Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Тугуз Фатима Казбековна

Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России
<
Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тугуз Фатима Казбековна. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11 / Тугуз Фатима Казбековна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет", http://www.sfedu.ru/].- Ростов-на-Дону, 2015.- 402 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социально-философского исследования социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в России 31

1.1. Теоретические проблемы социально-философского исследования социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России 33

1.2. Методология социально-философского исследования социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного российского классического университета в России : 62

Выводы к первой главе 84

Глава 2. Социализационная миссия классического университета и специфика ее реализации в современной России 93

2.1. Специфика социализационной миссии классического университета в России 96

2.2. Кризис социализационной миссии современного классического университета в России и стратегии его преодоления 128

Выводы ко второй главе 159

Глава 3. Объективные и субъективные факторы социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России 165

3.1. Влияние социального неравенства на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России 167

3.2. Корпоративизм как фактор социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России 176

3.3. Влияние профессиональной самоидентификация на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России 192

Выводы к третьей главе 204

Глава 4. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета и ее региональные особенности в России (на примере Адыгейского государственного университета) 211

4.1. Региональная специфика культурно-образовательного пространства современного классического университета в России 212

4.2. Этнокультурные особенности социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в полиэтничном регионе 231

4.3. Проблемы социализации личности в культурно-образовательном пространстве, стратегии их преодоления в Адыгейском государственном университете 252

Выводы к четвертой главе 268

Заключение 275

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Кардинальные изменения, происходящие под воздействием радикальных трансформаций во всех сферах общества, существенно влияют на образовательное пространство вообще и на культурно-образовательное пространство классического университета, в частности. Подвергнуты переосмыслению цель и значение образования: если ранее знание имело сакральный, личностный смысл, то в постиндустриальном обществе акцент сместился на социально-экономический аспект. Кроме того, стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий не только формирует качественно иную среду, но и создает предпосылки отстраненности, обобщенности взаимодействия и, как следствие, обезличиванию знания в личности и личности в знании. К тому же в современном научном пространстве сформировалась концепция несостоятельности классического университета в условиях постиндустриального общества, и один из ее ярких представителей прямо утверждает, что «.. .университет оказался «в руинах», поскольку ни одна из исторических идей не может служить фундаментом его существования»1. Эта позиция фактически отрицает социализирующую функцию классического университета.

Однако данная идеологема входит в противоречие с исторически изначальной главной идеологемой, делегируемой классическому университету при его создании еще в конце XIV века как высшему учебному заведению особого типа, в стенах которого происходит не только предоставление знаний, но решается главная задача - воспитание образованных людей, то есть на первый план выдвигалась воспитательно-социализирующая функция университета. Также не согласуются идеи концепции несостоятельности классического

Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2010. С. 304.

университета в условиях постиндустриального общества и с позициями других современных исследователей, с которыми солидарен автор: классический университет как социальный институт комплексного применения образовательных практик с целью формиро-вания целостного мировоззрения (А.Ю. Наумов, Паршина) ; как пространство развертывания жизнедеятельности общества и лично-сти (И.П. Басалаева, С.И.Черных, Е.Н.Бекетова) ; как социальный институт, поддерживающий социальный порядок и контроль и предопределяющий процессы формирования и изменения личности (В.В. Сафронова, А.В. Карпов, О.И. Бойкова)4.

Безусловно, исходя из особенностей современности, данная идеологема классического университета как высшего учебного заведения особого типа, в стенах которых происходит не только профессиональное образование, но, прежде всего, воспитание, во многих классических университетах уже не функционирует. Однако именно это обстоятельство, как и вся совокупность социально-исторической ситуации и тенденций в современном научном пространстве, повышает значимость изучения социализирующей составляющей образовательного пространства классического университета в современном российском обществе, поскольку классический университет, выступая в качестве некого социокультурного

Наумова А. Ю. Взаимосвязь ценностной динамики международной интеграции систем образования и социокультурных изменений российского образования»: Автореферат: 09.00.11. Барнаул, 2013; Паршина Н.В. Основания развития социального капитала (философский анализ): Автореферат: 09.00.11, 2013.

Басалаева И. П. Социальная динамика в локальном социокультурном пространстве: Автореферата.филос.н. 09.00.11, Кемерово, 2012; Черных С. И. Изменение образовательного пространства в информационную эпоху: социально-философский анализ Автореферат диссертации доктора философских наук. Новосибирск, 2012; Бекетова Е. Н. Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования (социально-философский анализ): автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Архангельск, 2013.

Сафронова В. В. Современный университет как социальный феномен: концептуальный подход : концептуальный подход : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Кемерово, 2006. 126 с. ; Карпов А. В. Федеральная целевая программа развития образования как средство развития регионального классического университета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Тамбов, 2007. 182 с. ; Бойкова О.И. Корпоративная культура в стратегии исследовательского университета: социально-философский анализ: Автореферат: 09.00.11. Москва, 2013.

связующего звена между эпохами и социальными стратами, должен и может сохранять в своем образовательном пространстве экзистенциально-сакральное зерно, превращающее образование не просто в усвоение определенного информационного набора, но в процесс возвышения личности, к нему прикоснувшейся. В современном сложном мире, как пишет Х.Г.Тхагапсоев, «...лишь университет способен выступать в качестве центра науки, культуры, технологий, а также быть тем чувствительным барометром, который неизменно реагирует на все общественно значимое: на социальные и политические вызовы времени, на аномалии в обществе, на промахи и ошибки власти, запросы общества»5. Между тем, имеет место недооценка современным обществом и властью данного обстоятельства, продолжает углубляться кризис университетского образования, выхолащивается его гуманитарная составляющая, университеты превращаются в корпоративные учреждения, в которых доминирует технократический тип образования и происходит его радикальный отказ от этической и политической ответственности6.

Из вышеизложенного вытекает, что возникает действительная потребность в том, чтобы более тщательно разобраться в тенденциях, реально задающих вектор и динамику преобразовательного развития университетского образования как ведущей силы всей системы высшего образования. При этом речь идет о прежде всего о классическом университете, в силу его исторически сложившегося особого места в судьбах мирового образовательного пространства. Актуальность усиливается и тем, что степень соответствия классического университета новым социальным условиям общецивили-зационного развития подвергается наибольшему сомнению.

Таким образом, создание социально-философской концепции социализации личности в культурно-образовательном пространстве

Тхагапсоев Х.Г. Университет в современной России: технология как стратегический горизонт?// Высшее образование в России. № 4, 2011, с. 58-61.

Кирабаев Н., Тлостанова М.В. Пути преодоления кризиса современного университета //
электронный ресурс Руниверс-логосфера

/logosphere/199391/ Дата обращения 26.08.2014

классического университета предстает как архиважная научная задача, реализация которой должна включать в себя ряд элементов: рассмотрение понятия «социализация личности в культурно-образовательном пространстве классического университета»; изучение специфики и факторов влияния на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России; исследование социализационной миссии классического университета сквозь призму ее кризиса и воздействия социокультурных детерминант; определение стратегий социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе.

Практическая деятельность автора в одном из ведущих классических университетов Северо-Кавказского региона, а именно в Адыгейском государственном университете, позволяет, в силу наличия характерных для региона черт данного процесса, проанализировать в настоящем исследовании региональные особенности образовательной среды классического университета, основные качественные характеристики, ценностные основания, особенности, ключевые проблемы социализации личности и стратегии их преодоления в культурно-образовательном пространстве классического университета региона на опыте АГУ.

Все перечисленные составляющие задают направление философской рефлексии и формируют основания для междисциплинарного синтеза знаний и создания социально-философской концепции социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе.

Степень научной разработанности темы. Проблема изучения социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета, по своим сущностным характеристикам является междисциплинарной и рассматривается в таких отраслях научного знания, как философия, социология, психология, педагогика.

