Введение к работе
Актуальность темы исследования. Хорошо известно, что для
общества, как целого, ведущим критерием в определении степени его
развития является тот уровень -свободы, который оно готово предо-
ставить своим, гражданам, без угрозы собственного разрушения как
высокорганизованной системы. Требование свободы всегда было ис
точником достаточно серьезных конфликтов во всех сферах обще
ственной жизни. В этих конфликтах индивид, стремящийся к .макси
мальной степени самореализации, наталкивается на противодействие
как со.стороны самых разных социальных групп; так и общества в це
лом.- ' . '
Самоопределение, поиск себя ивдивидом через творчество, как особый путь дознания, становится в современных, условиях одной из ключевых причин конфликтов относительно устройства жизни нашего и последующих поколений. За последние два столетия накопилось немало аргументов в пользу того, что и своим возникновением, и своим специфическим обликом, и-даже своим нынешним кризисом наше общество прежде всего обязано социальному творчеству людей, создающих нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать и поощрять выгодное ему самоопределение и самереамизацию людей через развитую' систему социального творчества, соответствующую структуре и положительным ожиданиям самого общества. С другой стороны - именно успехи наиболее выдающихся деятелей в сфере политики, экономики, религии и культуры ведут .к разрушению данного типа общества и созданию, нового, которое, впрочем, уже с первых
шагов своего развития объективно начинает "творить" своих будущих разрушителей.
Можно, следовательно, утверждать, что ключом к пониманию современных социальных процессов, окажется именно анализ проблем, фокусируемых в феномене социального творчества личности, социальной группы и общества в целом. .
В современных условиях из социальных процессов устранен живой, мыслящий, сомневающийся человек, который своей деятельностью не только придает отечественному развитию закономерный характер, но и нарушает эту закономерность, создавая неординарные исторические ситуации. Известная цикличность и узнаваемость, повторяемость социально-политических и экономических ситуаций российской действительности последних полутора столетий - яркое подтверждение этому тезису. Каждой обществекио-эконолшчеехой формации, каждому типу государственно-политической власти и культурно-религиозных отношений присущ свой тип социального творчества. Современный кризис экономики п культуры, есть, таким образом, следствием кризиса всего комплекса специфических маіе;ліаш>ньіх и духовных оснований общества и симптом грядущих качественных формацнонкых и соцналъцс-нол.пгнчеекпх изменений. В этих условиях социальное творчеегго индивида или группы может стать источником кризиса всего общества, стимулируя изменение социального целого. Дело в том, что, начиная с античности, человгчестзр заботилось, главным образом, об улучшении внешних условий своего существования, в результате чего главной функцией творчества стало преобразование природного материала в фор^ы, удобные для нормального бытия человека. Исследуемая нами социальная направленность придает' творчеству черты нового тина и наделяет его новыми характеристика-
ми, подлежащими систематизацни и углубленному изучению. Научная философская проблема здесь состоит в том, что социальное творчество выполняет роль посредника уже не только между человеком и окружающим его природным и социальным миром, но и в отношениях между социальными группами и общностями, и в отношении человека к самому себе, своему имманентно определяемому духовному миру. Социальная наука сегодня стоит перед необходимостью создания базовой теории социального творчества. Эта теория создаст дополнительные условия и механизм изучения и прогнозирования жизни и общества.
Степень научной разработанности проблемы определяется уровнем современных представлении о роли и месіє, основных функциях и структуре творчества как важного элемента общей теории иозианич и самоопределения личности. Мы не ставили себе целью дать подробный исторически последовательный анализ всего многообразия взглядов и теорий творчества, накопленных в мировой философии начиная с Античности. Отмети.».! лишь, что разносторонность и широта тематики таких трудов дает основание выделить целый ряд основных направлений в изучении этой проблемы.
Загадки научного и художественного творчества всегда интересовали исследователей. Но лишь в научном активе XX столетия нашлось место для формирования эврологии (П. Энгельмейср) как комплексной, междисциплинарной науки о творчестве. Наряду с успешно разрабатываемыми отечественными учеными философскими (А,С. Арсеньев, Ґ.С. Батищев, Библер B.C., Г.А. Давыдова, З.М. Ка-кабадзе, Э.В. Ильешсов и др.), психологическими (СМ. Бернштсйи, Л.С. Выготский,СО. Грузенберг, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, М.Г. Ярошевскнй и др.), психофизиологическими вопросами
6 . .
творческой деятельности, значительный интерес представляет ее социально-философский аспект.
