Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная философия Майкла Харрингтона Демченко, Юрий Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демченко, Юрий Александрович. Социальная философия Майкла Харрингтона : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Москва, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

- з -

Актуальность темы. В современном обществознании явно доминируют либерально-демократические идеи и ценности. Некоторые авторы, как, например, Френсис Фукуяма, связывают с ними даже "конец истории", т.е. выход человечества на истинный, совершенный — и в этом смысле — "окончательный" путь своего развития.

Одним из самых активных оппонентов либеральной демократии была и остается социальная демократия. Выдающимся представителем последней в 50-80-х годах был Майкл Эдвард Харрингтон /1928-1989/, почетный председатель партии демократических социалистов США, один из лидеров и теоретиков Социнтерна. Социальную демократию Харрингтон понимал в форме и перспективе демократического социализма.

Современная историко-политическая ситуация характеризуется неприятием идеи социализма, социалистического выбора и т.д. Предвидел это и сам Харрингтон. Как раз целью его социальной философии и было отвержение "несоциалистического социализма" как он сложился в бывшем СССР и других странах социалистической системы. В то же время Харрингтон считал, что только социализм отвечает задачам, которые встанут перед человечеством в XXI веке.

Уже сегодняшний день показывает, что не все идеи американского философа выдерживают испытание временем. Но в то же время позиции ведущего теоретика Социнтерна представляют интерес хотя бы потому, что ими продолжает руководствоваться в своей политической практике значительная часть социалистов как в Западной Европе и США, так и в других регионах мира. Вследствие этого взгляды Харрингтона, считавшего возможными и даже неизбежными новые формы сочетания идей социализма и демократии, представляют интерес не только социалистов, но и сторонников иных политических ориентации. Об этом свидетельствуют многочисленные отклики на последнюю прижизненную' книгу Харрингтона "Социализм. Прошлое и будущее".

Актуальность работы определяется необходимостью анализа различных концепций социализма в последней четверти ХХвека в условиях, когда страна, считавшаяся некогда "оплотом социализма", переживает глубочайший кризис в своей истории.

Не соотнося в полной мере идеи Харрингтона с практикой социальной жизни, мы видим свою задачу в выявлении теоретико-методологических основ его социальной философии. С учетом того, что многие ее положения разделяются современными лидерами Социнтерна, а разработанные им доктрины все еще являются руководством к практическому действию, актуальность данного исследования опреде-

ляется и необходимостью проверить на прочность идеи Майкла Харрингтона в условиях происходящей переоценки ценностей социализма в целом.

Важной особенностью социальной философии Харрингтона является предельно широкий взгляд на историю, сочетание разнородных идей и концепций. Его недаром считали еретиком не только приверженцы социальной философии консерватизма, но и мыслители социалистической ориентации. Так, в последней своей работе он выдвигает и защищает тезис о совместимости плана и рынка. Такая идея обосновывалась польским социологом Оскаром Ланге. Харрингтоном же план трактовался как допустимое средство регуляции социальной жизни, а рынок как инструмент максимизации свободы выбора индивидом социальных благ.

Майкл Харрингтон умер на самом пороге коренных преобразований в /теперь уже бывших/ социалистических странах. Сам он характеризовал многие процессы, в них происходящие, как "несоциалистический социализм", защищая основы демократического социализма. Взгляды Харрингтона, как трезвого политического аналитика и одновременно широко мыслящего социального философа, достаточно интересны и значимы.

Своим теоретическим видением Харрингтон охватил все стороны общественной жизни, начиная с технологических изменений и заканчивая культурными процессами. Он ставил проблемы в глубокой исторической перспективе, а его выводы содержат значительный прогностический потенциал. Аналитику Харрингтону присущ высокий уровень обобщения динамики социальных процессов. В этом особенность методологии его социального анализа, признававшегося даже его идейными противниками.