Можно отметить широту круга изчаемых проблем, смежных
по отношению к рассматриваемой в настоящем исследовании.
В частности, вопросы социально-философского осмысления сущ
ностных основ социализации личности в образовательном про-
странстве затрагиваются в работах Т.Д. Скудновой, В.А. Руденко ,
акцентирующих внимание на социально-философском осмыслении
трансформационных процессов педагогического образования;
рассматриваются инновации в системе образования и проблемы
гуманитаризации образования, проблемы культурно-

образовательного пространства классического университета

о

(Г.И. Герасимов, А.В. Лубский) . Проблемы влияния социокультурных детерминант на процесс социализации личности, в частности роль идеологии в формировании гуманистического общества, обеспечивающего оптимальный процесс социализации личности и формирования ее творческой составляющей нашли отражение в работах Ю.Г.Волкова9, В.С.Малицкого10), рассматривалось влияние социального неравенства (Ю.Г. Волков, Ф.А. Барков, А.В. Верещагина11), идентичность в современном российском об-

ществе (В.А. Гладышева ), значение феномена духовности для

п

Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования // докт.дис. по спец.09.00.11, 2009; Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону, 2007.

о

Герасимов Г.И. Гуманитарность и гуманитаризация образования с. 129 // Гуманитарий Юга России. 2012. №1; Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования с. 117 // Гуманитарий Юга России, 2013, №4; Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании с. 119 // Гуманитарий Юга России. 2014, №1; Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления: монография / Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко. - Ростов н/Д, 2003. 456 с.

Малицкий B.C. Идеология: история и современность. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005.200 с.

Волков Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее. М.: Социально-гуманитарные знания, 2006. 228 с.

Верещагина А.В., Волков Ю.Г., Барков Ф.А. Бедность и социальное неравенство в Ростовской области Часть 1 // Вестник Института социологии. 2014, № 8

Гладышева В.А. Идеологическая идентичность в современном российском обществе (социально-философский анализ): автореферат дис... кандидата философских наук: 09.00.11 Ростов-на-Дону, 2012. 30 с.

воспитания и социализации студенчества в современном обществе (З.М. Хачецуков, В.И. Филоненко)13.

В зависимости от теории акцент в понимании сущности социализации и ее задач может существенно различаться (Т. Парсонс14, У.Н. Смелзер15, Э. Дюркгейм16, М. Вебер17. Работы в современном научном знании, посвященные социализации личности можно разделить на два направления: в первом рассматривается собственно социализация личности (Ю.В. Кузнецов, А.И. Ковалёва, К.В. Рубчевский, Ю.А. Сизинцев) )18, втором в центре внимания разнообразные проблемы, возникающие в процессе социализации (Т.В. Якушенок, А.И. Матвеева, СВ. Дробовцева)19, -

Образовательное пространство классического университета находится в поле внимания философии образования, рассматривается как часть социокультурного пространства, в котором осуществляется взаимодействие агентов образовательного процесса; классический университет рассматривается как социальный институт, в котором развертывается образовательное пространство. Данная

Хачецуков З.М. Феномен духовности в развитии российского общества (социально-философский анализ) // канд.дисс. по спец. 09.00.11. Ростов-на-Дону, 2007; Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Автореферат дисс. доктора соц. н. Ростов-на-Дону, 2009.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Современная западная теоретическая социология. М., 1994. С. 53. 15 Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1999. С. 659.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.С. 127. 17 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 244.

1 о

Кузнецов Ю. В. Историко-философский опыт и современные тенденции проблем социализации молодежи: дис. ... кандидата философских наук: 09.00.03. Мурманск, 2001.144 с. Ковалёва А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы, 1999; Рубчевский К. В. Социализация в современных условиях (Социально-философский анализ): Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : Красноярск, 2003. 309 с; Сизинцев Ю. А. Особенности социализации современного студенчества : Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. Уфа, 2006. 152 с.

Якушенок Т. В. Дистанционное образование как способ вторичной социализации личности. Опыт СГА :Социально-философский анализ: Дис... канд. филос. наук: 09.00.11: М., 2005. 173 с; Матвеева А. И. Духовная социализация как проблема социальной философии: автореферат дис. ... доктора философские наук: 09.00.11 Челябинск, 2011. 42 с; Дробовцева С. В. Влияние духовных традиций на социокультурную трансформацию человека: сущность и механизм процесса: Автореферат: кандидата философские наук: 09.00.11.Нижний Новгород, 2013. 26 с;

проблема затрагивалась уже в трудах Платона и Аристотеля , рассматривавших образование как процесс, оказывающий влияние на духовный облик личности. В концепциях Г. Гегеля, А. Вебера, В.

Виндельбанда эти взгляды получили развитие. Понимание обра-зования И. Кантом также созвучно идеям, высказанным древнегреческими мыслителями, поскольку в его понимании образование есть инструмент совершенствования личности, так как нравственный уровень в контексте просвещенческой позиции выступает критерием движения общества к прогрессу. Внимание исследователей касается социальных функции образования (Э.Дюркгейм, М. Вебер) , реализации интересов социальных общностей через получение образования (Г.Зиммель, Т.Парсонс, П.А.Сорокин,

Э.Фромм) , социальных факторов, детерминирующих развитие образования (П. Бурдье, Э. Гидденс, А.Н.Леонтьев, Ю.Хабермас)25. На современном этапе развития социальной философии образование, образовательное пространство, классический университет исследуются и как целенаправленное применение образовательных практик с целью формирования целостного мировоззрения

Платон. Диалоги: пер. с др. греч. М.: Библеист, 1968. 568 с; Аристотель. Первая аналитика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 687 с.

Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 528 с; Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998. 565 с.,; Виндельбанд В. История философии: пер. с нем. Киев: Зовнішторгвидав Украіни, 1993.(Репринт СПб, 1900). 326 с. 22 Кант И. Сочинения // Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1963-1966.

Дюркгейм Э. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996; Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998. 565 с.

Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М.: Юрист, 1996. /Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. 671 с; Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М.: Юрист, 1996. / Том 2. Созерцание жизни М.: Юрист, 1996. 607 с. ; Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социально-экономических систем // Американская социол. мысль. М.,1996. С. 462-478.; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб.: Наука, 2000. 892 с; Фромм Э. Психология человеческой деструктивности: пер. с нем. М.: ACT, 2006. 640 с.

25 Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с; Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с; Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 56-74.

(А.Ю.Наумова, А.П.Огурцов, Н.В.Паршина, Е.С.Полякова, В.Г.Федотова) ; и как пространство, в котором развертывается жизнедеятельность общества и личности (И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Г.П. Зинченко, В.А. Лекторский, В.М. Розин, Н.И. Мельникова, И.П. Басалаева, СИ. Черных, Е.Н. Бекетова) ; и как социальный институт, поддерживающий социальный порядок и контроль и предопределяющий процессы формирования и изменения личности (Л. Отала, Ф.Р. Филиппов и М.Н. Рудкевич, О.И. Шкаратан и В.И.Ильин; О.И.Комарова, Д.С. Ерофеев, Р.Г.Минзарипов, В.В. Сафронова,

А.В. Карпов, О.И. Бойкова) . Особое внимание исследователи уде-

Наумова А. Ю. Взаимосвязь ценностной динамики международной интеграции систем образования и социокультурных изменений российского образования»: Автореферат: 09.00.11. Барнаул, 2013; Огурцов А.П. Философия науки в XX веке (статья первая) // Философия науки. Вып.6. М., 2001.; Паршина Н.В. Основания развития социального капитала (философский анализ): Автореферат: 09.00.11, 2013; Полякова Е. С. Образование и идеологическая идентичность: особенности взаимодействия в российском обществе: Автореферат: 09.00.11 Нижний Новгород, 2013; Федотова В.Г. Глобальный капитализм: три великие трансформации: (социально-филос. анализ взаимоотношений экономики и общества) (в соавторстве с В. А. Колпаковым, Н. Н. Федотовой). М: Культурная Революция, 2008. 607 с.

