Введение к работе
Актуальное?,-, темы посла тговакш. Проблема оодюления социальной революцій является одной аз ключевых з советском обзэство-ввдеяии. Острота ее постанозки на современном этапе связана гтрел:— до всего с грактичь»,кой необходимосткэ вывода общества из глубокого кризиса, поскольку ог осмысления этого феномена зависит в значительной степени вибор стратегия и методологии развития общества. 3 настоящее врекя. наблюдается серьезное отставание теоретических исследований но фундаментальным обімствекнил пробле-кам, что связано с ситуацией своеобразного "теоретичес".ого вакуума", вызванного устранением многих без;лизненнкх положений-ране.-господствущей теоршз в обяастввнных науках. Чтобы научные вшої ; и результаты анализа социальной'революция смогли стать теоретической основой практической деятельности, долано быть переосмыслено теоретическое наследие классиков марксизма, приведшее в известное противоречие с реалиями развивающегося общества. Как представляется, речь должка, идти о критическом переосмыслении самой уклздно-формационной концепции развития общества, включая такте теш как классы, государство,' идеология, социальная революция и другие.
До сих пор по проблеме-социальной революции крайне мало серьезных, отвечающих нынашяюл требованиям теоретических работ, в связи с этим особую актуальность приобретает необходимость .гоис-ка новых но градационных Подходов и путей в решении данной проб- ' ломы.
Традиционно, при анализе всех общественных процессов, и в том числе социальной революции, советская обществоведческая наука исходила из материалистического понимания истог,гческого про- -цеоса. Такой подход характеризовался значительным аринияением духовного фактора, в истории, выводя за скобки"человека как смысловой эпицентр и истории и революции. Поотому с позиций сегодняшнего дня, когда становится все более очевидным'наличие мощных сил духовного характера, действующих в истории, представляется необходимым рассмотрение-социальной революцій чероз призму дулов-ного мира человека, его нравственных орг-'нтиров. А'-глиз револк, цда тозможен и необходим сегодня со стороны очевидных результатов революционного способа преобразования действительности.
_ 4 -
В этой связи актуальна научная сторона проблемы, состоящая з том, чтобы исходя из требований жизни, выработать адекватные реальности теоретические полонення и концепции, которые дадут возможность более глубокого оомнслоекя социальной революции, ее целей і: средств, ее внутренних основ, позволят болоо объективному исследований феномена роволпцлоіпгаго преобразования действительности, от которого зависит, в итоге выбор наиболее оптимальных гутой развития современного общества.
Степень цазги-ботанкостк темы. Проблемам изучения социальной революции, уделялось значительное внимание в истории соїшаль-но-^ндософской шик. Одшїм из основных направлений необходимо признать марксистскую теорию резолюции (к которой мокао отнести подавляющее больпкнство .советских исследователей). Если ззять это направленно более широко, т.е. как заг-тючагащуга з собо центральную идеи об объектпзко,-.: двиганий общества і: рвзстацпп, на определенном этапе, разрешающей общественные противоречия, то к нему следаст отнести кроме классиков марксизма и В.Л.Ленина К.Каутского, П.Н.Ткачова, Г.В.Плеханова, Р.Люксембург, Л.Троцкого и многих других. При всех зцдичше противоречиях их концепций они были едины в одном - б идее неизбежности социальной революции и революционного переустройства ілгра. Наиболее обосновано эта идея бкла выражена в теории марксизма, который, вне сомнения, исходил из кизнешшх реалий 19 века, чем к объясняется особая притягательность его социально-политической доктрины.
Однако марксистский (как и вообще материалистический) подход к анализу исторического процессе и з частности социальной революции ограничен рядом моментов, вытекающих из его монистической природы. Исходя из материалистического понимает истории, марксизм продал области материальных экономических і/дкизсний са-модавлеющий к всеопределящкй характер, которой прикаддекиг действительная, реальная самобытность в историк. Существование .so всех сторон исторической кизни, так называемой надстройки, мыслилось в метафизическом смысла иллюзорным, несамостоятельным. Согласно марксизму, объективный экономические законы, определяющие материальные условия бытия, не зависят от человеїса. Но человеку подвластно поставить объективные, чукдае ему силы под свой контроль, """революционизировать" существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить
его" (Маркс К., Энгельс . Сеч. Т.З. С.42). Задача общественно
го устроения заключается, такім образом, в борьбе за улучшение
среди, внешних условий," изменения оущестзутадєго міра. Однако са
ми условия бытия, улучшение которых предполагалось путем рево
люции, понимались как ночто внешнее самому человеку. В зтом сос
тоит одномерность подхода к историческому процессу, а не только
марксизма, ко я вообще всех/теорий революционного преобразезания
действительности. , . '
В советское время так называемое творческое развитие марксистско-ленинской теорій рзволюциг было ляиь идеологическим обслуживанием официальной партийной линии. Фактически до 70-х годов публикации по проблеме социальной'революции носили догмати-. чески-лопуляризаторский характер, Основываясь на обильном и некритическом цитировании классиков марксизма, что бняо характерно и для всего обществоведения в целом. .-'.
