Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная маргинальность : характерологические свойства и типологические признаки Шалагинова, Наталья Алексеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шалагинова, Наталья Алексеевна. Социальная маргинальность : характерологические свойства и типологические признаки : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Шалагинова Наталья Алексеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/192

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основания исследования феномена социальной маргинальности 24-86

1.1. Генезис социального феномена маргинальности в традиции западной социально-гуманитарной теории 25-57

1.2. Социально-философская интерпретация отечественной модели концепции социальной маргинальности 57-87

Глава 2. Характерологические свойства социальной маргинальности 88-150

2.1. Истоки и формы маргинализации в российской действительности и специфика изучения социальной маргинальности 88-123

2.2. Маргинальный статус как основание типологизации маргинальных групп российского общества 123-150

Глава 3. Социальная маргинальность в анализе структуры современного российского общества 151-202

3.1. Идентификационные признаки типологической структуры социальной маргинальности российского общества 152-175

3.2. Маргинальные группы в социальной структуре трансформирующегося российского общества 175-202

Заключение 203-207

Список использованных источников 208-222

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью всестороннего исследования маргинальности для интерпретации социальных процессов в современной России. Трансформация социально-экономической структуры российского общества повлекла за собой интенсивную динамику социальной структуры, которая определила многомерность критериев оценки современной социальной дифференциации. Радикальные преобразования, (модернизация, "перестройка", трансформация, реформирование), произошедшие в российском обществе за последние годы, привели к интенсивной социальной мобильности и многообразию духовной жизни. При этом устоявшаяся идеологическая схема и духовные установки способствуют распространению состояния неопределенности и культурной дезориентации, что в свою очередь разрушает целостность и сбалансированность общественной системы, ведет к необходимой смене социокультурных парадигм. Данный процесс социокультурной энтропии (несбалансированности) связан, прежде всего, с эскалацией процессов маргинализации населения (различного рода мигранты, в том числе, и вынужденные эмигранты, этнические меньшинства, нищие, инвалиды, эзотерические секты, молодежная субкультура, феминистические движения) и расширением (увеличением) зоны влияния маргинальных элементов культуры.

Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, повлекли за собой не только изменение социальной структуры, но и сделали актуальными вопросы об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, уровне сплоченности, месте в социальной структуре, а также системе ценностей тех социальных групп, которые ранее были "традиционными" для советского периода. Наблюдается "размывание" прежних границ классов, групп, слоев в виду чего растут маргинальные группы беженцев, "новых бедных", социальных аутсайдеров, представителей "социального дна". Именно маргиналы переживают наиболее глубокие, принципиальные изменения в социальном статусе, характеризующиеся неопределенностью, потенциальной многонаправленностью социальной траектории, вызванной статусной несовместимостью и социокультурной переориентацией.

Понятие маргинальности - одна из характеристик состояния социальной структуры любого современного общества. Это понятие используется для обозначения относительно устойчивых социальных явлений, возникающих на границе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего определенная часть социальных субъектов оказывается за их пределами. Одно из направлений исследования данной предметной области заключается в определении различных подходов, на основе концепции маргинальности, применительно к современной ситуации российского общества. Чаще всего, исследователи имеют в виду маргинальные, окраинные социальные группы. В современном российском обществе периода трансформации маргинальность приобретает особые масштабы, которые напрямую соизмеримы с масштабами социальных изменений в стране. В современном российском обществе состояние маргинальности в значительной степени характерно для различных социальных групп, таких как: квалифицированные рабочие, специалисты ИТР, часть управленческого корпуса, работавшие в государственном секторе экономики (предприятия ВПК, конверсионные производства, другие предприятия), с высоким уровнем образования, имеющие в прошлом высокий социально-профессиональный статус, оказавшиеся ныне в ситуации его вынужденного изменения, по причине созданного социально-экономическим и политическим кризисом условий невостребованности и несоответствия резко снизившегося уровня материального положения традиционно высокому социальному статусу; представители "новых" профессий, соответствующих рыночным условиям, поскольку положение этих групп неустойчиво; а также это мигранты, вынужденные переселенцы из ряда регионов России и из стран "ближнего зарубежья" и социальные слои, связанные с десоциализацией, потерей прежней самоидентификации и неопределенностью социального статуса. Актуальность проблемы изучения маргинальности в данном контексте обусловлена необходимостью разграничения различных подходов и формированием обобщенного теоретического социально-философского подхода отличного от традиционного социологического. Указанные соображения определяют актуальность данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы и проблемная область диссертационного исследования. Проблематика данного исследования предполагает анализ достаточно большого спектра проблем, отражающих характер и состояние маргинальности в условиях социальной неопределенности и нестабильности российского общества. В зарубежной и отечественной исследовательской литературе, рассматривающей проблематику маргинальности в концептуальном социологическом, психологическом, культурологическом аспекте, накоплен большой теоретический материал по проблеме маргинальности. Прежде всего, для данной работы большое теоретическое и прикладное значение имеют научные разработки в области изучения процесса маргинализации, который в рамках этносоциологической науки получил свое освещение в трудах различных исследователей.

Первоначально рассмотрение проблемы маргинальности связано с культурологическим подходом Р.Э.Парка, который, занимался исследованиями развития городской среды, в частности, иммигрантских сообществ в американских городах, а также расовых отношений межкультурного взаимодействия и кросс-культурных контактов. Результатом проведенных исследований стало формирование представления о типе "пограничной" личности, которая характерна для интенсивных миграционных процессов на примере американского общества. В описании "маргинального человека" Р.Э.Парк часто использует набор психологических характеристик и оперирует психологическими акцентами.

В социальной медицине и социальной психологии исследователи тоже обратили внимание на пограничные состояния психики и тела человека, в связи с чем, были обозначены и описаны различные формы отклонений, которые могут называться маргинальными феноменами человеческого бытия. В дальнейшем Т.Шибутани будет использовать комплекс черт личности маргинального человека, описанный и сформулированный Р.Э.Парком. По мнению Т.Шибутани, комплекс черт маргинальной личности включает следующие существенные признаки: серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями и постоянную боязнь быть отвергнутым, склонность избегать неопределенных ситуаций, чтобы не рисковать унижением, болезненную застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерную мечтательность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного предприятия, неспособность наслаждаться и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются.

Отличие позиции Р.Э.Парка от позиции Т.Шибутани, заключается в том, что Р.Э.Парк связывал концепцию маргинального человека не только с личностным типом, но и с социальным процессом и рассматривал маргинального человека как некий "побочный продукт" процесса аккультурации в ситуациях, когда люди различных культур и различных рас сходятся, чтобы продолжать общую жизнь, поэтому автор предпочитает исследовать описываемый процесс скорее не с точки зрения личности, а с позиции общества, в котором эта личность является ее частью. Э.В.Стоунквист является также представителем культурологического подхода к изучению феномена маргинальности, но выводы "своей теории маргинальности" автор строит на основе идентификации "культурных гибридов". Предметом интереса Э.В.Стоунквиста становятся типичные черты подобной личности и проблемы, связанные с ее адаптацией, а также рассмотрение маргинального человека с позиции социологического подхода. Исследователь рассматривает маргинального человека как ключевую личность (key-personality) в контактах культур. Таким образом, Парк и Стоунквист понимали под маргиналами неадаптированного мигранта (мулаты, метисы), как продукт расовой и этнической "гибридизации". В социологическом плане такая интерпретация маргинальности близка к позиции аномии, как последствия разрыва социальных связей между людьми, человеком и обществом, описанной в работах Э.Дюркгейма.

