Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект Федосеенков, Александр Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федосеенков, Александр Владимирович. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ростовский гос. строит. ун-т.- Ростов-на-Дону, 1998.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/3438-8

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глубокие и быстрые перемены, сопровождающие изменение устоявшихся традиций и ценностей, в цеюм - привычной атрибутивности социальной жизни, привели к резкому изменению социальных ролей и статусов огромного количества люден. Усилилась необходимость точной самоидентификации собственного бытия человека по многим позициям в рамках социума. Лишившись привычных ролей и функций, социальные группы и отдельные индивиды попали в состояние неопределённости. В философско-социологической литературе это обычно трактуется понятиями маргиналыюсти и деви-антности. Отдельные грани проблематики активно исследуются последнее время рядом гуманитарных дисциплин. Однако сегодня ощущается потребность в выведении анализа на системный философский уровень, с акцентом на субъективное восприятие человеком своего маргинального состояния.

Выбор темы определен необходимостью исследования сложных процессов развития изменяющейся социальной реальности, а также потребностями рассмотрения особенностей взаимодействия социума и личности при переструктурализации взаимодействующих отношений, приобретающих эволюционную ценность в период, который с полним основанием можно обозначить как маргинальный. Выявлена потребность осмысления философских атрибутов маргинальное: онтологического, гносеологического и антропологического содержания.

Своеобразие механизмов трансформации, предполагающее собой в том числе и образ смерти, раскрывает систему адаптации социального организма к изменениям. Образ смерти - существенная черта культуры, предполагающая своей символикой отражение определённого уровня развития социальности. Осознание своей конечности предполагает возможность подготовиться к ней. Игнорирование в мыслях этого неизбежного факта только отодвигает перспективные закономерности человеческого развития, идеализируя представления о жизни. Понятие маргинальное выражает собой момент трансформативного преображения, носителями которого являются отдельные индивидуумы, отражающие собой и в себе противоречивость развития организующейся си-

стемы, процесса одновременного разрушения и созидания. Чем выше элементы социальной организации, тем больше уровень атрибутивности, сопровождающий её развитое состояние. Взаимодействие элементов образует на определённое время .круг замкнутых явлений. Образованная замкнутость определяет собой время духовности данного социума - время жизни идеи, способствующей поддержанию устойчивых связей социального организма.

Системная закрытость предполагает определённую степень защиты социального организма от себе подобных, проявляющуюся в виде отрицания чуждых данной организованности особенностей менталитета, т.е. форм социального сознания, представленных в виде религии, философии и отдельных гуманитарных разделов науки. Каждая из этих основных форм, и это видно на исторической ретроспективе, брала на себя ответственность в виде решения заддч, выдвигаемых развитием как отдельного человека, так и человечества в целом. Синтез этих основополагающих начал человеческой социальности образует культуру народа со свойственным только ему образом приобщения к жизни в виде традиций, а также способом инициации нововведений.

В процессе преобразования социальности прослеживаются многочисленные маргинальности, две из которых являются главными. Философский аспект анализируемой проблемы заключается в рассмотрении сложного маргинального процесса с выделением двух основных составляющих: экзистенциальной и социальной маргинальностей.

Маргинальная личность, находясь в социальном поле происходящих перемен, в поисках смыслового контекста изменений, вынуждена продолжительное время выступать субъектом и объектом деятельности попеременно. В этой связи маргинальное, рассматривается как механизм социальной трансформации личности, причиной и особенностью которого является отсутствие позитивных аспектов социального развития. Формирующиеся особенности маргинальной психики, обосновывающие и объясняющие ряд сложных взаимозависимых событий и ситуаций социальной действительности, исследуются в рамках различий определяемых основными формами социального сознания.

В отличие от социальной маргинальности, экзистенциальный аспект маргинальности связан с психологическим состоянием отдельной личности, которая поставлена в условия принудительной (или добро-

вольной) ассимиляции с культурным наследием этнически определённого социума. Для экзистенциальной маргинальности существенна позиция стояния на краю - момент границы, за которой следует или возврат в прошлое, или переход в новое качественное состояние личности. Это связано с вырождением (гибелью) пли перерождением. Экзистенция личности, противопоставляя собственные аксиологические приоритеты, проявляющиеся в качестве переживаний психологической неадекватности этническим особенностям социума, совершенствует не только собственную индивидуальность, но и социальные отношения - свою социальность.