В данной связи уместно отметить недостаточную степень разработанности проблемных аспектов теоретического наследия Харрингтона. На русском языке опубликовано всего несколько статей, рецензий и рефератов сто работ: Ю.Иванов, К.С.Гаджиев, Ю.А.Демченко, И.Е.Задорожнюк, Э.Г.Лаврик, А.М.Мигранян, В.Я.Швейцер. На английском языке статей немногим больше, но Харрингтону не посвящена ни одна монография. Создалась парадоксальная ситуация: советские исследователи ранее "не замечали" Харрингтона из-за его далеко не ортодоксальных взглядов на социализм; российские — "не замечают" из-за того, что это взгляды все-таки на социализм; зарубежные исследователи анализируют скорее его политический активизм, чем боїатейшее идеями теоретическое наследие, оказавшееся релевантным в условиях глубочайшею кризиса социализма. Между тем идеи американского социального философа нуждаются в обстоятельном и подробном изучении.

Даже если оценивать социализм как заблуждение человечества — обсуждение его перспектив представляется возможным и нужным. Знакомство с идеями Харрингтона показывает, что социализм вовсе не сводится к той практике, худшие образцы которой действительно и справедливо отвергаются на данном этапе исторического развития, что социализм принципиально сочетаем с демократией и демократическим контролем во всех сферах общественной жизни. Подобные идеи, пусть спорные и не всегда последовательные, не могут не вызывать живого интереса и не развивать социального воображения у всех тех, кто серьезно относится к фундаментальным проблемам человеческого бытия.

Целью исследования является глубокое и всестороннее осмысление места, роли и перспектив социальной демократии в современном мире — на материале работ Майкла Харрингтона.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

выявить философски-методологические основания концепции социальной демократии;

раскрыть взаимосвязь социальной демократии и демократического социализма;

определить "вклад" феномена бедности, или "другой Америки", в формирование перспективы демократического социализма;

обозначить горизонты социальной демократии на пороге XXI столетия.

Теоретико-методологической основой работы являются принципы описательно-критического анализа рассматриваемых концепций. Особенностью творческой мысли Харрингтона является синкретизм общих идей и конкретных методов социального анализа, приверженность традициям социальной философии, идущим от Платона, Гегеля, Маркса и т.д., с одной стороны, и стремление быть современным, т.е. опираться на аналитически выверенные результаты социологических, политологических, и т.п. исследований, — с другой стороны.

В .связи с этим и методология нашего исследования строилась на выявлении единства общеметодологического фундаментально-философского подхода и форм конкретного социального анализа. При этом применялись принципы системного видения объектов, контент-анализа, социально-исторической диалектики.

Реконструкция основных положений социальной философии Харрингтона во многом самодостаточна. В число наших задач не входила общая оценка политической позиции и общественной деятельности Майкла Харрингтона как лидера партии демократических социалистов Америки и ведущего теоретика II Интернационала.

Научная новизна исследования заключена в следующих положениях:

  1. Социальная демократия опирается, в конечном счете, на активную роль исторического выбора, который совершается людьми, вдохновляемыми идеалом социальной справедливости.

  2. В развитии общества всегда находится место "следующим левым", которым приходится пересматривать прежние представления о перспективах общественного развития.

  3. Плодотворность идей демократического контроля, как решающего социально-политического условия выживания современной цивилизации.

  4. Зависимость решения планетарных проблем бедности от кооперативных отношений между "бедными" и "богатыми" странами.

Кооперативные отношения как образцы учреждения планетарной экономики. Глобальное сознание как условие созидающего функционирования планетарной экономики.

  1. Правомерность трактовки демократического социализма как одной из перспектив общественного развития.

  2. На основе учета реальных возможностей новейших наукоемких технологий и конкретизация их социальных контекстов переосмысления проблемы совместимости рынка с социализмом представляется плодотворным и перспективным.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть полезны при разработке различных концепций социализма и их критики, в практике преподавания социальной философии и прежде всего таких ее тем, как социальная справедливость, мегатенденции современного общественного развития, глобальное сознание, феномен бедности, "следующие левые" и т.п. В то же время диссертант не связывает себя обязательствами давать рекомендации конкретным политическим группам и течениям.

Работа над диссертацией позволила автору познакомить нашу научную общественность с основными положениями социальной философии Харрингтона посредством публикаций отрывков из его произведений, рефератов и т.п.

Апробация работы.

Концепции и основные идеи диссертационной работы неоднократно обсуждались в Центре социологии политики Института социально-политических исследований РАН.

Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры социальной философии Российского университеїа дружбы народов в октябре 1993 года.

Формой апробации можно считать и те многочисленные отклики, которые диссертант, как автор перевода, получил на публикации отрывков из произведений Майкла Харрингтона в отечественных журналах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.