Последующие исследования (У.Г.Самнер, Р.К.Мертон) показали, что культурная маргинальность - всего лишь один из типов маргинальности. В 40-60-е ХХ века концепция маргинальности особенно активно разрабатывалась в американской социологии и как следствие, проблема маргинальности больше не ограничивалась только культурными и "расовыми гибридами" (Э.В.Стоунквист, Р.Э.Парк). Новизну вносит А.Грин, полагающий, что маргинальный человек это всеобъемлющий термин, который, включая все, также не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены, а Д.Головенски утверждает, что понятие "маргинальный человек" – это социологическая фикция". Традиции ученых, задавших направление в исследовании "культурной маргинальности", в дальнейшем продолжат А.Антоновски, Р.Гласс, М.Гордон, М.Вудс, Р.Херрик, Л.Харман, которые сосредоточили внимание, прежде всего, на психосоциальном влиянии на личность двусмысленности роли и статуса, которая проявляется при столкновении (конфликте) двух культур.

Социально-философский аспект рассматриваемой проблемы, изначально был связан с экзистенциалистским направлением в философии, представителями которого можно назвать: Ж.-П.Сартр, К.Ясперс, А.Камю, М.Хайдеггер. Его можно соотнести с феноменологической традицией в социологии, представители которого рассматривали "маргинальную ситуацию". Известную цепочку - А.Бергсон - Э.Гуссерль - А.Шюц, можно рассматривать как параллельную ветвь взаимовлияния, взаимопересечения философии и социологии. С точки зрения экзистенциализма, в частности, в трактовке К.Ясперса, человек всегда находится в ситуации и не может выйти из ситуации, не попав в другую. Ситуации - суть нечто, что человек должен претерпевать. Он отдан в их распоряжение.

В отечественной социологической и культурологической литературе, посвященной проблеме маргинальности, также сравнительно немного работ и данная проблема изучается с точки зрения различных подходов. В 2000 году вышла коллективная монография на тему "Маргинальность в современной России" (авторы Е.С.Балабанова, М.Г.Бурлуцкая, А.Н.Демин и др.), в которой проблема рассмотрена в контексте процессов, протекающих в современной России. О степени разработанности проблемы в отечественной науке свидетельствуют работы ведущих специалистов в данной области. В качестве основных можно обозначить публикации Е.Н.Старикова, И.П.Поповой, Е.Б.Рашковского, В.А.Шапинского, А.И.Атояна, С.Н.Артановского, помимо этого отдельно следует отметить, что существует обширный пласт этнографических и этнологических исследований, посвященных анализу этномаргинальных явлений. В монографиях и статьях Е.Б.Рашковского, Б.В.Андрианова, Ю.М.Плюснина, О.А.Сергеевой и других авторов подробно проанализирована специфика и особенности этнотрансформационных процессов, проведена их классификация, обозначены основные стадии развития и их сущностные черты.

Возрастает число работ российских философов, социологов и экономистов, которые изучают процесс маргинализации как причину и как следствие социально-экономического неравенства и социальной мобильности в современном российском обществе, среди них такие авторы, как: Т.И.Заславская, В.В.Радаев, О.И.Шкаратан, З.Т.Голенкова, М.Н.Руткевич, В.А.Ядов, Л.А.Беляева, В.И.Ильин, Т.Ю.Богомолова, В.П.Култыгин, Л.Н.Овчарова, Н.Е.Тихонова, В.С.Тапилина, С.С.Ярошенко, М.Ф.Черныш, М.А.Шабанова и другие исследователи. В контексте социальной культурологии в работах Б.С.Ерасова и П.С.Гуревича маргинальная личность рассматривается как переходная личность, являющаяся продуктом процессов, в результате которых человек вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни. В рамках философского подхода маргинальная личность как культурный феномен рассматривается в работах В.А.Шапинского, который рассматривая содержание понятия "культурная маргинальность" в постмодернистской картине мира, находит ряд общих черт, характеризующих культурную маргинальность.

Для понимания социальных процессов наряду с работами таких крупнейших европейских и американских социологов и антропологов, таких как: Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, А.Фарж, Д.Головенски, А.Дэвис, Э.Гидденс, М.Гоулдберг, Г.Дики-Кларк, В.Вордвелл, У.Самнер, Э.Стоунквист, Дж.Берри, Вуд, К.Рабан, М.Гордон, Э.Хьюз, А.Керкофф, Т.Мак-Кормик, Р.Гласс, Р.Херрик, Л.Харман, А.Антоновски, Дж.Б.Манчини, М.Дуглас, М.Херсковиц, П.Штомпка, важное значение имеют и работы отечественных авторов - З.Голенковой, Л.Ионина, Б.Шапталова, Ю.Плюснина, и др. Более детально анализируя отечественные источники, посвященные проблеме маргинальности, можно обозначить две группы работ: работы, описывающие маргинальные процессы на примере западного общества, и работы, авторы которых стремятся осветить эти процессы на социальном материале российского общества. К первой группе следует отнести статьи А.Салмина, И.Кравченко, С.Медведевой, О.Сергеевой, А.Галкина, Д.Петрова, В.Радаева.

Ко второй группе публикаций относятся работы В.Старикова, Н.Аитова, И.Поповой, Т.Заславской, З.Голенковой, К.Феофанова, О.Крыштановской, Ю.Левада, Н.Фроловой, А.Атояна, Н.Тихоновой, Е.Рашковского, И.Митиной, В.Прок, А.Заворина, М.Темкина, Б.Шапталова, Н.Лапина, Р.Рывкиной, С.Краснодемской, В.Култыгина, Д.Петрова, А.Федосеенкова, Н.Навджавонова, В.Каганского, Е.Садкова, Е.Ярской-Смирновой, А.Вишневского, Г.Осипова, М.Руткевича, О.Крыштановской, Р.Рывкиной, Ф.Филиппова, О.Шкаратана, Л.Беляевой, В.Ядова. Социальные практики современной социальной реальности, определяемой как "переходный период" от одной общественной системы к другой, заставляют переосмысливать известные и изучать новые социальные явления и отношения, что требует поиска соответствующих методов теоретического познания. Поэтому к числу категорий, нуждающихся в переосмыслении относится маргинальность, в связи с чем, необходимо более детально рассматривать и уточнять социально-философское понятие "маргинальность" в качестве возможной социально-конструктивной основы для анализа современных процессов в российском обществе, подходы к разработке системы инструментальных и методических подходов к их изучению. Междисциплинарный синтез теоретических данных о маргинальности можно почерпнуть из таких отраслей знания, как: социология, экономика, политология, лингвистика, культурология, психология. Синтез возможен в силу общности предметной области исследования и в силу самой природы взаимодействия различных типов маргинальности. Анализ имеющейся литературы по теме диссертации показал, что зарубежная и отечественная российская социология активно развивается и прогрессирует, в ней появляются новейшие и интереснейшие разработки, позволяющие по-новому посмотреть на маргинальную проблематику.

Вместе с тем, комплексного исследования проблемы маргинализации современного российского общества в ее многогранном срезе, в том числе в социально-философском, в отечественной социальной науке в полной мере не представлено, что позволяет сделать вывод о теоретической актуальности и востребованности данного диссертационного исследования в современном российском обществе. Рассмотрение степени разработанности темы диссертационного исследования приводит к осознанию необходимости разработки новых теоретических подходов к изучению динамики социальных перемещений в условиях кардинальных перемен всех структур общества и возникающих в связи с этим маргинальных явлений и позволяет сформулировать следующие цели и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики социального феномена маргинальности на основе социально-философского анализа трансформационных процессов современного российского общества.

