Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТА 24
1.1. Социально-философский анализ международного спорта в рамках концепции современного олимпизма 24
1.2. Разногласия и противоречия в оценке социальной роли международного спорта 57
1.3. Противоречивый характер социальной роли и значения международного спорта в ходе его истории 101
Глава вторая. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИУМА МЕЖДУ НАРОДНОГО СПОРТА 145
2.1. Понятийный аппарат и методология 145
2.2. Социальный потенциал международного спорта 150
2.3. Субъективные факторы реализации социального потенциала международного спорта 183
2.4. Объективные факторы 202
Глава третья. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТА 236
3.1. Общий подход к решению проблемы 236
3.2. Формирование и повышение спортивно-гуманистической образованности субъектов международного спорта 249
3.3. Создание в сфере спорта реальных стимулов к ориентации на гуманистические ценности 259
3.4. Гуманизация общества как условие повышения духовно-нравственной ценности международного спорта 302
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 306
ЛИТЕРАТУРА 309
ПРИЛОЖЕНИЯ 381
- Социально-философский анализ международного спорта в рамках концепции современного олимпизма
- Социальный потенциал международного спорта
- Формирование и повышение спортивно-гуманистической образованности субъектов международного спорта
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Природа спорта такова, что на определенном этапе его развития возникает потребность демонстрировать полученные результаты и сравнивать их между национальными коллективами и отдельными спортсменами высшего класса в международном масштабе, на международной арене.
Такая потребность возникает в конце XIX века. В этот период между отдельными государствами начинают устанавливаться международные контакты в различных сферах жизни. Международное сотрудничество охватило различные области науки, экономики, здравоохранения, политики, культуры. Возникает и такой сложный социальный феномен как международный спорт.
Особенно важное значение он приобрел в середине и конце XX столетия. В первом десятилетии нынешнего века кроме футбола международные спортивные федерации возникли лишь в семи видах спорта, которые притом не играли особой роли, ибо представляли не очень популярные в тот период виды спорта - бильярд, мотоспорт, авиаспорт, спортивную стрельбу, парусный спорт, хоккей на льду и плавание [184, с. 26]. Однако уже к середине XX века было около ста международных спортивных объединений. Сегодня насчитывается свыше 200 всемирных и региональных неправительственных организаций в области физического воспитания и спорта.
Благодаря деятельности этих международных организаций международные спортивные контакты имеют устойчивый характер. Сложилась и успешно функционирует широкая система регулярных международных спортивных состязаний. Самыми крупными и важными междуна- родными соревнованиями являются летние и зимние Олимпийские игры. Помимо них постоянно проводятся другие международные соревнования. В Европе, к примеру, не проходит недели, чтобы не проводился какой-нибудь крупный международный турнир, чемпионат мира или континента. Регулярно проводятся международные Региональные игры -Пан-Азиатские, Пан-Американские, Пан-Африканские, Игры Содружества и др. [см. 231, 469]. Важное место в структуре международного спорта занимают международное рабочее спортивное движение [см. 203] и студенческое международное спортивное движение [см. 219, 471]. Все более широкий размах получают международные детско-юношеские спортивные соревнования, а также международные соревнования ветеранов. В системе межгосударственных отношений все более важную роль играют двусторонние и многосторонние спортивные связи.
В настоящее время международный спорт оказывает воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, включает в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д. Все более важной становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Он "затрагивает и такие, казалось бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценности" [277, с. 153].
Таким образом, в настоящее время международный спорт - это социальная система, социальный институт и социальное движение, занимающие важное место в структуре современного общества.
Международный спорт, и даже Олимпийские игры, олимпийское движение в целом - центральный элемент структуры этого спорта, во многом развиваются стихийно или с опорой лишь на практический опыт, обьщенное сознание, восприятие непосредственно данного. На низком уровне находится теоретическое самосознание, философская рефлексия этого сложного социального феномена. Прежде всего это касается формирования "идеологии" международного спорта*.
На это обращают внимание многие исследователи: "Низкий уровень "самосознания" - хроническая болезнь современного спорта. Как следствие - его модернизация практически всегда строилась с опорой на его периферические, а не центральные, сущностные характеристики; олимпийское движение не составляет исключения из этого правила" [30, с. 73]; "То, что можно было бы назвать философией олимпизма,... находится пока в зачаточном состоянии" [191]; "... те, кто проявляет к Олимпийским играм научный интерес, почти единодушно сходятся во мнении, что, несмотря на все великолепие и символику, олимпизм фактически лишен внутренней сущности" [166] и т.д.
Однако превращение международного спорта в социальное явление мирового масштаба, рост его авторитета и влияния в мире, различные связанные с ним кризисные ситуации все более настоятельно требуют развития теоретического самосознания этого сложного социального феномена, его глубокого социеигьно-философского анализа. * Идеология в данном случае понимается в широком смысле слова, т.е. как "теоретическое обоснование целей и задач долговременного (стратегического) характера" того или иного вида деятельности [296, с. 15].