В современных условиях жизни проявляется необходимость рассмотрения маргинальности на уровне личного опыта отдельного индивидуума, взаимодействующего не только с объектами социальной реальности, но и с экзистенциальными состояниями собственной бытийностн. Каждое из этих состояний имеет несколько особых аспектов: этический, эстетический, аксиологический, культурный, религиозный, эсхатологический, психологический, которые рассматриваются в контексте социальных и экзистенциальных преобразований.

Степень разработанности проблемы. Развитие базы концептуального осмысления маргинальности началось в 20-е годы, в американской социологии Парком Р. при исследовании аспектов конформизма, - приспособления человека к другим социальным условиям. В последующие годы осмысливался социально-политический аспект, в котором марги-нальность рассматривалась как промежуточное состояние перехода, образующееся в результате конфликта с общепринятыми нормами. См.: Milton М., Goldberg A. A qualification of the marginal man theory II American Sociological Review. - 1941.- Vol. VI; Wardwell W. Reduction of strain marginal social role II American Journal of Sociology. - 1955. - Vol. LXI; Kerkholf A.C., McCormicT. Marginal Status and Marginal Personality II Social Forces. - 1955. - Vol XXXIV; Green A.W. A re-examination of marginal man concept II Social Forces. -1947. - Vol. XXIV.

Позднее, в различных направлениях гуманитарного знания разрабатывается ряд понятий, которые теоретически раскрывают и развивают концепцию маргинальности. Это характерно для французской и немец-'кой социологической и философской мысли. Например, в исторических эссе исследователей маргинальности Делеза Ж. и Гваттари Ф. понятие

раскрывается через сравнение с понятием "номадности". См.: Deleuze J., Guattari F. Capitalisme et schisophrenic - P., 1972. Vol 1. При исследовании первобытных структур социальной организации Тернер В. прослеживает маргинальные отношения через понятие лиминальности. Опыт философского осмысления проблемы излагается в исследованиях Ясперса К. через понятие "пороговой ситуации" и Хайдеггера М. через понятие "Gegnet", вводимого им для обозначения крайности (края, порога, границы) как таковой.

В работах российских исследователей систематическое изучение маргинальности как социального феномена началось в конце 80-х -начале 90-х годов. Это связано с изменениями социальной реальности, а также с кризисными явлениями, требующими исследовательской активности. Рассматриваются различные грани проблемы маргинальности, определяются подходы для пслмания существующих реалий. В социологических наработках публицистики и периодики маргинальность рассматривалась преимущественно под призмой понятий "люмпены" и "безработные". См.: Стариков Е.Н. Маргиналы, или Размышления на старую тему: "Что с нами происходит?" // Знамя. - 1989. - № 10; Стариков Е.Н. Маргиналы // В человеческом измерении. - М., 1989; На изломах социальной структуры. - М., 1987; Рашковский Е. Маргиналы // Опыт словаря нового мышления. - М., 1989; Поляков В.И. Магинальная личность // Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. В культурологических исследованиях понятие маргинальности рассматривается в спектре "девиантности" и "аномии". См.: Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема: дис... канд. филос. наук. - М., 1991.

Аспекты формообразования маргинальной личности, с предзадан-ными новой социальной реальностью характеристиками, рассматривается в исследованиях Навджавонова Н., который пишет о том, что развитие понятия маргинальной личности принимает различную направленность, в том числе и позитивную, в качестве моментов формирования новых структур и агентов нововведений в различных областях общественной жизни. См.: Навджавонов Н.О. Проблемы маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов. - М., 1991. В исследовательской деятельности Лапина Н. особенность" образования „социальных явлений современной действительности связывается с массовой десоциали-

задней и ресоциализацией, а также с потерей предшествующей самоидентификации и неопределённым социальным статусом. Здесь маргинальное выделяется в кризисных условиях как позиция промежуточности в ценностных ориентациях. См.: Лапин Н. Тяжкие годины России // Мир России. - 1992. - № I. В днесериацни Митиной И.В. рассмат-ривается социально-историческая обусловленность маргинальных форм в культурных инновациях. См.: Митина И.В. Культурная маргиналь-ность: концепции и процессы: дне... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дояу, 1997.

