Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительская мысль в Якутии: предпосылки и социально-философская сущность Лыткина, Клара Прокопьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лыткина, Клара Прокопьевна. Просветительская мысль в Якутии: предпосылки и социально-философская сущность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Якутск, 2000.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/227-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления содержания и специфики просветительской мысли в.Якутии в периоды исторических процессов демократических преобразований в социально-политической истории России.

Специфика предметного исследования проблемы просветительства требует комплексного подхода к анализу общих закономерностей его развития и его этнорегио-нальных особенностей.

Являясь закономерным порождением восходящего развития буржуазного общества, концепция Просвещения, впервые поставила проблему переустройства общества на идеалах просвещенного разума.

Но с изменением основ мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1 вв. многие аспекты концепции Просвещения и просветительской мысли народов нуждаются r новом видении, синтезирующем в себе обобщения изменений социально-исторических процессов в различных регионах мира.

Демократизация мировой общественной системы сопровождается с процессом разрушения устаревшей универсалистской и становлением новой культурно-исторической парадигмы цивилизационного развития. В этом процессе тема разрыва и взаимосвязи типов цивилизаций осмысливается как проблема сохранения мировой истории как единого всемирно- исторического процесса.

В отечественной науке в подходах к субстанции постпросвещенческой парадигмы социокультурного развития исторического процесса не достаточно проработана его методологическая аргументация.

Определение новых критериев общего видения исторического процесса является прерогативой философии истории, призванной объяснять природу таких сложных явлений мировой истории как его переходные периоды, в том числе и проявлений его более абстрактных сущностей, к которым относится развитие просветительской мысли народов. Эти явления "... не могут быть поняты в рамках внеисторического изучения "общества вообще" и отдельных типов его организации" (К.Х. Момджян). В этом русле явления, обусловленные объективными факторами модернизации социальной системы, сопряжение общероссийских и региональных социально-политических процессов с общемировыми требуют уточнения концептуальной природы новой волны Просвещения, ибо общие закономерности и специфические особенности соотношения демокра-

тии с социальными преобразованиями находят свое выражение и применительно к на-ционатыю-специфическим условиям развития народов, входящих в социально-политическое пространство России.

Выбор темы исследования представляется актуальным также и в свете инвариантности принципа общечеловеческих ценностей как исходных оснований развития современной общественной системы, задачам, которые были поставлены просветительской идеологией во многих регионах мира еще в период перехода от феодализма к капитализму.

Исследование зарождения и развития просветительской мысли народов, этнопо-литическое самосознание которых сформировалось в контексте имперской истории России и развивалось в последующем в исторически переломные периоды трансформации политической системы российского общества, имеет непосредственное практическое значение в связи с выходом народов на новый этап самоопределения, углублением его формы и содержания в процессе становления гражданского общества.

Степень разработанности темы. В доперестроечный период развития философской науки постсоветского пространства, феномен Просвещения и просветительской мысли народов рассматривались в контексте анализа проблемы единства историко-философского процесса.

В работах И.Я. Щипанова, Ш.Ф. Мамедова, П.С. Шкуринова, Н.С. Козлова, А.Т. Павлова, A.M. Богоутдинова, К.Б. Бейсембиева, О.А. Сегизбаева, С.Х. Сатыбековой, А.В. Сагадеева, Т.Т. Тажибаева, А.П. Савицкого, А.Х. Вильданова, Р.Х. Хашхожевой, М.З. Тутаева, В.А. Куманева, СМ. Михайловой и др., посвященных развитию русской просветительской мысли и многих народов бывшего СССР, проблема просветительства концептуализирована в русле марксистской методологии, противостояния марксистской парадигмы "буржуазной" идеологии.