Данная цель предполагает решение следующих основных исследовательских задач:

1. Проанализировать социальный феномен маргинальности в традициях западной социально-гуманитарной теории.

2. Рассмотреть особенности социального феномена маргинальности в концепциях отечественной социально-философской мысли. Провести компаративный анализ социальных причин, влияющих на возникновение феномена маргинальности в российской и западной теоретической интерпретации.

3. Выявить источники и формы маргинализации в российской действительности, а так же определить специфику философского изучения социальной маргинальности.

4. Квалифицировать детерминанты явления маргинальности и специфицировать характерологические признаки понятия маргинальности через рассмотрение маргинального статуса как основания типологизации маргинальных групп российского общества.

5. Определить идентификационные признаки типологической структуры маргинальности социальных групп российского общества и определить теоретико-методологические основания исследования указанного феномена для характеристики социальной структуры российского общества.

6. Показать социально-эвристический потенциал маргинальности и его характерологических признаков, использование которого позволяет анализировать новые социальные параметры в виде маргинальных групп в социальной структуре трансформирующегося российского общества.

Объектом исследования является маргинальность, как социальный феномен.

Предметом исследования являются характерологические квалификационные и идентификационные признаки маргинального статуса как основания типологизации маргинальных групп социальной структуры современного российского общества.

Основной гипотезой исследования является предположение, что маргинальность имеет многоуровневый и многофакторный характер и является специфическим параметром современной трансформирующейся социальной структуры Российского общества. Исследование на уровне социально-философского подхода к маргинальности как многофакторного социального феномена в контексте современных социальных практик может способствовать выявлению новых характеристик современной социальной структуры различных обществ, в виде слабоисследованных маргинальных групп и социальных неиндифицированных новообразований ("новые бедные", "новые маргиналы", underclass и другие).

Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования, выполненные в русле междисциплинарной и трансдисциплинарной методологии, основные положения, основные идеи и принципы которой были разработаны в зарубежной и отечественной социально-философской мысли, социологии, экономики, социологии культуры, культурной и социальной антропологии. Эти основные положения и принципы предполагают использование накопленного научного потенциала различных теорий, применяемых в различных науках. В диссертационной работе автор опирается на положения фундаментальных философских и социологических научных теорий, разработанных в трудах представителей зарубежной и отечественной социальной науки, а именно: Р.Парка, Э.Берджеса, Э.Стоунквиста, А.Арона, Р.Парка, М.Шибутани, Э.Стоунквиста, Р.Рабана, И.Поповой, А.Галкина, О.Сергеевой, А.Салмина, Е.Рашковского, Т.Заславской, Е.Старикова и работы других авторов.

Теоретико-методологическую основу составляют основные подходы, сформировавшиеся в западной и отечественной социально-философской и социологической мысли. Проведенное в диссертации исследование опирается на методологию системного, исторического и структурно-функционального анализа маргинальности как социального феномена. При решении поставленных в диссертационном исследовании задач автор опирался на теоретические положения структурно-функционального анализа (Р.Мертон, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс), теории классической социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин), теории структурации (Э.Гидденс), макроэкономической теории "порочных кругов нищеты" (Р.Нурксе), концепции социальной эксклюзии (П.Абрахамсон, Е.С.Балабанова, Ф.М.Бородкин, Н.Е.Тихонова), концепции андекласса ("культуры бедности") (О.Льюис, Р.Дарендорф), культурологического подхода (Б.С.Ерасов, П.С.Гуревич, В.А.Шапинский).

В ходе решения поставленных в диссертационном исследовании задач автором были использованы методы сравнительного, социокультурного, социально-стратификационного и исторического подходов. В работе также использован и применяется комплексный междисциплинарный, критериальный и многофакторный подход при рассмотрении механизмов возникновения маргинальности, формирующихся в социальной структуре российского общества. Анализ феномена маргинальности базируется на принципах историзма, а также социально-экономической и социально-политической обусловленности форм социальной жизни, типологического, социоструктурного, социокультурного, компаративного подходов.

Исследование социального феномена маргинальности основывается на общенаучных методах (интерпретации, сравнения, аналогии), а также специальных методах социальной философии (анализ, обобщение).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- рассмотрены и исследованы теоретико-методологические подходы (системный, исторический, социологический, функциональный, социально-стратификационный, культурологический, социокультурный, экзистенциальный) к исследованию социальной маргинальности в традициях западной и отечественной социально-гуманитарной науке. Определены основные исследовательские подходы (социокультурный, системный и исторический) для построения теоретико-методологического конструкта изучения социальной маргинальности, базовым из которых является социально-философский подход;

- эксплицированы социально-философские черты социального феномена маргинальности в отечественной и зарубежной научно-теоретической мысли, которые выражаются в различном многоуровневом содержании контекста понятия маргинальность и характеризующие многофакторность социального феномена маргинальности. Конкретизировано понятие маргинальности, его генезис в концепциях философии, социологии и культурной традиции, показывающих, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, при таком подходе маргинальность квалифицируется исключительно как культурная - феномен, ограниченный культурными и расовыми элементами;

- выявлена и сформулирована differencia specifica социально-философского анализа проблемы маргинальности, которая выражается в том, что понятие маргинальность имеет не только конкретно-исторический социальный смысл, но и социально-онтологическое измерение, поскольку выражает положение или состояние со специфическими "топологическими" свойствами (способность находиться на границе социального бытия и человеческой реальности в целом, позиционироваться на крайнее, предельное положение или состояние);

- в результате обобщения социокультурного, системного и исторического подходов к исследованию изучаемого социального феномена специфицированы характерологические признаки понятия маргинальности, отражающие идентификационные параметры социальной структуры общества, индикативом которой является маргинальный статус как основание типологизации маргинальных групп российского общества;

- представлена и обоснована на основе идентификационных характерологических признаков социально-философская классификация типов маргинальности, основанная на разных критериях в следующих сферах: социально-экономической, социально-политической, социально-этнической, социокультурной;

- обосновано, что использование понятие маргинальности и его характерологических признаков дает возможность указать субъектов-маргиналов в современном российском обществе, указать на социальные источники формирования маргинальных групп, а также на общие и специфические социальные характеристики субъектов-маргиналов.

Научная новизна работы раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Маргинальность многоуровневый и многофакторный феномен и в истории научной мысли существует многообразие методологических подходов его изучения: системный, исторический, социологический, функциональный, стратификационный, культурологический, социокультурный. В качестве методологических подходов в рассмотрении специфики социальной маргинальности использованы социокультурный, системный и исторический подходы. В общественном и социально-гуманитарном знании применительно к проблеме маргинальности существуют две методологические позиции. Первая позиция возникла в трудах представителей Чикагской социологической школы и трактует маргинальность как специфическое культурное явление, возникающее на границах культурных миров, в зоне культурных контактов. Вторая - представлена в основном в европейской и отечественной социологической, политологической литературе и трактует маргинальность как предельно широкое явление, включающие социальные группы и слои, не обладающие устойчивыми статусными позициями или находящиеся за пределами существующей социальной структуры, либо на низших ее ступенях. В американской социологии проблема маргинальности рассматривается с позиции культурного подхода. В европейской социологии проблема маргинальности исследуется с позиции структурного подхода. На основании чего многообразные определения маргинальности структурированы по различным основаниям, исходя из смыслового содержания понятия (объекта, причин, объективных и субъективных характеристик, поведенческих характеристик и последствий). Системная интеграция подходов, предлагаемая автором, дает многоуровневость и многофакторность нового качества исследования этого социального феномена, что и выражает социально-философский подход.