Философское осмысление, как показал М. Мамардашвили [131], разворачивается на уровне рефлексии. Оно требует выхода за пределы той ситуации, которая непосредственно воспринимается и воздействует на человека. При социально-философском анализе бытия, жизни и деятельности человека, отдельных социальных групп, социальных институтов, движений или общества в целом речь идет о выявлении и анализе их предельных оснований, т.е. их социальной природы, социального u/wotu/fu и зпичепил, ц/упииліетгилнопоїл припцшшв, uveujiuo, ij^jit-ьоіл установок, места и роли в системе обгцечеловеческой культуры и т.д. В этом плане разработка социально-философской концепции международного спорта выступает как построение метафизики этого спорта, если термин "метафизика" понимать в том смысле, в каком он употреблялся в древнегреческой философии - как философское учение о предельных основаниях бытия, жизни и деятельности.
Вместе с тем разработка социально-философской концепции международного спорта требует интегративного осмысления этого сложного социального феномена, объединения в единое целое результатов его анализа с позиций эстетики, этики, социологии, культурологии, информатики, теории физического воспитания и т.д. Но этим определяется и значимость разработки социально-философской концепции международного спорта.
Можно указать и еще одну причину актуальности обсуждения социально-философских проблем международного спорта. Для современного общества характерно все усиливающееся стремление не только провозгласить, но и практически реализовать идеи гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания" системы общественных отношений, разных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социаль- ных программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время [см. 82, 83, 145, 188, 263, 264 и др.].
Стремление к практической реализации идей гуманизма на современном этапе развития человеческой цивилизации требует гуманистической оценки самых различных явлений и событий. Как отмечает В.И. Столяров, "речь идет об оценке их с точки зрения заключенных в них возможностей реализации общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей (мира, дружбы, взаимопонимания и культурного взаимообогащения народов, всестороннего и гармоничного развития личности, ее культуры), преодоления барьеров и отчуждения между различными социальными системами, националистических и шовинистических предрассудков, а также о том, какую роль эти явления и события реально играют в современных условиях и каковы пути повышения их гуманистической направленности" [247, с. 36-37].
Пристального внимания в этом плане заслуживает и международный спорт, поскольку он получает все более широкое развитие, вовлекает в свою сферу и приковывает к себе внимание миллионов людей нашей планеты. В этом плане актуальными являются, например, следующие социально-философские проблемы международного спорта: содействует ли и в какой мере процесс интернационализации спорта реализации таких фундаментальных гуманистических ценностей современной культуры, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, духовно-нравственное и эстетическое развитие личности? Не препятствует ли соревновательный характер международного спорта его гуманистической роли в сфере международных отношений? Не оказывает ли соперничество, принимающее особенно острые формы в международном спорте, негативное влияние на личность спортсменов, зрителей и т.д.?
Об актуальности этих проблем свидетельствует, в частности, тот факт, что в соответствии с Резолюцией, принятой в 1994 году, в повестку 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был включен вопрос "Через олимпийские идеалы и спорт - к миру без войн, к лучшему миру". Генеральному секретарю ООН было поручено пригласить президента МОК и министров по делам молодежи и спорта или других официальных лиц, отвечающих за спорт в своих странах, для рассмотрения данного вопроса повестки дня. Впервые в истории МОК, а также в истории ООН и олимпийского движения, Генеральная Ассамблея специально посвятила свое заседание обсуждению миротворческой функции международного спорта и олимпийского движения.
Для нашей страны отмеченные выше социально-философские проблемы международного спорта актуальны еще и потому, что он оказывает существенное (и все более усиливающееся) воздействие на отечественный спорт - на характер этого спорта, систему его идеалов и ценностей и т.д. [см. 24, 49, 59, 78-80, 167, 196 и др.].
Степень разработанности проблемы. Существует значительное число научных работ, в которых анализируется история и структура международного спорта, дается характеристика международных спортивных связей, организаций, движений и т.п. [см., например: 17-19, 141, 142, 143, 184,200, 203, 219,231,232,435,469,471].
Вместе с тем можно выделить две группы научных публикаций, в которых затрагиваются социально-философские проблемы международного спорта.
Первая группа - публикации, посвященные социально-философским проблемам физической культуры и спорта в целом.
В нашей стране этим проблемам посвящены научные работы таких ученых, как И.М. Быховская [21-23], Н.Н. Визитей [25-30], А.Г. Егоров [56-62], Д.И. Ипатов [75], Ю.А. Лебедев и Л.В. Филиппова [105, 106, 107, 280], Ю.В. Манько [134], Н.А. Пономарев [176], Н.И. Пономарев [177], М.Я. Сараф [207-214], П.С. Стеновой [228, 229], Ю.А. Фомин [285], А. А. Френкин [286, 287] и др.
В.И. Столяров, который в течение многих лет, начиная с 1972 года, был руководителем исследований по философско-социологическим проблемам физической культуры и спорта в нашей стране, а также международной группы философов и социологов спорта*, создал инновационную научную школу социально-философского исследования физической культуры, спорта и олимпийского движения. Результатом деятельности этой школы является не только уникальная социально-гуманистическая теория этих социальных феноменов и методология их исследования [см. 233-261], но и новый гуманистический проект под названием "СпАрт" /"SpArt"/. В этом названии, производном от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" -искусство, отражена главная идея и основной замысел проекта: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции с искусством [см. 246,248-257, 261 и др.].