Бестушев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. Единственное спасение человечества. М., 2003., Буева Л.П. Феномен социальных потрясений» // Вестник аналитики. 2011. № 2(44). С. 124-146., Давидович, В. Е. Общество и личность / В. Е. Давидович. М. : Высшая школа, 1962. 52 с, Жданов Ю. Г. Проблемы теории и истории культуры. Ростов н/Д, Изд. Рост, ун-та, 2005. 768 с, Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. 1991. № 1; Зинченко Г.П. Региональная элита на государственной службе // Власть. 1997. № 11; Лекторский В.А. Философия в контексте культуры. М., 2009; Розин В.М. Право, власть, гражданское общество. Алматы, 2003; Мельникова Н. И. Социальные измерения информационно-коммуникационной среды глобального образовательного пространства: теоретико-методологический подход : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 : Саратов, 2004 367 с; Басалаева И. П. Социальная динамика в локальном социокультурном пространстве: Автореферат: 09.00.11, Кемерово, 2012; Черных С. И. Изменение образовательного пространства в информационную эпоху: социально-философский анализ Автореферат диссертации доктора философских наук. Новосибирск, 2012; Бекетова Е. Н. Возможности реализации концепции устойчивого развития в сфере образования (социально-философский анализ): автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Архангельск, 2013.

Отала Л.-М. Задача обучения на протяжении всей жизни — вызов университетам / Л.М. Отала // Альма матер. 1997. № 4. С. 24—28.; Филиппов Ф.Р. , Рудкевич М.Н. Социальные перемещения. М., 1970; Шкаратан О.И.,. Ильин В..И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.; Комарова О.И. Упрочнение модели классического университета: социально-философский анализ : социально-философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 Москва, 2005 138 с. ; Ерофеев Д. С. Развитие современных классических университетов в России в кон-

ляют кризису гуманитарного (А.В. Миронов, Н.А. Помелова) , а также университетского образования, который, по мнению одних ученых, определяет всё проблемное поле современного университетского образования (И.Н. Емельянова, Е.В. Говердовская,

О.Г. Старикова, Д.Х. Акманаева) , по мнению других - никогда не начинался, а явления, трактуемые иными авторами как проявления кризиса, на самом деле являются элементами переходного периода к новой образовательной концепции в условиях изменяющегося российского общества (О.А.Нестерчук, Л.С. Перевозчикова)31.

Исследование специфики российского общества в данном исследовании для выявления всех изменений, происходящих в пространстве классического университета, проводится в контексте глобализирующегося мира в трех основных направления: объективно существующие социальные феномены; цели отдельных, наделенных властными полномочиями субъектов социального взаи-

тексте Болонского процесса. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Краснодар, 2006. 170 с; Минзарипов Р. Г. Социализация личности молодого специалиста в условиях трансформации гуманитарной среды классического университета : социологическая модель : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.04 / Казан, гос. энергет. ун-т.- Казань, 2006. 401 с; Сафронова В. В. Современный университет как социальный феномен: концептуальный подход : концептуальный подход : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Кемерово, 2006. 126 с. ; Карпов А. В. Федеральная целевая программа развития образования как средство развития регионального классического университета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Тамбов, 2007. 182 с. ; Бойкова О.И. Корпоративная культура в стратегии исследовательского университета: социально-философский анализ: Автореферат: 09.00.11. Москва, 2013.

Миронов А.В.,Новая социальная реальность и кризис социально-гуманитарного образования./ Общество и право. 2005. № 1 (7). С. 151-159.; Помелова Н.А, Кризис гуманитарного образования/Контентус. 2013. № 8. С. 1-3.

Емельянова И.Н. Воспитательная функция в процессе развития системы классического университетского образования. Автореф. д.пед.н. Тюмень, 2008; Говердовская Е.В. Развитие высшего профессионального образования в поликультурном регионе (на материалах Северного Кавказа). Автореф. д.пед.н. Санкт-Петербург, 2009; Старикова О.Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход. Автореф. д.пед.н. Краснодар, 2011; Акманаева Д.Х. Научная деятельность студентов вузов как фактор повышения функциональности высшего профессионального образования. А Автореф. к.соц.н. Пенза , 2012.

Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации Автореф. д.полит.н.. Москва, 2009. Перевозчикова Л.С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества. Автореф. д.филос.н.. Тула, 2009.

модействия, предопределяющие развитие общества; взаимозависимость факторов, обуславливающих векторы трансформации общественных отношений. Рассматриваются, в частности, социальные и социокультурные механизмы формирования общественных отношений (Н.Г. Скворцов, Н.А. Романович, Г.И.Колесникова)32, проблемы социального неравенства (Ю.Г. Волков, Ф.А. Барков, А.В. Верещагина ). Исследования также концентрируются вокруг ценностных оснований, их трансформации под влиянием различных реформ и последствий этих изменений для будущего России (О.Ю. Бубнова, А.А. Маслов, А.Ю. Огородников, О.Ф. Филимонова, В.Г. Кремень)34.

Таким образом, несмотря на то, что в научной социально-философской мысли существует множество исследований, под разными ракурсами освещающих проблемы социализации личности, образовательного пространства, классического университета, российского общества в различные периоды его становления и развития, целостной концепции социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе создано не было. Данный факт явно свидетельствует о важности и качественно новом ракурсе исследования пробле-

Скворцов Н.Г. Социально-гуманитарные знания и современность // Социально-гуманитарные знания, 2013, № 3. С. 176-187; Романович Н. А. Социокультурный механизм формирования отношения к власти в российском обществе: диссертация ... доктора социологических наук. Москва, 2010.448 с. Колесникова Г. И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 /Ростов-на-Дону, 2010.54 с.

Верещагина А. В., Волков Ю. Г., Барков Ф. А. Бедность и социальное неравенство в Ростовской области Часть 1 // Вестник Института социологии. 2014. № 8.

Бубнова О Ю. Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе (Социально-философский анализ) : Дис... канд. филос. наук: 09.00.11 Москва, 2005. 183 с; Маслов А. А. Цивилизационная идентичность российского общества (Социально-философские аспекты): Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 Москва, 2005, 145 с; Огородников А. Ю. Интериоризация ценностей в условиях трансформации современного российского общества : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Москва, 2008.163 с; Филимонова О.Ф. Роль православной певческой культуры в формировании духовного мира современного человека / О.Ф. Филимонова // Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства: В 2 т. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. Т. 1. С. 86-94; Кремень В.Г. От диалектики к человеку / Вопросы философии. М, 2014. №1. 193 с. С.92-115.

мы, выбранной автором для диссертационного исследования, позволяющем через привлечение результатов, полученных в смежных отраслях научного знания, выйти на высокий, подлинно философский уровень обобщения.

Соответственно, в результате анализа разработанности проблематики данного исследования в научной литературе были выявлены следующие научные лакуны. Во-первых, в социально-философских исследованиях отдельно производился анализ социокультурных детерминант, а также отдельно рассматривались особенности их воздействия как на личность, так и на группы, однако собственно исследований, выявляющих специфику воздействия социокультурных детерминант на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе проведено не было. Во-вторых, также отсутствуют научные работы, в которых концентрированно исследовались бы факторы влияния на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе. В-третьих, поднятая в социологическом и философском научном знании проблема социализационной миссии классического университета и стратегий ее реализации в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе в условиях кризиса классического университета, с учетом региональных особенностей, требует глубокого научного и, прежде всего, социально-философского анализа.

Следовательно, актуальность, новизна, а также важность данного научного исследования обусловлена отсутствием в научном пространстве системного исследования социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России. В современном научном дискурсе нет единства мнений по поводу специфики, факторов влияния, стратегий социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе. Все эти моменты

придают теме диссертационного исследования проблемный характер.

Целью диссертационного исследования является разработка социально-философской концепции социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть теоретические проблемы исследования социализации личности в образовательном пространстве классического университета в России;

разработать методологию социально-философского исследования социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного российского классического университета в России;

проанализировать социализационную миссию классического университета сквозь призму воздействия социокультурных детерминант (геополитических, исторических, идеологических), определяющих специфику социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе;

рассмотреть особенности реализации социализационной миссии классического университета в современном российском обществе в условиях проявлений кризиса классического образования;

выявить специфику влияния социального неравенства на социализацию личности в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе;

определить влияние корпоративизма на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в современной России;

обосновать влияние профессиональной самоидентификации на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России;

исследовать региональную специфику образовательного пространства классического университета на основе результатов мониторинга в Адыгейском государственном университете;

выделить и проанализировать этнокультурные аспекты социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в полиэтничном регионе;

рассмотреть ключевые проблемы социализации личности в образовательном пространстве Адыгейского государственного классического университета в условиях кризиса университетского образования в России и определить перспективы их преодоления.