2. Концепция маргинальности, разработанная в западной социологии (теория культурной и структурной маргинальности), не может быть в своем аутентичном виде применена к анализу российской действительности. Современная российская действительность вносит свои коррективы в содержание и смысл понятия "маргинальность" и отличается от классической модели, предложенной зарубежными исследователями. Принципиальными подходами к изучению маргинальности в отечественной социологии являются: маргинальность как явление и как процесс. Особенность отечественной социально-философской интерпретации модели концепции социальной маргинальности исследуется в рамках социально-стратификационного и социокультурного подходов.

Социально-философская интерпретация отечественной модели маргинальности подчеркивает многофакторность понятия, предлагая его многоуровневую трактовку и интерпретацию. Социальное явление маргинальности осмысленное и эксплицированное с позиций временного процесса (временная смена статуса, изменение статуса), обусловливающего и формирующего существование человека и общества, характеризует бытие человека в определенном социальном пространстве при осознании места человека в динамично меняющемся мире, его отношения к своему настоящему и будущему, что и обусловливает необходимость междисциплинарного исследования. Разрабатываемая автором концепция, позволяет перенести акцент на субъективное восприятие человеком своего маргинального состояния, в связи с чем, возникает необходимость осмысления философских атрибутов маргинальности с позиций онтологического и гносеологического содержания, с другой стороны, социально-философский анализ, позволяет рассматривать маргинальность с позиций междисциплинарного подхода посредством использования вариативных теоретико-методологических подходов, которые комплиментарно дополняют друг друга. В связи с чем, характерной особенностью отечественной модели изучения маргинальности становится процесс переходности, неопределенности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации.

3. Теоретико-методологические подходы, сформировавшиеся в зарубежной и отечественной социальной мысли на природу и сущность социальной маргинальности выступают в качестве основы построения логического конструкта изучения процесса маргинализации, возникающего в ходе социальных изменений и выступающего внешнеобусловливающими факторами появления маргинальных личностей (групп, слоев) населения. Процессы маргинализации российского общества в условиях трансформационных процессов отражают состояние неопределенности, переходности, процесс увеличения в обществе маргинальных слоев (групп), состоящих из индивидов, личностная сущность которых деформируется под влиянием различного рода экономических, социальных, культурных и субъективно-личностных факторов. В виду чего, можно определить три детерминирующих источника маргинализации: социально-экономический; политический; социобиологический (''природные маргиналы''). Процесс маргинализации сопровождается утратой индивидом субъективной идентификации с определенной группой, сменой социально-психологических установок, кроме того, маргинализация существует как процесс, связанный с потерей социальной идентичности личности (социальной группы), кризисом идентификации, уходом от одних культурных норм, образцов социального действия и невозможностью обретения новых социальных регуляторов, связанных с переходом в новую идентичность. Поэтому существуют риски маргинализации населения в условиях социальной неопределенности, индикативом которой является "маргинальный статус". Маргинализация с позиций социально-философского подхода – это нарушение привычного (повседневного) хода жизни и привычных практик социального взаимодействия, поскольку маргиналы обладают присущим только им кодом социальных коммуникаций.

4. Представление, которое каждый человек неизбежно сам о себе формирует, во многом определяется той позицией, которую он занимает в социальной структуре общества. Вместе с тем, существенное, а в некоторых случаях (например, при интеграции в какую-либо социальную группу) превалирующее над другими факторами, влияние оказывают на него мнение и установки, которые формируют другие члены социума, иными словами, его социальный статус. В силу указанных причин, отдельные индивиды (социальные группы) утрачивают или изменяют свою самоидентификацию, взамен получая неопределенность социального статуса (маргинальный статус). У индивида формируются новые социальные позиции, образование которых, чаще всего связывают с десоциализацией и ресоциализацией, т.е. изменение социального статуса личности означает приобретение им маргинального статуса. Маргинальный статус – базовое понятие, неотъемлемая часть логической цепи в изучении феномена социальной маргинальности, а также индикатив социального общества, отражающий состояние "определенной неопределенности". Понятие "маргинальный статус" в данном контексте это некий метафорический конструкт, потому что понятием "статус" всегда обозначаются устойчивые фиксированные связи в рамках той или иной социальной структуры, а понятием "маргинальный" – неопределенное, размытое и пограничное состояние, поэтому важным теоретическим базисом в разработке проблем маргинальности можно считать определение маргинального статуса, как "определенности неопределенного". Маргинальный статус является концептуальным индикатором таких параметров, как маргинальная ситуация, маргинальная личность, маргинальная группа, а также таких параметров, как маргинальный кризис, динамика маргинальной ситуации как комплекса факторов, инициировавших формирование маргинального статуса. Маргинальный статус - базовое понятие в понимании маргинальности, важное звено в исследовании логической цепи феномена маргинальности.

5. Маргинализации как процесс перехода от одной системы ценностей, норм, культурных образцов социального действия - к другой, является последствием того, что многие люди пребывают в состоянии маргинальности и приобретают маргинальный статус. Эвристический социально-философский потенциал понятия социальной маргинальности предоставляющий возможность его широкого применения к разнородным фактам социальной реальности нуждается в конкретизации содержания. В современных условиях социальной трансформации российского общества наиболее распространенными типами маргинальности становятся: процессуальная, вынужденная, профессиональная (изменение экономической инфраструктуры), динамическая (миграционная маргинальность), культурная (референтная), этническая (изменение политических и экономических инфраструктур и границ, миграционные процессы), экологическая и социобиологическая маргинальности, приобретающие в современных условиях "переходного периода" новые масштабы, интенсивность, направленность, стихийность, многофакторность и многоуровневость. В процессе преобразования социальной действительности прослеживаются многочисленные метаморфозы маргинальности и маргинального кризиса. Социально-философский аспект анализируемой проблемы заключается в рассмотрении сложного маргинального процесса с позиций различных типов маргинальности – социальной, социокультурной, этнокультурной, структурной, социальной роли. Интерпретация маргинальности, предоставляющая возможность широкого применения понятия к разнородным фактам социальной реальности требует конкретизации содержания.

6. Маргинальность как многоуровневый социальный феномен основывается на различных критериях, в виду чего классификация видов маргинальности может быть многообразной: по профессиональному признаку (бюджетные организации, армия, предприятия ВПК, образовательные учреждения, организации здравоохранения); по образованию (люди, не обладающие профессий, либо обладающие несколькими профессиями); по территориальному признаку (территории с военно-промышленными комплексами); по разрыву пространственных и социокультурных связей (этномаргиналы, мигранты, нелегальные мигранты, "экспаты"); по социально-демографическому признаку (люди предпенсионного и пенсионного возраста, школьники, выпускники ВУЗов); по топологическим признакам (по районам проживания) – экологически неблагоприятные районы, Крайний Север, "горячие точки"; по социобиологическому признаку (инвалиды), по и т.д. Это означает, что состав маргинальных групп весьма разнороден. Их идентификация на уровне конкретных типов личностей сложна, стратегии трансформации новых маргинальных групп имеет ряд особенностей в зависимости от их основных типов. В переходные, переломные эпохи развития общества, когда происходит ломка прежней ценностной системы, разрушение должных институциональных норм, формируются новые формы и типы поведения, новые социальные типы личностей, не вписывающиеся в общий контекст социального окружения и его норм, и, как следствие, происходит увеличение обширных зон маргинальности и маргинализированных слоев. Общая социальная характеристика маргинальных личностей характеризуется состоянием социальной неопределенности, промежуточности, переходности, а специфические социальные характеристики субъектов-маргиналов будут определяться неопределенностью статусной, культурной, профессиональной, гражданской, национальной, этнокультурной идентификации, двойственностью (размытостью) мировоззренческих позиций, раздвоением, амбивалентностью, распадом ценностно-нормативных установок, духовных основ.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационное исследование выявляет и формирует философское основание социологической науки по проблемам маргинальности. Полученные теоретические результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования социальной маргинализации в России. Материалы диссертации могут быть использованы для критического осмысления новых форм социального бытия и положения человека в современной социальной реальности, как в рамках преподавания гуманитарных дисциплин, так и для практического применения социологами, социальными работниками, практикующими психологами, политологами.