Целый комплекс социально-философских концепций, а также прикладных программ и технологий, связанных с проблемой повышения гуманистической культурной ценности современного спорта, представлен в пяти выпусках тематической серии "Духовность - Спорт - Куль- * На основе этого многостороннего сотрудничества подготовлен и издан ряд фундаментальных философских работ [см. например: 282]. тура" (1996-1997) и девяти выпусках тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура" (1997-1998), которые подготовил и выпустил Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК (руководитель Центра - В.И. Столяров).
Социально-философским проблемам спорта посвящены многочисленные публикации и зарубежных ученых.* Первая монография появилась еще в 1932 г. [McBride, 1932]. Отметим и другие работы по социальной философии спорта, авторами которых являются: Э. Берри [321], Дж. Черны [343], Р. Гаррет [400], А. Гуттманн [420], С. Гюльденпфенниг [411-419], 3. Кравчик [91, 456-460], Р. Кретчмар [461], Г. Ленк [114-116, 486-498], Дж. Липьец [500, 501], Г. Люшен [506-510], П. Макинтош [520-526], М. Мылик [540], Р. Остерхаудт [561], Г. Вандерцвааг [659], П. Вайсе [666], А. Воль [669-674], К. Хейнила [427-434], А. Хитанен и Т. Варне [435-437], Б. Урбанковски [656-657], Э. Цайглер [678].
Издан ряд коллективных трудов, например: "Философские исследования спорта" [566], "Философия спорта" [648], "Основные проблемы философии спорта" [651, 1983] и др. Международное философское общество по исследованию спорта (Philosophic Society for the Study of Sport) в течение многих лет издает международный журнал по философии спорта (Journal of the Philosophy of Sport).
Различные социально-философские проблемы спорта обсуждались на научных конгрессах и конференциях, в том числе международных [см., например: 144, 224, 225, 440,442,467, 621, 623-626, 628, 630 и др.]. * Об этом свидетельствуют библиографии зарубежных работ по этой проблематике [см. например: 360].
Ко второй группе публикаций относятся работы, посвященные анализу целей и задач олимпийского движения, его идеалов и ценностей, олимпизма как философской концепции.
В первую очередь здесь следует указать работы основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена, которому, как отмечается в Олимпийской хартии, принадлежит «концепция современного олимпизма» [157, с. 7]. Общий объем его публикаций составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [372, р. 25]. В последние годы за рубежом переизданы многие из этих работ П. де Кубертена. Среди них особо следует выделить "Олимпийские мемуары" [94], в которых собраны все значительные его выступления, лекции, эссе по вопросам философии и педагогики олимпизма.
Издано огромное число работ, посвященных идеям Пьера де Кубертена. Активную работу по разъяснению и пропаганде этих идей ведет Международный Комитет его имени. Комитетом подготовлена и издана целая серия брошюр, посвященная взглядам основателя современного олимпийского движения по наиболее актуальным вопросам спорта и олимпизма [см. например, 567-569]. Одна из самых последних и прекрасных работ в этом плане под названием "Пьер де Кубертен. Олимпийский гуманист" [372] вышла в 1994 г. Ее написал президент Международного комитета Пьера де Кубертена, президент Ассоциации Латиноамериканских Олимпийских академий и президент Испанской Олимпийской академии Конрадо Дюранте Коррал. В ней опубликована и библиография работ как самого П. де Кубертена, так и о Кубертене.
К числу наиболее известных зарубежных публикаций по социально-философским проблемам олимпизма следует отнести прежде всего работы известного немецкого философа Г. Ленка [115-116, 491-497], особенно его монографию "Значение, цели, действительность современных Олимпийских игр" [487], в которой анализируются основные социально-культурные ценности олимпизма и вместе с тем приведена одна из наиболее полных библиографий по социально-философским проблемам олимпийского движения.
Широко известны и такие работы по данной тематике, как К.Дим "Олимпийская идея" [365], Р. Эспи "Политика Олимпийских игр" [378], П. Грэхем и X. Юберхорст "Современный олимпизм" [410], Дж. Липьец «Философия олимпизма» [501], Дж. Макэлун "Великий символ" [511] и
Заслуживают внимания также публикации Х.М. Кахигал [84-85], 3. Кравчика [459], Ф. Ландри [104, 475-479], Н. Лекарской [111-112, 485], М. Ляйпер [483-484], X. Майера [129], Г. Млодзиковского [532, 533], Н. Ниссиотиса [548-551], Э. Озера [154], Т. Олыпански [158], Д. Пэрри [564-565], Р. Петрова [169], А. Пуре [186], В. Речека [191], П. Сеппэнена [596-599] и др.
В центре внимания зарубежных ученых, анализирующих социально-философские идеалы и ценности олимпизма, находятся его нравственные (моральные) ценности и прежде всего принципы "Фэйр плэй". Среди работ по данной тематике внимания заслуживают, например, такие работы, как: Г. Ленк и Гюнтер А. Пильц "Принцип фэйр плэй" [498]; П. Макинтош "Фэйр плэй: этика в спорте и воспитании" [522]; Эккард Майнберг "Мораль в спорте. Основы новой этики спорта" [527]; К. Хей- нила «Этика спорта» [429]; специальный выпуск журнала «Международное ревю по социологии спорта» по теме «Этика и спорт» [379] и др.
