Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российская провинция как социокультурный феномен Сайко Елена Анатольевна

Российская провинция как социокультурный феномен
<
Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен Российская провинция как социокультурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сайко Елена Анатольевна. Российская провинция как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Москва, 1997. - 129 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ КОНЦА Х1Х-начала XX века: облик и образ 3

1. Понятие провинции. Провинция как социокультурная среда г 12

2. Личность и провинция "серебряного века" 31

Глава II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ 64

1. Социокультурная ситуация в российской провинции конца XX века 61

2. Личность и провинция: новый контекст 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

Список литературы 110

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Введение к работе

Обширное культурное пространство России представляет собой многоаспектное целое, включающее различные субстраты культуры. Среди них особое место занимает культура провинции, выдвинувшая из своей среды немало выдающихся личностей в отечественной, европейской, мировой культуре.

По ряду причин, в числе которых удаленность от столиц, культурных центров, провинциальная культурная среда никогда не претендовала на создание цельного, для всей России значимого культурного пласта, на воспитание талантов в завершенном виде, однако исторический опыт русской культуры свидетельствует о неисчерпаемости провинции как истока и почвы для рождения интереснейших литературно-художественных феноменов, формирования неординарных, талантливых личностей. Именно в провинции веками складывался и приводился в действие механизм преемственности, основанный на сохранении историко-культурных традиций, присущих данной провинции и в целом отечественной макрокультуре. Благодаря этому механизму создавалась сама система ценностей российской культуры, формировался ее генетический код. Эти особенности провинциальной культуры обуславливают перманентное проявление к ней интереса со стороны искусствоведов, публицистов, литераторов, историков, социологов. Основной темой в их дискуссиях становится феномен творческого "Я" провинциальной личности. С начала XX века она служит объектом научных исследований и продолжает быть образом в многочисленных художественных интерпретациях.

В настоящее время социокультурная роль провинции1 вновь актуализируется. Во многом это обусловлено поисками модели новой отечественной культуры в условиях всесторонней трансформации российского общественного бытия, обострившей в числе других и проблемы взаимоотношений культуры и личности, культуры центра и провинции. Ныне возникла необходимость в осмыслении и формировании достоверного представления о потенциале провинции, в налаживании того специфического механизма, который оказывает воздействие на развитие культуры индивидуальности в ареалах, удаленных от традиционных центров. Чтобы осознать проблемы и возможности современной провинциальной культуры, нельзя не обратиться к опыту ее бытования и развития в прошлые времена, отмеченные становлением рыночных отношений и не скованного догмами течением интеллектуально-духовной жизни, в частности, в годы, получившие название "серебряного века; и ставшие серьезным этапом в эволюции социокультурной среды не только столиц, но и провинции. Последовавшая за ними советская эпоха знаменовала собой утверждение кардинально иного типа развития отечественной макрокультуры и культуры провинции -жесткая нейтралистская "вертикаль" и содержательно-идеологическое однообразие обусловили разрыв пространственно-временной связи в бытии отечественной культуры: все ценное, что накопила провинциальная среда в дореволюционные годы, после октябрьских событий постепенно забывалось и во многом утрачивалось.

Сегодня чрезвычайно важно осознать: именно провинция спо-

1. Провинция в контексте данной работы понимается как социокультурный ареал, удаленный от центра (столицы), представляющий собой специфическую социокультурную среду, обладающую известным потенциалом для развития личности.

собна сейчас, как и сотню лет назад, обогатить отечественную культуру новыми индивидуальностями, ее историко-культурный опыт может подсказать перспективные пути и формы развития новой российской культуры. Это убеждение во многом и определило обращение к проблеме провинции в настоящем исследовании.