В отечественной и зарубежной социальной философий наиболее целенаправленно исследовались следующие взаимосвязанные проблем мы: сущность собственно творчества и различных сторон и условий, его проявления в сознании и деятельности человека и общества; вопросы формирования и развития- творческих способностей человека; особенности производства и воспроизводства, а также тех сторон жизни общества, которые связаны с этими процессами. Так, в прямой постановке проблема творчества, как особой формы социально-политической активности и средства социального планирования и прогноза исследовалась .в трудах Беляевой Л.А., Беленького В.Х.,.Бо-кань Ю.И.. Волковой Л.О., Горшкова В.А., Гаврилец Ю.Д., Заславской Т.П., Левашова В.И., Лизанчук В.В., Лукова В.А., Лисовского В.Т., Мнскевич А.Б., Михайлова С.Г., Пономарева Я.А., Рунина В.М. и др.
Психология творчества, возможности применения тиърческих.
подходов к исследованию социально-психологических настроений,
рассмотрены в трудзк Гримак Л.П., Маркина В.Н., Пономарева Я.А.,
Тощенко Ж.Т. ' '
Однако специальных работ, посвященных целостному философскому анализу социального творчества, осмыслению его основных закономерностей, целей и ценностно-"мотивацпонной структуры, в социальной философии пока нет. Проведенный диссертантом анализ литературы по данной проблеме показал, что эта тема только становится предметом самостоятельного философского исследования. Недостаточная изученность проблемы социального творчества в общей теории познания к неактуальность ее ь прошлом обусловлены кране ограни-
ченньгаи возможностями дія пнутого экспериментирования по этой теме, стали следе.; л нем или чиня недемократических систем управления, с характерным для них приоритетом централизма и авторитаризма, исполнительности в противовес условиям свободного творческого
. развития и самостоятельно мышления. Таким образом, лишь в период 80-90-х годоз перед отечественными учеными стал ранее невостребованный"' вопрос о разработке самостоятельной философской теории социального творчества. ' . ' '
Творчество как моральная ценность, раскрывающая внутренний мир человека, рассматривается в работах Тптарепко А.И. Анализ изменения я структуре творчества и ценностных ориентации современной молодежи осуществлён'в трудах Грушина Б.Т., Иконниксза С.К., Кон И.С, Чи:аша В.Т \ В целом же рассмотрение проблемы творчества до недавнего
времени'проводился» лишь попутно, при решении иных социально-философских вопросоз. Сразу отметим, что в наибольшей степени это касается .темы социализации ї/.олйде;;си, построения системы правильных взаимоотношений с другими людьми, и обществом'в целом. Она
представлена работами Абульхаиовой-Славской К.А.,-Брушлинского А.В., Барзіїлоаа СИ., Бг.салава И.Г., Васильевой Т.А., Журавлевой И.В., 'Иванова СВ., Ксбылянсхого В.А., Кондратьева М.Ю., Кон И.С, Ковалевой А.И.', Левченко'В.В., Лисовского В.Т., Лисовского А.В., Миикина Н.А.,-Парыгина Б.Д., Тошенісо Ж.Т., Харченко СВ. А работы, посвященные теории социального конфликта з социологии опубликовали Бородкин Ф.М-, Донченко Е.А., Здравомыслов А.Г., Калашников Д.В., Коряк Н.М., Растов Ю.Е., Трофимов Р.А., Фролов
' С.Ф.,ЦойЛ.Н..
Взаимосвязь и взаимообусловленность в социальном творчестве
различных аспектов самосознания, самоорганизации и самоопределе
ния человека, прежде всего - люлодого, представлена в трудах Альгина
А.П., Бажина Е.Ф., Григорьева СИ., Дубовской Е.М., Вишневского
А.Т., Ищенко Н.П., Куликова Л.Н., Кричевского Р.Л., Леонтьева
Д.А., Мяло К.Г.,1 Рыбкиной Р.В., Симагина К>.А., Соколовой Е.Т., Су-
хонос СИ., Узнадзе Д., Шимановского Д.С.
Социальное творчество в свете этнических проблем современности нашло свое специфическое выражение в работах Авксентьева А.В., Авксентьева В.А., Бромлея Ю., Джунусова М.С., Волкова А.Б., Левашова В.К.,>Маринина В.В., Напсо М.Д., Осиаова Г.В^, Подольно-го Р., Тарасова П.Г., Седова Н.Н., Хопёрской ЛJL, Шаповалова В.А.