Анализу и разъяснению принципов спортивной этики, "Фэйр плэй" ("Честной игры") посвящены не только научные труды, но и официальные документы различных международных организаций, связанных со спортом и олимпийским движением. Эти принципы подробно разъясняются, например, в "Манифесте о спорте" [132] и в "Манифесте о честной игре" [133], которые были разработаны и опубликованы Международным Советом физического воспитания и спорта, а также в новом тексте "Манифеста о честной игре" [513], принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г.
Существенный вклад в разработку социально-философских проблем олимпизма внесли и ученые нашей страны: И.В. Баринова [10], А.Н. Бугреев [15-16], Ю.М. Гельперин [43], А.Т. Гутин [50], А.Г. Егоров [58-60], А.А. Исаев [76-81], В.В. Кузнецов [97-98], Г.Ф. Петлеваный [168], B.C. Родиченко [193-198], М.Я. Сараф [208, 211-213], Ю.П. Сегал [215], В.И. Столяров [237-247, 251-253, 256-259], Ю.А. Талалаев [270-272], Ю.А. Фомин [285] и ряд других отечественных ученых.
В последние годы в нашей стране регулярно проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы, специально посвященные обсуждению важнейших социальных (в том числе социально-философских) проблем олимпийского движения и общей концепции олимпизма. Начиная с 1991 г. ежегодно проводится научно-практическая конференция «Олимпийское движение и социальные процессы».
Концепция олимпизма и другие, связанные с ней социально-философские проблемы, активно обсуждаются на сессиях Международной Олимпийской академии [см. 9]. Они были предметом обсуждения также на многих международных научных и олимпийских конгрессах, например: X Олимпийском конгрессе (Варна, 1973), XI Олимпийском конгрессе (Баден-Баден, 1981) и XII Олимпийском конгрессе (Париж, 1994); научном конгрессе "Спорт в современном мире" (Мюнхен, 1972); научных симпозиумах в Мюнхене (1977, 1979, 1980) и Баден Бадене (1981); I Всемирном научном конгрессе "Спорт в современном обществе" (Москва, 1974); II Всемирном научном конгрессе "Спорт в современном обществе" (Тбилиси, 1980); Международном научном конгрессе "Спорт и международное взаимопонимание" (Хельсинки, 1982); международном научном конгрессе "Современный олимпийский спорт" (Киев, 1993); международном форуме «Молодежь-Наука-Олимпизм» (Москва, 1998); олимпийских научных конгрессах в Орегоне (США, 1984) и Сеуле (Южная Корея, 1988); международных социологических конференциях, симпозиумах и конгрессах, например, XII Всемирном социологическом конгрессе (Мадрид, 1990), XIII Всемирном социологическом конгрессе (Билефельд, Германия, 1994) и др.
Несмотря на обилие научных публикаций, в которых затрагиваются социально-философские проблемы международного спорта, целый ряд обстоятельств побуждает к дальнейшему анализу этих проблем.
Прежде всего необходимо учитывать, что многие социально-философские проблемы международного спорта до сих пор не решены и являются дискуссионными. Известный финский социолог П. Сеппэнен в своем выступлении на международном конгрессе "Спорт и международное взаимопонимание" (Хельсинки, 1982 г.) отметил, в частности, что до сих пор "почти отсутствуют серьезные исследования в этой области... на самом деле мы очень мало знаем об эффекте воздействия спорта на взаимопонимание между народами. Мы лишь знаем, что спор- тивный обмен между нациями является очень широким и все возрастающим феноменом. Мы также знаем, что большая часть этого обмена ограничена большим спортом и сопутствующим ему зрительским спортом, что все увеличивается освещение спорта в средствах массовой информации. В дополнение к этому мы знаем, что спортивные команды имеют особые привилегии в посещении и посещают такие места, которые недоступны обычным туристам. В журналах и газетах время от времени появляются сообщения о межнациональных свадьбах и дружеских связях между отдельными спортсменами. Но наши знания крайне ограничены относительно социальных функций спорта в международных отношениях".
Другой известный социолог спорта П. Макинтош в докладе на конгрессе также отметил, что вопрос о том, каким образом спорт влияет на международные конфликты, до сих пор не решен и необходимы дальнейшие исследования, прежде всего комплексные, мультидисциплинар-ные, в поисках ответа на данный вопрос.
Последующие социально-философские исследования упомянутых проблем существенно не изменили ситуацию. И в настоящее время они являются дискуссионными. Причем, до сих пор отсутствует анализ и систематизация всего комплекса различных и даже противоположных взглядов, точек зрения, концепций по данным проблемам.
Особенно важно отметить тот факт, что до сих пор практически отсутствуют работы, в которых была бы изложена целостная социально-философская концепция международного спорта.
