возможным экологическое развитие"142. Поэтому в первую очередь глобальные опасности, которые угрожают окружающей среде, и особенно озоновая дыра, заставили многих понять, что Земля едина. И эти новые взгляды влияют на изменение отношения также в так называемой "большой" политике. Проблема окружающей среды с нарастающим темпом воспринимается как задача сообщества143. Экологический кризис стал фундаментальной и важнейшей проблемой, имеющей международное значение.

Практика показала, что конфликт Север-Юг, конфликт между сытыми и голодными нациями свободного мира все еще сохраняется. Демографический взрыв, научно-техническая революция изменят основы нашего существования.