Соотношению творчества и трудовой мотивации, изучению зависимости эффективности труда от социальной активности личности много внимания уделено в работах Абакумова Н.Н., .Бурлацкого Ф.М., Антонова B.C., Григорьева В.И., Дикаревой А.А., Гіванова В.Н., Заславской Т.И., Кравченко А.И., Лахтнна В.П., Негодаева И.А., Рыбкиной Р.В., Степина В.С, Мартынюка И.О., Черкасова Г.Н. идр.
Особое поле исследования социального творчества создают труды отечественных и иностранных- ученых, изучающих специфику проявления творчества в. морали, искусстве и культуре,, в многообразии духовных и эстетических ценностей. В их числе мы выделим Астапова О.Д., Е. Анчел, Э. Берка, А: Банфи, Бойко' ММ:, Бутенко И.А., Блкж-кина В.А., Воскобойникова А.Э., Гусейнова А.А., Дубко ЕЛ., Ершоза. П.М., Зотова Н.Д.„ Игнатенко А.А., Ионина Л.Г., Киселева В.П., Козлова Н.Н., Мамардашвили М.К.^ Мещерякова В.Т., Парамонова СП.,
Петрова В.М., Симонова П.В., Сголовича Л.Н., Соколова К.Б., Шер-дакова В.Н., Фомина З.В., Фролова И.Т., Яновского Р.Г.
Актуально и обосновано в рамках темы выглядит обращение к трудам авторов, раскрывающих творческую направленность личности нашего современника в ее соотнесенноеш с системой религиозных убеждений и верований. Исследованию соотношения религиозного сознания, поведения и творчества посвящены труды Жданова Н.И., Игнатенко А.А., Ильясова Ф.Н., Кимелсва Ю.А., Лебедева А.А., Све-ницкой И .С, Угриновича Д.М., Яблокова И.Н.
Совершенствование познания, вопросы активизации деятельности человека, прежде всего - молодого, в сфере образования, получения нового знания, рассмотрены в работах Анурина В.Ф., Андреевой Г.М., Бердяева Н.А., Бранского В.П., Емельянова В.В., Коршунова Л.С., Мамардашвили М.К., Метлова В.И., Демина Л.Д., Москвиче-ва Л.Н., Никитина П.С:, Пружинила Б.И., Растова Ю.Е., Серикова В.В., Харчева В.Г., Шерета Ф.Э.
Конференция по филссофско-методологическим аспектам научного творчества состоялась в 1973 г. в Дальневосточном научном центре АН СССР. С основным докладом выступил Крушанов А.И. Были заслушаны доклады Брехмана И:И., Шауб Ю.Б., Кириллина А.Е., Пинчук Л.Е., РадкевичЕ-А. идр.
. Особый рад публикаций и научных трудов, посвященных про-'' блемам человека и общества, пусть и в разной степени, но затрагивает и частично анализирует вопросы социального творчества в системе политической ^культуры молодежи и государственного устройства ; (Атамчук F.B., Каменец А.В., Колтаков К.Г., Клопов Э.В., Гордон Л.А,, Мизулин M.
ІО -
А.Г. и др.)- Другой важный аспект - творчество в системе бытия личности, ее основных ценностей, интересов, фиксирующих степень удовлетворенности молодежи жизнью (Белицкая Г.Э., Бутенко И.А., Василенко В.Н., Давыдов А.А., Котляр З.А., Маркович Д.Ж., Марченко Т.А., Медведев Н.П., Лапин Н.И., Петровский В.А., Мискевич А.Б., Руткевич М.Н., Сарджвеладзе Н.И., Филиппов Л,В., Фомина З.В., Ха-саева Г.Р., ЧкчилимоваВВ. и др.).
Таким образом, хотя вопрос о комплексном социально-философском исследовании и осмыслении феномена социального творчества не стал еще предметом направленного монографического . исследования, вместе с тем, имеется у7ііе достаточно оснований для его решения. В трудах как отечественных, так и зарубежных ученых осуществляется дальнейшее исследование творчества в его различных аспектах (в том числе-и криминальном- Бойко И.Б,, Габнана А.А., Гришко А.Я.) и создание системы методов, углубляющих наше познание и повышающих надежность эмпирической информации и процедуры социального исследования в целом {Аванесоа А., Адибо^н G.A., Анчел Е,3 Андреенков В.Г., Асеев Ю.И., Еатыгин Г .С., Блинов А.Л., Берк К., Бергсон А.., Бурлуцкая М.Т., Вебер М., Гуссерль Э., Докторов Б.З., Дубинский Л.Й., Камю А., Лимаренко А.В.. Луцкий А.'Л., Моин -В.Б., Овсяников В.Г., Ортега-и-Гассет X., Орлов А.И., Паниогго В.М., Саганенко Г.И., С^нлзер Дхс./ Ти'тма М.Х., Тодинг Л.М., Толстоза Ю.Н., Хгйдёггср.М.5ХабершссЮ.,ЯдовВ.А. ддр.). ,
Объект и ттредмет диссертационного исследования.