Цель и задачи исследования. Главная цель исследования - на основе системно-комплексного анализа социально-философских проблем международного спорта и критического анализа различных точек зрения по этим проблемам разработать целостную философскую концепцию данного социального феномена, учитывающую его эволюцию в XX столетии и современную ситуацию. Основные задачи исследования:
Определить значение концепции современного олимпизма П. де Кубертена и его последователей для социально-философского осмысления международного спорта.
Выяснить, удалось ли и в какой мере практически реализовать эту концепцию, насколько реалии современного международного спорта соответствуют олимпийскому философскому идеалу.
3. Выявить, систематизировать и проанализировать различные взгляды, точки зрения относительно социальной значимости междуна родного спорта, его социальных функций в сфере международных от ношений, характера воздействия на эти отношения, роли в создании и разрешении международных конфликтов.
Изучить гуманистический потенциал международного спорта, а также возможность и действительность дисфункциональных проявлений в этой социальной сфере.
Исследовать и систематизировать основные факторы, определяющие характер и полноту реализации социального потенциала международного спорта.
Опираясь на этот анализ, определить основные направления, формы и средства повышения гуманистической ценности международного спорта.
7. Обосновать правомерность использования «спартианской» (обоснованной в упомянутом выше проекте «СпАрт») модели спорта в сфере международного спорта для повышения его духовно-нравственной ценности.
8. На основе всего этого системно-комплексного анализа международного спорта сформулировать основные положения его целостной социально-гуманистической философской концепции.
Теоретические и методологические основы исследования. Общей теоретической основой исследования являются работы известных
Нрсдчлавиюлсп uio4owiJJcrin*jn и лаууиълмпклл цликлллрип, ^ициилиі ии, психологии, педагогики:
Н.А. Бердяева [12, 13], В.П.Казначеева [82, 83], Данило Ж. Марковича [136], А. Печчеи [173], Н.К. Рериха [190], B.C. Соловьева [221], А.И. Субетто [263, 264], А. Суворова [265], Тейяр де Шардена [274], Э. Фромма [289, 290], А. Швейцера [297] и др., в которых изложена философская гуманистически ориентированная концепция человека и показано ее важное значение для решения современных социально-культурных и педагогических проблем;
Э.В. Гирусова [44], Н.Н. Моисеева [145], Н.Ф. Раймерса [188], А.И. Суббетто [263, 264] и др., в которых дан анализ современного этапа социально-политического, экономического и культурного развития человеческой цивилизации, основных проблем, кризисных ситуаций данного этапа и путей их преодоления в ходе дальнейшего развития;
Л.С. Выготского [38], Х.Г. Гадамера [41], А.Н. Леонтьева [117], Ю.М. Лотмана [120], Е. Финка [283], Й. Хейзинги [439], Э.М. Эведона [302] и др., посвященные философскому и культурологическому анализу игровой деятельности;
Горьковского философского клуба "Универсум" и Общероссийской академии человековедения (президент - профессор Л.А. Зеленое), посвященные социально-философским проблемам теории человека, теории деятельности, теории культуры, теории личности, теории социализации и т.д. [см.: 3, 67-71, 107, 293 и др.];
Е.И.Степанова [227] и других специалистов в области современной теории социальных конфликтов и методологии их разрешения.
Специфической теоретической основой диссертационного исследования - с учетом того, что проводится философский анализ международного спорта - является социально-философская теория спорта, его гуманизации и интеграции с искусством, которая разработана В.И.Столяровым [233-261 и др.] и его учениками [9, 10, 14, 50, 75, 96, 99-103, 123, 150, 167,168, 183, 205,206,215,262, 294 и др.].
При определении путей повышения гуманистической ценности современного международного спорта учитывались также общие идеи упомянутого выше нового гуманистического проекта «СпАрт» (Спорт. Духовность. Искусство).
В качестве общей методологической основы диссертационного исследования выбран диалектический метод, предполагающий всесторонний, системно-генетический анализ изучаемого объекта, в ходе которого не только фиксируется его противоречивость, но и дается ее объяснение. Этот метод противопоставляется как одностороннему подходу к изучаемому объекту, так и эклектическому методу его осмысления, когда останавливаются на констатации определенных противоречивых фактов и явлений.