Состояние научной разработанности проблемы. Среди достаточно многочисленных работ, так и иначе затрагивающих тему культуры среднего и малого города, культуры деревни, большая часть ориентирована на историко-социологический анализ, исследований же культурологического плана заметно меньше. Из авторов, наиболее продуктивно работающих в названной проблематике, следует назвать Т.А.Алексееву, Н. .Анциферову, Т. .Анциферову, А. С.Ахиезера, О.В.Грицай, в. П.Даркевича, Г.З.Каганова, Г.С.Кнабе, С.Н.Комиссарова, Т.А.Кудрину, Н.М.Никулину, Э.А.Орлову, Е.Н.Рогова, С.Я. Сущего, Б.С.Хорева1. Прямое или косвенное исследование культуры провинции в контексте культуры "се-

1. См.: Анциферова Н., Анциферова Т. Город как выразитель сменяющихся культур. Л., 1926; Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта в 3-х тт. - М., 1991; // Город как социокультурное явление исторического процесса / Ахиезер А. С, Алексеева Т. А., Даркевич В. Л., Каганов Г. 3., Кнабе Г. С, Никулина Н.М. и др./ - М., 1995; Возрождение и развитие малых городов России. - М., 1994; Грицай О.В., Иоффе Г.В., Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. - М., 1991; Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного взаимодействия // Социс 1995, N 11. - С.26-34; Кудрина Т. А. Культура современной деревни. - М., 1980; Кудрина Т.А., Шендрик А.И., Комиссаров С.Н. Культура села: проблемы возрождения. - М., 1992; Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90-годов. - М., 1994; Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. - М., 1987; Рогов Е.Н. Атлас истории-русской культуры. - М., 1993; Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. -Ростов-на-Дону, 1994; Сущий С. Я. Пространство российской культуры /центры и ареалы/. Автореф.докторской дисс. - Рос-гов-яа-Дояу, іШ; Хорев Б. С. Проблемы городов. - itf., 1975; Хорев Б.С. Территориальная организация общества. - М.,

ребряного века" можно встретить в публикациях Л. П.Бурмистро-вой, В.А.Гиляровского, С.А.Глаголя, Б.И.Зингермана, Вяч.И.Иванова, Т.В.Ильиной, 0.Г.Ласунского, В. Г.Лейкиной-Свирской, ю.М.Лотмана, П.н.Милюкова, К.В.Мочульского, В.В.Набокова, М.Г.Неклюдовой, И.Ф.Петровской, В.В. Розанова, А.Топоркова, Б.Н.Чичерина, Г.И.Щетининой1 и других авторов. Материалы и выводы, содержащиеся в этих работах, были учтены в ходе подготовки диссертации. Рассматривая современное состояние социокультурной среды провинции, автор данного исследования также обращался к публицистическим изданиям, журнальной и газетной периодике, материалам социологических исследований.

Пожалуй, наименее разработанной стороной выбранной тематики является проблема личности2 в российской провинции и ее

  1. См.: Бурмистрова Л.П. Провинциальная газета в эпоху русских просветителей. - Казань, 1985; Гиляровский В.В. Москва и москвичи. - М., 1994; Глаголь С.А.Под впечатлением художественного театра. - М., 1902; Зингерман Б.И. Парижская школа: Пикассо, Модильяни. Шагал. Сутин. - М., 1993; Иванов Вяч.И. Лик и личины России: эстетика и литературная теория. - М., 1995; Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. - М., 1989; Лассунский О.Г. Литературно-общественное движение'в русской провинции. - Воронеж, 1985; Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М., 1981; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб., 1994; Меценаты и коллекционеры. - М., 1994; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1992; Мо-чульский К.В. Гоголь.Соловьев.Достоевский. - М., 1995; Набоков В.В. Лекции по русской литературе. - М., 1996; Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начале XX века. - М., 1991; Никитин В.П.Астрахань и ее окрестности. - М., 1981; Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России: вторая половина XIX века. - Л., 1Э79; Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993; Розанов В.В. Опавшие листья: лирико-философские записки. -М., 1992; Синий всадник. Альманах /Под ред.В.В.Кандинского и Ф.Марка/. - М., 1996; Чичерин Б.Н. Россия накануне XX столетия. - Берлин, 1900; Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции /вторая половина XIX века/. - М., 1995; Ярославль. Памятники архитектуры и искусства. - М., 1985.

  2. В данном исследовании автор разделяет понятие личности на среднестатистическую личность и Личность /личность с боль-шой буквы/ деятельную, творческую - неординарную в контексте отечественной культуры.