Объект исследования - социализация личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в России.

Предмет исследования - сущность, факторы, региональные особенности социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в условиях кризиса классического образования в России.

Гипотеза диссертационного исследования. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе должна способствовать сохранению непрерывности процесса социализации, способствующего развитию личности во всей ее многоплановости; сохранению основ классического образования; развитию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета не только в соответствии с требованиями и потребностями общества, но и с учетом способностей и направленности личности; сохранению ценностно-смысловой основы, выступающей связующим звеном между различными историческими эпохами. Однако наметившаяся деформация процесса социализации в культурно-образовательном пространстве современного классического уни-

верситета в условиях кризиса образовательной системы в сторону элитизма и экономического детерминизма значительно затрудняет выполнение данных задач. Решение данных проблем стоит особо остро в связи с кризисом классического университета, и, как следствие, кризиса его социализационнои миссии. Условиями его преодоления являются реконструкция гумбольдтовской модели классического университета как переход к неоклассической модели университета как целостного культурно-образовательного пространства, в котором созданы условия, для «выращивания» интеллектуальной и культурной элиты как ядра креативного класса, и переосмысление идеи и миссии классического университета, с ориентацией на развитие интеллекта, духовности и культуры, как конечных целей университетского образования, единственно отвечающих его природе. Учет наиболее значимых в современном российском обществе факторов влияния на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета, а также применение стратегий, разработанных на основе исследования социализационнои миссии классического университета в полиэтничном пространстве России с учетом современных реалий, позволит вывести процесс социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета на новый качественный уровень, тем самым, способствовать преодолению кризиса социализационнои миссии и процессу реконструкции современного классического университета.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основой методологического конструкта настоящего диссертационного исследования, избран трансдисциплинарный подход, как наиболее адекватный объекту исследования, допускающий методологический синтез отдельных парадигм с учетом определяющего значения специфики социокультурной сущности образования с опорой на неоклассическую парадигму, которая характеризуется обновлением идей позитивизма, марксизма, функционализма на основе нелинейного рассмотрения явлений. Понимание образования как социо-

культурного феномена, выходящего за рамки его ограниченности метафизическими пределами, рождает потребность в обращении к возможностям неклассического рационализма, в силу, прежде всего, субъект-субьектного подхода к рассмотрению социализации и деятельностной природы социализирующегося субъекта. Выбор трансдисциплинартного подхода с опорой на неоклассическую парадигму обусловлен тем, что он позволяет в результате социально-философского анализа создать когнитивный конструкт социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета, применяемый в контексте исторически обусловленной социальной действительности.

В исследовании применялись также методологические принципы структуралистской теории (П. Бурдье), теории пространства (М. Хайдеггер), теории социальных практик (А. Турен). Важной составляющей методологической основы диссертационного исследования в рамках социально-философского осмысления социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе стал деятельностный подход и представление о диалектическом единстве социальной деятельности и социальных отношений.

Методологическую основу исследования составили также системный, комплексный, структурный, конструктивистский, функциональный, институциональный подходы и методологические принципы социальной философии и философии и социологии образования, в свете которых социализация личности в культурно-образовательном пространстве классического университета предстает как процесс трансляции смыслов, идентифицируемых как значимые и достоверные и способствующие интеграции личности в систему социальных отношений.

Использование данных подходов в совокупности позволило выявить многомерный, взаимозависимый характер процесса социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе, а также

показать региональную специфику изучаемой проблемы. Использовались также принципы менеджмента организации (Сафронов P.O.).

Теоретическую основу диссертационного исследования соста
вили идеи, отраженные в работах классиков социально-
философской мысли (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс), отечест
венных ученых-философов, посвященные социально-
функциональному анализу общества и личности (А.В. Бузгалин,
Г.И. Герасимов, В.Д. Губин, В.Г. Федотова, Г.И. Колесникова), со
циальной динамике и методологии социального познания
(А.В. Брушлинский, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, В.М. Межу-
ев, Б.Ф.Поршнев), анализу глобальных проблем современности
(Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин, М.М. Скибицкий). Также использо
вались междисциплинарные аналитические разработки, посвящен
ные рассмотрению повседневности в разнообразных социокультур
ных контекстах (П. Бергер, В.О. Гумбольдт, Э. Гуссерль, X. Ортега-
и-Гассет, М. Хайдеггер, А. Шюц)

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Разработана методологическая матрица и стратегия социально-философского исследования социализации личности в образовательном пространстве классического университета, в рамках которой концептуализированы сущность и сферы данного процесса.

  2. Проанализирована социализационная миссия классического университета сквозь призму влияния на нее геополитических, исторических и идеологических детерминант в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе и показана ее специфика через сферы социализации.

  3. Рассмотрены особенности реализации социализационной миссии современного классического университета в России в условиях проявлений кризиса классического образования, выявлены ценностные основания социализации личности в культурно-

образовательном пространстве классического университета и предложен механизм их укрепления, способствующий преодолению кризиса социализационной миссии классического университета.

  1. Обосновано, что социальное неравенство не только влияет на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе, затрудняя развитие комплекса образовательных и социальных мотиваций личности, но и воспроизводится усиливающимися процессами деформации образования в сторону элитизма и экономического детерминизма.

  2. Определено влияние корпоративизма на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе сквозь призму анализа социализационных функций классического университета как корпорации и предложены способы повышения его функциональной эффективности и социализационного потенциала.

  3. Обосновано доминирующее влияние профессиональной самоидентификации на мотивационную и ценностную сферы социализации личности в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе, а также на формирование базиса профессиональной идентичности личности.

  4. Показана региональная специфика образовательного пространства классического университета посредством использования метода векторного моделирования, адаптированного автором для изучения типологии, качественных и структурных характеристик образовательной среды классического университета на примере Адыгейского государственного университета.

  5. Выделены и проанализированы этнокультурные аспекты социализации личности в культурно-образовательном пространстве регионального классического университета и выявлен его социали-зационный потенциал, активизирующий процесс этнокультурной самоидентификации и межэтнической интеграции.

9. Рассмотрены ключевые проблемы социализации личности в образовательном пространстве Адыгейского государственного классического университета в условиях кризиса университетского образования в России и определены перспективы их преодоления, связанные с системным и интегральным воздействием на все сферы социализационного процесса: мотивационную, познавательную, деятельностную и ценностную.

Научная новизна исследования сформулирована в положениях, выносимых на защиту:

1. Методологическая стратегия изучения социализационного процесса в культурно-образовательном пространстве классического университета, разработка которой определяется актуальностью формирования единого концептуального пространства изучения классического университета с позиций социальной философии, в данном исследовании представлена комплексом теоретических подходов и концепций, укладывающихся в пространство трансдисциплинарного подхода с опорой на неоклассическую парадигму. В ее методологических рамках: а) раскрыто понятие культурно-образовательного пространства классического университета как специально организованного пространства, насыщенного научной, образовательной и культурной информацией, в котором в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе традиций, университетской автономии и корпоративной культуры реализуется социализационная миссия классического университета, то есть формируются ценностно-мировоззренческий комплекс, гражданские качества и поведенческие практики личности через широкий спектр современных возможностей приобщения к научной деятельности, приобретения профессиональных знаний, умений, навыков и эффективного освоения культурного богатства; б) показано, что региональный классический университет - это интеллектуальный, культурный центр региона, который призван в процессе реализации социализационной миссии обеспечивать сохранение, преумножение культуры, формирование общероссийской

идентичности, воспроизводить интеллектуальную и культурную элиту, обеспечивать сохранение и преумножение этнокультурного богатства региона на основе накопленного научного потенциала, с учетом традиций, ментальносте и социокультурных условий; в) введена социально-философская дефиниция «социализация личности в культурно-образовательном пространстве классического университета» - это формирование в культурно-образовательном пространстве классического университета нравственно-этического комплекса и оптимальных алгоритмов социальных поведенческих практик, через реализацию которых активизируется интеграция личности в систему профессионально-корпоративных отношений, являющихся производными от конкретных исторических условий. Процесс социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета осуществляется в четырех сферах: мотивационной (развитие мотиваций); деятельностной (активизация различных видов деятельности на основе сформированных мотиваций), познавательной (усвоение информационных потоков, генерируемых в культурно-образовательном пространстве), ценностной (формирование мировоззрения и ценностей).

