Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональная специфика как проблема философии культуры (на материале Вьетнама) Хо Ши Куи

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хо Ши Куи. Региональная специфика как проблема философии культуры (на материале Вьетнама) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ростов-на-Дону, 1992.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В условиях нарастающее информационной революции общие тейп мировой цивилизации сокращает интервал между культурами различных регионов Зеыли. Однако в результате этого многие характерные для отдельных регионов культурные проблемы теряет оотроту, но, с другой стороны, возникает и усложняются новые проблемы, выражающие соотношения иевду региональными и глобальними аопектами культуры.

Увеличение степени цивилизованности регионов, раньше очи-тавшихоя ототалыми, в определенной мере разбудило самосознание развивающихся стран. В этом процеосе национальная самобытность и региональная специфичность культуры, естественно, становятся "знаменем" национального суверенитета отран третьего мира. Вмес-те о возможностью переоценки региональной культурной специфичности возникает и тенденция (обычно неосознанного) преувеличения национальной самобытности культуры. Более того, в нынешней мировой обстановке, особенно в ситуации, вызванной разрушением системы "проооветоких" обществ, региональные и национальные проблемы выявились как многообразные, напряженные и длоишв, отав особенно мучительными для исследователей. Едва ли в этом олучав концепция культурной самобытности будет ценной для общего развития культуры, еоли она построена исходя из оппозиции региональных и общечеловеческих цеиноотей. Проблема состоит в том, кал сделать, чтобы в общем вкладе в человеческую культуру больше была доля самобытных явлений. Каждое из них, в любом олучае, долино было бы соответствовать общечеловеческим ценностям и про-никатьоя этики ценностями.

Более того, даже в самой философе ко-культурологической теории еоть некило вопросов, выяснение которых имеет серьезное

значение для практической деятельности. Эти вопроси такова:

Со каким специфичесЕнк качествам определенные явления культуры считается самобытными? Является ли специфически-самобытное единым в связи о особенным я ваеосцяк в культуре вообще или в связи с однообразными явленияки культуры?

Калик образом ценности єдиної к целостное мировой культуры влияют на региональную культуру так, чтобы пооладняя приобретала общечеловеческую направленность, одновременно оохреняя собственное своеобразие?

Создание в нынешнем Зьетнаме новой культуры, которая долина гармонично сочетать традиционные ценности о современностью, является непростои задачей, поставленной требованиями стратегии развития общества. В последнее время процесс возрождения конфуцианства в азиатских странах системы НИС (новые индустриальные страны) вместе о мощным влиянием современных западных культурных ценностей заставляет исследователей обратить пристальное вникание на проблему регионального ж общечеловеческого в культуре. Сегодня перед политиками к теоретиками встало немало мучительных вопросов. Нужно ли возрождение конфуцианства - учеажя, недавно считавшегося устарешкм? Можно ли ограничить свободное проникновение экзогенных ценностей - тех, которые зачастую становятся причиной разрушения положительных традиционных ценностей? Какие терты к явления в национальной культурной традиции нужно сохранять и поощрять, а такие какие не могут существовать, даже являясь позитивными? С методологической точки зреиия дело в ток, что любая технология процесса изучения не гарантирует от попадания на орбиту крайней националистической позиции.

Итак, каким образом необходимо оценивать самобытность и специфичность национальной культуры для того, чтобы разум оудид

- 5 -объективно и избежал овибок? Сказанное, думается, позволяет конкретизировать актуальності темы.

Степень разработанности проблемы

Синтетическая проблематика культуры многие годы активно разрабатывалась в различных, особенно социально-философски аспектах. В рамках марксистской парадигмы советские учение доотиг-ди немалых уопехов в теоретических вопросах культуры: о сущности культуры, об отношении материальной и духовной культуры; о культуре и ценности и цинилиэации; о типологии культуры и т.д. Эти доотикения связаны прежде всего с такими именами, как С.Н.Арта-вовский, А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Ы. 11.Бахтин, Е.В.Боголюбов, Ю.В.Бромлей, П.П.Гайденко, А.Я.іУревич, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин, Э.В.Ильенков, Ы.С.Каган, В.С.Библер, С.М.Ковалев, А.В.Хукаркин, Е.Я.Режабек, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Э.С.Ыар-карян, В.М.Межуеа, Н.З.Чавчавадзе и другие.

Во Вьетнаме такими вопросами занимались By Хиву, Та Ван Тхан, До Ха и некоторые другие.

