Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья и тенденции духовного оздоровления общества независимого Узбекистана Джавакова, каринэ Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джавакова, каринэ Владимировна. Семья и тенденции духовного оздоровления общества независимого Узбекистана : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ташкент, 1994.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап в раз- антаи суверенного Узбекистана характеризуется огромными изменениями, происходящими во всех сферах жизни обшества - политической, экономической, социальной и духовной.

Построение и развитие правового общества на демократических основах, переход экономики к рыночным отношения», укреп* ленив социально-политических и зуховно-нравстзенннх основ не* зависимости республики > все эти преобразования отражаются на жизни общества, каждой семьи, кахдоа личности. В известной , смысле, все, что происходит в общественной яязяя формирует навык тип человека с иной психолагиея, убеждением, мышлением, образом жизни и призычкся. Те изменения, которые происходят в обществе качественно преобразовывает человека, и прение всего это связано с духовностьп. Это говорит о сложности, важности проблемы духовного оздоровления общества на современном этапе. Расширение коммерческих структур и со^рапввие государственных, внедрение рыночных отношении, регламент яру втах конкуренции рабочей силы, прстде всего затронут положение социально уязвимых категорий занятого населения, к числу которых относятся семейные же наяны с летгма.

Всё это обусловливает необходимость исследования заксно -мерностей и тенденция развитая семьи, возраставшая ее роли в жизни современного обшотва, выделения ее национальных особенностей.

Проблемы развития социальной с$еры, культуры, духовного мира личности- рассматривались долгое время как производные от экономической сферы. Однако, жизнь а настоящее время показала, что неравномерность осуществления прогресса я сзязь его сторсн-- экономической, социальной, духовной - тре бута усилия по их гармонизации^ В работе подчеркивается, что при асзЯ определявшая роли эяономячаских отношений существенная потенциал совершенствования экономики коренится в социальной и духозноя с|е -pax, з развитии культуры человека.

В целях реального решения а раскрытия"данной темы автор ' э научно-практической планэ рассматривает здаяние семья на

духовное оздоровлення общества суверенного Узбекистана сквозь призму сдвоте аз аспектов духовности - нравственности,- которая стави* во главу угла морально-этическое содержание жизни.

Одним аз основных принципов построения независимого демократического государства является сильная.социальная политика, направленная ва создание общества, "основой которого станет трудолвбивая и зажиточная, нравственно протная и культурная семья" .

^т^альность_исяедрваиая 1«ни.й_темы заклич азтся в следуоіем:

Во-первых, на современном этапе назрела общественная потребность духовного оздоровления республики Узбекистан.

Во-вторых, специально не исследована и не решена проблема духовного оздоровленая общества через семье. Бег ни одной монография, каста или заиакенвои диссертации го данное проблеме.

3-третьих, сежья является одним из важных факторов духовного оздоровления,общества. В семье формируется взгляды, нории, нравственные принципы, которые определяет нравственное здоровье народа, содействуй процветании культури я политической стабильности. Под их влиянием человек стремится к деятелз ному общение, воспитывает в себе стремление к взаимопомоия, к объединение, * главное - к уничтожении зла..

В-четвертых, современная семья представлена не как пассе ний продукт внешних условия, а как активный субъект духовного оздоровления обвества. Ведь семена духовности прорастает прех де всего в семье.

В-пятых, необходимо возрождение я развитие национальной духовности а период коренных преобразовании в экономической, политической и социальной сферах, в частности, повышение куль туры человеческих отношевии, создание нравственной культуры, в основе которой лежит вечное стремление к яобру.

Таким образом, современное развитие суверенного Узбекист на вызывает необходимость по-новому взглянуть на семью, на ее

І. КаримовгЯ.А. Узбекистан: своя путь обновленая и прогресса. Т.: Узбекистан. 1992.-С. 14.

5 «-

роль и значение в духовном оздоровлении общества. Всё это убеждает в актуальности выбранной теш исследования.

Степень Яаучнви разработанности проблемы. Проблема семьи носит многогранный характер. Отдельные вопросы интересувшеи нас проблемы в том или иной аспекте освевдлись во нногих научных работах. Нахими обществоведами накоплен немалый опыт в изучении процесса развития и Функционирования сеиьи. В последнее десятилетие учеными шроко ставится и решается как на теоретическом уровне, так и эмпирическом проблема комплексного исследования причин и факторов, обусловливаитах данная процесс.