2. Социализационная миссия классического университета как часть его целостной миссии реализуется через все сферы социализации, испытывая на себе влияние социокультурных детерминант, в частности геополитических, исторических, идеологических, этнокультурных. В ней отражаются ценностные ориентиры, цели деятельности, направленной на формирование социально-активной, нравственной, социально-компетентной личности. Геополитические детерминанты определяют полиэтничный и поликонфессиональный характер образовательного пространства классического университета с учетом регионального компонента, способствуют сохранению высокого статуса классического университета в российском обществе как мощного агента социализации; влияют на формирование этнопсихологических особенностей личности, ее ментальность, обусловливают двойственный характер

восприятия власти (подчинение и отторжение); определяют направленность социализационной миссии российских университетов на формирование гражданина, стремящегося служить Отечеству и общественному благу. Исторические детерминанты определяют характер реализации культурной и прагматической функции классического университета, влияют на формирование общих ценностно-нормативных черт личности, на закрепление нигилистических представлений и моделей поведения. Идеологические детерминанты влияют на формирование гражданской позиции, чувств патриотизма и социальной справедливости, идеологической грамотности, играют роль межнационального и межконфессионального интегратора и транслятора нравственных универсалий, однако их влияние нивелируется в условиях размывания ценностных ориентиров и деидеологизации, несформированности национальной идеи и идеологии в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе. Этнокультурные детерминанты оказывают влияние на содержание и эффективность всех сфер социализации, прежде всего ценностной, причем для регионального классического университета они определяют характер культурной и этнической социализации, влияют на формирование этнической, культурной и общероссийской идентичности.

3. В условиях кризиса классического университета, проявляющегося в глобальном масштабе в виде отхода от гумбольдтов-ской модели классического университета к модели бизнес-университета и академическому капитализму, снижается эффективность реализации его социализационной миссии. Стратегии преодоления социализационного кризиса классического университета в данном контексте предполагают, с одной стороны, обращение к традиционным ментальным ценностным основаниям с учетом регионального компонента, а с другой стороны - к современным ценностным основаниям развития личности, обусловленным глобализацией. Приоритетным ценностным основанием процесса социализации личности в культурно-образовательном пространстве

современного классического университета в России должна выступать гуманистическая парадигма, а также базовые нравственно-этические категории, ценности и принципы как определяющие основу деятельности университета с учетом традиций, культур и ментальных особенностей региона. Одним из эффективных корпоративных механизмов закрепления ценностных оснований социализационнои миссии классического университета является разработка и эффективное внедрение этического кодекса классического университета; содержащего гуманистические ценности и принципы, приоритет поиска истины, академической свободы и стремления к самосовершенствованию. К стратегиям преодоления факторов кризиса социализационнои миссии классического университета также следует отнести активное внедрение университета в Интернет-пространство с использованием информационно-коммуникационных и интерактивных технологий, таких как электронные издания, электронные СМИ, виртуальный музей, продвижение «скрытого знания»

4. Социальное неравенство является значимым фактором влияния на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета. В каждый исторический период (имперский, советский, постсоветский) прослеживается прямая зависимость между политическими задачами правящего класса, уровнем развития производства и задачами социализации в образовательном пространстве классического университета. В современном российском обществе социальное неравенство как фактор влияния инициировал деформацию образования в сторону эли-тизма и экономического детерминизма, что затрудняет развитие комплекса образовательных и социальных мотиваций личности в процессе социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России. В то же время сама образовательная система в современных условиях в силу коммерциализации, изменения характера доступности образовательных услуг становится механизмом воспроизводства

социального неравенства. Тем не менее, классический университет в России сохраняет потенциал, позволяющий смягчить негативное воздействие данного фактора.

  1. Классический университет как корпорация реализует функции социализации (нормативную, моральную; стратегическую, социальную; функцию приоритетности) на основе таких методов, как динамический, системный, функциональный, метод эксперимента. Нормативная функция заключается в том, что классический университет планирует и осуществляет свою деятельность, исходя из федеральных законов; моральная - классический университет выступает от лица истины и морали; стратегическая - классический университет функционирует на основе принципа автономии как одного из важнейших условий реализации социализационной миссии; социальная - классический университет заботится о духовном и материальном благополучии членов корпорации (сотрудников, студентов); приоритетности - классический университет развивает свою научно-методологическую базу в целях приоритетной реализации важнейших целей социализации. Эффективная реализация указанных функций классическим университетом позволяет ему столь же эффективно воздействовать на все сферы социализации.

  2. Профессиональная самоидентификация, направленная на формирование личностью своего образа как будущего профессионала, во многом определяет процесс социализации в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе, влияя на мотивационную и ценностную сферы социализации. В свою очередь, профессиональная идентичность позволяет сформировать базис профессиональной идеологии личности и задать направление ее реализации. В данном процессе классический университет реализует такие взаимосвязанные функции, как: прагматическая (повышение мотивации к усвоению в процессе обучения профессиональных знаний, умений, навыков) и идеалистическо-мировоззренческая (формирование своего образа

как профессионала и гордости от сознания причастности к данному профессиональному сообществу). При этом овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками активизирует у личности формирование позитивного «я-образа» себя как профессионала, а таковой, в свою очередь, инициирует более активное и качественное овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками. В современных условиях формирование базиса профессиональной идентичности существенно осложняется проблемой качества профориентации, деформацией спектра мотиваций при поступлении в вуз в сторону социального приспособленчества, а не профессиональной самореализации, а также несбалансированностью рынка труда и рынка образовательных услуг в профессионально-квалификационном разрезе.

7. Региональное образовательное пространство классического университета в России имеет свои особенности, обусловленные социокультурной и этнокультурной спецификой данного региона. Результаты мониторинга, проведенного в Адыгейском государственном университете, подтвердили кризис социализационнои миссии классического университета, проявляющийся в более высокой оценке опрошенными внешней среды как фактора социали-зационного влияния, нежели внутренней - университетской. Тем не менее, в данном контексте отмечается значительный потенциал университета и выявлены ожидания на его укрепление. В ходе мониторинга в АГУ с использованием адаптированной автором методики векторного моделирования, основанной на анализе взаимоотношений субъектов образовательного процесса по осям «свобода-зависимость» и «пассивность-активность», было выявлено, что в образовательной среде университета встречаются элементы всех четырех возможных типов среды - «догматической» «карьерной», «безмятежной», «творческой». При этом смещение образования в сферу услуг ведет к распространению «карьерного» типа. В ходе мониторинга было выявлено, что наиболее перспективным с точки зрения социализации и формирования востребованных на совре-

менном этапе компетенций личности является «творческий» тип образовательной среды, формирующий активную свободную личность. Формирование данного типа среды должно стать приоритетным направлением реализации социализационной миссии классического университета не только на региональном, но и на федеральном уровне. Кроме того, исследование показало, что творческий тип среды в культурно-образовательном пространстве классического университета эффективнее формируется при условии реализации стратегии развития имеющихся, активизации скрытых, формировании новых ценностных оснований социализации, в первую очередь - при условии функционирования нравственных форм взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса. Их закрепление возможно и необходимо через внедрение этического кодекса классического университета, в основу которого заложен гуманистический характер миссии классического университета, базовые этические ценности (свобода, достоинство, самопознание и самосовершенствование) и принципы (корпоративность, гуманизм и толерантность, профессионализм), а также этические нормы академического поведения как преподавателей, так и студентов.