Что каоаетоя специфичности и самобытности культуры, то, в определенной степени, они рассматривались такими авторами, как С.Н.Артановский, Б.С.Ерасов, Н.Н.Моисеев, А.С.Мильников, Г.П.Чуб-кова, С.А.Арутюнов, СП.Сенокосов, Данг Нгиги Ван, Сам Хонг Тхаи, До Ха и другие. В рамках международной программы исследования культуры ШЕСКО специфичность и самобытность культуры как "жизненное ядро культур", "один из движущих принципов истории" были предложены для изучения в междисциплинарном порядке, И, проводимая в различных регионах, эта программа принесла уже свои результаты.

Однако следует обратить внимание на то, что бользинство существуиїїих исследований этой проблемы обычно трактовались о

этнографической, культурно-ооциологвчеокой или общекультурной стороны. Соотношение общечеловеческой в региональной культуры как фвлооофсдая проблеиа специально не рассматривается. Взаимодействие региональных в общечеловеческих ценностей также не стало центром философского акализа. Зачастую изучение проблемы шло косвенным путем.

В ранках социально-культурных наследований стран третьего мара, а оообенно восточно-азиатского региона, проблеиа культурного "генотипа", присущего вооточным циввлвзацияи, а влияния вх традиционного наследия на развитие современного boot очного ойце-отва, конфуцианства, буддизма и т.д. были рассмотрена такими авторами, как Н.И.Конрад, Б.Б.Пиотровский, А.Д.Литман, Н.Т.Федора нк о, Л.З.Эйдив, Б.С.Ерасов, Г.Г.Стратанович, З.Г.Лапина, U.E. Трагубенко, В.Г.Буров, Г.Ким.

Проблемы вьетнамской культури а ее самобытности, наохолько извеотно, еще не оовещались специально в ооветокой литература, хотя о вьетнакоком обществе вообще било немало написано советскими авторами. Другие ее иностранное авторы рассматривали вьбткамокув культуру в основном о исторической и общеооцвально-культурной стороны. Некоторые описания черт самобытности вьетнамской культуры вообще носят косвенный характер.

Во Вьетнаме в дооледнее время дискуооия о "специфическом колорите национальной культуры" привлекала внимание обществоведов, хотя до оах пор была опубликованы редкие отатьа, непосредственно затрагивающие проблему. Более того, в исследованиях ера ктически отсутствуют культурологвчеокае аспекты. Однако надо от

I. Например, В.Н.Мазырина, Е.П.Глазунов, М.Е.Тригубенко, Н.А.Ме каров, Я.Н.Пивоваров, Г.Г.Стратанович, М.П.Исаев, СЯ.Михееі В. А. Креме шш, И.Лиоеввч, Н.И.Никулин.

- 7 -метить, что начальные изыскания такім авторов, кан Чан Динь Хыои, By Хьиеу, Чань Куоя Внонх и др. были небезосновательны.

Теоретическую и методологическую основу диосертации составляет рационалистическая методология, в основе которой лекат общедиалектические принципы, так и теоретические поисковые работы, рассматривающие ооциально-культуріше явления под другим углом зрения. Широко используется в работе опит кучьтурологического анализа оовет.оких учених, в котором имеются необходимые предпосылки для исследования соотношения региональной и общечеловеческой культур в контексте проблемы самобытности культуры.

Цель и задачи диссертационного исследования В работе поставлена следующая цель:

- В рамках актуальных проблем, поставленных в дискусси о
специфическом колорите национальной культуры во Вьетнаме, попы
таться рассмотреть его о философской стороны, рассматривая соот
ношение регионального а общечеловеческого характера культуры при
их фиксации в орбите проблемы культурной самобытности и специ
фичности.

Достижение поставленной цели предполагает {«иение следующих задач:

охарактеризовать влияние конфуцианства и буддизма на вьетнамскую культуру (в прошлом и настоящей) как двух c;imux крупных религий, издавна существующих во Вьетнаме; рассмотреть их культурные особенности;

выделить отличительные черты вьетнамской культуры, особенно ТЄ, KOTOpue ОПриДеЛЄІШ буДДИЗМОМ И КОНфуЦКіі1СТВОМ К ИХ Blitll'JJO-

дейстлиек о народной культурой;

- рассмотреть традиционную вьетнамскую культуру в сьлэи с
современностью. Пго'іналг.ь;іроі«;іть гшрогитки и преимущества троди-

- 8 -ционной культуры в процессе модернизации культуры во Вьетнаме;

- осмыслить региональную культурную специфичность как при
сущую культуре обусловленность.