Заметное окивдание исследований, как по проблемам револтаи-онкых процессов в развивающихся странах, так и методологическим проблемам социальной революции в целом произошло с 70-х годов. Такие авторы как К.К.Брутенц, Г.Г.Водолазов, С.Й.Гончарук, Ю.А. Красин, К.И.Зародов, А.М.Ковалев, Б.И.Коваль,:Е.Г.Плимак, Л.Г. Олех, м.А.Селезнев, Б.А.Симония и другие внесли значительный ".'. вклад в разработку указанного, направления (особенно в области исследования революционных процессов в развивапцихся странах), высказав ряд глубоких'мыслей.; однако для большинства работ этих авторов при фактологической разработааности различных революций теоретическая база оставалась- целиком в рамках даргийяо'-идеоло-гической доктрины, что значительно,епляаяо «ффехтивность исследований. ':" /, .j;V/^V//V/^/Xy;-:.:''^''-''Лл'*-- -;* ''*' ''.-. '
В связи с переизданием ряда ранее запреяэннылработ оточе-ственных религиозных философов появилась возможность -ворчеоко-го прочтения философов этого оригинального направления примени-; тельно к яробледа ясследовалия. Несмотря на то, что русские ре-лйгиозно^илософстае. мислителя на подвергали пройдвцу - стртпдьной революции Специальному теоретическое анализу, их ияровоззрен- ческие позиции.пoкaзывaJтccвepданнoorфeдeлвниoв.отношение к данному феномену; Достаточно указать В..С;Соловьева, Е.Н.Трубеї,-кого, С.Н.Булгаксгаа, Н.А.Бврдіева, С .Л.Франка, Г.В.Фяоровскс о, Г.П.Федотова, С.А.Аекаяьдова, И.А.Идьина большинство чьих идей а
сугщонг'! в области социальной философии, и уже, социальной революции, пройдя проверку зромопем, сегодня не менее значимы, чем десятилетия назад.
Они во кногоїМ преодолели ограниченность к недостатки теорій революционного переустройства мира, развитие способа материаль-ного производств \ осмысливалось ими з связи с исторической киз-::ьга человечества и нревдо всего духовней жизнью самого человека. Согласно такоіїу пониманию, сама идея создания справедливого об-цэствекяого строя без духовного становлешія самого человека, ви-.-личности и личного творчества представлялась социальной утопией. Поскольку идеалы, выракенные в целях революций, строїтись отвло-чєнно-рациональїю, ка.вырастали из самой киэшг, то при столккое,-нни с иск разрушала: и калечили ее. Ложна я сага идея насильственного воплощения общественного идеала, даке самого возвышенного, ибо диктаторский .характер "зтеснекпя счастья" способен создать только новые'сборка-рабьего общества, новую лкесСорность. Активное творчество масс в революциях понималась рвдигаознкгді философами лишь как внесшее, кажущееся, за которым «срывается пассивность духа, нравственного сознания. Наконец, русская религиозная фнлосойяя понимала революцию как итог, результат предшествующей эпохи, Боплощаюцеі! глубокий крінис отой эпохи, связанный с упадком веры, с потерей в обществе и народе объединяющего центра яиэ-ии, прочного нравственного основания. При определенной весхошс-ти их позиций по отдельным вопросам и 'эволюции взглядов в 20-м веке русские религиозные философы были едины в том, что социаль-ио-политичооісіе революции бессильны сади по себе, а изменить мир и человека монет только духовная революция .в самом чьловеке, которая есть долгий и трудный процесс становления '"совершеннолетия" человека, напряженной работы духа. В цзлом-ке это направление остается практически неизученным.
Значительный иитеро о/представляют немарксистские направления зарубежной социалько-філософекой мысли. 20-го зека, серьезно изучающие социальную революцию. Ош, однако специально не'-рассматриваются в данной работа, поскольку выходят за ее рамки.
Что касается состояния исследовательской проблемы в советском обществоведении последите лет, то такими разными авторами как А.Буенко, Л.Ионин, И.Клямкин, ОЛацис, М.Антонов, С.Черкы-ссв, ЛЛфшко, А.И.Фурсов, И.Л.Тузов, с.ііЛерненко и другими были
высказаны интеросныс суздекия, продемонстрированы нетрадицион-нко подходы. Представляется, что несмотря на разность, а порой противоположное^ их позицій и взглядов, в целом обрацошш к теме революция шкот способствовав, началу серьезных теоретических исследований этого олонного общественного фономена.