8. Анализ этнокультурных аспектов социализации личности в культурно-образовательном пространстве регионального классического университета позволил выявить его значительный социали-зационный потенциал для активизации процесса этнокультурной самоидентификации и межэтнической интеграции. Этнокультурно-ая самоидентификация в условиях полиэтничности в культурно-образовательном пространстве классического университета активизирует социализацию личности, в том числе этническую, поскольку классический университет одновременно интегрирует в себя все составляющие региональных культур и, приведя их к одному знаменателю в виде универсальных ценностных императивов, формирует единое ценностно-смысловое основание, способствующее формированию личности, способной к эффективному межэтническому взаимодействию независимо от культурной самоидентифи-

кации. Стратегиями повышения эффективности социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе в условиях полиэтничности на фоне роста значимости этнокультурной самоидентификации являются формирование позитивной этнической идентичности и этнокультурной компетентности личности через все возможные ресурсы научно-образовательной и внеучебной деятельности классического университета.

9. Ключевыми проблемами социализации личности в образовательном пространстве Адыгейского государственного классического университета в условиях кризиса университетского образования в России являются: переориентация части молодежи с духовных ценностей на индивидуалистические, противоречивое взаимодействие традиционных поведенческих норм и этничности с ценностями глобализирующегося мира, обусловленное социально-экономическими и социокультурнымии противоречиями перехода к рыночным ценностям, выступающим как оппозиционные по отношению к этнокультурным ценностям. Стратегии преодоления проблем социализации личности в образовательном пространстве регионального классического университета должны строиться с учетом этнокультурного потенциала региона и традиций на основе исследования образовательной среды и обеспечения интегрального воздействия всех ее структурных элементов на личность в процессе социализации. Стратегии повышения эффективности социализации должны включать: формирование мотиваций к познавательной и социальной активности с помощью современных психолого-педагогических и коммуникативных технологий с учетом специфики региона; формирование творческой образовательной среды самореализации студента и творческого типа мировоззрения личности; создание благоприятных условий для реализации потенциала личности в различных областях активности (научно-инновационной, творческой, социальной); развитие социального партнерства, академической открытости; совершенствование кор-

поративной культуры университета. Очевидно, что успешная реализация вышеупомянутых стратегий будет способствовать повышению значимости классического университета как в России в целом, так и в ее регионах, что особенно актуально для Северо-Кавказского региона в контексте сохранения его этнокультурного и духовно-нравственного потенциала, а также значимости в формировании российской идентичности.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью, а также созданием социально-философской концепции социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России. Предложенная социально-философская концепция социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе может применяться при планировании и проведении исследований, посвященных как изучению особенностей социализации личности в российском обществе в целом, так и в культурно-образовательном пространстве классического университета в частности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования связана также с определением в социально-философском аспекте сущности и сфер социализации личности в образовательном пространстве классического университета и концептуализацией авторского понятия «социализации личности в образовательном пространстве классического университета» как социально-философской категории.

Практическая значимость исследования заключается в определении факторов влияния социализации личности в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе. Данное знание, при его практическом применении увеличивает возможности по формированию личности, способной к самоактуализации, самодертерминации, самосовершенствованию, что является впоследствии гарантией высокого профессионализма у выпускников классического университета и, как

следствие, роста престижа классического университета на рынке образовательных услуг, что будет способствовать реализации такой прагматической цели, как привлечение новых студентов в его стены.

Положения и выводы данной научной работы могут применяться в качестве теоретико-методологической основы при междисциплинарных исследованиях, посвященных проблемам социализации личности в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе. Выводы диссертации также могут быть полезны при дальнейших исследованиях социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе в различных социальных контекстах, а также при подготовке курсов по социальной философии, социологии, социальной психологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет». Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях, научных семинарах, круглых столах, в частности: на международной научно-практической конференции молодых ученых аспирантов и студентов «Перспектива» (КБР, п.Эльбрус, 2000-2011), Всероссийской научно-практической конференции «Борьба с терроризмом: идеология проблемы». г.Армавир, 2011; на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание нравственной личности студента в условиях поликультурного образовательного пространства», 26-27 апреля 2012 г. г.Майкоп; на Всероссийском конгрессе проректоров по воспитательной работе (г.Москва, 13 марта 2013 г), на Всероссийской научно-практической конференции «Формирование российской идентичности как фактор национальной безопасности», г.Майкоп 24-25 апреля 2014 г., на общественном обсуждении проекта «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года», 25 сентября 2014 г., г.Ростов-на-Дону и др.

По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на заседании кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».

Основные результаты и материалы исследования были внедрены в практику образовательной и внеучебной деятельности ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», а также нашли отражение в процессе разработки и внедрения этического кодекса ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», что осуществлялось при непосредственном участии автора.

Выводы, предложения и методические рекомендации, сформулированные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором 32 научных работах, в том числе в 1 монографии и 17 статьях, изданных в ведущих рецензируемых журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ. Общий объем публикаций составляет 25,85 п.л.

Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает введение, четыре главы, одиннадцать параграфов, заключение, библиографический список и приложения.

Методология социально-философского исследования социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного российского классического университета в России

Гипотеза диссертационного исследования. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе должна способствовать сохранению непрерывности процесса социализации, способствующего развитию личности во всей ее многоплановости; сохранению основ классического образования; развитию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета не только в соответствии с требованиями и потребностями общества, но и с учетом способностей и направленности личности; сохранению ценностно-смысловой основы, выступающей связующим звеном между различными историческими эпохами. Однако наметившаяся деформация процесса социализации в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в условиях кризиса образовательной системы в сторону элитизма и экономического детерминизма значительно затрудняет выполнение данных задач. Решение данных проблем стоит особо остро в связи с кризисом классического университета, и, как следствие, кризиса его социализационной миссии. Условиями его преодоления являются реконструкция гумбольдтовской модели классического университета как переход к неоклассической модели университета как целостного культурно-образовательного пространства, в котором созданы условия, для «выращивания» интеллектуальной и культурной элиты как ядра креативного класса, и переосмысление идеи и миссии классического университета, с ориентацией на развитие интеллекта, духовности и культуры, как конечных целей университетского образования, единственно отвечающих его природе. Учет наиболее значимых в современном российском обществе факторов влияния на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета, а также применение стратегий, разработанных на основе исследования социализационной миссии классического университета в полиэтничном пространстве России с учетом современных реалий, позволит вывести процесс социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета на новый качественный уровень, тем самым, способствовать преодолению кризиса социализационной миссии и процессу реконструкции современного классического университета.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основой методологического конструкта настоящего диссертационного исследования, избран трансдисциплинарный подход, как наиболее адекватный объекту исследования, допускающий методологический синтез отдельных парадигм с учетом определяющего значения специфики социокультурной сущности образования с опорой на неоклассическую парадигму, которая характеризуется обновлением идей позитивизма, марксизма, функционализма на основе нелинейного рассмотрения явлений. Понимание образования как социокультурного феномена, выходящего за рамки его ограниченности метафизическими пределами, рождает потребность в обращении к возможностям неклассического рационализма, в силу, прежде всего, субъект-субьектного подхода к рассмотрению социализации и деятельностной природы социализирующегося субъекта. Выбор трансдисциплинартного подхода с опорой на неоклассическую парадигму обусловлен тем, что он позволяет в результате социально-философского анализа создать когнитивный конструкт социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета, применяемый в контексте исторически обусловленной социальной действительности.

В исследовании применялись также методологические принципы структуралистской теории (П. Бурдье), теории пространства (М. Хайдеггер), теории социальных практик (А. Турен). Важной составляющей методологической основы диссертационного исследования в рамках социально-философского осмысления социализации личности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе стал деятельностный подход и представление о диалектическом единстве социальной деятельности и социальных отношений. Методологическую основу исследования составили также системный, комплексный, структурный, конструктивистский, функциональный, институциональный подходы и методологические принципы социальной философии и философии и социологии образования, в свете которых социализация личности в культурно-образовательном пространстве классического университета предстает как процесс трансляции смыслов, идентифицируемых как значимые и достоверные и способствующие интеграции личности в систему социальных отношений.

Использование данных подходов в совокупности позволило выявить многомерный, взаимозависимый характер процесса социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе, а также показать региональную специфику изучаемой проблемы. Использовались также принципы менеджмента организации (Сафронов P.O.).