Сама маргиналыюсть, проявляющая человеческую феноменальность, понимается как состояние групп (и индивидов) в ситуации социально-экономического и социокультурного переструктурирования общества. Основное содержание этого явления характеризуется, во-первых, через связь с изменениями в социальной структуре, происходящими в результате аномальных явлений для предыдущего течения жизни общества; во-вторых, через пограничность состояния объекта в сложившейся или складывающейся системе социальных элементов. См.: Попова И. Марги-нальность: феномен, понимание // Социс. - 1994. - № 3.

Как особенность, характеризующая существенное своеобразие мар-гинальности, подчёркивается большое психологическое напряжение и переживание кризиса самосознания людей, не способных примкнуть к новым общностям. См.: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Маргиналыюсть // Социология. - М., 1998.

Проводя обобщающую систематизацию различных точек зрения и интерпретаций маргинальности, опубликованных в периодике и научной литературе, отметим, что при различных подходах к понятию везде выделяется определяющий момент, который причинно связан с переходом общества к инновационной политической системе с новой социально-экономической структурой. Решающим фактором новообразования является социальное расслоение и экономический кризис, приводящий к изменению основных характеризующих параметров субъекта и объекта маргинальности. В связи с тем, что философское осмысление маргинальности остаётся за скобками в ставших уже традиционными социологическом и культурологическом подходах, в представленной работе мар-гинальность исследуется в рамках понятийного аппарата философии. Это позволяет рассмотреть в диссертации не только проявление внешних

или внутренних признаков маргинальности, но и особенности сопровож-. дающего эти процессы взаимодействия.

Цель диссертационной работы - определить и исследовать философский смысл маргинальных процессов, сопровождающих как развитие, так и разрушение системной целостности социальных образований. При этом автор стремится рассмотреть особенности маргинального состояния личности, психологически переживающей своё раскрытие в ином качестве, для созидания экзистенциальных контекстов смысла собственного существования.

Задачи обусловлены поставленной целью, и их решение предполагается осуществить следующим путем:

установить социально-философское содержание маргинальности через обобщение данных гуманитарной области знания;

вычленить из содержания социального сознания экзистенциальные формы маргинальности;

рассмотреть позитивные аспекты маргинальности формирующие, в качестве механизма социальной саморегуляции, эволюционные ценности;

выделить онтологическое содержание и гносеологическую форму философского осмысления маргинальности;

раскрыть объективность существования маргинальной реальности на границах социальных образований;

показать внутреннее экзистенциальное мироощущение личности, находящейся под постоянным внешним воздействием механизма социальной трансформации, как основу противоречивости социальной жизни;

определить маргинальность как процесс социального преобразования личности;

- описать психологическое состояние личности, переживающей
объективную трансформацию социальной реальности как субъективное
изменение, сопровождающееся раздвоением сознания;

- выявить на основе рассмотрения мировоззренческих традиций ан- .
тропологические особенности маргинальности.

Методологические принципы и методы исследования. Методологическую основу диссертации прежде всего образуюттрадиционные диалектические принципы. Учитывая современное состояние развития фи-

лософской области знания, использован также экзистенциальный методи опыт герменевтики. При рассмотрении особых состоянии личности использованы понятия, разработанные в философско-психологическнх исследованиях Юнга К., а также метод раскрытия смысловых контекстов Бахтина М. В работе использован метод моделирования социальных систем, рассматриваемый в работах Тернера В. В контексте философских исследований Иванова В. использован метод структурирования человеческого целого логикой исключения, перекликающийся с методологическими наработками Фуко М., при выделении им генеративных матриц социальности.

Научная новизна работы состоит в следующем:

показаны биологические предпосылки социальной маргиналь-ности, предопределяемые законами эволюционного развития;

раскрыты онтологические особенности социальной маргиналь-ности, представленные различными формами социального сознания;

соотнесены с категорией маргинальности близкие по содержанию понятия - аномальности, девиантности и лиминальности;

рассмотрена культурно-историческая ретроспектива религиозной формы маргинальности, являющаяся психологической первоосновой внутренней жизни индивида;

выделена экзистенциальная маргинальность, связанная с особенностями психологических изменений личности;

при рассмотрении гносеологии маргинальности в категориальную структуру включены понятия "процесс" и "состояние", характеризующие субъективную и объективную маргинальность;

выявлены особенности антропологии маргинальности в мировоззренческих традициях Востока и Запада, определяющие разное качество социальной границы и разный способ формализации содержания индивидуального сознания;

соотнесены с маргинальными процессами закономерности трансгрессии смысла в тупиковых ситуациях политической жизни.