Методами диссертационного исследования являются также: теоретический анализ; обобщение данных проведенных ранее социологических исследований и педагогических наблюдений; сравнительный анализ; изучение и анализ литературных источников.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые в научной литературе: - выявлены как значение, так и ограниченность социально- философского понимания международного спорта в рамках концепции современного олимпизма, разработанной П. де Кубертеном и его после дователями; на основе сопоставления олимпийского философского идеала с реалиями современного международного спорта обосновано положение о том, что между ними существует и все более обостряется явное противоречие; систематизированы и проанализированы различные взгляды, точки зрения относительно социальной значимости международного спорта, его социальных функций в сфере международных отношений, характера воздействия на эти отношения, роли в создании и разрешении международных конфликтов; обосновано положение о противоречивом характере международного спорта, учитывающее, с одной стороны, его огромный гуманистический потенциал, те реальные социокультурные функции, которые он выполняет в сфере международных отношений, а, с другой стороны, заключенные в нем возможности для негативного воздействия на эти отношения и связанные с ним реальные дисфункциональные проявления в этой социальной сфере; дан анализ основных факторов, определяющих характер и полноту реализации социального потенциала международного спорта, а также обосновано положение о необходимости различения субъективных и объективных факторов такого рода; с учетом результатов этого анализа определены основные направления, формы и средства повышения гуманистической ценности международного спорта; обоснованы положения: о социальной потребности в развертывании такого особого международного спортивного движения, которое ориентировано на организацию международных спортивных соревнований с использованием новых моделей спорта (более «мягких» по сравнению с его традиционной моделью); о правомерности использования «спартианской» (предложенной в проекте «СпАрт») модели спорта в сфере международного спорта для повышения его духовно-нравственной ценности; о важной роли ветеранов спорта в усилении ориентации субъектов международного спорта, как и спорта вообще, на гуманистические ценности; о том, что реальная гуманизация международного спорта возможна лишь в том случае, если приоритеты этого спорта со спорта высших достижений будут смещены на "спорт для всех"; на основе всего этого системно-комплексного анализа международного спорта сформулирована его целостная социально-гуманистическая философская концепция.
Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что разработана целостная философская концепция такого социального феномена, как международный спорт, который занимает все более важное место в социально-политической, экономической и культурной структуре современного общества, системе международных отношений.
В системе человековедения, ориентированного на построение общей социально-философской теории человека, могут быть использованы результаты данного исследования, касающиеся места, роли и значения соревновательной деятельности в системе форм жизнедеятельности человека, а также состояния и путей практической реализации в современном обществе гуманистических идеалов и ценностей.
Исследование имеет определенное теоретическое значение и для ряда других областей знаний: философии (формы социального бытия человека, связанные с его соревновательной деятельностью); культурологии (место международного спорта в системе явлений культуры); социологии (социальные функции спорта в системе международных отношений); педагогики (роль воспитания в формировании ценностных ориентации субъектов международного спорта) и др.
Практическое значение работы определяется прежде всего тем, что полученные в результате проведенного исследования результаты, обобщающие выводы, целевые предложения могут быть использованы для решения широкого круга актуальных проблем гуманизации, повышения духовно-нравственной ценности современного международного спорта.
Результаты диссертационной работы используются в учебных курсах и спецкурсах по философии, культурологии, социологии и истории спорта для студентов и аспирантов Российской государственной академии физической культуры, а также в Институте повышения квалификации и Высшей школе тренеров РГАФК.
Кроме того они являются важным элементом теоретического обоснования нового культурно-спортивного движения «СпАрт», которое развивается в нашей стране с 1991 г.
Апробация. Основные концептуальные идеи, положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на ряде конгрессов, конференций и симпозиумов: международной научной кон- ференции (Ровно, 1990); Всероссийских научно-практических конференциях "Олимпийское движение и социальные процессы" (1994-1998 гг.); международном форуме "Молодежь - Наука - Олимпизм" (Москва, 1998 г.); четвертом международном научном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Киев, 2000 г.); международной конференции "Молодежь и спорт в XXI веке" (Салехард, 2000 г.); научном семинаре «Достижения науки массовой физической культуре и спорту» в рамках Международной специализированной выставки «Россия в XXI век» (Москва, 2000 г.); Всероссийской конференции «Укрепление здоровья школьников» (Казань, 2000 г.); X научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 2000 г.); итоговых научно-практических конференциях РГАФК (1996-2000 гг.) и
Идеи диссертации обсуждались на заседаниях: международной группы философов и социологов спорта (руководитель группы - В.И. Столяров); Общероссийской академии человековедения (президент -профессор Л.А. Зеленов); Совета по физической культуре и спорту Российской академии образования; Гуманитарного центра «СпАрт», а также кафедры философии, социологии и теории олимпийского воспитания, кафедры культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций и кафедры истории цивилизации, физической культуры и спорта Российской Государственной академии физической культуры и
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр Российской Государственной академии физической культуры: философии, социологии и теории олимпийского воспитания; культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций; истории цивилизации, физической культуры и спорта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы -390 страниц компьютерного текста, библиографии (682 наименования) -72 страница, приложения - 9 страниц.
Данная структура работы соответствует целям и задачам исследования, кругу анализируемых проблем, используемым методам и логике исследования.
Социально-философский анализ международного спорта в рамках концепции современного олимпизма
Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубер-тен при формулировании основных положений концепции олимпизма опирался на результаты проведенного им социально-философского анализа, в ходе которого выяснялось не только значение спорта для отдельного человека, но и влияние на отношения людей, в том числе его роль в сфере международных отношений.
Исходный пункт подхода П. де Кубертена к социально-философскому анализу международного спорта - оценка его с позиций гуманизма.
В основе термина «гуманизм» лежат четыре слова: греческое слово «homo» и латинские - «humanus», «humanitas» и «humaniora».
Слово «homo» означает «человек» и может пониматься как часть рода человеческого или как индивид, принадлежащий к этому роду.