Кроме того, представленные в работе выводы и положения, могут служить источником при социально-политической экспертизе и прогнозировании данного явления, а также могут быть применены в дальнейших разработках концепции маргинальности, новых подходов к изучению социальных процессов в трансформирующемся обществе. Основные положения и выводы диссертации были использованы и нашли применение при разработке и внедрении в преподавательском процессе, при чтении учебных курсов по социологии, истории социологии, общей социологии, специальных курсов учебных дисциплин "Теоретико-методологические проблемы маргинальности" и "Социальная маргинализация" для студентов факультета социологии и политологии, психологического факультета ЮФУ.

Содержащиеся в работе основные теоретико-методологические и практические результаты могут найти применение при подготовке и разработке учебных пособий и лекционных курсов по дисциплинам: "Социальная философия", "История социологии", "Социология", "Общая социология", "Социология труда", "Этносоциология", "Культурология", "Социологии культуры", "Регионалистика" и формировании спецкурсов по проблемам маргинальности.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки социально-философской теории.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были представлены на методических семинарах для преподавателей (Ростовский филиал Российской таможенной академии), внутривузовских конференциях аспирантов и соискателей (Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростовский государственный университет, ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет"), на методических семинарах преподавателей и аспирантов факультета социологии и политологии (ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет"), а также послужили основой для подготовки учебного пособия.

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 10,4 п.л., 2 статьи опубликованы в изданиях Перечня рецензируемых научных журналов, утвержденного ВАК Минобрнауки России.

Структура и логика диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Представленная к защите диссертация состоит из введения, трех глав, включающих по два параграфа, заключения и списка использованных источников.

Генезис социального феномена маргинальности в традиции западной социально-гуманитарной теории

В любом обществе, с любой социальной системой в силу ряда социальных, политических, экономичесюих причин некоторая часть людей, оказывается вне общего потока социальной жизни и общественно-политических структур, не совершая никаких правонарушений, а порой даже не выходя открыто за рамки социально-приемлемых норм, эти группы в то же время, не находят своего места в социуме, не имеют устойчивого экономического или социального статуса или же утратили его в процессе социальных сдвигов, чувствуют себя изгоями общества. Такие группы принято называть маргинальными.

Люди, занимающие маргинальную позицию, находятся в пограничной области между двумя группами, классами или обществами, не интегрируясь ни в одну из них. Эти люди (маргиналы) отягощены ролевыми конфликтами, статусной и ориентационной неопределенностью, они не всегда готовы порвать со своим социокультурным прошлым1. Такие группы населения принято называть маргинальными, т.е. находящимися на обочине социальной организации общества (margin от (англ.) - "край"), а процесс увеличения объема и влияния этой группы - маргинализацией2.

В зарубежной литературе, рассматривающей проблематику маргинальное, накоплен некоторый теоретический материал по проблеме маргинальное. Следуя хронологии, обзор концепций целесообразно начинать с Чикагской школы, поскольку первоначально термин "маргинальность" был употреблен в 1928 году американским социологом, одним из основателей чикагской школы. Роберт Эзра Парк (1864-1944) впервые употребил понятие маргинальное в своей работе "Человеческая миграция и маргинальный человек" , посвященной изучению социальных процессов в иммигрантской среде.

Основу классической концепции маргинальное ааложили исследования, которые первоначально проводились Чикагской социологической школой, а ее основоположник, Р. Парк в 1928 г. впервые проблематизировал феномен маргинальное и ввел понятие "маргинальный человек" . Рассмотрим, что понимается под маргинальностью в научном дискурсе и какие уточнения и дополнения могут быть внесены в это понятие. В классической парковской трактовке термин "маргинальность" (от английского margin - "край"; от лат. margo - "край", "граница"; позднелат. marginalis -"находящийся на краю") использовался для обозначения проблем социокультурной адаптации мигрантов при изучении психологических последствий пограничного положения личности на рубеже двух социоэтнических культур. Согласно Парку, "маргинальный человек" - индивид, находящийся на границе двух различных культур.

Также предысторией возникновения термина можно считать термин "промежуточный элемент" ("interstitial element"), употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации5, следует отметить, что некоторые американские авторы при описании схожих социальных процессов маргинализации использовали, помимо понятия "маргинальная личность" и "промежуточный элемент", понятие "чужак", корни которого следует искать у Г.Зиммеля в его "Экскурсе о чужаке" и "Философии денег", в обозначенных работах представлены собственно и характеристики "чужака".

В посвященном "чужаку" очерке Зиммель отмечает, что мобильность чужака лежит посередине между двумя полюсами - абсолютной фиксацией в пространстве (как, например, у крепостных крестьян) и бродяжничеством, предполагающим постоянное передвижение с места на место. Чужак по Зиммелю, это не тот, кто пришел сегодня и уйдет завтра; чужак приходит сегодня и остается завтра . Он может периодически перемещаться с места на место, однако само по себе это перемещение (по крайней мере, отдельные его точки) фиксировано в пространстве, зачастую в форме одного и того же маршрута.

Г.Зиммель в качестве яркого примера чужака приводит средневековых купцов, путешествовавших между странами и городами по определенным торговым путям, от этой двойственности происходит и противоречивость дистанционной характеристики чужака, для которого находящиеся на большой дистанции объекты оказываются близкими, а близкие объекты становятся далекими. Это можно проиллюстрировать на хорошо знакомом нам примере челнока, которому понятен и эмоционально близок далекий родной город, а та страна, куда он приехал покупать товары (непосредственно окружающая его действительность) - чужда, равно как и он чужд ей (отсюда и само наименование "чужак").

Этот простой пример иллюстрирует противоречивость позиции чужака в физическом пространстве. СП. Баньковская справедливо отмечает маргинальность зиммелевского чужака по отношению к окружающему его обществу: чужак оторван от существующих социальных групп. Именно поэтому ключевым критерием в определении "чужака" оказывается у Зиммеля "единство близости и удаленности" по отношению к социальной группе .

Концепция Зиммеля на первый взгляд кажется парадоксальной: по его мнению, чужак сам является элементом той социальной группы, в отношении к которой он чужд. Он жизненно необходим группе для выполнения некоторых специфических функций, которые не может выполнить никто кроме него, прежде всего - функции взаимодействия с другими группами. Торговец-купец выполнял функцию обмена товарами и информацией между древними обществами и при этом был социально дистанцирован от тех стран и народов, по территории которых проходил его караван, однако именно там он играл важную роль посредника во взаимодействии.