На защиту выносятся следующие тезисы: 1. Маргинальность является механизмом социальной трансформации личности, который формирует поле взаимодействия индивида и социума как условие воспроизводства жизненно важных отношений. В проявлениях маргинальной формы действительности раскрывается способ вза-

имодействия социальной и индивидуальной жизни, определяющий скрытую структуру мотивации при изменении аксиологических ориентиров.

2. При изучении культурной эволюции человечества современного человека следует рассматривать как продукт совместного действия органической и культурной эволюции. Социальный отбор является таким же закономерным процессом развития как и органический. Социум так же ставит отдельного индивида в различные условия существования, часто экстремальные, выявляя латентный селективный потенциал.

3. Закономерности человеческого развития обусловлены не только аспектами социальной всеобщности, но и психологическими матрицами экзистенциально переживаемых границ как собственной ограниченности. Маргинальность является процессом внутреннего преодоления личностью психологической границы, в котором формально переживается слияние с ней.

4. Человек сам является границей - маргинальной зоной. Проникновение в другого (слияние с ним) и одновременно с этим сохранение дистанции (своего места), выражает гносеологию маргинальное, раскрывая при этом онтологическую специфику само-бытия. Вещь в пределе не существует, точно так же, как не существует она и без предела, так как предел является абстрактным элементом. В этой связи всякое целое в какой-то мере личностно.

  1. Момент края (границы) присутствует везде, где существует целостность. Маргинальными по отношению друг к другу могут быть только однопорядковые величины, порождающие общее поле взаимодействия. Отношения зависимости социальной среды и личности являются тем источником совершенства, в котором культивируется и предзадаётся субъективная ограниченность, приносимая в жертву объективности развития.

  2. Маргинальность как философская категория выражает двойственность психологического восприятия личностью процесса развития, происходящего через негативное отношение (чувство неудовлетворённости) к социальной действительности, переживаемого как совмещение в себе и собой разнообразных смысловых контекстов социальности, вызывающих изменение аксиологических ориентиров жизни.

. 7. Маргинальная ситуация, воспроизводимая социальной действительностью с периодическим постоянством, вызывается к жизни теми же

закономерностями, которыми предзадаётся смысловой контекст норны. Маргинальность внешне (на уровне явления) рассматривается как процесс, который содержательно выражает объективность происходящего, но внутренне переживается как способность субъекта формализовать своим самосознанием состояние развивающейся реальности.

8. Подлинная жизнь человека совершается в точке несовпадения с самим собой, в точке выхода за пределы всего, что он есть как вещное бытие. В этой же точке социальная реальность трансформируется вмесге с человеком. Б конечном счёте символической системой общества определяется уровень индивидуального бытия личности. Социум проецирует на индивида, через свойственный только ему символизм, верхний и нижний пределы своего развития. Эта несоразмерность определяет скольжение и г.ереходы общественной структуры от одного состояния к другому, являясь пространством и временем маргиналыюсти.

Научная и практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах: философии, культурологии, психологии, политологии, социологии. Работа представляет практический интерес для преподавателей гуманитарных дисциплин; аспирантов, исследовательский интерес которых находится на границах соприкосновения философского осмысления и научного знания; студентов, проявляющих интерес к изучению пограничных (маргинальных) аспектов жизни.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научной конференции "Восток. Запад. Россия" (Ростов-на-Дону, октябрь 1993 г.) и Международной научно-практической конференции "Социально-экономические проблемы реформирования общества" (Ростов-на-Дону, апрель 1997 г.) Отдельные результаты исследования использовались при чтении курса лекций на кафедре философии и на кафедре культурологии Ростовского государственного строительного университета. В частности, при рассмотрении темы "Личность" в программу включена лекция "Маргинальность личности: преодоление субъективной ограниченности". Материал диссертации применяется при чтении авторского курса лекций "Философия и эзотерический культ" в Южно-Российском гуманитарном институте.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Ростовского государственного строительного университета.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из: введения; трёх глав, каждая из которых включает в себя два параграфа; заключения и библиографии.