взаимоотношения с провинциальной социокультурной средой. Эта проблема и.стала для диссертанта приоритетной. Материалом для ее рассмотрения послужили мемуары, переписка, автобиографические заметки1. Исследование проблемы личности и культуры, личности и провинциальной культуры в широком философско-культуро-логическом плане и прежде всего - в аспекте свободы творческого выбора - предполагало обращение к работам Г.Зиммеля, А.Камю, С.А.Левицкого, Н.О.Лосского, Ф.Ницше, X.Ортега-и-Гассета, Ф.А. Степуна, З.Фрейда, М.Хайдеггера, А.Шопенгауэра, и другим произведениям мировой, отечественной философии, истории, психологии, культурологии2.

  1. Булгаков С.Н. Тихие думы. - М., Изд-во Республика, 1996; Бунин И. Автобиографические заметки. // Окаянные дни. -М.:Молодая гвардия, 1991; Добужинский М.В. Воспоминания. -М.: Искусство, 1967.; Шагал М.З. Ангел над крышами. - М., 1989.; Шагал М.З. Моя жизнь. - М.: "Эллис Пак". 1994.

  2. См.: Антология культурологической мысли. - М., 1996; Арта-новский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - Л., 1967; Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира. - М., 1987; Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. - М., 1986; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986; Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990; его же. Смысл истории. - М., 1990; Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1990; его же. На гранях логики культуры. -М., 1997; Боголюбова Е.В. Культура и общество. - М., 1987; Богораз^Тан В. Г. Распространение культуры на земле. -М.-Л., 1928; Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994; Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987; Га-чев Г. Жизнь с мыслью. - М., 1995; Гумилев Л.Н. От Руси до России. - СПб., 1992; его же. Ритмы Евразии, эпохи и цивилизации. - М., 1993; Гуревич П.С. Философия культуры. Введение в культурологию. - М., 1995; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991; Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т.1. Философия культуры. - М., 1996; Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л., 1987; Каган М.С. Мир общения. - М., 1988; Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990; Коган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург, 1992; Конев В.А. Социальное бытие искусства. - Саратов, 1975; Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997; Левицкий С.А. Трагедия свободы. Сочинения в 2-х тт. Т.1. - М., 1995; Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М., 1993;

Цели и задачи исследования

Основной целью диссетации является исследование и разработка новых подходов к проблеме культуры провинции. Приближение к поставленной цели потребовало решения ряда задач, из которых можно выделить:

разработку принципов типологизации провинции с точки зрения ее социокультурного контекста, а также типологизации провинциальной личности;

исследование динамики социокультурной среды провинции на временной дистанции, обусловленной чертами сходства (прежд-ще всего в контексте культуры) на рубеже XIX-XX и XX-XXI веков;

(продолжение сн.2 стр.7) Леонтьев К.Н. Записки отшельника. - М., 1992; Лосский Н.0. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М., 1995; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.. 1983; Межу-ев В.М. Культура и история. - М., 1977; Моль А. Социодина-мика культуры. - М., 1973; Ницше Ф. Как говорил Заратустра. - М., 1990; его же. Утренняя заря: мысли о моральных предрассудках. - Свердловск, 1991; его же. Философия в трагическую эпоху. - М., 1994; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М., 1991; Плотников С.Н. Проблемы социологии художественной культуры. - М., 1980; Померанц Г. Выход из транса. - м., 1985; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - м., 1986; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992; Степун Ф.А. Жизнь и творчество. // Русские философы. Антология. - М., 1994; Сумерки богов /Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр/. - м., 1989; Теории личности в западноевропейской и американской психологии. - Самара, 1996; Тонной А.Дж. Постижение истории. - М., 1991; Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. - Т.1,2. - СПб., 1991; Топорков А. Творчество и мысль. // Золотое руно, 1909, N 5; Фрейд 3. Художники и фантазирование. - М., 1995; Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1993; Шпенглер 0. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. - М., 1993; Юнг К.г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996.

- рассмотрение некоторых особенностей во взаимодействии
социокультурного механизма провинции и личности в различные
периоды развития российской культуры.

Исходной для данного исследования явилась идея понимания провинции как специфической среды, служащей почвой для российской культуры в целом и провинции как культурного пространства, в рамках которого формируется неординарная, выдающаяся творческая личность.

Методологической базой диссертационного исследования послужили произведения мировой и отечественной философии, истории, психологии, культурологии, теоретические разработки современных ученых, связанные с анализом социально-философских проблем культуры и личности, культуры и общества.