Теоретическую основу диссертационного исследования составили идеи, отраженные в работах классиков социально-философской мысли (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс), отечественных ученых-философов, посвященные социально-функциональному анализу общества и личности (А.В. Бузгалин, Г.И.Герасимов, В.Д. Губин, В.Г. Федотова, Г.И.Колесникова), социальной динамике и методологии социального познания (А.В. Брушлинский, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, В.М. Межуев, Б.Ф.Поршнев), анализу глобальных проблем современности (Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин, М.М. Скибицкий). Также использовались междисциплинарные аналитические разработки, посвященные рассмотрению повседневности в разнообразных социокультурных контекстах (П. Бергер, В.О.Гумбольдт, Э. Гуссерль, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, А. Шюц)

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана методологическая матрица и стратегия социально-философского исследования социализации личности в образовательном пространстве классического университета, в рамках которой концептуализированы сущность и сферы данного процесса. 2. Проанализирована социализационная миссия классического университета сквозь призму влияния на нее геополитических, исторических и идеологических детерминант в культурно-образовательном пространстве классического университета в российском обществе и показана ее специфика через сферы социализации.

3. Рассмотрены особенности реализации социализационной миссии современного классического университета в России в условиях проявлений кризиса классического образования, выявлены ценностные основания социализации личности в культурно-образовательном пространстве классического университета и предложен механизм их укрепления, способствующий преодолению кризиса социализационной миссии классического университета.

4. Обосновано, что социальное неравенство не только влияет на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе, затрудняя развитие комплекса образовательных и социальных мотиваций личности, но и воспроизводится усиливающимися процессами деформации образования в сторону элитизма и экономического детерминизма.

5. Определено влияние корпоративизма на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе сквозь призму анализа социализационных функций классического университета как корпорации и предложены способы повышения его функциональной эффективности и социализационного потенциала.

Кризис социализационной миссии современного классического университета в России и стратегии его преодоления

Постмодернизм - это антитеза дискурсу Просвещения, критика классической модели познания, антитеза глобализации в пользу локализации. Позиция исследователя становится иной - она встроена в исследуемый объект, между ними стирается граница, и процесс познания предстает как процесс конструирования реальности. Наука приобретает черты социального «предприятия», когда цели и ценности научного познания определяются социальным заказом, выраженным в явной или скрытой форме.

В постнеклассической рациональности социальная реальность - это продукт сознания, обусловленного социокультурной спецификой , который сопряжен с социальной действительностью. То есть становятся возможными плюралистичность социальной реальности, а также ее постижение множеством способов, в том числе и альтернативными. Таким образом, отрицается монизм, утверждается принцип релятивизма и плюрализма, принцип поиска абсолютной истины уступает место равенству различных точек зрения, а критерии научности перестают быть незыблемыми, становятся подвижными, так как связываются с социокультурными параметрами познавательной деятельности. Постмодернизм -это сознательный уход от монополии любой из познавательных парадигм, и его важнейшими характерными особенностями, являются: когнитивный плюрализм и толерантность; мобилизация эпистемологического потенциала предшествующих эпох и иных культур; приоритет языка над опытом, текста над действительностью; культурная автономия субъекта познания, «равноправие» познавательных парадигм и стилей мышления, признание их самоценности; познание как конструкция реальности. Методологические подходы - лингвизм, фрагментаризм, субъективизм, интертекстуализм, деконструктивизм, конструктивизм, презентизм, релятивизм, конструктивизм.

Постмодернизм оказал положительное влияние на социально-гуманитарное знание именно в том аспекте, что стал допустим методологический плюрализм, не отрицается при этом возможность синтеза методологических оснований, который может приводить к появлению нового знания, адекватно отражающего усложняющуюся социальную реальность. Социализация личности в русле постнеклассической метапарадигмы -процесс, который рассматривается исследователями с разных позиций через призму понимания сущности образования эпохи постмодерна. Как резюмирует В.В.Василькова, «основными метапринципами, структурирующими систему постнеклассического образования, являются: развитие способности к конструированию личностной идентичности, социокультурному проектированию и конструированию, принцип непрерывного образования, принципы междисциплинарности, проективного инновационного обучения, автономии университета как культуропорождающего центра, сетевой организации знания и образовательных структур». На основе этих принципов, как пишет Р.Барнетт, «постнеклассический университет должен предложить человеку познавательные и смысложизненные стратегии, позволяющие уживаться с неопределенностью и даже наслаждаться ею130, он осуществляет работу по конструированию новых подходов, дающих методологические и мировоззренческие ориентиры для развития университетского образования».

Неоклассическая модель научного исследования стала формироваться в конце XX века в контексте культуры «неоглобализма», которая актуализировала в научном дискурсе вопрос о культурном единстве и многообразии постсовременного мира.

Неоклассическая метапарадигма характеризуется обновлением идей позитивизма, марксизма, функционализма на основе нелинейного рассмотрения обществ и его структур, ибо в ее рамках общество предстает как система социальных действий и взаимодействий социальных групп и свободно организованных акторов (что в принципе, не противоречит классической).

Неоклассическая рациональность, как и классическая, исходит из принципов холизма, эмпиризма, предполагает возможность объективного познания социальной реальности, как взаимодействия определенных, наполненных специфическим социокультурным смыслом систем и структур,

Барнетт Р. Осмысление университета/ Р. Барнетт; [пер. с англ. Р. Гайлевича]/ Образование в современной культуре. - Минск: БГУ, 2001. - С.97-124. кроме того, её основными принципами выступают: реализм, синкретизм, теоретизм, плюрализм, реконструктивизм.

Когнитивные установки исследования в рамках неоклассической парадигмы строятся на необходимости радикального преодоления противоположности субъективистских и объективистских подходов, возможности создания целостной теории (через синтез концепций) на основе «многомерного» видения социальной реальности, признания методологического плюрализма как принципа нормального развития социально-гуманитарных наук (чего нет в классической рациональности).

Теории, создаваемые в рамках неоклассического подхода, стремятся описать, объяснить и понять свой предмет (а это и социальные процессы, структуры и институты, и повседневная жизнедеятельность людей и их уникальные духовные практики) в целостности и единстве составляющих его элементов, что предполагает комплексный подход. Примером могут служить труды П. Бурдье (теория habitus ), Э. Гидденса (теория дуальности социальной структуры), Н.Лумана (теория самореферентных систем), Ю. Хабермаса (теория социальной коммуникации). Однако нужно отметить эффективность этих теорий для рассмотрения стабильных социальных ситуаций, и весьма ограниченную эффективность при изучении ситуаций социальной нестабильности и неопределенности, которая, кстати, достаточно часто характерна для современного российского социума и процессов в образовании.

Неоклассическая рациональность предполагает разработку такого методологического конструкта, который базируется, с одной стороны, на разноуровневом и разномасштабном видении социальной реальности, а с другой -на синтезе самых различных подходов к ее изучению, как классических, так и неклассических, причем становится возможным концептуализировать дихотомические понятия не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие полюса.

Корпоративизм как фактор социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России

Остановимся на важных этапах создания и внедрения этического кодекса в пространстве классического университета, учитывая практический опыт АГУ . В студенческой среде (если судить по форумам в Интернете, сайтам вузов) эти темы дискутируются, встречаются полярные мнения, но сама идея иметь этический кодекс вуза в целом не отвергается. Вопрос в том, каким он должен быть. Все чаще, надо полагать, в связи с коммерциализацией и смещением образования в «сферу услуг», в научном пространстве, СМИ, в Интернете растет число публикаций, аналитических статей, в которых с тревогой оценивается ситуация в вузах как критическая в смысле размывания морально-нравственных ориентиров. Обсуждаются вопросы: насколько этические кодексы после их принятия будут выполняться , как они влияют на социализацию . Отмечается, что коммерциализация приводит к необходимости привносить в образовательную сферу определенные нормы и принципы этики бизнеса и управления, что не всегда плохо, но с другой стороны - коррупция выхолащивает нравственную основу процесса получения образования.