Слово «humanus» означает «человеческий». Оно может употребляться в нейтральном смысле, обозначая «принадлежащий к роду человеческому», «являющийся элементом этого рода», «являющийся продуктом или проявлением деятельности людей». Но то же слово можно понимать в аксиологическом смысле. В этом случае оно подразумевает «степень человечности поведения, которое оценивается положительно» и используется для различения действий достойных и недостойных человека (последние оцениваются как «нечеловечные»).
То же относится и к слову «humanitas». Его можно использовать в описательном смысле как «человечество» или «род человеческий», и тогда оно носит аксиологически нейтральный характер. Но употребленное в значении «человечности», оно может ассоциироваться с определенными признаками конкретного человека или социальной группы, заслуживающими похвалы и награды в социальном смысле. В этом случае оно истолковывается как оцениваемое положительно.
Наконец, под словом «humaniora» понимают культурные достижения греческой и римской античной культуры, прежде всего собрание философских и литературных произведений, в которых сформулированы основные принципы античного гуманизма. В истории философской и социальной мысли эти принципы определялись и структурировались по-разному, в зависимости от уровня знаний античности и идейно-теоретической ориентации исследователей [91, с. 5].
В содержательном плане гуманизм, как известно, представляет собой систему воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, свободу и достоинство, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им своих способностей, а к числу наиболее важных, фундаментальных ценностей относит мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей и т.п. «Гуманизм в принципе является перспективой, рассматривающей целостного индивида как центральную фигуру по отношению ко всему остальному. Гуманистическая перспектива культивирует веру в достоинство и ценность личности, а также способность с помощью разума, воображения и творчества формировать более гуманное будущее для всего общества» [312, р. 21]. Характерная особенность человека, рассматриваемого с гуманистической точки зрения, - обязанность «превосходить себя» и постоянное стремление «подниматься выше себя» или другими словами - «открывать в себе свою собственную суть».
Хорошо известны такие классические определения гуманизма, как «человек является высшей ценностью» (Сократ) и «Человек - мера всех вещей» (Протагор). Гуманизм всегда воспринимался и воспринимается как "культивирование человечности", stadium humanitatis, в самом человеке. Не случайно еще в эпоху римской республики "человечный человек", homo humanus, противопоставлялся "варварскому человеку", homo barbarus.
Гуманным в системе взглядов, принципов и ценностей гуманизма признается все то, что в деятельности общества и личности "работает" на человека - на его полноценное развитие, на его потребности, на его здоровье. И в то же время даже самая высокоорганизованная, технически совершенная деятельность, если она направлена против человека (его существования, его счастья, его самореализации), рассматривается как антигуманная - в какой бы форме и в какой бы сфере она ни проявлялась - военной, производственной или досуговой [21, с. 26].
Гуманизм это не только мировоззрение, но также философско-культурное течение, общая жизненная ориентация и установка в отношении мира, людей и самого себя, содержащая в себе директивы правильного, т.е. «человечного» поведения. Это - компас жизненного пути для индивида и общества в целом, который указывает миру в целом и отдельному человеку, как реализовать сущность homo. В этом философском мировоззрении заключена надежда на неуклонно прогрессирующий процесс гуманизации мира, т.е. формирования его более человечным, более совершенным. Вместе с тем этот способ понимания мира и нормативная модель жизни выступает против дегуманизации общества, отчуждения и деградации человека, разных форм его овеществления и порабощения [91, с. 6-7].
Социальный потенциал международного спорта
В рамках диссертационного исследования принимается положение о том, что главный элемент спорта - спортивное соревнование. Это -особая разновидность соперничества, соревнования, которая возникает, формируется и развивается как "гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни". В реальной жизни постоянно возникают соревновательные ситуации, происходит борьба (со стихией, хищниками, врагами и т.д.). При этом соперники чаще всего находятся в неодинаковых условиях, что затрудняет объективную сравнительную оценку их способностей, а главное, их соревнование, борьба нередко заканчивается трагически, по крайней мере для одной из соперничающих сторон.
Культурное предназначение "спортивной" модели соревнования как раз и заключается в том, чтобы: а) поставить его участников в равные условия, создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей людей и б) по возможности обезопасить их от негативных последствий. Это достигается в спорте путем преобразования реальных соревновательных ситуаций в более гуманные, условные, игровые, основанные на определенных правилах, в том числе правилах-запретах. Спорт - это "как бы" борьба (нельзя ранить, уничтожить своего соперника), борьба-игра. Именно этим, например, фехтование как вид спорта отличается от боевого сражения на шпагах, саблях и т.д., а бокс - от уличной драки [252, с. 237-238; 260, с. 82-83].
Понятие «спорт» включает в себя не только спортивные соревнования, но также подготовку к ним, социальные институты, которые этим занимаются, возникающие при этом социальные отношения, связанные с ними нормы и принципы поведения и т.д. (Ср.: «в широком смысле понятие "спорт" охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности» [139, с. 427]).
В рамках спорта различаются такие его разновидности (иногда их называют также "профилирующими направлениями"), как "спорт для всех" (его называют также "общедоступным", "ординарным", "массовым" спортом) и "спорт высших достижений" (другие его названия: "большой", "рекордный" спорт). В "спорте для всех" на первом плане стоит здоровье, отдых, развлечение, общение людей, а в спорте высших достижений - победа в соревнованиях, установление рекорда и т.п. Помимо этого выделяются и другие разновидности спорта - любительский спорт, профессиональный спорт, коммерческий спорт и т.д. [139, 275].