Научная новизна диссертации заключается в подходе к проблеме культурного взаимодействия российских центров и провинции в периоды, разделенные столетием, как к процессу дискретному, имеющему общие социокультурные корни и получающему новое развитие в современных условиях. Этот общий подход конкретизируется:

в новой концепции исследования понятий "провинция" и "провинциальная личность";

в предложенной типологизации провинциальной личности;

в попытке по-новому осмыслить и оценить роль культуры провинции и провинциальной личности в контексте отечественной макро-культуры.

Следует отметить, что провинциальная личность как самостоятельный феномен до этого почти не рассматривалась в работах культурологического и философского плана. Кроме того, провин-

циальное происхождение личности не исследовалось в качестве определенного социокультурного детерминанта, во многом обуславливающего будущее творческой судьбы этой личности.

Практическая значимость исследования состоит в осмыслении реального состояния и перспектив развития культуры современной провинции, а также в попытке прогнозировать ее творческие возможности. Достаточно важным представляется разрабатываемый в работе аспект взаимоотношений провинциальной социокультурной среды и личности, принадлежащей к различным историческим этапам - личности, выдающейся в контексте макрокультуры "серебряного века" и среднестатистической личности 90-х годов XX века. Такой подход позволяет проследить не только динамику развития самой личности, но и культуры исследуемых рубежных эпох. Сопоставление прошлого и настоящего в контексте культуры провинции может помочь при конструировании прогностической модели новой отечественной культуры, возможного социокультурного развития российских регионов.

Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы при исследовании обширного круга социально-философских и культурологических проблем, связанных с рассмотрением творческого потенциала личности в современной культуре, перспектив развития культуры и т.д. Материалы исследования могут найти применение в рамках преподавания курсов культурологии.

Апробация работе, Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседании проблемной группы по философии и культурологии и на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; на всерос-

сийской научно-практической конференции "Проблемы художественной интерпретации в XX веке" (Астрахань, Астраханская государственная консерватория, декабрь, 1995).

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. -М.: Вече. 1997. - Статьи, посвященные развитию художественной культуры "серебряного века" (2.5 печ.л.).

  2. Культура и личность: российская провинция "серебряного века" (0,5 печ.л.) - в печати (сборник РАГС).

  3. Образ провинции в художественной интерпретации XX века. Тезисы. // Проблемы художественной интерпретации в XX веке. Материалы научно-практической конференции. - Астрахань, 1995. (0,1 п. л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Понятие провинции. Провинция как социокультурная среда г

Понятие провинции, некогда обозначавшее в Древнем Риме подвластные территории (местность, находящуюся вне Италии), управляемые римскими наместниками, начиная с XVIII века служило в России определением административно-территориальной единицы. Уже в 1711-1712 годах в стране появляются отдельные провинции, число которых к 1719 году достигает сорока пяти. Каждая губерния подразделялась на разное количество провинций. Петербургская насчитывала одиннадцать, Московская делилась на девять, Киевская вмещала четыре провинции, Рижская - две и т.д. Во главе провинции стоял воевода, а в губернских городах правил губернатор, при котором находилась провинциальная канцелярия. Составной частью провинции являлись уезды (дистрикты) . Территориально-административное деление на провинции было упразднено в 1775 году "Учреждениями о губерниях". Несмотря на этот факт понятие "провинция"прочно вошло в обиход, обозначая с XVIII века и до сих пор места, удаленные от столиц, в которых течет заштатная, серая, захолустная жизнь.

Подобное понимание провинции было характерно для литературы, публицистики XIX - начала XX века, а также соответствовало бытующему среди столичных жителей мнению. Провинция и провинциальные нравы служили темой для сатирических жанров, являлись объектом для ироничных и гротесковых интерпретаций в художественных произведениях. Например, один из фельетонов Ф.Соллогуба начинается так: "... За Петербургом есть довольно обширное пространство, именуемое Россией. Это пространство разделяется на значительное количество губерний; в каждой губернии находится по одному губернскому городу. В числе губернских городов город ... отличается своим живописным положением, но вместе и некрасивостью зданий..." . Однако российская провинция, представляя собой определенную социокультурную среду, многообразна в своих видовых формах и является многосоставным целым. Оно включает в себя: города, "городки 1 ("местечки"), соответствующие в российском контексте губернским городам и уездам рубежа XIX-XX вв., а, с точки зрения современного территориально-административного деления - областным городам и городам-районным центрам. Ланные номинации относятся к типу "большой провинции", которому противостоит тип "малой провинции", включающий деревни и поселки. Кроме того, в эпоху "серебряного века" и предшествующих ему лет существовал еще один тип провинции, включающий поместья (усадьбы). Этот тип является промежуточным между "большой" и "малой" провинцией.