Г.Зиммель обозначил основные характерные черты "чужака", которые позволяют провести параллели между его концепцией и анализом жизни мегаполиса на основе схожих рассуждений о социальной дистанции, среди черт можно обозначить следующие: мобильность, объективность, абстрактные отношения, свобода от конвенций. Первую черту - мобильность - Зиммель увязывает с исторически обусловленной свободой перемещений и свободой от фиксированной в пространстве собственности, прежде всего, от недвижимости.10 Мобильность можно представить еще и как свободу менять дистанцию от любого объекта в социалъном пространстве.

Вторая черта - объективность - является следствием отстраненности чужака от группы вследствие большой социальной дистанции между ними. Чужак не "укоренен" во внутригрупповых отношениях и слабо связан с интересами отдельных членов группы. Благодаря этому он может играть роль объективного стороннего наблюдателя, которому члены группы доверяют разрешение внутренних конфликтов. Зиммель оперирует к историческому примеру, когда в средневековых итальянских городах существовала практика приглашения судей из других республик и других княжеств. Их считали наиболее беспристрастными, поскольку они не были связаны ни с одной из конфликтующих сторон11.

Третья характерная черта зиммелевского чужака - свобода от конвенций, под которыми в данном случае понимаются обязательства и правила, которые приняты внутри группы и связывают ее членов, но не чужака. Это качество переплетено с предыдущим: имея возможность взглянуть на внутригрупповые отношения со стороны, чужак формирует достаточно объективную оценку.

Наконец четвертая черта "чужака" - это абстрактные отношения. Природу этого качества социолог находит в том, что члены группы могут сравнивать себя с чужаком, только лишь поднимаясь на более высокий уровень обобщений. То качество, благодаря которому группа идентифицирует себя как единую общность, отличную от других, не является основанием для сопоставления с чужаком, так как ему это качество не присуще .

Истоки и формы маргинализации в российской действительности и специфика изучения социальной маргинальности

В предыдущей главе работы выяснялись основные понятия, отражающие состояние социального феномена маргинальности, а так же обозначались исследовательские позиции, актуализировались и анализировались положения и взгляды классиков отечественной и зарубежной социальной мысли на природу и сущность социальной маргинальности, выступающие в данном параграфе в качестве основы построения логического конструкта изучения маргинализации как процесса. в условиях перехода России к новым социально-экономическим отношениям, к новой системе ценностных ориентаций важно учитывать проблему маргинальности, без которой невозможно предвидеть перспективы развития и общества и человека. Радикальные преобразования (модернизация, “перестройка”, трансформация, девальвация, деноминация), произошедшие в российском обществе за последние годы, привели к интенсивной мобильности и многообразию духовной жизни, стилей жизнеустройства, формированию различных субкультур. Устоявшаяся идеологическая схема и духовные установки привели к распространению состояния культурной дезориентации и неопределенности, что разрушает целостность и сбалансированность общественной системы в сфере соотнесенности ее социальной и культурной стратификации и ведет к необходимой смене культурных парадигм.

Данный процесс социально-культурной энтропии связан, прежде всего, с эскалацией процессов маргинализации населения (различного рода мигранты, в том числе, и вынужденные эмигранты, этнические меньшинства, нищие, инвалиды, эзотерические секты, молодежные субкультуры, феминистические движения) и расширением зоны влияния маргинальных полей культуры, которые характеризуются своим положением на “окраинах” соответствующих культурных систем, “раздвоенностью” (амбивалентностью), возникающей в результате вынужденного освоения новых социальных ролей (адаптации) в процессе разнообразных социальных, экономических и политических трансформаций.

Маргинализация, с одной стороны, - проявление процессов неопределенности, пограничности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным и иным), неустойчивости общественной жизни, с другой - формирование и увеличение на изломе социальной и духовной структур общества (вследствие трансформационных процессов), маргинальных элементов. Признавая, что процесс трансформации общества невозможен без появления маргинальных слоев, необходимо отметить, что сегодня опасными становятся масштабы и темпы современной маргинализации российского общества.

В обыденном языке маргинальные элементы называют по-разному, а характеристики субъектов-маргиналов варьируют от самых враждебных и подозрительных ("люмпены", "изгои", "бродяги", "люди без корней" и т. п.) до вполне нейтральных, формальных или даже сочувственных ("мигранты", "апатриды", "беженцы", "изгнанники", "соотечественники"). Все это многообразие повседневных представлений о маргинале может служить подспорьем и иллюстрацией для понятия, которое отражало бы специфику положения в современном обществе людей, принадлежащих к этому социальному типу.

Маргинализация - это процесс увеличения в обществе особых социальных образований - маргинальных слоев (групп), состоящих из индивидов, личностная сущность которых деформируется под влиянием различного рода экономических, социальных, культурных и субъективно-личностных факторов.

В связи с чем, рассматриваемый феномен характеризуется:

- во-первых, потерей объективной принадлежности к социальной общности (слою, классу) без последующего вхождения в другую общность;

- во-вторых, наличием неопределенной субъективной идентификации себя с конкретной определенной группой;

- в-третъих, утратой связей с системой ценностей исходной субкультуры без приобщения к новой1.

Маргинализация главная характеристика состояния социальной структуры современного российского общества. Особенности образования маргинальных групп и элементов связаны:

- во-первых, с массовым обнищанием больших масс населения;

- во-вторых, с десоциализацией и ресоциализацией;

- в-третьих, с потерей прежней самоидентификации и неопределенностью социального статуса;

- в-четвертых, с увеличением нисходящей социальной мобильности;

- в-пятых, с утратой понятия социальная маргинальность своего дифференцирующего характера - “выделять маргиналов просто как структурный элемент, противоположный "немаргиналам", уже не имеет смысла"2.

До настоящего момента сложилось два подхода к изучению маргинальности: как состояния и как характеристики, а именно:

- изучение маргинальности как состояния в процессе перемещения группы или индивида из одного состояния в другое (смены статуса);

- изучение маргинальности как характеристики социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном, пограничном) положении в социальной структуре и как следствия нахождения в маргинальной ситуации. Следует принимать в расчет исследование маргинальной ситуации как комплекса факторов, инициировавших формирование маргинального статуса.

Маргинальная ситуация (маргинальная среда) - это область, где две культуры переплетаются и где осваивающая пространство культура комбинирует, объединяет особенности обеих культур. И в центре этого переплетения - маргинальный человек, борющийся за то, чтобы быть лидирующей личностью "между двух огней" (Р. Парк, Э. Стоунквист). В этой связи представляется необходимым определить характеристики или признаки маргинальной ситуации, т.е. те индикаторы, которые будут указывать на то, что человек находится в маргинальном положении или попал в маргинальную ситуацию (среду):

- "промежуточность", "окраинность", "пограничность" положения индивида;

- погруженность индивида либо в процесс переходности (явление транзиции), либо в контекст смены социокультурных парадигм, которая характеризуется дезадаптацией к новой ситуации;

- феномен психологической "двойной" адаптации, когда индивид оказывается "между двумя местами или сразу в двух местах".

Так же индикаторами маргинальности являются: потеря престижа работы, переквалификация, необходимость смены профессии; объективное понижение социально-профессионального статуса, эмиграция и прочие.

Все вышеперечисленные аспекты в своей совокупности формируют особый "гибридный" (Р.Э. Парк) тип личности, имеющий свои отличительные характеристики. Среди основных специфических свойств маргинального человека преобладают преимущественно следующие качества:

- обостренная рефлексия и самосознание;

- критическое, скептическое, иногда циническое отношение к миру;

- релятивизм и безоценночность мировоззрения;

- отстраненность, психологическая отчужденность;

- замкнутость, одиночество, внутренняя противоречивость.

