Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве Шабалин Дмитрий Николаевич

Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве
<
Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шабалин Дмитрий Николаевич. Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Шабалин Дмитрий Николаевич; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого].- Великий Новгород, 2007.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/769

Введение к работе

Актуальность темы исследования К началу нового тысячелетия Россия оказалась в исторически переломном состоянии, вызванном нравственно-политическим и социально-экономическим кризисом, преодоление которого предполагает курс на укрепление государственности, учитывающей как национальные особенности страны, так и сложившиеся вековые традиции становления ее политической системы

Поиски социальных путей развития России находят отражение во многих социально-философских исследованиях - как прошлых, так и современных, -ориентированных на изучение диалектики «традиции» и «новаторства», жизненных ценностей России и Запада, преломления консервативно-охранительного мировоззрения в различных типах политических идеологий

На протяжении долгого времени не утихают споры вокруг необходимости создания некой «универсальной» идеологии, в которой бы максимально эффективно был отражен баланс между традициями, ценностями и идеалами социальных групп и слоев общества, который бы не только позволял продуктивно поддерживать существующие общественные отношения, но и проводить их перманентную модернизацию Безусловно, подобная идеологическая модель не должна сводиться к огульному насаждению либо превознесению прошлого или будущего России, а призвана служить надежной основой гармонизации традиции и новаций, обеспечивающей устойчивое развитие демократических социальных институтов консервативно-либерального толка на ближайшую и отдаленную перспективу

Проблемы определения исторических перспектив развития России всегда находились в центре внимания ведущих отечественных социальных мыслителей предреволюционного и послереволюционного периода конца ХГХ - первой половины XX столетия На наш взгляд, подлинным лидером в их решении был П Б Струве, исследование творчества которого может быть идеологически непредвзято проведено лишь сегодня, что позволит использовать целый ряд наиболее актуальных теоретических положений его философии консервативного либерализма в реальной повседневной практике государственного строительства России Будучи наиболее последовательным и непримиримым критиком уравнительных социально-экономических и политических идей социализма и марксизма, а также одновременно ярым сторонником широкого утверждения и развития капитализма в России, он также обоснованно полагал строгую зависимость эффективного решения экономических и нравственных задач тогдашней России от стратегического направления ее политического развития на путях идеологии консервативного либерализма Принципиальную взаимосвязь между характером политического курса страны и возможным уровнем развития индивидуальной свободы в ней П Б Струве выразил в требовании творческого сочетания традиции и реформаторства, ответственности и свободы

Причем, подобное творчество, по справедливому утверждению мыслителя, немыслимо без государственно-направляемого и поощряемого внедрения в индивидуальные и коллективные представления россиян примата идеи право-

сознания как ведущего и нерушимого способа отношений государства с каждой отдельной личностью Лишь в этом случае, государственная власть может считаться по-настоящему сильной, а, будучи еще и религиозной, преисполняется мистичностью всенародных представлений о ней С другой стороны, правосоз-нающая личность, обладающая, по мнению П Б Струве, достаточной мерой «личной годности», дисциплиной, сочетающей историческую преемственность и реформаторство, в проекте нового государственного образования - «Великая Россия», находит возвышающую ее идею синтеза патриотизма и национализма

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена сочетанием комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих характер социально-политических процессов в современном российском обществе

во-первых, на фоне видимой стабилизации экономической жизни продолжается нарастание неопределенности в сфере духовно-нравственных отношений, что требует незамедлительного поиска управленческих решений для создания условий широкого внедрения консервативного мировоззрения в сознание россиян,

во-вторых, современные процессы социально-экономической трансформации России, проходящие под флагом рыночной модернизации представляют собой слепое копирование во многом устаревших западных духовно-ценностных парадигм, полностью игнорирующих сложившиеся национальные традиции и идеалы,

в-третьих, разрушение прежних тоталитарных идеологических и нравственных регуляторов общественной и индивидуальной жизни настоятельно требует формирования и утверждения новых либеральных политических доктрин, провозглашающих свободу человека и его индивидуальную ответственность з качестве своей основы,