Научная новизна представленной работы состоит в следующем:

Показано, что единая общечеловеческая культура существует в многообразии черт, присущих различным субъектам культурно-исторического процеооа.

Определено, что наряду о культурами "глобальною характера" (Запад-Восток), культурами этнооа, класоа, государства чертами специфичности, самобытности, уникальности обладает культура крупных регионов, субконтинентов, группы родственных этнооов и т.д.

Выяснено, что на формирование региональных особенностей культур существенное воздействие оказывает функционирование в духовной жизни на протяжении ряда столетий тех или иных конфесоий

Проведено сравнительное рассмотрение воздействия буддизма и конфуцианотва на духовную культуру Вьетнама, формировавшуюся под воздействием двух мощных цивилизаций (китайской и индийокой) и утвердившей на основе народной традиции собственное своеобразие

Доказало, что известная эклектичность и маргинальнооть современной вьетнамокой культуры еоть результат исторической инерции, консервативности традиционных моментов.

. *

- Высказана гипотеза о возрождении конфуцианотва и его воз
можности вписаться в требования, представленные к культуре при
вхождении и XXI век.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- Мировая культура целостна и едины, выражая особенности
сытия рода людей. Вместе с тем ока представлена трудноисчиоликнк
тої ооораэи.ек конкретных субъектов культурно-исторического про-

- Э -scoa разного уровня - от отдельных личностей до групп иироких 5щяоотей. Каадая из этих групп внооит в общечеловеческую куль-Гру овои особенные черты, специфику, своеобразие.

- Наряду о этносами, влаооами, профессиями, поло-возрастнн-
и группами определенным своеобразием, специфичностью обладают
згиояальяне субъекты. Одними из таких географически очерченных

культурно самобытных регионов является Вьетнам, чья культура, аэвшзаясь на собственной основе, испытывала мощное воздействие вух великих цивилизаций - китайской и индийской.

- Общечеловеческие черты культура специфически проявляются
региональной культуре через призму особенностей ее природной

реды, хозяйственного развития, граиданояой истории и особенно од воздействием тех духовных сил, которые связаны о влиянием оопедотвующих религий тех или иных конфеоскй, степени ее 303-ейотвия на народный быт а правы, традиционные культурные сте-еотшш и нормы.

- Для понимания самобытности развития Вьетнама, раооыатри-аемого как культурный регион, ваяно выяснение история взаимодей-твая и взаимопроникновения народних традиций о конфуцианотвом и іуддязмом. Именно это взаимодействие дает ключ к пониманию уни-альнооти духовных ценнезтей вьетнамокой культуры.

- Буддизм и конфуцианство в условиях Вьетнама претерпели
шределенные-изменения. Они стали "вьетпамнзироваяными? взаимо-
іровикают о народными традициями и патриархальными верованиями.
,'оврекеняая вьетнамокая культура еєоєт в себе черты некоторой
іялектичнооти и каргинальнооти, в нее проникают еБропоизирован-
ше фравменты, вдет перемешивание разнородных культурных эле-

ІЄНТ03.

-10-- Существенно значимы» вопрооом современной вьетнамской культуры стала проблема судьбы конфуцианства. Факты показывает, что конфуцианство обнаруживает возможность гальванизации и приспособления к динамичной картине современной мировой цивилизации оно монет впиоаться в современную культурную жизнь Вьетнама и найти в ней место, отвечающее специфике его культурно-исторического развития.

Теоретическая и практическая значимость работа
Результаты диссертационного исследования могут быть иополь-
зованы в вузовских курсах философии культуры, во всех курсах,
посвященных проблемам оамобытнооти культуры: ее регионального
общечеловеческого характера, в практике диокуосий о самобытном
колорите вьетнамской культуры, при организации философских ис
следований.
.

Апробация работы,

Иоходные положения работы были апробированы на научных* конференциях Госинститута философии, Ханой, 1988, 1989 гг.; были опубликованы в исследовательских журналах: "Вопросы филооофни" (Ханой, 1986, » 2) и "Исследования культуры в иокуоотва" (Ханої, 1988, Л 3) и в некоторых других журналах и газетах во Вьетнаме.

Объем и отруктура работы

Диосертация соотоит из введения, 3 глав, заключения, что составляет 121 страницу машинописного текота, и спиока литературы, включающего 102 наименования.