Вместе с тем в литературе, посвященной изучению исторической типологии развития просветительской мысли народов из общего контекста единства историко-философского процесса, выпадала оценка специфики философии истории, определяющей становление, механизмы и фазы эволюции как явлений, так и всего всемирно-исторического процесса как прогрессирующего восхождения человеческого духа к свободе, к самоопределению. Примером характеристики явлений подобного рода могли бы послужить "идея истории" Г.В.Ф. Гегеля, открывшего смысл истории в эволюции "идеи свободы" или права, и трактовка феномена Просвещения, данная английским историком Р.Дж. Коллингвудом как попытки человеческой воли секуляризиро-

вать все области человеческой мысли и жизни, и потому не являющаяся исключительной прерогативой какого-то одного века. Его черты зачетны в любую эпоху.

В марксистской концепции Просвещения предполагалось, что просветительство являегся характерным явлением эпохи перехода от феодализма к капитализму и потому не свойственна последующим этапам исторического процесса. Но уже процесс модернизации типа социальности мировой системы и государств постсоветского пространства, связанных с переходом на новый виток цивилизационного развития, заставляет по новому переосмысливать теоретическую базу марксистской концепции Просвещения. Оно включает и проблему развития просветительской мысли народов, в которой идеи демократии и свободы идентифицируются с образованием национальной государственности.

В социальной философии на современном этапе осмысление концепции Просвещения и проблема развития просветительской мысли народов в должной мере не актуализирована, о чем свидетельствует отсутствие фундаментальных исследований по данной теме.

На региональном уровне определенную разработку в литературе получили исследования, рассматривающие как отдельные аспекты развития просветительской мысли народа саха, так и отмечающие этапы ее становления и развития.

В эпоху социализма идеологические императивы классового подхода способствовали сужению тематики и спектра круга изучаемых проблем философской и исторической научной мысли республики. Из доперестроечного этапа развития философской мысли в Якутии, к концептуальному видению развития просветительской мысли якутов принадлежат исследования Г.П. Башарина, А.Е. Мординова и Д.С. Макарова.

Историческим и общественно-политическим аспектам изучаемой проблемы посвящены работы А.П. Окладникова, С.А. Токарева, СВ. Бахрушина, В.Н. Иванова, Ф.Г. Сафронова, З.В. Гоголева, Г.П. Башарина, Г.Г. Макарова, М.М. Федорова, Е.Е. Алексеева, Е.С. Шишипша, Ю.Д. Петрова, П.С. Троева и др.

Демократизация указывает на то, что идет процесс переосмысления классической, просвещенческой культурно-исторической парадигмы социального развития. Это явление расширяет поле изучаемых проблем социальной философии, что находит отражение и в анализе новых вопросов в концепции постпросвещения, и в развитии просветительской мысли в Якутии на рубеже XX-XXI вв.

По вопросу о конституционных основах укрепления национальной государственности и теории федеративных отношений выделяются труды В.М. Власова, В.Н.

Иванова, А.Г. Новикова, Е.М. Махарова, Д.Н. Миронова, В.Д. Михайлова, Т.П. Родионова, М.М. Федорова, М.М. Хатылаева и др.

С изменением основ общественной организации по новому высветились дилеммы этнокультурной проблематики. Различным аспектам данной проблемы посвящены исследования Т.В. Аргуновой, М.Н. Борисова, П.П. Борисова, А.Д. Бравина, Р.И. Бра-виной, А.А. Бурцева, В.В. Винокурова, У.А. Винокуровой, А.И. Гоголева, С.Н. Горохова, К.Д. Дьячковского, А.И. Егоровой, Г.А. Иванова, B.C. Луковцева, П.С. Максимова, А.Г. Новикова, А.П. Оконешниковой, Ю.Д. Петрова, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, А.С. Саввинова, И.Е. Спиридоновой и др.

Проблемам функционирования модели рыночной экономики, специфике хозяйственно-экономических отношений в регионе, концепции труда и занятости посвящены работы Е.Г. Егорова, П.И. Докторова, Ф.С. Донского, Х.Н. Дьяконова, А.А Кугаевско-го, Т.М. Михайловой, И.Е Томского и др.