в-четвертых, сам по себе, либерализм не может выступать универсальной панацеей для решения всего комплекса проблем, ставших перед современной Россией Только взвешенное сочетание либеральных и консервативно-традиционных ценностей, учитывающих специфику российской ментальности, могут способствовать возрождению культуры и социума в целом, что и составляет основное содержание деятельности сильной, патриотически-настроенной государственной власти,

в-пятых, тщательное и системное изучение обширного теоретического наследия российского либерализма, и в частности, социально-философской концепции П Б Струве, позволит существенно прояснить закономерности формирования современного политического пространства страны, эффективное государственное управление которым немыслимо без учета специфики соотношения закона и нравственности, потребностей и желаний как фундамента правомерности Российской государственной власти как таковой;

в-шестых, именно предложенный П.Б.Струве сценарий усвоения либерального наследия европейской культуры в контексте сохранения и упрочения национальных российских традиций, позволит наиболее адекватно интегрировать социально-философские идеи консервативного либерализма в практику

современного государственного строительства, нацеленную на формирование действенной и долговременной программы национальной и идеологической самоидентификации российского общества

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую базу диссертации составили работы П Б Струве, произведения русских религиозных философов, правоведов, посвященные анализу консервативного либерализма в политическом, философском, экономическом и нравственно-религиозном аспектах

Консервативно-либеральные идеи во многом нашли отклик у современников философа Н А Бердяева, В. В Зеньковского, В В Леонтовича, ДС Мережковского, П И Новгородцева, В В Розанова, Е Н Трубецкого, С. Л Франка Все эти мыслители в разной мере отдавали должное творческому напору П Б Струве, тем не менее, отстаивая свое право соглашаться или оспаривать его идеи Так, В В Зеньковский в своих работах анализирует консервативно-либеральную эволюцию П Б Струве, Н А Бердяев рассматривает его творчество в контексте острейших политических проблем российского общества рубежа ХГХ-ХХ веков, а П И Новгородцев позиционирует П Б Струве как сторонника утверждения в России идей «естественного» права Во многом под влиянием консерватизма мыслителя В В Леонтович приходит к выводу о том, что осуществление либеральных идей в России возможно только при условии сочетания их с национальными особенностями страны. В то же время, Д С Мережковский, В В Розанов, Е Н Трубецкой справедливо критикуют П Б Струве за абсолютизацию им значения государственности, причем критика эта, в первую очередь, касается идей «Великой России» и «здорового национализма»

Более широко оценка взглядов П Б Струве представлена у С Л Франка, позитивно оценивающего мыслителя как «государственника», наглядно показывающего взаимосвязь в тогдашней России экономических, национальных, социальных, нравственных задач, которые он пытался разрешить Франк справедливо настаивает на том, что философ является одним из идеологов возрождения и внедрения в государственную жизнь страны религиозного сознания в контексте гармонического объединения его православных и протестантских установок

Нельзя не упомяігуть и острейшую идейно-политическую и научно-теоретическую полемику П Б Струве с Г В Плехановым и В И Лениным по поводу перспектив экономического и политического развития страны, во многом благодаря которой имя мыслителя и было внесено в историю советской России до начала 90-х XX века годов прошлого столетия

Неординарные суждения о личности и творчестве философа мы находим в многочисленных воспоминаниях его современников, среди которых можно выделить такие имена, как барон П Н Врангель, в правительстве которого философ отвечал за международные связи с европейскими державами, а также Е Д Кусковой - одной из центральных фигур политической элиты России, оказавшей влияние на формирование идейных воззрений философа

Примечательно, что личность и идеи П.Б Струве были известны не только в России, но и в Западной Европе Так, немецкий философ М Вебер, отмечал важность экономические взглядов мыслителя для адекватной интерпретации проблемы внедрения и развития идеи капитализма в России А Р Пайпс в центре внимания своих исследований ставит содержание либерального мировоззрения ученого