Пель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы посредством вияснення смысла исторического проце-.са раскрыть внутренние основи социальной революции, что позволило бы вияснить степень ее адег-затности как способа разрешения общественных противоречий, с одной стороны, западноевропейской истерии, и с другой стороны, историческое развитию России.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и рэи„-ние рада задач:
показать противоречия и ограниченность материалистического понимания истории, осмысливающего исторический процесс в русле западной традиции философствования; в связи о чем показать особенность историософии как специфически, русского осмысления истории;
осмыслить социадьнуи революцию как способ разрешения социальных противоречий, направленный на изменение условий общест-венного бытия, лежащих вне человека, и оторванных от нравственной основы, духовного центра;
раскрыть утопизм строительства социальных йорм во имя отвлеченно-рациональной идея освобождения и связанных о ной средств революционного насилия. Это. предполагает анализ роли радикальной интелигенцяи, формирующей теории общественного переустройства л определяющей общественное сознание;
обосновать положение о том, что социальная революция есть результат имеющего место в мире глубокого духовного и релктоз-ного кризиса; .."-.,.
выяснить противоположность оснований западноевропейской и русской хозяйственной и политической форм и витбкаюцую из этого специфичность разрешения общественных конфликтов;':
обосновать ікшиенио об обреченности действительного разрешения общественных конфликтов реводгоциокным путем, как и попыток общественного единения исключительно на экономической основе.
Научная новизна исслетора^ состоит з том, что в диссертации:
проЕодктся анализ социальной резолюции на материале, оце но получившем специального анализа в советсісой обществоведческой науке;
осущзствлек сравнительный анализ теоретических и мировоззренческих оснований понимания исторического процесса к социальной революции каркслэмом я отечественной религиозной философией;
выявлена степень адекватности резолмпионного способа пре-образованля действительности логаке исторического процесса;
обосновывается вывод о том, что социальная революция, как скйіс-іф:ічосіая форі.;а разрєіжлшя общественных противоречий' неорганична ходу исторического развития Россия;
предпринята попытка вскрыть внешность связей революционных целой и средств, исследовав феномен "дзояцихся целеіі";
доказываемся мысль о том, что роЕолация воплощает в себе ко только глубоки: кризис эпохи, но к разрыв индивидуального сознания, потерн идеи целостности кезнн', .нравственных- ориентиров.
-'иетодолог.'гческив основы исследования. Методологической осно
вой диссертационного исследования явилась работи русеїзас религи
озных Qwiocajpa В.С.Соловьева, СН.Еулгакова, НЛ. Бердяева,
С.Л.франка, Г.В.Флоровского, И.Д.ІІльїаіа и других,-а также новей-
сие исследования советских-авторов, разрабатнваощих аналогичное
інаправление. В диссертации'использованы результати монографичес
ких исследований, материалы периодической печати, публицмсижа.
П-пактичоокая значимость работы состоит в том, что содержа
щийся в кзй' материал mosot быть использован при подготовке леїс-
ir/Я и семинарских занятий в курсе социальной фидоссілі по ряду
тем, касапщщзя'лро&иш экономики и политики'в революции, интел
лигенции и общества, 'личности'и лігшого творчества в историк,
аі'чліаа резолвдпонных процессов .'в современной лире. .Результаты .
и выводы диссертадаошюго исследования могут быть использованы
яри 'разработке методологических аспектов, анализа социальной рево
люции, \ >'.>'- '.':'-:-! .''.:, ."- '..;' -:'-'"'-. ./'/."''.."
Аптюбаття теоретических нолоданий диссертации осуществлена
на кафедра философии Санкт^Ббгербургского государственного уни
верситета в 1991 г. Ряд положений работы был представлен на.кон
ференций "Философские проблемы теории социализма как обществен
ного строя" (декабрь, 1990 г.,, г.Брянск). По теме диссертации
осуществлены две публикации. . ' '.
_ 9 -
Логіка т>аботн и стптатут>а ксслетотання;. Поскольку цедосг-ность каїкдого из рассматриваемых: метафизических ученій предполагает внутреннюю связь меяду осмыслением самого исторического процесса п пониманием социальной революции логика данг.оіі работы предполагает двикоіию- о? анализа г,олой и скисла исторического процесса к выяскошпэ онтологичоекпя основ к смысла социальной революции. Соответственно такой логике исследования работа раз-- делена на главы. 'Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфи, заключения и списка литературы.