Проблеме глобальной экологической безопасности общественной системы и се региональных аспектах выделяются работы Н.Н. Кожевникова, Н.С. Павловой, Б.Н. Попова, И.И. Поисеева, В.К. Поповой, О.Н. Толстихина, А.И. Шургиной, Е.Н. Федорова и др.

Об аспектах новой образовательной парадигмы, специфике национальной методики образования появились работы Е.П. Жиркова, СМ. Петровой и др.

В то же время, несмотря на значительный вклад в изучении отдельных проблем современной просветительской мысли в Якутии, в научной мысли республики не достаточно прорабатывается изучение проблемы в целом. Этим и определяется проблемное поле диссертационного исследования.

Цель исследования - посредством философско-исторического подхода провести анализ общих закономерностей формирования и специфических особенностей модели функционирования просветительской мысли в Якутии и определить ее сущность в условиях демократизации общества на современном этапе.

Реализуя поставленную цель, диссертант ставит решение следующих задач:

  1. Определить социально-исторические и общественно-политические условия зарождения якутского просветительства;

  2. Охарактеризовать цивилизующую роль процесса христианизации и ее влияние на формирование просветительской мысли в Якутии. Обосновать роль христианства как мировоззренческого посредника в исторической миссии распространения в якутском обществе общеевропейских социокультурных ценностей;

  1. Раскрыть культуротворческое влияние деятельности ссыльно-носеленцев на структуру духовности якутов и на изменение их монопрофильной специфики жизнеобеспечения;

  2. Выявить особенности просветительских идей первых представителей якутской национальной интеллигенции;

  3. Установить характер проблемы самоопределения саха на различных этапах процесса национально-государственного строительства в Якутии;

  4. Эксплицировать демократическое содержание просветительской мысли в Якутии в условиях становления национальной государственности, модернизационных процессов и глоб&тизации социальной системы.

Объект исследования - социально-историческое и соцналыга-философское содержание якутского просветительства.

Предмет исследования - этнорегиональные особенности просветительской мысли в Якутии в контексте исторических форм трансформации политической системы российского общества.

Концептуальную и методологическую основу исследования составили исто-рико-логический, формационпый и цивилизационный подходы, диалектика единичного, особенного и общего, философия истории Гегеля в евразийском контексте, историософия постпросвещенческого культурно-цивилизационного плюрализма.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней осуществлен анализ общих закономерностей развития и этнонациональных особенностей функционирования просветительской мысли в Якутии в условиях исторической трансформации политической системы Российской Федерации. Теоретическая новизна исследования заключается в том, что:

  1. Сделан историко-логический анализ исторических, социально-экономических и общественно-политических условий зарождения просветительской мысли в Якутии;

  2. Выявлен культурообразующий характер процесса христианизации и деятельности ссыльно-поселенческого "отряда" населения области на процесс развития новых форм жизнедеятельности и в структуре духовности народа саха;

  3. Выведено основное содержание якутского просветительства, связанное с борьбой лидеров национального движения за самоопределение в форме национальной государственности;

  4. Определены основные этапы развития просветительского и национально-освободительного движения в процессе становления национальной государственности;

  1. Выделены отличительные черты якутской просветительской мысли в условиях советизации области и в период начальной стадии становления тоталитарной системы;

  2. Выявлена специфика просветительской мысли в условиях суверенизации, ключевое содержание которой составляет идея выживания, гражданского согласия и устойчивого развития как необходимых предпосылок развития национальной государственности в системе российского федерализма, в контексте мировой цивилизации.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в качестве методологического ориентира в исследовании просветительской мысли в Якутии и в учебно-методической работе по социальной философии, социально-политической истории Якутии, политологии, культурологии и этнологии.

Апробация работы. Концептуальные основы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Якутского государственного университета. Основные положения диссертационного исследования отражены в тезисах докладов и выступлений на региональных научно-практических конференциях: "Логос. Культура. Цивилизация" (1993, 1997,1998). Фрагменты диссертации отражены в сборнике: "Общество и власть" Якутск, 2000 г. Выпуск I, Выпуск II. Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Основное содержание диссертации