Процесс маргинализации сопровождается утратой индивидом субъективной идентификации с определенной группой, сменой социально-психологических установок, что вынуждает определенную часть этой категории людей к социальным перемещениям как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Очень трудно дать маргиналам строгую дефиницию, поскольку связи с обществом нарушены, подвижность социального статуса различных общественных слоев, исчезновение традиционных механизмов регуляции поведения таких групп, отсутствие форм и методов социальной организации, характерных для них препятствуют осознанию общности, которая скрепляет коллективные, групповые интересы. В этой ситуации люди оказываются вытолкнутыми из круга ранее существующих социальных связей, социальных стереотипов, привычных норм, представлений и встраиваются в новые, еще не устоявшиеся. Все это также означает и подчеркивает маргинализацию огромных масс населения.

Маргинальный статус как основание типологизации маргинальных групп российского общества

В предыдущей главе настоящего исследования было показано, что маргинализация населения России существует как процесс, связанный с потерей социальной идентичности личности или социальной группы, уходом от одних культурных норм, образцов социального действия и невозможностью обретения таковых в виде новых социальных регуляторов, связанных с переходом в новую идентичность. Индивид, социальная группа или слой маргинализируются, "застревая" в культурном пограничье, что ведет к нарушениям в социальной регуляции.

В результате маргинализации нарушается социальная целостность и социальная солидарность15, потому, что не все члены российского общества находят и определяют свое социальное место в сложной общественной динамике путем выполнения определенных социальных ролей, достижения соответствующего социального статуса, адаптации и идентификации на основе общезначимых культурных ценностей, действия и поведения в соответствии с групповыми и общественными культурными образцами.

В результате происходит не взаимосвязанная, взаимосогласованная и взаимозависимая жизнедеятельность отдельных социальных групп, а их борьба, определяемая стремлением утвердить свое положение и реализовать собственные интересы на базе соответствующих ценностей и норм. "Укрепление и принятие определенных правил и норм поведения в качестве общественно приемлемых способствует активизации интегрировавших эти нормы социальных групп, оттесняя другие группы, не сумевшие принять эти правила, на периферию социального существования и в некоторых случаях даже как бы за его рамки"16.

Исходя из того, что "маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей17, концепция маргинальности становится ключом к поиску парадигмы плюралистичного, толерантного общежития. Поскольку одним из важных критериев маргинальности является статусная рассогласованность личности, как было определено в предыдущей главе, то цель данного параграфа заключается в том, чтобы определить и изучить, что понимается под "маргинальным статусом" личности и в чем особенности его проявления.

Цель параграфа - квалифицировать детерминанты и специфицировать характерологические признаки маргинального статуса как основания типологизации маргинальных групп российского общества.

Вообще понятие "маргинальный статус" в данном контексте представляет собою некий метафорический конструкт, потому что понятием "статус" всегда обозначаются устойчивые фиксированные связи в рамках той или иной социальной структуры, а понятием "маргинальный" -неопределенное, размытое и пограничное состояние, поэтому важным теоретическим шагом в разработке проблем маргинальности можно считать определение маргинального статуса, как "определенности неопределенного".

Маргинальный статус - базовое понятие в понимании маргинальности, важное звено в исследовании логической цепи феномена маргинальности.

Представление, которое каждый из нас неизбежно сам о себе формирует, определяется той социальной ролью, которую предназначено ему играть в том или ином обществе, а также мнением и установкой, которые формируют в отношении него в этом обществе другие люди, иначе говоря, оно зависит от его социального статуса. В социологии, как уже было показано, понятие "маргинальность" традиционно используется для анализа пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. В первую очередь данным понятием подчеркивается особый социальный статус (маргинальный). В данном контексте необходимо определить, что понимается под маргинальным статусом.

Маргинальный статус - позиция в социальной структуре, фиксирующая объективно заданные противоречия в способах поведения, которые определяются многообразием статусно-ролевых и функциональных характеристик личности, либо промежуточными состояниями перехода из одного статуса в другой. Представление индивида о себе является в этом смысле не столько личностным, сколько социальным продуктом. Трудно не согласиться с точкой зрения по поводу того, что "маргинальны не люди, а их связи и отношения". Маргинальный статус необходимо рассматривать в непосредственной связи с такими составляющими, как маргинальная ситуация, маргинальная личность, маргинальная группа, а также параллельно с ситуацией преодоления маргинального кризиса (совладание).

А.С.Керкхофф и Т.С.Мак-Кормик отметили потребность в различении между позицией в социальной структуре и набором психологических черт, которые могут развиваться в индивидууме, занимающем такое положение, что, по их мнению, могло бы предоставить более объективный базис для будущей дискуссии о маргинальности18. Маргинальный статус личности в трактовке Р.Э.Парка19 - феномен социальной психологии, нахождение индивида на границе между двумя (или больше) социальными мирами. При этом в полной мере он не принимается ни в один из них. Этот явление сопровождает в частности процесс метисации. Значимой, на наш взгляд, здесь оказывается концепция социального психолога Т. Шибутани , представленная в работе "Социальная психология", где маргинальный статус рассматривается как позиция, в которой воплотились противоречия структуры общества в изменяющихся условиях.

Особенности образования маргинальных позиций связываются с массовой десоциализацией, рееоциализацией, потерей прежней самоидентификации, рассогласованности и неопределенностью социального статуса. Сложные социальные процессы, определяющие специфику маргинального статуса, усложняют состав затронутых маргинализацией групп. В их числе, прежде всего, называются категории безработных, беженцев, мигрантов. Формируются также, частные предприниматели, использующие наемный труд, субъекты малого бизнеса на индивидуальной и семейной основе, в частности, фермеры, члены трудовых товариществ, что вполне логично, если признать основным критерием неопределенность социального статуса и связанные с этим проблемы самоидентификации.

Говоря о маргинальном статусе, следует понимать маргинальный статус либо как позицию промежуточности, либо - как неопределенности, в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации. Определение проблематики исследования маргинального статуса возможно с точки зрения двух групп задач, а именно21:

1. Исследование механизмов формирования новой социальной структуры, становления новых типов отношений, что предполагает обращение к наиболее глубинному уровню - формированию статусных позиций (переходных, промежуточных, маргинальных), где наиболее интенсивны "накопления" новых социальных качеств, наиболее выразительны показатели характера социальных процессов, направления и смысла их развития, наиболее отчетливы новые типы социальных практик.

2. Выявление особенностей процессов адаптации, происходящих на групповом и индивидуальном уровне в результате трансформации положения.

Маргинальный статус может проявляться в различных степенях. Он может быть "гармонизированным", когда требования основных статусов не противоречат, а дополняют друг друга или "деструктивным", когда требования статусов приводят к рассогласованию и необходимости изменения сложившихся норм поведения.

Все разнообразие подходов к решению этих задач исследователи сводят в направления, в рамках которых маргинальный статус можно рассматривать с позиций следующих аспектов:

- с одной стороны, как элемент формирования новой социальной структуры (более подробно о том, как маргиналы формируют социальную структуру, будет сказано далее). Такое направление достойно внимания и является центральным у социологов, которые занимаются исследованием процессов социальных изменений.

- с другой стороны, как состояние личности, адаптирующейся к новой ситуации и новому статусу. Данная традиция характерна для американской традиции исследования маргинальное и данная область исследований является смежной с социальной психологией.