Современный этап исследования творчества П Б Струве приходится на 90-е гг XX века, когда, прежде всего, в журналах «Новое время» и «Вопросы философии» впервые увидели свет многие работы философа Там же была представлена и полемика современных российских и зарубежных исследователей его творчества философов, экономистов, историков, социологов, политологов К сожалению, и сегодня в России опубликованы далеко не все работы мыслителя Возможно, причиной такого пренебрежения его трудами является их разбросанность по многочисленным изданиям эмигрантской поры его творчества, что объективно препятствует их доступности для исследователей С другой стороны, этот факт частично объясняет их невостребованность современным заинтересованным читателем, остающимся безразличным к содержанию социально-философских идей II Б Струве, незаслуженно относящих его творчество к категории идейно-устаревших и неактуальных исследований

Среди современных исследователей творчества П Б Струве выделяются такие имена, как П П Гайденко, О Л Гнатюк, Я Б Головин, А Л Дмитриев, А Ф Замалеев, Т И Зайцева, В Н Жуков, М. А. Колеров, Н В Честнейший, А В. Хашковский, Н. П Полторацкий Всем им, в той или иной мере, удалось затронуть проблемы, связанные с теоретическим осмыслением основных положений консервативного либерализма П Б Струве

Так, А Л Дмитриев, в первую очередь, уделяет внимание экономическим идеям мыслителя При этом, демонстрируя их тесную связь с его социальными интересами, он аргументировано доказывает, что экономическим и социальным идеалом является рыночная экономика Анализируя жизненный и творческий путь философа на примере его издательской деятельности, М А Колеров справедливо отмечает, что именно таким образом можно наиболее точно и последовательно проследить эволюцию его идейных предпочтений П П Гайденко, останавливаясь на основных этапах развития философских взглядов П Б Струве эволюции философа, наглядно показывает, что зачатки идей консервативного либерализма относятся уже к его юношескому возрасту, когда он, с одной стороны, являясь ярым поборником распространения свободы, с другой, - активно разделял убеждение о необходимости сохранении национальных традиций

Я Б Головин связывает свои исследования рассмотрению социальных воззрений мыслителя, особенностям его понимания ключевых для истории России идей относительно соотношения либерализма, государства и индивидуализма, а анализу представлений философа о взаимозависимости государства и власти, интеллигенции и нации, реформы и революции посвящены труды В Н Жукова, делающего ценный вывод о том, что именно П Б Струве один из первых, в начале XX столетия, обосновывает значение консервативно-либеральной идеологии для настоящего и будущего России Кроме того, В Хашковский ус-

танавливает зависимость консервативно-либеральных представлений философа от взглядов его предшественников И С Тургенева, А С Пушкина, П А Столыпина

Н В Честнейший, рассматривая особенности сочетания консерватизма и либерализма у П Б Струве, закономерно приходит к выводу о том, что проведенное им творческое объединение этих идеологий является одним из надежных вариантов разрешения вековых российских социально-экономических проблем А Ф Замалеев актуализирует значимость консервативно-либеральных представлений философа как важной части развития философии либерализма в России в целом В то же время, Т И Зайцева разделяет идею мыслителя, относительно самой возможности существования либерального мировоззрения в России только при условии его сочетания с традиционными консервативными представлениями, которые, к началу XX века, получили целостное и теоретически оформленное обоснование в знаменитом сборнике «Вехи»

Следует упомянуть, что в работах многих авторов П Б Струве рассматривается преимущественно как социально-политический мыслитель К ним можно отнести труды Н П Полторацкого и известную книгу О Л Гнатюк «Петр Струве как социальный мыслитель» (СПб , 1998), в которой предпринята системная эволюция его социальных представлений и показана связь его идейно-теоретических установок с европейской традицией восприятия либерализма, и развивается идея о том, что без внедрения национально-религиозных ценностей либеральное мировоззрение в российском государстве не сможет полноценно реализоваться Особенностью работ О. Л Гнатюк о Струве также является и тот факт, что именно в них приведена самая полная библиография работ мыслителя

