Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская идея и современная Россия: социально-философский анализ Мокренко, Валерий Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мокренко, Валерий Иванович. Русская идея и современная Россия: социально-философский анализ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Рос. академия управления.- Москва, 1993.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/1920-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Что есть русская идея, каков смысл исторической судьбы России? Ъти вопросы вновь звучат в нашем обществе. посвяцаются научно-теоретические конференции, "круглые столы", дискуссии на страницах журналов и газет. Диапозон мнений по данному вопросу достаточно широк, суждения высказываются здесь подчас прягло противоположные.

/анализ опубликованных за последние годы материалов по данной проблематике мог бы составить тему специального исследования .

I. Ом.: Русская идея и современность.-'!., 1992; Троицкий E.G. Возрождение русской идеи. Социально-философские' очерки.-:.!., 199I; Русская идея//Тезисы каф.филос.РАН.-Н.,1992; Судьбы России: взгляд русских мыслителей.-1.,1992; Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей.-.;., 1992; Лики России//Вестник Высшей ПКОЛЫ.-1991.-.Р7-У; Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы "круглого стола")//Вопросы философии.-1992.-''О; Гройс Б. Лоиск русской национальной идентично сти//Зопросы философии.-1992.-ГЛ; Барабанов Е. Русская

идея" в эсхатологической перспективе//Вопросы филосоіІ)ии.-І990.-Га; его т.е. Русская философия и кризис идентичности//Вопросы философии.-І99І.-Г0; Алексеев В. Русское западничество/ іювое время.-I99I.-F39; Русская идея в конце XX в . Православный взгляд на настоящее и будущее России//Сибирс.кие огни.-1991.-?4?; Девндоу .і. Камо грядеш, Русь?.. Заметки американского публициста о перестройке.-.!., 1993; Анисимов А. іодернизационннй миФ экономического либерализма и Россия// Россия XXI.-1993.-Г'2* Гумилев Л.И. Леня называют евразийцев //Paul современник.-І99І.-ІЯ; Вагин К. Бердяевский соблазн ("Лравыо в оппозиционном движении GO-70-x годов)//Наш Современник. -1992. -!М; Стерлигов А., Борзенко А. Русский вопрос: диалог Г> ІІ//Ііаш Современник.-1992.-МІ; Лихачев Д. О национальном характере русских//!Зопросы философии.-1990-М; Карасев Л. Русская идея (символика и смысл)//Вопросы Философии.-1992.-'"8; Рєврюшин Н. Русская идея в трактовке С.Франка// Общественные науки и современность.-1990.-F6; Новикова Л., Сияемская Л. Политическая программа евразийцев: реальность или утопия/Д/бцественные науки и современность.-1992.-Н; і'инофеев Л. Есть ли у России будущее?//Слово.-1990.-JF7; Поляков Л. Логика русской идеи/Общественных науки.и современность,- 1992. -Fvi-1-'j .

Примечательно, что в сознании общества меняется отношение к восприятию русской идеи. Ьде недавно преобладала позиция нигилистического отрицания комплекса проблем, связанных с разра-боткой темы "русская идея". В пылу борьбы с "советской тоталитарной системой" и коммунизмом низвергались и сохраняю'диеся в обществе национальные ценности и святыни. С&чоучижению, сагло-бичиванию оказалось подвергнуто все: и русская история, к русский народ. Тех же, кто осмеливался возвысить свой голос в заці ту русской национальной идеи, государственных интересов нашей страны,, интересов русского народа, самобытной культуры России незамедлительно обвиняли в возрождении "русского мессианства", "великодержавного шовинизма", "русского национализма" и многих других пороках.

Социально-экономический кризис, в котором оказалась страна, обнищание миллионов россиян показали бесплодность попыток сегодняшних "реформаторов" разом перевести страну из прежнего ее состояния (тоталитарной системы) в "царство благоденствия" заш дных цивилизаций. В обществе постепенно наступает протрезвление а в широких слоях народа усиливаетсяинтерес к своему прошлому, самобытной истории и России,и национальной культуре.

Тем не менее и сегодня высказываются суждения, согласно которым русская идея - это не более как "интеллектуальная тусовка", "миф", "логическая ошибка", "голый король". йїЕЖ.ду тем, Бердяев Н.Л., которого трудно заподозрить в приверженности к рухнувшей у нас тоталитарной системе с полньм основанием заявля "Русская мысль, русские искания начала ХТХ века и начала XX век свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа".

Очевидно, все происходящее сегодня является неким повторением того, что у нас происходило в отечественной истории, а если мы сталкиваемся с повторяемостью, то впору задаться вопросом: "Не лежит ли за ней некая законокерность, которую социальная философия не должна игнорировать?"