Значительный интерес для нашего исследования представляЕт работы Т.Аттокурова, ИЛ.Джаббарова, У.Таите ми ров а, Г.Н.Хагало-вой, АЛС.Миноварова, М.Сангилова, Г Л .Шаи суповой и др., изучавших общетеоретические проблемы семьи и быта Средней Азни. В них с позиции диалектики общего и особенного семья рассматривается о различных сторон. Однако, эта литература освещала те или иные стороны,проблемы в рамках преянего мышления в прошлых стереотипов. Новое мышление и требования сегодняшнего дня вызывает не-

  1. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.-М.,1979 ;Голод СИ. Стабильность семьи:социологический и демографический аспекты.-!., 1984 ;Волков А.Г.Семья - объект депографии.-М,. 1986: Нацкоз-ский М.С. Молодая семья в большом городе.-И.,1986Городская и сельская семьи.-М.,1987;Афанасьева Т.П. Семья.-М.,1986 Лысенко В.А.Молодехь вступает в брак,-М., 1986 ;Говако Б.И.Студенческая семья.-Н.,1Ус8;Черняк Е.Н.,Захаркин В.И. Семья ра-бочего.-Н.,1987;Бедныи М.,Маева П.И.ЛІахарин В.И. и др. Изменение структуры и развитие семьи в СССР.-И. Д9В6; йацковский М.С. Социология оемьи.-й.,1988;Узы брака узы свободы.-Н.1990 Голод С. Будуиая семья:какова она? -Я., 1990г. и др.

  2. Таштемиров 7.1. Современная социалистическая'семья и тенденции ее развития. Из опыта рес:гуйлнк Средней Азии .-Ташкент, 1982 ;Аттокуров Т.А. Семья и коммунистическое воспитание.-Фрунзе,1983;Хамидова Г-.М. Семья как важный фактор развития социалистического образа яизки /на материалах Узбекистан а/.-Ташкент,1981 ;она не.Семья в обществе развитого социализма.-Ташкент,1987;Минав8ров А.К. Развитие семейного воспитания в Узбекистане.-Ташкекг,19&**Усенова М.М. Семья и религия.-Алма-Ата,1986;Джаббаров И.М. Современные этнические процессы в Уэ-бекистане.-Ташкент,1988;Нурмухакелова И.М. Воспитание детей

в многодетной семье /на материалах этнографической экспедиции по Узбекистану/.-Ташкент,І9Є9;Еаосулова Г.СДенщина в семье и обвествеУ/Агитатор І989.-ЙІ2; она не.Философия и ген-дина Востока //Агитатор,1992.-М2 и др.

обходимость целостного исследования вопроса места и роли семьи в духовном оздоровлении общества суверенного Узбекистана.

Важнейшее практическое значение в работе над диссертацией, особенно в научно-философской анализе общечеловеческих и напио -нальных ценностей явились книги, доклады, речи,- беседы и интервьв президента Е.А.Каримова. Неслучайно, в своей книге "Узбекистан: свои путь обновления и прогресса" одну из пяти глав он посвятил вопросу "Духовно—нравственные устои развития независимого Узбекистана" . Духовно-нравственное обновление Узбекистана автор книги видит в возрождении национальных традиции, наполнении их новым содержанием, в создании необходимых условий для достижения на нашей земле мира и демократии, достатка, культуры, свободы совести и развития каждого человека.

В последнее время понятие "духовность" получило довольно широкое распространение, появляясь на страницах журналов, газет,популярных издании, что в свое очередь повышает актуальность всестороннего анализа этой социальной ценности. Броблема духовности общества получила отражение в работах Нишаноза М.Н.Даируллаева М.М. Шаиховои Х.А.,Умурзаковой О .П., Уледова АЛ..Федотовой В.Г. и др.

І.См.: Каримов .И.А. Узбекистан:свои путь обновления и прогресса.-Т. Узбекистан.1992 .-С.60.

2.АнЕсинов С.Ф. Духовные ценности:производство и потребление.-К., 1988 -Антонов М. Так что же с нами происходит?-Пере стройка и кадры //Октябрь.1987.-Е8;Бердяев Н.Царство свободы и царство кесаря. Парик,1951; Фромм 3.,Камв А.,.-Е.Сартр.Сумерки богов.- К., 1989;Сиыоноз П.В.,Ершов Б.М. .Вяземский D.H. Происхождение духовности. -М., 1989; Каган М.С. О духовности: опыт категориального анализа //Вопросы философии, 1985 .-№9 ; Федотова В.Г. Практическое и духовное осзоение действительности.-М.Д991; Бачинин В.А. Духовная культура.- й.,1986; Кучинския С.А. Человек моральный.--М.,1989; Нишанов М.Н. Обновление духовной кизни наций .-Ташкент, 1992; Хааруллаев М.Н. Социальное развитие и духовный процесс.--Ташкент, 1986; Еерматова Г. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности.- Ташкент,1986; Іаихоза Х.А О б нечеловеческие ценности и духовное становление.- Ташкент,1992; Анн&чуров К. Семья и формирование личности.- Ашхабад, 1991; Умурзакова О.П. Общечеловеческие ценности: национальные традиции и обычаи в развитии //Общественные науки в Узбекистане, I9SI.- «; Франк СЛ. Духовные основы обдества.-М.,1992г. и др.