В качестве объекта исследования в диссертации выступает сезна-ние переходного общества, взятое в его творческом аспекте.
Предметом исследования является социальное творчество, молодежи в современных условиях, его сущностные характеристики и ти-
политические оспошіиия, формы, методы и средства его реализации и повышения эффективности в процессе самоопределения и самореализации, последовательной социализации личности.
Цели и задачи диссертации.
Важная цель диссертационного исследования состоит в том. чтобы выявить й обосновать социально-философские аспекты социального творчества молодежи в современных условиях, с учетом перемен, происходящих в России. Это предполагает, с одной стороны, дальнейшее развитие общей теории творчества за счет включения в нее проблемы социального творчества, а с другой, разработку научно обоснованных путей социально-философского анализа социального творчества молодежи .путем выделения социальных приоритетов, отражаемых индивидуальным сознанием.
Следовательно разработка оснований социально-философской теории социального творчества молодежи - основная цель диссертационного исследования. Данная цель осуществляется путей решении следующих задач:
- обоснование средствами социально-философского исследова
ния содержания и структуры социального творчества в его неразрыв
ном единстве с процессом социального .развития, самоорганизации и
самореализации в общем комплексе социального познания;
- разработка методологии количественной и качественной характеристики и оценки творческой активности, и на этой основе формулирования рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности и психологической помощи молодежи;
- выявление.факторов и условий социального творчества совре
менной молодежи, втом числе и "oтpицaтeльfю,, ориентирующих по-
ведение молодых людей, что ведет к нарушению примятых в конкретном обществе норм и традиций:
уточнение и конкретизация понятия "социальное творчество" с точки зрений системно-исторического и функционального подходов, принятых в современной науке;
обоснование системообразующих компонентов современного социального творчества, значения и роли каждого компонента в создании целостной'картины представлений человека.о самом себе, окружающих людях и обществе в целом: .
конкретная характеристика'условий и оснований социального творчества различных групп современной молодежи;
- анализ, социально-философское обоснование и разработка -моделей актуальной социализации молодежи на принципах адекватной творческой активности применительно к'требованиям конкретного, общества; формирование идей, которые могут быть положены в основу дальнейшего исследования этого процесса.
Таким.образом, задача социальной философии г. данном контексте - исследование объективно опосредованных оінопгсннїі социальных субъектов по поводу социального творчества и па его основе. Эта задача и подразумевает объяснять, в кикой степени тіаука способна помочь людям и обществу понять самих себя-на основе анализа объективных явлений, обеспечивающих взаимосвязь с миром субъективного. В этом случае поникание социального творчества в том виде, ь каком оно фиксируется в сознании человека, выступает для исследователя показателем состояния социального организма, .свидетельством, наличия противоречия, проблемы. Если же мы сгремимся познать объективные закономерности жизни общества, то учет и интерпрета-
ция Состояния социального творчесгва становится принципиальным методологическим требованием.
Методологическую и теоретическую основу диссертации состаз-ляют как общенаучные принципы, методы и способы познания объекта и предмета исследования, так и специфика проявления и действия общих теоретико-методологических и гносеологических закономерностей в познании социального творчества как специфического вида творчества и типа социального действия.
В работе предпринята попытка сформулировать основы целостной теоретической концепции социального творчества и построить эмпирическую модель его организации и развития. Постановка и решение этой задачи требует опоры на философскую методологию. В качестве механизма осуществления взаимодействия людей по поводу социального творчества выступает процесс духовно-практического опредмечивания и распредмечивания условий быта, а также представление о диалектическом единстве общества как целого, личности как единичного и творческой интенции-как особенного.
'Следуя'известной в отечественной философской литературе концепции (В:С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул), автор отстаивает мысль об общенаучной природе феномена .социального творчества, . который не может быть полностью раскрыт только специально-, научными или только философскими средствами в отдельности.
Детальный анализ понятия социального творчества приводит к выводу, что основным противоречием творчесгва является соотнесение общего для всей системы закона с более частными законами ее отдельных подуровней. Моделирование этого отношения для социальных систем рассматривается в диссертации на основе диалектики интуитивно-содержательного, и формального аспектов познания.