Таким образом, можно констатировать, что современными отечественными и зарубежными учеными на данном этапе внесен существенный вклад в исследование идеологии консервативного либерализма П Б Струве Вместе с тем, социально-философский анализ содержания научных трудов отечественных авторов по данной проблематике показывает, что вопросы содержания и специфики консервативного либерализма П Б Струве изучены явно недостаточно, в связи с чем, появляется необходимость специального исследования, чем и обусловлена постановка темы настоящей диссертации Для ее раскрытия автор широко использовал материалы научных конференций, «круглых столов», а также специальных диссертационных исследований, так или иначе связанных с данной проблематикой

В результате проведенного комплексного анализа научной литературы, в которой исследуется творческое наследие П Б Струве, можно сделать следующие выводы

во-первых, до настоящего времени работы П Б Струве опубликованы в России лишь фрагментарно, что может свидетельствовать о недостаточной ак-туализированности идей философа в контексте современных российских социально-экономических и социально-политических реформ,

во-вторых, в оценке творчества П Б Струве до середины 90-х годов XX столетия фактически доминировала критика его отдельных экономико-

социальных положений, что является фактическим умалением социально-философской и социально-политической сторон его философского наследия,

в-третьих, в настоящий момент как в российской, так и в зарубежной литературе, если не считать попыток ряда исследователей, отсутствует комплексная социально-философская систематизация взглядов философа

Целью данного исследования является интегрирование основных элементов консервативного либерализма П Б Струве в целостную социально-философскую концепцию и выявление на этой основе системных взаимосвязей между собственностью и властью, правом и государством, личностью и гражданином, традицией и реформаторством, а также определение возможности использования потенциала идеи «Великой России» на современном этапе национального и государственного возрождения страны

Цель исследования конкретизируется в постановке следующих задач

  1. определить роль и место консервативного либерализма в структуре либерального мировоззрения,

  2. раскрыть специфику концепции консервативного либерализма П. Б Струве,

  3. выявить формообразующую роль собственности в становлении и утверждении мировоззрения либерального типа,

  4. проанализировать концепцию собственности П Б Струве в системе его консервативно-либеральных представлений,

  5. рассмотреть религиозно-нравственные и политико-экономические аспекты «свободы» индивида в контексте идеи «личной годности» П Б Струве,

  6. изучить специфику и перспективы использования концепции «Великой России» П Б Струве для развития современной Российской государственности

Объектом исследования является концепция консервативного либерализма в социальной философии П Б Струве

Предметом исследования выступают политико-правовые и культурно-религиозные элементы концепции консервативного либерализма П Б Струве

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общие принципы историко-философского, текстологического и общенаучного анализа творчества П Б Струве Использован метод обобщения и научной обработки философско-политических материалов по теме диссертации, в ней нашел свое отражение как системный анализ, дающий возможность рассмотреть социально-философскую проблематику на основе целостности и взаимосвязи при решении тех или иных задач, так и структурно-функциональный анализ, на основе которого определяется понимание социально-экономических и философско-политических проблем, которые теоретически пытался решить П Б Струве Также в исследовании использован сравнительно-исторический метод, позволяющий интерпретировать консервативно-либеральные представления в развитии исторического процесса Кроме того, в работе применяется и интеграционный метод, позволяющий использовать знания смежных социально-политических для решения задач, поставленных в данной диссертации

Научная новизна работы определяется тем, что впервые предпринята попытка комплексного, интегративного исследования консервативного либерализма П Б Струве в единстве его социально-философских, культурологических и политологических элементов, что позволяет интерпретировать экономико-нравственный вектор либерализма как ведущее, наиболее адекватное ее национально-государственным особенностям, направление социально-политических преобразований в России минувшего и нынешнего столетий

В связи с этим, основные результаты диссертационного исследования представлены в ряде положений, выносимых на защиту:

1 впервые сделана попытка интерпретировать идеологию консервативного либерализма П Б Струве как системную целостность социально-философских, политических, экономических, правовых и духовных факторов, определяющих ценность и жизнеспособность либеральных идей в становлении и развитии эффективного взаимодействия российского общества и государства, 2. выявлена изначальная ориентированность консервативно-либерального мировоззрения на ценности человека и государства, опирающиеся, в свою очередь, на традиционные, и прежде всего, протестантские, религиозные идеалы труд, дисциплина, ответственность,

  1. зафиксировано положение о ключевой роли частной собственности в процессе возникновения личности и последующей трансформации ее в патриотически-настроенного, национально-сознательного гражданина,

  2. обоснована специфика российского консервативного либерализма как гармоничного сочетания национально-исторических особенностей российского общества и государства с его вековыми религиозными традициями,

  3. в контексте рассмотрения принципа «личной годности» как наиболее удачного сочетания конструктивных содержаний консерватизма и либерализма, установлена политико-экономическая и духовно-идеологическая целесообразность созидания в России новых, снимающих историческое противоречие между властью и личностью, общественно-государственных и индивидуальных отношений,

  4. продемонстрирован потенциал идеи «Великой России» как ведущего социально-философского и темпорального концепта Российской государственности, выраженного в гармоничном единении процессов возделывания русской культуры, совершенствования экономической эффективности капиталистических отношений, культивирования нравственно-религиозных ценности и формирования, на этой основе, чувства государственного самосознания как неразрывности патриотизма и национализма

Теоретическая и практическая значимость диссертации Материалы и выводы настоящего исследования могут рассматриваться как инструментарий для изучения, классификации, экспертизы и возможного совершенствования

идейных платформ, программных документов и политических доктрин существующих партий и движений либерально-консервативного толка. Они также позволяют уточнить и конкретизировать роль и место либерализма в политической разметке современного социального пространства

С другой стороны, данное исследование может стать ключом к изучению сложных социальных процессов, происходивших в российском обществе во второй половине ХЕХ - первой четверти XX столетия, что позволит выявить глубинные социально-философские основания зарождения и развития правовой культуры российского общества

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке специальных курсов по истории русской философии и социологии, политологии и социальной философии, истории политических учений, а также эффективно применяться в процессе преподавания комплекса смежных гуманитарных дисциплин

Апробация результатов исследования Диссертация выполнена на кафедре философии философского факультета Новгородского государственного университета им Ярослава Мудрого и соответствует плану научно-исследовательских работ ИГУМ НовГУ Научные результаты диссертации нашли также, отражение в целом ряде материалов разнообразных конференций и семинаров, где были представлены в виде научных сообщений и составили в целом 1,5 пл Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное проблемы функционирования и развития культуры» (В Новгород, НовГУ, октябрь 2000), научной конференции преподавателей и студентов «Социально-экономические преобразования в России на пороге XXI века» (В Новгород, НФ СПбУЭФ, март 2000), семинаре молодых ученых «Философские и духовные проблемы науки и общества» (Санкт-Петербург, СПбГУ, декабрь 2000), Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное экология в современном мире» (В Новгород, НовГУ, октябрь 2001), Всероссийских чтениях «Духовные основы русского искусства» (В Новгород, НовГУ, апрель 2001), научной конференции «Социальные проблемы глазами молодых» (Сыктывкар, апрель 2001), Международной научной конференции «Человек-культура-общество Актуальные проблемы философских, политологических, религиоведческих исследований» (Москва, МГУ, февраль 2002), девятой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (В Новгород, НовГУ, апрель 2002), первой Всероссийской научно-методологической конференции «Филиалы государственных вузов в развитии системы высшего экономического образования» (В Новгород, НФ СПбУЭФ, апрель 2004), второй Всероссийской научно-методологической конференции «Филиалы государственных вузов в развитии системы высшего экономического образования» (Псков, ПФ СПбУЭФ, май 2005)

Диссертация обсуждалась на кафедрах философии и истории философии и логики НовГУ, также материалы исследования бьши использованы автором в разработке и преподавании курсов «Философия», «Политология», «Социология», «Истории государства и права» в Новгородском филиале Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы

Похожие диссертации на Социально-философские основания консервативного либерализма П.Б. Струве