I. Бердяев П.А. І'усская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//;Золросы Философии.-1390.-^2.-С.132.

Іігде одна проблема, касагагдаяся русской идеи связана с уяснением вопроса: "Какая идея нам сего.цня нужна?" Та, которая просто-напросто повторяет мысли русских философов прошлого, или новое осмысление места России во всемирно-историческом процессе?

'Го нашему убеждению, все споры по вопросу "нужда ли нам старая или новая русская идея" обусловлены методологической путаницей, а то и просто непониманием самого предмета дискуссии.

Постановка вопроса в вышеприведенной формулировке неверна. Завершеннуо, законченную, всеохватывающую формулу русской идеи не вывел ни один из мыслителей прошлого и было бы странно, если бы это кому-то удалось.

Это, повторимся еще раз, невозможно в принципе, потому что на каждом новом этапе перед обществом вставали новые проблемы и это отзывалось в понимании "русская идея".

Русскую идею ошибочно сводить к одной единственной мысли, она представляет собой целый комплекс, сплав, синтез идей. Если национальную русскую идею для определенного исторического этапа ewe мо"кно как-то обозначить, то русская идея по мере развития истории будет наполняться все новым и новым содержанием.

Б свете всего вышесказанного нам представляется правильным указать на главные стороны русской идеи, какой она предстает перед нами па сегодняшний день.

Во-первых, личностная сторона русской идеи, связанная с толкованием вопроса о личности;

ъо-вторых, общественная, к которой мы относим понимание национально-государственных интересов России;

У-третьих, Всечеловеческая,об'лецивилизационная, общепланетарная, Еыяснкттдая место России в отношении других стран и народов, в мировом цивилизационном процессе.

Кроме того, о русской идее мы можем судить, вычленяя разные сферы общественной жизни. Так, следует отличать социально-экономическую, духовно-нравственную, политическую и т.д. стороны русской идеи. Имеете с тем, все названные аспекты русской идеи 1Ю":ко рассматривать в плане изучения настоящего,

прошлого и будущего русской цивилизации. Повторишся, что все грани, стороны, аспекты, уровни русской идеи неразрывно связаны между собой, разделение vвыделение) их весьма условно. В зависимости от решения задач согдаально-экономичеокого развития общества на каждом конкретном этапе истории России русская идея наполнялась все новым содержанием, новым смыслом, та или иная из отмеченных сторон русской идеи привлекала большее или меньшее внимание исследователей, писавших на эту тему.

Сегодняшние дискуссии вокруг проблем самоидентификации России, выбора путей ее последующего развития, понятная обеспо коенность за судьбу Родины определяют актуальность избранной на ми темы в качестве диссертационного исследования.

Степень изученности проблем.

Нам представляется, что русская идея вызревала с развитием российского государства, осознанием русским народом, русско нацией себя как субъекта всемирной истории. Составляющие русск идеи уже намечены в ранних произведениях русской литературы: "ііовести временных лет" (Х-Хіі вв.), "Слове о Законе и Благодати митрополита іілариона" (XI в), "Поучении" Владимира ..лномаха "Слове о полку Игореве" (ХГІ), в творческом наследии всемирно известных поэтов, писателей, публицистов, мыслителей XIX-начала XX века: А.ііушкина, !\.Лермонтова, Н.Гополя, Ф.Достоевск го, Л.Толстого, Ф.Тютчева, А.Блока, С.Есенина, В.Иванова, .1.4а адаева, П.Карамзина, В.Ключевского, В.Соловьева, К.Леонтьева, К.Данилевского, И. Чернышевского, А.Герцена, Н.Бердяева, Г.Оле ханова, В.Ульянова, С.Булгакова, В.Эрна, Н.Лосского, Г.Федотов В.Розанова, Л.иарсавина, іі.ильина и многих-многих других'1'.

I. См.: Русская идея.-л.,1992; 0 России и русской Философской культуре. Философы руекого послеоктябрьского зарубежья.-;., J990; Данилевский П.Я. Россия и Европа.-.і. ,1991; Герчен я.Л О развитии' революционных идей в России.-Собр.соч.-М.', 196 ).-T.2.; .Ілеханов Е.В. Западники и славянофилы.-Соч.- ,'.,л.,19 Т.2^; Ильин И.А. Наши задачи.Ясторическая судьба и будущее России. Статьи 1918-19І4 гг. в 2-х т.-Л.,19а^; Его же. луть очевидности.-.!. ,1903; іірот. іитоофан Знооко-Воровскнй. 'раво слави'е, Римо-католичество, протестантизм я сектантство. Лек пии по сравнительному Богослови"), читаные в Свято-Троичной Духовной семинарии.- лшск, 19Л; [рот.Фома Хппко. Основы пра вославия.---іинок,І^'І; Лосоккй .>.',-.. Счерк мистического бэгос вия Восточной перквп. Догматическое Богословие.-..!., T9jT; (предо т..сноски см. на стр.о)

Дале очень краткий обзор видения русской идеи всеми вышеперечисленными мыслителями в одном диссертационном исследовании п>актичееки нереален. Тем более, есть блестящая (хотя и по ряду пунктов и не бесспорная) работа П.Бердяева "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века", в которой дан обзор истории развития русской идеи и которую мы широко привлекаем в своем исследовании.