В рамках исследования использовались три вида выборки информации:
а) пропорциональная случайная бесловторяая выборка респон
дентов яз" шести регионов России (Краснодарский, Ставропольский и
Хабаровский края, Московская, Ленинградская область и Приморье).
Массив респондентов получил условное название "Молоде:::ь";
б) каотнак районированная выборка экспертов, содержащая
единицы отбора ш наиболее важных, с точ:;и зрения задач иселгдоен-
ііиа, субъектов системы. Б этой выборке-пропорционально представ
лены специалисты-социологи, психологи, педагоги, управлении. Дан
ный массль опрошенных назван нами "Эксперты";
Научная новизна. В диссертации впервые осуществляс-'ся сн-сгемное философское исследование социального творчества в его связи с самоопределением в составе механизма самореализации современной молодежи:
- ка ccnose логпко-концептуальпого анализа философских аспектов творчества отработана модель исследования основных свойств, оснога'шй и значений социального творчества;
2. Прс5я*".?а согсиільнсго творчеств'; to вгс.-с ее e-zv.oc:nix аспектах (к^у-'нэм, кулглур/іом, религиозном) дол:і."::а излучаться в слете теории социальных изменений,-как. се особый раздел,, связанный со специфической ситуацией субъективно выраженного предпочтения одних элементов деятельности другим.
'3. Усложнение СОЦНалЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОЕреМеННЫХ Обществ СЕЯ-
зано с появлением новых социальных групп и объединений, в том пис
ле и неформальных. В этой сіпузции вненаучные формы социального
творчества часго оказываются "впереди" научно обоснованных и социально признанных, традиционных. Сознание молодых, таким образом, фиксирует новые социальные проблемы раньше общественного сознания в целом.
-
Любые действия субъекта, осуществляемые в общем социально-историческом контексте, в соотнесении их с общественными потребностями и целями, предсгагот ка ценные, и воспринимаются как творческие, даже если конечный результат имеет отрицательную оценку со стороны общества (криминальное творчество). В последнем случае социальное творчество становится затруднено'-или даже невоз--можно.
-
Главное в характеристике творческих способностей и направленности личности - ее ценностные и жизненные ориентиры, степень развития социального познания и ответственности. . '
-
Переходный характер' современной эпохи, объективные условия жизни и социального творчества российской молодежи .требуют синтеза ряда технократических идеалов «образцов с гуманистическими ценностями, национально-психологическими особенностями- и ценностями, адекватными запросам нашего общества..
Научно-практическая значимость работы. Результаты диссерта- ционного исследования представляют собой новое осмысление роли и значения социального творчества в жизни человека и общества.
Большие возможности для исследования тенденций и направленности1 развития социального творчества даст анализ сознания молодежи - социальной группы, которая, с одной стороны, олицетворяет будущее общества, а с другой - позволяет.ощугить непредвиденные последствия деятельности предшествующих поколений. Мы можем за-
глянуть в будущее общества, получив ответ на вопрос, что нового молодежь вносит в нашу жизнь, что Она меняет в общественных отношениях. Изучение отношения молодежи к существующим формам материально-производственной, социально-политической, культурной, лравовои и религиозной активности'многое может дать для оценки жизнеспособности и перспектив общества в целом. Таким образом:
основные положения диссертации-.содержат рекомендации по воплощению в-сошіальцуго практику творческой составляющей, которая .может стать действительной основой целеполагания масс, только есті ока "пройдет" через сознание людей;
открываются новые возможности в исследовании проблем социального творчества молодегки как в общетеоретическом, так и в прикладном' отношениях;
- - тесретнко-методологичеенке сбощения, выводы-рекомендации г.ісгут' быть основанием для дальнейшего изучения проблемы, для со-r;Cpire!!CTEcna'::::t социального .планирование и управления, а также длг: разработки спецкурсов ц факультативов по теме диссертации.
Асроб.агщд работы.- Диссертация обсуждена, одобрена и реко-:.;е:гдозанз к защите ка заседании кафедры философии' Ставропольского государственного технического университета. Ее основные по-ла;:-:ек;й изложены в 8 публикациях, общим объемом 4 печатных листа. Они гпрсокровалйсь з хое исследования и изложения авторской позицій; на двух международных, региональной и межвузовской научных конференциях, четырех научно-практических ссмішарах с философами, социологами, представителями духовенства и властных структур. Отдельные вопросы темы диссертации вволочены в учебные планы по курсам философии, социологии к -культурологии для слуша-
тел ей н аспирантов Ставропольского высшего авиационного инженерного училища.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов и заключений. Общий объем работы 154 страницы. Библиография включает 193 источника, б том. числе 4 на иностранных языках.