Понятно, что этические проблемы образовательной деятельности порождаются проблемами общества в целом. И если государство системно их не решает, они воспроизводятся во все более уродливой форме и неизбежно влекут за собой в будущем появление новых проблем. Получается замкнутый круг.

Возможно ли его разорвать хотя бы в отдельных направлениях? В частности, возможно ли искоренить коррупцию только в системе образования? Вряд ли, если с ней не бороться в более глобальном масштабе. Этика в образовании предусматривает активность «клиента» в процессе получения образования, его заинтересованность в реальном качестве, а не в его имитации или в «купленных» оценках или дипломах. Но в отдельно взятом вузе можно и нужно создавать академическую атмосферу, способствующую соблюдению важнейших нравственных норм. Первый шаг - разработать и принять собственный этический кодекс, поскольку вуз, особенно классический университет - это, с одной стороны, автономное учреждение со своей историей и традициями, а с другой -пространство, где формируется позиция гражданина и патриота своего Отечества и выкристаллизовывается ядро личности,

Исходя из вышесказанного, этический кодекс классического университета должен включать и профессиональные (для сообщества преподавателей как коллег), и корпоративные принципы (определяющие признаки идентичности всех, кто имеет отношение к конкретному классическому университету, формирующие патриотическое к нему отношение). Безусловно, принципы, зафиксированные в этическом кодексе классического университета должны также вбирать в себя ценности, лежащие в основе содержания обучения и образовательной деятельности университета, и в правилах отношений внутри образовательного сообщества (студент-администрация, студент-профессорско-преподавательский состав, студент-студент и т.д.). Актуально наличие этического компонента в блоке социально-гуманитарных дисциплин; наличие дисциплины «Этика»; соблюдение этических норм в самом процессе обучения.

Формирование нравственных ценностей в процессе социализации в культурно-образовательном пространстве классического университета должно основываться, исходя из накопленного практического опыта в Адыгейском государственном университете, на принципах, обеспечивающих преемственность, учет особенностей поликультурного региона, возможность сохранения лучших традиций вуза, а именно:

Вышеперечисленные принципы являются основополагающими и закреплены в Этическом кодексе АТУ, заложены в основу всей образовательной и личностно-формирующей деятельности университета. Приведем дословно ценностный компонент Этического кодекса АТУ: «Свобода - Знания дают свободу. Достоинство - Уважая других, уважаешь себя. Самопознание и самосовершенствование - Познай самого себя и совершенствуйся»

При создании кодекса в классическом университете необходимо, согласовав соотношение корпоративных, универсальных и профессиональных норм и изучив уровень представлений о них, осуществлять постоянное повышение этической компетентности студентов, преподавателей и сотрудников. Это предполагает не только систематизацию ранее имевшихся знаний и интегрирование в них новой информации в этой области, но и приобретение практических навыков по распознаванию трудных этических ситуаций, что наиболее эффективно формируется на специальных тренингах

Этнокультурные особенности социализации личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в полиэтничном регионе

Классический университет как один из видов корпорации, исходя из классификации А.А.Галкина314, принадлежит к социальному типу, а по характеру, исходя из классификации Г.П.Зинченко , к типу позитивному (продуктивному). Таким образом, корпоративизм как форма социализации личности в образовательном пространстве классического университета относится к социально-позитивистскому типу.

Особенностям корпоративизма как фактора влияния на социализацию личности в образовательном пространстве классического университета являются функции, присваиваемые классическому университету как корпорации и методы, при помощи которых происходит реализация функций.

Корпоративизм как фактор влияния определяет такие функции социализации личности в образовательном пространстве классического университета, как нормативная функция; моральная функция; стратегическая функция; социальная функция; функция приоритетности.

Функции классического университета как корпорации по социализации личности в образовательном пространстве осуществляются за счет применения таких методов, как динамический метод; системный метод; функциональный метод; метод эксперимента.

Классический университет как корпорация реализует функции социализации (нормативную, моральную; стратегическую, социальную; функцию приоритетности) на основе таких методов, как динамический, системный, функциональный, метод эксперимента. Нормативная функция заключается в том, что классический университет планирует и осуществляет свою деятельность, исходя из федеральных законов; моральная - классический университет выступает от лица истины и морали; стратегическая - классический университет функционирует на основе принципа автономии как одного из важнейших условий реализации социализационной миссии; социальная -классический университет заботится о духовном и материальном благополучии членов корпорации (сотрудников, студентов); приоритетности - классический университет развивает свою научно-методологическую базу в целях приоритетной реализации важнейших целей социализации. Эффективная реализация указанных функций классическим университетом позволяет ему столь же эффективно воздействовать на все сферы социализации.

Для того, чтобы классический университет мог наиболее полно реализовывать свои функции по социализации личности в образовательном пространстве классического университета, сформированные под воздействием корпоративизма как фактора влияния, необходимо смещение ракурса в восприятии сущностных оснований всей системы образования как особого вида корпорации, что должно повлечь за собой изменения в ее функционировании как социального института за счет внедрения в образовательное пространство классического университета новых форм работы по социализации личности.

В параграфе 3.3. данной главы «Влияние профессиональной самоидентификация на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России» приведен анализ роли и особенностей влияния данного фактора на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в России, причем его важность обусловлена тем, что уже в ходе образовательного процесса формируется базис профессиональной идентичности личности, что позволяет в процессе социализации не только сформировать ее основу, но и задать направление реализации.

Профессиональная идентичность как фактор влияния на социализацию личности в культурно-образовательном пространстве классического университета в России способствует осуществлению прагматической функции образования (усвоение в процессе обучения профессиональных знаний, умений, навыков) и идеалистическо-мировоззренческой (формирование своего образа как профессионала и гордости от сознания причастности к данному профессиональному сообществу). При этом обе выделенные функции взаимосвязаны, поскольку при овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками у личности формируется позитивный я-образ себя как профессионала, а таковой, в свою очередь инициирует более активное и качественное овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Прагматическая функция образования в данном контексте реализуется через удовлетворение потребностей общества на четырех уровнях: социальном (удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах определенного профиля), политическом (повышение рейтинга страны на политической арене), корпоративном (классический университет как корпорация ожидает, что его выпускники будут прославлять его своими достижениями, преумножая его славу и тем самым способствуя увеличению притока новых студентов), личностном (потраченное в процессе обучение время и деньги выступят в роли надежных инвестиций и впоследствии принесут дивиденды в виде социального статуса и материального дохода).

Профессиональная идентичность способствует осуществлению идеалистическо-мировоззренческой функции образования через формирование субъективных и интерсубъективных смысложизненных концептов, связанных и/или реализуемых посредством приобщения к профессии через овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками; развитие нравственных качеств и способностей, позволяющих достигать профессионализма в избранной профессии; создание компенсаторных механизмов: неудовлетворенность одной из иных сфер жизни (личная, семейная, хобби) личность компенсирует реализацией себя в профессиональном сфере. При этом гордость от принадлежности профессиональному сообществу, хотя и близка духу корпоративизма, рассмотренному выше, но не тождественна ему, поскольку корпоративизм предполагает принадлежность к конкретной компании, в то время как профессиональная идентичность, выступая по отношению к корпорации как общее к частному, вбирает ее в себя.

Профессиональная самоидентификация, направленная на формирование личностью своего образа как будущего профессионала, во многом определяет процесс социализации в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе, влияя на мотивационную и ценностную сферы социализации. В свою очередь, профессиональная идентичность позволяет сформировать базис профессиональной идеологии личности и задать направление ее реализации.

Исходя из этого, профессиональная идентичность предстает как значимая социокультурная ценность, оказывающая формирующее значение на процесс саморазвития, самопознания и становления личности как профессионала.

При этом формирование базиса профессиональной идентичности в образовательном пространстве классического университета в российском обществе существенно осложняется снижением качества школьного этапа образования, снижением качеством профориентации, деформацией спектра мотиваций при поступлении в вуз в сторону социального приспособленчества, а не профессиональной самореализации, а также несбалансированностью рынка труда и рынка образовательных услуг в профессионально-квалификационном разрезе.