..іногоаспектность темы "русская идея" порождала и разнообразные методологические приемы, опираясь на которые тот или другой исследователь указанной проблемы проводил свою работу.

Русскую идею невозможно представить в отрыве от России, ее нелегкой истории, наложившей на толкование этой проблемы разными мыслителями свой отпечаток, і.іногие исследователи полагают, что истоки нашей национальной религиозной идеи, взятой в широком культурно-историческом диапозоне восходят к "Слову о Законе и Благодати'"" киевского митрополита Илариона - выдающемуся произведению древнерусской истории. Представляя собой оригинальное изложение миропонимания того времени, "Олово" вместе с тем в высокохудожественной форде восславляет русскую землю.

Б "Слове о законе и благодати" Илариона впервые была дана периодизация мировой истории, в рамках которой Русь как .христианская страна занимает достойное место. Переход человечества от язычества к иуадизму, а затем к христианству рисуется автором "Слова" как тордествешое шествие по пути к Истине. Сопоставляя ветхий и Новый заветы, закон и благодать, Иларион обосновывает видение идеи Бога, согласующееся с кротостью, милосердием, любовью - радостным и свободным ощущением бытия, которому противостоит

Лосевий И.О. Характер русского народа. В 2-х кн.-'.'. ,1990; Хомяков к.С. О старом и новом.-.!. ,1988; Франк С. Русское миро-воззрение//об!цественные науки и современность.-1990.-№5; Цимбаев ІІ.Н. Славянофильство.-;,!. ,1933.

1. См.: Бердяев П.А. Русская идея//Вопросы философии.-1990.-

п-2.

2. См.: Иларион. "Слово о законе и благодати"//Русская ицея.-М._
1992.

фатализм и жесткая регламентированность иудаизма. Отмеченные философско-историчеокне и этические мотивы, пронизывающие, "Слово", служат основанием для исторического оптимизма, и во ui гом определяют высочайшие духовно-нравственные принципы русской идеи, которые на протяжении веков развивались в отечетсвенной философии, литературе, богословии.

В "Саморазвитии" русской идеи отразились многовариантності исторического пути Росси, пробуждение и рост русского национ-нального самосознания, пережившего значительный подъем в период 30-х - 40-х годов XIX века. То было время постановки и осмысления новых сложных проблем России, нашедших отражение в работах її.Чаадаева, Л.Хомякова, И.Киреевского, К.Аксакова, В.Белинского, А.Герцена, Н.Чернышевского.

Глубокое философское обоснование русская идея получила

в трудах Вл.Соловьева, который придал ей концептуальную форлу. В 1888 году в ііариже им был прочитан доклад под названием "Русская идея",в последствии опубликованный на французском языке. Основные положения доклада перекликаются с работой автора "Россия и Вселенская Церковь" (1039), также впє]: вые увидевшей свет не е России, а во Франции.

На родине мыслителя" Русская идея" была опубликована лишь после его смерти в журнале "Вопросы философии и психологии" (1909). Никакого национального самолюбования, самодовольства, кичливости в работах Соловьева, на наш взгляд, не было. Не наци ональная ограниченность, а способствование достижения культурно исторического единства человечества - вот в чем видит философ историческое назначение России.

"идея нагиш есть не то, что она думает о себе во времени, но то что Бог думает о ней в вечности"-,- подчеркивал Ил.Соловьев.

По многом аналогичный подход к разработке данной темы был присуд и Н.Бердяеву, труды которого, по нашему представлению, можно поставить на одно из первых мест в многочисленной литературе, посвященной русской идее. Творческое наследие (Тчілосо^а

I. Соловьев B.C. Русская идея//^оч.в 2-х т.-.і., Т98Ї.-..,.,'1.0.

являет собой глобальное видение народного .пуха, нашедшего воплощение в русской истории, ее философии, искусстве, православной религии, нравственности . Итогом многолетних разработок в этой области явилась написанная Бердяевым в 1946 г. книга "Русская идея". Однако интерес философа к судьбе России проявился намного раньше. Известный очерк Бердяева "Душа России" (І9ІО-І9І7) представлял собой первое обращение этого мыслителя к теме русской идеи. Особо выделяет философ вопрос о противоречиях русской .души, анализируемых в свойственной автору манере, широких исторических и теоретических обобщений, парадоксальных сопоставлений и параллелей, йилософско-психологических описаний .