Маргинальные группы в социальной структуре трансформирующегося российского общества

Социальная структура современного российского общества характеризуется крайней неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих в социальных группах, так и на уровне осознания личностью своего места в системе общественной иерархии. Происходит активное размывание границ межгрупповой интеграции как по формам собственности, доходам, так и по формам социальной самоидентификации. Если экономическое устройство тесно связано с социальной структурой общества, а связи эти определяют в значительной степени тип общества и стадии его развития, то изменение экономических отношений приведет к изменению социальной структуры, являющейся также ключевым понятием для объяснения действительности и реальной обыденной жизни (человек имеет социальный статус, т.е. место в социальной структуре, которое определяется полом, профессией, образованием, должностью и иными характеристиками).

Структура современного российского общества сильно дифференцирована и по вертикали и по горизонтали, поэтому может быть описана как "зернистое" ("сотовое") образование, где вновь возникающие и встроенные в общественную структуру субъекты, сосуществуют внутри определенной структурной (слоевой, сословной, классовой) основы. В каждом гомогенном слое проявляют себя группы, демонстрирующие социальные отличия от других, принадлежащих к тому же слою группы. Внутри отдельно взятого социального слоя складываются отношения вертикальной и горизонтальной стратификации, в виду чего действуют более частные стратификационные критерии, чем те, которые разделяют друг от друга социальные слои общества.

Система социальной стратификации теряет былую жесткость и однозначность: размываются границы между группами и слоями, возникает множество промежуточных (маргинальных), трудно идентифицируемых слоев, которым трудно дать строгую дефиницию, в силу их неопределенности и изменчивости, поскольку связи с обществом нарушены, индивиды являются выброшенными из общественно-социального процесса14. Подвижность социального статуса различных общественных слоев, исчезновение традиционных механизмов регуляции поведения таких групп, отсутствие форм и методов социальной организации, характерных для них, препятствуют осознанию индивидом своей принадлежности к определенной общности и скрепляющих эту общность коллективные и групповые интересы интересов. Индивиды оказываются вытолкнутыми из круга ранее существовавших социальных стереотипов, привычных норм и представлений и встраиваются в новые, не устоявшиеся группы и социальные образования.

В современном российском обществе значительно больше маргинальных элементов внутри организованных социальных групп. Маргиналы склонны “выпадать” из организованной структуры этих групп. В зависимости от количества, функциональной значимости, социального “веса” маргинальной группы - прежняя группа или разрушается или сохраняется. Маргиналы могут переходить не только в свободное состояние, но и организовываться в группы. Определяя социальную топологию новых маргинальных групп, можно обозначить "зоны" маргинальное - те срезы социальной жизни, сегменты рынка труда, в которых концентрируется высокий уровень социально-профессиональной маргинальности: по отраслям экономики (отрасли, в которых значимы изменения численности занятых: легкая, пищевая промышленность, машиностроение; бюджетные организации науки, культуры, образования; предприятия ВПК; армия); по регионам (трудоизбыточные, депрессивные); по формам собственности -зоны повышенного риска в организации и ведении собственного дела (малое предпринимательство); по социально-демографическим характеристикам (люди среднего и пожилого возраста; выпускники школ, вузов; неполные и многодетные семьи).

Очевидно, что состав маргинальных групп весьма разнороден и изменчив, соответствуя реалиям общества. Их идентификация на уровне конкретных типов личностей сложна, а стратегии трансформации маргинальных групп имеет ряд особенностей в зависимости от их основных типов. Параметры маргинальных групп первоначально рассматривались еще в 1998 году, для определения их параметров были использованы мнения экспертов (И.П. Попова15). В исследовании были обозначены три группы.

Первая группа была обозначена как "постспециалисты" - специалисты отраслей экономики, потерявшие в современной ситуации социальную перспективу и вынужденные менять свой социально-профессиональный статус. Это группы населения, которые в наибольшей степени подвергаются высвобождению, не имеют перспектив трудоустройства в соответствии со своей специальностью и квалификацией и переподготовка которых сопряжена с утратой уровня квалификации, потерей профессии.

"Постспециалисты" - условное название, отражающее основную характеристику положения этой группы: то, что по основным своим параметрам она сформированы в условиях прежней социально-экономической системы и в результате ее разрушение вынуждено переживать наиболее драматичные изменения. Общие характеристики этой группы: достаточно высокий, достигнутый во многом в прошлом социально-профессиональный статус, уровень образования и специальной подготовки; созданные кризисом и политикой государства условия невостребованности; несоответствие низкого уровня материального положения достаточно высокому социальному статусу; отсутствие возможностей изменить свой статус.

Постспециалисты - одна из наиболее обширных, разнообразных по составу и различных по социальному положению новых маргинальных групп. Их появление вызвано общими причинами: структурными изменениями в экономике и кризисом отдельных отраслей; региональными диспропорциями экономического развития; изменениями и профессионально-квалифицированной структуре экономически активного и занятого населения. Социальные следствия этих процессов - обострение проблем занятости и усложнение структуры безработицы; развитие неформального сектора занятости; депрофессионализация и деквалификация.

Главные маргинализирующие факторы, размывающие социально-профессиональный статус - безработица и вынужденная неполная занятость. За достаточно хорошо известными данными о безработице, рассчитанными по разнообразным методологиям МОТ, скрывается малоисследованное явление, обозначаемое как "скрытая безработица" или "вынужденная неполная занятость". И данные и методология ее расчета весьма противоречивы. Соответственно точке зрения на эту проблему экспертов, параметры безработицы увеличиваются. Говоря о проблеме безработицы, эксперты рассматривали её в трёх уровнях, трёх срезах в структуре российской безработицы, и соответственно, о трех различных количественных показателях: данных об официально зарегистрированных в службах занятости безработных, данных о числе безработных, рассчитанных по методике МОТ, и данных различных источников по разным методикам расчета о скрытой безработице.

Относительно первого показателя безработицы (данные об официально зарегистрированных в службах занятости безработных) - участники дискуссии были согласны в том, что он не отражает реальную картину безработицы. По мнению экспертов, эти цифры "лукавят", "хитрят". показывают "несколько розовую картину". С этой точки зрения снижение числа безработных этой категории, отмеченное в данных статистики ("с прошлого года идет абсолютное помесячное снижение"), не отражает реальную тенденцию - "это мнимое улучшение". Причины этого: бюрократические - изменение правил учета безработных службами занятости, ужесточение оформления права числиться официальным безработным; финансовые - снизились возможности выплачивать пособия ("это методика - с точки зрения выплаты пособий"); социальные - крайне низкий рейтинг служб занятости у населения среди источников реального трудоустройства; происходит также отток категории "профессиональных безработных".

В целом, снижение показателя зарегистрированной безработицы "это результат и показатель, что идет постепенная адаптация населения именно к нашим условиям и возможностям трудоустройства с помощью служб занятости, и это реакция на то, что служба занятости не может удовлетворить запросов и ожиданий населения по отношению к желаемому месту работу" (экономист, ведущий научный сотрудник). Гораздо большее доверие экспертов вызывают показатели безработицы, расечитанные по методике МОТ. Правда, в таких расчётах по этой методики есть свои недостатки (когда всё считается по методике МОТ, но так, чтобы данные не превышали 10 %, иначе страна попадёт в другую категорию).

Эксперты отмечают, что наиболее дискуссионным пунктом стали теоретические и методологические вопросы, связанные со скрытой безработицей, или вынужденной неполной занятостью, ее количественной оценкой, в целом признавая размытость критериев и оснований, по которым можно определить это явление - можно ли его отнести к занятости или безработице. Одна из наиболее распространенных точек зрения заключается в том, что это специфически российское явление в сфере занятости, обусловленное особенностями экономики и политики "переходного периода".