В иерархии типов провинции особое место принадлежит городу. Провинциальный город составлял существо провинции как культурной среды, поскольку концентрировал в себе различные направления в культуре, как исконные, традиционные для данной провинции, так и пришедшие извне, например - из столиц. С понятием "провинциальный город" связана судьба многих Личностей (личностей "с большой буквы"), выдающихся, внесших значительный вклад в отечественную и мировую культуру.

Феномен города был привлекателен во все времена - его исследовали, изучали, описывали историки, литераторы, философы, художники и т.д. В какой-то мере образ города - из категории вечных, в творческих и научных концепциях. Среди философс-ко-социологических теорий о городе достойна особого внимания работа м.Вебера "Город". Хотя, веберовская концепция города основывается преимущественно на его социо-экономическом и политическом значении (социокультурный образ города автором не интерпретирован), типология города, данная М.Вебером, весьма актуальна для российских городов конца XIX начала-ХХ века. Ведь каждый российский город - это многообразный конкретно-исторический феномен, а множество отечественных городов соответствует определению Вебера, согласно которому, город - это "поселения с сильно выраженным торгово-промышленным характером"1

Личность и провинция "серебряного века"

Обращение к проблеме культурного субстрата провинции, наряду с исследованием российской провинции как определенной социокультурной среды, способной сформировать Личность, предполагает также и рассмотрение самой Личности в контексте ее взаимоотношений с провинцией. Подобный ракурс исследования позволит добавить ряд интересных штрихов к портрету российской провинции периода конца XIX - начала XX в., познать ее внутренний облик и особенности того механизма, который сообщает российской провинции неповторимый статус в системе отечественной и мировой макрокультуры, а также понять причины самовоспроизводимости провинциальной- социокультурной среды.

Ранее нами была предпринята попытка типологизировать то "обширное пространство", которое издавна называлось российской провинцией. Выделив в качестве основных номинаций провинции такие составляющие как город, городок, "местечко", усадьбу (поместье) деревню (поселок), мы пришли к выводу, что каждая из них может соответствовать понятию "малая родина" по отношению к определенной Личности. Каковы же типы Личности, взаимодействующей по тем или иным причинам с провинцией, будучи включенной на конкретном этапе своей жизни в социокультурный контекст провинции? Достаточно просто при типологизации прибегнуть к "территориальному" критерию - городу в провинции будет соответствовать "городская Личность", деревне - "деревенская Личность" и т.д. Однако, такой принцип дифференциации Личности вряд ли целесообразен.

Более универсальным критерием в типологизации Личности в данной ситуации представляется следующее: мотивы (причины), связывающие Личность с провинцией и фактор времени - период пребывания Личности в провинции. Опираясь на эти моменты, можно условно определить два основных типа Личности в контексте ее взаимодействия с провинцией: "Личность экспровинциальная" и "Личность интропровинциальная".

Данные типы Личности предполагают разнонаправленные устремления не только в сфере творчества, но и в создании персонального мифа. И та, и другая Личность по-своему участвуют в индивидуализации культуры в целом - российской культуры. "Экспровинциальная Личность" при этом, восприняв ряд черт, характерных для социокультурной среды своей малой родины, опосредует их в творческой деятельности, которая постепенно становится достоянием отечественной, европейской или, возможно, мировой культуры, придавая ей неповторимое лицо. "Интропровинциальная Личность", часто уже являясь сформировавшейся индивидуальностью, собственной деятельностью в провинции способствует восполнению "потерь", которым подвержена социокультурная среда в связи с миграцией "Личности экспровинциальной" (как правило, миграция происходит в направлении "столиц"). Кроме того, появление новых свежих творческих сил в провинции, обусловленное прибытием в нее Личностей, придает процессу воспроизводства социокультурной среды качество непрерывности.