" -та "_ " ;,. С приобретением Республикой Узбеклстж своей независимости научная разработка проблеми духовного оздоровления обнеси ва через семьп является необходимым условием нестроения: сильного демократического государства..

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности между, семьей и духовным оздоровлением общества в условиях суверенного Узбекистана.

В диссертации предпринята попытка ответить на вопроса. как теоретического, так и практического порядка:

каковы методологические и теоретические аспекты влияния семьи на духовное оздоровление общества; .

какова природа и сущность семьи на современном этапе развития суверенного Узбекистана;

какова основные тенденпта развития семьи и духовности в суверенном Узбекистане;

і определить эффективные керн и разработать практиче
ские рекомендации, направленные на оздоровление семьи я"
общества. ~

ІГаучная новизна"диссе'т)тадйонноя~ра0оты" состоит в том^ їто в ней:

з осуществлено исследование проблемы семьи и духовного оздоровления общества суверенного Узбекистана сквозь призму одного из аспектов - духовности ~ нравственности;

-предпринята попытка, комплексного исследования'и анализа основных факторов /экономического,,воспитательного,.эмоцис— , іальнс-психологаческого и др./, злияпщзх на духовное, оздорозлв-гае общества через семье;

выявляется современные тенденции развития семьи, и ду-совноста.в суверенном Узбекистане ; '".--

на основе конхретко*социолоппеских.:исследовании: раскрывается особенности влияния городскоа семьи на формиро-тние духовного облика личности, выявляется проблемы, семьи и щредедявтея меры по их раареиентв;

- разработаны практические рекомендации,, ловышавшие ста-
Іильность семьи и способствующие духовному оздоровлении семьи
г общества суверенного Узбекистана./ ...

-i-8 J-

Методологической основой исследования послужили основою-дагахвае труды по философии к социологии, выступления и работы президента Н.А.Каримова, материалы первое Конституции республики Узбекистан.

В процессе написания работы автор использовал труды мыслителе» Средней Азии Абу-Еаор-аль-Ф^раби, Абу-Раяхан-аль Бе руни, Абу-Али Иби Сина, Али пера Назои о семье, обществе и духовности, энциклопедический и справочный материалы.'

Исходя из цели и задач диссертационного исследования, автор подготовил и провел конкретно-социологические исследования, в которых использовались методы анкетированяя.интервьЕ и наблюдения, направленные на выявление специфики влияния семьи ва формирование духовного облика личности. В исследовании было опрошено более ІССО семей в гг. Ташкенте, Самарканде. При со -ставлений выборочной совокупности было учтено то обстоятельство, что часть городских сеыэа проживают в многоквартирных домах, а часть - в индивидуальных домах, что также мелет оказать влияние на ценностные ориентации личности. Кроме анкетирования, наблюдения, интервйирования, автором хЗыли использованы данные городскоя и республиканской статистики, материалы периодической печати, а также результаты КСИ других авторов, которые проводили свои исследования в нашей республике.

Теотетическая я практическая значимость диссертации. Теоретические положения диссертации содерхат обоснование ряда конкретных мер и предложения по обеспечении оптимальных условия для духовного развития личности в семье и укрепления стабильности семьи.

Предложенные в работе практические рекомендации и выводы могут быть учтены при разработке новых законопроектов, касавшихся дальнейшего социально-экономического развития республики Узбекистан в условиях перехода к рыночным отношениям и совершенствование сувествуопих с цельв' усилить социально-право-вуп и моральную залиту семьи,женщин, материнства и детства. Основные положения и выводы исследования могут быть использЪваны в научно-исследовательской работе специалистов, занимается проблемами семьи, жентан и детей.

т. 9 —'

Теоретико-методологические вывода диссертации, материалы социологических исследования могут быть применены при чтении лекция я проведении семинарских занятия в курсе политологии,социологии и этики, а также в подготовке спецкурса для отделения социологии.

Апробация исследования. Содержание и результаты исследования получили освещение в выступлениях автора на научно-теоретических, методологических семинарах и конференциях преподавателей и аспирантов ТашГУ /1990-1993гг./. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры социально-политических отношений философского факультета Ташкентского Государственного Университета.

Структура и обьем работы. Диссертационная работа состоит из Введения, Двух глав, Заклвчения и Списка использованной литературы.