К их числу относится и международный спорт. Он включает в себя широкий круг социальных явлений: международные спортивные соревнования и специальную подготовку к ним; другие формы международных спортивных связей (обмен спортсменами, тренерами, международные семинары, конференции на спортивную тематику и т.д.); международные спортивные объединения - международные спортивные федерации, международные организации, занимающиеся научными проблемами физического воспитания и спорта и т.д.; специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся в ходе международных спортивных связей, в процессе деятельности указанных социальных институтов, и т.д.
Важным элементом структуры современного международного спорта является олимпийское движение, во главе которого стоит Международный олимпийский комитет. Его деятельность тесно связана с международными спортивными федерациями и Национальными олимпийскими комитетами. Помимо международных федераций, руководящих развитием отдельных видов спорта, важное значение в международном спорте имеют универсальные и специальные организации, а также организации, объединяющие различные комитеты, федерации, ассоциации и союзы или отдельных деятелей различного профиля. Большинство международных спортивных объединений руководит развитием любительского спорта. Вместе с тем имеются объединения профессионального спорта, и существуют объединения, в которые входят организации любительского и профессионального спорта [подр. см.: 141, 142, 143,184,200,232,435].
Формирование и повышение спортивно-гуманистической образованности субъектов международного спорта
Как следует из проделанного факторного анализа, для повышения гуманистической ценности международного спорта прежде всего необходимо существенное изменение системы ценностных ориентации всех субъектов международного спорта - спортсменов, тренеров, руководителей спортивных организаций, зрителей и т.д. Без этого вряд ли можно ожидать повышения его гуманистической культурной ценности и преодоления связанных с ним дисфункциональных проявлений. Следует согласиться с мнением М.Я. Сарафа о том, что " до тех пор, пока не изменятся приоритетные ориентации организаторов и руководителей спорта (а последнее зависит от общего направления социальной политики), процессы отчуждения в спорте будет усугубляться" [208, с. 35].
Значит, для повышения гуманистической ценности международного спорта прежде всего необходимо формирование и развитие ориентации всех субъектов международного спорта - спортсменов, тренеров, руководителей спортивных организаций, зрителей и т.д. на те гуманистические культурные ценности (мир, международное взаимопонимание, fair play, гармоничное разностороннее развитие личности спортсмена-олимпийца и др.), которые могут и должны быть реализованы в международном спорте, а также посредством этого спорта.
Важно сформировать у них такую ориентацию на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из средств физической культуры человека, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе и т.п.
Вместе с тем необходимо формирование и развитие гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний. Речь идет не только об эстетическом чувстве красоты спорта, но и о таких эмоциях, как чувство негодования, связанное с любыми нарушениями нравственности и чувство личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений. Не случайно на III Европейском совещании министров спорта (Копенгаген, 1977 г.) специально обсуждался вопрос о социальной ответственности всех, кто связан со спортом, за его гуманистическую ценность и направленность.
С этим связана и еще одна задача - необходимость формирования у всех субъектов международного спорта стремление быть участником тех гуманистических движений (прежде всего олимпийского движения), которые направляют свои усилия на реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, содействовать развитию этих движений, разъяснять и пропагандировать их идеи.
Важная задача состоит и в том, чтобы субъекты международного спорта не рассматривали Олимпийские игры как "испытание национальной доблести", помнили о том, что "любые соревнования, включая Олимпийские игры, - это соревнования спортсменов и команд по определенным видам спорта, а не противоборство наций", что престиж гой или иной страны как спортивной державы определяется не просто высокими достижениями ее спортсменов, а тем, насколько честно они играют и "насколько успешно они применяют в жизни то, что усвоили в спорте" ["Спортиллюстрейтид"..., 1981, с. 29-30].
Что касается спортсменов, то, как отмечает В.И. Столяров, задача состоит прежде всего в том, чтобы они стремились к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, самопреодолению и, ориентируясь при этом на высокие достижения, отдавали приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям, разностороннему развитию и проявлению своих способностей [248, с. 8; 249, с. 23].
Необходимость формирования и развития ориентации спортсменов, особенно олимпийцев, на самосовершенствование, саморазвитие, самопреодоление в течение многих лет проповедует в своих книгах, статьях, выступлениях философ и олимпийский чемпион из Германии Г. Ленк [114, 486-498]. Образцом для такой работы, по его мнению, служит "модель самоформирующегося, интеллектуально развитого спортсмена": "спортсмен должен критически рассуждать о своей спортивной подготовке, иметь возможность влиять, насколько это возможно, на этот процесс, уметь связно и четко выражать свои мысли". Как считает Г. Ленк, "в идеале критерием подготовки спортсмена должно быть критичное, ответственное, относительно свободно принимаемое решение активной личности. Недопустимо превращать человека в раба соревновательного спорта путем разжигания у него нездоровой жажды медали чемпиона".