Механизм взаимодействия Личности с социокультурной средой провинции целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть на конкретном биографическом материале, используя факты и сведения о жизни и деятельности Личностей, имеющих отношение к обозначенным нами типам.

Среди Личностей, включенных в процесс становления культуры "серебряного века", можно найти множество признанных в отечестве и за его пределами имен талантливых и гениальных художников, писателей, поэтов, философов, музыкантов, актеров -провинциалов по рождению. При всем различии судеб, истоки и направления их жизненного и творческого пути весьма схожи.

Они таковы: российская глубинка, неродовитость происхождения, средний материальный достаток семьи, стремление к индивидуализации собственного "Я", поначалу робкие, но впоследствии настойчивые проявления желания жить иначе, чем живут вокруг, быть может осознанное стремление вырваться из провинции (ради творчества). В то же время такой Личности при всех сво-бодолюбимых устремлениях, была свойственна любовь к малой родине, обусловленная прежде всего чувствами к семье, постепенно переходящая в осознанную почвенную связь с этой средой, которая наряду с родным домом, призвана участвовать в судьбе Личности.

Социокультурная ситуация в российской провинции конца XX века

Под провинцией в России в 90-е годы традиционно понимается вся территория, которая находится за пределами столиц. Однако пространство, расположенное вне Москвы и Петербурга, именуемое Россией, уже не является столь обширным, как это было в период конца XIX - начала XX века. Ряд политических событий повлияли на территориальные масштабы российского государства1. В то же время, интерес к проблеме провинции в политическом, экономическом, культурном аспектах к концу XX века значительно возрастает, достигая той степени, которая характеризует отношение общественных деятелей, творческую интеллигенцию к феномену провинции в эпоху "серебряного века". Следует заметить, что провинция в настоящий период входит в разряд реабилитированных понятий. Как известно, в советское время в нашей стране не существовало провинций - ни в территориальном, ни в политическом, культурном, социально-экономическом смысле, - была столица (причем одна, а не две, в отличие от начала XX века), за ней - республики, края, округа. Однако, между столицей и всем остальным пространством ощущалась явная разница, носившая выраженный социально-сословный характер. Все, что находилось

1. Имеется в виду распад СССР, образование СНГ. - Е.С. за столицей, и все ., кто проживали вне ее, представляли собой в определенном смысле "второсортную" часть народа, вынужденного многим поступаться, но более или менее исправно обеспечивать город-мегаполис (столицу и крупные города - столицы республик, краев) не только "хлебом единым", а также - пополнять его социокультурный потенциал. Политика "стирания граней" предполагала лишь меры по внешнему сближению жизни деревенской и городской, но это решало только некоторые внутренние проблемы провинции, в то время как реальная пропасть между столицей и "не столицей" все более углублялась. Хотя, будет справедливым заметить, что именно в течение семидесяти советских лет в российской провинции была, в частности, создана прочная инфраструктура культуры, сложились определенные институты образования и культпросвета, а также система управления ими, которая в целом сохранилась и до сих пор.

Российская провинция как социокультурное пространство к концу XX века представляет собой многосоставное целое, включающее как и в эпоху "серебряного века" города, поселки (городского типа) и деревни. Провинциальные города (крупные, средние, малые) образуют тип большой провинции, деревни и поселки относятся к типу малой провинции. Определения "большая" и "малая" провинция, в данном случае обусловлены особенным положением города в иерархии типов провинции. По аналогии с "серебряным веком" в конце 90-х годов город является основной социокультурной среды российской провинции. Это во многом объясняет интерес к проблеме города со стороны философов, социологов, культурологов, экологов и др. Ряд современных отечественных исследователей выдвигают концепцию города как многомерного и сложного социокультурного механизма. Например. Э.Сайко отмечает, что современный город - "это сложный социальный организм, который воспроизводит не только условия функционирования, но и условия более активного развития субъектов города, роста их творческих возможностей, обеспечивает усиление и уплотнение контактов, усиление разнообразия действия и общения, а значит, углубления самоопределения и индивидуализации их1". По мнению А.Ахиезера, мгород - фокус урбанизационного процесса... Специфика (города) раскрывается в ряде важных культурных признаков:

1) Открытость города, его способность преодолевать собственную ограниченность; ...включать в свою сферу новых людей, распространять свое влияние на новые территории.