Нужно оаметить, что большинство исследователей русской идеи в советский период отечественной истории своеобразие и глубину мысли Соловьева, Бердяева, да и многих других представителей русской религиозной и зарубежной философии воспринимали весьма поверхностно, оставаясь в плену официальных догм. За категориями Бог, Дух, .Іровидение, Царство Божье, Богочеловечество (которые часто использовались в трудах русских философов) следует видеть вещи гораздо более глубокие, чем то, что не принималось официальной ицеологиєй и догматизированньми учебниками по диалектическому и историческому материализму.

Другим существенным недостатком современных исследований русской идеи является сведение ее к какому-то одному из аспектов и возведение последнего в ранг абсолюта. Большинство современных дискуссий вращаются вокруг темы Запад-Восток и Россия. В связи с этим придумываются разнообразные абстрактно-отвлеченные схемы русской идеи, разрабатываются "культурно-воспроизвод-

I. См.: Бердяев Н.А. Русская ицея//Вопросы философии.-1990.-Н-2; его же. Душа России//Русская идея.-'Л. ,1992; его же. Судьба России.-:,1., 1990; его же. Истоки и смысл русского коммунизма. -1.,1990; его же. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы.-i1.!., 1990.

_ 8 -

водственные теории" развития России, реанимируются давно изжившие себя идеалы .

Нам представляется, что в поисках самоидентификации Россиі гораздо плодотворней было бы обратиться к бесценному богатству отечественной мысли, в том числе к таким ее мощным потокам как славянофильство, западничество, евразийство; к русской религиозной философии и к революционно-демократической мысли, не игж рируя самых разных философских направлений в нашей стране: и социалистической идеи, и философии всеединства, и идей русского космизма.

Нам надо отделить русскую идею от всего наносного, от не] держек как правого, так и левого толка, от нечестности и политі ческой конъюнктуры. Такая работа сегодня уже ведется".

Целью исследования является сопиально-философское осмысление основных проблем русской идеи в контексте прошлого, настоящего и будущего России. Это предполагает решение ряда кої кретных вопросов.

Основные задачи работы:

  1. доказать, что развитие русской идеи, связано с подъемом национального самосознания народа.

  2. Раскрыть высочайшие духовно-нравственные принципы русской идеи.

  3. Выявить специфические, самобытные стороны России и покг зать своеобразие культурно-исторического типа цивилизации сложившегося в нашей стране.

  1. См.: Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта.-В 3-х кн.-.'Л., 1991- Философия русской идеи": Россия и Европа ("круглый стол")//Общественные науки и современность.-199I.-№ 5; Критика исторического опыта. "Круглый стол ученых"//0б-щественные науки и современность.-1991.-Го-б; Острецов 3.0. "Русская идея как факт фальсификации//Русский вестник.-1992. -№ 1-44.

  2. См.: Русская идея.-М., 1992; Русская идея/Дезисы к УТ етегог ной конференции кафедры философии РАН.-,!., 1992; Судьбы России: взгляд русских мыслителей.-Гуманитарный центр РАУ.-/І., 1992; Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей

-Л.,1992; Троицкий E.G. Возрождение русской идеи. Сопиальнс философские очерки.-,!. ,199Т; Никулин А.И. Национальная политика России (история и современность).-.-!., І9УР.

4. Показать, что успехи социально-экономических преобразований в нашей стране достигались с испол ьзованием опыта других цивилизаций, но непременно на основе отечественных национально-исторических ценностей и традиций.

Методологической основой диссертации является единство логического и исторического подхода к анализу общественной мысли так или иначе связанной с темой "Судьба России и русская идея".

В процессе работы над диссертацией возрастающее значение уделялос ь пространственно-временному фактору для социально-философского анализа российской действительности.

Научная новизна работы заключается в попытке осмыслить проблемы русской идеи на основе синтеза разнообразных направлений науки: философии, социологии, истории, социальной психологии, политологии, экономики, культурологии, экологии, этнографии, теории права и государства.

..іногоаспектность, многофункциональность русской идеи потребовали комплексного подхода к осмыслению проблем личности, общества, государства, человечества, космоса на основе изучения различных направлений и течений общественной мысли России, Запада и Востока, но в основе исследования оставалась русская философия.

Практическая и методологическая значимость исследования

Ни в коей мере не претендуя на полную исчерпаемость предмета проведенного исследования, автор полагает, что материалы и результаты его работы могут оказаться полезны при разработке проблем самоидентификапии России, определении приоритетов национально-государственной политики страны.

,.1ы убеждены в том, что русская идея монет стать базой духовного возрождения народа России и вывода ее из сегодняшего кризиса.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры философии Российской академии управления, на научной конференции "Русская идея" кафедры философии Российской академии наук в декабре 1992 года, на межрегиональной конференции славянских народов, проходившей в г.Волгограде в 1992 году.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.